1.Возможна ли договоренность между БЮТ и Партией регионов о разделе власти, ставящая под вопрос проведение выборов Президента на Украине?
Вопрос о том, будет или не будет договоренность между ПР и БЮТ, упирается прежде всего в «недоговороспособность» обеих сторон.
В случае если такая договоренность все же будет достигнута, вполне вероятно, что они совместно примут решение о том, что президента избирает парламент. Предположительно, при этом будет также договорено, что президентом изберут Януковича, а Тимошенко сохранит пост премьер-министра; Ющенко, Яценюк и, скорее всего Литвин, остаются ни при чем.
Разумеется, это только предположения, но весьма правдоподобные. Подчеркнем, что главное «если» – это вопрос «если договоренность будет». Если же она действительно будет, то описанный вариант раздела власти имеет вероятность значительно выше 50%. Другие просто маловероятны: если Янукович – не президент, то кто же он? А если Янукович ничего не получит, да притом Тимошенко останется премьером – зачем же ПР идти на такой вариант? Если же Тимошенко не останется премьером – зачем ей идти на договор?
2.Сохраняет ли и до каких пор Президент В.Ющенко право распустить Верховную Раду на законных основаниях после 25 апреля? Реально ли это и при каких условиях?
Вопрос о том, имеет ли Ющенко законное право распустить парламент, упирается в вопрос о том, что такое «законно».
В украинских условиях это не слишком ясно. Достаточно вспомнить две предыдущие попытки Ющенко распустить парламент (успешную в 2007 году и неудачную в 2008 году). В обоих случаях ссылались на некие нормы законов, в обоих случаях было весьма спорно, имеет он такое право или не имеет. Соответственно, если допустить, что Ющенко захочет ее распускать, то маловероятно, что он будет особенно считаться с нормами закона, например, что он предварительно обратится за консультацией в суд. Зато бесспорно, что ему придется считаться с реальной расстановкой сил.
Одно из мнений, высказанных по этому поводу: «Украинская конституция гласит, что президент может распустить парламент всегда, если он сумеет договориться об этом с парламентариями».
Опыт украинской политики показывает, что это мнение политолога, пожелавшего остаться анонимным, не лишено оснований.
В таких условиях мы никак не беремся сказать, будет ли это законно или незаконно. Можно только сказать, какие нормы закона имеют к этому отношение. Правда, они не новы, но все-таки напомним их.
(а) Президент имеет право распустить парламент, но не по своему усмотрению, а только в трех случаях, а именно: парламент не собрался на пленарные заседания в течение 30 дней; нет коалиции в течение 30 дней; в течение 60 дней не удается сформировать Кабинет министров.
(б) Президент не имеет права распустить парламент в последние 6 месяцев полномочий – как парламента, так и президента.
(в) Срок парламентских полномочий истекает не скоро. Срок президентских полномочий истекает… неизвестно когда.
Выборы назначены на 25.10.09; впрочем, вполне вероятно, что понадобится второй тур (очевидно, через 3 недели, т.е. 15.11), а после этого – еще две-три недели на передачу власти. Таким образом, есть основания считать, что полномочия Ющенко фактически истекают не раньше 1 декабря – при условии, что не произойдет никаких чрезвычайных событий.
Если же выборы состоятся в январе (это зависит от решения Конституционного суда, а также от иных факторов, которые сейчас невозможно предвидеть), то полномочия Ющенко фактически истекают примерно 20 февраля.
И еще одно. У Ющенко есть еще один способ, которым он уже не раз пользовался. Существует его указ о роспуске парламента, датированный осенью 2008 года, следовательно, по срокам он подходит. Правда, он отменен. Но Ющенко может отменить указ, отменявший тот указ; прецеденты были.
Таким образом, ответить на вопрос «законно ли это», невозможно.
На вопрос «реально ли это», ответить, кажется, легче. Вариант с роспуском выглядит крайне маловероятным, поскольку соотношение сил сейчас не в пользу президента. Тем не менее, у нас и не такое бывало. Условно скажем, что вероятность такого роспуска – порядка 10-15%.
3.Способна ли Партия регионов в ходе президентских выборов полностью восстановить или даже нарастить свой электорат 2004-2005 гг.? От чего это зависит? Будет ли этого достаточно для победы?
Если сумеет – этого будет более чем достаточно для победы. Поскольку ее оппоненты явно проигрывают: «оранжевые» избиратели полностью разочаровались в Ющенко, в значительной мере – в Тимошенко, что же касается Яценюка, то он является «вторым изданием» Ющенко, и не сможет ни повторить его результат, ни, тем более, достичь мобилизации нового Майдана.
Проблема ПР в том, что в ней избиратели также сильно разочаровались. Но не до такой степени, как в тандеме Ющенко-Тимошенко. Фактически шансы ПР основаны только и исключительно на том, что ее избирателям «некуда податься». Если на оранжевом поле появился новый игрок, оттягивающий к себе разочаровавшихся, то на «сине-белом» поле его нет, и появиться ему уже, вроде бы, неоткуда: поздно.
Коммунисты могут оттянуть некоторое количество голосов ПР (особенно на парламентских выборах), но их кандидат ни при каких условиях не сможет конкурировать с Януковичем, и во втором туре его голоса все равно отойдут Януковичу.
4.Насколько может быть популярна Ю.Тимошенко на Востоке и Юге Украины? Есть ли у Арсения Яценюка шансы обеспечить своей кандидатуре поддержку на Востоке и Юге?
В принципе и то, и другое возможно. Проблема Тимошенко – кризис. Не самое лучшее время для наращивания своей поддержки там, где ее и раньше-то не было.
Шансы Яценюка несколько лучше. Представляется, что он все равно безнадежно проиграет Януковичу на Юге и Востоке (тем более, что для того, чтобы получить эту поддержку, надо говорить то, что не понравится в базовых районах Яценюка). Но этот проигрыш можно компенсировать в других регионах.