Безусловным хитом экономической жизни на прошлой неделе во всех странах центральноазиатского региона было решение РФ о запрете экспорта бензина и повышении экспортных ставок. На этом фоне в Киргизии и Таджикистане, напрямую зависящих от этих поставок, началось бурное обсуждение последствий такого шага для этих стран, начиная с проблем, связанных с ростом цен на горючее и соответственно с ростом темпов и без того высокой инфляции, и заканчивая угрозой срыва посевных кампаний (см. приложение 1).
На прошлой неделе в Казахстане также отреагировали на это событие прогнозом существенного повышения цен на бензин (об этом подробнее в приложении 2). Также было подписано постановление о продлении запрета на экспорт ГСМ, что существенно снижает возможности дифференцирования импортных поставок этого продукта для КР и РТ.
В республике также подводили итоги социально-экономического развития за первый квартал текущего года. Несмотря на явные достижения, экспертные круги обсуждают существующие проблемы экономической системы Казахстана и ищут пути противостояния возможным кризисам (см. приложение 3).
1. Международным рейтинговым агентством Fitch Ratings были повышены долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Народного банка до «BB-», также подтверждены РДЭ рейтинги Казкоммерцбанка (ККБ) — «B-», АТФБанка — «BBB», Банка ЦентрКредит (БЦК) — «B» и Kaspi Bank — «B-». Таким образом, Fitch засвидетельствовало стабилизацию ключевых показателей кредитоспособности в последние месяцы. Также банки продолжают пользоваться преимуществами значительной ликвидности в секторе, роста депозитов и заметного уменьшения нагрузки по долговым выплатам. Fitch не ожидает улучшения ситуации с проблемными кредитами в ближайшее время.[1]
2. Социально-экономические итоги 1 квартала показали рост ВВП в первом квартале составил 6,5%, при этом краткосрочный экономический индикатор составил 7,1%. За отчетный период объем промышленного производства вырос на 6%, рост в обрабатывающем секторе составил 8%, в горнодобывающей отрасли — 5%. Цены на потребительские товары и услуги с начала года выросли на 3,7%, в соответствующем периоде прошлого года — на 2,9%. Из составляющих инфляции наибольший рост цен наблюдался на продовольственные товары — 6%, на непродовольственные — 0,9%. В разрезе регионов самый высокий уровень инфляции зафиксирован в Карагандинской , Кызылординской, Жамбылской областях. По итогам отчетного периода, уровень правительственного долга находится в допустимых и безопасных пределах. По состоянию на 1 апреля, долг правительства составил 2 трлн 298 млрд тенге или 71,8% от установленного лимита.[2]
3. В Алматы Центрально-азиатская электроэнергетическая корпорация (ЦАЭК) подписала договор о вхождении в капитал Исламского инфраструктурного фонда (ИИФ).[3] Согласно документу, ИИФ инвестирует $50 млн в уставной капитал ЦАЭК. Таким образом, на настоящий день в состав акционеров входит Европейский банк реконструкции и развития — 18%, около 13% приходится на Исламский инфраструктурный фонд, и казахстанские участники. Данное привлечение средств направлено на развитие энергетического сектора компании.
4. По состоянию на 1 апреля, совокупные активы отечественных банков составили 12,360 трлн тенге, что на на 1,8% больше по сравнению с предыдущим месяцем. На 1 апреля совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора составил 1,786 трлн тенге, уменьшившись за месяц на 0,6%. Активы, номинированные в иностранной валюте, составили 32,9% от совокупных активов. На 0,5% увеличился ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) и по состоянию на 1 апреля составил 9,127 трлн тенге. Займы нерезидентам РК составили 1,324 трлн тенге, или 14,5% от ссудного портфеля (на 1.01.2011г. данный показатель составлял 14,8%). По состоянию на 1 апреля, займы, выданные в иностранной валюте, составили 49% от совокупного ссудного портфеля.[4]
В структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 апреля доля стандартных кредитов составила 25,3%, сомнительных – 54,3%, безнадежных – 20,4%.
Общий объем кредитов, относящихся к сомнительным займам 5 категории и безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам) составили 3 трлн тенге, или 32,9% от совокупного ссудного портфеля.
Займы, по которым имеется просроченная задолженность по платежам свыше 90 дней на 1 апреля текущего года, составили 2,306 трлн тенге, или 25,3% от ссудного портфеля банков. Объем провизий (резервов) по займам по состоянию на 1 апреля составил 2,837 триллиона тенге, или 31,1% от кредитного портфеля. Совокупные обязательства банковского сектора за март увеличились на 1,2%, составив 11,069 трлн тенге. Из них обязательства перед нерезидентами РК составили 2,339 трлн тенге, увеличившись за месяц на 0,3%. Доля обязательств перед нерезидентами РК к 1 апреля составила 21,1% от совокупных обязательств (на 01.01.2011 года данный показатель составлял 23,9%). Обязательства, номинированные в иностранной валюте, составили 41,4% от совокупных обязательств БВУ.
5. Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ) и Группа «Казахмыс» подписали соглашение о поставке двух катодомоечных машин на сумму 14 млн рублей. Предметом нового контракта является изготовление и поставка двух катодомоечных машин. Катодомоечные машины относятся к категории оборудования для медных заводов и предназначены для автоматической промывки медных катодов и укладки их в стопы на вагонетки цехового подвижного состава. Оборудование будет отгружено заказчику до конца 2011 года.[5]
6. Коэффициент фондов (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения) за период с 1997 по 2010 годы сократился в 1,8 раза и составил 5,72 раза. В прошлом году доходы 6,5% казахстанцев были ниже величины прожиточного минимума. Правда, указанный показатель в 5,3 раза уменьшился с 1996 годом. Согласно информации, сохраняется значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности. В 2010 году уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 2,7 раза (для сравнения: в 1997 году превышение составляло 1,4 раза).[6]
7. Казахстан с августа прошлого года по сегодняшний день недопоставил на экспорт порядка 500 тыс. тонн муки. Порядка 30 мельничных комплексов мощностью переработки 250 тонн в сутки все это время бездействовали. Из-за высокой цены на зерно казахстанская мука, несмотря на высокое качество, стала слишком дорогой для покупателя. Сегодня тонна казахстанского зерна дороже чем, к примеру, в Алтайском крае, примерно на $70, соответственно, на эту же сумму подорожала и мука.[7]
8. Ежегодно доля автотранспорта в грузообороте страны растет в среднем на 10%. Его доля в общем грузообороте в Казахстане без учета трубопроводов в 2010 году достигла 27%, при этом доля железнодорожного транспорта, соответственно, опустилась до 72%, немаловажным преимуществом для автомобильного транспорта также выступает более высокая густота автодорог – более 30 км на 1 тыс. кв. км. территории по сравнению с ж/д, где она составляет всего 5 км на 1 тыс. кв. км. территории.[8]
В Киргизии на прошлой неделе были объявлены результаты исполнения государственного бюджета страны за первый квартал: доходная часть бюджета выполнена на 92,6 процента и при этом налоговые и таможенные службы перевыполнили свои задания, но другие источники пополнения бюджета не выполнены. Это цифры Минфина. Расходная же часть исполнена на 82,8 процента. На этом фоне правительство пытается ускорить приватизацию с целью покрытия бюджетного дефицита за счет вырученных от продажи средств. Поспешная приватизация объектов государственной собственности вызывает не мало споров (см. приложение 4).
Кроме того, на этой неделе продолжается рост цен, неопределенны резервы в полном объеме для завершения посевной кампании.
9. В Киргизстане установятотдельные ставки акцизного налога на импортную алкогольную продукцию. 22 апреля 2011 года на пленарном заседании Жогорку Кенеша принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты». Изменения и дополнения направлены на освобождение отечественных производителей алкогольной продукции от уплаты налогов на прибыль и НДС только в случае, если:[9]
— полученная прибыль от реализации товаров промышленной переработки ягод, плодов и овощей из собственного сырья направлена на приобретение, реконструкцию, модернизацию основных производственных средств;
— поставка товаров осуществлена непосредственно производителем.
10. В Киргизстане в первом квартале 2011 года в обращении вне банковской системы находилось 39 миллиардов сомов. Общая сумма денег в обращении на 1 апреля 2011 года составила 40,846 миллиарда сомов, из которых 1,736 миллиарда находились в кассах коммерческих банков, а остальные — вне банковской системы. По сравнению с соответствующим периодом 2010-го сумма денег в обращении увеличилась на 6,336 миллиарда сомов, или 18,4 процента.[10]
11. В Киргизстане на проведение весенне-полевых работ сельхозпроизводители получили кредиты на сумму более 643 миллионов сомов. По проекту «Доступные кредиты фермерам» выдано 419 миллионов 412 тысяч сомов, через микрокредитные организации — 65 миллионов 245 тысяч и через проект сельскохозяйственных инвестиций и услуг — 43,6 миллиона сомов.[11]
12. В Киргизстан завезено всего 17,2 процента минеральных удобрений, необходимых для проведения весенне-полевых работ, или 58,5 тысячи тонн, всего для подкормки озимых посевов республике необходимо 340,8 тысячи тонн минеральных удобрений, в том числе 200 тысяч тонн азотных, 129 тысяч тонн фосфорных и 11,7 тысячи тонн калийных удобрений.[12]
13. Киргизстан обеспечен дизельным топливом для весенне-полевых работ на 62 процента от необходимого объема. В республику завезено 24 тысячи 910 тонн дизтоплива и 5 тысяч 543 тонны автобензина. Всего на полях республики работают 18 тысяч 569 тракторов, что составляет 82 процента от парка.[13]
14. Правительство Киргизстана утвердило перечень продуктов, в отношении которых может быть введено государственное регулирование цен. В перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых может быть введено государственное регулирование цен, включены мука (пшеничная, ржаная), хлеб (формовой), молоко пастеризованное, масло растительное, масло сливочное, мясо (говядина, баранина, свинина), сахар-песок, рис и чай.[14]
15. В Киргизстане повышение цен на горюче-смазочные материалы неизбежно. 90 процентов завозимых ГСМ в республику импортируется из России. Сегодня в 20 ее регионах возникают перебои с горючим. За последние 2 недели цены там на дизельное топливо повысились в переводе на национальную валюту на 3,5-4 сома, составив 40-42 сома за литр.[15]
16. Киргизстан и Турция планируют создать транзитный авиакоридор Стамбул — Бишкек — Шанхай. В рамках проекта предполагается создание крупного карго-центра в Киргизстане.[16]
17. На минувшей неделе в Киргизстане отмечено подорожание сахара, мяса, масла и дизтоплива.
18. К 27 апреля 2011 года цены в пределах одного сома повысились на сахар (на 0,3 сома), дизтопливо (на 0,7 сома). Более заметное повышение цен отмечается на мясо, что обусловлено сокращением предложения на рынке вследствие увеличения экспорта. В то же время цены на некоторые продовольственные и непродовольственные товары за анализируемый период снизились (пшеница, мука, хлеб, молоко, кефир, сливочное и растительные масло, цемент, бензин А-93).[17]
19. «Полюс Золото» решила расширить свое присутствие в странах СНГ. После приобретения компании KazakhGold, активы которой российский золотодобытчик собирается вернуть прежним владельцам, «Полюс» решил заняться проектами в Киргизстане. 1 марта 2011 года он уже зарегистрировал новую «дочку» «Полюс Киргизстан» со штаб-квартирой в Бишкеке. Это позволяет участвовать в разработке золотодобывающих проектов на территории страны.[18]
20. В 2010 году киргизстанцы, работающие в России, перевели в Киргизстан $1 миллиард 164 миллиона, в 2010 году 45 процентов наших граждан получили разрешение на осуществление трудовой деятельности в Центральном федеральном округе, в частности в городе Москве; 13 процентов — в Сибирском федеральном округе, 18 процентов — в Уральском.[19]
21. В Киргизстане на нефтяном месторождении Майлуу-Суу-4 в 2011 году планируется пробурить 5 скважин, за указанный период запланировано довести объем добычи нефти до 80 тысяч тонн, газа — до 23 миллионов кубических метров, что больше на 10 тысяч тонн нефти и 1 миллион кубов газа, чем в 2010-м.[20]
В Таджикистане на прошлой неделе подводили итоги по инвестиционным проектам и по итогам внешнеторговой деятельности республики. Шло обсуждение возможных последствий введения запрета на экспорт ГСМ из РФ (см. приложение 5). Дефицит ГСМ и повышение цен на них, что может произойти в результате временного прекращения экспорта на нефтепродукты со стороны России, может оказать негативное влияние на аграрный сектор Таджикистана.[21] Поиск альтернативы российским нефтепродуктам у Таджикистана приводит к выводам о неизбежном росте цен при условии импорта туркменским топливом. В настоящее время российские нефтепродукты в среднем обходятся по $885 за тонну, а туркменские – по $915 за этот объем.
22. Россия планирует с 1 мая повысить экспортную пошлину на бензин до $408,3 за тонну. Соответствующее изменение внесено накануне в постановление правительства РФ от 25 апреля этого года. Ранее предполагалось, что пошлина на светлые нефтепродукты с 1 мая вырастет до $304 с нынешних $283,9 за тонну. [22]
23. За три месяца 2011 года увеличился внешнеторговый оборот Таджикистана на 45,5% по сравнению c аналогичным периодом 2010 года, включая электроэнергию и природный газ, внешнеторговый оборот составил 1,1 млрд. сомони. Торговый баланс сложился отрицательный и составил 357,1 млн. долларов сомони. В первом квартале Таджикистан имел внешнеторговые отношения с 79 странами мира, из них 69 — страны СНГ и дальнего зарубежья. Доля электроэнергии во внешнеторговым обороте составила 15%. По данным ОАХК «Барки Точик» в январе-марте 2011 года ее экспорт составил 43,7% млн. кВт.ч. на сумму 914,3 тысяч долларов. Импорт электроэнергии составил 30,1 млн. квт.ч. на сумму 847,4 тысяч долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт уменьшился на — 20,6%, а импорт на — 78,8%. Кроме того, импорт природного газа в РТ составил 43,1 млн. куб.м на сумму 9,8 млн. долларов США и уменьшился по отношению к январю-марту 2010 года по стоимости на 1,3% или на 1 млн. долларов, а по объему на 5,8%, или на 2,7 млн.куб.м. Основными партнерами Таджикистана по экспорту товаров являются Турция 45,7% от общего объема экспорта, Китай — 20,3%, Россия — 3,5%, Латвия — 6,4%, Афганистан — 5,5% и Иран — 4,2%. В список основных экспортируемых товаров входят: первичный алюминий, хлопок-волокно и сухофрукты. Импорт товаров в Таджикистан осуществлялся из России — 29,2% от общего объема импорта, Казахстана — 12,4% , Китая 9,4% и Украины — 9,1%.[23]
24. В первом квартале 2011 года в Таджикистане в объеме 823,5 млн. сомони использовано инвестиций в основной капитал за счет всех источников, что на 13,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Приоритетным видом деятельности является энергетика, удельный вес которой составляет 31,1% от общего объема освоенных инвестиций. На строительство объектов электроэнергетики освоено 255,8 млн. сомони. В том числе, за этот период на строительство Сангтудинской ГЭС-1 использовано, 2,2 млн. сомони инвестиций в основной капитал, которые находятся на стадии завершения, на строительство Сангтудинской ГЭС-2 использовано 42 млн. сомони а на Рогунскую ГЭС 175,2 млн. сомони, что на 55,9 млн. сомони больше уровня прошлого года.[24]
25. Госкомитет по инвестициям и управлению госимуществом Таджикистана представил на рассмотрение АО «Казахстанско-Таджикистанский фонд прямых инвестиций»[25] 4 инвестиционных проекта. На рассмотрение правления этого фонда представлены проекты по созданию на территории Таджикистана нефтеперерабатывающего завода, предприятия по изготовлению томатной пасты, текстильной фабрики и предприятия по переработки базальта.[26]
В Узбекистане на прошлой неделе были подписаны соглашения о создании нового международного транспортного коридора, который соединит страны Центральной Азии с портами Персидского. Кроме того, в рамках развития конкуренции на рынке антимонопольный орган республики представил отчет о сокращении количества монополистов. В целом по официальной информации в республике идет планомерное развитие экономики, где основной упор делается на осуществление различных инвестиционных проектов. Узбекистан – единственная республика, которую незадел вопрос запрета экспорта ГСМ РФ и РК.
26. «Узбекнефтегаз» подписал соглашения с китайскими партнерами.Меморандум о взаимопонимании по организации производства бутадиеновых каучуков и расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере. Документ предусматривает создание в Узбекистане производства бутадиена с последующим получением из него бутадиенового каучука (предварительно 60 тысяч тонн в год), являющегося сырьем для производства шин, обуви и многих других видов товаров. Также подписано Соглашение о сотрудничестве между «Узбекнефтегазом» и компанией «Гуаньхэй Индастри» в области производства и использования сжиженного природного газа. CITIC Construction Co. Ltd, «Узбекнефтегаз» и ГАК «Узкимёсаноат» подписали трехсторонний Меморандум о взаимопонимании, согласно которому будет изучена возможность освоения производства 200 тысяч тонн метанола и 100 тысяч тонн диметилового эфира (ДМЭ) на ОАО «Ферганаазот» с целью дальнейшего выпуска альтернативных видов жидкого топлива.[27]
27. В Узбекистане сокращается количество предприятий-монополистов. По данным Госкомстата, объем валового внутреннего продукта (ВВП) в республике в 2010 году в фактических ценах составил 61,831 трлн. сумов (+8,5%), в тоже время, объем производства монопольной продукции и услуг на товарных рынках республики в 2010 году составил 11,889 трлн. сумов, который превышает показатель прошлого года на 19%. Объем производства монопольной продукции и услуг к ВВП составил около 19,2%, что по сравнению с прошлым годом снизился на 1,6%.
Из общего объема производства монопольной продукции доля товаров в отрасли машиностроения и металлургии составила — 30%, нефтегазовой промышленности – 31%, монопольных услуг — 16,7%, строительных материалов – 5,8%, химической промышленности — 5,3%, продовольственных товаров — 4,9%, добычи и реализация угля — 0,6%, хлебобулочных изделий -0,4%, электротехникой продукции — 0,4% и прочих товаров – 4,9%. По сравнению с 2009 годом во всех рассматриваемых отраслях был отмечен рост производства монопольной продукции.
Основной прирост производства монопольной продукции и оказания услуг приходятся на такие крупные предприятия как СП «GM Uzbekistan» (объем производства в 2010 году составил 2,626 трлн. сумов или на 15% больше показателя 2009 года), Бухарский нефтеперерабатывающий завод (показатель увеличения составил 39% или составил 534,7 млрд. сумов), ОАО «Джаркурганнефть» (показатель увеличения – 31% и составил 15,2 млрд. сумов) Алмалыкский горно-металлургический комбинат (показатель увеличения – 32% и составил 725,1 млрд. сумов) и Шуртанский ГКХ (показатель увеличения — 50% и составил 500,3 млрд. сумов). По итогам 2010 года Государственный реестр предприятий-монополистов сократился на 17 предприятий, а объём производства монопольной продукции вырос на 1,19 раза. [28]
28. Совет директоров Азиатского банка развития (АБР) в конце марта одобрил предоставление Узбекистану кредита в размере $240 млн. на строительство национальной автомагистрали, который соединит Узбекистан с соседними странами. Кредит выделен в рамках программы мультитраншевого финансирования строительства Национальной автомагистрали на сумму $600 млн., который был одобрен АБР в апреле 2010 года. Программа состоит из трех проектов. Средства АБР будут направлены на реконструкцию участков автодороги «Гузар — Бухара — Нукус – Бейнеу» (А-380) протяженностью 220 км с заменой двухполосного асфальтового покрытия на четырехполосное цементобетонное покрытие. Средства второго транша, предоставленные на 25 лет, включая пятилетний льготный период, будут направлены на реконструкцию 85-километрового участка автодороги А-380 (от 355 км до 440 км). В феврале правительство Узбекистана объявило тендер на реконструкцию автодороги А-380 в рамках второго транша. Итоги тендера планируется подвести в мае. АБР предоставил Узбекистану первый транш в размере $115 млн. в мае 2010 года. Первый транш направлен на реконструкцию 50-километрового участка автодороги «Гузар-Бухара-Нукус-Бейнау» (с 440 км по 490 км). GP Papenburg Baugesellschaft mbH (Германия) выиграла тендер на реконструкцию данного участка дороги.[29]
29. Узбекистан планирует принять участие в строительстве новых железных дорог в Афганистане. Специалисты ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» уже построили первый участок железной дороги от Хайратона до Мазари-Шарифа. Он отметил, что Узбекистан планирует построить железную дорогу на запад до Герата в течение 3-4 лет. Финансирование проекта осуществляться за счет гранта Азиатского банка развития (АБР) в размере $165 млн. и собственных средств правительства Афганистана на $5 млн. [30]
30. Узбекистан, Туркменистан, Иран, Оман и Катар 25 апреля 2011 года подписали соглашение о создании нового международного транспортного коридора, который соединит страны Центральной Азии с портами Персидского залива. Документ был подписан министрами иностранных дел Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Омана и Катара в Ашхабаде (Туркменистан). Новый коридор будет проходить по территории Ирана и свяжет страны Центральной Азии с иранскими портами в Персидском и Оманском заливах.[31]
По мнению узбекской стороны, налаживание железнодорожного сообщения Узбекистана и Туркменистана с южными портами Ирана будет способствовать созданию важной связующей сети между государствами Персидского и Оманского заливов и всеми странами Центральной Азии.
Наиболее интересные публикации
Приложение 1
Киргизстан: Горючие слезы по горючке[32]
Не успели в Киргизстане свободно вздохнуть после отмены Россией пошлин на вывоз ГСМ, как рынок центральноазиатской страны опять начинает лихорадить. Вчера на заседании президиума правительства России было заявлено о повышении с 1 мая 2011 года экспортной пошлины на бензин, которая будет установлена на уровне $408,3 за тонну, что на 34 процента больше изначально запланированной. Официальная Москва объясняет это тем, что намерена насытить горюче-смазочными материалами свой внутренний рынок, где уже ощущается топливный кризис. Естественно, в меньше степени российские чиновники думали об импортозависимых странах.
Но думают ли о местном рынке ГСМ и резком взлете инфляции киргизстанские чиновники?
Недолго музыка играла
После того как Владимир Путин и Алмазбек Атамбаев договорились в Москве о снижении пошлин на вывоз ГСМ и в Киргизстане рукоплескали такому итогу, цены на горючее в республике снизились на 7-8 сомов. Буквально еженедельно до конца марта компании-поставщики российского топлива заявляли о снижении его стоимости на 1-1,5 сома. Потребители возрадовались: наконец-то ценовая политика их устроила.
В первый раз напряжение на рынке ГСМ в Киргизстане появилось, когда возник дефицит солярки. Дело в том, что если россияне сразу же стали поставлять бензин в КР по сниженной цене, то вагоны с дизельным топливом приходили с большой задержкой. Потом такие проблемы стали возникать все чаще. К перебоям добавился и повышенный спрос на дизтопливо, традиционный во время начала весенних полевых работ.
На автозаправочных станциях Киргизстана стали появляться объявления об ограничениях в продаже дизельного топлива, выделении его только по талонам. На некоторых АЗС солярки не было вовсе. В конце марта основной импортер дизеля — ОсОО «Газпром нефть Азия» — обещал, что ограничения по продаже будут сняты в начале апреля, когда дехкане получат основные объемы топлива для полевых работ, а ОсОО — новые объемы дизельного топлива из России. Но обещания компании, как оказалось, мало что изменили на рынке.
Между тем на весенние полевые работы в КР необходимо, по данным Минсельхоза, более 40 тысяч тонн топлива. Из них 7,5 тысячи направили крестьянам из Фонда госматрезерва — это переходящий остаток от 20 тысяч тонн российской помощи в виде дизельного топлива. Накануне, как сообщил заместитель министра сельского хозяйства Дыйканбай Кенжебаев, в республику завезено еще 25 тысяч тонн. Это 60 процентов от потребности. Как видно, власти КР вместе с поставщиками не могут полностью покрыть остаток, как и сдержать рост цен на дизтопливо. В скупых сводках и мониторингах рыночных цен экономических госорганов КР еженедельно отмечается рост стоимости дизеля. На минувшей неделе он составил 70 тыйынов, на предыдущей — 60. В итоге, по данным чиновников, сегодня солярка оценивается в 35,3 сома за литр.
За ценами на российскую солярку, очевидно, поползут вверх и цены на бензин. Накануне Минэнерго России уточнило: в мае будет прекращен экспорт. Но это не касается всего спектра нефтепродуктов, производимых российскими компаниями.
Игра на нервах и ценах
Как и следовало ожидать, в Киргизстане на решение российского правительства отреагировали мгновенно: стоимость ГСМ со вчерашнего дня выросла на 30-50 тыйынов. В том, что мы являемся свидетелями очередных спекуляций, нет сомнений, ведь поставщики реализуют топливо, закупленное по прежним ценам. На всплеск стоимости госорганы страны пока не отреагировали. В Госантимонополии также традиционно молчат.
Что сделает правительство для снижения инфляции, которая неминуема? Скорее всего, кабинет министров опомнится в самый последний момент, когда фермеры и потребители опять начнут громко возмущаться. Запасы топлива в Госматрезерве, как известно, — государственная тайна, так что чиновники не спешат обнадеживать население. Людям вообще неизвестно, есть ли в закромах родины хоть какой-то запас топлива.
Госантимонополия также большой роли на рынке не играет. Там традиционно приступают к тушению пожара уже после того, как все сгорело. В пример тому — ситуация в Баткенской области, где очевидный монополист ОсОО «Газпром нефть Азия» прямо под носом у чиновников умудрилось повысить цену на ГСМ.
Накануне правительством КР принято постановление «Об утверждении перечня отдельных видов продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых может быть введено государственное регулирование цен». Спасибо хоть на этом — за стоимость муки, сахара и прочих продуктов пока можно не беспокоиться. Но что сделало правительство для сдерживания роста цен на ГСМ? Ни одного постановления такого плана, насколько известно, там нет и не готовится.
С большой неохотой говорят об очевидном росте цен эксперты. Вчера журналистам удалось узнать прогнозы аналитиков, лишь приперев их к стенке. Чиновники, как всегда, и вовсе молчат, как рыбы.
Откуда пришли, туда и вернемся
По всей видимости, стоимость ГСМ в Киргизстане совсем скоро вернется на январский уровень. «90 процентов ввозимых в республику ГСМ импортируется из России. Сегодня в двадцати ее регионах возникают перебои с горючим. За последние 2 недели цены на дизельное топливо там повысились: в переводе на киргизскую валюту — на 3,5-4 сома, составив 40-42 сома за литр», — отметил накануне эксперт Жумакадыр Акенеев. Он прогнозирует, что в ближайшие 2-3 месяца горючее в КР подорожает на 6-7 сомов, то есть ровно настолько, насколько оно подешевело буквально месяц назад.
Заранее известен ответ правительства на такие рыночные изменения. Он звучит приблизительно так: Киргизстан — страна импортозависимая, и диктовать России свои условия мы не можем. Тем временем повышение стоимости ГСМ отразится на общей картине инфляции. Последствия майского подорожания на рынке ГСМ граждане Киргизстана почувствуют летом и осенью. Так что правительству надо готовиться к самому худшему варианту развития событий, ведь в это же самое время Казахстан закроет границы с КР в рамках Таможенного союза.
В общем, загадывать, что может случиться с экономикой Киргизстана в случае неосмотрительности и безответственной работы правительства просто страшно.
Опять в Москву…
Вероятно, основной темой переговоров премьер-министра КР с официальной Москвой в мае 2011 года опять станут цены на российские ГСМ. Накануне Алмазбек Атамбаев сообщил, что намерен встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным в рамках заседания глав правительств СНГ. Первоначально Атамбаев ограничил круг интересующих его вопросов госдолгом России и заводом «Дастан». Видимо, время внесет свои коррективы в намеченную тематику беседы, если таковая случится.
Приложение 2
Литры враждебные[33]
В мае бензин в Казахстане может подорожать на 25 процентов. Эту тревожную информацию вчера распространил ряд новостных агентств.
Информационное агентство КазТАГ, ссылаясь на анонимный источник, сообщило, что министр нефти и газа Сауат Мынбаев вчера провел совещание, на котором обсуждался вероятный рост цен на топливо.
Возможное подорожание бензина объясняется тем, что цены на нефтепродукты могут подскочить и в соседней России. Вчера глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов заявил о том, что сегодняшняя цена на бензин не отражает затрат, которые несут производители топлива, в связи с чем он прогнозирует рост цен на 5–7 процентов.
Мы решили выяснить, сколько же сегодня в Казахстане стоит горючее.
Наши собкоры из регионов сообщают: цены на бензин в Алматы в среднем подскочили: на Аи-98 до 118 тенге, на Аи-96 до 102–107 тенге. Аи-92 стоит 90–97 тенге, Аи-80 – 79 тенге и дизельное топливо – 75–77 тенге.
В Северо-Казахстанской области стоимость бензина марки Аи-95 не превышает 105 тенге, Аи-92 – 94 тенге, Аи-80 и дизтопливо можно купить по 81 тенге за литр.
В Южно-Казахстанской области автовладельцы заправляют своих «железных коней» бензином Аи-95 за 103 тенге, Аи-92 – за 91–92 тенге, Аи-80 – за 74–76 тенге. Дизтопливо на заправках продают по 71–72 тенге.
Заметно отличаются цены на горючее в Семее – Аи-95 стоит 106 тенге, Аи-92 – 91–97 тенге, Аи-80 стоит 78–79 тенге и дизтопливо – 74 тенге. В соседнем Усть-Каменогорске за литр Аи-95 (евро) приходится выкладывать 109 тенге, Аи-92 продается по 95 тенге, Аи-92 (евро) – 99 тенге, Аи-80 – 80 тенге, дизтопливо – 81 тенге.
Самый дешевый бензин марки Аи-80 мы нашли в Астане и Уральске – 67 тенге, по остальным категориям бензина цены в этих двух городах не отличаются: Аи-92 – 95 тенге, Аи-95 – 105 тенге.
В Караганде Аи-95 стоит 105–106 тенге, Аи-92 – 91–95 тенге, Аи-80 – 75–80 тенге, а дизтопливо – 80 тенге. В Таразе Аи-80 покупают по 71–76 тенге, Аи-92 – 86–91 тенге, Аи-95 – 105–106 тенге, дизтопливо – 73 тенге.
Самое дорогое дизтопливо в Актобе – 90 тенге. Что касается бензина, то Аи-95 в городе продают за 104 тенге, Аи-92 – 95 тенге, Аи-80 – 80 тенге.
В Актау цены на бензин чуть выходят за рамки республиканских: Аи-95 – в пределах 115 тенге, средняя цена на Аи-92 – 100 тенге, Аи-80 – 82 тенге. Но если стоимость бензина горожан не пугает, то вот резко взлетевшая цена на газ заставляет их нервничать. Еще несколько дней назад «голубое топливо» можно было купить за 30–35 тенге, а сегодня литр стоит 45–50 тенге.
Как сообщает наш собкор по Акмолинской области, цена бензина в Кокшетау выросла за два дня: раньше Аи-93 стоил 80–85 тенге, сейчас – 95 тенге. Бензин Аи-80 стоил 76 тенге, а сегодня подорожал до 80 тенге.
В Алматинской области Аи-92 продают по 92 тенге за литр, Аи-96 – 102–105 тенге, Аи-80 – 77 тенге, дизтопливо – 73–75 тенге. Как утверждает наш корреспондент, сейчас на всех АЗС в Талдыкоргане негласно предупреждают о повышении цен на свой товар. Скорее всего, к вечеру или завтра утром владельцы заправок сменят ценники.
Приложение 3
Предприятия будут спасать от кризиса[34]
28 апреля текущго года в Алматы прошел «Круглый стол», в ходе которого представители госорганов и предприниматели обсудили программу посткризисного восстановления (оздоровления) конкурентоспособных предприятий. На встрече присутствовали председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев, глава Национального банка Григорий Марченко, председатель НЭПК «Союз Атамекен» Азат Перуашев и другие госслужащие, бизнесмены и общественные деятели. Был обсужден опыт успешного восстановления банковской системы, а также представлены те инструменты, которые правительство намерено применить для спасения компаний реального сектора экономики.
Организаторы мероприятия четко обозначили повод для встречи. Вследствие кризисных явлений в мировой экономике в настоящее время часть конкурентоспособных предприятий испытывают затруднения с погашением и обслуживанием кредитов и облигационных займов, что создает риски банкротства, неисполнения обязательств перед кредиторами, инвесторами и контрагентами, неисполнения налоговых обязательств, негативно сказывается на ссудном портфеле банков. В свою очередь, ухудшение качества активов банков приводит к росту объемов создаваемых провизий, убытков, давления на капитал и, как следствие, к сокращению возможности кредитования реального сектора, что в итоге сдерживает рост экономики. В связи с этим в своем выступлении на XIII съезде НДП «Нур Отан» 11 февраля 2011 года президент Назарбаев отметил проблемы реального и финансового секторов, и поручил правительству совместно с Национальным банком разработать программу посткризисного восстановления.
Программа потскризисного восстановления экономики предполагает две части – оздоровление конкурентоспособных предприятий и оздоровление финансовой системы. Программа затронет конкурентоспособные предприятия, задолженность которых превышает 4,5 миллиарда тенге. Те, чья задолженность составляет менее данной суммы, смогут воспользоваться господдержкой в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020». Действие программы оздоровления рассчитано на 2011–2016 годы. Источником финансирования станет республиканский бюджет на срок реализации, в том числе на 2011 год уже выделено 8,765 млрд. тенге. По предварительной оценке, при самом пессимистичном сценарии, при котором все потенциальные участники примут участие в программе, и все планы оздоровления будут иметь максимальные сроки (5 лет), оздоровление потребует субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, расходы могут составить до 145,404 млрд. тенге, – таковы данные правительства.
Тимур Кулибаев выразил надежду на активное сотрудничество со стороны бизнеса и объединений предприятий, упомянув, в частности, что новые документы были переданы на экспертизу в НЭПК «Союз Атамекен». Также глава ФНБ уверил общественность в важности оздоровления конкурентоспособных предприятий. «По поручению главы государства были разработаны программные документы правительства и финансового сектора по оздоровлению экономики, помощи предприятиям. Это Программа посткризисного восстановления, утвержденная постановлением правительства от 4 марта 2011 года, и Концепция улучшения качества активов банков второго уровня, одобренная 11 марта. Для реализации этих документов ведется работа по внесению изменений и дополнений в ряд законов, в частности, «О государственных закупках», «О банкротстве», «О налогах», «О банках», «О бюджете». В правительстве работу планируется завершить в течение второго квартала и, по сообщению министра финансов Жамишева, график выдерживается. Президент поручил разработать и принять данные программы, исходя из чрезвычайной важности поддержки обрабатывающих предприятий, выпускающих технологическую продукцию высокой добавленной стоимости. Фактически, в этом и заключается курс на поддержку реального сектора экономики», – отметил г-н Кулибаев.
Григорий Марченко в свою очередь пояснил, что в связи с передачей ему полномочий АФН и РФЦА, Нацбанк станет более активно заниматься решением проблем предприятий реального сектора. Одну из проблем глава Нацбанка тут же и озвучил: «Национальный банк уже несколько лет проводит ежеквартальный мониторинг предприятий реального сектора, порядка 2.200 предприятий из всех областей страны дают свою оценку ситуации по валютному рынку, по ситуации с кредитами. То есть, насколько легко получить кредит, сколько из тех, кто за ним обращался, реально получили кредит, по каким ставкам, как эти ставки изменяются, и там получается картина очень интересная. И эта картина не всегда такая, как нам рассказывают банки, и не всегда такая, как рассказывают объединения предпринимателей», – сказал г-н Марченко.
Как известно, в течение полутора лет Нацбанк и правительство занимались реструктуризацией внешнего долга банков второго уровня, и, по мнению Григория Марченко, часть этого опыта может быть использована для оздоровления предприятий. Однако глава Нацбанка предостерег от слепого копирования банковского опыта. «Я хочу представителей реального сектора сразу предупредить, потому что очень много было разговоров: «давайте сделаем также для предприятий». Бывшие акционеры трех проблемных банков своих акций лишились, весь менеджмент был заменен, на целый ряд граждан возбуждены уголовные дела. Поэтому брать целиком этот опыт реструктуризации за основу в реальном секторе было бы, наверное, неправильно, потому что тогда последствия могут быть непредсказуемы для отдельных менеджеров предприятий. Но в целом, это показывает и мировой опыт, реструктурировать долг без изменения менеджмента в принципе нереально, потому что ни один кредитор на это не согласится», – подчеркнул главный банкир страны.
Тем не менее, опыт реструктуризации оказал значительное и крайне положительное влияние на защиту казахстанской экономики от последствий кризиса. Марченко напомнил основные этапы вывода из кризиса банковской системы, в частности, касающиеся трех проблемных банков. В конце 2008 года – начале 2009 года были разработаны и осуществлены меры казахстанского антикризисного пакета, проведено вливание капитала в крупнейшие банки и введены инструменты фонда «Самрук-Казына», направленные на поддержание капитала. Назначен новый состав руководящих работников проблемных банков, приглашены независимые советники для формирования стратегии реструктуризации банковского сектора. В итоге, отметил глава Нацбанка, достигнуты впечатляющие результаты, наиболее наглядно выраженные в цифрах. Так инфляция (в годовом выражении) снизилась с 18,2% в 2008 году до 7,8% в 2011. Объем операций в платежной системе (с начала года) возрос с 124,9 трлн. тенге (2008 г.) до 187,7 трлн. тенге (в 2011 г.). Высоколиквидные активы банков (% от совокупных активов) составили соответственно 14,1% и 21,1%, а объем активов банков, размещенных в Национальном банке, вырос с 9,1 млрд. долл. до 9,4 млрд. долл. И, наконец, внешний долг банковской системы Казахстана уменьшился с 41,6 млрд. долл. на момент начала кризиса до 20,0 млрд. долл. в текущем году.
О некоторых новых параметрах программы оздоровления конкурентоспособных предприятий рассказал зампред Нацбанка Данияр Акишев. Напомнив, что Фонд стрессовых активов, созданный при ФНБ «Самрук-Казына», так и не приступил к непосредственному осуществлению своих функций и не выпустил облигаций для выкупа активов, в итоге, средства ФСА были размещены на срочных депозитах и решили конкретные проблемы одного из проектов. Однако правительство намерено предпринять вторую попытку создания такой мощной структуры. «Предлагается вновь создать Фонд стрессовых активов, мы его называем ФСА–2, который будет существовать на тех же принципах, но есть ряд нюансов. Предполагается, что эта компания будет создана Национальным банком, и соответственно, ее финансовые возможности и ресурсы будут выше. Мы хотим ограничить срок функционирования компании до 5 лет, это срок, в течение которого, исходя из международного опыта, она должна решить проблемы. ФСА–2 не будет заниматься кредитами, залоговым обеспечением которых выступает недвижимость, для этого будет создан другой механизм», – пояснил г-н Акишев.
Он также напомнил, что число предприятий, которые смогут воспользоваться программой оздоровления, ограничен, как и сроки подачи заявки. Всего, как предполагается, ею смогут воспользоваться 50–70 предприятий, чьи критерии соответствуют заявленным и они в действительности являются системообразующими конкурентоспособными бизнесами.
Председатель НЭПК «Союз Атамекен» Азат Перуашев, выступая от лица казахстанских предпринимателей, подчеркнул положительную оценку идей правительства. «Необходимо отметить, что в целом, принятие Программы и Концепции оцениваются бизнес-сообществом положительно, учитывая и тот факт, что ряд важных предложений НЭП в них был реализован. Национальная экономическая палата также поддерживает подготовленные Минфином проекты поправок в законодательство, где в значительной мере учтены наши позиции», – сказал г-н Перуашев. Однако у «Атамекена» уже разработан ряд предложений, часть из которых была представлена на «круглом столе». Например, в указанной Программе предусмотрено привлечение Минфином консалтинговых компаний для осуществления мониторинга реализации планов оздоровления участников, оплата услуг которых будет составлять 2,685 млрд. тенге, что, по мнению Перуашева, не соответствует пожеланиям бизнесменов и прямой выгоде реализации документа. «Считаем, что прямой необходимости в привлечении таких компаний нет, так как структура Министерства финансов РК – Комитет по работе с несостоятельными должниками и его территориальные подразделения осуществляют такую работу. Так согласно требованию п. 25 статьи 10–2 Закона «О банкротстве», в компетенцию государственного уполномоченного органа входит осуществление мониторинга, в том числе путем истребования у должника информации и документов, относящихся к его финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, эта работа уже проводится», – указал председатель НЭПК.
Кроме того, у «Атамекена» имеются предложения относительно применения Концепции по улучшению качества активов банков второго уровня, разработанной АФН. Азат Перуашев подчеркнул необходимость плотно увязать ее с правительственной Программой оздоровления предприятий, без чего эффективность обоих документов может оказаться сниженной. Также он указал, что «разработанная АФН концепция не в полной мере учитывает тенденции и международный опыт оздоровления компаний, и в частности, те предложения, которые были разработаны Комитетом по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов совместно с экспертами Всемирного банка, имеющими опыт в данной отрасли».
«Мы постараемся обобщить те предложения, которые выносят бизнес-сообщества, и будем совместно с Министерством финансов вырабатывать единую позицию. Совместный промежуточный продукт, думаю, будет готов примерно к середине года», – сказал в заключение Тимур Кулибаев.
Приложение 4
Киргизстан: свое, но не жалко? [35]
В Киргизстане 35 компаний, в которых государство владеет контрольным пакетом акций. Но, пожалуй, ни одна из них так и не стала успешным примером госуправления. Приватизация ряда компаний, на которую прежние власти делали ставки, также не принесла результатов из-за коррупции и непродуманной политики распоряжения своими же активами. Новое руководство страны заявляет о намерении прервать порочную практику безалаберного управления, но это сказывается пока лишь на уровне повышения дивидендов.
C паршивой овцы хоть шерсти клок
Понятно, что в Киргизстане сейчас за каждую госкомпанию буквально до крови будут драться чиновники и инвесторы. Оставшиеся в лоне госсобственности предприятия — один из немногих источников пополнения скудного бюджета. Интересы у всех разные: кто-то вступает в борьбу ради откатов (таковых большинство), а кто-то — ради улучшения экономики и инвестиционной привлекательности.
Распродавая в 1990-х активы, оставшиеся от советской эпохи, Киргизстан не раз продешевил. Тем, кому удалось урвать по дешевке производственные здания и прочие активы, сейчас многие завидуют. Расправившись с мелочью, чиновники нацелились на стратегические предприятия — энергокомпании, железные дороги и телекоммуникации. Но волею судеб до определенного момента многие активы оставались в государственной собственности. На бумаге. Во время президентства Бакиева, к примеру, в энергетических компаниях расцвел так называемый теневой менеджмент.
На самом же деле на госпредприятия приходили удачливые мошенники, которые помогали властям обирать государственный бюджет. В этой связи неоднократно упоминался Алексей Ширшов, который негласно считался кем-то вроде подпольного министра энергетики и промышленности. Он, официально не имея в Киргизстане значимой государственной должности, открыто вел переговоры с инвесторами от имени страны, разрабатывал планы стратегического развития для крупных предприятий. В общем, там, где появлялся Ширшов, на горизонте маячили нехилые деньги — чутье у теневого менеджера и приятеля Максима Бакиева было острым.
В итоге команда беспощадных управленцев сфокусировала внимание на энергетических компаниях. Как видно, часть из них предназначалась «для семьи», потому и цена приватизации была очень щадящей. Другие объекты — к примеру, «Северэлектро» и «Востокэлектро» — обещали хорошим знакомым. Перед передачей объектов в новые руки в Киргизстане повысили тарифы на свет и тепло — иначе никто из умных людей на нерентабельное предприятие не позарился бы.
Интересна и судьба «Киргизтелекома». До Бакиева его пытались приватизировать четыре раза, но только экс-президенту и его команде удалось «пихнуть» компанию с огромным потенциалом за мизерную сумму — около $50 миллионов. Так оценщики, которые, конечно, работали на прежние власти, определили стоимость 78 процентов акций ОАО. Можно сказать, «Киргизтелекому» тогда повезло: стоимость еще одного предприятия — «Северэлектро» — и вовсе оказалась равной $0.
Что имеем — не храним, потерявши — плачем
Новые власти с апреля 2010 года принялись переписывать пьесу под названием «Эффективное государственное управление» и для начала вернули в собственность приватизированные прежним руководством объекты. Но радость длилась недолго: оказалось, в новой постановке актеры, то есть управленцы от государства, играют по-старому.
Руководство энергетических компаний, про себя, видимо, благодаря Ширшова за хорошо написанный сценарий, принялось выполнять провозглашенные новыми властями принципы управления. В «Северэлектро», к примеру, боролись с огромными потерями электроэнергии. Под революционные лозунги там штамповали поддельные счета за никогда и никем официально не потребленный свет, покупали новые автомобили, списывали огромные задолженности. Ослепленные собственной наглостью, открыто огрызались с профильным ведомством, в котором под нажимом общественного резонанса вынуждены были признать бездарное постреволюционное руководство.
Похоже, такие же махинации проворачивали и в других компаниях. Большие вопросы возникли у депутатов парламента к руководителям «Киргизгаза», «Киргизнефтегаза», аэропорта «Манас», «Киргизтелекома», «Киргизалтына». А сколько еще компаний, где путают свой карман с государственным?
Министерство государственной немощи?
В первые месяцы работы новой власти в Киргизстане большие ставки делались на Министерство государственного имущества. Конечно, там не могли сразу поменять порочную систему госуправления. Основной заботой во второй половине 2010 года стали национализированные объекты, а не крупные стратегические компании. Наверное, поэтому, почувствовав государственную слабину, там вовсю дербанили активы.
Но в начале 2011-года многие коррупционеры, похоже, затаились, наблюдая за напористостью власти в случае с MegaCom. В Мингосимущества назначили нового и молодого руководителя Нурдина Илебаева. Большое напряжение вызвало в компаниях с госдолей и известие, что на них новое правительство отчасти повесило покрытие дефицита бюджета Киргизстана.
Еще в начале 2011 года новый министр экономического регулирования Учкунбек Ташбаев на заседании правительства горячо благодарил Мингосимущества, описывая внутренние резервы для покрытия огромного бюджетного дефицита: «Спасибо Мингосимущества КР, которое готово обеспечить 4,2 миллиарда сомов за счет приватизации и повышения доходов от госпредприятий». Не рано ли благодарил?
На заседании общественного наблюдательного совета министр государственного имущества Нурдин Илебаев тяжело вздыхал, описывая ситуацию с управлением государственными активами. Стало ясно: работы у него — поле непаханое. Илебаев сообщил, что неоднократно встречался с руководителями многих компаний, и они вместе переписывали планы стратегического развития и изыскивали возможности увеличения предприятиями прибыли и дивидендов.
Впрочем, на эту работу в парламенте страны смотрят скептически. Арнамысовец Акылбек Жапаров возмущен, что из положенных 600 миллионов сомов в первом квартале 2011 года в бюджет поступило лишь 7,4 миллиона. В Мингосимущества председателя комитета по бюджету и финансам одергивают: основные поступления средств от госпакетов акций традиционно ожидаются во втором и третьем кварталах — после собраний акционеров, которые должны пройти во всех компаниях до 1 мая. «Финансисту ли не знать?!», — удивляются в ведомстве. Кстати, в последнем сообщении Мингосимущества упоминает не 600, а уже 947,7 миллиона сомов дивидендов. Почему сумма увеличилась, не уточняют.
Еще один объект, который заставляет «температурить» оппозиционных депутатов, — «Киргизтелеком», около 78 процентов акций которого в 2011 году ходят продать за $100 миллионов. Как полагают в парламенте, при всем желании у Мингосимущества этого не получится, если ведомство намерено соблюсти все процедуры. А ведь эти миллионы уже заложены в доходную часть бюджета-2011.
Откровения приватизации
До сих пор правительство страны не утвердило программу приватизации госсобственности, которую должно подготовить Министерство государственного имущества. По крайней мере, на открытых заседаниях кабинета министров Киргизстана такая тема на обсуждение не выносилась. Спрашивается: когда в республике намерены продавать госсобственность? Скоро минует первое полугодие, а дотаций в бюджете не видать. В профильном ведомстве заявляли, что проводят тотальную инвентаризацию. Дело похвальное, но, похоже, затяжное.
Тем временем в парламенте страны ждать устали. Несмотря на то, что в ведение депутатов отданы вопросы приватизации стратегических объектов, таких как «Киргизтелеком», нардепы неоднократно высказывались за передачу им полномочий по рассмотрению вопросов приватизации всех без исключения объектов. Еще один аргумент депутатов — не прописанные в новой Конституции полномочия правительства. Сейчас оно работает по старому закону, значит, вправе лишь определять методы приватизации, а не ее стоимость. Цену объекта традиционно выставляла призрачная комиссия.
Хроники антикризисного развития
Конечно, отдельная головная боль в Киргизстане — принципы управления государства своими активами, будь то госпредприятия или акционерные общества с госдолей. Казалось бы, все проблемы лежат на поверхности. Цепкий ум новых и некоррумпированных чиновников быстро бы управился с пробелами в менеджменте. Тем более и эксперты подсказывают. Так, Бишкекский деловой клуб в очередной раз опубликовал аналитические изыски сторонних бизнесменов. В них принципы управления Мингосимущества нещадно бичуются.
Бизнес-сообщество вполне обоснованно предлагает властям готовые модели эффективного корпоративного управления. Самое главное, по мнению экспертов, — гарантировать невмешательство в работу компаний всевозможных политических сил, чем в последнее время в Киргизстане не грешат лишь ленивые. Во-вторых, Мингосимущества предлагают обратить особое внимание на формирование советов директоров, где сейчас вольготно чувствуют себя коррупционеры.
Во многих компаниях советы директоров или вовсе не работают, прогибаясь под руководителей, либо слишком сильно тянут одеяло на себя, мешая развитию компаний. В итоге государство получает лишь налоги от деятельности компаний, а прибыли у них нет. Кстати, министр Илебаев выдвинул идею о перечислении компаниями со стопроцентной государственной долей собственности половины прибыли напрямую в бюджет государства. Идея, без сомнений, хороша для казны, но так ли она приемлема для самих госпредприятий, многие из которых убыточны по определению?
Кстати, накануне парламент «зарезал» очередной законопроект Мингосимущества. Ведомство с излишним, кажется, фанатизмом предлагало вводить в советы директоров госслужащих для защиты интересов собственника — государства. Однако депутаты идею не поддержали и, вероятно, правильно сделали. Буквально накануне в России, где практиковали илебаевскую идею, от такой практики отказались — уж очень быстро госчиновники расслаблялись в советах директоров крупных компаний и, задобренные откатами и черной икрой, играли не в пользу государства. Потому резонным кажется предложение экспертов о введении в госпредприятиях и АО института независимых от акционера членов совета директоров. Но пока это лишь предложение.
Неизвестна и официальная позиция властей в отношении инициатив киргизстанских финансовых организаций, которые предлагали вынести на торги фондовых бирж до 15 процентов акций из госпакета. Во-первых, это позволило бы активизировать неразвитый сегмент экономики, а во-вторых, увеличило бы рентабельность многих предприятий и их инвестиционную привлекательность. Пока подобные идеи в Киргизстане продолжают обсуждать на круглых столах, но не на заседаниях правительства.
Обещанного три года ждут?
Заезженная поговорка отлично характеризует отношения Мингосимущества и правительства Киргизстана. Но на этот раз кормить завтраками население и депутатов у чиновников не получится: в конце 2011 года станет ясно, справилась ли с поставленными задачами власть в части управления госсобственностью. Правда, есть опасение: осенью в Киргизстане пройдут президентские выборы, и многие чиновники переключат мозг с работы на политические игрища, разменной монетой в которых может стать государственное имущество.
Приложение 5
Запрет на экспорт нефтепродуктов из России приведет к коллапсу таджикской экономики. [36]
По словам независимого экономиста Бахриддина Каримова, «это будет просто шок». «Практическое отсутствие нефтепродуктов на рынке приведет соответственно к ажиотажному скачку цен на все. Даже временные источники поставок нефтепродуктов из Казахстана или Туркмении не остановят этот ажиотаж. Боюсь, люди начнут скоро скупать все подряд, пока цены на продукты не взлетели еще больше», — говорит эксперт.
Временно, по мнению эксперта, Таджикистан могут спасти запасы, сделанные «Газпромнефть-Таджикистан». «О наших запасах я не говорю, скорее всего, их просто нет. А вот «Газпром» мог знать о нынешней ситуации заранее и подготовиться к ней. Если это так, то хорошо, но я, конечно, могу и ошибаться», — говорит экономист.
В то же время эксперт отмечает, что самый большой запас, если он существует, может быть рассчитан не больше, чем не две недели.
Каримов считает, что запрет на экспорт нефтепродуктов является исключительно политическим решением.
«Политика стимулирования предложения нефти на внутреннем рынке России имеет большие проблемы, — объясняет он. — Там напрочь отсутствуют экономические стимулы для производителей, чтобы они хотели насыщать внутренний рынок. Российские власти административными методами – прямым давлением, заставляют своих производителей увеличивать предложения на внутреннем рынке, продавать нефть ниже рыночных цен».
Таким образом, по его мнению, российские власти пытаются держать внутренние цены «в узде» — ниже рыночных.
«Другими словами, нынешний дефицит в России возник не в связи с отсутствием нефти, как таковой, — меньше ее не стало, к этому привело административное давлении властей, которое заставляет компании-производители ориентироваться на экспорт. Компании не хотят по низким ценам обеспечивать внутренний рынок, вместе со всеми пошлинами и налогами экспорт им выгодней», — заявил Каримов.
Он убежден, что «российские компании, не выбрасывая нефть на внутренний рынок, просто бойкотируют правительство».
На вопрос, почему именно сейчас компании решили это сделать, ведь эта ситуация возникла не вчера, эксперт ответил: «Просто сейчас сильно подорожали мировые цены на нефть. Раньше разница между внутренней ценой и экспортной была не такой значительной, даже с учетом всех затрат на экспорт, она была более менее конкурентной с местной ценой. Но сейчас эта разница сильно увеличилась. Прибыль, которую несет внешний рынок, в разы больше».
Правительство России, по словам эксперта, должно было отслеживать ситуацию и «либо повышать внутренние цены, либо увеличивать экспортную пошлину, чтобы не допускать чрезмерного экспорта нефти из страны в ущерб внутреннему рынку».
Сегодня, по мнению экономиста, Россия своим решением о запрете на экспорт, осознанно идет на срыв всех существующих контрактов, но ничем при этом не рискует. «Так как они монополисты в данном случае, и мы всегда будем вынуждены подстраиваться по них», — сказал экономист.
А вот Таджикистан, по мнению, Б. Каримова, рискует. «Таджикистану в нынешней ситуации нужно принимать экстренные меры, — говорит он. — Мы должны поумерить амбиции или активно рассмотреть альтернативные источники – Казахстан (Чимкент) и Туркмению. Поставки из этих стран, понятно, экономически не рентабельны. Думаю, что цена завезенных оттуда ГСМ возрастет процентов на 20, но, тем не менее, обращаться к ним нужно».
По словам экономиста, сложившаяся ситуация «приведет к коллапсу отечественного рынка: «встанет» наземный транспорт, авиатранспорт. «Это особенно опасно для нас, потому, что мы находимся в транспортном тупике», — заявляет эксперт.
К тому же, по словам Каримова, Таджикистан ждет и продовольственный кризис. «Особенно пострадают отдаленные регионы. Боюсь, они даже будут голодать, — сообщает неутешительные прогнозы экономист. — Это полноценный экономический шок, который, не исключаю, может привести к нестабильности. Не говоря уже о подрыве доверия народа к власти».
На вопрос о том, что в данной ситуации должен сделать Таджикистан, помимо поиска альтернативных источников, эксперт «АП» ответил: «Нужно подготовить экстренное обращение к России, показать им наши объемы потребления нефтепродуктов – они у нас абсолютно небольшие, попросить власти Российской Федерации выделить нам хотя бы минимум для жизнедеятельности самых главных структур – это правоохранительные органы и транспорт. В самой же республике необходимо ввести нормирование на потребление ГСМ», — считает Каримов.
Экономист уверен, что Таджикистан должен торговаться, и что-то дать России взамен. «Другого не дано. Но нужно быть хорошим переговорщиком, главное — правильно привести аргументы, показать России, что этот рынок (Таджикистан, — прим. ред.) не может быть ей безразличен. Сегодня нам ни в коем случае нельзя закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит, обижаться на Россию и искать только лишь другие варианты – это не тот вариант. Это нам не поможет», — заключил собеседник.
Россия намерена в мае временно прекратить экспорт нефтепродуктов для того, чтобы насытить внутренний рынок – после того, как в ряде регионов был зафиксирован дефицит либо повышение цен на топливо. Об этом сегодня заявил замглавы Минэнерго РФ Сергей Кудряшов.
[1] Источник ИА «Новости-Казахстан».
[2] Источник Агентство по статистике РК
[3] ИИФ является совместным фондом Исламского банка развития и Азиатского банка развития, управляющей компанией фонда является компания «Capital Advisors Partners Asia» («CapAsia»).http://www.today.kz/ru/news/economics/2011-04-25/43095
[4] По данным комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка. http://www.today.kz/ru/news/economics/2011-04-25/43093
[5] Группа Kazakhmys PLC — международная компания, занимающаяся добычей полезных ископаемых. Основной деятельностью является добыча и реализация меди. «Казахмыс» входит в десятку крупнейших мировых производителей меди. Сотрудничество ИЗТМ и «Казахмыса» продолжается уже второй год.
ОАО «Производственное объединение «Иркутский завод тяжелого машиностроения» — предприятие, специализирующееся на выпуске золотодобывающего, горно-обогатительного и металлургического оборудования. Завод основан в 1907 году. В настоящее время на предприятии трудятся более 700 человек. Среднегодовой объем производства составляет порядка 1 миллиарда рублей.
http://www.today.kz/ru/news/economics/2011-04-28/43300
[6] По данным Агентства РК по статистике
[7] По данным Комитета таможенного контроля, если в январе 2010 года из Казахстана было отгружено 155, 4 тыс. тонн пшеничной и пшенично-ржаной муки, то в январе этого года — всего 110,5 тыс. тонн. В феврале 2010 года — 184, 9 тыс. тонн, в феврале 2011 — 108,8 тыс. тонн. Основные импортеры и казахстанской муки — страны СНГ: Россия, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан. Источник: profinance.kz
[8] Такие данные приводятся в апрельском аналитическом обзоре ATFBank Research «Автотранспорт Казахстана: набирает вес». Источник: profinance
[9] По данным Госалкоагентства при правительстве КР.
[10] Источник Национальный банк КР
[11] URL: http://www.24.kg/economics/98754-kyrgyzstan-obespechen-dizelnym-toplivom-dlya.html
[12] URL: http://www.24.kg/parlament/98755-yerkin-sakebaev-v-kyrgyzstane-nelzya-otmenyat.html
[13] URL: http://www.24.kg/parlament/98752-deputat-parlamenta-kyrgyzstana-predlagaet.html
[14] URL: http://www.24.kg/parlament/97554-damira-niyazalieva-v-kyrgyzstane-otsutstvuet.html
[15] По данным Ассоциации нефтетрейдеров КР
[16] URL: http://www.24.kg/politic/98852-premer-ministry-kyrgyzstana-i-turcii-dogovorilis.html
[17] По данным Госагентства антимонопольного регулирования КР
[18] Ранее «Полюс» вместе с АЛРОСА заявляли об интересе к месторождению Джеруй (до конца 2010 года принадлежало компании «Джеруйалтын», пока власти Кыргызстана не аннулировали компании лицензию). Обе компании даже обращались к властям Кыргызстана наравне с Centerra Gold и Gold Fields с заявлением о том, что готовы побороться за месторождение. Алмазодобывающая компания впоследствии отказалась от своих планов.
У «Полюса» уже есть актив в Кыргызстане, доставшийся от KazakhGold, но российский золотодобытчик собирается его продать. Не так давно «Полюс» заключил очередное соглашение с прежними владельцами KazakhGold — семьей Асаубаевых. По договоренностям не позднее декабря 2012 года Асаубаевы должны выкупить у «Полюса» прежние активы KazakhGold, в том числе Norox Mining Ltd, которой принадлежит доля в компании Talas Gold (владеет горнообогатительной фабрикой на месторождении Джеруй в КР). Источник РБК daily. URL: http://www.24.kg/economics/99129-almasbek-abytov-v-2010-godu-trudovye-migranty.html
[19] По данным министерства труда, занятости и миграции КР
[20] За 2010 год «Кыргызнефтегазом» произведено товарной продукции на 1 миллиард 182,4 миллиона сомов. Это перевыполнение плана на 119,6 процента. При этом реализовано продукции на 1 миллиард 237,8 миллиона сомов. Рост составил 129,3 процента к плану. «Финансовое положение предприятия устойчивое. Задолженностей не имеет, при этом долги госучреждений перед ОАО «Кыргызнефтегаз» составляют более 100 миллионов сомов. URL: http://www.24.kg/economics/99159-zhenishbek-zhumashov-v-kyrgyzstane-na-neftyanom.html
[21] Россия, из которой в Таджикистан завозится более 90% всех нефтепродуктов, намерена в мае временно прекратить их экспорт, для того, чтобы насытить внутренний рынок. В ряде регионов зафиксирован дефицит либо повышение цен на топливо
[22] Источник РИА «Новости».
[23] По данным Агентства по статистике при Президенте РТ.
[24] По данным Агентства по статистике при Президенте РТ.
[25] АО «Казахстанско-Таджикистанский фонд прямых инвестиций» был создан по инициативе президентов Таджикистана и Казахстана с целью привлечения инвестиций в экономику Таджикистана. Основной целью деятельности фонда является реализация актуальных и эффективных проектов. Астана и Душанбе создали совместный инвестиционный фонд с уставным капиталом $100 млн. Казахстан сформировал 80% капитала этого фонда, а Таджикистан — 20%. Согласно уставу фонда, минимальный объем инвестиций из средств фонда установлен в размере $800 тысяч, а максимальный — $8 млн. Источник ИА «Азия-Плюс»
[26] На территории Таджикистана сегодня реализуется 55 инвестиционных проектов на общую сумму 7 млрд. 980 млн. сомони (почти $1,8 млрд.). Данные инвестиции направлены в 16 различных сфер экономики Таджикистана.
Основными инвесторами Таджикистана в первом квартале были четыре страны – Иран, Великобритания, Россия и Китай. Самым крупным инвестором в экономику Таджикистана сегодня, как и в прошлом году, остается Иран, доля инвестиций которого в экономику нашей страны за первый квартал текущего года составила $97,4 млн. Источник ИА «Азия-Плюс»
[28] По данным Госкомдемонополизации РУз
[29] Автомагистраль A380 является частью программы Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС). Дорога соединяет Узбекистан с Афганистаном, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.
Модернизация автомагистрали предусматривает строительство 4-полосной дороги, который будет отвечать международным стандартом, и реконструкция других секций, а также улучшение планирования и управления дорог. Модернизация позволит сократить время перемещения, транспортные расходы, и улучшить безопасность.
АБР также поддерживает похожий проект в Казахстане, который будет соединен с автомагистралям A380. После того как данные проекты завершатся, Узбекистан и другие страны Центральной Азии получат доступ к Каспийскому морю через Актау и со временем к Черному Морю через коридоры в Азербайджане и Грузии, которые планируется построить. Источник ИА UzDaily.uz
[30] Источник ИА UzDaily.uz
[31] Президент Узбекистана Ислам Каримов 19 октября в Ашхабаде предложил открыть транспортный коридор Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар и другие страны Персидского Залива.
[32] Бишкек – ИА «24.kg», Ю.МАЗЫКИНА, URL: http://www.24.kg/economics/99171-kyrgyzstan-goryuchie-slezy-po-goryuchke.html
[33] Астана, № 75 (17190) от 30.04.2011, Е. КУДРЯШОВА, Источник — Экспресс-К, Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1304395980
[34] Алматы, А. ХАН-АЛИЕВ, эксперт Аналитическо-информационного бюро ПИК – Источник — better.kz, Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1304354220
[35] Бишкек – ИА «24.kg», URL: http://www.24.kg/economics/98975-kyrgyzstan-svoe-no-ne-zhalko.html
[36] Душанбе. «Азия-Плюс»