Украина, как и другие страны бывшего СССР, исключая Россию, обрела свою независимость под националистическими лозунгами и, начиная с 1991 г., строит национальное государство, основанное на превалировании интересов, истории, героев украинской нации. В России до недавнего времени, да и до сих пор, господствует вредное заблуждение, что Украина – это, по сути, такая же Россия, если не в политическом смысле, то в смысле самоопределения, самоощущения народа, его истории, его идеалов. Это не так. Даже в советское время, особенно в первые десятилетия после революции 1917 г., на Украине культивировалась «инакость» — украинский язык (даже в русскоязычных регионах, будь то Одесса или Донбасс), украинская поэзия, украинская история, в том числе история противостояния с империалистической Великороссией, деспотизмом московской и петербургской монархии и т.д. Параллельно с этим, ближе к застою, начал развиваться культ победы в Великой Отечественной войне, который, по понятным причинам, не приживался в Западной Украине.
С 1991 г. процесс украинского нациестроительства ускорился, т.к. уже не был связан марксистскими догмами и парадигмой нерушимого союза братских народов. «Другая» историография Украины, особенно связанная с коллаборационистскими ОУН-УПА* и дивизией СС «Галичина», активно развивалась в среде украинской (вернее сказать, западноукраинской) диаспоры, прежде всего в Канаде и США. Участники или прямые потомки участников бандеровского подполья Галичины десятилетиями чествовали своих героев, которые проиграли Вторую Мировую войну, и подвергали остракизму тех своих соотечественников, которые ставили под сомнения идеи Степана Бандеры и те идеалы, которые лежат в основе приютивших политэмигрантов стран Северной Америки..
С обретением Украиной независимости произошёл реэкспорт бандеровской историографии, бандеровского мифа на Украину. Но если в военные и послевоенные годы этот миф жил только на Западной Украине, где, собственно, и действовала Украинская Повстанческая Армия (воюя, правда, не с другими армиями, а с населением неправильных политических взглядов или национальностей, прежде всего поляками), то с 1991 г. бандеровский взгляд на новейшую историю страны стал на государственном уровне внедряться в систему образования Украины, в гуманитарную сферу всей страны, даже Автономной республики Крым. Даже при почему-то считавшемся пророссийским (ещё одно заблуждение, распространённое у нас) президенте Януковиче печатались учебники для школ и вузов, одобренные Министерством образования, в которых ОУН, УПА и дивизия СС «Галичина» назывались единственными легитимными представителями украинской нации в годы Великой Отечественной войны, а, например, национальное противостояние великороссов и украинцев (руських) велось с середины XII в. Это началось с Леонида Кравчука, продолжалось при Кучме, усилилось при Ющенко.
Кстати, ведь именно президент Ющенко присвоил проводнику ОУН Степану Бандере и главкому УПА Роману Шухевичу звания Героев Украины. При Януковиче этот указ отменили, но всё остальное (учебники, передачи по ТВ) осталось тем же. Победа Евромайдана ускорила те процессы, которые происходили в стране, как минимум, два с половиной десятилетия. Решения Верховной Рады по криминализации коммунистической идеологии и глорификации коллаборационистов из ОУН-УПА, ответственных за военные преступления, в том числе геноцид польского крестьянства Волыни в 1943 г., — решение, которого и следовало ожидать от постмайданной власти.
Это решение, принятое за месяц до Дня Победы, очевидно, должно было в каком-то смысле показать солидарность новой, демократической Украины с её западными патронами, отказавшимися в этом году ехать в Москву на парад 9 мая. То есть Рада одновременно и завершила законодательный процесс бандеризации украинского политикума, и проявила солидарность с западными демократиями. Ловкость рук.
На самом деле решения Рады легитимизируют то, что уже по факту произошло за последние годы. Бандера, ОУН-УПА уже несколько лет некритично воспринимались как борцы за демократию даже демократически настроенной украинской молодёжью, с дивизией СС «Галичина» было несколько сложнее, всё-таки две молнии до сих пор отпугивают большинство украинцев. Компартия Украины, в своё время обещавшая защищать все памятники Ленину на территории страны, уже год как под фактическим запретом, на её лидера Петра Симоненко совершались покушения, которые, однако, особого возмущения в обществе победившей свободы не вызвали.
Сколь-либо серьёзной реакции Запада на это ждать не приходится. Если на одесскую трагедию 2 мая 2014 г., не говоря уже о последующем терроре на востоке страны, Запад никак не прореагировал, то чего ещё ждать? Да и зачем патрону публично ругать своего клиента? Что касается ОУН-УПА, то на Западе такая же проблема с образованием в области истории, что и у нас, — её даже свою собственную не знают, не говоря уже о том, что происходило на территории УССР семьдесят лет назад. Правда, помнят о зверствах ОУН-УПА в Польше, где есть специальный день памяти жертв Волынской резни, есть много монументов, организаций, объединяющих «кресовяков» — бывших жителей или потомков бывших жителей Восточной Галичины. Но внешняя политика Польши, абсолютно лояльная к постмайданной Украине, абсолютно не отвечает настроениям большинства обычных поляков, которые, если мягко выражаться, не в восторге от открытой поддержки страны, поднявшей чёрно-красное знамя палачей польского народа.
* Организация Украинская повстанческая армия (УПА) признана экстремистской и запрещена на территории РФ решением Верховного Суда Российской Федерации
Станислав Бышок, политический аналитик CIS-EMO, автор книг по современному украинскому национализму