Политические процессы на Украине и их влияние на позицию действующего руководства
Выдвижение Олега Шамшура на пост главы МИД не приведет к пересмотру внешнеполитических приоритетов Киева.
17 марта президент Украины Виктор Ющенко внес на рассмотрение Верховной Рады кандидатуру Олега Шамшура (посла Украины в США) на пост министра иностранных дел. Формально внесение кандидатуры нового шефа внешнеполитического ведомства страны означает сохранение текущей линии Киева на структурирование стратегических отношений с Западом, несмотря на очевидные просчеты, допущенные с 2007 года. Так, о персоне Шамшура 20 марта позитивно отозвался посол США на Украине Вильям Тейлор, а сам претендент на пост главы МИД в тот же день заявил, что членство в НАТО принесет стране положительные изменения в экономике и поможет развитию демократии. Показательно, что предыдущий шеф внешнеполитического ведомства Владимир Огрызко, отправленный в отставку решением Рады 3 марта, не оказался в кадровом резерве, а уже 17 марта получил пост первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).
Своими кадровыми решениями по внешнеполитическому пулу Киев в лице Секретариата президента демонстрирует уверенность в выбранном ранее курсе поведения на мировой арене, который получил официальное закрепление в базовом документе внешнеполитического ведомства «Приоритетные задачи МИД Украины на 2009 год», принятом в январе. Такая позиция, несмотря на неспособность добиться присоединения страны к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ), провал спора с Румынией относительно шельфа возле острова Змеиный, сохранение напряженности в отношениях с РФ и отсутствие реальных результатов по вопросу выстраивания схемы практического взаимодействия с Европейским союзом (ЕС), свидетельствует о нежелании Ющенко и его окружения учитывать весьма неблагоприятную политическую конъюнктуру, все больше ослабляющую позиции действующего режима.
Прямым подтверждением шаткости позиций президента стали итоги выборов в Тернопольский областной совет, состоявшиеся 15 марта, в ходе которых пропрезидентская партия «Единый центр» (ЕЦ) заняла второе место, уступив с весьма заметным отрывом националистическому движению «Свобода». В новой областной раде необандеровцы получили 50 мандатов, в то время как ЕЦ лишь 20. На этом фоне позиции «Нашей Украины» (официально представляющей интересы президента в Верховной раде) с 8 мандатами, являются реальным показателем «уровня ликвидности» внутренней и внешней политики действующего руководства страны.
Причем важно учитывать, что внутренние электоральные тенденции демонстрируют не только слабость позиций Ющенков регионе, традиционно считавшимся одним из оплотов «оранжевой» демократии,но и начало процесса по «переформатированию» политической системы страны.
В условиях сохранения разногласий между президентом и Верховной Радой, которые де факто ограничивают эффективность функционирования государственных органов власти, население все более отчетливо демонстрирует намерение избавиться от старых политических игроков, сделав ставку на принципиально новые силы (недаром в Киеве прошла акция под характерных лозунгом «Геть усих!»). В этом контексте весьма показательным выступает рост рейтинга популярности Арсения Яценюка (бывший спикер Рады), а также феномен мэра Киева Леонида Черновецкого. Данные акторы пока выступают в роли «третьей силы», альтернативной признанным «тяжеловесам», однако в преддверии намеченных на 17 января 2010 года президентских выборов они могут оттеснить текущих действующих игроков на второй план, заняв их места на политической сцене страны.
Процесс переформатирования проходит не только на фоне появления новых субъектов силы (таких как движение «Свобода»), но и фактической фрагментации власти, как на общенациональном, так и региональном уровнях. В частности, весьма напряженной остается обстановка в Крыму, где нет ясности относительно позиции татар, способных не только поставить вопрос о расширении национальной автономии, но и инициировать процесс открытого выдавливания местного славянского населения. Куда меньшим пассионарным потенциалом обладают населяющие Закарпатскую область русины, однако фактор их дестабилизирующего воздействия на политическую систему страны также нельзя сбрасывать со счетов.
В этом контексте сохранение ставки Киева на прежний формат поведения на международной арене можно расценивать как добровольный отказ Ющенко от активной борьбы за голоса избирателей в преддверии президентских выборов. Текущая внешняя политика не устраивает ни восточные (из-за разногласий руководства УР с РФ), ни западные (из-за низких темпов интеграции в европейские институты) регионы страны, и её сохранение не будет способствовать росту рейтинга популярности действующего президента. А, учитывая тот факт, что для Ющенко международная сфера является одним из немногих ключевых направлений политической активности, в рамках которого он относительно свободен от мнения Рады и кабинета министров, такая линия может предопределить его поражение в 2010 году.
В то же время нельзя исключать, что за внешней «оранжевой» риторикой Шамшура последует структурирование куда более действенного и прагматичного внешнеполитического курса, построенного на балансировании между Россией и Западом. В текущей конъюнктуре у Секретариата президента просто не остается иного выбора, так как односторонняя ориентация на Брюссель при очевидной призрачности перспектив расширения реальных партнерских связей Украины с ЕС и НАТО до 2010 года не позволит добиться качественного изменения в рейтинге Ющенко.
Такой сценарий подтверждает активизация действий Секретариата с целью подготовки визита президента УР в Россию. Очередное обсуждение данного вопроса состоялось в Москве 6 марта (участие в двусторонних консультациях от Киева принял заместитель главы Секретариата Андрей Гончарук). И, хотя пока российская сторона выступает категорически против прямого диалога между Дмитрием Медведевым и Ющенко, сам факт намерений окружения украинского президента остается более чем показательным. На фоне сохранения попыток добиться сближения с Евросоюзом, Киев демонстрирует настойчивое стремление к нормализации взаимоотношений с РФ с целью достижения благоприятного имиджа президента на востоке Украины.
Наиболее вероятно, что если Киев пойдет на пересмотр долгосрочных приоритетов своей внешней политики, то он сведется к комплексу мер, направленных на преодоление перегибов периода Огрызко (2007-2009 гг.). При этом нельзя ожидать отхода Украины от ранее обозначенных императивов, однако средства их достижения подвергнутся существенной ревизии. Связано это с тем, что по форме линия Огрызко являлась отображением президентского видения поведения на мировой арене, другое дело, что её содержание оказалось не таким, каким его понимал глава государства.
Так, Киев едва ли откажется от интеграции в НАТО, но вполне очевидно, что в преддверии выборов эта тема отойдет на второй план с целью снижения протестной реакции населения восточных регионов страны (для которых внешнеполитическая тематика — важный элемент внутренней консолидации). Не откажется Киев и от энергетической игры с Москвой. Однако на «русском треке» украинская сторона резко изменит риторику и формально признает необходимость конструктивного диалога с РФ. Своё значение сохранит и тема партнерства с Польшей и прибалтийскими государствами, причем следует ожидать, что Украина постарается усилить их предметное экономическое содержание (с польской стороной для этого существует и институциональное основание в виде подготовки Чемпионата Европы по футболу 2012 года).
Попытки переформатирования внешнеполитической модели Украины приведут к ее фрагментации
Однако возможные изменения внешнеполитического курса на фоне фрагментации власти и «переформатирования» политической системы вряд ли позволят Ющенко резко изменить неблагоприятный для него баланс сил в стране. Связано это во многом с тем, что кризисные явления, охватившие украинскую политику и экономику, носят системный характер, и их развитие связано не столько с ошибками Секретариата президента, допущенными с 2007 года, сколько с самой конфликтной природой структуры украинской политики.
На внешнеполитическом уровне попытки трансформации ранее выбранной линии поведения, скорее всего, лишь усилят фрагментацию действий органов государственной власти. Уже сейчас украинское руководство проводит два курса внешней политики. Первый реализуется Ющенко и его окружением, второй — премьер-министром Юлией Тимошенко и кабинетом министров. Существует высокая вероятность того, что попытки президентского Секретариата найти новую формулу международной активности будут способствовать усилению внешнеполитических позиций главы правительства.
Выводы и прогнозы: Утверждение кандидатуры Шамшура с большей долей вероятности «подвиснет» в Верховной Раде. Это позволит Кабинету министров интенсифицировать уровень собственной внешнеполитической активности по российскому и европейскому трекам, которые воспринимаются Юлией Тимошенко в качестве стратегических. В то же время Секретариат президента продолжит «зондирование» российской стороны на предмет возможности организации визита Ющенко в Москву. Нельзя исключать, что в случае провала Радой фигуры Шамшура, окружение президента выдвинет более удобную для РФ фигуру в лице посла Украины в России, первого заместителя секретаря СНБО Константина Грищенко.