×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/pochemu-adjariya-okazalas-vvergnutoy-v-tyajeleyshiy-sistemnyy-krizis/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Почему Аджария оказалась ввергнутой в тяжелейший системный кризис?
15:03, 11 октября 2012  
55
0

Ставя этот вопрос, отдаю себе отчет в том, что не все сочтут его правомерным. Одним его постановка покажется неправильной. Другие воспримут такой вопрос как излишне категоричный и скажут, что еще рано говорить о системном кризисе. Третьи возразят, что нынешнее катастрофическое положение в обществе свидетельствует вовсе не о провале деятельности власти после «революции роз», а лишь о ее вступлении в решающую фазу. Однако нам ни одно из этих возражений не кажется убедительным. Как ни крути, а, откладывая на будущее разговор о причинах вызвавших кризис в нашем обществе, мы занимаемся самообманом. Итоги тех реформ, которые ведутся за последние восемь лет, подводить не только можно, но и нужно. И, к сожа­лению, утешительными их, мягко гово­ря, никак не назовешь.

Так в чем же причины этого?

Когда-то один из французских королей, объезжая свои владения, сильно возмутился — со стен встретившейся на его пути крепости не прозвучал салют в его честь. Разгневанный монарх потребовал привести к нему местного вассала. «Почему пушки не возвестили о моем приближении?» — грозно спро­сил король. «Ваше величество, — дрожа, отвечал вельможа,- на то есть двадцать две причины. Во-первых, в крепости нет пороха…» «Довольно, — перебил его король, — об остальном мо­жешь не говорить».

Эта история приходит на ум, когда пытаешься понять причины наших нынешних бед. Везет королям (да и их подданным), если есть у них простые и однозначные объяснения происходящих вокруг них событий. Похоже, одна­ко, что у нас не тот случай. Наши руководители действительно могут привести, пожалуй, не меньше двадцати двух причин в объяснение неудач реформ после «революции роз». Тут и груз проблем, доставшихся им в наследство от прежних времен, и неблагоприятное стечение обстоятельств (различные катастрофы, стихийные бедствия и капризы природы), и яростное сопротивление цепляющихся за власть противников перемен, и консер­ватизм общественного сознания, и нарушенная территориальная целостность страны, и уси­ливающийся сепаратизм регионов, и еще многое, многое другое.

Но тем не менее есть все же, на наш взгляд, если и не одна, то по крайней мере несколько главных причин, изначально определивших системный кризис в нашем обществе. К сожалению, в Аджарской автономной республике, как и во всей Грузии кризис приобрел системный характер — он охватил в большей или меньшей мере все компоненты общества.

Мы видим, что в Аджарии развалена экономика, социальная сфера, культура, разрушена система образования. Истоки всеобщего кризиса не могут быть объяснены какой-либо одной причиной. В бесконечном переплетении материальных и духовных связей исторического развития нам удается выявить лишь отдельные причинные связи.

Критика времени, в котором живет человек, также стара, как и само человечество. Идеального общества не было, и быть не может. Постараемся понять хоть ориентировочно, чем же вызваны наши невзгоды. В Аджарии были времена труднее, чем нынешние – было трехсотлетнее иго османского владычества, голод, эпидемии, войны. Но не было времени подлее, не было времени, когда бы человека так унижали, топтали его достоинство. Причины, как говорили, делятся на объективные и субъективные. Первые связаны и с нашей историей, и с всеобщим хаосом, воцарившимся на территории бывшего СССР. Субъективные же целиком зависят от интеллигенции. Наверное, будет правильно, если скажем, что все наши беды идут не от всеобщего казнокрадства и разгильдяйства. Они, скорее, следствие, а не причины. Корень всех бед — в безнравственности и непрофессионализме наших лидеров, в равнодушии и инфантильности интеллигенции.

Призвание интеллигенции в том, чтобы защитить интересы обездоленной, менее предприимчивой, более приверженной к традициям, законам религии, адатов и нравственности части населения. Защищать интересы тех, кто создал основное национальное богатство, но в силу многих причин оказались лишенными и собственности, и социальных благ, и права на учебу и образование. Сегодня, противостоящие большинству, явно антинациональное правящее меньшинство, так манипулирует общественным сознанием, что выработанные их пропагандистскими службами правила и мифы раскалывают большинство населения на множество неустойчивых, не имеющих идейных основ, групп.

Эти группы погрузились во взаимный конфликт, из которого не возникает никакого сильного и сплачивающего мнения. Вот здесь и нужны мы, интеллигенты. Задача интеллигенции состоит в пробуждении той бескорыстности, чувства справедливости, которые существуют в подсознании людей, которые в каждую эпоху составляют истинное и глубокое чаяние народа. При этом все слои общества должны получить голос, должны иметь возможность защитить себя.

Однако, последние годы были годами отказа определенной части интеллигенции Аджарии от своей идентичности и автономии. Интеллигент, если это настоящий интеллигент, а не псевдоинтеллигент – это творец, творческая личность, человек, занимающийся поиском истины, рациональным (научным) или чувственным (художественным) познанием и освоением мира. Настоящий интеллигент понимает свою индивидуальную роль познающего субъекта – и общественную роль просветителя и освободителя. Настоящий интеллигент – носитель критического мышления. Настоящий интеллигент противостоит конформизму и мещанству.

В 2004 году эти люди, которые называют себя «интеллигенцией Аджарии» предали сами себя. Они добровольно переняли психологию лавочников. О ком идет речь? – спросит нас читатель. Речь идет о людях, которые верой и правдой служили всем режимам. Ну а после так называемой «революции роз» стали писать книжонки, со следующими заголовками «Гиоргобидан-гиоргобамде», «Батумский государственный университет во время революции роз», стали заседать в верховном совете Аджарии и так далее и тому подобное. Эта часть «интеллигенции» стала сословием мещан, стадом конформистов, которым, как всяким стадом, легко управлять.

Они, превратившись в слой, обслуживающий интересы власти Саакашвили, даже не обратили внимания на то, что эти власть имущие становятся всё более и более тупыми и эстетически неразвитыми. Индивидуальные способности руководителей, их нравственное и эстетическое развитие, интеллектуальные возможности, сумма знаний, навыков и культуры, которой они обладают, определяют их место в обществе и их влияние на судьбы Аджарии, всей Грузии и ее граждан. Для лидера стоит проблема согласовать свои действия (в которых он свободен) с интересами прогресса общества (здесь уже жесткая необходимость). Когда человек вызывается руководить страной, республикой или даже городом, он должен быть личностью неординарной и по характеру, и по воле, и по темпераменту, его должны отличать высокая нравственность и профессионализм.

Корень большинства наших бед лежит в том, что мы-грузины забыли заветы своих предков и уроки истории. Главным итогом перемен последних двух лет стало то, что на руководство страной или регионами пришли и сегодня претендуют люди, не соответствующие этой миссии. А поскольку они до этого уровня не доросли, «недоразвились», то они принижают страну или регион до уровня своей компетентности. В результате существуют народ и автономная республика для них, но не они для народа.

Никогда в Аджарии не было такого пренебрежения к науке и культуре. А человек без образования совершает страшные ошибки. Главная беда — он сам не понимает уровень своего незнания. Сегодняшняя жизнь Аджарии — свидетельство этому. В наши дни преобладает представление, что интеллект, как относящийся к сфере духа, нравственности, выше воли. Воля все же относится к сфере психической. Видимо, в этом наша трагедия — большинство наших руководителей — люди воли, — и они демонстрируют это всеми методами. Чего стоит факт милитаризации страны!

Благородные грузины не заслужили сегодняшней судьбы. В нашей стране, Аджария не исключение, хотя и заполнена полицией, войсками и бронетехникой, убийства и насилие стали привычными, царят беззаконие и произвол. Казнокрадство и взяточничество на всех уровнях никого не удивляют. Как же все это могло произойти?

Грузины, которых не смогли сломить ни монгольские полчища, ни головорезы Надыр-Шаха, ни войска Османской империи, ни царские полки, народ, который известен своим героизмом, стал беззащитным перед насилием и террором, чинимыми лидерами нашего государства. У некоторых грузинских обывателей на лицо отмирание иных потребностей, кроме физиологических. Они озабочены только проблемами поддержания жизни и ищут возможности любым доступным способом удовлетворять свои желания. Разумный взгляд на мир утрачивает свой авторитет. Не труд, а деньги являются сегодня единственным символом, олицетворяющим жизненные идеалы. И это уже серьезно. Посмотрите на толпы молодых и не очень молодых людей, собирающихся около обменных пунктов валюты, рынков и ларьков! Нравственные критерии их уже не интересуют. Интеллигентный грузин, для которого честь, достоинство, патриотизм, объединенные в емком понятии «намуси», были имманентными, врожденными, оказался беззащитным перед фантомом «собственности». Вот уж, действительно, «люди гибнут за металл». Доллар стал всеобщим мерилом чести и достоинства человека. Причем, проблема не в том, чтобы его заработать. Работать мало кто хочет. Доллар «добывают» любыми средствами, для этого все пути хороши.

Здесь мы имеем дело с коллективной виной, падением нашего нравственного сознания, падением интеллигентности. Мы виноваты, ибо примирились со злом – в виде нашей власти во главе с Саакашвили, стали пассивными наблюдателями событий.

С моральной точки зрения решительным шагом к современному варварству стала концепция приватизации всенародной собственности и бизнес по-грузински, иначе говоря, — спекулятивное предпринимательство. Здесь и должны были сказать свое слово мы, образованная часть населения, а также руководители автономной республики. Но им оказалось не до народа.

В прошлом, да и в этом году нас — грузин как никогда обманывают достижениями власти. С них и началось, на мой взгляд, окончательное разложение народа. С утра до вечера и радио, и телевидение, и газеты, и плакаты твердят о высоких человеческих и сверхчеловеческих победах власти во главе с Саакашвили. Самое странное то, что эти явления совершенно не укладываются в грузинские обычаи и традиции. У нас не принято превозносить человека, если даже есть за что. Это считается дурным тоном. В этом году мы уже стали привыкать к славословию «лидеров», многие из них превзошли незабвенного Тартарена из Тараскона. Приведу характерный пример. В основном после «революции роз» на черноморском побережии Аджарии многие крупные государственные чиновники Грузии стремительно начали воздвигать десятки дворцов и замков, какие могли бы позволить себе разве что карибские пираты, арабские шейхи или индийские раджи. Говорят: «Не считайте деньги в чужих карманах». Но дело-то в том, что эти деньги — наши. Это мизерные стипендии и пенсии, неоснащенные лаборатории и непополняемые библиотеки. Вот первая причина возмущения жителей Аджарии. Они спрашивают, откуда дворцы у мэров, председателей, министров, депутатов и их близких? На какие деньги куплены машины, яхты, вертолеты, и почему не декларируются доходы? Ответа не было. Недавно одна из неправительственных организациий, действующая в Аджарии, изучила вопрос имущества, которое было вывезено из Аджарии после «революции роз». В данной работе выявлены корни противоречий, ведущих к конфликтам в обществе и преступлениям. Как установил автор работы, за пределы региона незаконно было вывезено имущество Аджарии в сумму свыше 100 миллионов долларов США. Отсюда законный вопрос «в чьих карманах осели эти суммы?». И согласитесь, что не надо быть Шерлоком Холмсом чтобы найти ответ на этот вопрос.

В автономной республике нет публичного контроля над властными структурами. Пирамида власти, чтобы обезопасить себя, строится преимущественно из людей, связанных круговой порукой. Крупнейшие мыслители XX века полагали, что те, кто при некоторых ситуациях передают свою власть другому, становятся предметом всеобщей благодарности и уважения. По мнению многих юристов, было бы не только конституционно верно, но и разумно, впредь проводить выборы руководителя автономной республики, всенародно, а не через какой-либо орган. Пусть люди сами определяют, кого следует избрать первым лицом в автономной республике. Неважно как он будет называться: председателем правительства, главой автономной республики или президентом. Прежде всего – законодательство Аджарии не соответствует потребностям общества. О чем это мы! Когда у Аджарской автономной республики сегодня нет своей конституции. О коституционном вакууме, перекосах конституционных положений, особенно в сфере разделения полномочий ветвей власти, прежде всего законодательной и исполнительной, мы подробно остановимся в следующих главах.

Судьба автономной республики должна определятся типом Конституции. Американская конституция занимает несколько страничек. И важно учесть, что американская конституция — это документ принципов государственного устройства, где говорится — как устроена и работает государственная машина: вот сроки президентства, вот принцип разделения власти, вот механизм выборов в Сенат и Палату представителей, вот так назначают Верховный суд; все они имеют такие -то функции. И плюс еще Биль о правах — три десятка поправок (несколько страниц — за 200 лет). В первом Билле о правах сказано, что Конгресс не имеет права издавать законы, ограничивающие свободу печати, президент же не имеет права обсуждать Конституцию.

Самой трагической ошибкой коммунистической идеологии было, по — видимому, отрицание неизбежности религиозного компонента в общественном сознании. Но «возвращение» религии должно быть свободным от идеологической нетерпимости. Главное здесь то, что принципы свободы совести должны быть гарантом выбора любого мировоззрения. Религиозное чувство — одно из самых сокровенных, и вмешательство в него властных структур просто немыслимо. По последним данным в соседней Турции живет несколько миллионов исторических мусульман грузин. Самое же печальное то, что сегодня в Аджарии игнорируется серьезнейшее свойство человеческой души: настоящая религиозность не может возникнуть в ней очень быстро (за исключением случаев, связанных с большой личной драмой); этот процесс нельзя подгонять. Создается впечатление, что наше общество по-прежнему не понимает, что принцип свободы совести должен действительно быть гарантом выбора любого мировоззрения, свободы от любого насилия в области духовной жизни.

Следует отметить еще один существенный момент. На исходе XX в. человечество могло вспомнить, что до XX столетия у него по существу не было общего исторического опыта, общей судьбы. Разные цивилизации жили, мало зная друг друга. В XX в., началась всеобщая, всемирная история. Грузия, как и весь мир, имеет общую судьбу, общие проблемы: термоядерную угрозу, голод, экоспазм. Об этих проблемах много говорят и пишут. Менее известно предупреждение философов и теологов об угрозе антропологической катастрофы, то есть об утрате человеком связи с миром высших смыслов и ценностей, о крушении человеческой личности.

Грузия и ее регионы изменились, как и весь мир, нас окружают иные реалии. Но ключевые ценности — Истина, Красота, Добро, Любовь, Признательность, Почитание старших остались в нашей духовной жизни. В связи с этим возвращение религиозной культуры не просто оправдано, но и необходимо.

Грузия и ее народ не изменились и в другом — веками присущая свободному грузину потребность в справедливости сидит в каждом из нас. Правда, в нашем деформированном мире она зачастую принимает самые уродливые формы. Если наши предки в соответствии с менталитетом решали вопросы чести в поединках, то у вырождающихся потомков это стало принимать извращенные формы — от анонимных писем до заказных убийств.

В Грузии и ее регионах ущимление политических свобод стало нормой. В Батуми строго регламентируются разрешения на проведение уличных мероприятий. Категорически запрещены любые акции около административных зданий, зданий УВД и УГБ. Ссылка на то, что такие акции проходят, теперь уже очень редко, в Тбилиси, парируются с цинизмом, почти детски-безоблачным: «Тбилиси — это одно, а у нас тут своё. В Тбилиси посольства, всякие дипломатические представительства, иностранные журналисты. А вам мы тут не позволим». Использование на митингах лозунга: «Свободу политзаключенным» отклоняется так:

· У нас официально политзаключенных нет.

· Это вы считаете, что есть, а мы считаем, что нет. А у нас по конституции каждый имеет право высказывать свое мнение.

· А народ мутить у нас никто не имеет права. У нас народ какой: ему раз скажешь, что он ошибается, два скажешь, он и сам так думать начнёт.

Не понравился полицейскому чиновнику и лозунг «За тех, кто за решёткой»:

· За решёткой у нас сидят уголовники.

Шаг за шагом отступают «правоохранительные органы» от хваленых демократических прав и свобод.

На протяжении всего саакашвилевского правления слова «демократизация», а затем «демократия» буквально не сходили с уст политиков разных взглядов. Также как и слово «свобода», которое стало синонимом «демократии» и постоянно с ней перемешивалось и путалось. И не по простоте душевной, а просто ведь нельзя же было сказать, что под демократией эти теоретики понимают одну только свободу — свободу правящего слоя разворовывать ресурсы, эксплуатировать рабочих и сельских жителей, лишить население элементарных социальных гарантий. Поэтому скромная «свобода частной собственности» была глубоко запрятана среди густой мишуры требований «свободы слова», «свободы печати», «свободы митингов, собраний, шествий и демонстраций». Параллельно с этим упирали на то, что не худо было бы гуманизировать правоохранительную систему, а именно пресечь коррупцию в силовых структурах, а в судах вместо пресловутых «троек» посадить, как во всём «цивилизованном» мире, присяжных заседателей. «А к чему вспоминать сегодня всю эту сорочью трескотню?» — спросите вы нас. «А для того, чтобы осознать этот великий обман, — ответим мы вам, — ощутить в себе вековечный зов унижений и оскорблений, зов оскорблений и унижений прикованного к галере раба от жирного патриция, измождённого под солнцем феллаха от отдыхающего в гареме бая, высеченного на конюшне мужика от холёного барина. Ощутить — и тогда, быть может, пожар от этих унижений полыхнёт в безжалостные глаза реформаторов, всё глубже погружающих нож либеральных реформ в тело народа. Ибо мы получили прямо противоположное обещанному».

Практически все западные политологи теперь осторожно высказываются, что «Грузия восприняла принципы скорее капитализма, чем демократии». Мы же говорим прямо: режим, созданный президентом Саакашвили, четко становится в рамки простого авторитаризма и он в страхе перед народными выступлениями стремительно трансформировался в открытую полицейскую диктатуру.

Грузия стремительно двигалась в сторону кастрированной демократии. Фактически у Саакашвили была стопроцентная возможность промывать мозги собственным гражданам. Если сейчас будут появляться новости о том, что в Сибири очень тепло и климат там тропический, то сказать правду о том, как там на самом деле, будет уже практически невозможно. Если по всей стране растет безработица и падает социальный уровень населения, а такая картина наша печальная растет, то как об этом грузинские граждане могут узнать, если все средства массовой информации в руках тех, у которых все должно быть в розовом цвете? Короче говоря, нет ни одной страны в мире, в которой с кляпом во рту люди бы процветали и хорошо жили. И вот это самый, пожалуй, печальный итог деятельности президента Саакашвили.

Идеологи саакашвилевского режима прекрасно пользуются новыми PR – технологиями и многие нарушения демократических прав и свобод обосновывают так: у нас раньше не было демократии, а теперь есть демократия, но — управляемая! Отсюда уже один шаг до оруэлловских «Война — это мир», «Ложь — это правда», «Незнание – сила».

Мы в Грузии имеем дело со сформировавшимся полицейским государством, по типу многочисленных латиноамериканских диктатур. Уже появились свои «эскадроны смерти» или те самые «тонтон-макутуты». В данном случае, следует говорить об административно-командной идеологии, которая всегда сопутствует авторитарным режимам. На основе этой идеологии невозможно создать рыночную экономику. Она неизбежно ведет к полицейскому государству, поскольку в условиях неэффективной экономики нельзя удержать в повиновении население без насилия. Причем подобное государство у нас, в Грузии, укореняется по воле Саакашвили.

Номенклатурный капитализм — мечта чиновников, желающих руководить всем и вся, живущих на возможности командовать, — также нуждается в административно-командной идеологии. Вот почему всевозможные начальники бросились поддерживать Саакашвили. Они мечтают об укреплении своей власти, о безраздельном господстве в своем регионе, городе, районе. На подвластной территории. Эту власть могут сполна обеспечить ручные правоохранительные органы. Уже сейчас бесправие граждан ужасает. Оно может стать еще большим, абсолютным.

Номенклатурный капитализм, который не имеет ничего общего с цивилизованной рыночной экономикой, должен опираться на подавление прав и свобод. Его может обеспечить лишь полицейское государство. Не хотелось бы, чтобы оно стало нашим будущим. Проявления полицейского государства повсюду. Но пока есть время остановить его окончательное становление. Для этого необходимо сплотиться всем его противникам. Необходимо бить во все колокола. Общество должно осознать нависшую опасность.

В заключение хотелось бы подчеркнуть — мы не назвали фамилий. Это лишний раз показывает, что суть проблемы не в конкретном единичном человеке, не в его национальности, возрасте, поле. Суть, мы не устаним этого говорить, в профессиональной подготовке и нравственных качествах наших лидеров и поддерживающих их интеллигентов. Аджарская автономная республика — средоточие задач и проблем Грузии. И для их решения необходим системный подход, нужны терпимость, но не равнодушие, властность, но не деспотизм, единая национальная идея, но не кланово-родовые интересы.

Владимир Глонти, профессор, доктор экономических наук



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

11 июня 2025

 Несколько десятков грузовиков с армянским коньяком остановлены на КПП Верхний Ларс на границе с Грузией. Армения подозревает, что грузинская сторона намеренно блокирует экспорт алкогольной продукции в Россию. Об этом пишет News.am со ссылкой на данные армянского Минэкономики. По данным издания, …

3 июня 2025

 В парламент Грузии поступила инициатива о возвращении в удостоверения личности, паспорта и акты гражданского состояния графы «национальность» и имени отца (отчества), пишет BPN. «Это нужно, чтобы не произошло окончательного исчезновения „грузинскости“ нашего происхождения»,  — пояснила автор инициативы гражданка Лела Кавтарадзе. …

22 мая 2025

 Возле Тбилисского городского суда периодически происходят столкновения между сотрудниками правоохранительных органов и участниками акции протеста. Протестующие требуют позволить им присутствовать на судебном заседании лидера оппозиционной партии «Гирчи» Зураба Джапаридзе. «Также происходит противостояние между людьми внутри здания суда и судебными приставами. …


Ваш браузер устарел! Обновите его.