Прошло менее недели со встречи «нормандской четверки» в Париже. Как мы знаем, на этих переговорах были достигнуты принципиальные договоренности относительно дальнейшего плана реализации «минских соглашений». Однако, как мы видим, не все стороны переговоров однозначно интерпретируют результаты договоренностей. Исходя из этого, попробуем разобраться, о чем все-таки договорились в Париже.
Наиболее раскрученная договоренность – перенос местных выборов в ЛДНР на конец февраля 2016 года. Так, во вторник 6-го октября представители ЛНР и ДНР на Минских переговорах Владислава Дейнего и Денис Пушилина сделали заявление: «Мы с удовлетворением отмечаем, что предложение ЛНР о переносе выборов на Донбассе на 21 февраля 2016 года при условии полного выполнения Киевом политических пунктов «Минска-2» учтено «нормандской четверкой».
Мы изучили заявления и рекомендации госпожи Меркель и господина Олланда по итогам Парижского саммита 2 октября. Провели сегодня здесь, в Минске, консультации с представителями ОБСЕ и России. Получили указания от наших лидеров А. Захарченко и И. Плотницкого.
По итогам этой работы сообщаем о согласии ДНР и ЛНР на перенос выборов с 18 октября и 1 ноября на следующий год».
В этом заявлении указываются причины его появления, и обязательства Украины, как мы понимаем, взятые на себя Президентом страны П. Порошенко: «За это время Украина будет обязана выполнить все взятые на себя по Минским соглашениям обязательства. А именно: предоставить Донбассу особый статус, не допустить преследования и наказания лиц – участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, а также переголосовать поправки в Конституцию в новой, согласованной с нами редакции». Также в заявлении говорится о готовности представителей ЛДНР «…работать вместе со всеми участниками Минских переговоров над согласованием проекта особого закона о выборах».
Отметим, что Заявление полпредов находится в контексте дословного прочтения «минских соглашений», на реализации которых настаивают все представители «нормандской четверки» и теперь, по логике событий, именно Украина должна продемонстрировать свою политическую волю к соблюдению «минских соглашений».
Но уже традиционно после совершенно четких и понятных договоренностей в «нормандском формате» включается украинский фактор. П. Порошенко и представители его команды начинают тиражировать мнения, идущие в разрез с достигнутыми договоренностями полагая, что все стороны переговоров и дальше будут воспринимать тотальную ложь официальных представителей Украины.
Уже через день после заседания «нормандской четверки» П. Порошенко заявил, что: «Никакого «плана Мореля» по ситуации на Донбассе и проведения там выборов на выполнение Минских соглашений не существует, и не существовало». Также достаточно комичным выглядело заявление П. Порошенко относительно вывода добровольцев с территории ЛДНР. Это заявление прозвучало на фоне принятия ВР Украины Закона разрешающего иностранным наемникам служить по контракту в украинской армии.
Параллельно с президентом Украины, целый ряд аффилированных с ним политиков продолжили выступать с заявлениями, явно идущими вразрез с достигнутыми «нормандской четверкой» соглашениями. Лидер фракции БПП Юрий Луценко сообщил, что Закон, по которому должны состояться выборы на оккупированных территориях, должен появиться до конца года, но по данному Закону в выборах не смогут принять участие нынешние руководители ЛДНР. Представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы Роман Безсмертный заявил, что перенос выборов – это шантаж Украины, вместо этого должна быть отмена местных выборов и дезавуирование результатов выборов ноября 2014 года в ЛНР и ДНР.
Но, как говориться, шавка лает, а караван идет. Представители Германии и Франции, четко дали понять, что Киеву необходимо придерживаться подписанных «минских соглашений», иначе позиция ведущих стран ЕС поменяется относительно Киева.
Терпение у немцев и французов не безграничное, они же тоже понимают, что выглядят дураками, когда П. Порошенко им открыто врет по ситуации на Востоке страны, а деньги, которые они тратят на поддержку Украины, просто разворовываются.
Следует отметить и мнение госдепа США, озвученное В. Нуланд, признавшей факт реализации «минских соглашений».
В настоящий момент всем совершенно очевидно, что ЕС устал от Украины и его сильно обременяют санкции относительно России, ЕС готов их снять, если будут реальные результаты. Отмена выборов в ЛДНР это, в первую очередь, акт доброй воли, направленный на демонстрацию своей конструктивной позиции в стремлении достичь мира на Донбассе.
Таким образом, мы можем выделить основные результаты встречи в «нормандском формате»:
1. Перенос выборов в органы местной власти в ЛДНР;
2. Принятие изменений в Конституцию Украины по согласованию с представителями ЛДНР;
3. Разработка и принятие Закона о выборах в ЛДНР по согласованию с представителями ЛДНР;
4. Введение в действие Закона Украины об особом статусе ЛДНР (Данный Закон по своей сути означает, ограничение действий Законов Украины на территориях ЛДНР).
Исходя из этого, каждый самостоятельно должен сделать вывод, позитивно или негативно для ЛДНР и России закончились очередные переговоры в «нормандском формате».