В 2010 году прогнозируется повышение темпов роста в регионе до 5,75% по сравнению с 3,5% в 2009 году, заявил Международный Валютный Фонд (МВФ) в своем докладе «Перспективы развития региональной экономики» по Кавказу и Центральной Азии, который был выпущен 28 октября.[2] Меры бюджетного стимулирования, принятые правительствами многих стран региона, в сочетании с благоприятными внешними условиями, помогли стимулировать подъем после мирового кризиса, говорится в документе. «Перспективы региона в целом позитивны, хотя в некоторых странах пройдет время, прежде чем показатели располагаемого дохода на душу населения вернутся к уровням, наблюдавшимся до 2009 года», — отмечает заместитель директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Дэвид Оуэн.[3]
Казахстан был отмечен МВФ как одна из наиболее стран в области развития экономики. Собственные статистические данные подтверждают выводы международной организации: несмотря на неблагоприятные климатические условия, собран неплохой урожай зерновых, растут инвестиции в ЖКХ, в отраслевую программу развития водоснабжения, растет внешнеторговый оборот со странами ЕС.
1. Объем государственного неприкосновенного запаса продовольственного зерна в Казахстане составляет 500 тысяч тонн. Казахстан в текущем году собрал урожай зерновых в бункерном весе в объеме 13,6 миллиона тонн, объем валовой продукции сельского хозяйства за 9 месяцев составил более одного триллиона тенге.[4]
2. Затраты на развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Казахстане увеличатся в четыре раза по сравнению с предыдущим десятилетием. Если за предыдущие десять лет из республиканского и местных бюджетов было выделено 63,9 миллиарда тенге, то в предстоящие пять лет намерены выделить более 250 миллиардов тенге на мероприятия в сфере коммунального хозяйства.[5]
3. Акцизы на табачную продукцию в Казахстане в 2011-2014 годах будут ежегодно повышаться на 25%. Соответствующая норма содержится в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения».[6]
4. Правительство Казахстана сегодня утвердило государственную отраслевую программу развития водоснабжения «Ак-Булак». Программа рассчитана на 2011-2020 годы. На реализацию программы ежегодно планируется выделять не менее 60 млрд. тенге, а в 2011 году будет направлено 70,5 млрд. тенге. В рамках программы будет выполнена оценка технического состояния систем водоснабжения. Также будут разработаны обоснования для инвестиций в развитие систем водоснабжения и водоотведения 55 городов с населением в каждом свыше 25 тыс. человек.[7]
5. Товарооборот между Казахстаном и странами Европейского союза в первом полугодии 2010 года составил 18,8 миллиарда долларов против 10,7 миллиардов за аналогичный период прошлого года. На долю ЕС приходится свыше 40% общего внешнеторгового оборота и треть накопленного иностранного капитала в казахстанской экономике. Торговый оборот между нашей страной и ЕС превышает суммарный объем торговли Евросоюза со всеми семью другими государствами Центральной Азии и Южного Кавказа вместе взятыми. В 2009 году он составил 28,8 миллиарда долларов, первом полугодии 2010-го – 18,6 миллиарда, что заметно больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (10,7 миллиарда долларов).[8]
В Киргизии на прошлой неделе существенно повысились запросы по сумме внешней финансовой помощи. Вместо обещанных 245 млн.долл. внешних вливаний до конца 2010 года первый вице-премьер-министр Амангельди Муралиев Киргизстана объявил о потребностях $670 миллионов до конца текущего года.
По его словам, $330 миллионов пойдет на поддержку бюджета, $340 миллионов — на финансирование других программ. «Стоит отметить, что Россия обещала выделить Киргизстану $160 миллионов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, США помогут $20 миллионами. Эти средства планируется направить на развитие энергетики, улучшение инфраструктуры, поддержку бюджета», — сказал Амангельди Муралиев. Он отметил, что всего в течение двух лет помощь доноров составит около $1 миллиарда.[9]
При этом государственные органы продолжают рапортовать о выполнении и перевыполнении сбора налогов, об усилении борьбы с коррупцией (на сей раз в горнодобывающей отрасли), о сокращении потерь электроэнергии. Стоит отметить решение городского суда Бишкек о банкротстве печально известного бывшего системообразующего коммерческого банка «Азия УниверсалБанк».
Население же больше озабочено подведением финансовых итогов по предвыборной кампании (см. приложение 1).
6. В Киргизстане за 9 месяцев 2010 года по налогу на основе добровольного патента в бюджет поступило 749 миллионов сомов. План выполнен на 101,7 процента. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года в казну поступило на 28,7 миллиона сомов больше. Увеличение поступления связано с улучшением налогового администрирования, внедрением годовых и именных патентов, а также с включением в Перечень видов деятельности, осуществляемых на основе добровольного патента, вида деятельности «услуги игровых автоматов с неденежным выигрышем.[10] В связи со сложившейся сложной экономической ситуацией в стране, с обращением профсоюза предпринимателей торгово-рыночного комплекса «Дордой» и в соответствии с нормами Налогового кодекса снижены ставки налога на основе добровольного патента на 30 процентов на периоды май, июль-август и октябрь-декабрь 2010 года
7. В сентябре 2010 года на обслуживание внешнего долга Киргизстана израсходовано 528 миллионов 291 тысяча 800 сомов. Общая сумма выплат, осуществляемых Минфином на государственной основе, в сентябре 2010 года составила 1 миллиард 669 миллионов 313 тысяч сомов. Из них на текущие гранты единицам сектора госуправления выделено 484 миллиона 460 тысяч сомов, на гранты международным организациям — 10 миллионов сомов. На обслуживание внутреннего долга республики израсходовано 125 миллионов 400 тысяч сомов, на пособия по социальной помощи населению — 20 миллионов сомов. При этом расходы по статье «Здания и сооружения» в сентябре 2010 года составили 402 миллиона 499 тысяч сомов.[11]
8. В Киргизстан по состоянию на 15 октября 2010 года после апрельских и июньских событий по линии Министерства иностранных дел поступило гуманитарной помощи более чем на $197 миллионов 353 тысячи. Учитывают средства и матценности, переданные Киргизстану на уровне межгосударственных соглашений, в рамках помощи чрезвычайного характера и помощи по линии ООН. При этом сумма более чем в $197 миллионов носит ориентировочный характер, так как часть помощи поступала в Киргизстан в виде продовольствия, ГСМ, строительных материалов, медикаментов, одеял, одежды и не оценивалась в денежном эквиваленте.[12]
9. В Киргизстане с 2008 года количество действующих лицензий в добывающей промышленности сокращено на 1 тысячу 80: в 2008 году выдано 2 тысячи лицензий на разработку месторождений, в 2009-м эта цифра упала до 1 тысячи 520, и уже в 2010-м она составила 920 разрешений. Сокращение количества лицензий — шаг в борьбе с коррупцией, так как известны факты, когда владельцы лицензий держали их на руках, не приступали к работам и ждали момента выгодной перепродажи. В итоге такие разрешения были аннулированы.[13]
10. В Киргизстане более двух процентов платежей горнодобывающих компаний идут в министерства и ведомства мимо госбюджета. Уровень налогового бремени горнодобывающих компаний в КР составляет 12-18 процентов от дохода. При этом поступления налогов в местный бюджет незначительны и составляют не более 6 процентов от общей суммы фискальных выплат.[14]
11. Потери электроэнергии в распределительных сетях Киргизстана по итогам 9 месяцев 2010 года составили 25,8 процента. При этом наблюдается снижение потерь электроэнергии в распредсетях.[15] В 2010 году сбор платежей в распредкомпаниях за отпущенную электроэнергию составил 3 миллиарда 828 миллионов сомов, что на 544 миллиона сомов больше, чем за соответствующий период 2009 года. При этом сбор платежей за электроэнергию вырабатывающих станций составляет 3 миллиарда 256 миллионов сомов, что на 37 процентов больше, чем в 2009 году, а сбор по ОАО «НЭСК» оценивается в 1 миллиард 940 миллионов сомов, то есть на 47 процентов больше, чем в предыдущем году. За счет улучшения работы энергокомпаний задолженность снизилась до 350 миллионов сомов.[16]
12. В Киргизстане Открытое акционерное общество «АзияУниверсалБанк» признано неплатежеспособным. Судебная коллегия по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда полностью отменила решение Межрайонного суда Бишкека по экономическим делам и приняла новое решение, в соответствии с которым ОАО «АзияУниверсалБанк» признано неплатежеспособным. Возбуждена процедура его банкротства, и специальным администратором АУБа назначено Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов при Национальном банке КР.[17]
В Таджикистане на прошлой неделе была достигнута договоренность с Узбекистаном о реструктуризации внешнего долга этой республике. Однако положительные подвижки во взаимоотношениях между этими странами нивелируются постоянным поиском и созданием образа внешнего «недоброжелателя», который противодействует нормальному экономическому развитию и сотрудничеству этих соседних стран (см. приложение 3). И как бы в пику нормализации отношений продолжается строительство Рогунской ГЭС без учета интересов Узбекистана, о которых он неустанно напоминает Отчет по использованию «народных средств», собранных в процессе реализации акций этого объекта населению представлен в приложении 2.
Кроме того, в республике продолжается хлопкоуборочная кампания, в процессе которой не обходится без привлечения дополнительной помощи городского населения (в духе советских времен). Планируется рост тарифов на электроэнергию по рекомендации внешних доноров, что очень напоминает прошлогодний киргизский опыт.
13. Таджикистан достиг предварительной договоренности о реструктуризации госдолга перед Узбекистаном. «В ходе переговоров с узбекской стороной мы предложили реструктуризировать госдолг Таджикистана в связи с влиянием мирового финансового кризиса и стихийными бедствиями, нанесшими урон нашей экономике», — сказал главу Минфина С. Наджмиддинова.[18]
Реструктуризация госдолга продолжится три года до 2013 года включительно, объем погашения долга сократится наполовину. В 2011-2013 годах Таджикистан будет ежегодно выплачивать Узбекистану по 5 миллионов долларов, а в 2013-2016 годах — уже по 11 миллионов долларов каждый год. Сейчас Таджикистан должен ежегодно выплачивать Узбекистану в счет погашения своей задолженности по 11 миллионов долларов. Размер госдолга Таджикистана перед Узбекистаном составляет 35 миллионов долларов. Срок погашения всего объема госдолга перед Узбекистаном — по 2016 год включительно. На обслуживание внешнего долга за январь-сентябрь текущего года выделено 47,6 миллиона долларов.[19]
14. Хлопкоробы Хатлона выполнили намеченные задания по сбору хлопка. В текущем году было собрано 194,5 тысяч тонн «белого золота» на площади 100 тыс. 598 гектаров. Из 18 хлопкосеющих районов области с плановыми заданиями справились хлопкоробы 14 районов. Всего в Хатлонской области выращиванием хлопка заняты 12 тыс. дехканских хозяйств.[20]
15. По оперативным сводкам Управления сельского хозяйства Согдийской области на сегодняшний день, хлопкосеющими районами области сданы приёмным пунктам 83357 тонн хлопка-сырца, что составляет 90,61 % годового плана. Айнинский, Канибадамский, Истаравшанский и Матчинский районы успешно выполнили план и ныне сдают хлопок в счёт обязательств. Хлопкоробы и все участники хлопкоуборочной страды уверены в достижении цели, и они направляют все свои усилия и возможности на выполнение, первых за последние 20 лет, плановых заданий.[21]
16. 26 октября 2010 года – заместитель главы миссии Ниша Квост приняла участие в церемонии передачи гуманитарной помощи стоимостью около 8,9 млн. долларов США, доставленной Проектом ХОУП для народа Таджикистана.[22] Это уже третий авиарейс с медикаментами, осуществлённый Проектом ХОУП в этом году, начиная с 2002 года. Проект ХОУП доставил в Таджикистан лекарства и медицинские материалы на общую сумму в 242 млн. доллара.[23]
17. ОАХК «Барки Точик» планирует увеличить тарифы на электроэнергию с начала следующего года. Свои предложения руководство энергохолдинга уже направило Правительству РТ. Предлагается увеличить тарифы для населения на 20%, а для юридических лиц – на 25%. Возможно, будут предложены наименьшие проценты, но повышение, всё же должно произойти, все тарифы будут согласовываться с антимонопольным органом.
Ранее международные донорские организации рекомендовали Таджикистану повысить стоимость электроэнергии до конца 2010 года до 2,5 центов за 1 кВтч, чтобы довести энергетический сектор республики до уровня рентабельности и сделать его привлекательным, для потенциальных зарубежных инвесторов. Таким образом, «Барки точик» ежегодно повышает стоимость электроэнергии в среднем на 50%, объясняя это необходимостью реализации Программы стратегии реформ в энергетическом секторе, и содействием развитию экономики страны, при содействии международных финансовых институтов. В начале 2010 года тарифы на электроэнергию были повышены на 20-25%, в зависимости от категории потребителей. Тогда таджикские энергетики говорили, что примерно настолько же, вырастут цены и в начале второй половины этого года, но этого так и не произошло.[24]
В Узбекистане на прошлой неделе получили подтверждение и признание своим успехам в экономическом развитии от мирового сообщества (см. доклад МВФ). При этом продолжается поступательное освоение инвестиций и развитие в направлении повышения индустриализации. Одновременно ужесточаются правила борьбы с ростом теневых операций по валютным операциям, что в принципе противоречит западноевропейской концепции создания и развития либеральной рыночной экономики. Эти противоречия не мешают укреплению узбекско-германского экономического сотрудничества.
Проблемы строительства объектов гидроэлектроэнергетики и взаимоотношения с Таджикистаном, несмотря на небольшие подвижки, все остаются в центре внимания, как в самой республике, так и мирового сообщества (см. приложение 4)..
18. Государственно-акционерная компания «Узбекэнерго» в 2010-2012 годах построит малую гидроэлектростанцию «Камолот» в Ташкентской области. «Узбекэнерго» объявила тендер на поставку оборудования для строительства малой ГЭС стартовой стоимостью 3,8 млн долларов. По условиям тендера, победитель должен осуществить поставку «под ключ» гидротурбинной установки в комплекте с системой автоматизированного управления и гидрогенераторного оборудования мощностью 8 МВт. Срок поставки – 12 месяцев. Тендерные предложения принимаются до 29 ноября. Итоги конкурса планируется подвести в конце текущего года.[25]
Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных средств «Узбекэнерго», а также кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана. В настоящее время в энергосистеме Узбекистана действуют 45 электростанций общей мощностью более 12,4 тысячи МВт, в том числе общая мощность 16 электростанций «Узбекэнерго» – 12,04 тысячи МВт. Оставшаяся часть электроэнергии вырабатывается автономными тепловыми электростанциями промышленных предприятий и малыми ГЭС, входящими в структуру Министерства сельского и водного хозяйства. Потенциальная возможность производства электроэнергии – 56-57 млрд кВтч.
19. Уголовный кодекс дополнят нормой, освобождающей лицо от ответственности при сообщении о готовящемся или совершаемом незаконном приобретении или сбыте валютных ценностей. Законодательная палата Олий Мажлиса одобрила в первом чтении концепцию проекта закона о внесении дополнения в статью 177 Уголовного кодекса (Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей). Документ был внесен на рассмотрение Генеральным прокурором Узбекистана. Поправка предусматривает освобождение лица от ответственности в случае добровольного заявления о готовящемся или совершаемом преступлении и активном участии в его раскрытии.[26]
20. Навоийский горно-металлургический комбинат в 2011-2013 годах внедрит на ряде производств автоматизированную систему контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ). Утвержден сетевой график внедрения АСКУЭ в Центральном, Южном рудоуправлениях, в рудоуправлении №5, на ПО «Навоийский машиностроительный завод», на ГМЗ-1 и в Объединенной энергослужбе комбината. По оценке специалистов НГМК, АСКУЭ позволит оперативно реагировать на любые отклонения от установленных лимитов энергопотребления и позволит предприятию экономить до 200 млн кВтч электроэнергии в год. Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных средств комбината.[27]
21. Проект госбюджета Узбекистана на 2011 год предусматривает снижение ставки налога на доходы физических лиц и дальнейшее повышение размеров заработной платы бюджетникам. Кабинет Министров на прошлой неделе одобрил прогноз макроэкономических показателей, основные направления налоговой и бюджетной политики и проект государственного бюджета на 2011 год, которые будут направлены на рассмотрение в Законодательную палату Олий Мажлиса. В концепции налоговой политики предусмотрено снижение ставки налога на доходы физических лиц по первой шкале (доходы в размере до пяти минимальных заработных плат) с 11% до 10% и по второй шкале (от 5 до 10 минимальных зарплат) с 17% до 16%.[28]
Для стимулирования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства предусматривается снижение базовой ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий с 7% до 6% и введение усовершенствованного порядка его уплаты.
Концепция налоговой и бюджетной политики и проект госбюджета также предусматривают рост доходов и благосостояния населения, повышение размеров заработной платы работников бюджетной сферы и приравненных к ней платежей, усиление адресности социальной защиты населения.
22. Акционерное производственное объединение «Узбекский металлургический комбинат» («Узметкомбинат») ввело в эксплуатацию производство медной и латунной фольги. На предприятии установлена технологическая линия по производству фольги толщиной 0,1-0,25 мм и мощностью 500 тонн в год. Поставщиками оборудования выступили американская I2S и швейцарская Nobag Nobs Engineering AG. В первой половине 2011 года на новых мощностях планируется освоить производство фольги толщиной 0,03-01 мм. Общий объем инвестиций в проект составит 4,1 млн долларов. Новая продукция предназначена для потребителей в автомобильной и строительной промышленностях. Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств «Узметкомбината».[29]
23. Алмалыкский горно-металлургический комбинат до конца текущего года завершит реконструкцию автономной теплоэлектроцентрали стоимостью 7,3 млн долларов. Модернизация ТЭЦ позволит увеличить выработку электроэнергии на 228 млн кВтч. Поставщиками оборудования выступят российские ЗАО «Энергомаш-БЗЭМ» (котельное оборудование) и ООО «НПФ Ракурс» (система автоматического управления). Финансирование проекта осуществляется за счет кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана, а также собственных средств комбината.[30]
24. В соответствии с соглашением «О партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и ЕС» в торговле между Узбекистаном и Германией установлен режим наибольшего благоприятствования. В результате по итогам 2009 года объем двустороннего товарооборота между нашими странами составил $469,4 млн., а за январь-август 2010 года — $338,6 млн. В настоящее время в Республике Узбекистан осуществляют свою деятельность 129 предприятий, созданных при участии инвесторов из Германии, из которых 25 — со 100% немецким капиталом и 104 совместных. Сфера их деятельности в основном сконцентрирована в таких отраслях как легкая промышленность, производство медицинских и фармацевтических препаратов, переработка сельхозпродукции, грузовые и пассажирские перевозки и автосервис, научные разработки, торговля и др.[31]
Наиболее интересные публикации
Приложение 1
Чингиз Шамшиев: Прошедшие в Киргизстане выборы – это общенациональная благотворительная акция на конкурентной основе[32]
Принесли ли пользу выкинутые на предвыборный «ветер» миллионы? Кто-то удовлетворенно кивнет: безусловно, лично ему, терпеливо носившему символику какой-нибудь партии за тысячу сомов в день. Кто-то возмутится: о какой пользе может идти речь, если вместо воздушных шаров и певческих «паровозов» могли бы на эту баснословную (или не очень) сумму построить школу, помочь бедным, организовать какое-нибудь маленькое предприятие? Да в конце концов, вполне могли последовать примеру сингапурцев, в свое время пожертвовавших личными сбережениями и драгоценностями ради покрытия госдолга. Кто-то (и это будут партии-победители, конечно) займет удовлетворенную позицию: дело сделано, и ближайшие пять парламентских лет, если опять не случится очередной переворот, инвестированные в агитацию миллионы прирастут немалыми дивидендами. ЦИК радостно заметил, что в бюджет, к примеру, вольется около 10 миллионов сомов, собранных в качестве избирательного залога и не возвращаемых (по закону, естественно) тем партиям, которые проиграли и не взяли пятипроцентного барьера.
Что же думают по этому поводу не обыватели и не политики, а экономисты? Слово доктору экономических наук, директору Центра перспективных разработок Чингизу Шамшиеву. Он предполагает, что официально озвученные траты не соответствуют действительности: по данным ЦИК, максимальные расходы одной из ведущих партий составили более 60 миллионов сомов, минимальные же равнялись полумиллиону.
— Если учесть, что основные партии потратили примерно по $10 миллионов, то все политобъединения вместе взятые потратили не менее $60 миллионов, — считает экономист. — Плюс надо учитывать административный ресурс, который тоже денег стоит, хотя его и сложно оценить. Но это не такие гигантские деньги, учитывая, что бюджет на 2010 год закладывался на уровне $1,4 миллиарда (вообще, бюджет наш должен составлять как минимум $2-2,5 миллиарда, чтобы адекватно отражать экономический потенциал страны). Так что, даже если предположить, что партии потратили на гонку $100 миллионов, а это очень амбициозная оценка, такая сумма составила бы около 7 процентов госбюджета.
Впрочем, даже в этом Чингиз Шамшиев видит положительный эффект. «Деньги разделились на низовом уровне, были «распылены», — объясняет он. — Основная масса ушла на транспортные расходы, агитацию, приобретение продуктов питания плюс просто людям на руки деньги выдавали. Но этого положительного импульса, безусловно, недостаточно».
— Если считать, что половина ВВП страны находится в тени, то часть средств, потраченных на гонку, примет форму доходов и расходов, подлежащих налогообложению, — продолжает Чингиз Шамшиев. — Если прикинуть навскидку, от потраченных на выборную гонку средств в бюджет попадет как минимум $3 миллиона. Другой разговор, что уклонение от налогов сейчас гораздо более сильное по причине неразберихи в органах власти, судах, правовой сфере. Те пропорции, которые я использую, применимы к нормальному режиму работы экономики. Однако от $1 до $3 миллионов, думаю, в бюджет попадет. Конечно, это составит мизерный процент от бюджета страны. Да и в бюджет деньги попадут не сразу, а со временем, в процессе оборота. Думаю, в течение трех-четырех месяцев указанная сумма полностью окажется в бюджете.
Можно дискутировать, насколько целесообразными были эти траты в ситуации экономического коллапса. Но, как выяснилось, за эти расходы выборам следует сказать «спасибо».
«Я бы сказал, что надо правильно ставить вопрос. Его надо формулировать следующим образом: если бы не было выборов, были бы эти деньги в распоряжении государства или бизнеса для инвестиций? Мне кажется, что без выборов эти деньги вообще бы не были потрачены внутри страны. Выборы способствовали привлечению этих ресурсов, — уверен Чингиз Шамшиев. — Какая-то часть денег пришла от внешних «спонсоров». Какие-то средства политики извлекли из своих сбережений, а их они, скорее всего, держат за границей. И вряд ли бы при ином раскладе эти деньги попали сюда, если бы не выборы. Однозначно были задействованы криминальные деньги. Еще один источник — мобилизация средств, которые находились внутри страны. И тут, возможно, имел место эффект замещения: то есть, например, какой-то бизнесмен планировал вложить сбережения в свой магазин или завод, но из-за того, что он выступил в качестве партийного спонсора, ему пришлось вместо производства направить деньги на предвыборную гонку. И если случаи внешнего притока денег можно рассматривать как положительное явление, то такое отвлечение средств от инвестиционных проектов в пользу предвыборной гонки можно рассматривать, с большими оговорками, как отрицательное».
«А много ли было таких инвестиционных проектов, которые были отложены из-за того, что предназначенные для них средства пошли на предвыборную гонку? — задается вопросом экономист. — Думаю, что нет. Из-за политической нестабильности в стране, правового беспредела последних месяцев, проблем в сфере торговли и роста цен на ввозимое сырье инвестиционный климат в стране оставляет желать лучшего. Большая часть проектов заморожена или аннулирована задолго до выборов. Поэтому более правильным будет вывод, что выборы не помешали инвестициям, а позволили вовлечь в оборот средства, которые остались бы замороженными. Получается, что и с этой точки зрения выборы имели пусть и мизерный, но положительный эффект для экономической активности».
По мнению Чингиза Шамшиева, «с точки зрения потребления населения, эффект тоже положительный, так как имело место перераспределение доходов: от богатых часть средств перешла бедным, причем с распылением средств среди большого числа людей». «А поскольку у бедных предельная склонность к потреблению выше, чем у богатых, и учитывая, что розданные людям суммы были незначительными в расчете на одного получателя, то потраченные партиями деньги приведут к росту потребления. Разумеется, чем выше объем потребления, тем выше благосостояние людей. Конечно, это разовое улучшение», — говорит эксперт.
Ученый считает, что не имеет смысла рассуждать, куда можно было бы направить деньги, потраченные партиями на выборы. «Эти же деньги не лежали в стране просто так, в распоряжении государства. Вообще, не было альтернативы, не было вопроса, куда их направить. Если выборы позволили затащить деньги в оборот, это хорошо, — продолжает он. — Для экономической активности вообще положительным является рассредоточение потоков, а в данном случае как раз наблюдались максимальное количество сделок, максимальное число людей, в них участвовавших. Ведь, по сути, в каждую семью заходили с некими «подарочками». И они остаются в стране. Хотя фактически их даже «в чулок» не отложишь — каждому достались мизерные суммы, которые потрачены сиюминутно. Да, деньги остаются в обороте и циркулируют».
Вообще, считает Чингиз Шамшиев, к прошедшим выборам стоит относиться как к большой общенациональной благотворительной акции на конкурентной основе.
— Кто-то называет это подкупом, но наши избиратели в большинстве своем относятся к этому как к законному праву получить кусок общественного пирога, — говорит директор Центра перспективных разработок. — По-другому выборы основная масса населения и не воспринимает.
И напоследок несколько интересных цифр. В июне 2009 года во время президентских выборов максимальную сумму потратил Курманбек Бакиев: ему безальтернативная в принципе гонка вылилась в 14,7 миллиона сомов (это было меньше половины его избирательного фонда — 35 миллионов 538,5 тысячи сомов). Его же соперники почти исчерпали свои финансовые возможности: скажем, Алмазбек Атамбаев истратил 4,5 миллиона сомов, а Темир Сариев — более 295 тысяч сомов (избирательные фонды СДПК и «Акшумкара» лишь ненамного превышали конечный результат трат). Впрочем, по мнению Чингиза Шамшиева, чем выше возможность задействовать административный ресурс, тем меньше денег тратится.
— Хотя административный ресурс тоже можно обсчитать в финансовом отношении, — говорит экономист. — С одной стороны, своим трудом за предвыборную гонку платят бюджетники. С другой — в случае использования админресурса «наместники», акимы, губернаторы получают после выборов «моральное право» компенсировать старания за счет коррупции. И в итоге такой наместник берет больше взяток, действует агрессивнее, смелее… Получается, что конечным плательщиком за использование админресурса являются бюджетники, предприниматели, население того или иного района, которое платит взятки. Админресурс — это бремя для населения, дополнительный налог в натуральной или денежной форме. Так что, чем выше пропорция админресурса в выборах, тем больше от них вреда для экономики. Чем ниже пропорция, тем больше от выборов пользы для населения. Разумеется, это не означает, что и прозрачные выборы надо проводить каждые полгода. Тогда появятся другие последствия, отрицательные на сей раз, которые перекроют все выгоды. И еще одна закономерность: чем сильнее используется админресурс, тем выше коррупция в последующие годы.
…Если партии и впрямь в этот раз «выкинули» не менее $60 миллионов, то это вполне сопоставимо с теми суммами, которыми США спонсировали «цветные революции» в Киргизстане и Украине. Согласно данным авторов документального французского фильма «Революция.com. США. Завоевание Востока», на перевороты в бывших союзных республиках Америка потратила свыше $110 миллионов.
Приложение 2
Отчет по использованию денежных средств, полученных от продажи акций ОАО «Рогунская ГЭС» [33]
До конца года этого года сумма от продажи акций ОАО «Рогунская ГЭС» должна составить 880 млн. сомони, сообщил журналистам министр финансов РТ Сафарали Наджмиддинов. По его словам, сегодня сумма от продажи акций этого гидроузла составляет 820 млн. сомони.
Он напомнимл, что на депозитных счетах коммерческих банков страны размещены 157 млн. сомони «народных денег», вырученных в результате продажи рогунских акций.
«Те средства, которые находятся на казначейском счёте министерства финансов, находятся сейчас на депозитном счете Национального банка Таджикистана, и в соответствии с международными правилами, мы с этих средств получаем до 2% годовых. Я бы не сказал, что они лежат без движения», — отметил министр.
Напомним, общая сумма «рогунских денег», размещённых сроком на один год в пяти таджикских банках в качестве депозитов, составляет 157,4 млн. сомони. Трёхсторонний договор между Минфином, ОАО «Рогунская ГЭС» и пятью банками был заключен в августе этого года после проведения тендера среди банков. Средства распределились таким образом: «Агроинвестбанк» — 118,2 млн. сомони, «Точик Содирот Банк» — 20,3 млн. сомони, «Банк Развития Таджикистана» — 2,8 млн. сомони, «Таджпромбанк» — 11,1 млн. сомони и «Фонон Банк» — 5 млн. сомони. Процентная ставка по депозитам составила от 9% до 13% годовых.
Реализация акций Рогуской ГЭС посредством Государственного Сбербанка – «Амонатбонк» и семи коммерческих банков республики началась 6 января 2010 года.
Напомним, 12 апреля 2010 года Руководитель миссии Международного валютного фонда по Таджикистану Аксель Шиммельпфенниг в ходе встречи с президентом РТ Эмомали Рахмоном дал свою оценку начавшейся в январе этого года кампании по продаже акций Рогунской гидроэлектростанции.
Глава миссии обратил внимание, что, «по расчетам миссии МВФ, это может привести к временному снижению темпов экономического роста в 2010 году на 1%, при этом для приобретения акций Рогунской ГЭС население будет сокращать потребление, а юридические лица – инвестиции».
После заявлений МВФ, правительство РТ прекратило масштабную рекламную акцию, направленную на реализацию акций Рогунской ГЭС. В связи с этим, в конце весны этого года резко снизились темпы реализации рогунских акций.
Душанбе. 21 октября. «Азия-Плюс» — Рогунское водохранилище будет заполняться за счет внутренних водных резервов страны, и страны низовья рек получат столько воды, сколько им полагается по лимиту, заявил на пресс-конференции в Душанбе в четверг министр мелиорации и водных ресурсов Таджикистана Рахмат Бобокалонов. Он заверил журналистов, что страны низовья от заполнения водохранилища будущей Рогунской ГЭС пострадать никак не смогут.
«Все заявления противников строительства этого гидроузла о том, что реализация проекта строительства Рогуна оставит большую часть жителей Узбекистана без воды на восемь лет, пока будет заполняться его водохранилище, беспочвенны», — сообщил он.
Он еще раз подчеркнул, что на сегодняшний день Таджикистан полон решимости достроить этот важный для республики энергетический объект.
Напомним, президент Узбекистана Ислам Каримов недавно заявил, что реализация проекта строительства Рогунской ГЭС оставит большую часть жителей Узбекистана без воды на восемь лет, пока будет заполняться Рогунское водохранилище. Глава Узбекистана отметил, что соседний Таджикистан при строительстве Рогунской ГЭС намерен сохранить параметры плотины на уровне 335 метров. А это означает, что при заполнении водохранилища жители Узбекистана останутся без воды на восемь лет.
«Чем же будут заниматься земледельцы все это время?» – спросил Каримов. Он напомнил, что в Узбекистане в настоящее время орошаемые земли составляют 4,3 млн. га. «Если не было бы проблемы с водой, то мы бы довели этот объем до 10 миллионов гектаров», – сказал президент Узбекистана.
Душанбе. 25 октября. «Азия-Плюс» — Шесть отечественных компаний из-за финансовых и налоговых проблем с начала года были объявлены банкротами, сообщил сегодня на пресс-конференции председатель Налогового комитета при правительстве РТ Нусратулло Давлатов.
По его словам, решением суда из-за неспособности платить налоги в бюджет республики объявлены банкротами компании «Бинокор ЛТД.», «Сомонэлит», «Мелбурн Холдинг», «Плонар», «Ситизен ЛТД.» города Душанбе и гиссарская компания ООО «Хамдилон».
Главный налоговик страны отметил, что на данный момент в судебных инстанциях страны на стадии рассмотрения находятся дела еще 28 компаний, которые не имеют возможности погасить свои накопившиеся долги по налогам. «Решение о банкротстве этих компаний примет только суд», – подчеркнул он.
Между тем, в налоговом комитете отметили, что за девять месяцев текущего года план по сбору налогов в республике перевыполнен на 7,2%. За девять месяцев текущего года налоговые органы республики собрали 2 млрд. 83,4 млн. сомони. За девять месяцев прошлого года налоговые органы республики собрали 1 млрд. 943 млн. сомони.
Приложение 3
Экологическое движение Узбекистана выступает против любого развития в таджикской инфраструктуре, — Шамс Назаров[34]
Опубликованное недавно в прессе заявление НПО «Экологическое движение Узбекистана» (ЭДУ) о том, якобы ГУП «Таджикская алюминиевая компания» нанесло огромный ущерб Узбекистану, является необоснованным и некомпетентным, считает доктор химических наук, начальник отдела контроля использования и охраны атмосферного воздуха Комитета по охране окружающей среды при правительстве РТ Шамс Назаров.
По его мнению, подобные ЭДУ проправительственные общественные объединения Узбекистана под видом озабоченности за загрязнение Центральной Азии выступают против любого развития в инфраструктуре Таджикистана, особенно в модернизации алюминиевого производства и особенно жизненно необходимого для народа Таджикистана строительства Рогунской ГЭС.
Ш. Назаров уверен, что, нагнетая напряженность вокруг этих намерений, идут попытки подталкивания населения Узбекистана на выступления против строительства Рогунской ГЭС и работы «Талко».
«Неосведомленные представители ЭДУ должны знать, что Таджикистан в исполнении пункта 5.2 «Протокола второго заседания Совместной таджикско-узбекской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества» создал правительственную комиссию по изучению воздействия промышленных предприятий на экологическую обстановку проблемных регионов Узбекистана и Таджикистана, — отметил ученый. — В рамках Протокола со стороны Госкомитета по охране природы РУ была представлена «Программа действий по изучению воздействия промышленных предприятий на экологическую обстановку проблемных регионов РУ и РТ». Таджикистан, изучив данную Программу и внеся в неё свои предложения нотами № 9-2/14-435 от 20.11.2009 г. и №9-2/(16057) от 29.12.2009 г. Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, уведомил об этом официальные органы Узбекистана».
Ш. Назаров подчеркнул, что ранее, 17 ноября 1994 года, для урегулирования спорных вопросов было подписано Соглашение между правительством РТ и правительством РУ о сотрудничестве в улучшении экологической обстановки в зоне воздействия ТадАЗ, сроком на 3 года и автоматически продлено до 2002 года. «На основании этого соглашения была разработана совместная Программа научно-исследовательских работ по улучшению экологического состояния таджикской алюминиевой компании на 1996-2000 годы, — сказал он. — Проведено 4 совместных научно-практических конференции и семинаров, два из которых прошли на территории Узбекистана».
По словам Назарова, в течение 1989 и 1994 годов проводились совместные отбор проб и анализ на территории Узбекистана. «Проведенные совместные анализы показывают, что только в 1989 году среднемесячная концентрация фтористого водорода в воздухе превышала предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 1,2 раза, — отметил ученый. — Все остальные годы концентрация фтористого водорода не превышала ПДК. О том, что за этот период не зарегистрировано ни одного случая превышения ПДК, имеются документы, подписанные руководством соответствующих структур двух стран».
Ш. Назаров сообщил, что Служба аналитического контроля Комитета охраны окружающей среды при правительстве РТ совместно с лабораторией ГУП «Талко» систематически ведут наблюдения по оценке влияния завода на окружающую среду, включая здоровье человека.
Он отметил, что также Институтом ботаники АН РТ, НИИ профилактической медицины Минздрава республики проводятся работы, связанные с изучением влияния загрязняющих веществ на объекты флоры и фауны, санитарного состояния цехов, территорию завода и прилегающих к нему районов.
«По данным Государственного учреждения по гидрометеорологии Комитета охраны окружающей среды при правительстве РТ, фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в 2009-2010 году в городе Турсунзаде значительно уменьшились в связи с уменьшением объемов производства завода и проведением им природоохранных мероприятий, — сказал Назаров.
Кроме того, — сказал таджикский ученый, важной информацией о переносе загрязняющих веществ от промышленных предприятий в атмосферу являются сведения о скорости ветра и розе ветров. «Более 50% розы ветров в году на акватории ГУП «Талко» имеет восточное направление, — отметил он. — Скорость ветра за этот период на данной территории в 80% составляет от 1 до 3 м/сек. Ветер со скоростью более 6 м/сек по территории Гиссарской долины Таджикистана составляет менее 1% в году и направлен с севера на юг. При скорости ветра 1-3 м/сек загрязняющие вещества в основном, не достигая территории Узбекистана, рассеиваются на территории Таджикистана».
Он подчеркнул, что в течение последних 10 лет среднегодовая концентрация фтористого водорода на рабочих местах находится в пределе 0,16-0,35 мг/м.куб., что значительно меньше установленной нормы (ПДК — 0,5 мг/м.куб).
«Произведенные замеры концентрации фтористого водорода и твердых фторидов в воздухе населенных пунктов вокруг завода в радиусе до 10 км в 11 точках, показали превышение максимально – разовой и среднегодовой концентрации фтористого водорода и твердых фторидов только в период 1999-2000 годов и только в населенных пунктах расположение в подфакельной зоне, на расстояние от 0,5 до 2,0 км от завода, — сказал Ш. Назаров. — В остальных населенных пунктах до границе Узбекистана, за указанный период не зарегистрировано ни одного случая превышения концентрации фтористого водорода, установленной нормы (ПДК 0,005мг/м.куб). Также проведённые замеры выбросов за 2009 и 2010 г.г. показывают, что концентрация фтористого водорода в санитарно-защитной зоне ГУП «Талко» находится ниже установленных уровней ПДК».
По словам Назарова, если проанализировать динамику выбросов вредных веществ «Талко» с 1988 года до настоящее время, объемы выбросов в 1988 году составляли 37,5 тыс. тонн, а в 2009 году — 23,3 тыс.тонн, то есть объемы выбросов сократились в 1,6 раз.
«В ГУП «Талко» внедрена самая эффективная технология газоочистки, — отметил ученый. — Очистка вредных веществ выбросов осуществляется двухступенчатым способом. Вначале сухим методом в электрофильтрах, а затем мокрым способом в скрубберах с щелочно-содовым раствором. При этом обеспечивается 95-98 процентная очистка вредных веществ выбросов».
Ш. Назаров добавил, что ГУП «Талко» за последние годы проделан ряд мероприятий по защите окружающей среды. «Только за последние три года на эти цели израсходовано свыше 80 млн. сомони (около $20 млн.)», — сказал он.
Приложение 4
Сначала президент Узбекистана в ходе своей поездки в Каракалпакию выразил тревогу относительно планов Таджикистана построить Рогунскую ГЭС. Ислам Каримов заявил, что заполнение Рогунского водохранилища на восемь лет может оставить узбекских земледельцев без воды. А следом уже глава МИДа Таджикистана Хамрохон Зарифи озвучил идею международных экспертизы водных ресурсов в Центральной Азии. В Душанбе считают, что независимая оценка водных ресурсов покажет, кто и как в регионе использует дефицитную влагу. Что думают в Ташкенте о новой водной инициативе Душанбе в интервью Deutsche Welle рассказал узбекистанский политолог, руководитель проекта «Центральная Евразия» Владимир Парамонов.
Deutsche Welle: Как в Узбекистане воспринимают предложение Таджикистана провести международную экспертизу водных ресурсов в Центральной Азии?
Владимир Парамонов:Тяжело, да и неправильно отвечать за весь Узбекистан, а поэтому ограничусь своим собственным мнением. Мне представляется, что у нормального человека данная инициатива вызвала бы огромное удивление, если не сказать больше. Однако у экспертов по Центральной Азии подобная инициатива, скорее, может вызвать только чувство сожаления и разочарования по поводу, мягко говоря, все более непродуманной политики Таджикистана.
Эксперты, конечно, понимают в чем суть таких инициатив: отвлечь внимание от главных вопросов, стоящих на повестке дня решения водно-энергетической проблемы региона. Мое мнение: не об этом должно думать руководство Таджикистана. На мой взгляд, подобная инициатива бессмысленна, бесполезна и в какой-то степени вредна, особенно на данном этапе. Как я понимаю, это некая ответная реакция Таджикистана на предложение Узбекистана и других стран о проведении международной экспертизы крупных гидроэнергетических проектов. Причем реакция не вполне адекватная, отражающая интеллектуальное бессилие, отсутствие политической воли к диалогу и способности предложить здравое решение водно-энергетической проблемы. А оно только одно: выстраивать, в первую очередь, двусторонний диалог с тем же Узбекистаном.
Вместо этого Душанбе раздувает ненужную шумиху, подменяет понятия и уводит переговорный процесс совсем в другую сторону. Кому и зачем это нужно? Остается только догадываться, принимая во внимания хитросплетения таджикской внешней и внутренней политики, уверенное движение Таджикистана в стратегически неправильном направлении.
— Согласится ли Узбекистан поддержать инициативу Таджикистана по экспертизе водохранилищ?
Владимир Парамонов:-Мне представляется, что Узбекистан, да и другие страны региона, например, Казахстан и Туркменистан не будут поддерживать подобной инициативы. Зачем ее поддерживать тогда, как главные вопросы не решены? А ведь надо начинать решать именно с главных вопросов, а не заниматься второстепенными, да и ненужными на этом этапе, как предлагает Душанбе.
— В Душанбе говорят, что Узбекистан умышленно занижает число водохранилищ на своей территории. Официальный Ташкент говорит о 54 водохранилищах, в то время как таджикские эксперты насчитали в Узбекистане более 70. Так сколько же сегодня водохранилищ на узбекской территории?
Владимир Парамонов:— Опять же главный вопрос – вовсе не в количестве водохранилищ. Все это подмена понятий. Водно-энергетическая проблема напрямую связана с планами по строительству новых крупных объектов в Таджикистане, что может в прямом смысле привести к дестабилизации всего региона. Узбекистан же, отстаивая интересы всего региона и приоритеты развития, просто пытается не допустить этого.
— Согласны ли вы с мнением, что страны Центральной Азии пытаются решить водные проблемы в одностороннем порядке? Возможно ли сотрудничество государств региона в водной сфере?
Владимир Парамонов: — Мне представляется, что тот же Узбекистан не пытается решать все вопросы в одностороннем порядке, причем, по определению, так как водно-энергетическая проблема связана именно со строительство крупных ГЭС, а таких проектов в Узбекистане не было и нет. Но вот пример Таджикистана наиболее показателен, так как именно Душанбе пытается решать проблемы в одностороннем порядке.
Уверен, что Узбекистан готов к диалогу. Водно-энергетический вопрос является жизненно важным. И здесь, в первую очередь, необходимо доверие и движение на встречу друг другу. Я уверен, что можно найти формулу сотрудничества, но для этого Таджикистану следует понять одну простую истину: только вместе с Узбекистаном, в спокойном и деловом, дружеском и синхронном ритме, можно и нужно двигаться вперед.
— Если все-таки международная экспертиза Рогунской ГЭС даст положительную оценку объекту, какие шаги может предпринять Ташкент?
Владимир Парамонов:— Давайте не будем забегать так далеко вперед. Это политически очень тонкий и чувствительный вопрос, где не должно быть никаких спекуляций ни со стороны экспертов, ни со стороны журналистов. Мне представляется, что, во-первых, не следует торопить события, нужно дождаться самой экспертизы, если Таджикистан вообще ее проведет. Во-вторых, параллельно думать об улучшении двусторонних и многосторонних отношений в Центральной Азии, а, в-третьих, не заниматься подменой понятий и не придумывать ненужные инициативы.