В марте 2013 года была анонсирована конференция «Что хотят русские Молдовы?». Основными организаторами Конференции выступили Фонд «Содружество» и Информационно-аналитический портал AVA.MD. Об информационном партнёрстве мероприятия заявили Фонд содействия гуманитарному сотрудничеству «Русское Единство», газета «Аргументы и факты в Молдове», информационно-аналитический интернет-портал «Россия и соотечественники». Институт стран СНГ так же собирался принять участие в работе Конференции.
Организаторы планировали затронуть ряд актуальных проблем современного «Русского мира» ближнего зарубежья:
— оценка декларированного властями и фактического правового положения русских и русскоязычных граждан;
— препятствия на пути реализации русскоязычным населением в полном объёме своих конституционных прав, что необходимо сделать для устранения этих препятствий;
— проблемы использования русского языка в качестве языка межнационального общения;
— основные критерии и правовые аспекты понятия «российский соотечественник»;
— русские и русскоязычные граждане Республики Молдова и Российской Федерации — проблемы взаимоотношений;
— разобщённость русскоязычных диаспор на постсоветском пространстве и основные пути к консолидации;
— образование на русском языке, существование периодических печатных изданий и других СМИ на русском языке как наследие общего исторического прошлого и как фактор укрепления связей с ведущим партнёром Республики Молдова – Российской Федерацией;
— создание мультимедийного общественно-политического портала «Русские в Молдове», способного восполнить культурные и языковые потребности русскоязычных граждан Молдовы, дать точную и объективную информацию о происходящих событиях в Республике Молдова, Российской Федерации и на всём постсоветском пространстве;
— роль русского населения Молдовы в популяризации и продвижении евразийской интеграции, а также вступления Республики Молдова в Таможенный союз.
Для проведения Конференции представительство Россотрудничества в Республике Молдова согласилось предоставить помещение в Российском центре науки и культуры. Однако, ровно за сутки до объявленной даты, Конференция была перенесена на неопределённый срок. В связи с тем, что не было никаких официальных анонсов со стороны представительства Россотрудничества, то и официальных объяснений переноса (отмены) мероприятия не поступило.
Как бы то ни было, но остался наработанный материал к Конференции, который её потенциальные участники хотели бы осветить в прессе.
Публикуем статью Посторонко Константина Борисовича – специалиста информационной системы управлении, в разное время проживавшего в Российской Федерации, Молдавии, Украине и в полной мере испытавшего на себе перипетии «перестроечного» времени и все «прелести» жизни российского соотечественника, проживающего за рубежом.
Автор считает, что слово является средством выражения мысли. Публицистика — живое и непредвзятое частное мнение по актуальным злободневным проблемам. Если мысль окажется хоть кому-то полезной, значит — эта деятельность уже обоснована.
Политика СМИ – фундамент объединения
Бесспорна степень влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения и мировоззрения личности. Какими они должны быть – полемика на эту тему бесконечна, как стремление к совершенству. Вместе с тем, мы наблюдаем следующую картину: одни продвигают идею доминирования частных СМИ, другие ратуют за приоритет общественным, власть – стремиться овладеть влиянием на все без исключения.
Стремления власти понятны. С одной стороны, потребность в освещении вызвана необходимостью в позитивной оценке обществом результатов своей деятельности. Однако именно потребность в позитиве зачастую приводит к искажению действительности.
Частный сектор привносит качественное развитие СМИ, ведь им приходится выдерживать жёсткую конкуренцию. И здесь свои минусы – частные СМИ увлечены погоней за прибылью и лоббированием интересов своих владельцев.
С общественными — ситуация ещё противоречивей, поскольку само понятие общественной собственности толком не сформировано, а институт общественного правления находится в зачаточном состоянии.
И всё же, каким образом выработать методологию развития Масс-медиа? Разумеется в компромиссе их суммарной достаточности для общего равновесия. Поэтому изначально необходимо раскрыть фактических конечных владельцев, определить целевую аудиторию и претворяемую идеологию. Собственно идеология и есть та составляющая влияния на общественное мнение, при которой проповедничество отрицания идеологии тоже является не меньшей идеологией.
К сожалению, на сегодняшний день СМИ на постсоветском пространстве, в Российской Федерации в частности, находятся в полном хаосе. Наиболее критична ситуация сложилась с российскими и русскоязычными Масс-медиа в ближнем зарубежье. Стремительно сокращается эфирное вещание российских СМИ. Права на ретрансляцию (концессию), в том числе государственных и общественных, российских СМИ передаются откровенно недружелюбным представителям местной этнократии. Трансляция подвергается внутренней цензуре и самопроизвольному перекраиванию сетки вещания. Постоянно уменьшается доля присутствия русского языка.
Тогда каким образом претворять в жизнь политику интеграции?
Возможно, стоит построить стратегию СМИ для данного направления «с чистого листа», исходя из преследуемых целей и задач.
Цели
Организация единого пространства российских и русскоязычных СМИ в странах ближнего зарубежья путём передачи управления русскоязычных медиа-ресурсов русским (пророссийским) общественным организациям. Реализация единой редакционной политики для поддержки развития русскоязычного сообщества в отстаивании интересов русскоязычного населения. Разработка и утверждение критериев для оценки публикуемой информации. Проведение мониторинга: общественного мнения читательской аудитории, публикуемой информации по утверждённым критериям. Противодействие негативному влиянию политических сил и олигархических групп на деятельность СМИ. Внедрение морально-этических норм вещания, поддержка и развитие общественного института издательской критики. Проведение мероприятий и компаний по финансовому обеспечению функционирования СМИ. Создание условий для подготовки и трудоустройства профессиональных кадров.
Мотивация
Русские (русскоязычные) СМИ – единый и самый значимый сегмент масс-медиа на всём постсоветском пространстве.
Значение СМИ для общества заключается в потребности объективного отражения общественного мнения, полноценного освещения событий, управления общественным мнением.
Общество должно иметь гарантированное право на получение полноценной и объективной информации, а также на самовыражение через СМИ.
Русское сообщество — составная часть общества в целом, для чего необходимо выделить сегмент русских СМИ и определить правила взаимосвязи и порядок взаимоотношений сообщества со СМИ.
Реализация гарантий объективного отражение гражданской позиции и защиты прав посредством инструментария:
— оценки деятельности медийных ресурсов;
— влияния на редакционную политику;
— управления вещательной политикой.
Стратегия и идеология
Осуществление эффективной поддержки СМИ в рамках общей вещательной политики:
— русские (русскоязычные) СМИ неотъемлемая составляющая сообщества соотечественников;
— обеспечение эффективного взаимодействия СМИ со своей аудиторией;
— осуществление управления русскими (русскоязычными) СМИ при непосредственном участии представителей сообщества соотечественников;
— отстаивание интересов соотечественников;
— продвижение политики поддержки пророссийских проектов в рамках общей концепции движения соотечественников;
— сохранение и развитие русских (русскоязычных) СМИ;
— активизация общественных организаций соотечественников путём вовлечения участия в общих проектах;
— построение самодостаточной структуры функционирования СМИ, привлекая смежные направления в рамках общей объединительной концепции.
Задачи
Повышение роли общественных организаций соотечественников в управлении масс-медиа:
— формирование координационных общественных советов (КОС) при СМИ;
— ассоциирование КОС СМИ;
— создание общего медийного холдинга из ассоциированных представителей СМИ;
— учреждение в рамках ассоциаций хозяйствующих субъектов в области рекламной деятельности для финансового обеспечения проектов;
— организация единого информационного центра;
— генерация институтов общественного мнения и морально-нравственной оценки деятельности СМИ;
— организация системы подготовки, распределения и защиты профессиональных кадров.
Построение самодостаточной и устойчивой организационной структуры
Формирование Координационных общественных советов при СМИ:
— по происхождению: российские, русскоязычные;
— по юридической форме закрепления полномочий: внесение изменений в Устав, внесение изменений в договор концессии, подписание соглашения между общественными организациями и СМИ;
— по участникам: общественные организации соотечественников, представители родительских СМИ и аффилированных лиц, представители РПЦ.
Ассоциирование КОС СМИ по аналогичному принципу с наделением следующих полномочий:
— управление вещательной и редакционной политикой;
— разработка и утверждение критериев оценки публикуемой информации;
— мониторинг общественного мнения и предпочтений читательской аудитории;
— оценка публикуемой информации по утверждённым критериям;
— организация финансового и прочего ресурсного обеспечения функционирования СМИ;
— разработка и соблюдение морально-этических норм вещания;
— поддержка и развитие общественного института издательской критики;
— создание условий для подготовки профессиональных кадров в рамках проекта.
Построение многоуровневой системы защиты
Принципы построения системы защиты деятельности СМИ посредством формирования институтов:
— морально-этической оценки деятельности СМИ;
— мониторинга общественного мнения и предпочтений читательской аудитории;
— оценки публикуемой информации по утверждённым критериям;
— координационных общественных советов при СМИ;
— защиты и поддержки кадров.
Анализ действующих СМИ
Анализ — постоянная составляющая на всех этапах реализации медийных проектов, включающая в себя инвентаризацию СМИ, оценку состояния профессионально-кадрового состава, вещательной политики и разработку рекомендаций.
Базовые принципы классификации СМИ: по типу вещания, охвату вещания, происхождению, принадлежности и направленности, охвату аудитории.
План реализации
Очерёдность действий:
— постановка задачи;
— организация КОС на любых представленных условиях;
— закрепление юридически правового статуса КОС;
— наделение полномочиями КОС;
— ассоциирование КОС;
— учреждение медийного холдинга для концентрации кадрового состава по направлениям и специализации;
— открытие единого информационного центра;
— создание рекламной компании;
— организация центра по подготовке и защите профессионально-кадрового состава;
— учреждение институтов по изучению общественного мнения предпочтений аудитории, оценке деятельности СМИ и морально-этической оценке деятельности СМИ.
Константин Посторонко Специально для портала «Материк»