×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/ot-rasulevskih-chteniy-k-rasulevskomu-klubu-11529/
Новости
22 января
21 января
20 января
19 января
18 января
15 января
14 января
13 января
12 января
11 января
От Расулевских чтений к Расулевскому Клубу

Вступительное слово заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдара Сафаргалеева на заседании инициативной группы по созданию Расулевского клуба

(Институт стран СНГ, 10 сентября 2019 года)

Уважаемые коллеги!

Я очень рад приветствовать всех Вас в Институте стран СНГ!

Мы собрались здесь для того чтобы обсудить идею создания Расулевского клуба, точнее не создания, как я полагаю, а организационного оформления того, что в течение ряда лет от мероприятия к мероприятию (круглого стола, научно-практического семинара, конференции, презентации…) срослось в команду единомышленников, объединенных интересом к традиционному пониманию Ислама, Тасаввуфу, или суфизму, и осознанием необходимости его возрождения и популяризации как в России, так и на постсоветском и евразийском пространстве в целом.

Одним из мощных импульсов, сподвигнувших меня к осознанию необходимости этого стали Расулевские чтения, которые ежегодно, начиная с 12-го года, проводятся в Челябинской области как дань памяти великому суфийскому духовному наставнику российских мусульман Зейнулле Расулеву.

В прошлом году Чтения ознаменовались открытием в Троицке после почти 100-летнего перерыва медресе «Расулия», которое благодаря Зейнулле ишану приобрело всемирную известность.

Если провести краткий анализ этих регулярно проводимых мероприятий, то следует отметить ряд особенностей.

Во-первых, это относительно постоянный состав участников как из числа мусульманских религиозных деятелей в основном из Челябинской области, а также соседнего Башкортостана в юрисдикции Центрального Духовного Управления Мусульман России, возглавляемого Талгатом хазратом Таджуддином, так и экспертного сообщества и органов местной власти.

Во-вторых, это традиционное и не формальное активное участие делегации Духовного управления мусульман Республики Дагестан, которому безусловно близка фигура Зейнуллы Расулева как передатчика накшбандийской сильсили шейху Сейфулле кади Башларову в начале прошлого века.

В-третьих, это привлечение к участию представителей пограничного с Челябинской областью Казахстана.

Вместе с тем, следует отметить, что на безусловно полезной для консолидации здоровых сил российского общества площадке Расулевских чтений в силу как объективных так и субъективных причин как правило отсутствуют представители других российских духовных управлений мусульман, для которых наследие Зейнуллы Расулева не менее ценно и востребовано. В частности, могу упомянуть Духовное управление мусульман Республики Татарстан, например, для представителей которого суфизм – это далеко не пустой звук. То же самое, наверное, можно отметить и в отношении крымских мусульман и других, помимо Дагестана, северокавказских республик.

Да, на восьмых по счёту Чтениях этого года был относительно более широкий состав представителей научного и экспертного сообщества, а также органов власти в ходе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Вместе с тем, на мой взгляд, этот охват мог бы быть еще более широким, в том числе и в международном плане, а также более регулярным и действенным.

Именно поэтому на данном, последнем Форуме мной была озвучена идея создания Расулевского клуба, в деятельности которого на постоянной основе могли бы участвовать неравнодушные к наследию Зейнуллы ишана религиозные лидеры, отечественные и зарубежные ученые, а также представители органов государственной власти, все, заинтересованные в популяризации традиционного понимания ислама на постсоветском и евразийском пространстве в целом.

Мне посчастливилось в третий раз стать участником Расулевских чтений. Однако после каждого такого мероприятия назревала реальная необходимость сформировавшейся команде единомышленников еще раз собраться для того чтобы, обсудив его итоги, сосредоточиться на оставшихся за «бортом» проблемах.

Если вспомнить, то два года назад мы здесь почти в том же составе вместе с правнучкой шейха Нелюфарь Анваровной Расулевой собрались для того чтобы в экстренном порядке попытаться помочь решить проблему завершения в срок строительства медресе «Расулия». Были сделаны весьма дельные предложения, опубликован расчетный счет для сбора недостающих средств, принята и разослана в заинтересованные Инстанции информация о проведенном мероприятии.

Трудно оценить насколько все это в действительности эффективно сработало, но результат, наверное, общий усилий мусульманского социума, и не только мусульманского, был в том, что в июле прошлого года «Расулия» в очень презентабельном виде торжественно открылась и действует.

Можно освежить в памяти и более актуальный пример нашей общей продуктивной работы, который уже выходит за рамки Расулевских чтений, когда в феврале этого года мы, собравшись на научно-практическом семинаре, пытались помочь действующему шейху Тасаввуфа в Донецке Ринату хазрату Айсину. Трудно сказать насколько конкретно мы это смогли сделать. Но вот оказать содействие в паспортизации жителей ДНР и ЛНР по родившемуся на этом мероприятии предложению заместителя директора Института стран СНГ, помощника спецпредставителя Государственной Думы по делам соотечественников за рубежом Александры Викторовны Докучаевой обратиться к Президенту Владимиру Владимировичу Путину мы однозначно хоть как-то поспособствовали.

И если вспомнить, как все это далеко непросто происходило, то опять-таки следует признать возникновение необходимости в неформальной структуре, отличной от статусного Института стран СНГ либо ему подобной госбюджетной, такой как Расулевский клуб, которая могла бы взять на себя ответственность и выступить инициатором и подписантом любой полезной и креативной идеи.

Не буду лукавить и признаюсь, что в немалой степени идее Расулевского клуба поспособствовал и руководитель Института, депутат Госдумы Константин Федорович Затулин, который относительно недавно как раз по следам известных кризисных событий в Армении создал Лазаревский клуб. И вполне очевидно с какой целью. Прошло уже два заседания клуба. Не знаю насколько эффективной окажется данный проект, и насколько «поздно пить боржоми, когда желудок уже отвалился», поживем – увидим.

Но что касается Расулевского клуба, на мой взгляд, здесь очевидно не все еще потеряно несмотря на продолжающееся наступление ваххабитского (салафитского) лобби как внутри России, так и из-за рубежа. И побороться за истинный ислам, с уверенностью полагаю, еще очень даже можно и нужно.

Как видим, опыт создания клубов на базе нашего Института уже есть. На сайте Лазаревского клуба выложены соответствующие документы, состав Совета организации, Обращение и т.д. Я полагаю, его можно было бы взять за основу. Там есть очень умные вещи. Например, отсутствие официального руководителя клуба и наличие коллективного Совета организации, куда входит костяк заинтересованных персоналий двух государств.

Подводя итог сказанному, я предлагаю всем участникам нашего мероприятия, не долго раздумывая, объединиться в Расулевском клубе и обратиться ко всем заинтересованным в популяризации традиционного понимания ислама с призывом присоединиться к нам. Прежде всего, наверное, к организаторам самих Расулевских чтений, среди которых многоуважаемый Верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин. Безусловно, в Совете клуба хотелось бы видеть и муфтия Дагестана Шейха Ахмада хаджи Абдуллаева, а также правнучку Зейнуллы ишана Нелюфарь Расулеву и возможно многих других.

Прежде всего, наверное, регулярного участника наших суфийских мероприятий в Институте, турколога, заместителя директора Института наследия Евгения Владиславовича Бахревского, первого заместителя директора Института стран СНГ, доктора исторических и экономических наук Владимира Георгиевича Егорова, главу Ассоциации Православных Экспертов Кирилла Александровича Фролова, непосредственного организатора ежегодных Расулевских чтений, декана факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета Эльвину Зуфаровну Ягнакову, главного специалиста службы внешних коммуникаций телеканала «Russia Today», востоковеда-арабиста Анну Алексеевну Беликову и возможно многих других – пожалуйста, предлагайте, давайте обсудим.

Я приглашаю присутствующих высказать свое мнение и возможные предложения. 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

22 января 2021

Оригинальный повод нашло албанское государство для обострения отношений с Россией. Дипломат Алексей Кривошеев был объявлен персоной нон грата с обязательством покинуть страну в течение 72 часов с момента официального уведомления, в связи с якобы «продолжающимися нарушениями мер по борьбе с …

22 января 2021

Конституционный суд Молдавии  рассмотрел запрос ряда депутатов об особом статусе русского языка как языка межнационального общения меньшинств в Молдове, объявив его неконституционным. Закон был принят 16 декабря 2020 года был принят по инициативе партии социалистов Молдавии. По мнению первого зампреда …

21 января 2021

Об этом заявил экс-президент Молдавии и глава ПСРМ Игорь Додон во время встречи с Послом Российской Федерации в Молдавии Олегом Васнецовым. «Партия социалистов Республики Молдова намерена активизировать сотрудничество с партиями-партнерами: «Единой Россией» и «Справедливой Россией. Сейчас в нашей рабочей повестке …


Ваш браузер устарел! Обновите его.