В Казахстане, впрочем, как и во всех других республиках центральноазиатского региона, подводили итоги социально-экономической деятельности за девять месяцев текущего года. Итоги оказались довольно весомые. Это позволило ввести руководству страны некоторые коррективы в программы индустриализации. Было решено уменьшить степень государственного вмешательства, т.к. восстановление экономики идет достаточно успешно.
Также были утверждены некоторые изменения в Налоговый Кодекс республики и утверждены только те поправки, которые непосредственно касаются бюджета. При этом решено отложить применение прогрессивной шкалы по подоходному налогу, который вызвал в обществе неоднозначную реакцию. [1]
1. Экономика Казахстана за девять месяцев 2010 года выросла на 7,5%, промышленное производство – на 10%, в том числе, в обрабатывающей промышленности — на 20%, химической – на 77%, машиностроении — на 56%, с начала года создано 200 тысяч новых рабочих мест. По мнению президента Н.Назарбаева: «Всё это результат правильно выбранной стратегии, системных антикризисных мер и мощной финансовой поддержки экономики за счёт накопленных собственных средств. Кризис показал, что Казахстан — сильное и дееспособное государство».[2] Во всех регионах также отмечаются высокие темпы роста экономики. Во всех регионах денежные доходы населения выросли от 10 до 30%. Увеличился объём розничного товарооборота. Несмотря на аномальную засуху, собрано 13,7 миллионов тонн зерна. При этом экспортный потенциал страны составил 7миллионов тонн. На 25% больше, чем в прошлом году собрано риса. Пострадавшие от засухи хозяйства также не остались в беде. Им выделены субсидии в размере 1,5 миллиарда тенге. Продлеваются сроки по кредитам, семенным ссудам и лизинговым платежам.
2. За девять месяцев текущего года в бюджет перечислено свыше 480 миллиардов тенге в виде таможенных платежей и налогов, что на 14% больше чем за аналогичный период 2009 года. За январь-сентябрь 2010 года таможенными органами в доход бюджета обеспечено поступление таможенных платежей и налогов в сумме 487,3 миллиарда тенге… по сравнению с аналогичным периодом прошлого года перечислено больше на 60,2 миллиарда тенге или на 14,1%.Исполнение прогнозного задания, доведенного в размере 442,5 миллиардов тенге, составило 110,1%. За девять месяцев текущего года доля поступлений таможенных платежей и налогов республиканского бюджета составила 34,5%, государственного бюджета с учетом поступлений в Национальный фонд – 13,3%.[3]
3. Планируется сократить количество проектов государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, срок реализации которых был намечен до конца 2010 года. В текущем году планировалось запустить 144 проекта на сумму 840 миллиардов тенге с созданием более 20 тысяч рабочих мест. До конца года, по данным Мининдустрии, предстоит запустить 72 проекта на общую сумму 459 миллиардов тенге, объем освоенных инвестиций составит 372 миллиарда тенге или 82%.[4]
4. Страны Таможенного союза (ТС) создадут наднациональный антимонопольный орган в 2011 году. Начиная с 2011 года предполагается передача (наднациональному антимонопольному органу) вопросов, связанных с недобросовестной конкуренцией, вопросов, связанных с доминирующим положением, вопросов, связанных с картельным соглашением. Все остальные (вопросы) в процессе гармонизации будут дорабатываться и передаваться наднациональному органу.[5]
5. В Казахстане на программу развития малого и среднего фермерства в период с 2011 до 2015 года будет выделено 28 млрд. тенге. Программа, стоимостью 28 млрд. тенге, рассчитана на 2011 — 2015 годы. Пилотный проект будет реализован в 2011 году в Акмолинской области. Основными операторами данной программы выступают Фонд финансовой поддержки, который будет кредитовать фермеров на приобретение до 50 голов маточного поголовья скота, и Аграрная кредитная корпорация, которая будет кредитовать свыше 50 голов маточного поголовья. Ставка вознаграждения — 6% годовых, размер займа для Фонда финансовой поддержки — от 1 млн. до 7,5 млн., и для Аграрной кредитной корпорации — от 7,5 млн. тенге. Срок финансирования до 7 лет, и предусмотрен льготный период, как по погашению основного долга, так и по погашению вознаграждения. График погашения довольно гибкий, учитываются все интересы.[6]
6. Доля казахстанского текстиля в закупках компаний – недропользователей растет. В 2009 году доля казсодержания составляла 8,5%, а по итогам первого квартала текущего года – уже 18,4%. Объем производства, в общем, составил 20 млрд. тенге, а удельный вес в общем объеме промышленного производства составляет 0,5%, это конечно очень маленький показатель, но мы считаем, что потенциал у отрасли огромный. Это наличие сырьевых ресурсов, наличие шкур, шерсти, это позволяет делать предпосылки, что у нас будут создаваться промышленные предприятия по переработке сырья, для насыщения внутреннего рынка необходимыми товарами. Вырос объем импорта. В прошлом году он составил 10,6 млрд. тенге, а сумма объема импорта на первый квартал 2010 года составила 14,6 млрд.[7]
7. Мажилис (нижняя палата) парламента одобрил в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторых законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», исключающий введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога до 2013 года. На заседаниях рабочей группы мажилиса парламента было принято решение ограничиться и принять к рассмотрению только те поправки, которые непосредственно связаны с бюджетом,… это следующие изменения: сохранение ставок КПН и НДПИ на действующем уровне в 2013 году, установление ставки по новым видам радиосвязи, установление льготного порядка налогообложения НДС при реализации, импорте инвестзолота, уточнение порядка исчисления налога на транспортные средства, исключение из налогооблагаемого дохода бюджетных субсидий, полученных крестьянскими и фермерскими хозяйствами, работающими в упрощенном налоговом режиме. Наиболее обсуждаемым был вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. «Правительство согласно с предложением депутатов исключить его из проекта (закона «О внесении изменений и дополнений в некоторых законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»), имея ввиду, что данный вопрос будет рассматриваться далее с тем, чтобы прогрессивную шкалу налогообложения ввести, начиная с 2013 года.[8]
В Киргизии на прошлой неделе также подводили итоги, но результат пока не обнадеживает. Надежду возродила другая новость недели. Международное сообщество приняло решение об оказании помощи республики в виде финансовых вливаний на сумму 245 млн.долл. до конца 2010 года.
При этом рост цен на основной продукт питания –муку и ее производные – принял официальный характер, что свидетельствует об ограниченности регулирующих возможностей со стороны государства.
8. Отрицательный реальный рост ВВП за январь-сентябрь 2010 года составил 0,5 процента. Это ниже уровня соответствующего периода 2009 года на 1,7 процентных пункта. Номинальный объем ВВП сложился на уровне 144,5 миллиарда сомов. Спад экономики без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» составил 1,5 процента. Уровень освоения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования снизился на 2,7 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
За отчетный период фактически освоено 24 миллиарда 905,2 миллиона сомов инвестиций в основной капитал. Внешнеторговый оборот за январь-август 2010 года составил $2 миллиарда 874,9 миллиона и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 8,7 процента.[9]
9. В Киргизстане за 9 месяцев 2010 года произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 82 миллиарда 781 миллион сомов. В структуре валового внутреннего продукта республики удельный вес сельского хозяйства составил 22,6 процента. Из общего объема на долю животноводства приходится 44,1 процента, или 36 миллиардов 470 миллионов сомов, растениеводства — 54,1 процента, или 44 миллиарда 829 миллионов сомов. К концу 2010 года объем производства валовой продукции сельского хозяйства ожидается в пределах 118,4 миллиарда сомов, в том числе продукции животноводства — на 49,7 миллиарда сомов, растениеводства — 54,5 миллиарда.[10]
10. За 8 месяцев 2010 года Киргизстан экспортировал продукцию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности на $117 миллионов 600 тысяч. За этот период республика отправила на экспорт животноводческую продукцию на $5 миллионов 800 тысяч, что на 2 процента меньше, чем в 2009 году. Растениеводческой продукции за рубеж отправлено на $54 миллиона 100 тысяч, темп увеличен на 9,8 процента. Продукции пищевой и перерабатывающей промышленности республика вывезла на $57 миллионов 500 тысяч, рост составил 3,6 процента. Импорт продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности за 8 месяцев 2010 года снижен по сравнению с 2009 годом на 1,4 процента, или на $3 миллиона 300 тысяч. Всего республика импортировала продукцию на $315 миллионов 100 тысяч. Доля импорта продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме импорта республики составила 16,4 процента.[11]
11. Россия рассматривает вопрос о выделении Киргизии 135–150 млн. долл. Ожидается помощь и от международных доноров. До конца года в Киргизию должно поступить 245 млн. долл. Важно то, что более половины выделяемых на поддержку страны средств поступят в виде грантов, остальные – кредит.[12]
12. По итогам встречи в Вашингтоне международные организации подтвердили намерение о выделении Киргизстану финансовых средств в сумме $245 млн до конца 2010 года. Из обозначенной суммы Россия выделит $130-150 млн. Средства Всемирного банка в размере $28 млн в ближайшее время поступят в бюджет. Азиатский банк развития, по словам министра, до конца 2010 года выделит $40 млн, общий пакет помощи составляет $168 млн. Помимо этого правительство КР подписало соглашение с Всемирным банком о предоставлении $10 млн для поддержки сельского хозяйства, в частности для усовершенствования ветеринарной службы.[13]
13. Министерство финансов Киргизстана в Вашингтоне в рамках ежегодной встречи управляющих Всемирного банка и Международного валютного фонда провело переговоры с Европейской комиссией о предоставлении гранта в $41,7 миллиона для поддержки бюджета и, в частности, обеспечения макроэкономической стабильности. В ходе ежегодной встречи управляющих ВБ и МВФ киргизская делегация провела более 47 встреч с представителями других делегаций и ведущих международных финансовых организаций. Подписано грантовое соглашение между КР и ВБ на сумму $10 миллионов по программе Европейского союза по быстрому реагированию на продовольственный кризис для проекта «Сельскохозяйственные инвестиции и услуги».[14]
14. По информации Госфиннадзора, за период с 1 января по 30 сентября 2010 года совокупный объем торгов по сделкам, совершенным на торговых площадках трех лицензированных фондовых бирж (ЗАО «Киргизская фондовая биржа», ЗАО «Фондовая биржа Киргизстана — БТС», ЗАО «Central Asian Stock Exchange»), составил 1 млрд, или 29,7 % от аналогичного показателя за 2009 год, а количество заключенных сделок с ценными бумагами за отчетный период составило 1077, или 23 % от количества сделок за аналогичный период прошлого года. По объему биржевых торгов на фондовом рынке лидирует ЗАО «Central Asian Stock Exchange», так как 38 % от общего объема биржевых торгов приходятся на данную биржу. В структуре объема торгов 37 % от общего объема биржевых торгов приходится на ЗАО «Киргизская фондовая биржа». А проведенные через торговую площадку ЗАО «Фондовая биржа Киргизстана — БТС», сделки по сумме составили 25 % от общего объема биржевых торгов.[15]
15. Мукомольные предприятия Киргизстана предупреждают о поэтапном росте цен на муку. С 13 октября 2010 года мукомольные производства используют казахстанскую пшеницу, закупленную по высоким ценам. Так, отдел маркетинга ОсОО «Акун» поясняет, что рост цен на муку будет поэтапным, и на сегодня оптовая цена на продукт поднялась на 0,5 сома. Стоимость килограмма муки СКТ ОсОО «Яшар» повысилась на 1 сом.[16]
В Таджикистане на прошлой неделе остались вполне довольны своими результатами социально-экономического развития за 3 квартала текущего года. Что действительно можно отметить в качестве основного достижения республики – это активизация экономической деятельности, направленной на развитие внешнеторговых и инвестиционных возможностей страны.
16. Итоги результатов показателей социально-экономического развития Таджикистана за девять месяцев текущего года, свидетельствуют о том, что экономика страны развивается хорошими темпами и это является результатом реализации Концепции и основных направлений деятельности посткризисного периода Правительства страны в 2010 году.[17] За девять месяцев текущего года, реальные темпы развития валового внутреннего продукта (ВВП) страны составили 6,2%. Этот показатель приближается к докризисному периоду. За отчётный период увеличился объём денежных переводов трудовых мигрантов, по сравнению с прошлым годом. Среднемесячный уровень инфляции в потребительском секторе за 6 месяцев текущего года составил 0, 46% и по итогам 9 месяцев текущего года уровень инфляции составил 6,7%.[18]
17. Таджикистан признан на международной арене, как надёжный торговый партнёр, так по предварительным данным внешний торговый оборот за девять месяцев текущего года составил 2 млрд. 634 млн. долларов США, из них 813,3 млн. долларов – экспорт и 1 млрд. 820, 9 млн. долларов США – импорт. Доля экспорта во внешнеторговом обороте за отчётный период составил 30,9%, что на 2,8% больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля первичного алюминия в экспорте составила 67,3%, хлопка-сырца-11,8%, фруктов и орехов-2,9%. В текущем году, также был зафиксирован положительный рост в сельскохозяйственной отрасли. Также, с целью развития инвестиционного климата в стране, были созданы свободные экономические зоны.[19]
18. Гуманитарная помощь на сумму $67 млн. 389 тыс. поступила в Таджикистан в январе-сентябре этого года. Помощь республике оказали 46 стран ближнего и дальнего зарубежья. В частности, за этот период в республику поступило 2 тыс.891 тонн растительного масла на сумму более $6,1 млн., 14 тыс. 702 тонн муки на сумму $7,3 млн., 93 тонны пшеницы на сумму $571 тыс., лекарственные средства и медикаменты общей стоимостью $38,8 млн., одежда и обувь на $3,153 млн., а также продукты питания, постельные принадлежности, медицинское оборудование, электробытовые приборы, компьютеры и запчасти к ним. Среди стран-доноров наибольший вес по стоимости гумпомощи приходится на США – 53,4%, Казахстан – 10,8%, Данию – 7,7%, Германию – 5,6%, Россию – 4,6%, Республику Корея – 3,4%, Нидерланды – 2,5%, Латвию – 1,6%, Швейцарию – 1,3%, Малайзию – 1,2%, Киргизстан 1%, Индию – 0,8%, Украину и Австрию – 0,6%, Турцию, Китай и Францию – 0,5%.[20]
19. За 9 месяцев 2010 года таджикскими таможенниками выявлено 3877 фактов таможенных правонарушений. Из них, 40 фактов относятся к преступлениям в таможенной сфере, в том числе: 32 факта незаконного перемещения наркотических веществ; 5 фактов контрабанды товаров народного потребления. За отчётный период в Государственный бюджет страны таможенными органами внесено 1 млрд.181,7 млн. сомони таможенных платежей, что составляет 85, 7% к установленному заданию. Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан за отчётный период составил 2 млрд.639, 0 млн.долларов США и возрос, по сравнению с соответствующим периодом прошлого 2009 года, на 169,5 млн.долларов США или на 6,9%, восновном за счёт увеличения на 155,3 млн.долларов США необлагаемого таможенными платежами экспорта. В структуре внешней торговли импорт составил 1 млрд.826,0 млн. долларов США, экспорт 813,9 млн. долларов США. За 9 месяцев 2010 года в Республику Таджикистан, по данным таможенных органов, поступила гуманитарная помощь на сумму 67,3 миллионов долларов США.[21]
20. Более $545 млн. выручено Таджикистаном в январе-сентябре 2010 года от продажи первичного алюминия. Около 80% продукции, импортированной с начала года, не облагалось таможенными платежами.[22]
В Узбекистане на прошлой неделе подведение итогов социально-экономического развития страны выгодно отличалось тем, что помимо общих макроэкономических показателей, демонстрирующих рост, также продолжали расти объемы инвестиционных проектов. На сей раз, они направлены на развитие коммуникаций (автодорог) и развития мелиорации.
Постоянный рейтинг основных финансовых институтов также был подтвержден международным рейтинговым агентством на высоком уровне.
Новый импульс развития получили узбекско-туркменские отношения, об этом в приложениях 1 и 2.
21. Объем промышленного производства в Узбекистане в январе-сентябре увеличился на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года до 23,926 трлн сумов в сопоставимых ценах. Наибольший удельный вес в общем объеме производства принадлежит топливно-энергетическому комплексу – 28,1% (31,8% в январе-июле 2009 года). Доля электроэнергетики составила 8,6% (9,1%), топливной промышленности – 19,5% (22,7%), машиностроения – 16,3% (15,7%), легкой промышленности – 12,3% (11,1%), пищевой отрасли – 12,3% (11,1%), цветной металлургии – 11,9% (11,6%), химической – 5,1% (5%). Наибольший рост производства в стоимостном выражении за январь-сентябрь зафиксирован в легкой промышленности – 18,4%, машиностроении – 14,1% и химической промышленности – 13,7%. Объем производства в топливной промышленности вырос на 2,5%, в электроэнергетике – на 4,2%. В прошлом году объем промышленного производства Узбекистана увеличился на 9% по сравнению с предыдущим годом и составил 28,15 трлн сумов. На текущий год рост промышленного производства запланирован в размере 8,3%.[23]
22. GP Papenburg (Германия) подписала с Республиканским дорожным фондом контракт на реконструкцию участка автодороги «Гузар-Бухара-Нукус-Бейнау» (А-380).[24] Финансирование строительства будет осуществляться за счет кредита Азиатского банка развития в размере 115 млн долларов, предоставленного правительству Узбекистана в мае. Это первый из трех траншей в рамках программы мультитраншевого финансирования АБР на сумму 600 млн долларов для строительства Национальной автомагистрали на период 2010-2012 годов.[25]
23. В этом году южнокорейская Posco Engineering & Construction и китайская China Road and Bridge Corporation подписали с правительством Узбекистана отдельные контракты на реконструкцию участков дороги А-380 протяженность 131 км и стоимостью около 70 млн долларов по итогам тендеров, объявленных в 2009 году. Срок реализации проекта – до конца 2011 года. Финансирование реконструкции стоимостью 173,5 млн долларов осуществляется также за счет кредита АБР в объеме 75,3 млн долларов, предоставленного правительству в апреле 2008 года, и средств правительства Узбекистана в объеме 98,2 млн долл.[26]
24. Daewoo International Corp. в 2011 году приступит к геологоразведочным работам на двух инвестиционных блоках в Устюртском нефтегазовом регионе. По данным ООО Daewoo Energy Central Asia, являющегося оператором проекта, на прошедшей неделе объявлен тендер на выбор подрядчика по проведению программы поискового бурения на Коскудыкском и Ашибулакском инвестиционных блоках. Согласно условиям конкурса, тендерные предложения принимаются до 29 ноября. Итоги тендера планируется подвести в конце 2010 года.[27]
25. Производство автомобилей на СП GM Uzbekistan в январе-сентябре увеличилось на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 160 тысяч 831 единиц. По данным Государственного комитета по статистике, выпуск автомобилей марки Nexia составил 67580 единиц (рост – 5,7%), Matiz – 53782 единиц (+10,7%), Damas – 15729 единиц (-6,8%), Lacetti – 18037 единиц (+32,2%), Epica – 2861 единиц (рост в 3,5 раза), Captiva – 1631 единиц (рост в 2,2 раза), Spark – 1212 единиц (в январе-сентябре 2009 года не производилась).[28]
26. Министерство сельского и водного хозяйства Узбекистана приступило к реализации проекта по улучшению мелиорации в Джизакской и Сырдарьинской областях республики. Ообъявлен тендер на поставку оборудования для строительства насосной станции в Джизакской области. Победитель должен осуществить поставку «под ключ» шести насосных агрегатов мощностью по 700 кВ со строительством сопутствующей инфраструктуры станции. Срок реализации проекта – полтора года. Итоги тендера планируется подвести в начале 2011 года. Финансирование поставок будет осуществляться за счет средств Исламского банка развития в размере 52,65 млн долларов, предоставленных правительству Узбекистана на реализацию проекта в ноябре 2009 года.[29]
27. Служба кредитных рейтингов агентства Standard & Poor’s подтвердила долгосрочные и краткосрочные кредитные рейтинги «В/В», ранее присвоенные Национальному банку внешнеэкономической деятельности (НБУ), Народному банку и Узбекскому промышленно-строительному банку. Прогноз по всем рейтингам остается «Стабильным».[30]
Сдерживающее влияние на рейтинги всех трех банков оказывают высокорисковая операционная среда, высокие кредитные риски, связанные, в частности, с практикой директивного кредитования и слабой диверсификацией кредитных портфелей. В то же время влияние указанных негативных факторов смягчают статус этих банков как организаций, связанных с государством, и их высокая, по оценкам агентства, значимость для экономики страны. Учитывая прямой контроль за деятельностью этих банков со стороны государства, Standard & Poor’s полагает, что в случае необходимости правительство страны предоставит им своевременную и достаточную поддержку. Все три банка имеют сильные позиции на внутреннем рынке, а их деятельность по банковскому обслуживанию определенных секторов экономики в значительной степени связана с решением задач государственной политики, отмечает агентство.[31]
Наиболее интересные публикации
Приложение 1
Официальный визит Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в Туркменистан, состоявшийся 19-20 октября текущего года, дал новый импульс развитию узбекско-туркменских отношений.[32]
В подписанном в ходе визита совместном заявлении Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова и Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова отмечается, что итоги встреч лидеров двух стран и двусторонних консультаций на различных уровнях, включая руководителей министерств и ведомств, визиты официальных делегаций являются прочной основой для дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами во всех сферах двусторонних отношений.
Главы государств отметили, что двусторонние договоренности, достигнутые на высшем уровне, создали прочную основу для дальнейшего расширения взаимовыгодных двусторонних связей в различных областях политического, торгово-экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества. Установлено, что между Республикой Узбекистан и Туркменистаном существуют прочные добрососедские и дружественные связи, неуклонно повышается уровень сотрудничества во всех сферах межгосударственных отношений.
Было отмечено стремление двух дружественных государств развивать механизмы межгосударственного и межправительственного взаимодействия, нацеленного на эффективную реализацию достигнутых договоренностей.
Президенты подтвердили стремление к дальнейшему углублению взаимовыгодного партнерства в торгово-экономической сфере и отметили, что дальнейшему его расширению послужит полноценная реализация Договора между Республикой Узбекистан и Туркменистаном об экономическом сотрудничестве на 2008-2012 годы. Подчеркнута взаимная готовность к активизации сотрудничества в сферах транспорта и транспортных коммуникаций, а также сельского и водного хозяйства.
Положительно оценена работа Совместной узбекско-туркменской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, пятое заседание которой состоялось 13 января 2010 года в г.Ашхабаде. Отмечена динамика увеличения объемов взаимной торговли, а также необходимость использования всего имеющегося потенциала для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества.
Стороны подчеркнули позитивные итоги реализации Программы сотрудничества между двумя странами в культурно-гуманитарной сфере на 2008-2010 годы и важность подписания в рамках визита новой Программы сотрудничества между правительствами Республики Узбекистан и Туркменистана в культурно-гуманитарной сфере на 2011-2013 годы.
При обсуждении актуальных международных вопросов было выражено обоюдное стремление Республики Узбекистан и Туркменистана содействовать укреплению мира, безопасности и стабильности в региональном и глобальном масштабах. Президенты констатировали, что осознание мировым сообществом общности целей, понимание необходимости совместно противостоять современным вызовам и угрозам, готовность к осуществлению практических шагов в этом направлении являются сегодня основой международных отношений.
Президенты отметили необходимость дальнейшего развития сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью и другими вызовами и угрозами международной безопасности.
Главы государств подчеркнули значимость инициатив Узбекистана и Туркменистана по созданию новых эффективных механизмов, направленных на активизацию переговорного процесса по разрешению афганского кризиса с участием международных структур и соседних с Афганистаном государств. Обсудив вопросы регионального характера, главы государств сошлись во мнении, что рациональное использование водных ресурсов служит общим интересам и направлено на укрепление сотрудничества, устойчивого развития и повышение уровня жизни населения в Центральной Азии.
Президенты отметили необходимость продолжения проведения консультаций в рамках международных организаций, членами которых они являются. Стороны подтвердили значимость повышения роли Организации Объединенных Наций и ее институтов в качестве универсального инструмента в решении глобальных вопросов, обеспечении устойчивого развития, укреплении безопасности и стабильности в мире.
В заключение лидеры двух стран выразили убеждение, что узбекско-туркменские отношения, основанные на исторически сложившихся связях, находятся на качественно новом уровне и в полной мере соответствуют духу дружбы и взаимопонимания, отвечающего коренным интересам народов Узбекистана и Туркменистана.
Приложение 2
Прорабатывается проект транспортного коридора в Персидский Залив[33]
В ходе официального визита Президента Узбекистана Ислама Каримова в Туркменистан 19-20 октября 2010 года после встречи в формате один на один состоялись переговоры в расширенном составе с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. «Хотел бы отметить очень перспективные направления, которые открываются перед нашими странами в использовании коммуникационного потенциала нашего региона с учетом современных реалий», — сказал в своем выступлении глава нашего государства. В данном случае Президент Узбекистана имел в виду проработку проекта открытия транспортного коридора, который «можно обозначить как Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар и другие страны Персидского Залива». Президент Узбекистана высказал удовлетворенность тем, что нашел полное понимание в лице Президента Туркменистана. «Этот коридор может открывать огромные возможности для выхода наших стран на те коммуникационные направления, в которых наша страна очень нуждается», — отметил И. Каримов. Г. Бердымухамедов в свою очередь согласился, что инициатива является связующим звеном в реализации этого проекта. «Убежден, что возможные проблемы, которые будут создаваться на этом пути, Туркменистан возьмет на себя, а Узбекистан в лице его Руководства будет его помощником», — сказал И. Каримов. Это – не рядовой проект, тем более что в нем заинтересованы и страны в зоне Персидского Залива, и соседние с Узбекистаном. «В данном случае Туркменистан – это центральное, связывающее звено. Если Туркменистан возьмется за это дело, думаю, все остальные страны будут это только приветствовать потому, что проект обещает выгоду для всех, кто будет в нем задействован», — подчеркнул Президент Узбекистана. «Однако это вопрос не одного дня, но я думаю, что с хорошим настроением уеду отсюда, потому что этот проект обещает очень серьезную перспективу и для Туркменистана, и для Узбекистана», — добавил он.
[1] Курсивом выделены авторские комментарии А.А. Мигранян
[2] Источник ИА Новости-Казахстан
[3] По данным управления таможенных доходов комитета таможенного контроля министерства финансов РК. Источник: ИА Новости-Казахстан
[4] На рассмотрение поступило 99 инвестиционных проектов с различным сроком ввода, в ходе детального рассмотрения в министерство от регионов поступили предложения о переносе сроков 17 проектов. В частности, планируется исключить из программы проект строительства откормочной площадка ТОО «Бауманская» в Акмолинской области из-за вспышки бруцеллеза, по причине ареста счетов финансовой полицией, проекта по производству услуг по горячему цинкованию конструкции СП «Металлоизделия» в Уральске. Из-за несоответствия целям госпрограммы — два проекта: коммунальный продовольственный рынок с овощехранилищем в Актобе и автоматизированная система управления воздушным движением «Казаэронавигация» в Актобе. Планируется также объединить проекты по созданию линии по рафинации растительных масел и по открытию фасовочной линии в Карагандинской области. По данным Камалиева, исключается из программы также проект строительства завода по переработке козьего молока и молочных изделий в Западно-Казахстанской области из-за нехватка залогового имущества, а также проект производства полимерных компрессионных материалов, поскольку инициатор отказался от его реализации. Источник: ИА Новости-Казахстан
[5] По данным агентства Казахстана по защите конкуренции (АЗК). Источник: Business Resource
[6] НУХ «КазАгро», Министерство сельского хозяйства РК, акимат Акмолинской области и Мясной союз Казахстана подписали меморандум о сотрудничестве. По данным Национального управляющего холдинга (НУХ) «КазАгро». Источник: Today.kz
[7] На 1 января 2010 года в легкой промышленности страны зарегистрировано 1591 предприятие, из них активно действующих 526, в том числе 449 малых, 60 средних и 17 крупных. Источник: Business Resource
[8] Ранее планировалось с 2011 года ввести прогрессивную шкалу ИПН в размере 10%,15% и 20% в зависимости от размера зарплаты. Предполагалось, что начиная с 250 тысяч тенге, ИПН будет 15 % , свыше 500 тысяч тенге — 20%. В настоящее время исчисления ИПН в Казахстане производится по плоской шкале, размер налога составляет 10 %. Источник ИА Новости-Казахстан.
[9] По данным Кыргызской фондовой биржи. URL: http://www.24.kg/economics/81362-v-2011-godu-ministerstvo-yekonomicheskogo.html
[10] По данным Министерства сельского хозяйства КР. URL: http://www.24.kg/economics/85171-v-kyrgyzstane-s-nachala-goda-proizvedeno-valovoj.html
[11] За 9 месяцев 2010 года в целом по республике обеспеченность основными продуктами питания на душу населения с учетом переходящих остатков урожая прошлого года составила за счет собственного производства по хлебопродуктам — 205,3 процента, по картофелю — 313,9, по молоку — 118,9, по мясу — 31,8, по овощам — 210,1, по растительному маслу — 36,3 процента. Согласно продовольственному балансу, республика достаточно обеспечена хлебопродуктами, картофелем, овощами и молоком. За счет импорта удовлетворяются потребности внутреннего продовольственного рынка по мясу, плодам и ягодам, яйцам и растительному маслу. По данным Министерства сельского хозяйства КР. URL: http://www.24.kg/economics/85191-za-8-mesyacev-2010-goda-kyrgyzstan-yeksportiroval.html
[12] Внешний долг Киргизии в 2010 году, согласно неблагоприятному прогнозу, может достигнуть 68% от ВВП. На сегодняшний день он составляет 2,5 млрд. долл., или 55,6% от ВВП. В основном увеличение долга произошло из-за того, что было выделено $230 млн кредита на строительство энергетического объекта «Датка-Кемин», который поможет транспортировать электроэнергию с юга на север. Источник — Независимая газета. Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1287778980
[13] Источник Business АКИpress
[14] Кыргызская делегация проинформировала о завершении внутригосударственных процедур по кредитному и грантовому соглашению МАР «Оказание чрезвычайной помощи Кыргызской Республике» на сумму $70 миллионов, что «с удовлетворением было воспринято миссией Всемирного банка, и соглашение вступило в законную силу». Данные пресс-службы Минфина КР.URL: http://www.24.kg/economics/85312-ministerstvo-finansov-kyrgyzstana-provelo.html
[15] Источник Business АКИpress
[16] При этом розничная цена на муку первого сорта, реализуемую на рынках города Бишкека, по сравнению с прошлой неделей поднялась в некоторых местах на 2 сома и в среднем составляет 25 сомов за килограмм. Данные Министерства экономического регулирования КР по итогам анализа средних рыночных цен на продовольственную продукцию. URL: http://www.24.kg/economics/82636-v-firmennyx-magazinax-mukomolnyx-predpriyatij.html
[17] Таково мнение министра экономического развития и торговли страны Ф. Хамралиева.
[18] Источник НИАТ «Ховар»
[19] Источник НИАТ «Ховар»
[20] Источник Агентство по статистики при президенте РТ.
[21] Данные пресс-службы Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан
[22] Источник ИА «Азия-Плюс»
[23] По данным По данным Государственного комитета по статистике РУз. http://www.gazeta.uz/2010/10/22/industry/
[24] Германская компания в сентябре выиграла тендер, объявленный в апреле, по отбору генподрядчика на реконструкцию участка 50 км автодороги с заменой двухполосного асфальтового покрытия на четырехполосное цементобетонное. Срок реализации проекта – до конца 2012 года.
[25] В мае прошлого года Президент Ислам Каримов утвердил программу строительства в 2009-2014 годов Национальной автомагистрали первой категории стоимостью около 2,6 млрд долларов. В рамках программы в республике планируется осуществить строительство четырех участков автодорог общей протяженностью 1500 км. Источник «gazeta.uz»
[26] Общая протяженность автомобильных дорог Узбекистана составляет 146,4 тысячи км. Из них 42,5 тысячи км – магистральные дороги общего пользования, в том числе 3200 км – автотрассы международного и 18,8 тысячи км – государственного значения. За период 2000-2008 годов в республике введены новые и реконструированы более 400 км, произведен капитальный ремонт более 5000 км дорог. Через территорию Узбекистана проходят 20 международных транспортных маршрутов и направлений. http://www.gazeta.uz/2010/10/19/road/
[27] В феврале 2008 года Daewoo International и национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз» подписали соглашение по изучению двух инвестиционных блоков в течение пяти лет. Объем инвестиций в геологоразведку в указанный период составит 40 млн долларов, в том числе не менее 27,6 млн долларов в течение первых трех лет. Соглашение вступило в силу в декабре 2008 года. В Узбекистане из 47 инвестиционных блоков, подготовленных «Узбекнефтегазом», 26 уже переданы иностранным инвесторам, на 2 блоках осуществляется совместное изучение, по 6 блокам ведутся переговоры с потенциальными партнерами. Мощности «Узбекнефтегаза» позволяют обеспечивать добычу природного газа в объеме порядка 70 млрд кубометров и жидких углеводородов в объеме 8 млн тонн в год.
На 1 января 2010 года в Узбекистане было открыто 228 месторождений углеводородного сырья. Из открытых месторождений более 50% находятся в разработке, 35% подготовлены к освоению, на остальных продолжаются разведочные работы. http://www.gazeta.uz/2010/10/19/ustyurt/
[28] По итогам 2009 года производство автомобилей на GM Uzbekistan по официальным данным выросло на 5,1% по сравнению с предыдущим годом и составило 205011 машин. В конце марта 2008 года General Motors и акционерная компания «Узавтосаноат» завершили процесс создания СП GM Uzbekistan на базе ЗАО «УзДЭУавто» с уставным фондом 266,7 млн долларов. GM владеет 25% плюс одной акцией предприятия с возможностью последующего увеличения доли до 40%. Оставшиеся 75% акций принадлежат «Узавтопрому». Мощность завода в настоящее время составляет 300 тысяч автомобилей в год. Предприятие выпускает семь марок автомобилей: три седана – Nexia, Lacetti и Epica, две малолитражки – Matiz и Spark, внедорожник Captiva и микроавтобус Damas. http://www.gazeta.uz/2010/10/20/gm/
[29] Проект общей стоимостью около 100 млн долларов предусматривает реконструкцию мелиоративной системы Сырдарьинской области протяженностью около 347 км, восстановление 268 км дренажной системы и строительство 50 скважин вертикального дренажа. Работы в Джизакской области включают в себя строительство новой энергоэффективной насосной станции и подводящего машинного канала протяженностью 15 км, реконструкцию дренажного канала протяженностью 68 км. Реализация проекта рассчитана до конца 2014 года. Помимо кредитных ресурсов ИБР для реализации проекта привлечен кредит Кувейтского фонда арабского экономического развития в размере 15,2 млн долларов, а также кредит Фонда международного развития ОПЕК на 12,72 млн долларов. Правительство Узбекистана в 2010-2015 годах планирует реализовать 35 приоритетных проектов общей стоимостью около 2 млрд долларов, предусматривающих коренную реконструкцию ирригационных объектов и улучшение водобоеспеченности орошаемых земель. В частности, в указанных период намечено реконструировать 20 насосных станций с общей подачей воды на площади 1,15 млн га, восстановить ирригационно-мелиоративную систему в Ферганской долине, построить селеводохранилище в Кашкадарьинской области и реконструировать магистральные каналы и коллекторы. http://www.gazeta.uz/2010/10/21/melio/
[30] Подтверждение рейтингов отражает наше мнение о том, что сильная поддержка государства оказала некоторое благоприятное влияние на финансовые показатели НБУ, Народного банка и Узпромстройбанка в период мирового экономического спада и позволила им сохранить адекватные показатели капитализации и балансовой ликвидности.
[31] В соответствии с критериями Standard & Poor’s, вероятность экстренной поддержки НБУ и Народного банка со стороны государства оценивается как «очень высокая» (extremely high). Это основано на «исключительно важной», по мнению агентства, роли банков в национальной экономике (первый является крупнейшим кредитором стратегических отраслей, второй – крупнейшим сберегательным банком страны), а также «очень сильная» связь с государством, которое является их 100-процентным собственником.
Вероятность экстренной государственной поддержки Узпромстройбанка в стрессовой финансовой ситуации оценивается как «очень высокая» (very high). Это обусловлено «очень важной» роли банка, являющегося одним из крупнейших кредиторов ряда ключевых отраслей в экономике Узбекистана, а также «очень сильной» связи с государством (35% акций банка принадлежат Министерству финансов и 26% – Фонду реконструкции и развития Узбекистана).
В тот же день Standard & Poor’s сообщило о пересмотре прогноза по рейтингам «Капиталбанка» с «Негативного» на «Стабильный» и подтверждении долгосрочного и краткосрочного кредитных рейтингов контрагента на уровне «В-» и «С». http://www.gazeta.uz/2010/10/22/sp/
[32] Источник ИА «Uzreport»
[33] По URL: http://news.uzreport.com/mir.cgi?lan=r&id=81996