На прошлой неделе в Казахстане был представлен отчет МВФ по оценке финансовой и экономической ситуации в республике по преодолению кризиса. В целом в отчете указывается, что кризис в финансовом секторе можно считать преодоленным, но при этом сохраняется ряд «узких мест» в финансовом секторе, в структуре заемного капитала, в вопросах государственного регулирования инвестиционных процессов и инфляции (подробнее см. приложение 1).
При этом правительство республики оценивает результаты вступления в ТС как положительные. Также продолжаются реформы по развитию и государственному регулированию отраслей машиностроения и сельского хозяйства.[1]
1. Внешнеторговый оборот республики государства увеличился на 30% после создания Таможенного союза с Россией и Белоруссией.[2]
2. Предприятиям машиностроительной отрасли не хватает оборотных средств на обновление основных фондов, внедрение новых управленческих технологий, на обучение персонала. Это тот вопрос, который не получал должного внимания ни в Дорожной карте бизнеса-2020, ни в предыдущих программах поддержки реального сектора.[3]
3. Правительство РК одобрило проект программы развития машиностроения РК на 2010-1014 годы. целью программы является максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и стимулирование производства продукции машиностроения с высокой добавленной стоимостью. В проекте программы предусматривается развитие технологий и инноваций в отрасли в поддержку экспорта отечественной продукции, предоставление налоговых льгот на осуществление НИОКР, техническое регулирование отрасли и подготовку кадров. Также планируется реализовать 19 инвестпроектов на сумму 159 млн. 555 тыс. тенге.[4]
4. ТОО «Шыгысэнерготрейд» сообщил, что тариф на электроэнергию с 1 января 2011 года будет повышен на 7,4%. «Для населения решением департамента АРЕМ минимальная цена для применения дифференцированного тарифа по объёмам потребления составляет 5,807 тенге за 1 кВт*час без учёта НДС (6,50 с НДС). Потребление свыше установленных объёмов будет оплачиваться по 7,787 тенге за 1 кВт*час без НДС (с учётом НДС – 8,72 тенге за 1 кВт*час)», — говорится в сообщении компании. По информации энергетиков ВКО, цена на электроэнергию для юридических лиц увеличится на 7,2% и составит 7,673 тенге за 1 кВт*ч (без учёта НДС), с учётом НДС 1 кВт*ч будет стоить 8,594 тенге.[5]
5. В этом году начинается реализация проектов по строительству в стране 6 птицефабрик. Первый проект запускается уже в 20-ых числах декабря этого года в Южно-Казахстанской области. Начнется строительство птицефабрики с запланированной мощностью 4,8 тонн мяса индейки в год.[6] Общий объем инвестиций — 14,9 млрд. тенге. 12 млрд. из которых приходится на долю «КазАгро». На сегодняшний день освоено почти 9 млрд. тенге. Уже в 2012 году импорт мяса птицы в республику сократится на 30%, и реализация инвестиционной программы по финансированию высокотехнологичных проектов позволит не только снизить импортозависимость на внутреннем рынке, но и в обозримом будущем самим поставлять продукцию отечественных птицефабрик на экспорт.[7]
В Киргизии на прошлой неделе в центре внимания оказалось открытие топливозаправочного комплекса «Манас», который будет работать в условиях минимальной рентабельности. ГП топливозаправочный комплекс «Манас» было создано согласно распоряжению временного правительства в июне 2010 года для исключения коррупции в поставках авиатоплива для транзитного центра перевозок «Ганси» и привлечения финансирования в бюджет. По мнению правительства республики, положительное решение вопросов поставки топлива центру «Ганси» позволит обеспечить постоянный источник доходов в государственный бюджет страны, тем самым позволит снизить дефицит бюджета.[8]
При этом на этой неделе обострились вопросы энергообеспечения населения, в связи с ростом энергопотребления и соответственно ростом задолженности по оплате за электроэнергию.
Не утихают и дискуссии по вопросу разработки золоторудного месторождения «Джеруй» (см. приложение 2).
6. В 2011 году доходы госпредприятия «Топливно-заправочный комплекс «Манас» в Киргизстане составят $50-60 миллионов. В данный момент в правительстве готовят проект соглашения, проходят процедуры юридического согласования с американской стороной по поставке госпредприятием ТЗК «Манас» 50 процентов от общего объема необходимого топлива в Центр транзитных перевозок. Прозрачность деятельности нового госпредприятия обеспечивается тем, что в нем создан совет директоров, состоящий из молодых профессионалов, введено корпоративное управление, а также система строгого бухгалтерского учета. По итогам работы прежней компании бюджет страны недосчитался огромной суммы. Каково количество отмытых денег, будет выяснено в результате судебных разбирательств.[9]
7. Во время визита госсекретарь США Хиллари Клинтон обозначила, то до 50 процентов топлива, поставляемого на базу, будет закупаться через ТЗК «Манас».В настоящее время поставкой авиатоплива в Центр транзитных перевозок занимается Mina Corp. 3 ноября 2010 года Министерство обороны США присудило этой компании новый контракт на поставку авиационного топлива для ЦТП «Манас». Правительство КР призывало США «приостановить сотрудничество с Mina Corp. до завершения расследования.[10]
8. В Киргизстане общий долг ОАО «Северэлектро» составил 330 миллионов 200 тысяч сомов. Физические и юридические лица города Бишкека задолжали за использованную электроэнергию 131 миллион 300 тысяч сомов, в Чуйской области — 131 миллион 600 тысяч, потребители Таласской области — 67 миллионов 300 тысяч. Наибольшее количество долгов числится за населением — 208 миллионов 600 тысяч сомов. Физические лица в Бишкеке имеют дебиторскую задолженность на сумму 80 миллионов 200 тысяч сомов, жители Чуйской области должны энергетикам 79 миллионов 900 тысяч, долги населения Таласской области перед распредкомпанией составили 48,5 миллиона.[11]
9. В Киргизстане подписано соглашение «Прозрачная энергетика: путь с барьерами» о взаимодействии между Министерством энергетики, энергокомпаниями и регулирующими органами. Такой документ не используется в других странах, прецедент был только во Франции. Соглашение подписывается между советом директоров распредкомпании и министерством, а также теми, кто выдает лицензии, устанавливает тарифы, и генеральной дирекцией.[12]
В Таджикистане на прошлой неделе подводили статистические итоги, по которым выяснилось, что челночный бизнес и уличная торговля преобладают среди других видов неформальной занятости населения в Таджикистане.
В Душанбе обсуждали проблемы экономического развития Таджикистана, депутаты сократили срок госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Таджикистан присоединился к Киотской таможенной конвенции, что по мнению официальных структур существенно повысит экспортный потенциал страны (хотя опыт Киргизии показывает обратное, все необходимо помнить, что рост экспорта в большей степени зависит от экономического потенциала страны, а не от юридических форм прохождения таможенных барьеров). Однако именно подписание Киотской конвенции создало условия при которых сертификаты качества пищевых продуктов «Таджикстандарта» отныне будут действительны во всем мире.
Кроме того, в Душанбе открывается конференция по вопросам вступления Таджикистана в ВТО.
Помимо вопросов таможенного сотрудничества также обсуждались проекты по обеспечению энергетической независимости страны.
10. Для достижения приоритетных стратегических целей, в частности достижения энергетической независимости, нашей страной при поддержке международных финансовых институтов предпринимаются последовательные шаги. Начато строительство двухцепной ЛЭП 220 кВ «Сангтуда-1 (Таджикистан) – Пули Хумри (Афганистан)». Разработано Технико-Экономическое Обоснование для ЛЭП-500 кВ в рамках проекта «CASA-1000»(Таджикистан – Афганистан- Пакистан), при активном участии Всемирного Банка, Протяжённость – 750 км. В настоящее время на стадии завершения и остальные части ТЭО.[13]
Строительство высоковольтных ЛЭП «Юг-Север» и «CASA-1000», вместе с введёнными высоковольтными линиями электропередачи Казахстана «Север — Юг», а также ЛЭП-500 кВ «Худжанд-Датка», объединит энергосистему Таджикистана и Киргизстана. Они создадут беспрецедентную возможность экспортировать избытки электроэнергии из энергоизбыточных регионов. Станет возможным транспортировать излишки электроэнергии из Казахстана, Киргизстана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана в Афганистан, Пакистан, Индию.
Для свободной транспортировки электроэнергии и транспортировки её в соседние страны, осуществляется и намечен ряд проектовпо новым линиям электропередач.
Это проект «Строительство высоковольтной линии электропередачи ЛЭП-500 кВ «Юг – Север», которая объединила энергосистему Таджикистана и повысит надёжность транспортировки электроэнергии в Узбекистан, Киргизстан, Казахстан и далее. Завершение проекта намечено на конец 2009 года.
11. Парламент Таджикистана ратифицировал 8 декабря Международную конвенцию об упрощении гармонизации таможенных процедур, принятую в японском городе Киото в 1973 году. Вступление Таджикистана к Киотской конвенции позволит обеспечить взаимодействие таможенных законодательств с международными стандартами и общепринятыми правилами. Эта инициатива ещё больше повысит международный авторитет нашей республики, и будет способствовать процессу вступления РТ во Всемирную торговую организацию.[14]
В Узбекистане прошлая неделя ознаменовалась особым вниманием к топливно-энергетическим проектам, целью которых являются не просто обеспечение полной энергонезависимости, а решение проблем водопользования в регионе. На этом фоне в республики продолжаются рост цен на бензин.
12. Учредители завода по производству синтетического топлива приняли решение увеличить планируемый объем выпускаемой продукции с 1,374 миллиона до 1,468 миллиона тонн в год.[15]
Проект по строительству в Кашкадарьинской области завода по выпуску синтетического жидкого топлива по технологии GTL (gas-to-liquid) осуществляется совместно «Узбекнефтегазом», Sasol и малазийской Petronas. Ранее планировалось, что завод будет перерабатывать 3,5 млрд кубометров газа и производить 1,374 миллиона тонн продукции в год, включая 672 тысячи тонн дизельного топлива, 278 тысяч тонн авиакеросина, 361 тысячу тонн нафты и 63 тысячи тонн сжиженного газа. Для строительства завода в июле прошлого года тремя компаниями на паритетных условиях было создано совместное предприятие Uzbekistan GTL с уставным фондом в 30 млн долларов. В дальнейшем уставный фонд будет доведен 840 млн долларов. Срок реализации проекта общей стоимостью 2,5 млрд долларов – 2014 год.[16]
13. Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз» рассматривает Exxon Mobil в качестве потенциального иностранного инвестора для разведки и разработки месторождений двух инвестиционных нефтегазовых блоков – Восточно-Сурханского и Каштарского. Exxon Mobil предложены для изучения два инвестиционных блока – Восточно-Сурханский и Каштарский, мы рассчитываем на интенсивное сотрудничество. Exxon Mobil и «Узбекнефтегаз» планируют совместно изучить возможности проведения геологоразведки и дальнейшей разработки месторождений на указанных блоках.
По данным «Узбекнефтегаза», в Узбекистане в настоящее время выделено 44 блока для проведения инвесторами геологоразведочных работ на нефть и газ. Из них по 23 блокам выданы лицензии иностранным компаниям.[17]
14. По распоряжению Президента Узбекистана Ислама Каримова подготовлена программа приоритетного развития электроэнергетики республики на 2011-2015 годы. Программой предусматривается реализация 46 инвестиционных проектов на общую сумму 5,425 млрд. Программа, в частности, включает в себя 15 проектов в области теплоэнергетики с вводом 2243 МВт мощностей, 10 проектов по модернизации и развитию гидроэнергетики с приростом 160 МВт и 15 проектов, предусматривающих ввод 1000 км ЛЭП и ряда подстанций. Предусматривается также реализация мероприятий по реконструкции и обновлению распределительных электрических сетей напряжением 0,4-35 кВ, пяти проектов по внедрению автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, опытной ветровой энергоустановки, новых методов и систем проектирования.[18]
15. Отпускная розничная цена бензина в Узбекистане в соответствии с постановлением правительства с 10 декабря увеличена на очередные 15%. С 00:00 часов пятницы на заправках, где бензин имеется, литр Аи-80 продается по 1405 сумов или на 185 сумов выше прежней цены – 1220 сумов. Цена бензина марки Аи-91 повышена с 1350 до 1555 сумов за литр или на 205 сумов, а Аи-95 подорожал с 1500 до 1725 сумов или на 225 сумов. Нынешнее повышение цен на бензин – второе с начала года, не считая увеличения налога на потребление с 1 января на 25 сумов. С 1 июля цены были увеличены также на 15%. Как обычно, повышение цен стало сюрпризом для большинства водителей, поскольку заранее оно нигде не анонсировалось.[19]
Наиболее интересные публикации
Приложение 1
Миссия Международного Валютного Фонда, проанализировав экономическую и финансовую ситуацию в Казахстане, вынесла свое заключение. Миссия во главе с Аной Люсией Коронель находилась в Астане и Алматы с 1 по 9 декабря 2010 года.[20]
Представители Международного Валютного Фонда, которые оценивали ситуацию в финансовом секторе республики с 1 по 9 декабря, заявили, что острая фаза кризиса завершилась.
Однако, по мнению Фонда, банковский и корпоративный секторы не восстановились полностью, и восстановление их устойчивости является главным приоритетом. Несмотря на наличие большого объема банковской ликвидности и некоторый прирост депозитов (с увеличением доли депозитов в тенге), значительный объем НОК создает постоянный фактор риска для капитала банков.
«Неопределенность в отношении надежности источников финансирования, потребностей в создании резервов на покрытие возможных убытков и последствия ожидаемых мер по ужесточению регулирования все более побуждают банки к формированию резерва наличности и ограничению кредитной активности», — отмечается в сообщении миссии МВФ.
Также в заключительном заявлении миссии отмечается, что применяемый в настоящее время в Казахстане сегментированный подход к решению проблемы необслуживаемых кредитов (НОК) посредством выделения льготных кредитов определенным секторам экономики оказался неэффективным для преодоления трудностей, что может и далее приводить к возникновению перекосов на рынке.
«Требуется активизация усилий по осуществлению реструктуризации необслуживаемых кредитов с помощью мер, обеспечивающих устойчивость как финансовой системы, так и корпоративного сектора, включая квазигосударственные предприятия», — указывается в опубликованном в пятницу заявлении.
Эти меры, по мнению фонда, включают оценку потребности банков в капитале и прозрачное урегулирование НОК. Недавние нормативные и надзорные усовершенствования, реализованные Агентством по финансовому надзору (АФН), необходимо дополнить перспективной диагностической оценкой качества активов системных банков. В случае необходимости следует оперативно принять меры по привлечению нового капитала, в идеальной ситуации — за счет существующих акционеров и иных негосударственных инвесторов, а также иметь в наличии резервные планы, предусматривающие использование государственных средств.
Реализуемые банками мероприятия по содействию урегулированию НОК необходимо поддержать с помощью централизованного механизма управления проблемными активами на укрупненном уровне. Это следует сделать до начала реструктуризации корпоративного сектора, поскольку жизнеспособные банки должны располагать необходимым капиталом и стимулами для участия в реструктуризации корпоративного сектора, говорится в заявлении.
Кроме того, необходимо содействие упорядоченному и прозрачному процессу сокращения доли заемных средств в ненефтяном корпоративном секторе. С учетом тесной взаимосвязи между напряженностью в корпоративном секторе и трудностями в банковском секторе существует потребность в комплексном решении.
«Следует избегать сегментированного подхода, в том числе в виде приобретения государством долей в акционерном капитале отдельных негосударственных структур, в пользу более прозрачной и комплексной стратегии», — считают в МВФ.
В этих условиях в ненефтяном корпоративном секторе сохраняется высокая доля заемных средств вследствие значительных заимствований в предкризисный период, что еще более ограничивает список потенциальных заемщиков и создает препятствия для урегулирования НОК.
«Несмотря на то, что сохраняется адаптивный характер денежно-кредитной политики, необходимо внимательно следить за инфляцией. Умеренное восстановление в неэкспортных отраслях способствовало относительному сдерживанию инфляции, хотя ее показатель приблизился к верхнему значению коридора, установленного в пределах 6-8 процентов», — отмечается в заявлении миссии МВФ.
«С учетом риска, который несут с собой рост цен на продовольствие и планируемые государственные расходы, необходимо следить за инфляцией, сохранять положительными реальные процентные ставки, а также постепенно отказываться от административных методов установления цен», — сказано в документе.
По мнению МВФ, принимая во внимание улучшение ситуации в финансовом секторе, экономике может пойти на пользу увеличенная гибкость обменного курса и меньший объем вмешательства со стороны центрального банка, что позволит укрепить способность экономики реагировать на внешние потрясения и повысит эффективность денежно-кредитной политики.
Приложение 2
«Предложения ЗАО «Джеруйалтын» по разработке месторождения золота в Киргизстане кроме как авантюрой назвать нельзя», — считает министр природных ресурсов КР Кайрат Жумалиев. Об этом он пишет в своей статье. [21]
Министр отмечает, что с момента выдачи лицензии ЗАО «Джеруйалтын» прошло уже более четырех лет, и за этот период Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам КР дважды продлевало срок составления технического проекта и строительства горно-обогатительного комбината.
«Состояние работ на месторождении показывает, что ЗАО «Джеруйалтын» не выполнило своих обязательств, предусмотренных лицензионным соглашением. Учитывая это, Министерство природных ресурсов КР направило в правительство информацию о состоянии работ на месторождении Джеруй и свои предложения по дальнейшему развитию этого проекта. Суть предложений заключалась в том, что Министерство природных ресурсов считает правомерным аннулировать лицензии у ЗАО «Джеруйалтын» в связи с невыполнением условий лицензионного соглашения», — объясняет Кайрат Жумалиев.
Комиссия по вопросам лицензирования недропользования Министерства природных ресурсов КР 1 декабря 2010 года аннулировала лицензию, выданную ЗАО «Джеруйалтын». «В настоящий момент представитель компании «Визор Холдинг» на всех пресс-конференциях заявляет, что на разработку месторождения ими было затрачено более $170 миллионов, при этом называются и другие цифры. Однако это не так. Данные средства не пошли на разработку месторождения Джеруй. Все эти годы иностранный партнер предприятия занимался перепродажей своей доли в уставном капитале ЗАО «Джеруйалтын», государство же от этих сделок ничего не получило, кроме неуплаченных налогов от разработки месторождения и отсутствия постоянных рабочих мест», — утверждает он.
По информации Кайрата Жумалиева, после выдачи лицензии в ЗАО «Джеруйалтын» менялись иностранные учредители. Первоначально в учредителях ЗАО числилось ОсОО Global G.o.l.d. Holding CmbH, зарегистрированное в Австрии. Затем долю в компании Global G.o.l.d. Holding CmbH за $130 миллионов выкупила компания «Визор Холдинг», которая 28 августа 2009 года продала свою долю в «Джеруйалтыне» компании Consalidated Exploration Holding.
«Все эти сделки производились без официального уведомления Госагентства по геологии и минеральным ресурсам — ныне Министерства природных ресурсов КР. Документы о смене учредителей к нам поступили только в ноябре 2010 года. От этих сделок республика не получила ни одного тыйына и в результате имеет замороженный на длительное время перспективный золоторудный объект», — подчеркивает министр.
По его словам, в настоящий момент ЗАО «Джеруйалтын» через СМИ пытается создать имитацию работы на месторождении, хотя с 24 июля по 24 октября 2010 года сотрудники компании были отправлены в отпуска в «связи с мировым кризисом». Доказательством этого является тот факт, что в сентябре 2010 года, за месяц до окончания срока лицензии, ЗАО «Джеруйалтын» вносит в Министерство природных ресурсов КР предложения по переработке руды сначала на Макмальском комбинате, а затем на Кара-Балтинском горнорудном. Целью этой деятельности было показать, что компания готова работать на благо Киргизстана, является добросовестным инвестором и выполняет все условия лицензирования. «Кроме как авантюрой эти предложения назвать нельзя», — считает Кайрат Жумалиев.
«Эти варианты вообще нельзя назвать предложением без представления технико-экономического обоснования, прошедшего соответствующие экспертизы. По заключению Министерства транспорта и коммуникаций КР транспортировка такого количества руды от месторождения до железнодорожной станции «Маймак» невозможна», — отмечает он.
«Визор Холдинг» политизирует данный вопрос, обещает начать добычу золота в самые короткие сроки и этим принести пользу нашей стране. Но нужно быть честным хотя бы в такой ситуации и признать тот факт, что ЗАО «Джеруйалтын» не смогло в течение этих лет выполнить свои обязательства по разработке месторождения, и поэтому реакция правительства и Министерства природных ресурсов КР на его деятельность является обоснованной и справедливой», — подчеркивает министр.
[1] Курсивом выделены авторские комментарии А.А. Мигранян
[2] Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что: «С 1 января текущего года заработал Таможенный союз, а с 1 июля создана Единая таможенная территория. Тем самым сформирован огромный 170 миллионный единый рынок, в рамках которого устранены таможенные барьеры, отменено таможенное оформление. Это дало дополнительные возможности для бизнеса. По итогам 9 месяцев текущего года, то есть уже в период работы Таможенного союза, наблюдается рост товарооборота почти на 30%, увеличился экспорт казахстанской продукции в Россию и Беларусь». Источник ИА Новости-Казахстан.
[3] Из заявления Генерального директора АО СП «Белкамит» П. Беклемишева. «Рентабельность отрасли относительно невысока, прибыль от общего оборота в этих предприятиях 15-20% – это очень хороший результат. Соответственно, если предприятие своих оборотных средств не имеет и берет их взаймы, то в сегодняшних условиях оно должно платить проценты по кредиту порядка 18%. Тогда прибыли не остается вообще: все, что предприятие зарабатывает, оно относит в банк», — пояснил руководитель завода.Источник Business Resource
[4] Источник: today.kz
[5] Источник: today.kz
[6] Птицефабрика «Ордабасы» — это комплекс полного цикла — от инкубатора до цеха по переработке отходов производства. Всего же холдингом одобрено строительство 6 подобных объектов по всей стране мощностью 40 тыс. тонн в год.
[7] Об этом сообщает Business Resource со ссылкой на управляющего директора нацхолдинга «КазАгро» Н. Малелова
[8] По словам зам директора ГП «Манас»Т. Исаева, сейчас стоимость тонны авиатоплива, которое поставляется в Кыргызстан напрямую с российского Омского нефтеперерабатывающего завода, составляет $760 за тонну с учетом декабрьского повышения цен. «К этой сумме добавляется стоимость транспортировки топлива в республику — $110 за тонну. Повышение цен на горючее — это общемировая тенденция», — подчеркнул он.
«Для того чтобы госпредприятие начало функционировать и привлекать клиентов, мы готовы работать с минимальной прибылью. К примеру, стоимость топлива для местных гражданских авиалиний мы снизили на $150 за тонну. В итоге с местных авиарейсов мы получаем 1 процент рентабельности. До января 2011 года стоимость топлива повышать не планируем», — подчеркнул Тилек Исаев. По его информации, сейчас таможенная пошлина на вывоз авиатоплива из России составляет $217 за тонну. При этом ставка налога пересматривается ежемесячно, в зависимости от ситуации на мировом рынке.
Источник URL: http://www.24.kg/news-stall/88055-v-kyrgyzstane-provedut-mezhdunarodnuyu-zhenskuyu.html
[9] Из заявления первого вице-премьер-министра КР А. Муралиева. Источник URL: http://www.24.kg/economics/88363-v-2011-godu-gospredpriyatie-laquotoplivno.html
[10] URL: http://www.24.kg/community/88106-the-telegraph-ssha-ne-budut-rassmatrivat-vopros-o.html
[11] По данным пресс-службы ОАО «Северэлектро». Источник URL: http://www.24.kg/bishkek24/81993-v-sedmom-mikrorajone-stolicy-kyrgyzstana.html
[12] Генеральная дирекция — нанятый персонал, который управляет компанией, а собственником является государство. «Дирекция обязана выполнять определенные показатели по качеству, по финансовой устойчивости, предусмотренные соглашением. Невыполнение их означает профнепригодность. По данным департамента по регулированию ТЭК при Минэнерго. Источник URL: http://www.24.kg/economics/87234-ajgul-sultankulova-vo-vsex-yenergokompaniyax.html
[13] Источник НИАТ «Ховар»
[14] В настоящее время членами конвенции являются более 60 государств, а из постсоветских республик к конвенции присоединились Азербайджан и Казахстан. По данным Таможенной службе РТ. Источник НИАТ «Ховар»
[15] По результатам переговоров руководства «Узбекнефтегаза» с управляющим директором южноафриканской Sasol Synfuels International Эдом Камероном и главой представительства Sasol в Узбекистане Мартином Вотерхаусом.
[16] Узбекнефтегаз» и Petronas подписали соглашение о строительстве завода GTL на базе Шуртанского газохимического комплекса в мае 2008 года. В апреле 2009 года к проекту присоединилась Sasol, по технологии которой будет производиться GTL-продукция. Шуртанский газохимический комплекс был введен на базе месторождения Шуртан в Кашкадарьинской области в конце 2001 года. Проектная мощность комплекса позволяет перерабатывать 3,9 миллиарда кубометров газа и производить 125 тысяч тонн полиэтилена, 137 тысяч тонн сжиженного газа и 130 тысяч тонн нестабильного конденсата в год. Источник http://www.gazeta.uz/2010/12/06/gtl/
[17] Сурханский нефтегазовый регион является одним из перспективных в области сотрудничества Узбекистана с иностранными компаниями в данной отрасли. В ноябре 2008 года малазийская Petronas и «Узбекнефтегаз» подписали протокол о вступлении в силу соглашения о геологоразведке на Сурханском инвестиционном блоке в Сурхандарьинской области. Соглашение предусматривает проведение геологоразведки в течение пяти лет с минимальным объемом инвестиций в размере 20 млн долларов.
В сентябре текущего года Petronas и «Узбекнефтегаз» подписали протокол о вступлении в силу СРП в отношении нефтегазовых месторождений Байсунского инвестблока в Сурхандарьинской области. Источник http://www.gazeta.uz/2010/12/10/exxonmobil/
[18] Более 98% электроэнергии, вырабатываемой в Узбекистане, сегодня производится на электростанциях, входящих в состав компании «Узбекэнерго», которая была создана на базе Министерства электроэнергетики и электрификации. В настоящее время установленная мощность электростанций Узбекистана составляет 12,4 тысячи МВт, в том числе станций «Узбекэнерго» – 12 тысяч МВт. Источник http://www.gazeta.uz/2010/12/10/energy/
[19] Цены на автомобильный бензин и дизельное топливо в Узбекистане устанавливается централизованно – постановлением Кабинета Министров. Розничная цена включает в себя налог на потребление, который равен 145 сумам.
По данным Госкомстата, за первые девять месяцев 2010 года производство бензина в Узбекистане снизилось на 11% в годовом исчислении до 1,066 миллиона тонн, дизельного топлива – на 13,8% до 855,1 тысячи тонн. Источник http://www.gazeta.uz/2010/12/10/petrol/
[20] Алматы. Источник: ИА Новости-Казахстан
[21] Бишкек. Источник — URL: http://www.24.kg/economics/88424-kajrat-zhumaliev-predlozheniya-zao.html