17 апреля 2018 г. опубликован Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год, в котором поднимаются проблемы в отношении соотечественников, проживающих за рубежом и иностранных граждан, находящихся на территории России.
НОСИТЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.Уполномоченный получает немало обращений от соотечественников, имеющих статус носителя русского языка, которые сообщают о проблеме предоставления справки от иностранного государства о приеме документов на выход из иного гражданства (кроме граждан Украины) и о справки о выходе из гражданства. Омбудсмен считает, что для них необходимо предусмотреть заявительный порядок отказа от имеющегося гражданства, аналогично порядку, установленному для граждан Украины с 1 сентября 2017 г.
2. Дискриминация в праве предоставления вида на жительство.
Процесс получения гражданства для носителей русского языка установлен более сложным, чем для других претендентов на гражданство России. Еще на стадии получения вида на жительство от них требуется документ иностранного государства о приеме заявления об отказе от имеющегося гражданства. Вид на жительство выдается на три года без права продления, иным же категориям — на пять лет и с возможностью неоднократного продления. Кроме этого, если за два года действия вида на жительство носитель русского языка не подаст заявления на российское гражданство, его лишают вида на жительство без права повторного получения. Но иностранные государства (Узбекистан, Молдавии, Казахстан) на практике не оформляют выход из их гражданства за два года – а значит у носителя русского языка не будет справки об отсутствии иного гражданства, и у него не примут заявление на гражданство России, а вид на жительство – закончится.
В результате у людей складывается безвыходная ситуация: от них требуют выезда из России, только вот выехать им некуда, так как они приехали в Россию на постоянное место жительства, а занчит в стране прежнего гражданства у них нет ни жилья, ни работы.
Т.Н. Москалькова обращает внимание, что названные проблемы может решить принятие законопроекта, инициированного К.Ф.Затулиным, (№69201-7 от 30.12.2016г.) «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка», который, как отмечает омбудсмен, «лежит без движения в профильном комитете Государственной Думы. Уполномоченный надеется на скорейшее его принятие».
ПРАВО НА РАБОТУ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕВШИХ ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
Согласно поправке, принятой Федеральным законом №243-ФЗ от 29.07.2017, в статье 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», снимается запрет на работу в муниципальных и государственных органах для лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства и передали свои иностранные паспорта в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции. При этом, перечень уважительных причин, из-за которых невозможно отказаться от имеющегося иностранного гражданства, и порядок оформления отказа определяется Правительством Российской Федерации.
Омбудсмен отмечает, что необходимое постановление Правительства РФ до сих пор не принято, поэтому норма закона не действует.
ИЗЪЯТИЕ ПАСПОРТОВ
1. Омбудсмен осуждает продолжающийся процесс отъема паспортов граждан РФ, полученных в уполномоченных органах. Паспорта отнимаются у граждан бывшего СССР, получивших их как до 1 июля 2002 года, так и после.
В настоящее время в целях защиты прав тех, кто получил паспорт до 1 июля 2002 года или прибыл в Россию до 1 ноября 2002 и не имеет никаких документов, действует глава VIII.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающая порядок приобретения российского гражданства:
— людям, получившим паспорта, позволяет вернуть гражданство путем признания;
— тем, кто не имеет правового статуса и давно проживает в России, – получить гражданства в упрощенном порядке.
Положения указанной главы действуют до 1 января 2020 г. и являются лишь временным решением проблемы.
Омбудсмен подчеркивает, что сложившаяся практика фактического лишения гражданства не соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего, что решение о приобретении человеком гражданства может быть отменено только в случаях отсутствия законных оснований для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией.
Затронутую уполномоченным проблему решает законопроект К.Ф. Затулина, внесенный уже после опубликования доклада Омбудсмена. Документ (№495224-7 от 25.06.2018г.) «О внесении изменений в статью 41.8 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предлагает запретить отъем паспортов без доказанной судом вины гражданина в предоставлении подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении гражданства, а также снимает ограничение срока действия главы VIII.1.
2. Особые трудности возникают у детей, родители которых были лишены паспортов гражданина Российской Федерации, выданных, по заключению органов МВД, в нарушение установленного порядка. В то время как родители вновь пройдут процедуру приобретения российского гражданства и получат паспорта, их дети, достигшие совершеннолетия, при самостоятельном приобретении российского гражданства сталкиваются с необходимостью предъявления документов за период, когда они еще были детьми, что в ряде случаев является невыполнимой задачей.
Решение отмеченной омбудсменом проблемы требует поправок в саму главу VIII.1.
ДЕПОРТАЦИЯ
1. Не уменьшается поток обращений к уполномоченному в связи с решениями о депортации и административном выдворении иностранных граждан за пределы территории Российской Федерации, принятыми судебными и другими полномочными органами.
Как известно, в большей мере это касается граждан Украины, которые превысили срок своего пребывания в России. На них, как на всех мигрантов из безвизовых стран, распространяется правило «180-90», по которому на территории России можно находиться 90 дней, после которых требуется выехать на 90 дней. Но большинству из беженцев с Украины некуда возвращаться: только на территорию продолжающихся военных действий или под репрессии киевского режима. В связи с этим, остро стоит вопрос о миграционной амнистии, которая позволила бы получить продление разрешения на пребывание в России без выезда.
Решение этой проблемы предлагает законопроект К.Ф. Затулина (№ 495240-7 от 25.06.2018), внесенный уже после опубликования доклада омбудсмена.
2. Уполномоченный обращает внимание на затянутость процедуры выдворения и долгое нахождение в центрах временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), осужденных к депортации. Полномочным органам рекомендуется рассматривать принудительное выдворение гражданина из Российской Федерации как исключительную меру.
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРАЖДАНСТВУ
И ПОЛУЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
1. Омбудсмен обращает внимание на проблемы доказательства принадлежности к российскому гражданству лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, центрах временного содержания иностранных граждан и в учреждениях психоневрологического профиля.
2. Остается проблема приобретения гражданства членами семьи граждан России.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ
Уполномоченный поддерживает находящийся на рассмотрении Государственной Думы проект федерального закона № 184643-7 от 24.05.2017 «О предоставлении Российской Федерацией политического убежища», автором которого выступает К.Ф. Затулин и С.А. Шаргунов, который дает право на политическое убежище также гражданам безвизовых стран и стран с «развитыми политическими институтами», которые по действующему порядку этого права не имеют.
ИНИЦИАТИВЫ МВД
В своем Докладе уполномоченный говорит о нескольких проектах федеральных законов, разрабатываемых МВД России, касающихся проблем мигрантов на территории России:
1. «О специальном удостоверяющем личность документе для лиц с неопределённым правовым статусом» (об этом сообщил Министр внутренних дел Владимир Колокольцев в ходе выступления перед депутатами Государственной Думы 8 ноября 2017 г.);
2. «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации» (проект федерального закона, который пока еще не внесен в Госдуму):
— определяет понятия «беженец», «временное убежище», «политическое убежище», порядок предоставления этих статусов в России иностранцам и лицам без гражданства, права и обязанности лиц с таким статусом и регламент оказания им помощи;
— устанавливает порядок предоставления временной государственной защиты иностранным гражданам в случае массового наплыва беженцев;
— политическое убежище – это исключительная форма защиты, предоставляемая президентом РФ иностранному гражданину, ищущему защиту от преследования в своей стране за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам и нормам международного права;
— регламентирует вопросы создания центров временного размещения для беженцев, права членов семьи лица, ищущего (получившего) убежище в России, а также возможность защиты в нашей стране несовершеннолетних, прибывших без сопровождения родителей или попечителей;
— лица, не имеющие законных оснований для нахождения на территории РФ, и обратившееся за убежищем, а также члены их семей, получат право на проживание, питание, получение предметов первой необходимости и коммунальные услуги в центрах временного размещения до принятия решения о предоставлении убежища.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В заключении доклада Уполномоченного по правам человека сформулированы рекомендации государственным органам Российской Федерации.
1. Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
— ускорить рассмотрение проекта федерального закона №184643-7 «О предоставлении Российской Федерацией политического убежища»;
2. Правительству РФ:
— рассмотреть возможность разработки и внесения в ГД ФС РФ проекта федерального закона, касающегося продления на период до одного года срока временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, или по обыкновенной частной визе и являющегося членом семьи гражданина Российской Федерации, проживающего в России.
Уполномоченный просит Правительство РФ и Государственную Думу РФ ускорить принятие соответствующих нормативных правовых актов, действие которых облегчит жизни тысяч людей.