×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/obzor-ekonomicheskoy-jizni-respubliki-uzbekistan-za-sentyabr-oktyabr-2011-g/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Обзор экономической жизни Республики Узбекистан за сентябрь-октябрь 2011 г.

По результатам экономического развития за истекший период 2011 г. Узбекистан сохраняет лидирующие позиции по темпам ростамакроэкономических показателей страны, что обусловлено высокими потребностями по основным экспортным позициям республики (газ, хлопок, сельхозпродукция) и ростом цен на них, сравнительно высокой долей экспорта продукции с глубокой промышленной переработкой по сравнению со странами региона.

Увеличение торгового оборота и инвестиционной активности (в большей степени государственных вливаний, либо инвестиций по государственные гарантии) создали условия посткризисного периода развития экономики Узбекистана (см. приложение 1). При этом следует отметить, что данный рост также как и в докризисный период обеспечен высокой долей государственного присутствия в экономике, в том числе и за счет стабильного прироста банковского сектора, также поддерживаемого государственными вливаниями (см. приложение 2). Продолжается активное применение техники ручного управления экономики со стороны государства, в том числе за счет высокой доли госсектора. При этом продолжаются попытки искусственного вживления в практику хозяйствования элементов рыночных отношений посредством административного стимулирования развития малого и среднего бизнеса и элементов рынка ценных бумаг на уровне межгосударственных соглашений (подробности см. в приложении 3).[1]

По мнению директора Департамента Центральной и Западной Азии АБР Хонг Ванга, в Узбекистане имеются беспрецедентные возможности становления в качестве центра торговли и коммерции в Центральноазиатском регионе и достижения быстрого и устойчивого экономического роста. При этом прогнозируется двойное увеличение автотранспортных средств в стране течение пяти лет. Правительство Узбекистана ежегодно направляет 1% ВВП на развитие дорог, но постепенно сумма увеличивается. АБР будет содействовать правительству в повышении потенциала ведомств, ответственных за управление и эксплуатацию дорог, а также реализации национальной стратегии и плана действий по дорожной безопасности.

По данным Госкомстата Республики Узбекистан в январе-сентябре 2011 года ВВП Узбекистана по сравнению с аналогичным периодом 2010 года вырос на 8,2% (в январе-сентябре 2010 года – 8,3%). Темпы роста других макроэкономических показателей составили: объем промышленного производства – 107,0% (108,3%), потребительских товаров – 111,4% (112,0%), продукции сельского хозяйства – 106,8% (107,8%), инвестиций в основной капитал – 108,0% (108,1%), розничного товарооборота – 116,2% (112,2%), платных услуг – 114,2% (110,3%). Объем внешнеторгового оборота вырос на 121,6% (100,3%), в том числе, экспорт – на 121,4% (108,3%), импорт – на 121,8% (90,1%). Положительное сальдо внешней торговли составило 3,8 млрд. долл. США.[2]

Государственный бюджет исполнен с профицитом в размере 0,4% к валовому внутреннему продукту. Уровень инфляции не превысил прогнозные параметры. В рамках Программы о приоритетах развития промышленности в 2011-2015 годах за девять месяцев введены в эксплуатацию 828 производственных объектов в пищевой, легкой, химической промышленности, машиностроении, промышленности стройматериалов и других отраслях. Объем привлеченных иностранных инвестиций превысил 2,3 млрд долларов.

За девять месяцев выполнены дорожно-строительные работы по устройству асфальтобетонного покрытия на 234,8 км автомобильных дорог общего пользования международного и государственного значения, включая строительство участков Узбекской национальной автомагистрали.[3]

С начала года в сельской местности введено 5966 индивидуальных жилых домов по типовым проектам. По стране проложено 2194,2 км водопроводных сетей, в том числе 1934 км в сельской местности. Доля малого бизнеса в ВВП достигла 50,5% против 48,5% по итогам первых девяти месяцев 2010 года. Объемы промышленного производства в малом бизнесе возросли на 26,5%, экспорта продукции – в 1,6. Совокупный капитал коммерческих банков вырос в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы депозитов населения и юридических лиц увеличились почти в 1,5 раза. Кредитные вложения банков в реальный сектор экономики выросли на 35,6%.[4]

В соответствии с Государственной программой мелиоративного улучшения орошаемых земель было освоено всего 123,9 млрд. сумов или 67,2 процентов к годовому прогнозу и до конца года ожидается улучшение мелиоративного состояния более 260 тыс.гектаров земель, за счёт снижения энергетических затрат на 150,0 млн кВт/час в водном хозяйстве сэкономлено 12,5 млрд сумов, продолжилась реализация целевых комплексных программ развития отраслей и сфер секторов, в результате чего создано 185 новых рабочих мест надомного труда и произведено продукции на сумму 53,7 млн. сумов, в том числе за счёт создания специализирующих птицеводческих фермерских хозяйств, за счёт ввода новых мощностей и расширению имеющихся мощностей в системе водного хозяйства организовано открытие ещё 5633 дополнительных рабочих мест.[5]

В рамках Программы локализации по 10 проектам было произведено импортозамещающей продукции на сумму 2120,3 млн. сумов, системно продолжалась деятельность по укреплению платежной дисциплины и сокращению недоимок — в системе министерства по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года дебиторская задолженность сократилось на 20,5 млрд. сумов, кредиторская на 8,7 млрд. сумов и по заработной плате на 3,1 млрд. сумов, проводимая реформа в сельском хозяйстве продолжается по принципу повышение заинтересованности хозяев земли и имущества.[6]

Согласно распоряжению Президента Республики Узбекистан Ф-3512 от 18 октября 2010 года после оптимизации земельных участков фермерских хозяйств к 1 октябрю 2011 года в республике действуют 66134 фермерских хозяйств, и им передано в аренду 5,295 млн.га земли. За отчетный период сельхозпредприятиям (в основном фермерским хозяйствам) на лизинговой основе поставлено 4629 единиц новой сельхозтехники разных марок на сумму 104,3 млрд. сумов, в достаточном количестве минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов. Коммерческими банками выделено для сельского хозяйства льготных кредитов на сумму 1,597 трлн. сумов, из них на производство зерна 413,0 млрд. сумов и на производство хлопка-сырца 1184,0 млрд. сумов. За сезон было выращено 437 тыс. 877 коробок грены и сдано государству 24666,9 тонн живых коконов тутового шелкопряда, урожайность с каждой коробки грены составила 56,3 килограмма. Зерноводами было произведено почти 6,8 млн. тонн зерна, средняя урожайность составила на поливных землях 50,2 ц/га. Во всех категориях хозяйств было произведено всего 9,155 млн. тонн овощей-фруктов и картофеля или на 888,5 тыс. тонн больше аналогичного периода прошлого года, при этом темп роста составил 10,7 процентов. В рамках программы расширения производства нетрадиционных масличных культур на 1 октября т.г. было всего собрано 1719 тонн урожай подсолнечника и на богарных землях 9486 тонн сафлора, процесс уборки продолжается. На 1 октября текущего года во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота составило 9428,2 тыс. голов и увеличилось к аналогичному периоду 2010 года на 6%, в том числе коров на 5,1%, овец и коз на 4,7%, всех видов птицы на 14% соответственно. Достигнуты положительные результаты по производству животноводческой продукции, было произведено всего 1132,8 тыс. тонн мяса в живом весе (темп роста — 6,9%), молока — 4910,4 тыс.тонн (7,2%), яиц — 2562.6 млн. шт. (13%).[7]


Доля малого бизнеса в ВВП достигла 50,5 процента против 48,5 процента за 9 месяцев 2010 года. Объемы промышленного производства в малом бизнесе возросли на 26,5 процента, экспорта их продукции – в 1,6 раза.[8]

Узбекистан и Всемирный банк начинают сотрудничество по трем проектам, направленным на улучшение энерго- и водоснабжения, а также медицинских услуг для населения страны. С целью повышения надежности электроснабжения потребителей в четырех областях Узбекистана – Самаркандской, Кашкадарьинской, Навоийской и Бухарской – подписано заемное соглашение на сумму 110 млн долларов из средств Международного банка реконструкции и развития. Данные средства предназначены для реализации проекта строительства высоковольтной линии 500 кВ Талимарджанская ТЭС – подстанция Согдиана, которая позволит усилить энергосистему и снизить потери при передаче электроэнергии.

Этот проект направлен на передачу электроэнергии с расширенной Талимарджанской ТЭС на всю страну, главным образом в ее юго-западную часть. Взаимосвязанный проект модернизации ТЭС финансируется за счет средств, предоставляемых Азиатским банком развития, Агентством по международному сотрудничеству Японии, Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан и ГАК «Узбекэнерго».

ВБ также оказывает содействие Узбекистану в повышении энергоэффективности промышленных предприятий посредством предоставления кредитной линии через местные банки промышленным предприятиям, подготовке Стратегии энергоэффективности для повышения конкурентоспособности, оценке экспортного потенциала поставок электроэнергии в Афганистан и Пакистан и разработки Проекта автоматизированной системы контроля и учета электроэнергией (АСКУЭ).

Улучшению электроснабжения и повышению эффективности предприятий энергетического сектора в Узбекистане уделяется значительное внимание. Направленные на это усилия правительства страны поддерживаются Стратегией содействия, утвержденной ВБ для республики на период с 2008 по 2011 финансовые годы.[9]

Следующее соглашение, которое подписано Всемирным банком и правительством Узбекистана, направлено на улучшение услуг водоснабжения в Сырдарьинской области. Кредит Международной ассоциации развития в размере 88 млн долларов принесет пользу более чем 340 тысячам жителей Узбекистана, проживающим в пяти районах. Предполагается, что по завершении проекта улучшится качество услуг водоснабжения в области, повысится потенциал организаций водоснабжения и их финансовая устойчивость. В настоящее время, по данным ВБ, вода в города и сельские населенные пункты, расположенные на территории проекта, подается из системы региональных водоводов и около 250 отдельно расположенных скважин. Из-за значительной степени износа скважин случаются перебои в водоснабжении ряда населенных пунктов. В результате население начинает пользоваться водой из других источников, что может оказать влияние на состояние здоровья людей. Проект будет финансировать как деятельность по восстановлению существующей инфраструктуры, так и по замене устаревших систем.[10]

Третье соглашение направлено на реализацию проекта «Совершенствование системы здравоохранения Узбекистана». Кредитное финансирование на сумму 93 млн долларов будет предоставлено из средств Международной ассоциации развития.

В проекте предусмотрена модернизация системы здравоохранения в целях обеспечения более широкого доступа населения, особенно сельской его части, к качественным и устойчивым медицинским услугам. Эта цель будет достигнута путем расширения доступа к качественным услугам здравоохранения первичного звена, повышения качества услуг и финансовой устойчивости отобранных сельских больниц, обеспечения их большей доступности населению и создания основы системы мониторинга и контроля неинфекционных заболеваний.[11]

В свободной индустриально-экономической зоне «Навои»[12] в преддверии Дня независимости открылось пять новых предприятий. В числе зарубежных инвесторов новых предприятий – крупные компании из Китая, Южной Кореи и Сингапура.[13]

СП UZKOR Lighting, созданное ассоциацией «Узэлтехсаноат» и компанией Shinghwa Lighting (Республика Корея) будет производить 6 миллионов энергосберегающих газоразрядных компактных ламп в год, а после выхода на полную мощность – до 13,7 миллиона штук. Общая стоимость проекта составляет 4,7 млн долларов. Создано 45 рабочих мест. Не менее половины продукции будет экспортироваться.

СП CFM ProEnergies, созданное компанией «Узпроммашимпекс» МВЭСИТ и CFM Holding (Сингапур), специализируется на выпуске светодиодных ламп и осветительных приборов. На сегодняшний день их производство налаживается впервые не только в регионе, но и в СНГ. Компания будет выпускать в год более 2 миллионов единиц такой продукции, как бытовые светодиодные лампы, фонари уличного освещения, светофоры, прожекторы и светодиодные рекламные панели. Стоимость проекта составляет 5 млн долларов. Создано 50 рабочих мест, после выхода предприятия на полную мощность здесь будет трудиться до 150 человек. Более 50% продукции предприятия также будет поставляться на внешние рынки.

На базе действующего узбекско-сингапурского СП «Телеком Инновейшнс» по сборке приемников для цифрового телевидения (set-top box) создано трехстороннее СП с участием ZTE (КНР) и Узбекского агентства связи и информатизации, которое будет производить телекоммуникационное оборудование – ADSL- и DSLAM-модемы. Всего в год будет выпускаться 25 тысяч единиц импортозамещающего оборудования.

Продукция СП Navoiy Hunan Pulp – детские подгузники и другие гигиенические изделия. Созданное компаниями «Навоиазот» и Hunan Aloft Imp & Exp. Co. Ltd (КНР) предприятие будет выпускать по 200 миллионов штук изделий в год. Стоимость проекта – 2,2 млн долларов. Создано 57 рабочих мест. 30% продукции намечено экспортировать.

ООО Hаnsаng Fаrm ГАК «Узфармсаноат» начинает производство готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Общая стоимость проекта – 2 млн долларов. Его реализация позволит обеспечить выпуск более 10 миллионов таблетированных и галеновых препаратов. Предусматривается, что предприятие будет экспортировать 15% продукции. Создано 45 рабочих мест.[14]

До конца текущего года в СИЭЗ «Навои» запланирован запуск еще четырех предприятий, где будут выпускаться газовые баллоны для автомобилей, электронные приборы учета газа и другая востребованная продукция.

Азиатский банк развития предоставил Узбекистану мультитраншевое финансирование в размере 500 миллионов долларов для реконструкции 230 км национальной автомагистрали. Это будет содействовать развитию торговли вдоль ключевого регионального транспортного коридора, связывающего Азиатский регион с Европой. Финансирование также направлено на улучшение соединяемости дорог и повышение безопасности. Финансирование было одобрено 23 августа советом директоров АБР. Оно проходит в рамках второй программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) «Развитие региональных автомобильных дорог. Фаза 2».[15]

Первый транш в размере 130 млн долларов будет направлен на восстановление 74-километрового участка автодороги A-373, проходящей через Ферганскую долину. Как отмечается в пресс-релизе АБР, здесь проживает треть населения Узбекистана и производится самый большой удельный вес сельскохозяйственной продукции. Также АБР окажет содействие в обеспечении дорожной безопасности и улучшении управления активами. В рамках инвестиционной программы АБР выделит займы для трех дорожных проектов. При этом 320 млн долларов будет выделено из обычных капитальных ресурсов АБР и 180 млн долларов – из средств Азиатского фонда развития. Первый транш будет предоставлен сроком на 24 года, включая четырехлетний льготный период, процентная ставка определяется в соответствие с заимствованиями АБР на основе ЛИБОР. Правительство Узбекистана выделит средства софинансирования в размере 100 млн долларов для общей программы на сумму 600 млн долларов. Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов выступит исполнительным агентством для программы, окончание которой планируется в марте 2017 года.[16]

Наиболее интересные публикации

Приложение 1

Возможности и вызовы посткризисного развития[17]

Центр экономических исследований представил результаты исследовательского проекта «Реформа международной финансовой архитектуры: вызовы и возможности для Узбекистана». Страны с развивающимися экономиками в посткризисный период должны быть готовы к тому, что на мировом рынке произойдет ужесточение конкуренции по всем направлениям. Таков один из выводов проекта «Реформа международной финансовой архитектуры: вызовы и возможности для Узбекистана», осуществленного специалистами Центра экономических исследований (ЦЭИ).

На презентации итогов исследования, состоявшейся 30 сентября в Ташкенте, отмечалось, что темпы экономического роста стран с развивающимися экономиками в период 2001-2007 годов демонстрировали явное преимущество перед развитыми странами. Этот показатель в суммарном выражении достигал 8% к 2007 году. Также в этот период шел сравнительный рост стран с развивающейся экономикой по национальным сбережениям – до 30% к ВВП в 2007-2008 годах. Скачкообразный рост показала и капитализация рынков, приблизившаяся в суммарном выражении чуть ли не к 100% ВВП к 2007 году и уже через год упавшая на уровень 50%. Эти данные, по мнению аналитиков, свидетельствуют об усилении глобальных макроэкономических дисбалансов и рисков инвестирования. Одновременно возможно усиление нестабильности традиционных факторов роста и социальной нестабильности. Общеизвестен и фактор обесценивания доллара США в качестве мировой резервной валюты.

Все это влияет на изменение географии формирования и распределения мировых финансовых потоков. Это, в свою очередь, подразумевает ужесточение конкуренции по всем направлениям, усиление роли товарных экспортных потоков.

Для модели финансовых потоков в Узбекистане, по мнению аналитиков, характерно обслуживание экономики государственного спроса. При этом необходим учет нестабильности внешнеэкономической конъюнктуры.

Эффект сильного присутствия государства в экономике имеет различные стороны, в том числе и негативные. Так, есть факты адресных решений, которые идут в противовес созданию общих правил игры. Это, в свою очередь, может стать отрицательным стимулом для выхода на рынок новых предприятий. Кроме того, государственная модель финансирования влечет за собой рост цены кредитных ресурсов для частного сектора экономики. Программы модернизации при усилении их монопольного характера влияют на монополизм в ценовой политике, создающий высокие инфляционные ожидания. Последнее прямым образом может сказаться на ценах продовольствия и потребительских товаров, в которые производители заложат и ожидаемые риски.

В этой ситуации аналитики предлагают Узбекистану усилить роль частных источников роста, то есть создать экономику предложения.

Активизация внутренних финансовых источников роста может привести к либерализации процентной политики и углублению реформ в правоприменительной сфере, направленных на защиту собственности и развитие конкуренции.

Кроме того, предлагается усилить процесс диверсификации источников, форм валют и методов привлечения и использования инвестиций. Для этого, по мнению авторов исследовательского проекта, целесообразно создание государственного инвестиционного (суверенного) фонда, привлечение внешних заимствований в среднесрочном периоде, диверсификация структуры резервных активов государства – то есть активное использование наряду с долларом российского рубля, юаня, валют региона.

Для активизации товарных экспортных потоков Узбекистана рекомендуется усиление их финансового сопровождения. Это подразумевает предоставление кредитов для приобретения узбекских товаров за рубежом с привлечением кредитов международных финансовых институтов, унификация обменного курса.

Как отмечается в докладе, посткризисный период развития глобальной экономики создал ряд преимуществ для стран с развивающейся экономикой. В их числе ускорение перемещения центра посткризисного мирового роста в развивающийся мир, усиление позиций развивающихся стран в качестве центра мирового покупательского спроса, увеличение доли развивающихся стран в контроле над международной финансовой архитектурой, особенно в части золотовалютных резервов, перемещение инвестиционного и инновационного потенциала. И этими преимуществами необходимо уметь грамотно воспользоваться.

Что такое средний класс в Узбекистане?

Попыткой ответить на этот вопрос стало исследование Центра экономических исследований «Мобилизация активов домохозяйств».

Что сегодня представляет из себя отечественный бизнес и его представители? Как зарабатывают и как тратят средства представители среднего класса узбекистанцев? Попыткой ответить на эти вопросы стало исследование Центра экономических исследований «Мобилизация активов домохозяйств-2010».

По оценке специалистов ЦЭИ, около 5 миллионов домохозяйств (семей) в Узбекистане располагают активами минимум на 85 млрд долларов, что показывает рост приблизительно в три раза с 2004 по 2009 год. При этом львиная доля активов принадлежит недвижимости, которая занимает до 84% от общего показателя.

Если же сложить недвижимость, транспорт и имеющийся у семей в основном в сельской местности скот, то эти показатели займут в сумме около 95% от всех активов. На оставшиеся 5% падают такие показатели активов, как бытовая техника и сбережения, в том числе наличные, драгоценности, банковские счета и акции.

Как показало исследование, жители Узбекистана начинают активнее использовать имеющиеся у них активы для получения доходов. Если в 2003 году только 8,5% семей из общего числа имеющих жилье пытались извлечь из этого доход, то в 2009 году таких уже 31,4%. Из тех же, кто имеет другое жилье наряду с основным, в 2009 году как источник дохода его использовало 81,2% (в 2003 году – 40,9%). То есть таких предприимчивых стало более чем в два раза больше.

Особенно показателен рост по владельцам грузового транспорта. В 2003 году он был источником дохода для 40% домохозяйств, а в 2009 году – для всех 100%, которые его имеют. Именно для получения дохода для семьи держат скот 94,4% домохозяйств (в 2003 году – 67,6%). В 90,1% получают доход владельцы земли (в 2003 году – 58,3% от общего числа владеющих землей домохозяйств).

В то же время доход от собственности, то есть той же недвижимости, составляет очень незначительный процент в общей структуре доходов домохозяйств. Гораздо более значимо нас «кормят» заработная плата, пенсии, стипендии и предпринимательская деятельность.

На что же тратятся полученные средства? Как показывает исследование, по-прежнему высока доля расходов на питание. Она составляет 43,2% от всех полученных доходов. В развитых странах этот показатель сегодня равен 25-30%. Еще 13,4% составляют потребительские расходы, в том числе покупка непродовольственных товаров и оплата услуг, и 23,5% занимают непотребительские расходы.

Существенные изменения в потребительском поведении произошло в плане приобретения товаров длительного пользования. Если по данным на 2003 год имевшиеся в семьях такие товары были приобретены 10-20 лет назад, то в 2009 году более 30% имевшихся товаров длительного пользования значительно «помолодели» и были приобретены в период с 2003 года. Обновлению также подвергся парк личного автотранспорта – более двух третей автомобилей были приобретены не более семи лет назад, тогда как более 70% автомобилей в 2003 году имели срок службы восемь лет и более. В два раза вырос парк грузовых автомобилей.

Значительно – почти на 40% выросло имеющееся в семьях количество крупного рогатого скота. По данным исследования более 46% семей имеет в среднем две коровы (стоимостью 300 долларов за голову) и более 15% семей – по 4,8 голов баранов (по 90 долларов).

Интересен результат опроса населения о том, куда хотелось бы вкладывать деньги, если бы их стало больше. Оказывается, в 7 раз больше семей стали бы тратить деньги на предметы длительного пользования и на улучшение жилищных условий, в 4 раза больше – на покупку скота, в 2,6 раза больше – на проведение свадеб и торжеств. При этом 23% семей хранили бы суммовые средства «в кубышке», не прибегая к услугам банков, а 8,4% приобрели бы валюту. Доля семей, которые вкладывали бы при росте доходов средства в бизнес, могла бы возрасти только до 12%.

Сегодня население меньше высказывает заинтересованности в привлечении кредитов или других ресурсов. Как показывает исследование, в 2003-2004 годах семьи оценивали свои потребности в привлеченных ресурсах/кредитах в размере 5,2 млрд долларов. Сегодня же, по расчетам 2009-2010 годов, эта сумма составила только 2 млрд долларов или 400 долларов в среднем на семью. В то же время общеизвестно, что сегодня созданы инструменты и возрос потенциал для кредитования. Ответы населения свидетельствуют, что интерес к кредитам низок, так как не хватает знаний и навыков в этой области, нет информации о рынках и возможностях и нет интересных населению целевых кредитных продуктов.

Интересен срез исследования, посвященный желанию людей самообразовываться и повышать квалификацию. Любая экономика испытывает недостаток работников с высшим образованием. В Узбекистане около 22% рабочих мест требуют того, чтобы занятые на них работники имели высшее образование. При этом, свидетельствует исследование, реально заботятся о повышении уровня образования менее 10% населения. Расходы на образование составляют всего 4% в общей структуре расходов. 91% опрошенных на протяжении последних пяти лет не предпринимали никаких шагов по получению дополнительных знаний и навыков, а 75,6% не высказывают желания улучшать свое образование.

Далеко не все опрошенные уделяют достаточное внимание и состоянию своего здоровья. Только 44% из них более или менее регулярно наблюдается у врачей и проходит хотя бы частичную диспансеризацию. Доля расходов на здравоохранение немного превышает 5% в структуре всех расходов домохозяйств. Основное внимание здоровью уделяется в детском возрасте, в основном благодаря усилиям государства, а также в пожилом возрасте.

Исследование дает портрет представителей среднего класса и, в частности, предпринимателей. В основном сферой их бизнеса (до 53%) является торговля, 19% – сфера услуг, 18% – производство товаров, 11% заняты в сфере общественного питания. Чаще всего производители ориентированы на выпуск товаров и оказание услуг исключительно для населения. Только 10,8% из них выпускают товары и оказывают услуги для предприятий. Лишь 13% предпринимателей имеют одновременно несколько видов бизнеса, как правило, два. На половине предприятий (56%) число работников не менялось с момента создания. На 35% предприятий произошло увеличение числа работников, а на 9% – сокращение.

Возвращаясь к вопросу профессионального роста, отметим, что, как показало исследование, 31% предпринимателей уверены, что профессиональная подготовка является делом самих работников, а 28% возлагают ответственность за подготовку кадров на государство.

В плане социальной ответственности тех, кто создает рабочие места, 74% предпринимателей считают, что они должны платить зарплату работникам, а 69% – насыщать рынок товарами и услугами. Однако только 24% представителей бизнеса сказали о том, что они обязаны соблюдать трудовые права своих работников, 23%, что должны заботиться о качестве товаров и услуг, 17% – платить налоги в полном объеме.

По данным исследования, большинство бизнесменов не склонны расширять свой бизнес или диверсифицировать его. Ведение бизнеса и потребительское поведение сегодняшнего среднего класса во многом все еще носит традиционный характер. Нынешний частный сектор в подавляющем своем большинстве ориентирован на инвестирование в сферы с быстрой оборачиваемостью капитала, даже в условиях предоставления льгот и преференций.

Согласно выводам исследователей, сегодня средний класс занимает 60-65% от общества Узбекистана в целом. Еще 10-15% исследователи характеризуют как «резерв» среднего класса. Говоря о роли среднего класса, отмечается, что он является социальной базой модернизации общества и играет роль социального стабилизатора. Кроме того, что средний класс является производителем значительной части доходов общества, он еще и важный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

Исследования также делает выводы о тех факторах, которые способствуют формированию и укреплению среднего класса. Это среда, благоприятная для развития предпринимательства, укрупнение капитала, в том числе и путем создания бизнес-групп, паевых инвестиционных фондов и т.д., повышение информированности домохозяйств и предпринимательских кругов о рынках, технологиях, законах и правах, облегчение условий для организации и реорганизации бизнеса и доступ к ресурсам

Текст:



Приложение 2

Moody’s прогнозирует стабильное развитие банковской системы[18]

Рейтинговое агентство Moody’s Investors Service сохранило стабильный прогноз развития банковской системы Узбекистана.

«Стабильный» прогноз отражает ожидания Moody’s о том, что в стране сохранятся благоприятные макроэкономические условия благодаря высоким ценам на основные статьи экспорта Узбекистана (металлы и продукцию сельского хозяйства), а также масштабной инвестиционной программе, реализуемой правительством, говорится в опубликованном 22 августа отчете агентства.

К факторам, поддерживающим «стабильный» прогноз, относятся хорошая способность банков генерировать прибыль из постоянных источников, достаточный уровень капитализации банков для поглощения убытков по проблемным кредитам (согласно базовому сценарию Moody’s), а также всемерная поддержка, оказываемая правительством банковскому сектору.

В течение прогнозного периода (12-18 месяцев) благоприятные макроэкономические условия, сложившиеся в Узбекистане, будут в целом положительно влиять на операционную среду для банков страны. На протяжении нескольких лет ВВП республики последовательно растет, и агентство Moody’s ожидает, что в 2011 и 2012 годах рост ВВП составит 7% в год благодаря положительному торговому балансу и государственным инвестициям, подчеркивается в отчете.

Агентство отмечает высокую степень интеграции центрального правительства, национальной экономики и банковского сектора, при этом государству принадлежит около 2/3 экономики и оно напрямую контролирует 70% банковской системы. Поэтому устойчивый рост экономики будет и далее оказывать благоприятное воздействие на состояние банковской системы, обеспечивая приток депозитов и повышение спроса на кредиты со стороны заемщиков.

Moody’s ожидает, что в 2011 и 2012 годах банки продолжат получать устойчивый операционный доход благодаря высокому уровню комиссионного дохода, на долю которого приходится около 40% всех поступлений от операционной деятельности, а также значительной и стабильной чистой процентной марже, составляющей 400-500 базисных пунктов. Чистая прибыль могла бы снизиться, если бы банки более тщательно подходили к резервированию на возможные потери по ссудам, однако это не является базовым ожиданием Moody’s.

Согласно рейтинговому агентству, совокупная доля обесценившихся кредитов банков на уровне 12,4% (согласно отчетности по МСФО рейтингуемых Moody’s банков на конец 2010 года) видится заниженной, поскольку банки часто реструктурируют «сомнительные» кредиты и не классифицируют их в отчетности как проблемные кредиты. Более того, сформированные резервы на возможные потери по ссудам в объеме 5,5% от совокупного кредитного портфеля, по мнению Moody’s, недостаточны и не соответствуют возможному реальному уровню проблемных кредитов, поскольку итоговый объем кредитных потерь может достичь 10% от совокупного объема кредитного портфеля.

«Важно то, что общий уровень капитализации банков является достаточным для поглощения убытков по базовому сценарию агентства Moody’s, что является фактором, поддерживающим стабильный прогноз банковского сектора. В случае реализации базового сценария совокупный коэффициент достаточности капитала всего банковского сектора Узбекистана (по Базелю-1) останется выше 13%», – говорится в прогнозе.

В последние годы, когда банковские системы других стран переживали трудные времена, рейтинги банков Узбекистана отражали стабильность экономической среды республики и хорошие финансовые показатели деятельности. «Стабильный» прогноз по банковской системе страны на последующие 12-18 месяцев соотносится со «стабильными» прогнозами самостоятельных рейтингов финансовой устойчивости, а также рейтингов долговых обязательств и депозитов восьми банков Узбекистана, рейтингуемых агентством Moody’s.



Приложение 3

Модернизация рынка ценных бумаг начинается[19]

Государственный комитет по управлению государственным имуществом и Корейская фондовая биржа 23 августа подписали генеральный договор о модернизации рынка ценных бумаг Узбекистана. На церемонии подписания с узбекской стороны участвовали руководители Госкомимущества, Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг, представители министерств экономики, финансов, юстиции, иностранных дел, внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Госкомдемонополизации, Центрального банка и Узбекского агентства связи и информатизации.

Корейская сторона была представлена председателем КФБ Бонгсу Ким, директором КФБ Ким Хеонг Чул и рядом других представителей и ведущих специалистов Корейской фондовой биржи.

В декабре 2010 года между Госкомимуществом Узбекистана и Корейской фондовой биржей был подписан меморандум о взаимопонимании по развитию рынка ценных бумаг. В соответствии с ним был создан объединенный рабочий комитет в составе экспертов от обеих сторон для изучения ситуации на рынке ценных бумаг. Было начато сотрудничество в организации тренингов по вопросам информационных технологий, необходимых для надежного и эффективного функционирования рынка ценных бумаг и в изучении законодательной базы, регулирующей данный рынок в Узбекистане.

Подписание генерального договора по модернизации рынка ценных бумаг позволит расширить взаимодействия во всех сферах деятельности фондовых рынков двух стран, а также доступ к современным информационным технологиям в целях создания модернизированной инфраструктуры фондового рынка в Узбекистане. В результате реализации положений генерального договора ожидается создание современной рыночной среды на фондовом рынке, внедрение передовых технологий при осуществлении процедур приобретения и продажи ценных бумаг, в том числе в режиме онлайн через интернет. По результатам первого полугодия 2011 года общий оборот рынка ценных бумаг Узбекистана (акции и корпоративные облигации) составил 322,8 млрд сумов, из которых на организованном рынке осуществлено сделок на 35,6 млрд сумов.

Особенно наглядно это демонстрируют показатели работы Республиканской фондовой биржи «Тошкент», являющейся основной торговой площадкой на рынке корпоративных ценных бумаг в республике. Биржевой оборот с ценными бумагами здесь составил 83,3 млрд сумов, что в девять раз выше показателя прошлого года и является рекордным за последние шесть лет.

Как известно, одним из главных показателей конкурентоспособности рынка ценных бумаг является степень развития вторичного фондового рынка. В первом полугодии рынок вторичного обращения ценных бумаг преобладал в структуре общего биржевого оборота – здесь совершены сделки на общую сумму 71,8 млрд сумов (86,2% от общего оборота). Таким образом, объем вторичного рынка акций в четыре раза превысил показатель аналогичного периода 2010 года.

В январе-июне 2011 года налицо более высокий спрос на ценные бумаги предприятий несырьевых секторов экономики, что свидетельствует о влиянии на развитие фондового рынка отраслей с более высокой добавленной стоимостью. Выросло число листинговых предприятий. Всего по состоянию на 30 июня в официальном биржевом листинге РФБ «Тошкент» состоят акции 97 акционерных обществ, в числе которых – коммерческие банки, страховые компании, предприятия нефтегазовой промышленности, производства строительных материалов, агропромышленного комплекса, энергетики, металлургии и другие. Расширение числа потенциальных инвесторов – основной фактор, активизирующий работу фондовой биржи, где сегодня значительно возросла возможность получить доход за счет торговли ценными бумагами. В Узбекистане формируется класс инвесторов, активизирующих свое участие в фондовом рынке и понимающих, что приобретая акции акционерных компаний, они становятся собственниками действующих активов, имеющих реальную перспективу роста. Об этом говорит показатель первого полугодия 2011 года по категориям инвесторов – в целом объем инвестиций юридических лиц, большинство которых – субъекты малого и среднего бизнеса, в ценные бумаги предприятий всех отраслей экономики, составляет основную часть биржевого оборота – 82 млрд сумов или 98,4%.




[1] Курсивом выделены авторские комментарии А.А. Мигранян

[2] Источник Информационная служба Госкомстата. — http://stat.uz/press/1/2771/

[3] Источник УзА.

[5] Источник UzDaily.uz

[6] Источник UzDaily.uz

[7] По данным Министерства сельского хозяйства РУз. Источник http://business.uzreport.com/uzb.cgi?lan=r&id=93059

[8] Источник НИА «Туркистон-пресс»

[9] Источник «Газета.uz»

[10] Источник «Газета.uz»

[11] Источник «Газета.uz»

[12] Свободная индустриально-экономическая зона «Навои» была создана в соответствии с указом Президента в декабре 2008 года. За прошедшее время здесь осуществлено 13 проектов, учитывая пять новых предприятий.

Значительные льготы и преференции, предоставленные зарубежным инвесторам, – налоговые льготы, особый таможенный и валютный режим, а также упрощенный порядок пребывания иностранного персонала – позволили привлечь инвесторов из числа крупных компаний Южной Кореи, Китая, Индии, ОАЭ, Сингапура. На стадии открытия – совместные предприятия с участием представителей бизнеса Германии, США и других стран.

Преимуществами месторасположения СИЭЗ являются индустриальный характер региона, наличие промышленной и коммуникационной инфраструктуры, значительный потенциал развития, выгодная автомобильная и железнодорожная логистика. СИЭЗ находится в непосредственной близости к международному аэропорту Навои, который является международным транспортным хабом.

На сегодняшний день территория СИЭЗ «Навои» полностью готова к размещению новых производств, подведены все инженерные коммуникации, построено административное здание СИЭЗ и Финансовый центр для оказания административных, банковско-финансовых и других сопутствующих услуг. Завершено строительство таможенного терминала для таможенного оформления импортных и экспортных товаров.

Ранее открытые здесь восемь предприятий с иностранными инвестициями выпускают полиэтиленовые и полипропиленовые трубы, комплектующие для автомобилей GM Uzbekistan (автопровода, компрессоры, спидометры и другие), цифровые ТВ-тюнеры, косметические средства (лосьоны, кремы, тушь и другие). На базе современной технологии хранения в регулируемой газовой среде действует хранилище для свежих овощей и фруктов.

[13] По данным пресс-службы Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли РУз

[14] Источник НИА «Туркистон-пресс»

[15] Коридор 2 ЦАРЭС, соединяющий Закавказье и Средиземноморские страны с Восточной Азией, является одним из транспортных коридоров, строительство которых осуществляется в рамках программы сотрудничества. Данная инициатива направлена на содействие Центральноазиатским странам в использовании экономических преимуществ стратегического расположения региона на перекрестке Азии и Европы. Восстановление автодорог в Узбекистане позволит стране обрести ключевую роль в планах развития программы ЦАРЭС.

[16] Источник «Газета.uz»

[17] Ташкент. — Источник — «Газета.uz»

[18] Ташкент. Источник — НИА «Туркистон-пресс»

[19] Ташкент – Источник — Tengrinews.kz



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

16 октября 2023

Круглый стол о взаимодействии на пространстве СНГ. 13 октября в Бишкеке состоялось заседание Совета глав государств СНГ. Была рассмотрена совместная работа в сфере экономики, а также намечены планы на следующий год, при этом особое внимание было уделено экологической теме. О …

2 июня 2023

Москва и Минск прокладывают новые транспортные коридоры, в частности, после отказа от использования портов недружественных балтийских стран. Москва и Минск решают вопрос оптимизации перевозки российских и белорусских товаров в рамках Союзного государства. Договор об использовании в этих целях внутренних рек …

13 июля 2022

Профессор Аза Мигранян в интервью Sputnik назвала важнейшие направления сотрудничества республики с Евразийским союзом. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является одним из самых крупных экономических партнеров Узбекистана. В 2021 году торговый оборот страны и союза вырос почти в три раза по …


Ваш браузер устарел! Обновите его.