Как известно, 11-12 февраля 2015 г. в Минске состоялось заседание «нормандской четверки» в составе лидеров Германии, России, Франции и Украины. Достигнутые в ходе этой встречи договоренности позволили представителям Контактной группы по урегулированию ситуации на Украине согласовать «Комплекс мер по реализации Минских соглашений», который получил название соглашений «Минск-2». Несмотря на то, что его подписали лидеры ДНР и ЛНР в лице Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, дальнейшая судьба этого документа, как и продолжительност
Во-первых, «незамедлительно
Во-вторых, «отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния» мог бы способствовать стабилизации ситуации на востоке Украины. Но в отличие от ополченцев в установленные сроки (14 дней) украинские силовики этого не выполнили. Порой же они вообще имитировали такую деятельность, перемещая тяжелые вооружения с одного участка фронта на другой. В результате и ополченцы были вынуждены вернуть некоторую часть тяжелых вооружений на исходные позиции, опасаясь наступления Вооруженных сил (ВС) Украины.
В-третьих, не был обеспечен «эффективный мониторинг» режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ. И это обуславливалось не только недостаточной численностью соответствующих инспекторов и отсутствием у них необходимой технической оснащенности. Более важно другое обстоятельство: противоборствующ
В-четвертых, согласно принятому документу к 12 марта Верховная Рада Украины должна была определить на Донбассе территории, на которые распространяется особый режим в соответствии с законом «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В итоге это было сделано, но почему-то особый режим был распространен только на линию фронта и непосредственно прилегающие к нему территории. Одновременно Киев стал настаивать на срочном проведении в ДНР и ЛНР местных выборов вопреки п.9 «Комплекса мер по реализации Минских соглашений».
В-пятых, киевская власть отказала в помиловании руководству самопровозглашен
В-шестых, вместо «полного восстановления социально-эконом
Аналогичное имеет место и по отношению к другим положениям рассматриваемого документа, включая проведение на Украине конституционной реформы и разоружение всех незаконных формирований. Последние события это только подтвердили, когда финансируемые украинскими олигархами (Игорь Коломойский лишь один из них) батальоны территориальной обороны отказались войти в состав национальных ВС.
Учитывая вышеизложенное, соглашения Минск-2 ждет та же судьба, что и Минска-1. Это лишь промежуточный этап к формированию более равноправных отношений между Киевом, с одной стороны, и ДНР и ЛНР — с другой. По сути, для их удержания в рамках единой Украины нужно переходить на конфедеративное устройство страны, но сейчас не обсуждается даже возможная федерация. Все это не только полностью подрывает мирные усилия в рамках минских договоренностей, но и ведет к постепенному отделению от Украины всего Юго-Востока.
Дальнейшее развитие событий на востоке Украины представляется следующим образом. В случае сохранения хрупкого мира, который вполне может быть нарушен украинскими силовиками накануне празднования в России Дня Победы в Великой Отечественной Войне, противоборствующ
Ориентировочно, их численность увеличится на 10-15 тыс. подготовленных и серьезно мотивированных ополченцев. К этому числу следует добавить значительное количество добровольцев из других стран, причем не только России. В результате, будут созданы еще два, вдобавок к двум существующим, армейских корпуса (каждый в составе до 2-3 бригад, отдельного танкового батальона и корпусной артиллерии). Помимо этого, ВС Новороссии включают до 10 батальонно-такти
Мобилизация, объявленная Киевом в конце января 2015 г., смогла к началу марта увеличить численность национальных ВС на 30 тыс. «новобранцев». Из них свыше 5 тыс. записаны как «добровольцы», так как еще весной 2014 г. подали соответствующее заявление в военкомат, когда это было модно. Желания воевать, у них уже нет, но обратно забрать собственное заявление они, не могут. Причем, по имеющимся данным, до трети из состава указанных «новобранцев» уже сейчас имеют очень низкие моральные качества. Формально они должны заменить тех украинских военнослужащих, которые подлежат демобилизации. В реальности под эту категорию попадут военнослужащие, которые уже не могут продолжать службу по состоянию здоровья и так называемые безвозвратные потери, которые продолжают скрывать от собственного населения.
Ситуация в украинской армии усугубляется тем обстоятельством, что искусственно «раздувается» ее штатная структура. В частности, ее общая численность увеличена до 250 тыс. военнослужащих, но это не привело к существенному росту боевых механизированных частей. Как следствие, Киевом бессмысленно тратятся имеющиеся ограниченные ресурсы.
Все это происходит на фоне значительного падения технической оснащенности национальных ВС, что отчетливо видно, например, по количеству орудий в артиллерийских батареях (оно сократилось с 6 до 4). В результате размещенные на фронте украинские войска находятся в удручающем состоянии. Им не хватает ни личного состава, ни бронированной техники, ни даже артиллерии. Поставки же военной техники, в том числе из Европы и США, для украинской армии носят ограниченный характер. Не решается эта проблема и за счет собственного производства ввиду общего падения экономики и разрыва производственных связей.
По мнению ряда российских военных экспертов, к маю украинская армия сможет восполнить потери зимней кампании в личном составе и нарастить их численность на фронте до 50 тыс. военнослужащих. Но она не сможет вести наступательных боевых действий. Зато к этому готовы ВС Новороссии, для которых серьезными сдерживающими факторами являются их недостаточная численность, и нежелание некоторой части ополченцев воевать вдали от собственного дома.
В таких условиях, даже в лучшем случае по итогам летней кампании ВС Украины смогут удержать линию административных границ Донбасса, переводя войну в следующую зимнюю кампанию уже на три близлежащие области: Харьковскую, Днепропетровскую и Запорожскую. При этом летняя кампания может включать два этапа. На первом из них (не ранее конца апреля) будет один-два удара с ограниченными целями (Мариуполь, Счастье, Артемовск, Авдеевка). Дальнейший ход компании будет определяться успехами этих ударов. Если украинская армия сможет удержать фронт, то второй этап военной кампании начнется во второй части лета также с операций с ограниченными целями.
Тем не менее, в конечном итоге разрешение украинского кризиса будет зависеть от экономического состояния Украины. Если ее экономика будет полностью разрушена в силу внутренних причин, то никакая внешняя помощь со стороны Запада Киеву не поможет. На этом направлении у киевской власти нет ни одна шанса на успех, так как Запад в принципе не может заменить Россию. Москва и Киев слишком связаны экономически, а разрыв отношений создает проблемы обеим государствам.
Но если РФ во многом может найти замену Украине, в том числе за счет сотрудничества с Китаем, то у Киева такие возможности отсутствуют. Его разрыв экономических отношений с Россией означает неизбежную смерть украинской экономики. Но этот процесс будет сдерживаться Западом за счет ограниченной финансово-эконом
Именно поэтому военное направление в разрешении украинского кризиса носит лишь вспомогательный характер. Оно может обеспечить освобождение Донбасса и, возможно, некоторых других территорий от украинских силовиков, но не позволит урегулировать украинский кризис в целом.