Ни для кого не секрет, что российско-украинские отношения переживают сейчас не лучшие времена. И задержка отправки в Киев нового российского посла, и достаточно критическое послание, отправленное Виктору Ющенко Президентом Медведевым, и обострение ситуации вокруг объектов ЧФ РФ – все это не добавляет радужности и оптимизма украинским властям. В то же время, развернутая на Украине информационная кампания о возможной военной агрессии России и связанные с этим заявления ряда политических деятелей и представителей НАТО заставляют задуматься о том, что правящая верхушка Украины стремится максимально накалить обстановку перед грядущими выборами. Особенно пикантно это смотрится на фоне признаний ГПУ об участии украинских граждан в агрессии Грузии против Южной Осетии. Помочь разобраться в этом непростом вопросе порталу Материк.ру согласился старший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН, политолог Олег Неменский:
— Олег Борисович, какой политико-пропагандистский эффект может оказать эта кампания о военной угрозе Украине со стороны России?
— Она может иметь два варианта реализации: либо сможет открыто помочь антироссийскому кандидату на предстоящих президентских выборах, либо же сможет помочь эти выборы сорвать под предлогом российской военной угрозы в Крыму. Надо признать, что, сколь бы параноидально это не выглядело, у Киева есть вполне реальные фактические основания для раскрутки такой кампании. Инициированные Медведевым поправки к закону «Об обороне» действительно могут иметь отношение к Черноморскому флоту РФ, и Украина не может не замечать этого. К тому же эти поправки были внесены в Госдуму накануне обнародования послания Медведева к Ющенко, что трудно не связать в одну цепочку, равно как и задержку отправки в Киев российского посла. Это вообще событие, несомненно, экстраординарное и, как бы в Кремле его ни объясняли, поставившее две страны на грань разрыва отношений. К тому же, недавно прозвучало заявление Джеймса Аппатурая, которое напрямую касалось гипотетической ситуации, в которой Украина будет нуждаться в помощи Североатлантического Альянса для сохранения своей территориальной целостности. Словесный отказ НАТО от возможности предоставления такой помощи, опять же, только усиливает страх перед российской военной экспансией. На фоне этого разыгрываются карты спорных объектов, контролируемых ЧФ РФ в Крыму, а также возможного участия Украины в российско-грузинском конфликте в августе прошлого года. Всё это создаёт действительно серьёзную фактологическую базу для нагнетания общественных страхов перед Россией, и, несомненно, может быть выгодно использовано антироссийскими силами в ходе предвыборной кампании и любого из возможных вариантов развития событий.
— Возвращаясь к будущим выборам, а что, если Конституционный суд признает неконституционность новой редакции закона «О выборах президента» уже в ходе предвыборной кампании? Сможет ли это сорвать президентские выборы или поставить их законность под сомнение?
— Сорвать – вряд ли, а вот поставить их законность под сомнение – наверняка. Уже сам спор по этому закону вводит в сознание избирателей неуверенность в результатах выборов, а если с явным запозданием добавится факт признания КС неконституционности закона, то это даст повод и для несогласия со стороны Ющенко с их результатами. Причём к этому несогласию может примкнуть и проигравшая сторона, какой бы она ни была.
— Не стало ли послание Дмитрия Медведева к Виктору Ющенко отрезвляющим душем для разжигателей истерии вокруг «российской угрозы» на Украине? Какое влияние оно, по-вашему, оказало на российско-украинские отношения?
— Послание Медведева к Ющенко обозначило важное изменение в российской публичной политике в отношении Украины: если раньше Москва заявляла о готовности сотрудничать с любым представителем украинского народа, то теперь она открыто обозначила ряд критериев приемлемости для нее украинской власти. Но одновременно это послание обозначило и признание Россией провала своей прежней политики в отношении Украины. Отношения между двумя странами оказались на столь низком уровне, что и присутствие российского посла в Киеве не рассматривается как необходимое, и даже как нужное. Россия встала в позу обиженного и обвинила во всём Киев. Не думаю, что это идёт России.
Примечательно, что послание было подчёркнуто направлено лично Ющенко, а не народу Украины. Это, к сожалению, характеризует весь стиль политики Москвы: работа с властью, а не с населением и общественным мнением. Возможно, поэтому и не было просчитано воздействие этого послания на массовые настроения. В результате Медведев очень помог началу кампании по мобилизации украинского общества на отпор виртуальной российской угрозе, патриотическому подъёму старого «оранжевого» электората. Не думаю, что это было целью Кремля. Всё это только поможет разыграть на предстоящих выборах старый сценарий борьбы демократического и патриотичного прозападного и пророссийского кандидатов.
Проблема кроется в том, что в Москве упорно не хотят принять Украину как данность: эта государственность не может быть удобна России, она запрограммирована на конфликтность. Из послания Медведева очередной раз следует, что Россия ждёт от Украины готовности к компромиссам, но официальной Украине компромиссы с Россией как раз не нужны, ей нужно противостояние. Такова природа, идеология и геополитическое позиционирование украинского государства. И политика Ющенко идейно как раз глубоко обоснованна и украинской идее действительно близка. России нужно научиться работать с реальной Украиной, учитывая этот её характер. Главный вопрос будущего российско-украинских отношений – позволит ли Россия себе адекватную политику в отношении соседки. Адекватную – не значит враждебную, но просто учитывающую характер украинского национального проекта. Прежняя неадекватно-идеалистическая политика показала свою отрицательную результативность, это заметно от гуманитарной сферы до газовых отношений, и теперь это, фактически, признал и президент России. Но последуют ли за этим серьёзные содержательные изменения в российской политике в отношении Украины – пока неизвестно.
— Как вы оцениваете визит Патриарха Кирилла на Украину? Не показал ли Святейший «иной путь» для развития добрососедских отношений между Россией и Украиной?
— Визит Патриарха Кирилла произвёл, несомненно, огромное впечатление на общество. В политической сфере было очень заметно, что украинский политикум прежде недооценивал, сколь высок авторитет Русской Православной Церкви на Украине. Показательно, что даже «оранжевая» пресса освещала визит почти доброжелательно – и в этом можно усмотреть вынужденную тактику, избранную в связи с реальными общественными настроениями. При этом Патриарху удалось сделать так, что визит не имел явной политической нагрузки. Последнее особенно ценно, ведь Предстоятелю Русской церкви удалось своим визитом не расколоть, а, наоборот, сблизить общество Украины, разве что за исключением сравнительно небольшой, пусть и влиятельной, части. Тем самым Патриарх показал, сколь значимыми по сей день остаются исторические формы местной духовной жизни и самосознания.
Очень важно и то, что этот визит смог немало повлиять на общественное мнение Украины по вопросу об отношении к Русской Православной Церкви. И здесь я говорю не о воцерковлённых православных жителях страны, а о самых широких её слоях. В последние годы на Украине стали всё более воспринимать Русскую церковь как «Российскую», утверждается восприятие её как чего-то внешнего по отношению к Украине. В своих выступлениях Патриарх Кирилл постоянно делал акцент на таких почти забытых понятиях, как «идеалы Святой Руси», «историческая Русь», «единая Русь», возрождая тем самым в слушателях старое общерусское сознание. Примечательно, что ряд украиноязычных СМИ стал называть Патриарха не «Російським», а «Руським» (например, телеканал «Інтер»). Несомненно, это окажет немалое воздействие на возрождение общерусского дискурса на Украине.