На прошлой неделе в Казахстане в центре внимания оставались вопросы законодательного и институционального обеспечения функционирования ТС, полным ходом шла подготовка к началу работы ТС. Внешний интерес к ТС со стороны Украины и Сирии стал признаком косвенной поддержки ускоренного интеграционного движения, избранного РК и РФ.[1]
1. Украина может рассматривать участие в Таможенном союзе (ТС) с Россией, Казахстаном и Беларусью, если «нормы этого союза не будут мешать» Украине подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом (ЕС).[2] При этом основной внешнеполитический вектор Украины должен быть направлен на то, чтобы до конца 2010 года сделать все необходимое для подписания соглашения об ассоциации с ЕС. В том числе и соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. Помимо Украины, вступление в Таможенный союз (ТС) интересует также и Сирию.[3]
2. Еще одной целью остается вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). И в этой связи вся договорно-правовая база, связанная с режимом торговли с третьими странами, будет основываться на унифицированных нормах международного права в области торговли.[4]
3. Казахстан ратифицировал договор о таможенном кодексе Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси. По сведению пресс-службы, президентом Нурсултаном Назарбаевым 25 июня подписан закон РК «О ратификации договора о таможенном кодексе таможенного союза». Одновременно главой государства подписан закон РК «О ратификации протокола о внесении изменений и дополнений в договор о таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года».[5]
Данное соглашение устанавливает порядок ведения единого таможенного реестра интеллектуальной собственности, на основании которого таможенные органы будут принимать меры по защите прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза.
Депутатами ратифицировано также соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля, который предусматривает освобождение от таможенного досмотра личного багажа депутатов, государственного секретаря, руководителя администрации президента, председателей Конституционного совета, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Национального банка и других официальных лиц, если указанные лица пересекают границу по служебным делам.
Кроме того, сенат ратифицировал соглашение «Об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза». Данное соглашение дает возможность использования железнодорожным транспортным компаниям — членов таможенного союза по внутренним перевозкам железнодорожного подвижного состава, зарегистрированных в других государствах, в упрощенном порядке без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Ратифицировано также соглашение «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях».[6]
4. Россия и Казахстан передислоцируют органы транспортного контроля с внутренней границы на внешний периметр Таможенного союза в июле следующего года. В настоящее время Россия и Казахстан разрабатывают проект Соглашения о транспортном контроле на внешней границе Таможенного союза. Данным соглашением планируется четко указать тот перечень действий, которые должны осуществляться на внешних границах Таможенного союза, в первую очередь — осуществление контроля за наличием соответствующих разрешительных документов у иностранных перевозчиков третьих стран, которые будут въезжать на территорию Таможенного союза и выезжать. Документ будет устанавливать требования по допустимым весовым и габаритным параметрам к въезжающему на территорию ТС автотранспорту.[7]
5. Среднегодовая выработка одного индивидуального предпринимателя сократилась на 53%.[8]
Согласно информации фонда «Даму», производительность труда казахстанцев в конце прошлого года оценивалась в 790 тыс. тенге. Годом ранее этот показатель равнялся свыше 1,5 млн. тенге. Хуже работать стали индивидуальные предприниматели Кызылординской, Алматинской и Акмолинской областей. В стоимостном выражении, они отстают от республиканского уровня в 2 раза.
Бизнесмены Актюбинской, Карагандинской и Костанайской областей, напротив, смогли поднять свою производительность. Эффективность труда в этих регионах выросла на 17%, 11% и 1% соответственно. Напомню, среднегодовая выработка продукции является обобщающим показателем оценки уровня производительности труда предприятия.
Затишье после конфликта на юге КР позволило обществу переключиться на текущие экономические проблемы. Прошедшая неделя в Киргизии ознаменовалась тем, что представители бизнеса, отчаявшись быть услышанным, начали выражать свое недовольство публично. «В Кыргызстане диалог между представителями бизнес-сообщества и временного правительства превращается в фарс. Примером тому служит травля предпринимателей, организованная членами ВП при выявлении активов, которые имеются у приближенных бывшего президента Курманбека Бакиева», — заявил на пресс-конференции представитель Союза предпринимателей КР Михаил Халитов.[9]
По его словам, именно от этих двух сторон зависит то, насколько быстро республика восстановит экономическую ситуацию. «Нас беспокоит то, что диалог между членами временного правительства и предпринимателями до сих пор не выстроен, хотя прошло уже 2 месяца», — сказал Михаил Халитов.[10]
По его мнению, это может повлечь за собой печальные последствия. «В этой связи представители бизнес-сообщества обращаются к президенту переходного периода Розе Отунбаевой с просьбой оказать помощь по восстановлению порядка и созданию условий для успешной предпринимательской деятельности. Только ВП КР может обеспечить скорейшее восстановление экономики в стране», — заключил Михаил Халитов.[11]
Еще одной причиной недовольства стала политика национализации объектов частного бизнеса, наиболее значимым из которых является национализация «Азия Универсал Банка». «Временное правительство Кыргызстана не наделено полномочиями национализировать частную собственность», — заявил на пресс-конференции руководитель Общественного объединения «Калыс» Тилек Исаев.[12]
По его словам, отнятие собственности без соответствующих судебных разбирательств может поставить под угрозу само демократическое основание и сложившийся образ жизни Кыргызстана. «У временного правительства полномочия на переходный период. До выборов в Жогорку Кенеш оно нелегитимно и соответственно не имеет права вносить такие радикальные изменения», — считает Тилек Исаев.[13]
Ускоренная национализация вызывает недовольство не только у бизнес-структур, но и значительной части инвесторов, т.к. эти действия окончательно подрывают надежду на сохранение инвестиционной привлекательности страны. В этой связи бизнес сообщество активной призывает объявить мораторий на национализацию объектов бизнеса до наступления политической стабильности в стране (т.е. проведения выборов и появления легитимных органов власти). Общественность развернула широкие дискуссии по этому вопросу, наиболее распространенное мнение представлено в приложениях 1-2.
Еще одной гранью экономической деятельности ВП КР стало принятие решения о предоставлении налоговых каникул в пострадавших в конфликте южных регионах страны.
6. На территориях, пострадавших в результате трагических событий на юге Кыргызстана, введены налоговые каникулы на 2,5 года, создается государственная дирекция по стабилизации и восстановлению Ошской и Джалал-Абадской областей Кыргызстана. Она выступит главным заказчиком по развитию региона и обеспечит реализацию мер по продовольственной, энергетической безопасности, а также по восстановлению инфраструктуры и общественного порядка.
«Государство в первую очередь будет создавать городскую инфраструктуру и возводить социальное жилье, а все остальное должен поднимать бизнес, — отметил и.о. министр финансов, зампред ВП КР Темир Сариев. — Но мы должны создать условия для развития предпринимательства».[14]
Декрет, принятый временным правительством, освобождает предпринимателей от налога на прибыль, налога с продаж, налога на недвижимое имущество и земельного налога с 1 июня 2010 года по 31 декабря 2012 года; физических лиц — от оплаты патентов, от единого налога, налога на основе налогового контракта субъектов малого и среднего бизнеса в размере 100 процентов на период с 1 июня 2010 года по 31 декабря 2011 года и на 50 процентов в 2012 году. В качестве стимула для создания рабочих мест принимается условная уплата начисленных страховых платежей субъектов предпринимательства в размере 30 процентов при условии создания до 100 рабочих мест и 50 процентов — при условии создания более 100 рабочих мест.
При этом, по мнению местных аналитиков, предоставление налоговых льгот по указанным налогам (налога на прибыль, налога с продаж, налога на недвижимое имущество и земельного налога) не дают существенного уменьшения налогового бремени для малого и среднего бизнеса, т.к. их удельный вес в системе налогообложения минимален. Наиболее значимый налог – НДС, доля которого около 70%, не подпадает по льготный режим. Следовательно, роль данного декрета в стимулировании развития бизнеса в пострадавших районах оценивается как незначительная.
7. Временное правительство Кыргызстана обещает значительно снизить тарифы на поставку поливной воды с 1 июля 2010 года. Соответствующее постановление подписано президентом переходного периода, председателем временного правительства КР Розой Отунбаевой. Как отмечают в ВП КР, «в целях создания благоприятных условий при предоставлении услуг по поставке воды сельским товаропроизводителям, а также с учетом экономической ситуации в республике установлены следующие тарифы на водопользование:[15]
— Для сельхозпроизводителей большинства районов республики с 1 июля по 1 октября 2010 года тарифная ставка без учета НДС составит 3 тыйына за 1 кубический метр воды. А с 1 октября до конца года она будет снижена до 1 тыйына за 1 кубометр (прежняя тарифная ставка за III и IV кварталы составляла 5 тыйынов за 1 кубометр воды).
— Для водопользователей высокогорных районов Нарынской, Иссык-Кульской, Джалал-Абадской, Ошской областей, а также районов с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями с 1 июля по 1 октября тарифная ставка без учета НДС составит 1 тыйын за 1 кубометр воды, а с 1 октября до конца года — 0,2 тыйына за 1 кубометр (прежняя тарифная ставка за аналогичный период составляла 2 тыйына за 1 кубометр воды).
— Для водопользователей сектора промышленности и энергетики в течение года будет действовать тарифная ставка, равная 10 тыйынам за 1 кубометр воды.
— Тарифная ставка на оплату услуг по поставке воды заповедникам, заказникам, памятникам природы, национальным, дендрологическим и зоологическим паркам, учреждениям культуры, науки, образования, здравоохранения в течение года составит 1 тыйын за кубометр воды».
В целом экономика Таджикистана на прошлой неделе характеризовалась следующими параметрами.
· ВБ выделяет Таджикистану $24,4 млн. для смягчения воздействия глобального экономического спада;
· Минтранс Таджикистана навязывает операторам связи услуги ОАО «Таджиктелеком»;
· Цены на продукты питания на рынках столицы из-за подорожания цен на ГСМ выросли незначительно;
8. В настоящее время Таджикистан занимает 127-е место по международному индексу человеческого развития. Об этом говорится в Национальном Отчете о Человеческом Развитии (НОЧР), презентация которого прошла в Министерстве экономического развития и торговли РТ.[16] В отчёте указано, что Республика Таджикистан находится на этой позиции, главным образом, благодаря сохранению высоких стандартов в образовании и относительно долгой средней продолжительности жизни мужчин и женщин. Однако уровень дохода на душу населения в республике продолжает оказывать негативное воздействие на рейтинг страны. Сразу же после официальной презентации Отчета был подписан новый проект «Внедрение концепции человеческого развития в Таджикистане» с общим запланированным бюджетом (в виде наличных средств и в натуральном выражении) на сумму свыше $500 тыс.
9. Повышение стоимости бензина в Таджикистане со второй декады этого месяца является обоснованным, так как с 1 июня нынешнего года горюче-смазочные материалы из России в республику экспортируются с учетом выплаты таможенных пошлин.[17]
10. Совет Антикризисного Фонда (АКФ) ЕврАзЭС удовлетворил первую заявку на получение средств из Фонда. 18 июня Совет АКФ в составе министров финансов государств-участников Фонда — Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Армении — постановил предоставить Республике Таджикистан финансовый кредит объемом $70 млн. с фиксированной процентной ставкой в 1% годовых и сроком погашения 20 лет. В своем Заключении ЕАБР отметил, что заявка Таджикистана полностью соответствует целям деятельности АКФ, направлениям предоставления финансирования, порядку и условиям предоставления средств, определенным Договором об учреждении Фонда.[18] При этом Управляющий средствами АКФ рекомендовал, чтобы кредит Таджикистану обеспечил поддержание бюджетных расходов на здравоохранение, образование и социальную защиту на уровне не ниже фактических расходов докризисного периода, а также послужил поддержкой конкретных реформ в области управления государственными финансами и госслужбой, заявленных самим правительством в его антикризисной программе.
11. Евразийский банк развития (ЕАБР) утвердил Программу по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса посредством предоставления целевых кредитных линий финансовым институтам.[19] При соблюдении всех требований каждому финансовому институту ЕАБР будет открывать кредитную линию на срок от 3 до 5 лет для целевого финансирования проектов МСБ. Сумма кредита устанавливается индивидуально в пределах лимита на заемщика.
В банке подчеркивают, что при этом заемщик, в лице финансового института, самостоятельно отбирает проекты в сфере МСБ для финансирования, соответствующие требованиям принятой программы, и предоставляет данные по ним в ЕАБР.
«Банк, в свою очередь, согласовывает отобранные проекты после оценки их соответствия требованиям, предъявляемым программой к проектам МСБ. Субкредиты будут предоставляться компаниям МСБ на срок от 6 месяцев до 5 лет на следующие цели: приобретение и модернизация основных средств; расширение и диверсификация бизнеса; внедрение новых технологий; развитие инновационной деятельности; выпуск продукции, предназначенной на экспорт и замещение импорта; выпуск конкурентной продукции с высокой добавленной стоимостью в несырьевых секторах; расширение взаимной торговли и инвестиций между экономическими субъектами государств-участников банка за счет экспорта продукции, поставок оборудования, сырья, комплектующих, иных товаров и услуг; пополнение оборотного капитала».[20]
12. Международный валютный фонд заинтересован в проведении аудита финансовой деятельности компании Talco Management Ltd., которая является оффшорным партнером ГУП «Таджикская алюминевая компания» («Талко»).[21]
В Узбекистане на прошлой неделе акцент перенесен на текущие события в экономике страны. При этом вопросы обеспечения лагерей беженцев необходимыми ресурсами из Киргизии стали более отрегулированными, что и обусловило снижение интереса к этой проблематике с экономической точки зрения.
13. В Ташкентской области введена в эксплуатацию Ахангаранская малая гидроэлектростанция стоимостью 23,5 млн долларов США.[22]
По данным объединения «Узводэнерго» (входит в структуру Министерства сельского и водного хозяйства), которое является заказчиком строительства, пуск двух агрегатов малой ГЭС увеличит потенциал энергосистемы Узбекистана на 66,5 млн кВт/ч в год.
Генеральным подрядчиком строительства станций выступила Китайская национальная корпорация электрооборудования (China National Electric Equipment Corporation, CNEEC).
Министерство сельского и водного хозяйства Узбекистана в 2007 году заключило с CNEEC контракт стоимостью 18 млн долларов на поставку «под ключ» двух энергоблоков для Андижанской и Ахангаранской ГЭС.
Ввод в эксплуатацию Андижанской ГЭС намечен на третий квартал. Андижанская ГЭС стоимостью 28,5 млн долларов при Андижанском водохранилище мощностью 50 МВт ежегодно будет вырабатывать 171,1 млн кВтч электроэнергии.
Финансирование строительства осуществлялось за счет кредита китайского Эксимбанка в размере 15,93 млн долларов, предоставленного под гарантию правительства и собственных средств «Узводэнерго».
В ближайшее время предусмотрен ввод малой ГЭС при Гиссаракском водохранилище в Кашкадарьинской области с выработкой 80,1 млн кВтч в год. Также прорабатываются вопросы строительства малых гидроэлектростанций на перепаде Гульба канала Даргом в Самаркандской области и на реке Эрташсай в Ташкентской области.
С вводом указанных станций завершится первый этап программы по сооружению высоконапорных малых ГЭС на эксплуатируемых водохранилищах. В настоящее время суммарная мощность гидроэлектростанций Минсельводхоза составляет 323 МВт. С вводом в эксплуатацию новых энергосооружений она повысится до 439 МВт.
14. С 24 по 26 июня в выставочном зале «Кургазмасавдомаркази» пройдет выставка «Синьцзянских товаров КНР», организуемая Синьцзянским отделением Комитета по содействию международной торговли КНР при поддержке Торгово-промышленной палаты Узбекистана и Дирекции торговли при Посольстве КНР в Узбекистане. Посетители выставки смогут ознакомиться с продукцией производителей ведущих компаний одного из динамично развивающегося регионов Китая.
В этом году число компаний-участников увеличилось вдвое (80 компаний). Наряду с такими крупнейшими компаниями, как нефтехимическая компания «Синь-Шия», Синьцзянская компания по выпуску растительного белка «Люй Жоу», информационно- техническая компания ООО «Сайлиниг», Синьцзянская аэрокосмическая информационная компания, на выставке свою продукцию представят компании малого бизнеса – ООО «Лиман» по производству моющих средств, биотехническая компания АО «Эй Сар», Урумчинская компания ООО «Ни Я» по бытовым продуктам, Урумчинская компания ООО «Шэн Юй Да» по продаже сильфонного компенсатора, Урумчинская биотехническая компания «Кан Фу Юань», Синьцзянская компания ароматов ООО «Радуга», ООО «Суан Цзи» по продажам пластиковых изделий и др. На выставке представлено оборудование и технологии, машиностроительная продукция, текстиль, одежда, строительные материалы, продукты личной гигиены, фармацевтика, парфюмерия и косметика. Особое место в экспозиции выставки будет уделено производителям продуктов питания, которые представят знаменитый китайский чай, свежие и сушеные фрукты, пищевые ингредиенты и масложировые продукты.
Настоящая выставка стала традиционной и привлекает внимание все большего числа специалистов и граждан республики, интересующихся возможностями развития сотрудничества с КНР.
Узбекско-китайские отношения в последние годы получили свободное и динамичное развитие. Отношения между Узбекистаном и Китаем приобрели характер активного взаимовыгодного сотрудничества практически во всех сферах. Китайская Народная Республика занимает ведущее место среди торговых партнеров Узбекистана. На территории республики действуют более 300 предприятий, созданных при участии китайских инвестиций, в том числе 52 – со 100%-ыми китайскими инвестициями, основными видами деятельности которых являются производство продукции легкой промышленности, переработка сельхозпродукции, оказание посреднических услуг и др. Согласно информации Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, по итогам января-февраля 2010 года товарооборот между странами составил $288,16 млн., в том числе экспорт достиг $136 млн., а импорт – $152,16 млн. [23] В МВЭСИТ Республики Узбекистан аккредитовано 55 представительств китайских компаний.
Наиболее интересные публикации
Приложение 1
Держи банк[24]
После событий 7 апреля 2010 года, когда поутихли митинговые страсти, члены временного правительства Кыргызстана пришли к вполне закономерному выводу: страну необходимо возвращать в правовое поле, при этом как-то восстанавливая ослабленную экономику, которая оказалась не в силах противостоять политической нестабильности.
В начале июня ВП КР разработало и одобрило план первоочередных мер по стабилизации социально-экономической ситуации в стране до 2011 года. В документе, где некоторые положения можно охарактеризовать как довольно поверхностные, отдельным пунктом прописано поддержание и развитие банковского сегмента рынка. Несмотря на то, что план, вероятнее всего, разрабатывался наспех, его авторы прекрасно понимают: движущей силой отечественной экономики являются банки. В первую очередь коммерческие.
Однако, как это часто бывает, хороший документ хорош лишь на бумаге. Все чаще в отношении временного правительства слышны упреки по поводу несогласованной и непродуманной политики в отношении банковского сектора республики. И если раньше открыто критиковали отдельные действия новой власти независимые международные эксперты, то теперь нотка недовольства сквозит в словах отечественных банкиров и даже представителей НБ КР. А поводов для критики накопилось немало, и подтверждение тому — официальные цифры.
Дело и в количестве и в качестве
В Кыргызстане банковскими услугами пользуются лишь около пяти процентов населения. Не раз и не два страну критиковали за то, что при таком количестве клиентуры в республике действует слишком много коммерческих банков. По состоянию на 1 июня 2010 года в Кыргызстане их зарегистрировано аж 22! При этом половина общего капитала таких банков принадлежит иностранцам. В частности, казахским инвесторам.
И все это вопреки рекомендациям мировых институтов, которые советуют странам не превышать золотого порога в 25 процентов. Но где в развивающейся стране найти остальные 75, мировые институты не учат. Так что с таким положением дел в Кыргызстане давно смирились те, кто мог выступить инвестором внутри страны. Они уже давно имеют собственные банки. Отказываться от иностранного капитала — все равно что сажать бюджет маленькой страны на голодный паек. Самые крупные налогоплательщики — всегда именно банковские учреждения. И чем их больше, тем, соответственно, лучше.
Другой вопрос, привлекательна ли сама страна для инвесторов. Последние отчеты Нацбанка КР говорят, что нет. Яркий показатель состояния банковской системы вовсе не капитал, который, согласно правилам, всегда только растет, а депозиты. После апрельских событий в этой сфере наступил настоящий коллапс. Опасливые вкладчики значительно сократили объемы депозитов, опасаясь того, что своих денег они могут больше не увидеть никогда.
Самый значительный удар нанесен вкладам в иностранной валюте: только в начале мая отток депозитов составил, по грубым подсчетам, $15 миллионов. Возвращать валюту обратно население не торопится. Специалисты отмечают, что это отчасти способствует расшатыванию и без того хрупкого отечественного валютного рынка.
С апреля значительно сократились и объемы кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Особенно остро эта проблема в настоящее время обозначилась на юге страны. Как отмечает председатель Союза банков Кыргызстана Анвар Абдраев, даже самых приблизительных подсчетов того, насколько сократился кредитный портфель финансовых учреждений за время столкновений в Оше и Джалал-Абаде, на сегодня нет. Как нет и возможности их произвести.
Между тем политическая нестабильность отражается и на прогнозах, которые до апрельских событий были довольно радужными. Снижение коммерческими банками процентов по кредитам, в том числе ипотечным, опять в далекой перспективе.
Дефицит самостоятельности
Внешнее управление в некоторых банках, введенное временным правительством в апреле, обнажило проблему: залоговое обеспечение многих кредитов крайне сомнительно. Однако уже к началу мая специалисты Нацбанка выяснили, что учреждения могут самостоятельно продолжать полноценную деятельность. Запасы ликвидности активов покрывают их долговые обязательства. Опасения «временщиков» не подтвердились по четырем финансовым учреждениям. А вот «АзияУниверсалБанк» начисто лишился самостоятельности, что, по мнению экспертов, стало следствием непродуманной политики новой власти. Вместо того чтобы дать учреждению право проводить все необходимые операции, в том числе и по зарплатным проектам, деятельность банка приостановили, чем и поставили всю хрупкую систему на грань развала.
Все яйца в одной корзине
В том что «АзияУниверсалБанк», неформальным владельцем и покровителем которого являлся младший сын экс-президента Бакиева, сосредоточил в себе солидные средства Соцфонда, Фонда развития, Госкомимущества и других серьезных госорганизаций, сейчас в Кыргызстане стараются никого не винить. Но принцип, по которому специалисты Нацбанка советуют использовать деньги своим клиентам, — не хранить все яйца в одной корзине — как-то очень легко забыли в бакиевском правительстве. Где были те самые эксперты, когда коммерческий АУБ с подмоченной репутацией стал по своей значимости больше напоминать влиятельный госбанк, сейчас остается только догадываться. Но факт налицо: что делать с махиной, бухгалтерия в которой настолько запутана, что голова кругом идет даже у самых опытных сотрудников НБ КР, пока никто не знает. Или не говорит.
В апреле из банка выведено около $170 миллионов. Что странно, до сих пор никто доподлинно не знает, чьи это были средства — деньги вкладчиков или активы банка. Пока специалисты пытались разобраться, во временном правительстве принято неоднозначное, по мнению многих наблюдателей, решение: деятельность АУБ приостановить, сам банк национализировать, а на его имущество наложить арест. 36 филиалов и 50 сберкасс прекратили работу, АУБовские банкоматы перестали выдавать зарплату, пособия и пенсию.
Между тем эксперты предостерегают «национализаторов»: учитывая роль, которую играл АУБ в экономике, после его национализации возможно наложение ареста на все активы Кыргызстана за рубежом. Об этом накануне заявил экс-заместитель председателя НБ КР Максат Ишенбаев.
Сейчас очевидно, что процесс национализации начался и протекает с нарушениями. Национализация АУБ больше напоминает рейдерский захват со стороны государства, на это накануне намекнул даже нынешний зампред НБ КР Абдымалик Мырзаев. Кроме того, сейчас у председателя правления «АзияУниверсалБанка» Михаила Наделя, который хочет вернуть свое детище, есть все основания добиваться признания этого в международных судах. Но остудит ли такая постановка вопроса горячие головы?
Беззубая собака?
Действия Нацбанка страны на протяжении последних двух месяцев заставляют многих экспертов задуматься об адекватности принимаемых решений. И об их законности. Генеральная прокуратура 9 июня обнародовала данные, согласно которым в НБ КР последние пять лет отдельные должностные лица в сговоре с руководством ряда компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, и руководством отдельных банков, таких как «АзияУниверсалБанк», ЗАО «Манас Банк», ОАО «ИБ «Иссык-Куль» и ОАО «КыргызКредитБанк», разработали специальную схему отмывания денег. Так ли это, станет ясно после завершения следствия. Но на репутации НБ КР это отразилось не самым лучшим образом.
Согласно мировым стандартам банковской деятельности, самый главный регулирующий и надзорный орган — Центробанк — должен быть максимально независимым, а его деятельность — прозрачной. Распорядитель активов государства должен опираться не на указания тех или иных политических сил, а исходить из интересов всей страны. Ясно, что этому отечественных специалистов пока никто не научил.
По мнению председателя Совета банков Кыргызстана Анвара Абдраева, НБ КР давно нуждается в свободе принятия решений. Этот орган не должен заниматься решением частных и мелких проблем отдельно взятых коммерческих банков, пока они могут это делать сами.
В Кыргызстане для деятельности НБ КР созданы все условия, в том числе почти идеальная законодательная платформа. Но почему Нацбанк все чаще терпит фиаско в самом главном деле — банковском надзоре? Случай с АУБ показателен. Конечно, пока никто в Кыргызстане не может запретить политикам открывать банки, проводить операции и обслуживать таких клиентов, как государство. Но, с другой стороны, никто не может и дать гарантии, что госактивы или вклады частных лиц не перекочуют в другую страну вместе с владельцем, будь то сын президента или просто удачливый аферист.
Где свет в конце тоннеля?
Сейчас очевидно, что от деятельности НБ КР, как никогда, зависит и существование коммерческих банков. И чем независимее будет Нацбанк, тем лучше для всего сектора в целом. Финансовые институты в Кыргызстане никогда не требовали для себя особых преференций, вовремя платили налоги и выполняли требования законодательства. Единственное, что сейчас необходимо банковскому сектору для серьезной и продуктивной работы, достаточно банально: политическая стабильность. Именно она привлечет в Кыргызстан новых инвесторов, а в банки — новых вкладчиков.
Приложение 2
Национализация по-кыргызски: рейдерский захват в законе или возвращение народного добра?[25]
Земли — крестьянам, заводы — рабочим
Именно этим вопросом и задается большинство иностранных инвесторов после заявлений членов временного правительства о национализации объектов, которые ранее по их убеждению принадлежали семье бывшего президента Бакиева и приближенным к ней лицам.
Первые заявления о национализации зазвучали сразу после апрельских событий. «Со временем все объекты, принадлежавшие семье Бакиева, будут национализированы и обратятся в собственность народа»,- сказал 16 апреля 2010 года, будучи еще и.о. руководителя аппарата временного правительства Кыргызстана Эдиль Байсалов.
И уже к концу мятежного месяца страна увидела первые результаты национализации. Собственностью народа стали Бишкекская нефтяная компания и Бишкекский ликеро-водочный завод, о чем не преминул сообщить зампред ВП КР Азимбек Бекназаров.
В последующем заявления о национализации посыпались как из рога изобилия. В народе упорно распространялись слухи о 38 объектах, которые тоже будут национализированы. В первой декаде июня Роза Отунбаева сообщила, что около 30 объектов уже национализированы. «Мы их вернем государству, а потом продадим, собранные средства заложим в бюджет для увеличения заработных плат милиционерам, врачам и учителям», — пообещала президент переходного периода. По ее мнению, национализация объектов необходима, поскольку все они принадлежали семье Бакиевых, их приближенным и были получены рейдерским путем или куплены за бесценок.
А чтоб неповадно было
С объектами, которые семья и иже с нею нажили, обманывая и обсчитывая простой народ, конечно, надо разобраться. Хотя бы для того, чтобы практика «прихватизации», которую сильные государства сего применяли в течение последних десятилетий, была, наконец, прекращена. Но почему не сделать это прозрачным и понятным для всех процессом? Что национализировано, почему, получили ли компенсацию те акционеры и инвесторы, которые не были аффилированы с семьей, и были ли таковые вообще? Широкая общественность ответы на эти вопросы не получила. Меж тем 17 июня «главный национализатор» Азимбек Бекназаров публично пообещал, что «в ближайшее время в Кыргызстане будут переданы в собственность государства еще 4 объекта, в числе которых компания «Аалам сервис», принадлежавшая Максиму Бакиеву, пансионат «Каприз», ОсОО «Континент» и самолет Ширшова, арестованный в аэропорту «Манас». На очереди иссыккульские пансионаты, принадлежащие казахским инвесторам?
В таком стремлении временных властей как можно скорее вернуть народное добро все больше усматривается популизма, чем желания действительно вернуть стране то, что, казалось бы, потеряно навсегда. Большинству бизнесменов непонятно, чем национализация в ее нынешнем виде отличается от рейдерства в масштабах государства?
А по закону можно?
Первыми об опасностях невиданной доселе в республике национализации заговорили бизнесмены. «Национализация может ударить по инвестиционной привлекательности Кыргызстана», — сказала директор Американской торговой палаты КР Айнура Чолпонкулова. Она отметила, что во избежание конфликта интересов процесс принятия решения по национализации должен быть исключительно прозрачным.
Бизнесмены предлагали создать рабочую комиссию по разработке закона о национализации, в которую вошли бы не только специалисты государственных органов, но и заинтересованные бизнес-ассоциации, независимые консультанты. «Надо создавать независимую комиссию, которая проанализирует обоснованность национализации, отчетность предприятия, проверит наличие денег для выкупа и идентифицирует лиц, права которых могут быть затронуты, — отметила Айнура Чолпонкулова. — Следует привлечь независимых экспертов для оценки законопроекта».
Также при разработке законопроекта о национализации должны учитываться принципы корпоративного управления, отметила директор Американской торговой палаты КР, способствующие повышению прозрачности и установлению доверия к государственным компаниям в Кыргызстане.
«Я знаю точно: невозможное возможно»
Написание закона — процесс длительный, а кому-то в КР явно не терпится национализировать лакомые куски как можно быстрее. Поэтому все решается простым декретом, за подписью президента переходного периода Розы Отунбаевой. За время работы временного правительства таковых настрочили почти два десятка. «В Кыргызстане за два месяца принято 18 декретов о национализации, и все они противоречат действующей Конституции», — сказала управляющий партнер юридической фирмы «Каликова энд Ассошиэйтс» Гульнара Каликова.
За все время независимости республики было три попытки принять закон о национализации, но каждый раз парламент либо президент блокировал их. «Помимо национализации есть другие методы изъятия незаконно приобретенного имущества, на основе судебных решений, вполне законных, — продолжает она. — Сегодня создана ситуация, которая наносит огромный ущерб государству, за эти ошибки мы будем расплачиваться много лет».
Впрочем, о том, что будет в Кыргызстане через много лет, задумываются лишь инвесторы. Они в свое время вложили немалые средства в экономику страны, и теперь им с их западным умом и менталитетом непонятно, как можно отобрать то, что является частной собственностью. Оказалось, в КР и невозможное возможно. И противоречия в Конституции, похоже, тоже никого не волнуют.
Право подчиниться
«Временное правительство Кыргызстана не наделено полномочиями национализировать частную собственность, — вторит бизнесменам представитель гражданского сектора, глава Общественного объединения «Калыс» Тилек Исаев. — У ВП полномочия на переходный период. До выборов в Жогорку Кенеш оно нелегитимно и соответственно не имеет права принимать такие радикальные решения».
«По каждому случаю национализации будет приниматься отдельный закон, — постарался успокоить бизнесменов зампред временного правительства КР Омурбек Текебаев. — Если будут нарушены положения о возмещении стоимости, то человек сможет обжаловать его в Конституционной палате».
Правда, тут же добавил, что закон есть закон, и он не может быть оспорен в суде, ему можно лишь подчиниться. «Наши декреты вызывают сомнения с точки зрения юриспруденции, законности и политической обоснованности, но случилось то, что случилось», — заявил Омурбек Текебаев.
По его словам, институт национализации предусмотрен во многих странах. «Но, несмотря на это, национализации там каждый день не происходят, так должно быть и у нас», — уверен зампред ВП КР.
Незаманчивая перспектива
Однако ж такая перспектива заставляет задуматься о том, а стоит ли вообще вкладывать деньги в Кыргызстан? «Где есть национализация?! Это ненормальная практика, применяемая в Венесуэле или в социалистической Кубе», — утверждает директор «БанкЦентрКредит» Максатбек Ишенбаев.
Он считает, что сама по себе практика национализации неприемлема в демократическом государстве, которое хочет развиваться по рыночным принципам.
Наглядный пример национализации банка «АУБ» показал, что ошибок и перегибов будет немало. «Советский опыт национализации неприменим в нынешних условиях, поскольку в отличие от СССР Кыргызстан гарантирует и декларирует частную собственность, — говорит эксперт Института конституционной политики Нурлан Сыдыков. — Но даже СССР подписывал соглашения по быстрой эффективной и адекватной компенсации при национализации».
По его мнению, частая национализация при соблюдении действующего законодательства может привести к оттоку инвестиций, росту внешнего и внутреннего долга КР, социальной напряженности и потере международного авторитета. «Революционная целесообразность не должна превратить национализацию в правило, это должно быть исключительным случаем. Принятие любого закона о национализации должно проводиться на основе определенных процедур, расчетов и мнения экспертного сообщества», — считает Нурлан Сыдыков.
Вопросы без ответа
18 декретов задевают интересы десятков компаний, но подразумевает ли национализация выдачу им компенсаций, или нынешнее правительство ограничится лишь отъемом объектов у частников? Пока об этом остается лишь догадываться. Закона, который бы регулировал процесс национализации, тоже нет. Какова дальнейшая судьба национализированных объектов, пока не очень ясно. То, что государство — собственник неэффективный, видно невооруженным глазом.
«Национализированные объекты будут продаваться, а деньги пойдут в казну, — сказала Роза Отунбаева. — На эти средства мы будем строить школы, детсады, повышать зарплаты бюджетникам. Кыргызстан — не бедная страна, и мы не просим подаяния у других государств. Наши граждане всегда работали плодотворно».
Главное, чтобы о том, кому, когда и за сколько проданы национализированные объекты, не стало такой же тайной, как и то, когда и как их национализировали.
[1] Курсивом выделены авторские комментарии Мигранян А.А.
[2] Сообщение вице-премьер-министра Украины Сергей Тигипко. Источник Казагромаркетинг
[3] Источник: Business Resource
[4] Источник: Business Resource
[5] Сенат (верхняя палата парламента) Казахстана на пленарном заседании в пятницу ратифицировал ряд соглашений, регулирующих деятельность таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией.
Сенатом принят, в частности, закон «О ратификации соглашения о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза». Источник: КазТАГ
[6] Источник: ИА Новости-Казахстан
[7] Проект соглашения планируется принять до конца этого года и в начале следующего года внести в казахстанский парламент для ратификации. Источник: ИА Новости-Казахстан.
[8] Источник: Business Resource
[9] URL: http://www.24.kg/economics/77412-mixail-xalitov-v-kyrgyzstane-dialog-mezhdu.html
[10] URL: http://www.24.kg/economics/77412-mixail-xalitov-v-kyrgyzstane-dialog-mezhdu.html
[11] URL: http://www.24.kg/economics/77412-mixail-xalitov-v-kyrgyzstane-dialog-mezhdu.html
[12] URL: http://www.24.kg/economics/77403-tilek-isaev-vremennoe-pravitelstvo-kyrgyzstana-ne.html
[13] URL: http://www.24.kg/economics/77403-tilek-isaev-vremennoe-pravitelstvo-kyrgyzstana-ne.html
[14] Сообщение пресс-службы Минфина КР. URL: http://www.24.kg/economics/77239-temir-sariev-na-territoriyax-postradavshix-v.html
[15] URL: http://www.24.kg/economics/77459-vremennoe-pravitelstvo-kyrgyzstana-obeshhaet.html
[16] Источник ИА «Азия-Плюс»
[17] В настоящее время в столице Таджикистана 1 литр бензина марки АИ-92 должен продаваться по цене 4,30 сомони, а цена бензина марки АИ-95 должна не превышать 4,40 сомони. С 1 мая этого года Россия ввела для Таджикистана экспортные пошлины на нефтепродукты. До этого республика получала горюче-смазочные материалы из России по нулевой ставке. В настоящее время экспортные пошлины на светлые нефтепродукты (бензин, керосин, дизтопливо) увеличились почти на 2% (с $203,7 до $209,1 за тонну).
По данным министерства экономического развития и торговли РТ, на данный момент примерно 97% нефтепродуктов в Таджикистан поступает из России. Источник ИА «Азия-Плюс»
[18] Основная цель кредита — поддержка на запланированном уровне бюджетного финансирования социальных секторов (образование, здравоохранение, социальная защита). Источник ИА «Азия-Плюс»
[19] Эта программа направлена на создание благоприятных условий для развития компаний малого и среднего бизнеса (МСБ) в государствах-участниках банка и повышение их конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках. Программа призвана решать задачи развития производственной базы компаний МСБ, создания новых рабочих мест, роста налоговых поступлений в бюджеты, увеличения объема внутренней торговли, взаимных инвестиций и роста взаимного товарооборота между государствами-участниками банка, насыщения их рынков товарами и услугами
[20] Справка: ЕАБР является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает $1,5 млрд. Государствами-участниками банка являются Россия, Казахстан, Армения, Таджикистан и Белоруссия
[21] Как заявил накануне в Душанбе журналистам постоянный представитель МВФ в Таджикистане Люк Моерс, между этими компаниями происходит постоянный финансовый поток, поэтому аудит данной оффшорной компании необходим. «Как нам обещали, о проведении тендера по аудиту Talco Management Ltd. будет объявлено в конце июля этого года», — отметил он.
Между тем, сообщил Люк Моерс, аудит финансовой деятельности ГУП «Талко» за 2008 год практически уже завершен. «Основная причина, по которой происходила задержка публикации этого аудита – это переоценка основных средств компании, — сказал он. – «Талко» опубликовала переоценку на своем веб-сайте. Сейчас аудитор включает результаты этой переоценки в свой отчет. После этого аудиторский отчет будет более точным, поскольку он будет включать в себя результаты переоценки основных средств компании. Это является объяснением Талко по поводу задержки публикации результатов аудита».
По словам Моерса, эти объяснения были озвучены на заседании Исполнительного совета МВФ в Вашингтоне. «Исполнительный совет ожидает, что в скором времени данный отчет все-таки будет опубликован», — сказал он. Источник ИА «Азия-Плюс»
[22] Несмотря на низкую долю гидроресурсов в выработке электроэнергии – порядка 8%, Узбекистан обладает значительным потенциалом для развития малой гидроэнергетики. По оценкам специалистов, в Узбекистане имеются десятки водохранилищ, ирригационных каналов и горных рек, на которых можно построить 141 электростанцию общей мощностью 1,18 тысячи МВт и годовой выработкой электроэнергии в объеме 4,6 млрд кВтч. http://www.gazeta.uz/2010/06/22/ges/
[24] Бишкек – ИА «24.kg», Юлия МАЗЫКИНА — URL: http://www.24.kg/economics/77741-derzhi-bank.html
[25] Бишкек – ИА «24.kg», Ирина ДУДКА — URL: http://www.24.kg/economics/77649-nacionalizaciya-po-kyrgyzski-rejderskij-zaxvat-v.html