Общий фон развития событий экономической жизни в Центральной Азии на этой неделе был связан с проблемами водно-энергетического комплекса. Этому способствовали пристальное внимание и готовность международных кредитных организаций оказать помощь в преодолении разногласий и развития отрасли во всех странах региона, увязав свои предложения с угрозами влияния проблем водно-энергетического комплекса ЦА со странами Европы.[1]
К 2030 году страны Европы и Центральной Азии могут столкнуться с острой нехваткой энергии. «Ожидается, что к 2030 году спрос на первичные энергоносители в регионе Европы и Центральной Азии возрастет на 50 процентов, в то время как потребление электроэнергии увеличится по прогнозам на 90 процентов», — говорится в сообщении, распространенном в ВБ. Такой перспективы можно избежать, но для этого необходимо увеличить инвестиции в разработку первичных энергоресурсов и модернизацию энергетической инфраструктуры.
Об этом говорится в докладе Всемирного банка «Без света? Будущее энергетики стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза». В нем отмечается, что уже сегодня некоторые страны региона, импортирующие энергоносители, начали испытывать определенные трудности с поставками. Правда в период финансового кризиса потребление энергии несколько сократилось, и эта передышка позволила странам предпринять определенные усилия для смягчения вероятных последствий энергетического кризиса. Авторы исследования полагают, что эта передышка не продлится больше пяти или шести лет.
«Меры по предотвращению нежелательных последствий необходимо предпринимать как со стороны потребителей, так и со стороны поставщиков энергоресурсов. И если отношение стран региона к эксплуатации энергоресурсов не изменится, то регион в целом может столкнуться с острой нехваткой энергии и к 2030 году превратится из экспортера в импортера энергии», — отметил директор департамента Всемирного банка по устойчивому развитию в регионе Европы и Центральной Азии Питер Томсон. В настоящее время Россия и Центральная Азия выступают в роли крупнейших поставщиков энергоносителей в Восточную и Западную Европу.[2]
Для обеспечения дальнейших поставок нефти, газа и угля, а значит, для разработки первичных энергоресурсов с 2010 по 2030 год региону потребуются инвестиции в объеме $1,3 трлн. Кроме того, в предстоящие 20-25 лет еще $1,5 трлн. понадобится для развития инфраструктуры энергетической отрасли.[3]
Питер Томсон подчеркнул, что общий объем необходимых инвестиций в $3 трлн. невозможно обеспечить только за счет государственных средств. А для привлечения частных инвесторов нужно совершенствовать инвестиционный климат, сообщает Центр новостей ООН. Авторы доклада обращают внимание на важность обеспечения энергетической эффективности в регионе. По их расчетам, вложив один доллар в обеспечение эффективности энергетики можно сэкономить 2 доллара на расходах, связанных с ее производством.[4]
Согласно отчету, энергетическая инфраструктура региона остро нуждается в модернизации. С начала 90-ых генерирующие мощности почти не наращивались, и сроки эксплуатации электростанций на исходе. В предстоящие 20-25 лет для поддержания и развития инфраструктуры энергетической отрасли необходимы инвестиции в объеме 1,5 триллиона долларов, а в дальнейшем потребуется еще 500 миллиардов долларов на развитие централизованного отопления.
Ввиду потребности стран региона в огромных инвестициях, а также длительных сроков реализации проектов в энергетической отрасли, им нужно изыскивать источники финансирования для таких проектов в самые сжатые сроки. Если странам региона не удастся обеспечить благоприятные условия для притока инвестиций, это приведет к нехватке финансовых ресурсов для капиталовложений, что, в свою очередь, может тормозить экономическую деятельность. Нехватка 10% энергии для покрытия потребности приводит к снижению темпов экономического роста на 1%, а более значительный энергодефицит чреват и более серьезными последствиями.
«Всемирный банк готов оказывать странам региона помощь в целях удовлетворения их энергетических потребностей, путем содействия созданию привлекательного для инвестиций бизнес-климата и открытию доступа к различным источникам финансирования, включая торговлю квотами на выбросы. Однако странам нужно действовать без промедления. Главное – не упустить время», — цитируют в сообщении Томсона.
Профессор Роджер Кангас из Центра стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии Национального университета обороны США выразил серьезную озабоченность по поводу строительства в Таджикистане Рогунской ГЭС.
«Конечно, у Таджикистана есть все права строить сооружения для производства и продажи электроэнергии, — заявил эксперт. — Но когда вы работаете на трансграничных территориях, то решение данных вопросов должно проходить при обоюдных консультациях. Больше всего меня беспокоят вопросы безопасности, качества строительства плотины в сейсмически опасной зоне», — подчеркнул профессор Роджер Кангас. Он поделился своими сомнениями по поводу технического качества возводимого гигантского гидроэнергетического сооружения и признал, что необходим поиск вариантов по снижению воздействия на состояние рек в низовьях.[5]
«Поскольку я сам не являюсь инженером, то не могу сказать, насколько «правильными» будут все технические сооружения. Но считаю, что применение более современных технологий позволило бы создать систему хранилищ, которые не воздействовали бы на низовья рек», — отметил он.[6] Американский ученый акцентировал свое внимание на том, что «все эти вопросы должны решаться на региональном уровне».
«Также было бы желательно проведение международной экспертизы строительства гидротехнических сооружений», — подчеркнул эксперт Центра стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии Национального университета обороны США.
Комментарий А.А. Мигранян
Столь высокая степень внезапного осознания проблем водно-энергетического комплекса ВБ обусловлена двумя причинами: во-первых, изменившейся политической обстановкой в ЦА, и во-вторых, посткризисным оживлением экономических ресурсов стран доноров (США, Евросоюза). Справедливости ради следует отметить, что второй фактор не имеет реального экономического обеспечения, т.к. экономика указанных стран-доноров не имеет необходимых финансовых резервов для столь масштабных проектов. Скорее целью такой активизации является стремление США перехватить инициативу у РФ, воспользовавшись охлаждением отношений между РФ и Таджикистаном и Киргизией. Финансирование же проектов ВБ попробует перенести на коллективный источник, в котором вклад РФ будет возрастать. Политическая ангажированность проснувшегося интереса ВБ очевидна, вопрос в другом, смогут ли страны ЦА суметь извлечь из этой сложной политической конфигурации экономические выгоды для себя. Скорее всего, незначительные финансовые поступления каждая из стран ЦА будет стараться перетянуть на себя, что не принесет ощутимого результата. Если ВБ не сумеет примирить все конфликтные стороны региона, то решения поставленной проблемы – преодоления угрозы водно-энергетического кризиса в ЦА – невозможно. Более того, несмотря на все политические амбиции основного игрока ВБ – США – при обсуждении водно-энергетического кризиса в ЦА невозможно обойтись без участия России, т.к. слишком высока ее экономическая интегрированность со странами ЦА и разобщенность стран ЦА.
Битва за инвестиционные ресурсы не утихает в Киргизии, особенно изыскание этих средств необходимо для отбеливания имиджа властных структур после скандальных сообщений прошлой недели. Отголоски этих публикаций были и на этой неделе, но все же официальные источники пытались направить внимание на достижения в области расширения инвестиционной базы в КР.
1. Объем кредитов в действующих коммерческих банках Кыргызстана на прошлой неделе увеличился на 14,5 миллиона сомов. Объем кредитов в коммерческих банках республики на 12 марта достиг 25 миллиардов 411,5 миллиона сомов. Неделей ранее он составлял 25 миллиардов 397 миллионов сомов. При этом объем займов в иностранной валюте снизился на 115,8 миллиона сомов. Он составил 15 миллиардов 288,7 миллиона сомов. Объем кредитов в национальной валюте, напротив, вырос на 130,3 миллиона сомов. Он составил 10 миллиардов 122,8 миллиона сомов.[7]
2. Объем депозитов в действующих коммерческих банках Кыргызстана на прошлой неделе увеличился на 124,2 миллиона сомов. Объем депозитов в коммерческих банках республики на 12 марта достиг 41 миллиарда 650,1 миллиона сомов. Прирост составил 124,2 миллиона сомов. Три пятых вкладов по-прежнему хранится в иностранной валюте. Их объем на прошлой неделе возрос на 32,8 миллиона сомов и составил 25 миллиардов 271,4 миллиона сомов. Объем депозитов в национальной валюте в то же время вырос на 91,3 миллиона сомов. К 12 марта он достиг 16 миллиардов 378,8 миллиона сомов.[8]
3. Объем сделок между коммерческими банками на валютном рынке Кыргызстана вырос на $580 тысяч. Объем сделок между коммерческими банками на валютном рынке с 9 по 12 марта составил $5,3 миллиона. Неделей ранее он достигал $4,7 миллиона. Вместе с тем в целом объем межбанковских валютных торгов на прошлой неделе снизился. Сумма сделок на рынке с 1 по 5 марта, в частности, составляла $10,7 миллиона. Из них $6 миллионов приходилось на интервенции Национального банка. Учетный курс доллара США на прошлой неделе незначительно снизился — на 0,18 процента. На 12 марта 2010 года он составил 44,7173 сома. Неделей ранее доллар США оценивался Нацбанком республики в 44,7959 сома.[9]
4. Кредитный портфель Кыргызстана в 2009 году пополнился на 25,2 миллиарда сомов, что на 1,5 процента меньше, чем в 2008 году. Основными причинами сокращения кредитного портфеля стали замедление темпов экономики в целом, увеличившиеся риски из-за нестабильного финансового состояния заемщиков банков, что послужило коммерческим банкам поводом для «осторожного» кредитования, а также увеличение процентных ставок по кредитам. Так, средние процентные ставки по вновь выданным кредитам в 2009 году составили в национальной валюте 26,7 процента, в иностранной — 21,5 процента», — говорится в документе. Финансовый кризис в первую очередь затруднил привлечение новых кредитов в банковскую систему. «В наиболее тяжелую ситуацию попали предприятия. Выдача кредитов субъектам экономики сократилась в 1,3 раза. Доля убыточных предприятий в КР составила за 2009 год 44 процента, иллюстрируя тем самым отсутствие оборотных средств для расширения производства.[10]
В Кыргызстане в 2009 году сократился объем текущих трансфертов. Он составил $1 миллиард 194 миллиона, что на 19 процентов меньше, чем в 2008 году. Сокращение трансфертов в основном связано с уменьшением суммы денежных переводов от трудовых мигрантов на 30 процентов по сравнению с уровнем 2008 года. В 2009 году баланс текущих операций сложился отрицательным на $25,3 миллиона.
5. Финансовый сектор Кыргызстана пока не способен предложить местным
компаниям значительные объемы инвестирования и кредитования на доступных
условиях. К этому выводу, как сообщают в Бишкекском деловом клубе, пришла
компания «iCAP Investment», исследовавшая возможность привлечения вложений
в развитие отечественных предприятий. Как отмечают исследователи, состояние финансового рынка в Кыргызстане сказывается на темпах развития отдельных компаний и целых отраслей экономики. «Наиболее конкурентными выглядят международные финансовые институты, предлагающие выгодные условия тем предприятиям, которые отвечают их требованиям, — заключают эксперты. — К таким институтам относятся
Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая
корпорация, Немецкая корпорация по инвестициям и развитию DEG, Азиатский
банк развития и т.д.».[11]
В Казахстане поиск дополнительных источников финансирования инвестиционных проектов обрел более внятные очертания во внешнеэкономической сфере.
5. Совет Федерации ратифицировал в среду протокол к межправсоглашению с Казахстаном о правовом регулировании деятельности предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Сейчас имущество железнодорожного транспорта, входящее в состав железных дорог одного государства, но расположенное на территории другого государства, передано в управление страны нахождения этого имущества. Ратификация протокола позволит передать и получить участки железных дорог в собственность той стране, которая осуществляет их эксплуатацию, сказал зампред комитета палаты по делам СНГ Владимир Бабичев, представляя документ.[12]
Как сообщил замминистра транспорта РФ Сергей Аристов на заседании ГД 12 марта, Россия получит в собственность 514 километров железнодорожных путей на территории Казахстана, а Казахстан — 261 километр путей на территории РФ. Перечень участков железных дорог, в отношении имущества которых признается право собственности РФ и Казахстана, приводится в приложении к соглашению. Протокол также регулирует вопросы, связанные с арендой земель железнодорожного транспорта. «Устанавливается упрощенный механизм таможенного оформления, таможенного и пограничного контроля, перемещения товаров и транспортных средств для обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожных участков, а также ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера», — сказал сенатор.
6. Президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и Узбекистана Ислам Каримов считают, что нынешний двусторонний товарооборот не соответствует существующему потенциалу. Это они констатировали в ходе совместной пресс-конференции в Ташкенте по итогам переговоров в рамках официального визита Н.Назарбаева в Узбекистан. Президент Казахстана отметил, что в настоящий момент в товарообороте двух стран очень узкая товарная структура, которая состоит из 4-5 позиций. Президенты дали поручение своим правительствам проанализировать существующие потребности двух стран и существенно расширить список номенклатуры импорто-экспортных операций и взаимный торговый оборот. Между тем ранее посол РК в Узбекистане Борибай Жексембин в интервью СМИ отмечал, что Казахстан в последние годы входит в пятерку основных торговых партнеров Узбекистана, доля которого в общем товарообороте республики составляет порядка 6–10%. В РУ действуют 163 предприятия с участием казахстанских инвестиций, которые осуществляют деятельность в таких сферах, как строительство, производство и переработка сельхозпродукции, торговля, пищевая и легкая промышленность, металлообработка, машиностроение. В Казахстане функционируют 282 совместных предприятия с участием узбекского капитала, в основном в сферах торговли и строительства.[13]
7. Фонд национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казына» в 2011-2012 годах планирует разработать программу приватизации ряда своих компаний. В состав фонда входят компании как финансового сектора, так и различных секторов промышленности. В настоящее время объем активов под управлением фонда составляет 70 миллиардов долларов. Приватизация необходима для создания более эффективных рыночных условий управления компаниями-членами фонда. План может включать как вывод компаний на биржу, так и привлечение портфельных инвесторов. Ранее сообщалось, что «Самрук-Казына» намерен выйти из капитала четырех банков, где он завладел долями в период кризиса в экономике Казахстана, в 2012-2013 годах. В настоящее время компании «Самрук-Казыны» имеют проектов для реализации в течение ближайших трех-пяти лет на сумму около 20 миллиардов долларов. Практически все кредитные линии, необходимые для осуществления этих задач, уже подтверждены. Существует и необходимый объем собственного финансирования.[14]
В Таджикистане на этой неделе также предпринял ряд попыток расширения своего внешнеэкономического потенциала.
8. 14 по 16 марта 2010 года в г. Минске пребывала делегация Республики Таджикистан во главе с Начальником Главного управления защиты государственных секретов при Правительстве Республики Таджикистан Сайдамиром Зухуровым. По результатам переговоров делегации с Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь 16 марта было подписано Соглашение между Республикой Таджикистан и Республикой Беларусь о совместном использовании и защите секретной информации, а также Протокол по итогам встречи. С таджикской стороны Соглашение подписали: Начальник Главного управления защиты государственных секретов при Правительстве Республики Таджикистан С. Зухуров, с беларусской стороны – Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Вадим Зайцев. В ходе переговоров, а также на церемонии подписания документов принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Республике Беларусь Козидавлат Коимдодов. В своем выступлении по итогам переговоров К. Коимдодов отметил, что подписание указанного Соглашения является еще одним шагом в укреплении двусторонних связей и расширении договорной правовой основы двух стран.[15]
9. 18 марта, во Дворце Нации по итогам переговоров между Президентами Таджикистана и Туркменистана Эмомали Рахмоном и Гурбангулы Бердымухамедовым в Душанбе подписаны итоговые документы, в том числе Президенты Таджикистана и Туркменистана подписали совместное заявление. Также подписаны:
— Соглашение между Правительствами Республики Таджикистан и Туркменистана о сотрудничестве в области связи и информатизации;
— Соглашение между Правительствами Республики Таджикистан и Туркменистана о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации;
— Программа сотрудничества между Министерствами иностранных дел Республики Таджикистан и Туркменистана на 2010 – 2011 годы;
-Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Республики Таджикистан и Адалат Туркменистана;
— Протокол о сотрудничестве между Государственной национальной службой «Туркменхаво йуллари» и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Таджикистан;
— Договор о сотрудничестве между Национальным Олимпийским Комитетом Таджикистана и Национальным Олимпийским Комитетом Туркменистана.
Однако эти соглашения не способны хоть как-то изменить ситуацию по дефициту инвестиционных ресурсов для сооружения гидрообъектов. Поэтому соглашения с ВБ для Таджикистана выглядят большим достижением. Хотя оно и не решает проблем финансирования проекта.
10. Премьер-министр Республики Таджикистан Акил Акилов и менеджер энергетического сектора региона Европы и Центральной Азии Всемирного банка Ранжит Ламек накануне в Душанбе подписали Меморандум о взаимопонимании (МоВ) «Развитие энергетического сектора для обеспечения устойчивого роста между правительством Таджикистана и Всемирным банком».
Подписанный Меморандум устанавливает ключевые основополагающие принципы и рамки сотрудничества между правительством Таджикистана и Всемирным Банком в целях достижения устойчивого развития энергетических ресурсов Таджикистана, стабильной поставки энергетических услуг населению Таджикистана и содействия в обеспечении сбалансированного экономического роста.
За основополагающие принципы, заложенные в подписанный Меморандум, взяты уникальные энергетические ресурсы Таджикистана и его потенциал, что в перспективе обеспечит как внутреннюю энергетическую безопасность, так и создаст экспортные поступления. При этом, как отмечено в Меморандуме, сохраняется приверженность целям устойчивого развития экономических, социальных и экологических аспектов, а также к усовершенствованию технической и институционной основы для регионального сотрудничества в области энергетики и водных ресурсов в целях содействия эффективному развитию энергопотенциала Таджикистана.
Согласно подписанному Меморандуму согласованы сферы сотрудничества сторон. «В частности, в документе отмечено, что путем увеличения существующих энерговырабатывающих мощностей, внедрения механизмов для обеспечения своевременной оплаты за энергию, как импортируемую, так и вырабатываемую в республике, а также путем принятия мер по снижению потерь энергии, повышению эффективности использования энергии и путем укрепления финансового управления энергопредприятий будет достигнуто уменьшение энергетической зависимости и нехватки энергии, с чем ежегодно сталкивается Таджикистан, особенно в зимние месяцы».[16]
Согласно распространенной информации, в Меморандуме отмечено начало и продвижение проведения технико-экономической оценки, оценки экологического и социального воздействия для Проекта Рогунской ГЭС с учетом международных стандартов в области охраны окружающей среды и социальной сфере, а также соблюдение надлежащих операционных процедур ВБ, включая безопасность плотины Рогунской ГЭС, оценке экологического воздействия, переселению и вопросов, связанных со странами низовья.
«В подписанном документе отмечается, что путем соответствующего включения выводов и заключений в проектирование и разработку каждого этапа строительства будет достигнуто обеспечение соответствия осуществляемых строительных работ на Рогунской ГЭС международным стандартам качества и практики, применяющимся в строительстве, а также достигнута координация между строительными работами и техническими исследованиями. Далее обозначено завершение исследования технико-экономического обоснования и оценки экспортного рынка для линии электропередач стран Центральной Азии и Южной Азии (CASA-1000) c целью развития экспорта электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан до конца 2010 года.
В связи с началом проведения ТЭО, экологической и социальной оценки воздействия Рогунской ГЭС и завершением ТЭО CASA-1000 Меморандумом намечено проведение местных и международных консультаций для информирования об объеме и результатах исследований с целью прояснения вопросов управления и смягчения потенциальных экологических, социальных и других возможных последствий и рисков.
ВБ будет содействовать созданию устойчивого консорциума для подготовки, финансирования и реализации Проектов Рогунской ГЭС и линии электропередач CASA-1000 при условии подтверждения экономической, финансовой, экологической и социальной устойчивости Рогунской ГЭС и проекта CASA-1000, основанных на результатах исследований.
Узбекистан продолжает инвестиционную политику – расширения прямых инвестиций, делая акцент на необходимость расширения инновационного потенциала. Особое внимание на этой неделе было уделено экономическим отношениям с Казахстаном.
11. 17 марта в резиденции Куксарой состоялась церемония официальной встречи Президента Республики Казахстан.[17]
Несмотря на продолжающийся в мире финансово-экономический кризис, высокими темпами увеличивается взаимный товарооборот между Узбекистаном и Казахстаном. В частности, с 2007 года этот показатель отмечается цифрами, превышающими $1 млрд. При этом снижается доля сырья, увеличивается доля промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. Торгово-экономическое сотрудничество является одной из основных составляющих межгосударственных отношений. Узбекистан и Казахстан в этом плане обладают огромными возможностями. И хотя товарооборот повышается, он не в полной мере соответствует имеющимся возможностям. Следовательно, для увеличения объема товарооборота необходимо пересмотреть номенклатуру экспортно-импортной продукции. В этом заинтересованы обе стороны. В Узбекистане производят самолеты, автомобили, автобусы, грузовые машины, сельскохозяйственную технику, кабели, строительные материалы, заготавливают хлопок, шелк, выращивают фрукты и бахчевые культуры. В Казахстане имеется спрос на все эти товары. Вместе с тем на рынке Узбекистана есть огромное поле деятельности для экспортеров Казахстана. Добыча, поставка, транзит источников энергии – это также эффективная сфера для сотрудничества. В 2009 году через Туркменистан, Узбекистан, Казахстан проложен газопровод в Китай, что служит ярким примером успешного многостороннего сотрудничества. Наши страны располагают крупными запасами энергоносителей. Имеются предпосылки для развития связей в данной области. Транспортные коммуникации обеих стран позволяют увеличивать доходы от международного транзита. Целесообразно совершенствовать использование автомобильных и железных дорог как взаимосвязанной единой системы, продолжить на координированной основе последовательную работу по обеспечению свободного и оперативного движения экспортно-импортных и транзитных грузов.
Приняты Программа экономического сотрудничества между нашими странами на 2006-2010 годы и Стратегия экономического сотрудничества на 2007-2016 годы. В этих документах определены перспективные направления двустороннего сотрудничества в областях торговли, водно-энергетического комплекса, инвестиций и финансов, транспорта и коммуникаций, таможенной сферы и инноваций. Их реализация позволит в несколько раз увеличить товарооборот. Как отмечалось на переговорах, необходимо развивать прямые связи между бизнесменами, производственными предприятиями, областями.
Экономический, научно-технический и интеллектуальный потенциал обеих стран служит надежной основой для совместной организации высокотехнологичных предприятий, налаживания производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Учитывая наличие и в Узбекистане, и в Казахстане большого объема сырья, можно говорить о ресурсах повышения добавленной стоимости, особенно в текстильной, химической, нефтехимической отраслях. Научный и экономический потенциал Узбекистана и Казахстана открывает хорошие перспективы и для эффективного использования водных ресурсов. В частности, важны связи в области мелиорации и ирригации. Актуальными остаются разработка и внедрение технологий по экономии воды, обмен опытом и информацией в этом направлении. Это способствует решению ряда экологических и социальных проблем. В ходе переговоров обсуждались вопросы рационального использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии. Отмечалось, что при строительстве гидротехнических сооружений на трансграничных реках необходимо учитывать интересы, безопасность всех государств региона. Следует провести независимую международную экспертизу проектов таких сооружений. Развивается культурно-гуманитарное сотрудничество между нашими странами. Оно охватывает сферы науки, образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма и спорта. Стороны обменялись мнениями по вопросам активизации культурно-гуманитарного сотрудничества.
По итогам переговоров Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев подписали Совместное заявление президентов Узбекистана и Казахстана. Также были подписаны Межправительственное соглашение о предоставлении земельных участков для строительства зданий дипломатических представительств, Программа сотрудничества между министерствами иностранных дел на 2010-2011 годы, Программа культурно-гуманитарного сотрудничества на 2010-2012 годы.
12. Правительство Узбекистана приняло решение об ускорении реализации проекта реконструкцию и расширение рудника «Сары-Чеку», сырьевой базы Алмалыкского ГМК (АГМК. Проект стоимостью $23,5 млн. будет реализован в 2010-2012 годах. Ранее планировалось приступить к модернизации рудника не ранее 2011 года. Проект позволит увеличить производительность рудника к 2015 году на 1 млн. тонн – до 5 млн. тонн руды в год.[18]
АГМК намерен осуществить закупки дополнительной горно-транспортной техники, а также осуществить модернизацию железнодорожного путепровода, связывающего карьер с обогатительной фабрикой.
Поставщикам оборудования по итогам прямых переговоров, в частности, выступят российские ЗАО «Уралмаш» (экскаваторы) и ОАО «Рудгормаш» (буровое оборудование).
Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных средств АГМК и кредитов узбекских банков.
Отработка рудника «Сары-Чеку» осуществляется с 1974 года. Его проектная мощность составляла 4 млн. тонн руды в год. Однако из-за постепенной изношенности оборудования производительность рудника в последние годы снизилась до 2 млн. тонн.
АГМК является единственным производителем меди в Узбекистане. Комбинат имеет право на разработку месторождений медно-молибденовых и свинцово-цинковых руд в районе Алмалыка. Предприятие выпускает рафинированную медь (катоды), цинк металлический, свинцовый концентрат и другую продукцию. На долю АГМК приходится порядка 90% производства серебра и 20% золота в стране.
13. ГАК «Узбекэнерго» и японская Tohoku Electric Power Co. приступили к модернизации Ташкентской ТЭЦ стоимостью $57 млн. Постановлением Президента Узбекистана японской компании и «Узбекэнерго» разрешено осуществлять строительно-монтажные работы с одновременной разработкой проектно-сметной документации до утверждения ТЭО проекта в правительстве.
Tohoku Electric Power Co. поставит оборудования для реализации модельного проекта по строительству газотурбинной установки (ГТУ) проектной мощностью 27 МВт.
Финансирование проекта осуществляется за счет гранта японской Организации по развитию энергетических и промышленных технологий (NEDO) в размере $38 млн и собственных средств «Узбекэнерго» в размере $19 млн.[19]
Постановлением главы государства определено, что при одобрении в установленном порядке в Исполнительном комитете Рамочной конвенции ООН реализации данного модельного проекта в рамках Механизма чистого развития (МЧР) весь объем сертифицированных сокращений выбросов, полученных в результате реализации проекта, в течение всего кредитного периода будет безвозмездно передан в пользу NEDO.
Для строительства двух других ГТУ планируется привлечь средства Японского агентства международного сотрудничества (JICA).
[1] Курсивом выделены комментарии автора Мигранян А.А.
[2] Источник Источник: ИА Новости-Казахстан
[3] Источник Узбекистан (UzDaily.uz)
[4] Эксперты Всемирного банка предупреждают, что нехватка 10% энергии для покрытия потребности приводит к снижению темпов экономического роста на 1%, а более значительный энергодефицит чреват и более серьезными последствиями.
[5] Источник сообщает ИА «Жахон»
[6] Источник сообщает ИА «Жахон»
[7] Данные Нацбанка КР.
[8] Данные Нацбанка КР.
[9] URL: http://www.24.kg/economics/42073-2008/11/13/97805.html
[10] URL: http://www.24.kg/community/70197-premer-ministr-kyrgyzstana-posetit-s-rabochej.html
[11] URL: http://www.24.kg/bishkek24/45576-2009/01/29/104811.html
[12] Источник: ИА Новости-Казахстан
[13] Источник: КазТАГ
[14] Источник: ИА Новости-Казахстан
[15] Источник пресс-служба Посольства Республики Таджикистан в Республике Беларусь
[16] http://www.asiaplus.tj/news/49/63442.html.
[17] http://news.uzreport.com/uzb.cgi?lan=r&id=73350
[18] Источник UzDaily.uz
[19] Ташкентская ТЭЦ – одна из основных тепловых электростанций Ташкента, введена в действие в 1961 году с установочной мощностью 22,5 МВт. В настоящее время электростанция производит ежегодно порядка 80 млн. кВтч электроэнергии.
Проект модернизации Ташкентской ТЭЦ общей стоимостью $142 млн предусматривает строительство трех ГТУ мощностью 27 МВт каждая. Источник UzDaily.uz