В течение длительного времени официальному Минску удавалось поддерживать у значительной части белорусской и российской общественности иллюзию относительно своей любви к России, русской культуре и русскому языку. Действительно, в это трудно было не поверить. Ведь об этом многократно, внешне очень искренне и с пафосом, заявлял и продолжает заявлять Александр Лукашенко. А, как известно, в цивилизованном обществе высказанная публично точка зрения главы государства воспринимается как концентрированное выражение всей государственной политики. По крайней мере, дела обстоят именно так где-нибудь во Франции, США или в России. Но Белоруссия – это особый случай, где, как в старые времена «советского тоталитаризма», нужно уметь читать между строк, а также понимать язык намеков, полутонов и экивоков.
Но, как глаголет евангельская истина, «нет ничего тайного, что не стало бы явным». Подвернулся случай, и глубоко скрываемая махровая русофобия белорусских власть имущих явила свету свой уродливый облик.
А произошло вот что. 28 января 2010 года на «Материке» было опубликовано интервью с председателем Витебского общественного объединения «Русский дом», писателем Андреем Геращенко , в котором рассказывалось как о деятельности этой организации, так и о некоторых особенностях национального самосознания современного белорусского населения. В частности, Андрей Геращенко обратил внимание на то, что по своему мировосприятию нынешних белорусов можно разделить на две разновеликие части: русских белорусов (западнорусов или русинов – по терминологии, принятой в белорусской научной среде) и литвинов: «Национальное самоопределение в Белоруссии – вопрос, скорее, политический – те белорусы, кто считает себя русскими, не видят своего будущего без единства с Россией, с русским народом. Те же, кто смотрит в сторону Европы, имеет польские, униатские или католические корни считают себя не столько белорусами, сколько литвинами (не путать с литовцами), ностальгируя не просто по временам Великого княжества Литовского, а по выдуманному ими мифическому облику этого средневекового государства».
Следует заметить, что белорусы-русины составляют подавляющее большинство белорусского народа, но беда в том, что весь советский и постсоветский период именно «литвины» или близкие им деятели занимали и занимают господствующие позиции в официальной белорусской культуре и исторической науке. Во времена СССР они «лепили» национальную (т.е. без русской составляющей) по форме и социалистическую по содержанию белорусскую нацию, а в постсоветский период усиленно пытаются внедрить в сознание белорусов ядовитую русофобскую «вакцину».
Далее Андрей Геращенко раскрыл подлинную направленность политики «белоруссизации», которая, начиная со времен создания БССР в 1919 году, последовательно проводилась советскими, немецкими оккупационными и постсоветскими властями на территории нынешней Белоруссии: «Белоруссизация – не более, чем попытка расколоть единый русский народ и внушить белорусам мысль о том, что они – нерусские и их дальнейшая успешная судьба связана с Европой, точнее с католической Польшей, а не с Россией».
Коснулся Андрей Геращенко и такой наболевшей темы, как непонимание значительной частью российской интеллигенции и общественно-политическими деятелями особенностей национально-культурных отношений в современной Белоруссии, а также целей русского движения в этом ныне суверенном государстве, которое призвано заниматься не формированием т.н. «русской диаспоры» из великороссов, выходцев из Российской Федерации (что вполне бы устроило литвинов и их западных покровителей), а, в первую очередь, направлять усилия на восстановление общерусской составляющей самосознания белорусского народа.
При всей остроте и злободневности поставленных вопросов, Андрей Геращенко не сказал чего-либо неожиданного или неизвестного, а продолжил линию, прочерченную такими выдающимися деятелями западнорусской и общерусской мысли и культуры как Иван Носович, Михаил Коялович, Платон Жукович, Григорий Киприанович, Евфимий Карский, Николай Лосский, Константин Харлампович, Иван Солоневич, Игорь Оржеховский и другими, в том числе современными, белорусскими историками, философами и культурологами. К западнорусам имеет непосредственное отношение и всемирно известный народный художник СССР и Белоруссии Михаил Савицкий, которому принадлежат замечательные слова о том, что «вся история белорусов – это их борьба за свою русскость».
Несомненно, четкая и недвусмысленная позиция главы витебского «Русского дома» не могла не вызвать болезненной реакции в литвинской среде. Но то, что это вылилось в настоящую русофобскую истерику и расправу руками властей над витебским писателем оказалось довольно неожиданным.
В начале 10 февраля в оголтело русофобском издании «Наша нiва» (патронируется Евросоюзом) появилась пространная статья некоего Семена Печенко «Так и совмещаем», который после обширного цитирования фрагментов интервью витебского писателя «Материку» потребовал изгнания последнего с госслужбы: «Как взгляды Андрея Геращенко сочетаются с работой в государственном аппарате Республики Беларусь? Он является начальником отдела по делам молодежи администрации Октябрьского района Витебска».
Для нас то обстоятельство, что А.Е. Геращенко работает в Октябрьской администрации г. Витебска оказалось новостью, так как мы знали Андрея Евгеньевича исключительно как небесталанного писателя (пишущего, кстати, и по-русски и по-белорусски) и общественного деятеля. Тем приятней было узнать, что в белорусских чиновных кругах не перевелись еще образованные и принципиальные люди.
Надо сказать, что русофобский призыв «Нашай нiвы» был услышан белорусским официозом и уже 11 февраля особо приближенный к минскому «двору» председатель Союза писателей Белоруссии, бывший сенатор Николай Чергинец заявил в интервью «Европейскому радио для Беларуси» (финансируется правительством Польши) о готовности расправиться над неугодным литвинской публике писателем: «Мы ни перед чем не остановимся, и если будут такие замахиваться на суверенитет, мы будем с такими расправляться. Мы дадим оценку мгновенно. Это я вам обещаю».
Ну а дальше вовсю заработало пресловутое телефонное право. Витебскому градоначальнику В.П. Николайкину из кабинетов минских вельможных сановников поступили (естественно устные) требования в срочном порядке разобраться со смутьяном и указать ему на дверь с места работы.
Как в дальнейшем будут развиваться события вокруг подлинного патриота своего народа Андрея Геращенко, мы обязательно известим общественность, но сейчас попробуем ответить на вопрос – почему вдруг государственный аппарат начал исполнять указания открыто антипрезидентских оппозиционных СМИ?
Чтобы найти ответ необходимо присмотреться к такой существующей структуре как Общественно-консультативный совет (ОКС) при Администрации президента РБ, который возглавляет глава этого ведомства Владимир Макей, считающийся в литвинских кругах идейно близким человеком. В этом свете вполне резонной представляется мысль о том, что упомянутая статья в «Нашай нiве» носила заказной характер и была элементом спланированной русофобской акции.
Дело в том, что в ОКС помимо целого ряда прозападных деятелей входит и такой откровенный литвинский мракобес и ненавистник всего русского как председатель т.н. «Таварыства беларускай мовы» Олег Трусов (его русское имя и русифицированная фамилия (по-белорусски «трус» – кролик) не должны вводить в заблуждение), который как раз и поддерживает самые тесные отношения с «Нашай нiвай».
Нетрудно догадаться, что именно Трусов или кто-то из его приятелей по русофобскому цеху отследили крамольное интервью Андрея Геращенко, а затем через ОКС к «делу» была подключена Администрация президента РБ. Ведь только из этого учреждения могли приказать Николаю Чергинцу (никого другого он бы просто не стал слушать) готовить расправу над неугодным литвинам писателем, а также поставить «во фрунт» витебского градоначальника, и предписать ему изгнать с госслужбы чиновника А.Е. Геращенко.
А мы еще удивляемся, почему не строится Союзное государство и черепашьим шагом продвигается белорусско-российская интеграция. Вопиющий случай с Андреем Геращенко во всей неприглядностью выявил полное перерождение нынешней белорусской верхушки в сторону русофобии и идейного коллаборационизма. И поэтому слова белорусского президента о его идейной близости с Виктором Ющенко уже не кажутся какой-то оговоркой.
В завершении необходимо отметить, что в расправе над писателем Андреем Геращенко заинтересованы не только литвинские круги. В развернувшейся антибелорусской провокации имеет свой большой интерес и Варшава, которая в раздуваемый ею конфликт между белорусскими властями и Союзом поляков в Белоруссии очень хотела бы внести и русскую струю. Ведь как удачно вырисовывается: в Гродненской области ОМОН громит «Дома польские», а в Витебске власти чинят расправу над «Русским домом». В общем, впору ставить вопрос не только перед Евросоюзом и ОБСЕ, но и перед Москвой о «жестокой диктатуре в центре Европы». Так что за всей этой историей явно «торчат польские уши».
И еще хотелось бы сказать литвинам – зря стараетесь! Никогда вам не лишить белорусов их исконного русского чувства, ибо бессмертны слова Тараса Бульбы о том, что « нет в мире такой силы, которая бы пересилила русскую силу!».
Отдел Белоруссии Института стран СНГ