Центральная избирательная комиссия РМ опубликовала окончательные результаты прошедших в стране парламентских выборов, которые, правда, должны еще быть утверждены Конституционным судом республики. Однако никто не сомневается в том, что эти результаты получат законодательное подтверждение.Итоги выборов таковы: Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) получила на выборах поддержку 49,48% избирателей, Либеральная партия (ЛП) – 13,14%, Либерально-демократическая партия (ЛДПМ) – 12,43% и Альянс «Наша Молдова» (АНМ) — 9,77%.
Надо сказать, что результаты всех опросов общественного мнения, организованных в Молдавии в 2008 году и начале 2009 года, показывали устойчивый рост рейтинга ПКРМ.
Приведем результаты некоторых из них. «Барометр (опрос) общественного мнения» от 23 апреля 2008 г., который был организован Институтом публичной политики Молдовы, показал, что Партия коммунистов РМ выиграла бы парламентские выборы, если бы они состоялись в конце апреля, набрав 26,7% голосов своих сторонников. Альянс «Наша Молдова» и Демократическая партия получили бы соответственно 6,5% и 6,3% голосов.
Согласно данным опроса, опубликованным в Кишиневе в ноябре 2008 г., Партия коммунистов набрала бы уже около 48% голосов, ее главный соперник Альянс «Наша Молдова» – 6,7%, а Демократическая партия — только 4,5%. У других партий показатели были и того меньше.
Многочисленные оппоненты ПКРМ усомнились в итогах этого «Барометра общественного мнения», однако выводы нового опроса в феврале-марте 2009 года лишь подтвердили и даже усилили господствующие в обществе накануне парламентских выборов настроения избирателя.
В день парламентских выборов, если бы они состоялись в конце марта, за Компартию проголосовало бы 36,2% электората, а если учесть еще не определившихся со своим выбором избирателей (как правило, минимум 10% из них голосуют за ПКРМ), процент поданных за коммунистов голосов мог бы достигнуть 50%. Либерально-демократическая партия Молдовы получила бы 8,3% голосов, Либеральная партия Молдовы — 8,2%. Другие партии, по тем же подсчетам, ограничились бы следующими результатами: у АНМ было бы — 5,4% голосов, у СДП — 2,6%, у ЦСМ — 2,5%, у ХДНП — 1,4% и у ДПМ — 0,7%.
Для того, чтобы добиться такого результата партия коммунистов сделала все возможное как в плане организационном, так и более существенном – в плане принятия мер по улучшению материального положения населения.
Ряд молдавских СМИ отмечает четко организованную работу членов партии, которые «пропахали» практически все села и предприятия Молдовы. «Коммунисты работали, как хорошо налаженная машина, и были нацелены на результат. Они были командой и вели командную игру», — говорилось в статье Иона Мунтяну «Выборы 2009: уроки поражения оппозиции», опубликованной на сайте информационно-аналитического издания AVA.MD.
Руководство ПКРМ уделило особое внимание пропагандистско-агитационной работе среди не только членов партии, но и всего населения страны. Для пропаганды своих взглядов на дальнейшее развитие страны был умело использован последний VI съезд ПКРМ, состоявшийся в марте 2008 года, который рассматривался одним из важных этапов подготовки к парламентским выборам. На съезде была выдвинута и обсуждена новая Программа партии. Кроме того, были задействованы средства массовой информации, чтобы, как можно доходчивее, довести содержание этой Программы до будущих избирателей.
Последние же инициативы президента В.Воронина по повышению зарплат бюджетникам, в частности педагогам, стипендий студентам, индексация пенсий на 20%, снижение цен на некоторые сорта хлеба и другие шаги в социальной области, безусловно привлекли на сторону ПКРМ новых союзников. Также как и действия правительства Молдавии по решению проблем, связанных с преодолением последствий постигшего страну стихийного бедствия, с продолжением работы по развитию инфраструктуры – строительству новых участков железных дорог и автомагистралей, дальнейшей газификации и водоснабжению сельских населенных пунктов и т.д., несмотря на мировой финансовый кризис.
Следует подчеркнуть, что социальные затраты бюджета при коммунистах возросли более чем в четыре раза. В целом расходы на социальную сферу обходятся бюджету в 65% всех его расходов.
В 2008 году руководство Молдовы активизировало свою политику по урегулированию приднестровской проблемы. В 2008 году впервые за последние семь лет состоялись две встречи президента РМ В.Воронина и лидера ПМР И.Смирнова (в апреле и в декабре). Прямой диалог был продолжен на их недавней третьей встрече в Москве в марте с.г. Хотя из-за противоречащих друг другу позиций Кишинева и Тирасполя относительно путей решения молдавско-приднестровского конфликта, прорыва на переговорах, в том числе в Москве, не произошло. И, тем не менее, действия В.Воронина находят понимание у большей части населения страны.
В последнее время президент и правительство страны акцентируют внимание мирового сообщества на статусе Республики Молдова как нейтральном государстве, которое не намерено присоединяться к каким-либо военным союзам. Большинство жителей страны выступают в поддержку такой позиции.
Действия президента и правительства Молдовы по дальнейшему развитию сотрудничества с Россией в торгово-экономической и культурно-гуманитарной областях также находило понимание у большинства молдавского населения. В ходе опроса общественного мнения в Молдове от 14 марта с.г. 60,1% респондентов поддержали курс на сохранение стратегического партнерства с Россией.
Так, что местные и иностранные политические наблюдатели, представители дипломатического корпуса, международных и европейских организаций, аккредитованных в Республике Молдова, и большинство обозревателей молдавских СМИ, были уверены в том, что правящая в стране Компартия вновь одержит победу на парламентских выборах 2009 и останется таковой еще на 4 года.
На этот счет не было сомнений и у ведущих оппозиционных партий – Либеральной, Либерально-демократической и Альянса «Наша Молдова». Тем не менее, либеральная оппозиция заговорила о том, что коммунисты могут сфальсифицировать итоги выборов и поэтому они не могут быть признаны. Хотя зачем это ПКРМ, если все опросы общественного мнения пророчили ей однозначную победу. Когда возникли эти предположения, лидер «Нашей Молдовы» С.Урекян 10 марта 2009 г. заявил журналисту агентства «OMEGA», что не может быть и речи о непризнании результатов выборов, …можно вести речь лишь об отдельных незначительных ошибках в проведении избирательной кампании.
Правда, позднее он и его единомышленники из ЛП и ЛДПМ стали настойчиво повторять, что результаты выборов будут сфальсифицированы. Заявления такого рода с их стороны начали раздаваться задолго до дня выборов. А председатель либеральных демократов В.Филат заранее, за две недели до выборов получил у своего собрата по духу мэра Кишинева и зампредседателя Либеральной партии Д.Киртоакэ разрешение на проведение в Кишиневе манифестаций в знак протеста против результатов выборов в молдавский парламент.
Вообще, говорить о фальсификации результатов до их получения — уже нонсенс. Кроме того, в Молдавии после парламентских выборов в 2005 г. было принято решение о том, чтобы Центральную избирательную комиссию возглавлял представитель оппозиции, нынешний глава ЦИК Е.Штирбу является членом Демократической партии Молдовы. Сегодня в состав ЦИК входят 9 человек, утвержденных парламентом. Среди них – 2 представителя Демократической партии, включая председателя, 2 представителя Альянса «Наша Молдова», 2 представителя Партии коммунистов Республики Молдова, 1 представитель от Христианско-демократической народной партии и два представителя правительства. Даже если к коммунистам приплюсовать членов ЦИК от правительства, в любом случае, оппозиционеров большинство. Вряд ли представители оппозиции в этой комиссии стали бы играть на стороне Компартии.
Со своей стороны добавим, что в районных и участковых избирательных комиссиях ситуация аналогичная – членами комиссий могут быть представители всех партий, участвующих в выборах. Во время прошедших выборов на каждом избирательном участке в качестве национальных наблюдателей находились официально уполномоченные представители партий и неправительственных организаций, которые присутствовали также при открытии и закрытии избирательных участков и подсчете голосов. По завершении подсчета голосов председатели выдали им заверенные в их присутствии протоколы с результатами голосования.
Если в городах и крупных населенных пунктах теоретически и возможны какие-то недоразумения со списками избирателей, то в селах и деревнях, где все друг друга знают, этого быть не может. Посторонние могут проголосовать только по предъявлению открепительного талона. Происходят порою курьезные случаи. На прошедших выборах в одном из сел Унгенского района был случай, когда жителю этого села не выдали бюллетень для голосования, так как в его старом советском паспорте, который еще имеет силу, не было штампа о гражданстве Молдовы.
Как отметил на брифинге в Кишиневе для молдавских и зарубежных журналистов 10 апреля президент В.Воронин, в 22 из 32 районов Молдовы (включая Гагаузию и Кишинев) власть принадлежит оппонентам ПКРМ, и списки избирателей составляются местными органами власти.
Хотелось бы отметить, что на выборах в Молдове в этот раз присутствовало более 600 международных наблюдателей от ОБСЕ (200 чел.), Совета Европы, Европарламента, стран СНГ, которые оценили прошедшие парламентские выборы, как демократические и свободные, отвечающие европейским стандартам.
Следует сказать, что проводившиеся в период избирательной кампании социологические опросы, а также опросы exit-poll в день выборов 5 апреля дали примерно те же результаты голосования, что данные, полученные ЦИК РМ, переданные в Конституционный суд Молдовы для утверждения итогов выборов. Интересно, что организации, которые проводили упомянутые опросы, весьма трудно заподозрить в симпатиях к ПКРМ, как и ряд наблюдателей от гражданского общества, деятельность которых финансировалась западными донорами. Оценка ими результатов выборов, как и избирательного процесса в целом, близка оценкам иностранных наблюдателей. Исключением, пожалуй, является заявление для Би-би-си британской баронессы Эммы Николсон, являющейся депутатом Европарламента, которая на выборах в Молдове входила в состав наблюдателей от ОБСЕ. Однако такой фамилии ни в списках долгосрочных, ни краткосрочных наблюдателей ОБСЕ обнаружить не удалось. Так вот, баронесса, в частности, заявила, что «к часу ночи 6 апреля после подсчета голосов на выборах коммунисты набрали 35%, оппозиционные партии в совокупности — 40-45%», … а уже к 8 часам утра, к ее удивлению, «цифры были совсем иными: коммунисты набрали 50%, а оппозиционные партии — ничтожные доли. Но у нас (правильнее было бы сказать – у неё) нет доказательств». Да, с доказательствами здесь действительно у баронессы проблема. В час ночи еще не везде были подсчитаны голоса даже в участковых избирательных комиссиях, а к утру не все окружные (районные) избирательные комиссии сумели обработать полученные от своих участковых комиссий протоколы с результатами голосования.
В дополнение к моим оценкам попыток представить результаты прошедших в Молдове парламентских выборов фальсифицированными, приведу высказывания директора независимого Центра стратегического анализа и прогноза Молдавии Сергея Назария, который является политическим оппонентом нынешней власти и президента В.Воронина. Относительно возможности фальсификации результатов голосования 5 апреля он, в частности сказал, что «сама процедура голосования вряд ли была некорректной. Другое дело, что до этого людей болванили годами…».
«Что касается «массовых фальсификаций», о которых говорит оппозиция. Первое, где доказательства? Второе, справедливость выборов подтвердили все международные и независимые внутренние наблюдатели. Третье, на каждом избирательном участке были как минимум три (кроме коммунистического) наблюдателя от партий (либеральной, либерально-демократической и Альянса «Наша Молдова»). Кроме того, на каждом избирательном участке также были независимые молдавские наблюдатели от неправительственной организации (финансируемой Западом)» – Лига по защите прав человека в Молдове (LADOM). «Также присутствовали во время голосования и при подсчете голосов представители и от других партий. Каждому наблюдателю были предоставлены заверенные копии протоколов подсчета голосов…». «Более того, подавляющее большинство избирательных комиссий формировали представители оппозиции». «…Как известно, избирательные комиссии формируют исключительно местные органы власти, которые в подавляющем большинстве находятся в руках непримиримых врагов Воронина и его партии. Ну не могли же эти люди фальсифицировать результаты в угоду коммунистам»….
«Да и заявления о том, что выборы сфальсифицированы, были сделаны практически сразу после завершения голосования. … Более того, еще за месяц до выборов звучали заявления, что они будут сфальсифицированы».
А зазвучали они потому, что оппозиция, как было сказано выше, заранее предвидела свое поражение в борьбе за парламент. Поэтому лидерами оппозиции было принято решение прибегнуть к уже испробованной в других государствах постсоветского пространства тактике – постараться вывести на улицы своих сторонников в знак протеста против результатов голосования, чтобы путем массовых беспорядков заставить руководство страны пойти на проведение повторных выборов, а если власть вдруг даст «слабинку», то почему бы не попытаться убрать ее, минуя существующие правовые нормы и методы.
Возможно, рвения оппозиции, прежде всего, Либеральной и Либерально-демократической партий в отношении пересмотра результатов выборов было бы меньше, если бы за ней не стояли румынские идеологи и спонсоры. Известно, что ностальгия по «Великой Румынии» в Бухаресте еще жива, и там постоянно раздаются голоса о том, что Молдавия является землей, где проживают румыны, и пора бы объединить румынский народ по примеру Германии.
Не случайно Румыния отказывается подписать межгосударственный договор с Республикой Молдова и соответствующее соглашение по границе. Видимо, румынские власти не желают связывать себя договорными документами, которые определяли бы границу между двумя государствами, в расчете на ее исчезновение, что в известной степени может приблизить вступление Молдовы в Евросоюз, куда Кишинев стремится попасть. И румынский президент Т.Бэсеску, говоря о будущем Румынии и Молдовы, теперь часто добавляет, чтобы не вызвать нареканий со стороны евросоюзовских ортодоксов, что объединение их произойдет в рамках ЕС.
Но это «завтра» в Бухаресте готовят уже сегодня. Есть доказательства тому, что Румыния финансирует в Молдове целый ряд оппозиционных масс-медия, которые проповедуют идею «унионизма» — идею воссоединения с Румынией. Как правило, эти СМИ принадлежат молдавским оппозиционным Либеральной, Либерально-демократической и Христианско-демократической народной партиям.
Ежегодно, начиная с 1992 года, Бухарест предоставляет Молдове более 2 тысяч стипендий для обучения в румынских средних и высших учебных заведениях, а также оказывает финансовую и материальную помощь тем образовательным учреждениям Молдовы, где молдавский язык называют румынским и преподают не «Историю Молдовы», а «Историю румын». Понятно, что с молдавскими студентами, обучающимися в Румынии ведется серьезная идеологическая националистическая работа.
«Румынский след» просматривался и в нынешней предвыборной кампании в Молдове. В конце марта с.г. в Кишинев был организован «заезд» на автобусах большой группы молдавских и румынских студентов якобы для участия в мероприятиях, организуемых оппозиционными партиями – ЛДПМ и ЛП, чтобы отметить годовщину подписания тогдашним органом самоуправления Бессарабской губернии «Сфатул Церий» 26 марта 1918 года Акта об объединении с Румынией. На самом деле это явно была моральная поддержка оппозиционных партий. Впрочем, как сообщали многие молдавские издания, эти партии получали от Румынии и финансовую помощь для проведения избирательной кампании.
Более того, доказано участие в антиправительственной манифестации 7 апреля 2009 г. и последовавших за ними погромах и других актах вандализма, захвате здания парламента и канцелярии президента РМ граждан соседнего государства. Среди митингующих оказались люди, одетые в форму членов радикальной румынской организации «Новые правые», которая пропагандирует идеи фашизма. На опубликованных рядом информационных агентств фотографиях в числе участников беспорядков в Кишиневе видны люди с изображениями румынской свастики на рукаве. Обращает на себя внимание также тот факт, что организаторы беспорядков вложили в руки митингующих транспаранты с лозунгами «Мы – румыны», «Румыния – моя родина», «Долой коммунистов» и флаги Румынии, которые даже водрузили над канцелярией президента Молдовы.
Но власть не дрогнула. Несмотря на поддержку из-за Прута, попытка государственного переворота в Молдове, как оценил события 6-7 апреля с.г. молдавский президент, провалилась. Сегодня лидеры оппозиционных партий всячески открещиваются от погромов и утверждают, что призывали к мирному протестному маршу, присутствие среди митингующих В.Филата (ЛДПМ), Д.Киртоакэ (ЛП), С.Урекяна (АНМ) и других деятелей радикальной оппозиции говорит об обратном.
Единственное, в чем власть пошла на уступки оппозиции, так это согласие на пересчет голосов избирателей. Компартия обратилась с такой просьбой в Конституционный суд республики, который уже принял в воскресенье 12 апреля соответствующее решение. ПКРМ была и остается уверенной в своей победе, и пересчет голосов, наверняка, ничего хорошего оппозиции не сулит. Но если гипотетически предположить, что будут организованы новые выборы, они станут для оппозиции крахом. Воочию убедившись какими средствами оппозиция доказывает свою «правоту», кто стоит за ней и какую Молдову она собирается строить, избиратель выступит в поддержку призывов коммунистов к стабильности, которой они добились за годы своего правления, к укреплению государственности своей страны.
Вернемся к результатам выборов. Конечный подсчет голосов показал, что ПКРМ, набрав 49,48% голосов электората и получив 60 депутатских мандатов, не сможет самостоятельно избрать своего кандидата на пост президента страны. Для этого требуется три пятых голосов депутатского корпуса или 61 мандат. Оппозиция в лице Либеральной партии (15 депутатов в новом парламенте), Либерально-демократической партии (также 15 депутатов) и Альянса «Наша Молдова» (11 депутатов), тем более не может рассчитывать на избрание президентом своего представителя. Да и трудно им будет определить общую кандидатуру, ибо каждая из этих партий полагает, что главой государства должен быть ее человек. А лидер АНМ С.Урекян уже заявил, что следующим президентом будет именно он, а никто другой.
Если Компартия найдет себе союзника среди оппозиционных депутатов, вопрос о президенте будет однозначно решен в ее пользу. Что такой вариант возможен, говорит опыт избрания президента Молдовы в 2005 году, когда за кандидатуру В.Воронина проголосовали его политические оппоненты.
Если такого союзника найти не удастся, а оппозиционные фракции будут проваливать избрание президента и в ходе повторных выборов главы государства, в этом случае действующий президент должен распустить парламент и назначить новые парламентские выборы.
Как будут разворачиваться дальнейшие события в Молдове, станет ясно уже в ближайшие дни.