Общая картина современной политической ситуации на Украине
Апрель 2009 года. Украина продолжает уверенно скатываться в обрыв глубокого политического и экономического кризиса, последствия которого сегодня просчитать довольно сложно. Ясно только то, что они будут весьма негативными как в целом для этой страны, так и для ее граждан. К сожалению, такой прогноз имеет под собой серьезные основания, и не надо думать, что Украине на этот раз удастся самостоятельно и без серьезных потерь избежать западни, подготовленной для нее стараниями ее же политиков в течение всего периода украинской независимости.
Ведущаяся уже не первый год борьба между политическими партиями, группировками и их лидерами за влияние, власть и ресурсы на Украине стала главным генератором общественно-политической нестабильности в стране. Постоянные политические столкновения между президентом и премьер-министром, регулярные стычки между парламентскими фракциями по ключевым вопросам внутренней и внешней политики страны, утрата действующими властями доверия со стороны населения и другие негативные политические факторы создают серьезные препятствия на пути стабилизации и развития украинской экономики, ставшей заложницей личных амбиций ведущих киевских политиков.
Многие украинские наблюдатели считают, что из-за нарастающих противоречий между президентом и премьер-министром управление страной зашло в тупик, и видят выход из создавшегося кризисного положения в быстрейшем уходе Виктора Ющенко с поста руководителя государства. Вместе с ним, по их мнению, должна уйти в отставку и премьер-министр Юлия Тимошенко со своим кабинетом министров.
Общественно-политическая апатия подавляющего большинства населения Украины, уставшего от своей власти, и отсутствие в стране авторитетной, активной и вменяемой политической организации, способной выдвинуть и реализовать общенациональную программу позитивного развития, пока не оставляют надежд на то, что кризисные тенденции в развитии ситуации на Украине уступят место движению страны и общества в позитивном направлении.
На развитие украинской ситуации наряду с внутренними факторами большое влияние оказывают факторы внешнего порядка. С точки зрения влияния на будущее Украины и российско-украинских отношений наиболее опасными из них являются усилия США и Евросоюза по удержанию Киева на антироссийских позициях. В Евросоюзе и США еще питают надежды на то, что Украина при всех издержках ее внутренней политики рано или поздно станет их передовым бастионом непосредственно на западных границах России. Именно это позволяет режиму Ющенко продолжать кампанию по втягиванию Украины в НАТО и возведению стены отчуждения между Украиной и Россией.
Влияние обозначенных внутренних и внешних факторов на развитие политической и экономической ситуации на Украине сохранится и в обозримой перспективе, по меньшей мере – до проведения президентских выборов. Но надежд на то, что ситуация в стране заметно изменится в лучшую сторону и после этого, мало. Об этом, в частности, говорит и весь опыт новейшей политической истории Украины.
Обращаясь к новейшей истории российско-украинских отношений
Можно вспомнить, что многие украинские граждане с первых шагов после обретения своей государственности были уверены, что их жизнь «без москалей» быстро станет более зажиточной и беззаботной, что «кацапы» больше не будут съедать все их сало, что в случае чего «Европа нам поможет» и т.д. и т.п. А каким гоголем ходил первый президент Украины Леонид Кравчук, сопровождавший припиской «особое мнение» практически каждую свою подпись под документами СНГ! Вооруженные силы Украины с первых дней своего формирования ориентировались украинскими политиками-самостийниками на войну с Россией. Сменивший Кравчука Леонид Кучма вел по отношению к России более тонкую игру, известную в народе как политика «и вашим, и нашим». Несмотря на регулярные реверансы Кучмы в адрес России и имевшиеся возможности вывести украинско-российские отношения на уровень реального взаимовыгодного партнерства, этого не случилось. Необандеровцам, оказывавшим большое влияние на нового президента, тогда это было не нужно. Там строили независимое будущее Украины без «москалей» и их «тарабарского» языка, без русской культуры и без совместной истории, без Черноморского флота России в Крыму и еще много без чего. Киеву нужны были только российский газ, российский рынок, российские рабочие места, но не долгосрочное сотрудничество в рамках предложенного Москвой Единого экономического пространства, совместных программ и проектов. Именно при президентстве Леонида Кучмы были заложены основы политики движения Украины в Евросоюз и НАТО. Завышенная самооценка и двойная игра Кучмы завершилась тем, что его система власти в 2004-2005 гг. рухнула под натиском вскормленных на американских долларах и заинструктированных ЦРУ «оранжевых».
Что касается президентства Виктора Ющенко, то здесь и говорить нечего. Две «газовые» войны, постоянные провокации против Черноморского флота России, активное участие Украины в поддержке военной авантюры грузинского кума Виктора Ющенко Саакашвили в августе 2008 г., блокирование использования русского языка на Украине, создание все новых и новых препятствий свободному доступу украинских граждан к информации из России, целенаправленное искажение совместной истории, спекуляции на теме голодомора, поощрение церковного раскола, навязывание собственному народу, особенно молодежи, русофобских настроений, фашизация страны и прославление пособников нацистов – вот далеко не полный перечень всего того, что получила Россия от Украины. И в то же время — непрерывная борьба президента с парламентом своей страны, со своим соратниками по «оранжевым» делам, откровенное заигрывание с США и Евросоюзом, попытки сколачивания антироссийских союзов и т.п.
Все вышеизложенное дестабилизировало внутриполитическую обстановку и негативно сказывалось на решении экономических задач государства, последовательно вело Украину к экономическому хаосу. Надеждам украинского народа на лучшую жизнь не суждено было сбыться. Из казавшейся зависимости от Москвы, украинцы (получив государственность от тех же «москалей») попали в реальную зависимость от захлебывающихся амбициями доморощенных политиков, от интересов полукриминальных бизнес-группировок, клинических химер западноукраинского и польского национализма, а также веры в то, что Украине кто-то реально поможет решить те вопросы, которые решать должна она сама.
Кризис украинской экономики
Ситуация на Украине в условиях мирового финансово-экономического кризиса и внутренних раздоров остается весьма тяжелой. Некоторые авторитетные экономисты оценивают ее как катастрофичную. Украина, которая после распада СССР была мощной промышленной державой и имела 74 — 75 % экспорта за счет конечной продукции (машиностроения, пищевой промышленности, легкой промышленности), сегодня 80 % экспортных доходов получает за счет продажи сырья.
Валовой внутренний продукт Украины на сегодняшний день так и не достиг уровня 1990 года и составляет 75% от него. Но зато с 2005 года — с момента прихода к власти Виктора Ющенко — Украина перешла на отрицательное сальдо торгового баланса. С 2005 года эта «дыра» только растет. По всем экономическим канонам Украина — это уже страна-банкрот, причем с отрицательным сальдо торгового баланса в 20 миллиардов долларов и дефицитом бюджета более 3 миллиардов долларов. Платежеспособность в стране очень низкая. Валютные резервы страны тают, национальная валюта — гривна потеряла 40% ее стоимости, цена на сталь, важнейший экспортный продукт, снизилась катастрофически.
Внешний долг Украины в 2008 году вырос на 25,6% и составил около 107 млрд. долларов, достигнув уровня 56,7% ВВП страны. Объем валового внешнего долга на душу населения Украины на 1 января 2009 года вырос до 2,2 тысяч долларов, увеличившись за прошлый год на 400 долларов. Заложенная в бюджете инфляция на уровне 9,5% реально уже достигла 20%. В феврале на Украине разразился скандал в связи с изменением методики подсчета ВВП. Госкомстат Украины по совету правительства отказался публиковать данные динамики ВВП Украины в январе, так как «информация, подсчитываемая ежемесячно, грешит очень большими неточностями». Январская отчетность должна была показать глубину падения экономики Украины. По имеющимся данным, цифры экономического обвала в январе в ряде отраслей неутешительны: спад в строительстве составил 57,6%, транспорте – 35,1%, розничной торговле – 7,8%. Рост был зафиксирован в сельском хозяйстве – всего на 0,5%.
В 2008 году ВВП вырос всего на 2,1%, а на 2009 год МВФ прогнозировал падение в 5%. Правительство Юлии Тимошенко с этим прогнозом не согласилось и заложило рост экономики в 0,4%. Теперь же абсолютное большинство экономистов ожидают спад: от 8% (прогноз МВФ) до 10-15% (прогноз Национального банка Украины).
Из национальных богатств у Украины остались только земля (общая оценка ее стоимости составляет 3 триллиона долларов), газотранспортная система, транспортная инфраструктура, ряд крупных объектов промышленности и связи, а также научно-технического потенциала, созданного еще в советское время. Все остальное находится в частных руках, а многое либо уничтожено, либо распродано.
Между тем президент Ющенко делает вид, что с экономикой Украины ничего сверхъестественного или очень плохого не происходит. «Наше внутреннее положение — сложное, однако не катастрофическое… На протяжении января-февраля экспорт снизился на 30%. Это, конечно, немало, но, насколько мне известно, в России он снизился на 40%, а в Японии даже на 54%. Подобная ситуация и в других странах… Мы спасли от падения банковскую систему… Исландия — развитая европейская страна, до недавних пор имевшая 64 тысячи долларов ВВП на душу населения, потеряла свою экономику, валюту, банковскую систему», — говорится в ежегодном обращении к Верховной Раде, с которым он выступил в конце марта с.г. Похожие заявления слышат украинцы и из уст премьера Тимошенко.
Все эти заявления делаются украинскими руководителями исключительно в свое оправдание. Для Юлии Тимошенко важно выиграть время и оставаться на посту премьера до президентских выборов. А оценки Ющенко преследуют еще одну цель – все экономические провалы Украины списать на счет неэффективной и непрофессиональной работы Юлии Тимошенко и ее кабинета министров и таким образом предстать перед общественностью страны в облике обманутого, но заботливого отца нации. Удастся ли ему это, покажет время.
Позиции и маневры ведущих политических сил и фигур на Украине
Виктор Ющенко столкнулся с катастрофическим падением своего политического и личного авторитета. Этому человеку, воспринимавшемуся украинцами еще четыре года в образе мессии, сегодня верят всего несколько процентов граждан Украины. Подавляющее же большинство рядовых украинцев ждет — не дождется, когда обманувший их надежды «оранжевый» президент со своей семьей, любимой пасекой и коллекцией старинных горшков покинет страну и оставит ее в покое. Наряду с попыткой возбуждения в Верховной Раде процедуры импичмента президента и с принятием парламентом страны решения о проведении досрочных выборов главы государства (25 октября 2009 г. вместо 17 января 2010 г.) в политических кругах Украины рассматривают и другие возможности того, как стране избавиться от этого «американского подарка».
О глубине кризиса политической системы Ющенко говорит ситуации с партией президента «Народный союз – Наша Украина» (НСНУ), которая просто разбежалась. На сегодняшний день почти все ее структуры, включая пресс-службу и аналитический отдел, перестали работать. На месте присутствуют только охрана и несколько человек из юридического и организационного отделов. Причина довольно банальна: прекратилось американское финансирование партии, зарплаты нет, а, значит, нет и политики. Поэтому и голос парламентской фракции «Наша Украина — Национальная самооборона» становится все тише.
«Ничего страшного, — говорит украинский политолог Владимир Скачко, — не происходит. Случилось то, что давно должно было случиться. Партия Ющенко умерла, как умирает нежизнеспособная структура, созданная для реализации бредовых идей президента и набивания карманов его ближайшего окружения. Это была попытка создать руководящую партию, которая бы позволяла вести страну. Но на жадности и идиотизме “вождя” Ющенко такую партию выстроить было невозможно. В итоге получился какой-то даже не “Франкенштейн” и не “Голем”, а что-то более мелкое, но такое же уродливое. Какие идеи продвигала эта партия? Во-первых, НАТО. Но как показала практика, украинцы не особенно желают становиться пушечным мясом альянса для Афганистана и Ирака. Во-вторых, ЕС. Конечно, дать доступ украинцам ездить на заработки в Европу в качестве подтиральщиков задов, может, кому-то и льстит, но это тоже не годится как национальная идея. В-третьих, ВТО. Но что она нам дает? Ведь в результате вступления нам нельзя даже использовать свой чернозем в сельскохозяйственных нуждах! Особого внимания заслуживают ее видные участники. По сути, это политические проститутки, которые не состояли ранее разве что в партии “Бобров-трансвеститов”. И теперь они опять ищут себе пристанища. Кое-кто подальновиднее переметнулся в партию Юлии Тимошенко, другие перекинулись в структуру еще одного “националиста на американские деньги” Яценюка, носящую громкое название “Фронт перемен”. Прочие пытаются вылезти в других, менее известных российскому читателю партийках».
Но нынешний президент Украины пока не готов сдавать свои позиции без боя, хотя известно, что все свои бои и сражения последних двух-трех лет он проигрывает. На этот раз Виктор Ющенко пытается еще до президентских и парламентских выборов провести через Верховную Раду новую редакцию конституции страны, которая гарантировала бы ему почетное политическое будущее – хотя бы пожизненное место сенатора в еще несуществующей верхней палате украинского парламента, которого тоже пока нет. Президент задумал реформировать существующую систему власти с целью ослабить позиции своих оппонентов. Для этого, в частности, им предлагается вместо Верховной Рады иметь в стране двухпалатный парламент: верхнюю палату — сенат и нижнюю. «Верхняя палата должна осуществлять представительские функции, — говорит Ющенко. — Ее депутаты будут представлять интересы регионов и осуществлять функции одобрения законов, принимаемых нижней палатой». Все бывшие президенты Украины получат право стать пожизненными сенаторами.
Эту инициативу своего бывшего «оранжевого» соратника Юлия Тимошенко прокомментировала следующими образом: «Зачем менять целую конституцию, создавать еще дополнительную палату, тратить на это множество денег, чтобы трудоустроить одного человека? Это неправильно совсем». Первый заместитель председателя Верховной Рады Украины Александр Лавринович считает, что у главы государства Виктора Ющенко нет шансов изменить действующую Конституцию. По его словам, предлагаемые Ющенко изменения «мягко говоря, не совсем отвечают требованиям времени». «Их можно рассматривать как абстрактный продукт труда научных работников в отрасли конституционного права, — считает он, — но не как те правовые нормы, которые должны прийти на смену действующим и способствовать установлению на Украине верховенства права и налаживанию новых общественных отношений».
Самое интересное, что Виктор Ющенко вдруг начал говорить хорошие слова о России, о невиновности России в голодоморе на Украине, о необходимости «перезагрузки» украинско-российских отношений и т.п. Эта метаморфоза для нас в России не стала неожиданной. Мы предполагали, что это обязательно произойдет, так как оно вполне вписывается в политический стиль и повадки нынешнего президента Украины. Нам, в России следует задуматься над тем, что или кто заставляет Ющенко говорить о необходимости «перезагрузки» отношений с Москвой. Основных причин здесь может быть несколько. Первая – это недовольство низким уровнем поддержки и помощи Украине со стороны Запада, желание пошантажировать и попугать европолитиков возможностью украино-российского сближения. Вторая — Ющенко могли «посоветовать» изменить в предвыборный период антироссийскую риторику на приятные для России слова, т.е поступить так, как это несколько раньше сделала (или пыталась сделать) Юлия Тимошенко. Кто эти «советники», можно догадываться. Но мы знаем, что подобные советы своим подопечным чаще всего приходят из-за океана. Третья возможная причина – попытка лидера Украины «замылить» России глаза, получить политическую передышку на российском направлении своей политики, выиграть время для продолжения прежнего внутри- и внешнеполитического курса, который больше всего характеризует политическую ориентацию Виктора Ющенко. Наконец, в связи с отсутствием сегодня у Ющенко легальных конституционных перспектив выиграть будущие президентские выборы следует задуматься над тем, не является ли последняя пророссийская риторика главы украинского государства прикрытием готовящейся специальной силовой операции по отмене президентских выборов и сохранению верховной власти в руках нынешнего главного политического банкрота Украины.Актуальность такого сценария при том, что он в принципе возможен, нарастает, если иметь в виду не ожидавшееся резкое обострение политической ситуации в соседней Молдове. Не являются ли эти события своего рода репетицией грядущих предвыборных баталий на Украине? Согласно непроверенной информации, подготовка к такому варианту действий на Украине ведется. Эмиссары Ющенко якобы ведут консультации в структурах Евросоюза и НАТО. Не надо думать, что все это нужно только Ющенко. Может быть, в первую очередь это нужно многим людям из его окружения и тем силам, которые уже давно не видят будущего Украины с Россией. О США, Евросоюзе и НАТО и говорить нечего.
Алгоритм такой операции отчаяния может быть незамысловатым: на фоне дальнейшего обострения обстановки в разных областях Украины якобы неожиданно вспыхивают мятежи, за которыми будут стоять заранее подготовленные и проинструктированные банды и провокаторы. В Крыму против российского Черноморского флота и российских военнослужащих осуществляется ряд диверсий и террористических акций. Президент Ющенко под предлогом спасения страны вводит на Украине чрезвычайное положение и обращается к Евросоюзу, НАТО и США с просьбой о размещении на украинской территории для охраны стратегических объектов «миротворческих контингентов» натовских войск. Затем в стране проводятся президентские выборы, на которых «побеждает» если не Ющенко, то другой человек, устраивающий Запад по всем стандартам. В частности, таковым кандидатом, похоже, уже избран бывший спикер Верховной Рады Арсений Яценюк.
России в складывающейся ситуации необходимо вести себя совершенно спокойно, не теряя при этом бдительности. Настолько спокойно, чтобы ни у кого не появилось даже мысли о том, что последние примирительные заявления В. Ющенко в адрес России могут означать начало чего-то нового и позитивного в наших отношениях с Украиной, пока там будут оставаться нынешний президент и его окружение. Но вероятность организованной и целенаправленной дестабилизации обстановки на Украине необходимо предполагать и сделать все возможное для предупреждения опасного развития событий.
Премьер-министру Украины Юлии Тимошенко в сложившейся политической и экономической ситуации приходится нести двойную и тройную нагрузку и многоходовую политическую игру, которая все чаще сводится к интригам и «разводкам». Как главе исполнительной власти, отвечающей за экономику и исполнение социальных программ, ей приходится брать на себя роль антикризисного менеджера, активно искать деньги для страны, вести подготовку к борьбе за президентское кресло.
Тимошенко следует отдать должное. Украинский премьер умело переводит стрелки обвинений за провалы в экономической политике на президента и главу Национального банка. Что касается основных высот украинской экономики, то их давно оседлала Тимошенко. Печатный станок — в ее руках, какие-никакие пенсии и зарплаты она платить будет, и если Виктором Ющенко не будет введено прямое президентское правление, она вместе со своей партией «Блок Юлии Тимошенко» (БЮТ) выйдет на официальный старт президентской избирательной кампании в полной готовности победить.
В политике Юлии Тимошенко, как и у Виктора Ющенко, отмечаются элементы авантюризма, беспринципности и регулярной смены позиций и союзников. Ярчайшим примером такой политики является подписание Украиной и Евросоюзом меморандума о модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), причем без участия России. Этот шаг был расценен в России как противоречащий многим положениям подписанного 19 января 2009 г. в Москве российско-украинского договора в сфере российских газовых поставок на Украину и в Европу. При всех ее талантах Юлия Тимошенко не может считаться надежным партнером России, хотя она часто, особенно в последнее время, пытается убедить российское руководство в обратном.
Ситуация для России в случае с Юлией Тимошенко действительно неоднозначная и сложная. Этот политик благодаря своей энергии и напористости, опыту розыгрыша политических комбинаций и личной харизме в состоянии при известных условиях выиграть президентские выборы. Но что дальше? В склонности к интригам и к «политической неверности» Юлии Владимировны в России, похоже, уже убедились. При решении вопросов с Юлией Тимошенко, в каком бы качестве и в какой бы роли она ни выступала, российской стороне необходимо ориентироваться не на личное обаяние этого политика, а на национальные интересы России.
Для Виктора Януковича появилась возможность взять реванш за поражение в президентской избирательной кампании 2004-2005 гг. В конце марта -начале апреля с.г. «Партия регионов» провела в Киеве и в других местах ряд организованных массовых мероприятий (митинги, пикеты, блокирование трибуны Верховной Рады в зале заседаний и пр.), в ходе которых озвучены протесты против провальной экономической политики руководства страны и требования об отставке президента Ющенко и премьер-министра Тимошенко. Провозглашались зажигательные лозунги типа «За Родину! За Януковича!» Какие параллели! Однако, несмотря на весь этот общий пафос, предназначенный в основном для избирателя Украины, партия Януковича едва ли захочет и сумеет устроить некое подобие «оранжевой революции». Не те лидеры, не та сумма лозунгов, не те средства и не та решимость!
Что может ожидать Украину в случае выигрыша Януковичем президентских выборов? Едва ли этот политик круто изменит нынешний курс украинского государства в общенациональных интересах. Скорее, он будет руководствоваться интересами тех фигур из среды крупного украинского бизнеса, которые уже не первый год удерживают нынешнего лидера «Партии регионов» на волнах украинской политики. Янукович, как и Юлия Тимошенко, скорее всего, пойдет уже по накатанному пути «рваной политики», т.е. балансирования между Россией, Евросоюзом и США. И это ничего особенно хорошего ни Украине, ни России не даст.
Бывший спикер Верховной Рады Арсений Яценюк, возглавляющий сегодня движение «Фронт перемен», считается сегодня одним из вероятных кандидатов в президенты Украины. Ввиду, что это относительно свежая фигура, к ней в обществе с интересом присматриваются. Ряд социологов вообще считают, что, выйди Яценюк на предстоящих президентских выборах во второй тур голосования, он и станет президентом.
Отношении к президентским перспективам Яценюка на Украине разное. Так, по мнению заместителя директора Института социологии Национальной академии наук Украины Николая Шульги, — «по крайней мере, в активности ему не откажешь. Какие-то силы дают ему средства – он не сходит с телеэкранов, пытается осуществить разные проекты: к примеру, «оседлать» такую тему, как трудовая миграция. Но я думаю, что чем больше будут показывать его мнение по практическим вопросам, тем больше в нем будут разочаровываться, потому что Яценюк – «бабочка», которая долго не задерживалась на одном листке. У него не хватает ни профессионального, ни политического опыта. Думаю, долго он не продержится. Хотя некоторые силы, как я предполагаю, ставят на Яценюка, чтобы оттянуть голоса у других потенциальных кандидатов в президенты. Но это не значит, что он в состоянии сам представлять какую-либо политсилу».
В президентскую избирательную кампанию может включиться и действующий спикер Верховной Рады Владимир Литвин. Но пока он находится в тени. Рейтинг его популярности сравним с таковым у Яценюка. Это политик-флюгер, от которого хотя и пользы мало, но и особого вреда нет. При этом нужно иметь в виду, что нынешний спикер Верховной Рады имеет большой опыт политической работы в кризисных условиях, что уже само по себе немало для участия в президентской избирательной кампании. Владимир Литвин не исключает, что ситуация в стране может войти в неуправляемое русло.
Другие известные украинские политические фигуры (лидер Компартии Украины Петр Симоненко, председатель Прогрессивной социалистической партии Украины Наталия Витренко и другие)в качестве вероятных участников президентской избирательной гонки рассматриваются сугубо условно.
Партийно-политическая мозаика расклада сил на Украине, конечно, не ограничивается цветами НСНУ, БЮТ, Партии регионов, Компартии, Фронта перемен, Прогрессивной социалистической партии. Есть еще немало партий и движений, отличающихся крайним радикализмом и непримиримостью. Их конечный вклад в развитие общей политической ситуации на Украине точно подсчитать сегодня невозможно. Но в своих регионах их влияние может быть заметным.
Что касается настроений общества в целом и отдельных групп населения, то они по существу находятся на стадии активной переформатизации. Напряженность в стране растет, население остается крайне недовольным социально-экономическим положением, которое день ото дня усугубляется. Начавшиеся в стране акции протеста населения пока носят в основном стихийный и нерегулярный характер. Люди выступают против местных властей, отключающих теплоподачу, электроэнергию, против неудержимой инфляции, остановки предприятий и массовой безработицы. В Киеве акции проходят ежедневно: против действий Нацбанка, правительства, президента, мэра. На Майдане снова появились палатки и лозунги – «Против всех!».
Украинские социологи подтверждают, что число граждан, готовых выйти на улицу, стремительно растет. Глава МВД Юрий Луценко опасается, что ситуация выйдет из-под контроля. Он утверждает, что некоторые политические лидеры готовят массовые акции протеста с применением агрессии. Юлия Тимошенко обвиняет президентскую сторону в умышленном нагнетании обстановки ради отмены президентских выборов. Она допустила, что подготовка страны к дефолту и провоцирование народных выступлений обернутся введением чрезвычайного положения и прямого президентского правления, что, безусловно, приведет к переносу президентской избирательной кампании на более позднее время.
С другой стороны, по мнению, например, экс-президента Кравчука, в нынешней ситуации главное не допустить, чтобы акции протеста превратились в уличные бои и вылились в противостояние граждан и силовых структур, как, например, это произошло в соседней Молдавии.
Напряженность на Украине беспокоит не только Россию, но и Евросоюз. Серьезные перемены в мировой политике, а также участившиеся внутриполитические дрязги в Киеве привели к тому, что сегодня официальный Брюссель все больше и больше теряет интерес к Украине. В Евросоюзе на Украину смотрят настороженно как на зону перманентной нестабильности, с одной стороны, и как элемент в системе «американского пояса» в Европе – с другой. Во всяком случае, лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Николя Саркози не видят никаких перспектив для членства Украины в европейских и евро-атлантических структурах.
Резко отрицательное отношение Европы к членству Украины в Евросоюзе, похоже, отрезвляет украинских политиков, понимающих неопределенность своего статуса и своей ситуации после прихода к власти в США демократов во главе с президентом Обамой. Ранее Украина усилиями президента Ющенко считалась одним из форпостов американской политики в Европе. Она делала все, чтобы активизировать работу ГУАМ, инициировала создание мертворожденных организаций типа Содружества демократического выбора. Но главное – она, следуя указаниям Буша и республиканцев из Америки, проводила жесткую антироссийскую политику.
Приход Обамы пока не выявил явных акцентов США на украинском направлении. На Украине также не берутся судить о том, как сложатся отношения между новой администрацией США и окружением украинского президента. В течение пяти лет он оставался лучшим другом американских республиканцев, которые в свое время помогли ему организовать оранжевую революцию и привели его к власти. Не исключено, что новая американская администрация будет по-своему разыгрывать украинскую карту, рассматривая ее в качестве своего партнера в глобальной мировой игре. Сейчас же многие аналитики отмечают некоторое похолодание, идущее из-за океана.
Потеря интереса США к нынешнему украинскому главе государства вполне может смениться полной обструкцией утратившего доверие Ющенко и переключением внимания на других потенциальных лидеров страны, например, на Арсения Яценюка. Сейчас, когда кампания по подготовке избрания президента Украины набирает обороты, любые внешнеполитические изменения оппоненты Ющенко пытаются использовать в политической борьбе и отнести в свой актив. Особенно преуспевает в этом энергичная и деятельная премьер-министр Юлия Тимошенко, имеющая далеко идущие предвыборные планы и откровенно перешедшая в оппозицию президенту. Сегодня она выстраивает собственную систему отношений с основными геополитическими игроками, делая это более искусно и дальновидно, чем Ющенко.
Используя имеющиеся связи, Тимошенко сумела наладить взаимопонимание с Николя Саркози и Ангелой Меркель, которые находят ее вполне адекватным и реалистичным политиком. Они смогли оценить, что премьер Украины разумно оценивает возможности страны по вступлению в Евросоюз, не является раздражающим фактором с точки зрения России и готова к взаимопониманию. Тимошенко не ставит так оголтело вопрос о вступлении Украины в НАТО, более умеренно высказывается о евроинтеграции и сотрудничестве со странами Западной Европы. По мнению Тимошенко, сейчас пришло время для выстраивания отношений с новой администрацией США. Украинский премьер пытается воспользоваться для этой цели возможностями влиятельного украинского бизнесмена Виктора Пинчука, имя которого давно ассоциируется с важными мировыми клубами. По некоторым данным, В. Пинчук и его фонд стали одними из спонсоров избирательной кампании Барака Обамы. Поэтому союз с В. Пинчуком очень желателен для Тимошенко с точки зрения электоральных перспектив и для выстраивания отношений с Вашингтоном.
Анализ ситуации показывает, что у Украины с ее клановой междоусобицей и религиозными распрями, с не способной работать без дотаций России промышленностью и малоконкурентным сельским хозяйством, а также с чрезмерно завышенными транзитными амбициями практически нет шансов попасть в Евросоюз. Нужна ли Евросоюзу еще одна беспокойная провинция, к тому же без природных ресурсов? Впрочем, вариант, при котором Украина остается за порогом ЕС, но отгораживается от России и предоставляет свою территорию для баз НАТО, Западу значительно дешевле и выгоднее, но это является программой-максимумом для сил, управляющих Евросоюзом. Не исключено, что для Запада близка идея не в том, чтобы присоединить Украину к Европе, а максимально ослабить славянский блок и торпедировать евразийский проект экономической интеграции нашей страны с государствами Средней Азии, которые, может быть, хотели бы модернизироваться вместе с Россией. Видимо, и проект «Набукко» нужен Западу не столько для поставок газа, сколько для ослабления пророссийской ориентации Закавказья и Средней Азии
Что касается США, то они, скорее всего, будут стремиться втянуть Украину в НАТО, не останавливаясь перед культурным геноцидом миллионов проживающих там этнических русских.
Таким образом, и внешнеполитический фактор становится на Украине элементом соперничества и борьбы за власть и симпатии геополитических игроков. Ведь вся история Украины – это балансирование между геополитическими соперниками и максимально выгодное использование транзитного статуса. Сейчас Украине придется снова искать свое место в системе международных отношений, пусть даже не прямого союзника России, но хотя бы утверждающей свой нейтральный статус, дающий Украине реальные выгоды и поле для маневра.
Что касается нашей политики на украинском направлении, то совершенно очевидно, что России следует решительно препятствовать «деславянизации» и маргинализации Украины, превращению ее в зону хронической нестабильности. Более половины населения этой страны используют русский язык как основу повседневной жизни и фактически являются этническими русскими. Необходимо решительно выступить в защиту прав этих людей на родной язык, свою религию, подлинную историю. В то же время, не оскорбляя национальных чувств украинцев и не ущемляя национального достоинства. Россия – страна великой культуры. И это обстоятельство должно определять ее роль в мировом сообществе не меньше, чем ядерное оружие или запасы нефти и газа. По оценке Наталии Витренко, на Украине «…электоральные настроения в пользу интеграции с Россией… очень сильны. Но при этом нужно четко уяснить: если наши страны, наши народы не будут бороться за то, чтобы быть вместе, то, безусловно, США и Запад реализуют свой сценарий в отношении Украины. И тогда между Украиной и Россией не будет единства, и славянский мир в целом Украину потеряет. А сама Украина, ценности и традиции украинского народа будут перекодированы в католические и униатские традиции и ценности.».
Развитие политической ситуации на Украине еще долго будет оставаться в центре общественного внимания и политики большинства государств постсоветского пространства, а также ведущих стран Европы и США. Кроме самих украинцев и вменяемых политических сил этой страны развитие общественно-политических и социально-экономических процессов на Украине серьезно беспокоит Россию, которая хотела бы видеть в лице украинского соседа доброго, успешного соседа и надежного партнера, а не потенциального противника. С другой стороны, ряд государств постсоветского пространства, а также страны Евросоюза и США воспринимают Украину в качестве своего перспективного союзника, прежде всего в противостоянии России, а то и объекта собственной экспансии. И этим все сказано.
Именно на фоне такой разнонаправленности стратегических интересов главных мировых политических игроков на украинском направлении сегодня идет борьба за будущее Украины, за ее место в глобальной расстановке сил. Вероятный исход этой борьбы сегодня неясен. Но хорошо известны те силы и те политические фигуры, от деятельности которых сегодня во многом зависит направленность внутренней и внешней политики Украины и ее будущее.