На прошлой неделе в Казахстане проводили 6-ой всемирный водный форму, на котором обсуждались вопросы ресурсосбережения, повышения эффективности и улучшения условий водопользования в Центральной Азии, также обсуждались проблемы использования водных ресурсов трансграничных рек и связанные с этим противоречия среди стран региона (подробнее см. приложение 1).
В центре внимания на неделе оказались вопросы роста инвестиций в модернизацию и развитие промышленных отраслей РК, были подведены итоги деятельности ТЭК по добыче основных видов топливных ресурсов за первые четыре месяца текущего года. Были приняты решения по изменению условий функционирования рынка газа (подробнее см.приложение 2).
1. Молочный Союз Казахстана сегодня заявил, что пошлины на экспорт сырого молока из соседней республики могут действительно повлиять на рынок двух стран. Эта сумма будет составлять 11 сомов, это где-то примерно 30-33 тенге. Естественно, если таки ограничения будут введены, то никто молоко в Казахстан не повезет. Выход из этой ситуации будет прекращение торгового обмена по молоку и наращивание объемов производства каждому у себя в своей республике.[1]
В первом квартале 2011 года объем добычи урана в Казахстане составил 4 443,7 тонны, что на 9% больше аналогичного периода прошлого года. Консолидированный чистый доход Казатомпрома[2] за указанный период составил 13 695,2 млн. тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти в 2 раза. Улучшения показателя в компании объясняют увеличением объема реализации урановой продукции и резким ростом оптовых цен в начале года.[3]
2. Выступая на ежегодном собрании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), проходящем в эти часы в Астане, президент РК Нурсултан Назарбаев предложил использовать тенге при кредитовании проектов в Казахстане, а также расширить присутствие банка в регионах страны. Кроме того, Назарбаев призвал совет управляющих банка рассмотреть предложения по казахстанским инвестиционным проектам диверсификации экономики ЕБРР и расширить присутствие банка в регионах республики. 80% всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Центральную Азию за последние 15 лет, приходятся на Казахстан. А всего за 19 лет в экономику РК привлечено более 130 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций.[4]
3. Более 6 млрд. вложила корпорация ENRC в развитие производства и модернизацию мощности предприятий казахстанских предприятий, мощности на всех казахстанских предприятиях ENRC задействованы на все 100%, и на сегодняшний день объемы производства на железорудном предприятии достигли 18 млн. тонн в год.[5]
4. Национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» (НК «КМГ») обнаружила около 200 млн тонн запасов нефти на месторождении Урихтау.[6] Это первое самостоятельное открытие такого крупного месторождения.
5. В апреле 2011 года выросла продажа легковых автомобилей и LCV (легкий коммерческий автомобиль). В течение месяца было продано 858 авто, что 33,9% больше по сравнению с мартом текущего года. Лидирует LADA — 929 проданных авто (рост 38,45%). Далее идет Toyota — 454. Третье место — у корейского бренда KIA — 224. В сегменте легкой коммерческой техники рост продаж составил 38,18% по отношению к марту 2011 года – 626 единиц автотехники. Сегмент легкой коммерческой техники представлен уже не семью, а девятью брендами УАЗ, ГАЗ, Hyundai, Isuzu, Toyota, Volkswagen Mitsubishi, Mercedes-Benzи Nissan».[7]
6. В 2011 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) планирует прокредитовать экономику Казахстана на 700 млн. евро, на сегодняшний день за счет кредитов ЕБРР в Казахстане реализовано около 100 проектов, а портфель по стране составляет $1,6 млрд.[8]
7. Казахстан досрочно реализует программу форсированного индустриального развития, которая к 2015 году охватит свыше 500 проектов на сумму около 12 триллионов тенге, создав 200 тысяч новых постоянных рабочих мест.[9]
8. Казахстан планирует экспортировать в период урожая до 2011 года коло 6 млн. тонн зерна. В прошлом году сбор урожая зерновых в Казахстане был низким на фоне сильной засухи. Было собрано в чистом весе 12,2 млн тонн.[10]
9. В январе-марте 2011 года внешнеторговый оборот Казахстана составил $25 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года, показатель увеличился на 33,2%. В частности, экспорт составил $18,3 млрд, увеличившись на 36%, а импорт вырос на 26% и составил $6,7 млрд. Экспорт со странами Таможенного союза составил 1955,2 миллиона долларов США или на 57,2% больше, чем в январе-марте 2010 года, величина импорта составила $3,169 млрд.[11]
10. В январе-апреле текущего года объем добычи золота в Казахстане вырос на 72,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Всего за отчетный период в стране было добыто 11,437 тонн золота необработанного и полуобработанного или в виде порошка, в том числе 3,376 тонн. в апреле.[12]
11. Инвестиции в основной капитал в январе-апреле 2011 года выросли на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Преобладающими источниками инвестиций в январе-апреле 2011 года остаются собственные средства хозяйствующих субъектов, при этом инвестиции за счет заемных средств, по сравнению с январем-апрелем 2010 года (в сопоставимых ценах), увеличились на 26,7%. В январе-апреле текущего года, по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, наблюдается снижение на 7,7% инвестиционных вложений в работы по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений. При этом, значительная доля вложений в основной капитал за четыре месяца 2011 года приходится на горнодобывающую промышленность и разработку карьеров (41,4%), транспорт и складирование (14,2%) и операции с недвижимым имуществом (10,6%). По сравнению с январем-апрелем прошлого года, объем инвестиционных вложений крупных предприятий за четыре месяца 2011 года увеличился на 8,5% и составил 579,9 млрд тенге.[13]
12. В январе-апреле 2011 года в Казахстане добыто 39,535 млн. тонн угля, что на 8,1% больше в сравнении с аналогичным периодом 2010 года. В первом квартале текущего года в стране добыто 30,874 млн. тонн угля. А в 2010 году объем добычи угля составил 103,5 млн. тонн. На угольную промышленность приходится около 80% выработки электроэнергии. Также за четыре месяца на 3% выросли объемы добычи нефти. Согласно информации ведомства, в январе-апреле 2011 года в Казахстане добыто 22,755 млн. тонн нефти, в том числе 5,6 млн. тонн — в апреле. Напомним, по данным министерства нефти и газа Казахстана, в 2010 году в стране было добыто около 80 млн. тонн нефти и газового конденсата. При этом экспорт сырой нефти вырос на 2%. По данным агентства, поставки нефти из Казахстана в большей степени продолжают осуществляться в Италию (26,7% от общего объема экспорта), Китай (14,0%), Нидерланды (11,2%), Австрию (6,0%). Что касается природного газа, то за отчетный период добыто 6,578 млрд. кубометров, что на 7,9% больше показателя за аналогичный период 2010 года.[14]
13. Группа Казахмыс планирует провести вторичный листинг обыкновенных акций на Гонконгской фондовой бирже. «Казахмыс рассматривает вторичный листинг в Гонконге как возможность для будущего привлечения дополнительного капитала и получения доступа к более широкому кругу институциональных и индивидуальных инвесторов. Листинг усилит позицию Казахмыс в Китае и Азии в целом, что будет способствовать успешному долгосрочному развитию компании. В Казахмысе отмечают, что, учитывая текущие рыночные условия, листинг может сопровождаться выпуском новых акций для поддержания ликвидности на Гонконгской фондовой бирже. Она уже представила проспект эмиссии на Гонконгскую фондовую биржу. Предполагается, что листинг будет завершен до конца июня текущего года.
В Киргизии на прошлой неделе наблюдалось непривычное затишье, текущие экономические проблемы не вызывали существенного интереса. Большее внимание привлекли обнародованные результаты представителями ЕС отчета по «ошским событиям» июня 2010 г. Подводили
14. В Ошскую область Киргизстана привлечено $24 миллиона инвестиций. На региональном инвестиционном форуме сроком на два года подписан договор с китайской компанией «Азия-Голд-Интерпрайс» на разработку золоторудного месторождения в Чон-Алайском районе. Сумма договора составила $15 миллионов.
Южнокорейская компания «Джаунг Хва Майнинг» займется разработкой месторождения известняка и ракушечника в Узгенском районе. Договор с фирмой оценивается в $2 миллиона, сообщает пресс-служба администрации.
Между холдингом «Виза-Цемент» (Казахстан) и Ноокатским районом подписан договор о производстве цемента на $200 тысяч. Между Кызыл-Суйской киргизской автономной областью КНР и Алайским районом КР подписан договор на разработку угольных месторождений.[15]
15. По данным биржи в Торонто (TSX), стоимость акций «Центерра Голд Инк.» за период с 12 по 19 мая 2011 года достигла наивысшей отметки 13 мая- Са$19,50 ($20,085). На сегодня рыночная капитализация «Центерры» (стоимость всех ценных бумаг на фондовой бирже) составила $4,5 миллиарда. Стоимость пакета акций Киргизстана в «Центерре Голд» на 19 мая 2011 года составила $1 миллиард 521,9 миллиона. Стоимость пакета акций КР по сравнению с данными на 5 мая 2011 года увеличилась на $160,4 миллиона.[16]
16. В Киргизстане фермеры получили льготные кредиты на сумму 522 миллиона 700 тысяч сомов. Сельхозпроизводители подали всего 4 тысячи 765 заявок на общую сумму 572,2 миллиона сомов. Из них «Айыл банк» и «РСК банк» одобрили 4 тысячи 495 заявок на сумму 534,1 миллиона сомов.[17]
17. Президент Киргизстана Роза Отунбаева подписала закон КР «О республиканском бюджете КР на 2011 год и прогнозе на 2012 — 2013 годы», принятый Жогорку Кенешем КР 29 апреля 2011 года. Об этом 19 мая 2011 года. Согласно подписанному закону вносятся следующие изменения:[18]
Статья 1. Внести в закон КР «О республиканском бюджете Киргизской Республики на 2011 год и прогнозе на 2012 — 2013 годы» (газета «Эркин Тоо» от 5 апреля 2011 года № 25) следующие изменения:
1. В приложение 1 статьи 3 и в приложения 2 и 2-1 статьи 4 внести изменения по сокращению расходов на 1000 000,0 тыс. сомов по следующим статьям бюджетной классификации: «приобретение прочих услуг» — на 6,5 процентов или на 214 803,3 тыс. сомов; «здания и сооружения» — на 11,7 процентов или на 741433,3 тыс. сомов;
«машины и оборудования» — на 5,1 процента или на 43 763,4 тыс. сомов.
2. В приложение 1 статьи 3 и в приложения 2 и 2-1 статьи 4 внести изменения по увеличению расходов на 1000 000,0 тыс. сомов по следующим статьям бюджетной классификации: «пособия по социальному обеспечению населения» — на 11,5 процентов или на 400 000,0 тыс. сомов; «пособия по социальной помощи населению» — на 5,1 процента или на 600000,0 тыс. сомов.
3. В части 2 статьи 5 цифры «5 650 226,9» заменить цифрами «5 250 226,9».
В Таджикистане на прошлой неделе были сосредоточены на теме дискуссий по строительству Рогунской ГЭС на 6 всемирном форуме, на котором Узбекистан не принял участие, что вызвало определенное раздражение в республике. Первый вице-премьер Таджикистана Асадулло Гуломов, возглавляющий правительственную таджикскую делегацию, заявил в интервью радио «Озоди», что «очень хотелось обсудить вопрос Рогуна с представителями Узбекистана лицом к лицу», «однако к всеобщему сожалению делегация Узбекистана решила не принимать участия в данных переговорах».[19]
Справочно:
ВБ по просьбе правительства Таджикистана финансирует проведение двух ключевых оценочных исследований по Рогунской ГЭС – оценочное технико-экономическое исследование (ОТЭИ) и оценка экологического и социального воздействия проекта (ОЭСВ).
По итогам международного тендера, который прошел под наблюдением ВБ, консорциум, возглавляемый компанией Coyne & Bellier, занялся проведением ТЭО (соответствующий контракт подписан 8 февраля 2011 года), швейцарская компания Poyry – проведением ОЭСВ (контракт подписан 25 марта 2011 года).
Против строительства Рогунского объекта выступает Узбекистан, выражающий опасения прорыва плотины в связи с возможным землетрясением. Однако в Таджикистане заявляют, что опасения Ташкента беспочвенны, в стране работают другие станции с таким типом плотины, которые доказали свою устойчивость на протяжении четырех десятков лет.
Стройплощадки Рогунской ГЭС с проектируемой высотой в 335 метров расположены в 110 км восточнее Душанбе. Установочная мощность станции, на которой будут установлены шесть агрегатов, составит 3,6 тыс. МВт.
Оценочная стоимость станции на реке Вахш, являющейся внутренней рекой Таджикистана, по данным правительства республики, составляет $2,2 млрд.
В 2008 году Таджикистан начал самостоятельно достраивать Рогунскую ГЭС, не найдя инвесторов проекта. Эти работы в министерстве энергетики называют исключительно восстановительными.
За последние три года в ходе этих работ было освоено порядка $350 млн., из которых $310 млн. было выделено из государственного бюджета республики, остальные средства были освоены за счет эмиссии акций объекта, начавшейся в январе прошлого года.
В госбюджете республики на 2011 год на строительство этого объекта заложено 850 млн. сомони (порядка $190 млн.).[20]
Были подведены итоги по темпам роста уровня инфляции, которые остаются довольно высокими, что, по мнению официальных структур, обусловлено «исключительно ростом цен на бензин». Итоги посевной кампании также удовлетворили таджикское общество, т.к. оно проведено более успешно по сравнению с прошлым годом. Поэтому, учитывая рост цен на хлопчатник, и в целом подорожание продовольствия, в республике ожидают роста экспортной выручки осенью от продажи продукции сельского хозяйства в целом.
18. Уровень инфляции в потребительском секторе Таджикистана в январе-апреле этого года составил 6,1%, за этот период цены на продовольственные товары повысились на 8,6%, на непродовольственные товары – 1,7%, а рост тарифов на платные услуги населению составил 2,8%. Правительство республики планирует удерживать в 2011 году инфляцию в потребительском секторе на уровне 7%. Между тем, стоимость набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, по фактическому потреблению на конец апреля 2011 года на одного члена семьи в месяц составила 125 сомони ($27,7), а при рациональной норме питания ее стоимость составила бы 241 сомони ($ 53,5).[21]
19. В Таджикистане в настоящее время пустуют 72 скотоводческие фермы из 389 существующих, владельцы этих простаивающих ферм не имеют финансовых возможностей наладить бизнес. Пастбищами в Таджикистане занято 3 млн. 800 тыс. гектаров земли, из которых более 1 млн. га по разным причинам не используется, количество скота в Таджикистане за последние годы увеличилось в два раза. На сегодняшний день в Таджикистане насчитывается 1 млн. 900 тыс. голов крупного рогатого скота, 4 млн. 600 тыс. голов мелкого рогатый скот, 87 тыс. голов лошадей.[22]
Однако, несмотря на увеличение поголовья скота в республике, на рынках Таджикистана наблюдается рост цен на мясо. Он обосновал эту тенденцию ростом цен на топливо в Таджикистане практически на 40%.
20. В республике подходит к концу посевная хлопчатника, которым засеяно около 97% запланированных в этом году площадей. Хлопчатник посеян на площади 203,1 тыс. га из запланированных в этом году 210 тыс. гектаров. Сев хлопчатника в стране официально стартовал в стране в конце марта. В этом году в республике из-за роста мировых цен на хлопок волокно решено было увеличить хлопковые поля до 210 тыс. га, с которых аграрии намерены собрать урожай в объеме 400 тыс. тонн.[23]
В Узбекистане на прошлой неделе были подведены итоги развития газового сектора экономики, что обсуждалось на международной конференции, проводимой в Ташкенте. Другой важной темой недели были подписанные соглашения по экономическому сотрудничеству между РУз и Индией на сумму около 2,2 млрд. долл. (см. приложение 3).
21. В процессе разгосударствления и приватизации в январе-марте 2011 года приватизировано 26 предприятий и объектов (включая программные и внепрограммные объекты). Наибольшее количество объектов приватизировано в г.Ташкенте (11 объектов), Навоийской (4 объекта), Наманганской и Ташкентской (по 3 объекта), Кашкадарьинской и Ферганской (по 2 объекта) областях. В структуре приватизированного государственного имущества наибольший удельный вес приходится на объекты местных органов власти – 20 объектов. Поступление денежных средств от приватизации и разгосударствления в январе-марте 2011 года составило 10,3 млрд. сумов.[24]
22. Внешнеторговый оборот Узбекистана за январь-март 2011 года составил $5,718 млрд. (рост – 32,3%), в том числе по странам СНГ – $2,228 млрд. и по другим странам – $3,49 млрд. При этом, $3,471 млрд. от общего объема внешнеторгового оборота составили экспортные (рост – 28,5%) и $2,247 млрд. – импортные операции (рост – 38,7%). Процент покрытия импорта экспортом составил 154,5 процента, против 166,7 процента за соответствующий период прошлого года. Экспорт Узбекистана в страны СНГ в первом квартале 2011 года вырос на 67,1% до $1,283 млрд., в другие страны – на 13,2% до $2,188 млрд. Объем импорта Узбекистана из стран СНГ в отчетном периоде составил $944,4 млн., что на 49,6% больше по сравнению с тем же периодом 2010 года. Импорт Узбекистана из других стран также вырос на 31,7%, и составил $1,303 млрд. Положительное сальдо внешней торговли составило в размере $1,224 млрд., в том числе со странами СНГ – $338,8 млн. и с другими странами – $885,2 млн.
В отчетном периоде, удельный вес стран СНГ в торговом обороте Узбекистана составил 39% (32,4% в январе-марте 2010 года) и других стран – 61% (67,6%). Доля других стран в экспорте Узбекистана сократилась с 71,6% в январе- марте 2010 года до 63% в первом квартале 2011 году, а доля стран СНГ соответственно выросла с 28,4% до 37%. В отчетном периоде, удельный весь стран СНГ в импорте Узбекистана увеличилась с 39% до 42%, а доля других стран снизилась – с 61% до 58%.[25]
23. Индекс деловой активности промышленного сектора APIC 100[26] в апреле 2011г. составил 60,8 пункта и не претерпело существенных изменений по отношению к марту, а также свидетельствует о сохранении положительной тенденции деловой активности в республике. Прогнозный показатель на май 2011г. составил 67,4 пункта, что говорит об оптимистичных ожиданиях бизнесменов.
24. Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз» и индийская компания ONGC Videsh Limited подписала Меморандум о взаимопонимании по совместному сотрудничеству в разведке и добыче в нефтегазовом секторе Узбекистана и в третьих странах. Документ предусматривает формирование совместной рабочей группы для определения конкретных месторождений нефти и газа в Узбекистане и в регионе для третьих стран для разведки и добычи путем совместного сотрудничества.[27]
25. Российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» планирует к 2017 году увеличить добычу газа в Узбекистане в шесть раз по сравнению с показателем 2010 года. «ЛУКОЙЛ Оверсиз» намерен увеличить добычу газа в Узбекистане до 18 млрд. кубометров и инвестиции – в четыре раза до $5 млрд., и планирует ежегодно увеличивать добычу газа на 30%.[28]
26. Российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» планирует увеличить постоянную добычу газа по проекту «Хаузак-Шады» (Бухарская область) с 3 млрд. до 4 млрд. кубометров в год. Соответствующее решение было принято Центральной комиссией по разработке проекта.[29]
27. Наиболее крупным проектом «ЛУКОЙЛА» в Узбекистане, является проект по освоению Кандымской группы, включающей в себя 6 газоконденсатных месторождений с проектным уровнем добычи природного газа 8 млрд. кубометров в год. При освоении месторождений Кандымской группы, наряду с добывающими мощностями, компания построит уникальный газоперерабатывающий завод и современную инженерную и транспортную инфраструктуру. [30]
Наиболее интересные публикации
Приложение 1
Поиски водной справедливости в ЦентрАзии[31]
Вкратце так можно резюмировать итоги международной конференции «Навстречу 6-му Всемирному водному форуму — совместные действия в направлении водной безопасности», состоявшейся в Ташкенте на прошедшей неделе.
На ней обменялись мнениями эксперты, ученые и специалисты по водному хозяйству из более 30 стран и такого же количества международных организаций по вопросам управления водными ресурсами трансграничных рек, водосбережения, управления рисками и водной безопасности, продовольственной безопасности, социально-экономического развития региона, обеспечения экологической безопасности в условиях изменения климата и т.д.
Несмотря на то, что конференция была организована для выработки общих приоритетных вопросов региональной повестки дня 6-го Международного Водного Форума, намечаемого на март 2012г. во французском Марселе, она стала своего рода барометром все более обостряющегося состояния водно-хозяйственных отношений между странами Центральной Азии.
Хотя все участники были согласны с теоретической постановкой вопроса о рациональном использовании водных ресурсов, решении всех спорных проблем в рамках международного права — коими являются, в основном, Конвенции ООН об охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992г. и о несудоходных видах использования международных водотоков от 1997г., на практике мнения экспертов стран региона, как и их интересы в использовании водных ресурсов, оказались диаметрально противоположными.
Суть проблемы в том, что после обретения независимости страны верховья Таджикистан и Киргизстан начали использовать гидротехнические сооружения, построенные во времена Советского Союза для выработки как можно большего количества электроэнергии. Из-за перевода режима работы этих сооружений с ирригационного на энергетический страны низовья Узбекистан, Казахстан и Туркменистан получают все меньше и меньше воды в сезон полива.
Как отметил заместитель министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан Ш.Хамраев, из-за внедрения энергетического режима на гидротехнических сооружениях стран верховья в маловодном 2008г. в Нурекском водохранилище в начале вегетации на 1 апреля составлял 5,9 млрд.м3, а на 1 сентября в конце поливов — 9,7 млрд.м3. Что касается Токтогульского водохранилища, то в 2010г. попуск воды из него в вегетационный период составил 5,3 млрд.м3, т.е. 32% приточности. Это создает искусственный дефицит воды весной и летом и нарушает водный баланс региона.
Если не предпринять решительных шагов с тем, чтобы разрубить все более затягивающийся водный Гордиев узел, сокращение ледников, связанное с глобальным потеплением климата, уменьшение стоков трансграничных рек и увеличение численности населения стран региона может стать серьезным дестабилизирующим фактором в регионе.
По данным председателя Исполнительного комитета Международного Фонда спасения Арала Сагита Ибатуллина, с 1957г. по 2000г. запасы воды в ледниках сократились более чем на 25%, и этот процесс интенсивно продолжается. До 2025г. исчезнут тысячи мелких ледников, площадь оледенения сократится на 20%, запасы льда уменьшатся еще на 25%.
По его мнению, из-за специфичности использования и управления водными ресурсами трансграничных рек, нужно длительное и деликатное сближение интересов сторон на политическом уровне.
До сих пор на межгосударственном уровне принято много соглашений и договоров, практическое исполнение которых хромает, как выразился Ш.Хамраев, из-за гидроэгоизма и игнорирования водной справедливости и водной этики. До сегодняшнего дня только две страны региона — Узбекистан и Казахстан подписали вышеупомянутые конвенции ООН.
Преподаватель Университета Данди, Шотландия, Динара Зиганшина отметила, что во избежание конфликта страны, находящиеся в бассейне трансграничных рек, должны гармонизировать межгосударственные соглашения с базовыми принципами Конвенции ООН о несудоходных видах использования международных водотоков от 1997г.
Первый заместитель министра мелиорации и водных ресурсов Таджикистана Султон Рахимов выступил на прениях в рамках одного из круглых столов со странным заявлением. По его мнению, Узбекистан пытается использовать документы международного права как инструмент давления на Таджикистан.
Но как быть иначе тогда, когда Таджикистан не выполняет условия десятков межгосударственных соглашений, подписанных самим Эмомали Рахмоном, когда министр энергетики и промышленности Таджикистана г-н Шерали Гул до объявления итогов международной независимой технической и экологической экспертизы заявляет, что параметры проекта строительства Рогунской ГЭС не будет изменены независимо от ее итогов?
Вот уже сколько лет узбекские экологи бьют тревогу по поводу потенциальной опасности, которую таит в себе возводимая плотина Рогунского водохранилища высотой 335 метров из-за его расположения в сейсмоопасной зоне. Это притом что, в странах Азии 89% разрушений происходит от землетрясений.
В ходе конференции многие специалисты были единодушны в том, что для решения проблемы по справедливому распределению стока трансграничных рек требуется изменение подхода к ним. Например, начальник Главного управления по контролю за охраной и использованию земельно-водных ресурсов Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы М.Маманазаров считает, что «дефицит воды — это, преимущественно, проблема не столько ресурсов, сколько управления ими». По его мнению, интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР) является инструментом для баланса многоцелевого использования воды.
«Это система управления основана на учете всех видов водных ресурсов (поверхностных, подземных и возвратных вод) в пределах гидрографических границ, — сказал он. — И она увязывает интересы различных отраслей и уровни иерархии водопользования, вовлекает все заинтересованные стороны в принятие решений, способствует эффективному использованию водных, земельных и других природных ресурсов в интересах устойчивого обеспечения требований природы и общества в воде». Концепция нашла отражение в итоговом документе Ташкентской конференции.
19 мая с.г. проблема воды в регионе получила свое продолжение. Так, Всемирный банк проводит встречу представителей гражданского общества стран Центральной Азии на нейтральной территории — в г.Алматы «для обмена информацией и обсуждения оценочных исследований по предлагаемому Проекту регионального Рогунского водохранилища и гидроэлектростанции» с целью обеспечения их технического качества. Что же, хорошая идея. Она особенно хороша тогда, когда представители ВБ признали, что «недостаточно информируют общественность о своих действиях, связанных с проектом строительства Рогунской ГЭС и изучением мнения заинтересованных сторон». Об этом заявил на конференции глава Экологическое движения Узбекистана Б.Алиханов. Но признание своих ошибок ВБ еще не гарантия того, что они не пойдут на поводу у правительства РТ.
Дискуссии на ташкентской конференции по проблемам воды показали, что альтернативы сотрудничеству и взаимным уступкам в решении вопроса по распределению трансграничных рек нет и быть не может.
Даже тогда, когда страны верховья игнорируют международное право.
Приложение 2
Равнодоходный метод. С 2014 года казахстанский газовый рынок будет работать по образу и подобию российского[32]
С 2014 года казахстанский газовый рынок будет работать по образу и подобию российского: РК подтянет оптовые цены до уровня северного соседа и создаст национального газового оператора. В результате рынок будет лавировать между инвестиционной привлекательностью и социальной ответственностью.
В начале текущего месяца президент РК Нурсултан Назарбаев подписал закон «О ратификации Соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики». Данное соглашение — одно из нескольких, регламентирующих работу партнеров по Единому экономическому пространству (ЕЭП), которое к следующему году планируют запустить Казахстан, Россия и Беларусь. Благодаря соглашению в рамках ЕЭП отечественные газовики получили четкую систему ценообразования и право подтянуть цены на газ на внутреннем рынке к российским в течение ближайших четырех лет.
Экспортеры и транзитеры
В 2010 году Казахстан добыл 37 млрд кубометров газа, в то время как товарного газа произведено всего 21,3 млрд. Газодобывающими являются 4 западные и 2 южные области Казахстана — Кызылординская и Жамбылская. Но товарный газ производят только в ЗКО, Актюбинской, Мангистауской и Жамбылской областях, причем львиную долю (8 млрд кубометров) выдает ЗКО. Газопотребляющими являются 8 областей РК, где реализуют свою продукцию дочерние предприятия газового транспортировщика АО «КазТрансГаз». В Южно-Казахстанской области и Алматы в минувшем году цены достигали 140 долларов за тысячу кубометров, а минимум был зарегистрирован на уровне 29 долларов в Кызылординской области.
Если в минувшем году общее внутреннее потребление составило около 6 млрд кубометров, то в текущем ожидается прирост до 7 млрд (только в Алматы рост составит 45%, до 1,3 млрд). В перспективе, по данным МНГ, производство газа в РК к 2015 году вырастет до 60 млрд кубометров в год. Товарного газа будут производить порядка 30 млрд кубометров, а общее внутреннее потребление составит порядка 15 млрд кубометров.
Не имея возможности перебрасывать западноказахстанский газ на юг, Казахстан с советских времен обеспечивает свои южные регионы узбекским газом. На сегодняшний день газ приобретается посредством своп-операций с россиянами, которые покупают основной объем газа у Узбекистана, а казахстанская сторона изымает нужное количество на юге, восполняя его на западе за счет своего газа (количество газа, которым обмениваются, — не более 8 млрд кубометров). Этими операциями ведает дочка АО «КазТрансГаз» (в ведении КТГ и его подразделений — транспортировка, а также добыча, переработка и распределение газа) и «Газпрома» — ТОО «КазРосГаз», оно же закупает свободные объемы в РК (как правило, на месторождениях Карачаганак, Тенгиз и Толкын), чтобы перебросить их по российским газопроводам на мировые рынки. Но по объему непосредственно экспортные сделки невелики: например, в минувшем году «КазРосГаз» сообщил о 2,9 млрд кубометров газа.
Для партнера и инвестора
Основной принцип газового соглашения в рамках ЕЭП — обеспечить равный доступ всех предприятий пространства к голубому топливу посредством перехода к равнодоходным ценам (поставки на внутренний и внешний рынок одинаково доходны). Равнодоходная цена — это экспортная цена минус налоги и транспортный тариф. К этому партнеры по ЕЭП должны прийти до января 2015 года, предварительно создав систему информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа и механизмы для подготовки прогнозных балансов (до 2012 года), а также унифицировав техрегламенты.
В январе этого года премьер-министр РК Карим Масимов утвердил план мероприятий по реализации соглашения (задачи министерствам и агентствам расписаны от января 2011 года до 1 июля 2013 года). И первым пунктом плана было «утвердить сопоставимые с РФ цены на газ на внутреннем рынке с определением ценовых зон». После чего планировалось составить список предприятий и проектов, использующих природный газ в качестве сырья, рассчитать сумму жилищной помощи с учетом повышения комуслуг и подготовить аналитику для перехода на сопоставимые цены. Все это должно было быть сделано в первом квартале 2011 года. Еще одна важная задача, которая ставилась на этот период, — выработать механизм по дивидендной политике и распределению прибыли Национального оператора от реализации газа.
На деле переход к равнодоходным ценам и привязка цен к российским означает общее повышение цен на газ. В конце минувшего марта министр нефти и газа Сауат Мынбаев рассказал о намерении соотносить стоимость по газодобывающим регионам, а для потребляющих высчитывать из транспортных издержек. Так, эталоном для наших газодобывающих областей служит Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), где оптовая цена 1 тыс. кубометров на сегодня равна 59 долларам, а розничная — 95.
Заметим, что в рамках соглашения цены и тарифы на транспортировку газа для внутренних потребностей устанавливаются национальными законодательствами, а также не затрагиваются права и обязанности сторон, вытекающие из международных договоров. Это означает, что газ в РК, вероятно, будет стоить дешевле, чем в РФ.
О намерении перейти к равнодоходным ценам МНГ заявляло еще 2 года назад, объясняя это дефицитом производства газа из-за низкой инвестиционной привлекательности отрасли. Схему, которую глава МНГ предлагал внедрить с 2015 года, такова: «европейская цена минус транспортные расходы, минус порядка 25%». «Но с 2020 года перейти на цены на внутреннем рынке равные — «европейская цена минус транспортные расходы»», — предлагал он. К слову, в минувшем году с 2014 года решил переходить на равную доходность и главный газовый оператор РФ — «Газпром». Те тарифы, которые сейчас устанавливает «Газпрому» Федеральная служба по тарифам, не дают получить компании желаемую рентабельность, в результате убытки она покрывает за счет экспорта. Это еще одно уязвимое место привязки к российским ценам — тарифы у них будут расти.
«Рост цен нужен нефтегазовым компаниям, в первую очередь тем, кто реализует или планирует дорогостоящие программы по утилизации попутного нефтяного газа, и, естественно, увеличение стоимости газа будет неприятно для населения и промышленных предприятий. Все это должно сопровождаться ростом реальных доходов населения и поддержкой социально незащищенных слоев», — считает аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Олжас Байдильдинов. По его словам, следствием роста цен на газ будет повышение цен буквально на все товары и услуги во всех областях Казахстана, так как часть областей использует газ в качестве энергоносителя, а другие области, не использующие природный газ, — через повышение стоимости импортных товаров из России и Белоруссии.
«Если в ЯНАО цены ежегодно будут повышаться на 15%, то к 2015 году средняя оптовая цена будет составлять около 90 долларов, то есть для газодобывающих областей РК к этому времени цены должны вырасти примерно в 1,8 раза по сравнению с текущими ценами», — рассчитывает аналитик АИРИ.
«Конечно, повышение цен благотворно скажется на рентабельности частных газовых операторов, — полагает аналитик Института политических решений Сергей Смирнов. — Но, выставляя цены на газ надо прежде всего исходить из платежеспособности населения, которое в нашей стране является основным потребителем газа. Иначе и покупать газ никто не будет».
Плюсом для всех участников рынка будет то, что появится четкая система ценообразования. «К сожалению, так сложилось, на внутреннем рынке у нас очень сильная дифференциация цен, зачастую обосновать это достаточно сложно, по некоторым недропользователям она есть вообще на уровне 5 долларов за кубометр, в этом смысле она даже не окупает издержки недропользователей. С другой стороны, если говорить об Алматы, то конечная цена может быть порядка 140 долларов», — недавно признал г-н Мынбаев. Отныне РК пойдет по российскому пути: назначит предельные розничные цены, рассчитанные по поясам — отдельно западные добывающие отрасли, отдельно потребляющий юг.
Год перемен
В 2014 году рискует поменяться все существующее положение дел в газовой отрасли, и виной тому не только ЕЭП. На сегодняшний день Казахстан уже построил первую часть газопровода Центральная Азия — Китай, по которому в Поднебесную будет транспортироваться туркменский и узбекский газ. Теперь дело за вторым казахстанским участком — Бейнеу — Бозой — Шымкент (ББШ), который должен добавить мощности главной ветке за счет западноказахстанского газа. До 2014 года стороны (КТГ и китайская Trans-Asia Gas Pipeline Co. Ltd) должны закончить две фазы проекта, доведя мощность трубы до 10 млрд кубометров в год.
В случае с ББШ Казахстан может убить двух зайцев: наладить новый канал экспорта и обеспечить южные регионы РК отечественным газом, снизив свою зависимость от российско-узбекских сделок. «По своп-операциям опять же до 2014 года вряд ли что-либо изменится, и Российская Федерация нам сильно помогает в этом смысле, это позволяет держать тот уровень цен на газ, который мы сейчас имеем на юге», — заявил недавно г-н Мынбаев. В случае чего, покупать узбекский газ напрямую будет очень дорого: например, Киргизии голубое топливо Ташкент продает по 224 доллара за кубометр, а нам лишь по 85.
Что же касается ББШ, то, по данным главы МНГ, согласно технико-экономическому обоснованию оптовая цена «при входе газа в регион составит 120 долларов». «Плюс расходы на распределение, то есть на юге цена может дойти до 150», — рассчитал он. Г-н Байдильдинов говорит о 160-170 долларах.
Хотя ББШ позволяет минимизировать риски, есть вероятность, что юг РК получит газ по очень высокой цене. «Заявлялось, что газ трубы Бейнеу — Бозой — Шымкент пойдет на снабжение южных регионов республики, а во вторую очередь — на заполнение газопровода Центральная Азия — Китай. С одной стороны, это должно удешевить продукт для потребителя на юге страны, с другой — газопровод строится на китайские деньги, поэтому китайцы могут продиктовать свои условия: поднять цену или направить большие объемы в свою ветку», — считает г-н Смирнов.
Зачем нужен Большой Брат
Если в январском плане премьера о нацоператоре сообщалось только то, что он наделялся функциями по газообеспечению внутреннего рынка, то в начале апреля вице-министр нефти и газа Ляззат Киинов рассказал, что по новому закону планируется создание национального газового оператора, который будет скупать весь газ Казахстана, который идет на продажу. Г-н Киинов не уточнил, кто будет национальным оператором, но он описал методику его работы: «Его главной задачей в первую очередь будет обеспечение внутренней потребности страны, а потом — продавать на экспорт. То есть, теперь ТШО («Тенгизшевройл») или китаец (китайские компании. — «ЭК») не пойдет на экспорт, он отдаст газ национальному оператору по оптовой цене и на экспорт пойдет национальный оператор». По-видимому, делается это также с прицелом на 2014 год, когда от своп-операций с россиянами могут отказаться, ББШ уже построят и РК выйдет на чистый экспорт.
«Переход к равнодоходным ценам на газ и создание национального оператора являются звеньями одной цепи, — считает г-н Байдильдинов. — Вероятнее всего, государство таким способом сможет в некоторой степени компенсировать рост тарифов на газ внутри страны и ограничить рост прибыли нефтегазовых компаний». По его словам, создание нацоператора вполне объяснимый шаг, хотя он не будет способствовать развитию конкуренции среди наших нефтегазовых компаний.
«Мы придем к той модели рынка, которая сейчас действует в России: «Газпром» — монополист, только ему (и с недавних пор «НОВАТЭКу») разрешено экспортировать газ, причем все российские компании обязаны продавать газ монополисту по определенным ценам, — говорит сотрудник АИРИ. — Естественно, это не выгодно никому, кроме самого «Газпрома», но это позволяет сдерживать внутренние цены и получать государству сверхдоходы от экспорта». По-видимому, именно эти сверхдоходы пойдут на компенсацию высоких цен жителям южных регионов.
В казахстанских условиях такая схема еще и позволит выполнить намеченные объемы поставки газа на юг. «В настоящее время свободных объемов газа для поставок в этих направлениях практически нет, — рассуждает г-н Байдильдинов. — Через оператора и ужесточение требований по утилизации попутного нефтяного газа можно будет решить этот вопрос: перенаправить и/или увеличить поставки в этом направлении, гарантировать загрузку этого газопровода».
Г-н Смирнов считает, что свободные объемы газа можно получить, стимулируя нефтяников создавать инфраструктуру для транспортировки попутного газа, повышая штрафы за его сжигание. Однако принцип единственно косвенного регулирования отрасли МНГ, похоже, отвергнут и видится несовместимым с задачей отстоять интересы населения.
Наполняя внутренний рынок
О новых условиях, складывающихся на газовом рынке РК, мы побеседовали с генеральным директором КТГ Данияром Берлибаевым.
— Какая методика расчета цен на газ, по-вашему, наиболее эффективна с учетом особенностей внутреннего рынка РК?
— Оптимальная методика расчета цен уже заложена в законопроект, который МНГ инициирует. Понятно, что там будут приняты во внимание различные факторы, но один из главных — транспортные расходы. Наивно полагать, что, перебрасывая газ с запада РК на юг, мы получим дешевый тариф: инвестиции необходимо окупать. Конечно, часть инвестиций будет окупаться за счет экспорта, но часть за счет того, что будут введены зональные цены, и на юге газ будет стоить дороже, чем на западе.
— Ожидаете ли вы перераспределение потоков экспорта и импорта газа в РК, пересмотра условий своп-операций с РФ после 2014 года?
— Существенные изменения будут в пользу внутреннего потребления. КТГ поставил перед собой задачу максимально способствовать росту потребления на внутреннем рынке. И чем больше этот рынок будет потреблять, тем более дорогими будут ресурсы.
— Изменится ли в связи с унификацией цены на газ схема сотрудничества КТГ с газодобывающими компаниями РК?
— Думаю, серьезных перемен не будет. Все будет зависеть от политики работы национального оператора. Что касается нашей политики, то, естественно, мы будем отстаивать интересы наших потребителей перед производителями газа. В то же время нам нужно находить баланс, потому что мы считаем, что внутренний рынок приоритетен, и некоторые издержки можно перекрыть за счет экспорта.
— Кто, по-вашему, будет национальным газовым оператором?
— Важно не то, кто будет национальным оператором: КМГ или КТГ, важно, что задача, которую он будет решать — это защита внутреннего рынка. Во-первых, он должен удержать рост цен, во-вторых он должен накопить достаточный объем ресурсов, чтобы использовать их, например, для социально значимых и развивающих отрасль проектов. Например, для газификации регионов — это то, чем мы активно занимаемся: газифицируем ЮКО, Жамбылскую область, взялись в течение двух лет полностью перевести на газ Алматы. Понимаете, национальный оператор нужен не для того, чтобы у кого-то деньги отобрать, а для того, чтобы направить средства максимально полезно для страны.
В подготовке материала участвовала Алия Букушева
Приложение 3
И.Каримов заключил в Дели выгодных договоров на $2,2 млрд! [33]
Долгосрочное стратегическое партнерство на основе равенства и взаимопонимания
К итогам государственного визита Президента Узбекистана Ислама Каримова в Индию.
Как сообщалось ранее, 17-18 мая 2011 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов совершил государственный визит в Республику Индия.
По инициативе индийской стороны визиту был придан самый высокий в международной практике статус . государственный.
Очевидно, что при этом учитывались как высокий уровень двустороннего сотрудничества, так и имеющиеся древние корни многовековой истории всесторонних дружеских связей между узбекским и индийским народами.
В Узбекистане хорошо знают Индию как страну с уникальной историей, с которой наш народ объединяют давние и прочные культурные и торгово-экономические связи и, что особенно важно, искренние узы дружбы.
Многое в истории, литературе, музыке, живописи и архитектуре узбекского и индийского народов, в их взаимообогащении и взаимопроникновении связано с именем нашего великого предка Захириддина Мухаммада Бабура.
Официальная часть визита началась с торжественной церемонии в честь Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на площади перед президентским дворцом «Раштрапати Бхаван». Главе Узбекистана были отданы высшие государственные почести.
Здесь же во время встречи с представителями СМИ Президент Узбекистана сделал краткое заявление для прессы о целях и задачах настоящего государственного визита, которым, образно говоря, был задан тон саммиту. Глава государства отметил необходимость критического анализа, оценки состояния и перспектив отношений между Узбекистаном и Индией. Во-вторых, обсуждение актуальных вопросов международного и регионального характера, которые одинаково волнуют и интересуют наши страны. В-третьих, обмен мнениями по вопросам придания нового мощного импульса узбекско-индийским отношениям путем реализации неиспользованных возможностей, расширения масштабов взаимного сотрудничества в политической, экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах.
Первым мероприятием официальной части визита стала встреча с Премьер-министром Манмоханом Сингхом в узком составе, в ходе которой лидеры двух стран обстоятельно обсудили состояние и перспективы двустороннего сотрудничества, обменялись мнениями по широкому спектру региональных и глобальных проблем, непосредственно затрагивающих интересы двух стран и народов.
В атмосфере доверительности и откровенности руководители двух стран обменялись мнениями по обширной повестке дня узбекско-индийских отношений, включая вопросы эффективного взаимодействия в международных структурах, таких, как ООН, ШОС и другие. Узбекистан последовательно поддерживает стремление Индии стать постоянным членом расширенного состава Совета Безопасности ООН.
В ходе переговоров отмечено совпадение и схожесть позиций практически по всем двусторонним, региональным и глобальным вопросам. Как не раз подчеркивалось, и Узбекистан, и Индия заинтересованы во взаимодействии на равноправной основе и с учетом взаимных интересов.
Стороны обсудили складывающуюся ситуацию в соседнем Афганистане и подтвердили важность скорейшего установления мира и стабильности в этой стране, что откроет широкие возможности не только для регионального сотрудничества, но и способствует формированию и развитию экономически выгодных маршрутов, сокращающих расстояние между рынками Индии и Средней Азии.
В этом плане представляют интерес возможности, которые появились с формированием нового наземного транспортного коридора Средняя Азия . Персидский залив и Трансафганского коридора.
Эти и другие темы были в центре внимания и в ходе двусторонних переговоров в расширенном составе, когда к Президенту Исламу Каримову и Премьер-министру Манмохану Сингху присоединились другие члены официальных делегаций.
В центре внимания переговоров на высшем уровне находились вопросы развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Было отмечено, что для Узбекистана и Индии, демонстрирующих высокие темпы роста экономики, нынешние объемы двустороннего товарооборота не могут быть признаны удовлетворительными.
Узбекистан поддерживает стремление индийских компаний расширять инвестиционное сотрудничество в отраслях, в которых они имеют передовой технологический потенциал. В этом плане успешным примером является взаимодействие с компанией «Спентекс Индастриз», являющейся одним из крупных инвесторов в текстильный сектор Узбекистана, совместно с которой реализуется ряд проектов по переработке хлопкового сырья. Серьезные проработки имеются у фармацевтических компаний, в нефтегазовой отрасли и химической промышленности.
Представители индийского бизнеса проявляют интерес к открывающимся возможностям трансконтинентального интермодального хаба в аэропорту города Навои в качестве перевалочного транзитного пункта, обеспечивающего оптимальные сроки доставки грузов в страны Европы, СНГ, Ближнего Востока, другие регионы мира и обратно. В настоящее время из этого международного хаба осуществляются регулярные рейсы в ведущие транзитные точки мира, в том числе в такие промышленные центры Индии, как Дели и Мумбай.
Одним из самых перспективных направлений двустороннего сотрудничества стороны отметили сферу информационных технологий, и в первую очередь производство программных продуктов, телекоммуникационного оборудования, дистанционное обучение и другие, где индийские специалисты по праву занимают одно из ведущих мест в мире. В этой связи было отмечено, что широкой популярностью пользуется открытый пять лет тому назад в Ташкенте Узбекско-индийский центр информационных технологий имени Джавахарлала Неру, где по самым передовым методикам проходят обучение молодые специалисты, широко внедряются современные принципы программирования.
Подтверждением обоюдного интереса расширять взаимодействие в сфере туризма является подписанный в рамках визита «План действий по развитию сотрудничества в сфере туризма» между Национальной компанией «Узбектуризм» и Индийской корпорацией развития туризма.
Были отмечены широкие возможности взаимодействия в научно-техническом сотрудничестве. Узбекские ученые и представители научных центров готовы расширить со своими индийскими коллегами совместные исследования в таких сферах, как физика, биотехнологии, материаловедение, солнечная энергетика, лазерные технологии, автоматизация производственных процессов.
Глава нашего государства встретился и провел плодотворные переговоры также с другими высшими руководителями Индии . Президентом Пратибхой Патил, вице-президентом . Спикером верхней палаты парламента Хамидом Ансари, министром иностранных дел Соманахалли Малайя Кришной. Согласно индийскому протоколу, состоялась беседа с лидером оппозиции в нижней палате парламента Сушмой Сварадж.
Глава Узбекистана посетил мемориальный комплекс Махатмы Ганди, где возложил венок в память великого сына индийского народа, посвятившего всю свою жизнь борьбе за национальное освобождение.
В целом, как признавали участники переговоров и представители индийских СМИ, освещавших государственный визит Президента Узбекистана, узбекско-индийский диалог на высшем уровне, подписанные долгосрочные документы создают хорошую базу для придания мощного импульса развитию двустороннего сотрудничества.
Как подчеркнуто в Совместном заявлении о стратегическом партнерстве, двусторонние отношения выведены на уровень долгосрочного стратегического партнерства на основе принципов равенства и взаимопонимания. Стратегическое партнерство будет предусматривать активизацию сотрудничества по широкому спектру направлений, включая политическое, экономическое, антитеррористическое, а также образование, здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, науку и технологии, туризм и культуру.
В ходе визита подписан ряд документов, направленных на кардинальное расширение в рамках экономического и инвестиционного сотрудничества в сфере топливной энергетики, информационных технологий, текстиля, фармацевтики, в банковской сфере и развития торговли.
В частности, предусматривается реализация более 30 проектов, в том числе направленных на совместный поиск, разведку и добычу углеводородного сырья с ведущей нефтегазовой компанией Индии «Ойл энд начурал гэз корпорэйшн», производство опто-волоконного кабеля в СИЭЗ «Навои», реализацию ряда проектов по производству субстанций и различных медицинских препаратов. С ведущими крупными текстильными компаниями подписаны документы по глубокой переработке хлопка, шелка и кожевенного сырья по производству и реализации готовых изделий. В сфере информационно-коммуникационных технологий согласованы проекты по производству смарт-фонов, планшетных компьютеров и интернет-приставок, а также источников электропитания на основе солнечно-гибридных технологий. Подписанными документами предусматривается реализация ряда проектов и в химической отрасли.
Национальным банком ВЭД Республики Узбекистан совместно с Экспортно-импортным банком Индии подписано соглашение о предоставлении кредитной линии на долгосрочных льготных условиях. Соответствующим соглашением оформлены крупные и долгосрочные поставки минеральных удобрений и других стратегических товаров.
В целом общая стоимость экономического пакета, подписанного в ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан, составляет более 2,2 миллиарда долларов США.
По общей оценке сторон, итоги государственного визита Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в Индию, проведенные переговоры и подписанные документы стали надежной основой для нового этапа взаимоотношений, характеризующегося как стратегическое партнерство по всем направлениям сотрудничества на долгосрочной основе.
[1] Источник — 7 канал, постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1305779340
[2] АО «НАК «Казатомпром» — национальный оператор Казахстана по экспорту урана и его соединений, редких металлов, ядерного топлива для атомных энергетических станций, специального оборудования, технологий и материалов двойного назначения. Основными направлениями деятельности компании являются: геологоразведка, добыча урана; производство продукции ядерного топливного цикла; реакторостроение, атомные электростанции; производство конструкционных материалов; энергетика; наука; социальное обеспечение и подготовка кадров. На сегодняшний день в компании работает свыше 23 тыс. человек. Казатомпром входит в число ведущих уранодобывающих компаний мира.
[3] http://www.today.kz/ru/news/economics
[4] Источник ИА Новости-Казахстан.
[5] Евразийская корпорация природных ресурсов (Eurasian Natural Resources Corporation PLC — ENRC PLC) является одной из ведущих в мире групп в сфере добычи и переработки минеральных ресурсов с интегрированными, добывающими, перерабатывающими, энергетическими и логистическими предприятиями. Группа ENRC зарегистрирована в Великобритании со штаб-квартирой в Лондоне. Источник: Казинформ
[6] Урихтау — нефтегазоконденсатное месторождение, расположеное в Мугоджарском районе Актюбинской области Казахстана. Непосредственно граничит с разрабатываемым месторождением Жанажол и месторождением Кожасай. Ближайший магистральный нефтепровод Атырау-Орск находится в 100 километрах. Относится к Восточно-Эмбинской нефтегазоносной области. Месторождение открыто в 1983 году. Сначала была открыта газоконденсатная часть, а затем обнаружена нефтяная залежь. Нефтяная залежь на глубинах 2900 — 3000 метров расположена в южной части площади. Источник ИА Новости-Казахстан.
[7]По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнесса» (АКАБ). Источник: Today.kz
[8] Источник: BNews.kz
[9] Из выступления президента РК Н. Назарбаева на заседании Совета управляющих ЕБРР. Источник ИА Новости-Казахстан.
[10] Источник ИА Новости-Казахстан.
[11] По данным Агентства РК по статистике
[12] По данным Агентства РК по статистике
[13] По данным Агентства РК по статистике
[14] согласно стратегическому плану министра, в 2011 году в Казахстане планируется добыть 42 млрд. кубометров газа, в 2012 году — 42,5 млрд. кубометров, 2013 году — 52,9 млрд. кубометров, в 2014 году — 55,8 млрд. кубометров и в 2015 году — 59,3 млрд. кубометров. По данным Агентства РК по статистике
[15] Китайская сторона инвестирует $3 миллиона. А также Китай вложит $200 тысяч в развитие парниково-тепличного хозяйства. Согласно договору с Алтайским краем России, в Ошскую область поставят лесоматериалы на сумму $2,5 миллиона. В Россию будут экспортироваться консервированные мясные и молочные продукты из Кара-Кульджинского района. Сумма контракта — $1 миллион. URL: http://www.24.kg/parlament/97658-akylbek-zhaparov-stavka-pravitelstva-kyrgyzstana.htm
[16] URL: http://www.24.kg/economics/100522-laquocenterra-goldraquo-stoimost-paketa-akcij.html
[17] По данным пресс-службы Министерства сельского хозяйства КР
[18] Источник — kg.akipress.org
[19] Алматинские консультации по Рогунскому проекту между правительствами стран бассейна реки Амударья с участием гражданского общества проходили под патронажем Всемирного банка.
По данным ВБ, данные совещания являются первым раундом обсуждения Рогунского проекта, которые позволяют познакомиться с информацией, получаемой компаниями в результате экспертизы проекта.
Банк нанял независимых международных экспертов, которые будут оценивать первоначальные отчеты компаний, нанятыми правительством Таджикистана для проведения оценочных исследований Рогунской ГЭС. Источник ИА «Азия-Плюс»
[20] Источник ИА «Азия-Плюс»
[21] По данным Агентства по статистике при президенте РТ
[22] По данным министра сельского хозяйства РТ
[23] Мировые цены на хлопок в этом году побили рекорды 20-летней давности. Стоимость 1 тонны хлопка-сырца приближается к $5 тыс., что практически в три раза дороже прошлогодней цены. 15% экспортного потенциала Таджикистана составляет хлопок, 35% — принадлежит алюминию. Источник ИА «Азия-Плюс»
[24] По данным Госкомимущества РУз.
[25] По данным Госкомстата Узбекистана
[26] Индекс деловой активности промышленного сектора (APIC 100), начиная с июня месяца 2010г. рассчитывается на основе опроса 100 крупных и средних промышленных предприятий, и внедрён взамен раннее исчисляемого Индекса APIC 50 (на базе опроса 50 предприятий). Индекс рассчитывается исходя из таких 5 основных индикаторов, как новые заказы, объемы производства и реализации, занятость и остатки готовой продукции. Значение Индекса более 50 пунктов свидетельствует о положительной тенденции деловой активности. Источник ИА «UzDaily.uz»
[27] Источник ИА «UzDaily.uz»
[28] Российская компания в настоящее время задействована в трех проектах в Узбекистане – Кандым-Хаузак-Шады, Юго-Западный Гиссар, а также разработка узбекской части Аральского моря в составе международного консорциума.
На сегодняшний день компания добывает в Узбекистане более 3 млрд. кубометров газа в год, а ее инвестиции в нефтегазовый сектор Узбекистана составляют порядка $1,5 млрд. Источник ИА «UzDaily.uz»
[29] По информации компании «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани», промышленная добыча газа на участке «Хаузак-Шады» была начата в ноябре 2007 года. В течение года было проложено более 90 км ЛЭП, построена установка предварительной подготовки газа. Построены межпромысловые газопроводы и конденсатопровод. На проектную мощность в 3 млрд. кубометров год этот промысел вышел в сентябре 2008 года. В декабре 2010 года был подготовлен новый проект разработки «Хаузак-Шады» по которому уровень добычи природного газа будет увеличен до 4 млрд. кубометров в год. Источник ИА «UzDaily.uz»
[30] Источник ИА «UzDaily.uz»
[31] Алматы – Ф.Низамов: Источник — ЦентрАзия, постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1305875580
[32] Алматы — С.Домнин: Эксперт Казахстан
Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1305802560
[33] Ташкент — Источник — mfa.uz, постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1305828300