×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/pochemu-vybory-v-belorussii-proydut-po-staroy-sheme/
Новости
2 мая
27 апреля
26 апреля
25 апреля
Почему выборы в Белоруссии пройдут по старой схеме
13:23, 15 мая 2012  
35
0

В сентябре 2012 года в Республике Беларусь должны состояться очередные парламентские выборы. Ожидалось, что они пройдут по новой пропорциональной или смешанной избирательной системе. Но в этом отношении ничего не изменилось. В белорусское избирательное законодательство не было внесено каких-либо изменений и дополнений, хотя речь о проведении реформы выборной системы идет уже длительное время.

Почему же президент Александр Лукашенко все-таки не пошел на изменение избирательного законодательства? Ответ на этот вопрос найти не сложно. В Белоруссии в настоящее время не существует сколь-либо развитой партийной системы, при которой партии были бы способны реально выступать в качестве субъектов политики. Хотя при нынешней управляемости белорусского Центризбиркома и подотчетных ему местных избирательных комиссий успех на выборах т.н. «партии власти» (если бы она действительно имелась в наличии) был бы обеспечен.

Дело в том, что для глав местных администраций, которые несут персональную ответственность за исход избирательной кампании, наиболее хлопотными с точки зрения организации являются не президентские, а парламентские выборы, проходящие по одномандатным округам.

В среде белорусского экспертного сообщества существует устойчивое мнение, что список проходных кандидатов в депутаты заранее определяется в Администрации президента РБ, и поэтому местным властям и руководителям территориальных избирательных комиссий приходится затрачивать немалые усилия, чтобы продвинуть в депутатское кресло нередко малоизвестного и непопулярного у избирателей кандидата.

При этом можно не сомневаться, что, если результаты выборов будут не соответствовать предписаниям свыше, то санкции в отношении нерадивых чиновников не заставят себя долго ждать. В этом отношении показательна история бывшего заместителя министра информации А. Слободчука. На президентских выборах 2010 года он отвечал за информационную политику белорусских телеканалов. И когда после бурных событий, произошедших в Минске 19 декабря (ОМОН предотвратил попытку оппозиции захватить Дом правительства), в ходе обсуждения на телеканале ОНТ столкновений протестующих с представителями охраны общественного порядка ведущий ток-шоу «Выбор» Сергей Дорофеев высказал в прямом эфире мнение, отличное от позиции Администрации президента РБ, это закончилось его уходом с работы. Однако был уволен не только тележурналист Дорофеев, но своего поста лишился и Слободчук.

Вообще же выборы по партийным спискам значительно бы облегчили жизнь идеологической вертикали, Центризбиркома и избирательным комиссиям на местах. Но проблема оказалась в том, что за все годы пребывания у власти президентом Лукашенко так и не была создана дееспособная партия, на которую он мог бы опереться. Белорусский президент неоднократно сам заявлял, что ему не нужны никакие партии, и в результате в созданной им политической системе практически отсутствует партийное звено.

С юридической точки зрения в Республике Беларусь существует многопартийная система. В настоящее время в министерстве юстиции РБ зарегистрировано 15 партий, половина из которых формально являются пропрезидентскими. Почему формально? При необходимости они, конечно, заявляют о поддержке главы государства, но большего сделать они просто не в состоянии.

Для того, чтобы проводить выборы по партийным спискам, партиям необходимо большое количество активистов, которые должны вести агитацию, участвовать в политических дебатах, совершать другие публичные действия в свою пользу. Президенту нужны партийные организации, способные вести подобную работу. А их в пропрезидентском лагере как раз-то и не наблюдается.

Да, но ведь уже не один год осуществляет свою деятельность Республиканское общественное объединение (РОО) «Белая Русь», на создание которой потрачены немалые усилия. Её уже окрестили «партией власти», и она даже имеет своих депутатов в парламенте. Но это внешняя сторона этой организации. РОО «Белая Русь» является структурой сформированной по разнарядке, для нее созданы все необходимые условия для общественной и пропагандистской работы, организация имеет средства и хорошую штаб-квартиру. Более того, ее возглавляет первый заместитель главы Администрации президента РБ А.М.Радьков. Таким образом, РОО «Белая Русь» обеспечена всем необходимым для успешной общественно-политической деятельности, и поэтому не случайно сторонниками Лукашенко был поставлен вопрос о создании на основе «Белой Руси» реальной пропрезидентской партии. Однако за время своего существования РОО «Белая Русь» никак не проявила себя в качестве дееспособной и сколько-нибудь влиятельной общественно-политической силы.

Известно, что на осень текущего года после парламентских выборов намечено проведение съезда «Белой Руси», где предполагается заявить о создании президентской партии, и с формальной точки зрения сделать это не трудно. Но вот вопрос. Способна ли «Белая Русь», в принципе, стать дееспособной организацией, чего до сих пор не случилось, несмотря на все имеющиеся у нее материальные условия и административные ресурсы?

Главная проблема «Белой Руси» заключается в отсутствии у нынешних вождей организации инициативы и минимального творческого подхода, призвания к общественной деятельности, отсюда и отсутствие эффективной работы. Казалось бы, организацию возглавляет один из высших чиновников Республики Беларусь, а она практически не заметна в глазах общества.

В последнее время в белорусских политических кругах упорно ходят разговоры о предстоящих изменениях в руководстве «Белой Руси», о привлечении к «рулю» организации новых инициативных людей. Но вот только где их взять?

Политический ландшафт Белоруссии тем и отличается от других стран, что процесс персонализации идет крайне медленно. Это объясняется главным образом тем, что любой политический лидер в условиях авторитарного режима сталкивается с проблемой повышения уровня популярности, отсутствия необходимой поддержки со стороны республиканских средств массовой информации, ориентированных исключительно на позитивное освещение политики действующего президента и превознесения его достоинств как государственного руководителя.

Популярность политика, как известно, во многом определяется его умением вести полемику со своими соперниками, идти на конфликт с представителями правящей группировки, критически оценивать курс правительства, жестко расставлять социальные акценты и отстаивать интересы «простых» граждан. В современной Белоруссии у подавляющего большинства политических функционеров преобладает стремлении избегать подобной тактики, всячески демонстрировать лояльность главе государства, даже в ущерб своему имиджу.

Даже старейшая из политических партий Белоруссии, возникшая сразу после прихода к власти А. Лукашенко, — Белорусская патриотическая партия (БПП) никак не проявляет активность, ее деятельность незаметна для специалистов-политологов, не говоря уже об общественности.

Не лучше выглядит и Республиканская партия (РП). Имеются сведения, что одно время в администрации президента РБ эта партия рассматривалась как перспективная, тем более, что согласно спискам в ней числится порядка 8 тысяч человек. И если бы эти люди действительно вели хоть какую-то политическую деятельность, то она не осталась бы незамеченной. Известно, что существовали планы по замене руководства РП. На должность партийного лидера рассматривалась кандидатура нынешнего верховного атамана Всебелорусского объединенного казачества (ВОК) Н. Ерковича.

Однако этому воспрепятствовала одна юридическая закавыка: в уставе этой казачьей организации существует запрет на участие казаков в политической деятельностьи. Попытки же Ерковича изменить устав ВОК оказались безуспешными, и поэтому этот замысел оказался не осуществленным.

В списке пропрезидентских партий имеются еще Республиканская партия труда и справедливости и некоторые другие партии, но они тоже никак не «светят» на белорусском политическом небосклоне.

Единственной пропрезидентской организацией, которая действительно представляет собой партию, является Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), которая имеет и своих депутатов, и значительный опыт политической работы. Но и эта партия, при всех ее достоинствах, не может быть избрана Александром Лукашенко в качестве опорной.

КПБ в соответствии со своей программой призвана защищать социальные права населения и в настоящее время, когда белорусское государство стремительно сбрасывает с себя многие социальные обязательства, по идее должна выступать против проводимого в республике социально-экономического курса. Именно так поступают коммунистические партии во всем мире.

Но КПБ этого не делает, она всегда и во всем поддерживала нынешнего президента Белоруссии. Когда Лукашенко декларировал строительство в РБ социального государства, позицию КПБ еще можно было понять, но в настоящее время, когда государство ведет наступление на социальные права населения, компартия оказалась в довольно двусмысленном положении: с одной стороны она продолжает говорить о борьбе за социальную справедливость, а с другой – поддерживает проводимый властями курс, ведущий к росту социальной несправедливости в Республике Беларусь. Поэтому шансы у КПБ на более или менее свободных выборах невелики.

Кроме того, в рядах КПБ состоит немало людей, не согласных с соглашательской политикой партийного руководства, и поэтому А.Г.Лукашенко не может рассматривать эту партию в качестве своей надежной опоры. Но в то же время, в руководстве КПБ имеются люди, обладающие большим опытом партийной и организаторской работы, и уже многие выходцы из этой партии состоят на госслужбе, их-то и планируется использовать для развития «Белой Руси».

В этом отношении в качестве перспективной кандидатуры рассматривается нынешний заместитель минского градоначальника И. Карпенко, обладающий хорошими организаторскими способностями, большим опытом идеологической работы и личной порядочностью. До прихода (точнее призыва) на государственную службу Карпенко был вторым секретарем ЦК КПБ. Его-то как раз и прочат на роль нового лидера «Белой Руси». И если это действительно так, то с приходом Карпенко у «Белой Руси» могут появиться хорошие шансы стать реальной «партией власти».

Из всех существующих в настоящее время в Республике Беларусь не прозападных партий и, пожалуй, единственной из них, которая могла бы прилично выступить на выборах по пропорциональной системе (проводись они в настоящее время) является Либерально-демократическая партия (ЛДП). Эту партию прозападная оппозиция именует не иначе как «проект администрации президента РБ», хотя ее председатель С. Гайдукевич определяет ЛДП как системную оппозицию. Последнее, по-видимому, более соответствует действительности, т.к. не смотря на то, что ЛДП временами тесно взаимодействовала с властями, назвать ее ручной будет все-таки неверно. Более того, случись выборы осенью по партийным спискам, доминирующей в парламенте вполне могла бы стать ЛДП, а Национальное собрание даже с конструктивно настроенной оппозицией президенту, никак не может устраивать А. Лукашенко. Это одна из причин, почему власть вынуждена была пока отказаться от немедленного реформирования избирательной системы.

Гражданское общество в Белоруссии еще только предстоит построить, поэтому развивать идею парламентской демократии, ставить задачи создания парламентских партий и фракций в республике некому. Насколько можно понять президента Александра Лукашенко, никакой глубинной трансформации существующего политического режима он не хочет и постарается в силу этого не допустить изменений правил электоральной игры. Белорусской правящей группировке любое восходящее движение политических элит никак не выгодно, поскольку это представляет угрозу сохранению ее высокого положения в системе управления государством, льгот и привилегий. Кроме того, формирование дееспособных политических структур неизбежно нарушит отлаженный в рамках высшего эшелона власти неформальный механизм патрон-клиентских отношений, основанный на личных взаимоотношениях чиновников, связанных лояльностью президенту, которому они обязаны своим положением.

Отдел Белоруссии Института стран СНГ



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 апреля 2024

Время ожидания в очереди на одном из двух оставшихся контрольно-пропускных пунктов на границе Литвы и Белоруссии увеличилось до шести суток. Об этом свидетельствуют данные, в режиме реального времени размещаемые на сайте дирекции КПП при МВД балтийской республики. По состоянию на 14:00 на КПП …

27 апреля 2024

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы в пограничных пунктах пропуска предпринимают попытки завербовать граждан России и Белоруссии. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов. «В действующих пунктах пропуска со стороны государств Балтии ужесточены контрольные мероприятия в отношении граждан …

27 апреля 2024

Сенатор от Крыма Сергей Цеков предположил, что в случае атаки на Республику Беларусь со стороны НАТО произойдет соединение страны с Калининградской областью. Президент республики Александр Лукашенко ранее заявлял, что белорусская оппозиция планирует захватить Кобринский район, объявить новую власть и обратиться …


Ваш браузер устарел! Обновите его.