К сожалению, в отношении личности и деятельности Патриарха Никона бытуют стереотипные поверхностные подходы, искажающие реальность. В действительности, «книжная справа» и введение троеперстного крестосложения были не прихотью и не проявлением «греколюбия», а происходили из намерения Патриарха Никона к воссоединению Великой, Малой и Белой России и Русской Церкви. Патриарх Никон значительно повлиял на решение царя Алексея Михайловича о присоединении Малороссии и поддержке антипольского антикатолического восстания русских казаков во главе с Богданом Хмельницким. Патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу пришлось преодолеть грандиозное сопротивление элитной, боярской «партии измены», которая не желала «ссориться с Западом», с Речью Посполитой из-за «каких то православных русских», выражаясь современным языком русских «западников»- «отсталых азиатов, ватников и колорадов». Русские Малороссии обращались к Московскому царю с просьбой о воссоединении более 30 раз с 1620 по 1654 год. Первые такие обращения составили в 1620 м годы митрополит Киевский и всей Малой России (таков был титул) Иов (Борецкий) и гетман Петр Сагайдачный, тот самый, который успел вместе с поляками повоевать с Москвой, но под влиянием митрополита Иова вспомнил о своем православном русском самосознании.
Православные русские интеллектуалы создают в 17 веке русские словари и грамматики, учебники истории (Киевский «Синопсис» констатирует, что после падения древней русской столицы в Киеве в 1240 м году его преемство через Владимир перешло к Москве, а в 1654 году произошло воссоединение искусственно разделенного русского народа). Можно назвать целую серию «манифестов русского воссоединения» типа «Синопосиса», написанного ректором Киево-Могилянской Академии Иннокентием (Гизелем), «Палинодии» иеродиакона Захарии (Копысенского), «Лексикона словеноросского или слов объяснения» «архитипографа Киево- Печерской Лавры» Памвы Берынды, написанных киевскими православными интеллектуалами.
Но Русская Церковь была разделена, под юрисдикцией Киевской и всея Малой России митрополии Константинопольского Патриархата находилась Малороссия, Белоруссия, даже нынешняя Смоленская область. И Западнорусская митрополия крестится тремя перстами и пользуется греческими книгами. Патриарх Никон начинает процесс воссоединения Русской Церкви. Он привлекает в Москву лучших православных интеллектуалов Малороссии (Арсения Сатановского, Епифания Славинецкого, Дамаскина Птицына, и выдающихся изразцовых художников Белоруссии братьев Полубес, которые украшают великий никоновский шедевр Новоиерусалимский монастырь, «икону» храма Гроба Господня, великолепным изразцом. Малороссийские интеллектуалы создают первую православную высшую школу в Москве для подготовки православной элиты — Ртищевское училище в Андреевского монастыр. Никон отдает игумену Арсению Чудов монастырь в Кремле как центр нового русского перевода Библии. Готовится следующий и ключевой этап — перевод Киевской митрополии в юрисдикцию Московского и всея Руси Патриаршего Престола. В Киевские митрополиты готовится образованнейший друг Патриарха Никона Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович). Чернигов — центр Северской Руси, город сохранивший домонгольскую русскую архитектуру, воссоединился с Россией в 1503-м году и поэтому был особенно близок Москве. Но Никон хочет всего и сразу и смешит с обрядовой унификацией, но потом одумывается. Великий русский церковный историк митр. Макарий (Булгаков) писал, что патриарх Никон осознал необходимость обрядового «плюрализма» в рамках единой Поместной Русской Церкви и пытался договориться с одним из вождей старообрядчества Нероновым, но ситуацией уже воспользовались другие силы.
Ватикан, Речь Посполитая, весьма эффективный иезуитский орден не спали. Воссоединение Русской Церкви и Великой, Малой и Белой России были для них смерти подобно. В Москву присылается образованный интриган митрополит Газский Паисий Лигарид, в Москве он не говорит, что запрещен в священнослужении, представляется как митрополит одного из Восточных Патриархатов, и, действуя в интересах Ватикана, входит в окружение к царю Алексею Михайловичу, где становится «главным другом» боярской оппозиции, не желающей ссориться с Западом «из-за каких то русских мракобесов» и начинает планомерную дискредитацию Патриарха Никона и его дела воссоединения Русской Церкви и всей Исторической России. Активная церковно-просветительская деятельность Никона преподносится как стремление «потеснить» Царя и его власть, а привлечение малороссов и белорусов как «покушение на старину», каждая ошибка преподносится как преступление.
Вторая ошибка Патриарха Никона была в вопросе «кто к кому первый придет». Исходя из сакралитета Патриаршего сана, Никон полагал, что первым должен был царь, и этим воспользовались противники. В действительности, Никон и не собирался подминать государство и Царя, ему хорошо было быть Патриархом, воссоединять и расширять Русскую Церковь, превращать Москву в мировой центр православного образования и «мягкой» православной геополитической силы, и для этого он искал «симфонии» с государством, это был его идеал. «Папоцезаристом» был как раз Лигарид, служивший теократическому государству Ватикан. Лигариду удается напугать Царя Патриархом, поддержать «альтернативное Православие», привлечь часть материально заинтересованных Восточных Патриархов и, символично, в 1666-ом году собирается Собор, который и низлагает Патриарха Никона, и проклинает старые обряды, раскалывая этим Русскую Церковь.
Церкви становится не до воссоединения Киевской западнорусской митрополии, которое откладывается до 1686 года, позволяя за это время униатам практически поглотить православие в правобережной Малороссии, оставшейся в Речи Посполитой. Поддержка «альтернативного Православия» дорого обходится самому Российскому государству – «Джинн выпрыгнул из бутылки», Аввакум призывает людей «самосжигаться» и проклинает православого русского царя как «антихриста».
Вслед за уничтожением авторитета Патриарха Никона падает авторитет Московского и всея Руси Патриаршества, что и заканчивается его упразднением при Петре, а ведь если бы рядом с Петром был Патриарх, равнозначный Никону, то петровская индустриализация успешно прошла бы без разрыва с православной русской традицией, Никон бы сам часть колоколов под флот Православной Империи отдал! Великий русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) писал, что если бы Патриарх Никон не был низложен, раскола Русской Церкви бы не произошло. Надо понимать, что дискредитация Никона и Московского Патриаршества была и есть антироссийской диверсия. Екатерина Великая смотрела и на само Патриаршество глазами Лигарида, что только ослабляло Россию как хранительницу Вселенского Православия.
И всё же Русская Церковь и Православная Российская Империя пытаются найти выход из раскола. При Павле Первом утверждается единоверие — система старообрядных приходов в Русской Православной Церкви. Ревнитель памяти Патриарха Никона и «реставратор Московского и всея Руси Патриаршества» митрополит Антоний (Храповицкий) добивается того, что Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. восстанавливает Патриаршество и укрепляет единоверческую систему в лоне Русской Православной Церкви, создавая старообрядный епископат. Духовный учитель Патриарха Кирилла митрополит Никодим (Ротов) добивается того, что Св. Синод Русской Православной Церкви снимает «клятвы» Собора 1666 года на Старые обряды. Логично, истины и справедливости ради, и снять ложные обвинения с Патриарха Никона, многие из которых были сняты царем Федором Алексеевичем. Патриарх Кирилл, продолжая дело собирания Русской Церкви и Исторической России, учел ошибки Никона — он с любовью восстанавливает Никоновский шедевр — Новоиерусалимский монастырь и, когда необходимо, первым выходит на связь с первыми лицами государства, постоянно подчеркивая, что Церковь не претендует на политическую власть, не подменяет государство, но нравственно оценивать его деятельность обязано. Обрядовый «плюрализм», многообразие методов миссии Церкви при догматическом и каноническом единстве, остро необходимы Русской Православной Церкви и при совершающемся новом крещении, просвещении и воссоединении Руси, и в ее необходимом свидетельстве среди друзей России в Китае, БРИКС, среди оставшихся консерваторов Запада, по всему миру.