Состоявшийся 28 мая совет министров российско-белорусского Союзного государства и последовавшие за ним события вызывают крайне противоречивые чувства. С одной стороны, само заседание союзного правительства, судя по поступавшим сведениям, прошло в деловой и вполне конструктивной обстановке. Показателем чего стала, в том числе, и совместная пресс-конференция премьер-министра РФ Владимира Путина и его белорусского коллеги Сергея Сидорского.
Оба премьера вышли к журналистам в хорошем расположении духа, что определенно свидетельствовало о достаточно успешно проведенном заседании и принятии решений важных для дальнейшего формирования единого экономического пространства Союзного государства. При этом было подтверждено, что белорусская сторона и впредь может рассчитывать на определенные экономические преференции, предоставляемые Россией. Так, по словам Владимира Путина, в отношении Республики Беларусь продолжает действовать особый льготный режим при поставках энергоносителей в республику. «Белоруссия получает их по самым низким тарифам по усредненной годовой цене, что имеет важное значение для обеспечения конкурентоспособности белорусской продукции», – подчеркнул глава российского правительства. Кроме того, «Газпром», идя навстречу Минску, выразил готовность оплатить транзит экспортных объемов газа через белорусскую территорию на три квартала вперед.
Рассмотрели премьеры и такой критичный для белорусской экономики вопрос как взаимное свободное перемещение и продажа товаров на территории Союзного государства. Глава белорусского государства и правительственные чиновники РБ в последнее время постоянно упрекают российскую сторону в том, что она искусственно ограничивает доступ на свой рынок продукции, произведенной на предприятиях Белоруссии. Так, накануне заседания союзного совмина первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что в настоящее время «российский рынок во многом закрыт для белорусского машиностроения, станкостроения, сельхозмашиностроения, радиоэлектроники».
При этом правительство Белоруссии имеет в виду вовсе не беспошлинные поставки белорусских товаров в Россию на рыночных условиях (рынок РФ для республики никто не закрывал), а их закупки крупными партиями правительством России в рамках государственных заказов, лизинга и предоставления особого, льготного режима участия в аукционах по госзакупкам.
Господин Семашко и еще более высокопоставленные управленцы предпочитают также умалчивать о том, что на рынке Белоруссии препоны для российских промышленных товаров существуют уже не один год. К примеру, в 2008 году Белоруссия закупила у российских компаний сельскохозяйственной техники всего лишь на 10 миллионов долларов, в то время как российская сторона приобрела у белорусских производителей подобной техники на сумму, превышающую 760 миллионов долларов. В первом квартале текущего года картина примерно та же. За этот период Россия закупила белорусской сельхозтехники на 163 миллиона долларов, а Белоруссия приобрела за это время в РФ подобной продукции всего на 6 миллионов долларов. Разница, как видим, существенная.
Такой же перекос имеется и в отношении других товаров. К примеру, в белорусских магазинах вообще отсутствует российская сложная бытовая техника, зато китайская наличествует в широком ассортименте.
В то же время, как сообщил Владимир Путин, российское правительство приняло решение предоставлять белорусским предприятиям национальный (российский) режим при их участии в конкурсах по госзакупкам. «Если теперь белорусские товаропроизводители в тендерах предложат стоимость даже на 15 процентов выше, чем другие, то выбор будет сделан в пользу белорусских товаропроизводителей», – подчеркнул премьер-министр Российской Федерации.
В Минске произошло также важнейшее событие, влекущее за собой значительное укрепление не только экономических, но и политических связей между Белоруссией и Россией. В рамках заседания совета министров СГ было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. А уже 2 июня правительство Белоруссии официально обратилось к России с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении кредита в 9 миллиардов долларов на сооружение первой атомной электростанции и создание необходимой инфраструктуры по ее строительству и обслуживанию.
В вопросе строительства АЭС «Росатом» пошел навстречу практически всем пожеланиям белорусской стороны. И это при том, что российская сторона считает данное строительство излишним, так как пострадавшая от Чернобыльской катастрофы Белоруссия вполне могла бы снабжаться дополнительной электроэнергией с «белорусских» энергоблоков Смоленской АЭС. Но, как говорится, дело хозяйское, и Лукашенко решил строить собственную АЭС.
Обычно, как пояснил директор департамента по ядерной энергетики министерства энергетики Белоруссии Николай Груша, исходя из опыта работы ЗАО «Атомстройэкспорт» за пределами РФ, «подрядчик финансирует 85 процентов строительных работ, заказчик – 15. Но, учитывая наши союзные отношения, Россия готова предоставить 100-процентный кредит на строительство атомной электростанции». Причем, российская сторона предложила Минску рассмотреть два варианта ценообразования по строительству АЭС — партнерский и тендерный. Белорусским руководством был избран партнерский вариант. Однако проблемы остаются, поскольку запрошенный белорусской стороной кредит для строительства национальной АЭС в 1,5 раза превышает стандартную проектную смету подобных объектов, возводимых «Росатомом».
Решением союзного Совета министров с 1 июля т.г. Россия и Белоруссия планируют перенести санитарный контроль на внешнюю границу Союзного государства. «Мы обсудили выход на внешнюю границу. Есть воля наших президентов, чтобы на 1 января 2010 года выйти на внешнюю границу. Министры сельского хозяйства двух стран доложили сегодня, что мы снимем санитарный контроль с 1 июля текущего года», – заявил по этому поводу Сергей Сидорский.
Ну а в завершении, уже на пресс-конференции, Владимир Путин подчеркнул, что, несмотря на экономический кризис, Россия всегда готова подставить Белоруссии плечо. При этом он обратил внимание на то, что Российская Федерация целенаправленно оказывает экономическую поддержку Белоруссии в виде предоставления кредитов.
В 2007 году Белоруссия получила 1,5 миллиарда долларов, в конце 2008-го – 1 миллиард, а в начале текущего года – еще 0,5 миллиарда долларов. Владимир Путин заявил также, что российское правительство рассматривает «возможность продолжать работу в том же ключе и режиме».
Как видим, на прошедшем заседании союзного правительства были приняты важные для Минска решения и белорусский президент, казалось бы, должен быть удовлетворен.
Но не обошлось без закавыки. Вице-премьер – министр финансов РФ Алексей Кудрин в неформальной обстановке, отвечая на вопросы представителей СМИ, выразил опасения относительно способности белорусского правительства погасить набранные долги. Глава финансового ведомства России, в частности, изложил один из своих прогнозов – «по сути, мы можем столкнуться с неплатежеспособностью белорусского правительства и в целом экономики в связи с недостаточностью золотовалютных резервов, возможно, даже в конце этого года или через год».
Истеричная реакция Лукашенко последовала на следующий день (что, увы, в худших традициях белорусско-российских отношений). И это несмотря на то, что еще в ходе совместной пресс-конференции Владимир Путин прошелся по заявлению своего министра финансов, упрекнув последнего в необоснованном сгущении красок. Как пошутил российский премьер, «слухи о моей кончине (имелась в виду белорусская экономика – авт.) слишком преувеличены». И даже отметил, что в Республике Беларусь в отличие от других стран СНГ, в том числе и Российской Федерации, наблюдается рост ВВП в полтора процента.
Так в чем же причина очередного, как выясняется ничем не мотивированного скандала? И почему, наконец, Александр Лукашенко обвинил Алексея Кудрина в злостном намерении посеять панику среди белорусских граждан? По-видимому, опасения министра финансов РФ по поводу излишней кредитной нагрузки на белорусскую экономику и платежеспособности правительства РБ не лишены оснований. Иначе не было бы столь хамской и болезненной реакции президента РБ: Кудрин «полностью консолидировался с нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают и начинают нас учить работать». В последнее время официальный Минск усиленно пытается создавать себе положительный для Запада образ, в том числе и с точки зрения привлечения западного капитала. А тут Кудрин со своей никому не нужной правдой-маткой. Вот Лукашенко и занервничал.
Есть еще одно обстоятельство. До президентских выборов осталось два года, и для поддержки общественной стабильности и обеспечения (хотя бы частично) социальных обязательств Александр Лукашенко, в очередной раз собирающийся выдвинуть свою кандидатуру, готов брать деньги, по-видимому, где угодно. Главное чтобы к выборам не померк образ «батьки – отца народа», роль которого Лукашенко пытается играть в течение всего своего президентства. А то, что все полученные кредиты и ссуды придется-таки с лихвой возвращать, так это ведь потом. Главное ведь сейчас для правящей элиты РБ – это «день простоять, да ночь продержаться».
Получив вместе с главой Национального банка РБ Петром Прокоповичем нагоняй от Лукашенко, решил публично высказаться в адрес министра финансов России и председатель правительства Белоруссии Сергей Сидорский. На президиуме совмина РБ 2 июня Сидорский охарактеризовал заявления Алексея Кудрина о том, что Белоруссия к концу 2009 года не сможет расплачиваться по долгам, голословными. «Господин Кудрин волнуется, а мы только в один вопрос вкладываем 2,6 трлн. рублей (белорусских), то есть почти 1 млрд. долларов. Мы можем эти деньги не вложить, и ничего не изменится, и вернуть, если кому-то там неймется», — подчеркнул этот чиновник. Ну и наконец, в грубой форме премьер-министр РБ сравнил вице-премьера — министра финансов России Алексея Кудрина с кладовщиком, «который имеет ключи от амбарного замка и который дальше кладовки ничего не видит».
Всегда сдержанный президент России Дмитрий Медведев вынужден был на сей раз реагировать. Он назвал недопустимыми и неприемлемыми с точки зрения дипломатической этики подобные резкие высказывания в адрес представителей российского правительства. «Мы активно по-партнерски работаем с нашими ближайшими соседями, помогаем им в преодолении кризисных явлений, в том числе финансами, и немаленькими финансами», — сказал глава российского государства на совещании по экономическим вопросам. Медведев подчеркнул, что «иногда это сопровождается необходимостью комментировать экономическую ситуацию в этих странах». Руководство России, по словам президента РФ, не позволяло и не будет позволять себе личных характеристик в отношении руководителей других стран, «хотя мы могли бы сказать что-нибудь в отношении эффективности экономических мер, ими предпринимаемых, почему они обращаются к нам за помощью, поддержкой».
Дмитрий Медведев, фактически, недвусмысленно предупредил правящую верхушку Белоруссии о недопустимости такого поведения. По законам жанра белорусская сторона на высшем уровне должна принести свои извинения и дать гарантии не предпринимать таких шагов впредь. В противном случае Россия оставляет за собой право считать конфликт не исчерпанным.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ