×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/politicheskie-problemy-ekonomicheskoy-integracii-na-postsovetskom-prostranstve/
Новости
29 сентября
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
Политические проблемы экономической интеграции на постсоветском пространстве

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве перешла из стадии благих пожеланий и незаконченных проектов в стадию формирования реальных интеграционных экономических объединений. Этому способствуют как формирование рационально ориентированных национальных элит, так и общая ситуация в мире, которая не оставляет других разумных выходов, кроме интенсификации процессов экономической интеграции.

Хваленая всемирная глобализация неожиданно пошла по пути формирования достаточно замкнутых экономических кластеров, таких как Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР. Тем странам, которые не вошли в такого рода объединения, остается только со временем превратиться в источники природных ресурсов и дешевой рабочей силы.

Страны СНГ не имеют реальных перспектив для вхождения в эти экономические объединения. Та модель ассоциации, которую предлагает ЕС европейским странам СНГ, на самом деле предполагает откровенное использование рынка этих стран без взятия на себя каких-либо встречных обязательств. Поэтому формирование собственного интеграционного объединения для наиболее экономически развитых постсоветских стран, таких как Россия, Казахстан и Белоруссия, стало для них жизненно необходимым решением.

Ясное понимание всеми лидерами стран безальтернативности этого интеграционного процесса позволило эффективно разрешить достаточно серьезные экономические противоречия на этапе формирования Таможенного союза и перейти к созданию Евразийского союза с более высокой степенью экономической интеграции между странами. Эффективная деятельность объединения привлекла и другие страны СНГ, такие как Армения, Киргизия, которые выразили стремление присоединиться к проекту.

Но уже в самом начале процесса формирования Евразийского союза возникли определенные сложности и непонимание между участниками проекта. Речь идет о необходимости в дальнейшем при достижении уже достаточно высоких уровней экономической интеграции начать процесс политической интеграции между странами.

Весь опыт формирования объединений с высоким уровнем экономической интеграции говорит о том, что сугубо экономическая интеграция имеет свои достаточно скромные пределы и объединительные процессы без введения элементов политической интеграции останавливаются, а то и поворачивают вспять.

Ярким примером таких процессов является судьба Союзного государства России и Белоруссии. После того как были отброшены ранее предусмотренные в Союзном договоре такие элементы политической интеграции, как избрание союзного парламента и формирование высшего суда Союзного государства, экономические интеграционные процессы резко замедлились, а идея введения единой валюты провалилась.

В то же время даже самые осторожные высказывания спикера Госдумы С.Нарышкина о необходимости в отдаленном будущем перейти в Евразийском союзе к элементам политической интеграции вызвали очень резкую, можно сказать, неадекватную реакцию и в Казахстане, и Белоруссии.

Лидеров Казахстана и Белоруссии в чем-то можно понять. Они опасаются, что введение элементов политической интеграции приведет к унификации политических моделей этих стран с российской, которая отличается значительно большей демократичностью.

Кроме того, в условиях все возрастающего противостояния России и западного сообщества вокруг Украины лидеры Казахстана и Белоруссии стремятся сохранить многополярность своей политики, а если говорить откровенно — хотят дистанцироваться от позиции России в наиболее острых проблемах взаимоотношений по линии Восток — Запад.

Такая позиция наших партнеров в существенной степени загоняет в тупик будущее развитие Евразийского союза, заставляет многих представителей российской общественности сомневаться в искренности их намерений создать реальные партнерские и союзнические отношения с Россией.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

12 октября 2025

Таджикистан на этой неделе принимал второй саммит «Центральная Азия – Россия» и заседание Совета глав государств СНГ. Как это было – в материале политического обозревателя «МИР 24» Анны Деркач. Эмомали Рахмон встречает гостей в правительственной резиденции «Кохи Сомон».  Здесь есть …

9 октября 2025

Политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин о том, почему «Грузинская мечта» сохраняет популярность и «цветные революции» в Грузии не срабатывают. В интервью — о роли Турции, фигуре Иванишвили и параллелях с Белоруссией, Казахстаном и Азербайджаном. Местные выборы в …

30 сентября 2025

Какие силы заинтересованы в раздувании конфликта внутри Молдавии? Возможна ли реализация в ней очередного антироссийского проекта? Как далеко могут зайти планы западных покровителей Кишинёва? И реально ли присоединение Молдавии к Румынии? Ситуацию в Молдавии Алексей Фролов обсудил подробнее в программе …


Ваш браузер устарел! Обновите его.