×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/obzor-ekonomicheskoy-jizni-respublik-sredney-azii-i-kazahstana-512-aprelya-2010-g/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Обзор экономической жизни республик Средней Азии и Казахстана 5 – 12 апреля 2010 г.

На этой неделе Киргизия сталацентром внимания всего мирового сообщества. Очередная «революция» в Киргизии внесла серьезные коррективы в ход развития экономической ситуации в стране. Очевидно, что революционная встряска экономики потребует значительных усилий по стабилизации ситуации и формированию здоровых рыночных отношений, что крайне необходимо как для бизнеса, так и для экономики республики в целом.[1]

Еще раз повторюсь, что с точки зрения экономических интересов любая смена власти приводит к снижению темпов развития бизнеса, экономических процессов и отношений, т.к. требует изменения налаженных контактов и правил ведения бизнеса. Это подтверждает деятельность Временного Правительства страны, которое начало свою деятельность с обнародования декретов, коренным образом влияющих на все стороны экономической жизни страны (см. приложения 1-2).

1. Государственные органы, созданные и работавшие при президенте Бакиеве,

переходят в введение временного народного правительства до принятия

решения о новой структуре правительства. Все руководители государственных органов, а также руководители местных органов, диппредставительства продолжают исполнять свои обязанности до решения временного народного правительства. Секретариат ЦАРИИ и управление делами Президента упраздняются.

Упразднение ЦАРИИ потребуют структурной реорганизации в финансовой и инвестиционной деятельности. К слову можно отметить, что на момент 10.04.10 Национальный банк сумел сохранить самообладание и взял на себя функции перераспределения кредитных средства по ранее объявленным программам финансирования агропромышленного сектора экономики.

2. Временное правительство намерено вернуть приватизированные стратегические

объекты «Северэлектро», «Кыргызтелеком», «Востокэлектро». Об этом сообщила Роза Отунбаева, председатель временного народного правительства Кыргызстана. Она отметила, что временным правительством принят соответствующий декрет. Р. Отунбаева подчеркнула, что все эти объекты были приватизированы противозаконно.[2]

Эти меры позволят вернуть в госсобственность объекты, проданные по заниженной цене, тем самым возвращают надежду на то, что новое правительство настроено вести социально ориентированную политику. При этом возврат тарифов на электроэнергию и тепло на прежний уровень, кроме решения проблем благосостояния населения, потребует поиска средств для дотаций. Именно поиск этих средств, обусловил направление первого визита А.Атамбаева в Россию.

3. Россия пообещала Кыргызстану оказать реальную поддержку инвестиционным проектам на территории республики. На переговорах в Москве рассматривались вопросы о строительстве Камбаратинской ГЭС и других важных проектов. Алмазбек Атамбаев утверждает, что российская сторона обещала реальные инвестиции и поддержку.

Касаясь отмены тарифов на электроэнергию, Алмазбек Атамбаев заявил, что «люди, заплатившие ранее по новой цене, вправе требовать перерасчета». «Большая часть электроэнергии в Кыргызстане вырабатывается на ГЭС, — отметил он. — Ее себестоимость — 70 тыйынов. Дорогая электроэнергия у нас вырабатывается на ТЭЦ. Ее мы будем продавать за рубеж». Алмазбек Атамбаев сообщил, что перед новым руководством Министерства энергетики поставлена задача сократить потери и обеспечить бесперебойную поставку электричества потребителям.[3]

Россия предоставит Кыргызстану «солидный грант». Кыргызская Республика получила полную поддержку. «Все наши вопросы приняты с большим пониманием, — отметил Алмазбек Атамбаев. — Как мне заявили люди, с которыми говорил, Кыргызстан — братская страна, и наши проблемы — проблемы России».[4]

Алмазбек Атамбаев сообщил, что послезавтра в Москву вновь вылетит делегация от временного правительства КР для конкретного решения вопросов о ранее приостановленных поставках ГСМ, а также о выделении гранта.

«Не будет проблем ни с ГСМ, ни с финансированием защищенных статей бюджета», — заявил зампредседателя временного правительства КР. — На переговорах я сказал, что в мирное время в 2009 году Кыргызстану выделили грант в $150 миллионов, а в сложившейся ситуации, естественно, грант будет больше».

Таким образом, подтверждается прогноз сценария экономического развития от 8.04.10 данный мною на сайте Центразия, в котором выделялись три возможных варианта развития экономики Киргизии.

Первый вариант (оптимистичный). Объявленная экономическая линия национализации недавно проданных энергообъектов, возврат тарифов на электроэнергию, тепло и газ на прежний уровень (т.е. двухкратное снижение), урегулирование движения финансовых потоков, возврат теневого оттока капитала и контроль банковских структур (ранее подконтрольных семье Президента Бакиева К.) Национальным банком позволит новым властям снизить социальный протест, сохранить на прежнем уровне доходы населения. Но для выхода из экономического цейтнота новому правительству необходимо стремительно разработать концепцию выхода из энергетического кризиса и решения дефицита инвестиционных средств. То есть должна быть представлена программа экономической реанимации страны. Таковой программы пока никто не озвучил.

Второй вариант (реалистичный). Отсутствие собственных средств и методов эффективного управления экономикой, со ссылкой на сложности революционной ситуации, новые власти обратятся к мировому сообществу за помощью, причем не только финансовой, но и управленческой. И здесь извечная тактика многовекторности внешней политики останется преемственной от прежних властей.

Третий вариант (пессимистичный). Откат на прежние тарифы по электроэнергии и прочим коммунальным затратам, ослабление налогового пресса приведет к потере возможностей самофинансирования (хотя бы частичного) текущего обслуживания потребностей населения (энергетический кризис не отменяется революцией и основные фонды электроэнергетики тоже не обновляются революционными декретами). Тогда спустя некоторое время и это правительство будет вынуждено пойти на вынужденное повышение тарифов, прекратив заигрывания с населением.

Отрадно, что новое руководство сумело быстро ориентироваться и реалистично оценило экономическую ситуацию в стране. Эффективность второго – Реалистичного варианта экономического развития теперь будет зависеть от эффективности программ освоения выделяемых грантов и инвестиционных средств.

Еще один момент — процесс национализации настораживает бизнес, т.к. в данной среде боятся сплошного возврата в госсобственность всех сделок, совершенных с предыдущим руководством.

На бизнес-портале BFM.RU эксперты полагают, что проблемы прежде всего возникнут у местных бизнесменов, связанных с прежними властями. Однако под ударом и зарубежный бизнес, представители которого договаривались с правительством Бакиева. В частности, инвестиции российской группы «Ренова», которая создала СП с Кыргызстаном по восстановлению Кара-Балтинского горнорудного комбината. Он занимается добычей и переработкой урана и золота». «Если посмотреть на ситуацию в Кыргызстане с точки зрения бизнеса, стоит отметить, что ряд иностранных компаний, в частности сырьевого сектора, заключил определенные договоренности с прежним правительством, и теперь эти договоры, конечно, под вопросом, — говорит управляющий партнер КПМГ в Казахстане Алун Боуэн. — И для этих компаний текущая ситуация, без сомнения, очень тревожная. Я бы добавил, что проблемы могут возникнуть и у тех компаний, которые имели тесные связи с прежней администрацией. В результате теперь новые возможности могут открыться для тех иностранных и местных фирм, которые сумеют быстро договориться с новыми властями. Конечно, это неопределенный период. Никто не знает, что произойдет в следующие дни и недели».[5]

4. Но при этом в том же материале отмечается, что если у власти все-таки останется Роза Отунбаева, то инвестклимат может даже улучшиться, считают эксперты. В прошлом она была главой МИДа, послом в ряде стран, включая США и Великобританию. Найти общий язык с иностранцами не составит труда, и новый бизнес, возможно, будет более прозрачным.[6]

5. Денежные резервы правительства и Фонда развития находятся в полной сохранности. По состоянию на 10 апреля 2010 года на счетах правительства Кыргызстана в Нацбанке находятся денежные средства на общую сумму 3,5 миллиарда сомов, в том числе 2,1 миллиарда сомов, $27 миллионов и 2 миллиона евро. Кроме того, на счетах Фонда развития, открытых в НБ КР, находятся денежные средства в размере 8,5 миллиарда сомов (1 миллиард сомов и $168 миллионов).[7] Как сообщается, за период с 7 по 10 апреля производились операции только по зачислению средств, снятий по данным счетам не было. Международные резервы Национального банка КР находятся в полной сохранности и управляются в обычном режиме.

6. В казне Кыргызстана сейчас около $50 миллионов, а не $18 миллионов, как сообщалось ранее. Средства Фонда развития, который курировал сын президента Курманбека Бакиева Максим, депонированы до особого распоряжения, и сейчас новые власти готовят нормативные документы для передачи фонда государству. «Там было около $280 миллионов, из них $100 миллионов вложено в «Камбарату-2», а остальные были распределены между коммерческими банками и прокручивались. Их использовали как свободные средства, зарабатывали маржу. Мы должны еще прояснить этот вопрос. В рамках расследования уголовного дела против семьи Бакиевых будет создана межведомственная комиссия, которая будет отдельно изучать все финансовые операции», — говорит Темир Сариев.[8] Что касается обещанных Москвой на строительство Камбаратинской ГЭС-1 $1,7 миллиарда, то, по словам и.о. вице-премьера, Кыргызстан их пока не получал. Лишь часть денег пришла в виде техники и оборудования.

7. По заявлению Т. Сариева известно, что готовятся письма к странам-донорам, посольства ведут активную работу, и многие страны уже выразили готовность помочь. В 2010 году выплаты по внешнему долгу составляют $67 миллионов, то есть каждый месяц где-то $5-7 миллионов. Это тоже нагрузка. Так что нам нужно провести переговоры по обслуживанию внешнего долга, что даст возможность сэкономить. Еще потребуются деньги на покрытие бюджетного дефицита, составляющего около 13 миллиардов сомов, притом что весь бюджет — 65 миллиардов сомов.[9]

8. Центральное казначейство Кыргызстана временно приостановило финансирование расходов по незащищенным статьям республиканского бюджета. Соответствующий приказ издал заместитель председателя временного правительства — и.о. министра финансов КР Темир Сариев. Это связано с необходимостью «своевременного исполнения расходов по защищенным статьям республиканского бюджета на 2010 год». Они будут финансироваться в полном объеме.[10]

Темир Сариев также направил письма временным главам местных госадминистраций и мэрам городов. В них он сообщает, что все кадровые вопросы по территориальным подразделениям Минфина КР относятся исключительно к компетенции ведомства.

Министерство также информирует, что его центральный аппарат, территориальные подразделения, региональные отделения казначейства и подведомственные структуры работают в обычном режиме.

Прошло всего несколько дней с момента перехода власти Временному Правительству Киргизии. Пока деятельность властей (с точки зрения стратегий) выглядит логичной и реалистичной. Это позволяет контролировать основные активы и стабилизировать экономическую ситуацию. Эффективность же действий правительства можно оценивать лишь спустя более продолжительный промежуток времени. Хотелось бы надеяться, что на сей раз ожидания оправдаются.

В других странах Центральной Азии и Казахстана прошедшая неделя в сфере экономических отношений выдалась достаточно спокойная. В Казахстане основным фоном экономической жизни стало повышенное внимание к развитию внешнеэкономической деятельности.[11]

9. Состоялась встреча А.Рау с заместителем федерального министра экономики и технологий ФРГ, сопредседателем межправительственной казахстанско-германской рабочей группы по торгово-экономическому сотрудничеству Карлом-Эрнстом Браунером. На встрече были обсуждены основные направления развития экономического сотрудничества, в том числе совместные усилия по стимулированию предпринимателей двух стран к реализации совместных проектов и достижению соответствующих договоренностей в рамках предстоящего в текущем году визита канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Казахстан по приглашению главы государства. Стороны договорились приложить необходимые усилия по дальнейшей активизации и конкретизации сотрудничества в контексте развития в Казахстане новых промышленных производств с участием компаний ФРГ на основе трансферта в нашу республику передовых немецких технологий, нацеленной на выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости. В ходе проведенных делегацией переговоров с представителями порядка 20 немецких компаний, включая такие, как RWE, BASF, Siemens, Claas, Lemken, EADS, Rheinmetall, Fraunhofer, были достигнуты предметные договоренности по созданию и развитию в Казахстане совместных производств, реализации проектов в сфере машиностроения, а также выработан четкий алгоритм действия в этом направлении. Казахстанская делегация провела презентация ГПФИИР на 2010-2014 годы. А.Рау призвал представителей немецких деловых кругов активизировать свою деятельность в Казахстане, в том числе с учетом расширения границ, объема общего рынка и соответствующих возможностей, которые обеспечивает созданный Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Договоренности по развитию двусторонней кооперации будут приняты, как ожидается, в рамках очередного заседания казахстанско-германской рабочей группы по торгово-экономическому сотрудничеству в начале мая в Берлине.[12]

10. Белый дом характеризует экономические отношения с Казахстаном как превосходные и надеется, что власти республики поддержат американских инвесторов, заявил помощник президента США, старший директор по России и Кавказу Совета национальной безопасности Майкл Макфол.[13]

11. Казахстан и Израиль продолжают подготовку к запланированному на середину апреля очередному 5-му заседанию межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). В частности были рассмотрены создание совместного фонда аграрных исследований и расширение правовой основы расширения сотрудничества, актуальные направления и формы взаимодействия между Казахстаном и Израилем, особый интерес у израильского министра вызвала программа форсированного индустриально-инновационного развития РК.[14]

12. Казахстан планирует построить в Грузии зернохранилище, что позволит Казахстану диверсифицировать указанный вид товара.[15]

13. Казахстан будет добиваться доли в размере 33% в космических проектах России и Украины «Днепр» и «Зенит». По проекту «Днепр» — это баллистическая ракета РС-20, так называемая «Сатана», которую боится весь мир до сих пор. Казахстан уже сделал первые шаги и вошел в это предприятие, уже 10% акций мы взяли, будем входить в технологическую цепочку до полного паритета.[16]

14. Странам Таможенного союза необходимо унифицировать механизм государственной поддержки агро-промышленного комплекса (АПК). Для создания равных условий и справедливой конкуренции в едином таможенном пространстве, необходимо провести унификацию мер государственной поддержки агропромышленного комплекса стран-участниц Таможенного союза. В Казахстане начата апробация новых подходов оказания государственной поддержки субъектам АПК, включающая условия перехода на применение научно-обоснованных технологий по всем направлениям сельскохозяйственного производства. Оказываемые меры поддержки, позволили увеличить площади зерновых культур, занимаемых сортами отечественной селекции, до 40% (6,5 млн.га), а площади внедрения влагоресурсосберегающих технологий — до 60 % (10,3 млн.га) всего зернового клина, тогда как в 2003 году данная технология применялась на площади менее 10% (1 млн.га). Агропромышленный комплекс Казахстана является одним из ключевых секторов экономики страны и от степени его развития всецело зависит не только уровень продовольственной безопасности, но и общественно – политическая стабильность государства». В этой отрасли, отметил он, производится жизненно важная для общества продукция, здесь же сосредоточен большой экономический потенциал. Удельный вес сельскохозяйственного производства в валовом внутреннем продукте страны составляет около 6 %. Ежегодные темпы роста производства составляют в пределах 5-7 %. Казахстан имеет достаточно сильные позиции по экспорту сильных сортов пшеницы. Эти позиции усилятся при проведении единой экспортной политики, с учетом разной специализации в производстве зерновых и огромных транзитных возможностей всех сторон.[17]

15. Казахстан, Россия и Белоруссия подписали соглашение об углублении интеграции в области сельскохозяйственных исследований и обмена передовыми научными достижениями в агропромышленном комплексе. [18] Документ был подписан между национальной академией наук Беларуси, АО «КазАгроИнновация», Академией сельскохозяйственных наук Казахстана и Российской академией сельскохозяйственных наук в четверг в Астане в ходе международной научно-практической конференции «Научное обеспечение развития АПК стран Таможенного Союза». Основными целями соглашения является повышение эффективности развития агропромышленных комплексов стран-участниц Таможенного союза, обеспечение населения качественным продовольствием, путем воспроизводства и взаимного использования (трансферта) агротехнологий и знаний.

16. Руководителей американских нефтяных компаний беспокоит вопрос налоговой стабильности в Казахстане, и они могут поднять его в ходе предстоящей встречи с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в США, сообщил посол США в Казахстане Ричард Хоугланд. Американский дипломат предположил, что повестка предстоящих переговоров Н.Назарбаева с американским коллегой Бараком Обамой будет обширной, но в ходе отдельной встречи казахстанского лидера с руководством нефтяных компаний США, работающих в Казахстане, может быть поднят вышеуказанный вопрос.[19]

17. Республиканский бюджет Казахстана в январе-феврале текущего года исполнен с дефицитом 109 млрд 301,6 млн тенге, общие поступления составили 490 млрд 402,6 млн тенге, расходы — 599 млрд 704,2 млн тенге. В структуре поступлений статья «доходы» составила 484 млрд 162 млн тенге, поступления от погашения бюджетных кредитов — 6 млрд 235 млн тенге, от продажи финансовых активов государства — 6 млн тенге. В расходной части статья «расходы» составила 522 млрд 361 млн тенге, затраты на приобретение финансовых активов государства – 60,3 млрд тенге, бюджетные кредиты – 17,41 млрд тенге. Согласно принятым в марте поправкам, параметры поступлений в республиканский бюджет на 2010 год увеличены на 189,4 млрд тенге до 3 трлн 378,4 млрд тенге, расходы – на 240 млрд тенге до 4 трлн 182 млрд тенге, дефицит утвержден в размере 803,6 млрд тенге, или 4,6 % к уровню ВВП.[20]

В Таджикистане на этой неделе не наблюдалось значимых экономических событий..

18.По данным Национального банка Таджикистана (НБТ), объём ВВП Таджикистана за первые два месяца текущего года составил 1 миллиард 245,4 миллионов сомони, а его реальный рост относительно аналогичного периода предыдущего года составил 6%.[21]

Рост экономики за этот период произошёл в основном за счёт увеличения производства

промышленной продукции на 15%, сельхозпродукции на 5,9%, финансирования основного капитала на 34,1%, оборот розничной продукции на 15,7% и обслуживания на 12,5%.

Уровень инфляции в республике за первые два месяца текущего года был стабильным и составил 1,2%. Нынешние показатели инфляции за этот период произошли за счёт увеличения тарифов на платные услуги на 2,8%, цен на продовольственные товары на 0,8%, непродовольственные товары — 1,2%.

Как сообщает НБТ, уровень годовой инфляции (за последние 12 месяцев) составил 5,5%, что относительно аналогичного периода прошлого года меньше на 5,2 процентного пункта.

19.810 миллионов 149 тысяч 369 сомони составил кредитный портфель ОАО «Ориёнбанк» по состоянию на 31 марта 2010 года. отраслевая структура кредитных вложений в целом по системе банка сложилась следующим образом: в национальной валюте – по частным коммерческим предприятиям 49,03% , сельскохозяйственным предприятиям 21,79%, государственным предприятиям 27,27% и физическим лицам 1,91% . В иностранной валюте: по частным коммерческим предприятиям — 71,84%, сельскохозяйственным предприятиям — 16,10%, государственным предприятиям — 12,00% и физическим лицам — 0,06%

Узбекистан продолжает активную экономическую политику, делая акцент на укрепления финансового сектора экономики.

20. Узбекистан планирует привлекать средства Международного фонда сельхозразвития для поддержки проектов малого и частного бизнеса в аграрном секторе Президент Ислам Каримов 25 марта подписал постановление о присоединении к соглашению о создании Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD) от 13 июня 1976 года. В соответствии с документом, МИДу Узбекистана поручено направить в Секретариат Организации Объединенных Наций уведомление о присоединении республики к указанному международному договору. До конца текущего года планируется создать рабочую группу, которая определит основные направления возможного финансирования IFAD, основной упор в котором будет сделан на развитие малого и частного бизнеса в сельском хозяйстве.[22] К настоящему времени Узбекистан привлек в сельскохозяйственный сектор порядка 700 млн долларов для инфраструктурных и институциональных проектов за счет займов и грантов международных финансовых институтов – Всемирного банка, Азиатского банка развития, Исламского банка развития

21. Объем сделок на Республиканской фондовой бирже «Ташкент» в марте увеличился в 1,2 раза по сравнению с февралем и составил 1,05 млн долларов США.

22. По данным инвесткомпании AFS-Research, общий объем сделок на Республиканской фондовой бирже «Ташкент» в марте увеличился по сравнению с предыдущим месяцем в 1,2 раза и составил 1,05 млн долларов США по курсу Центробанка Узбекистана. В то же время это в 3,9 раза меньше показателя марта 2009 года. Объем сумовых сделок в первом месяце весны уменьшился в 1,8 раза по сравнению с февралем до 774,12 млн сумов (500,99 тысячи долларов). Из них сделки РЕПО составили 552,29 млн сумов (357,78 тысячи долларов). Объем валютных сделок составил 548,1 тысячи долларов. Суммарный объем торгов в январе-марте уменьшился в 4,5 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 2,88 млн долларов. В марте 14% сделок произошло за национальную валюту на вторичном рынке и 52% сделок – за иностранную валюту на вторичном рынке. Доля сделок РЕПО составила 34%. Сделки на первичном рынке не осуществлялись. Лидерами торгов по секторам стали предприятия химической промышленности – 52%, строительные компании – 8%, нефтегазовые компании – 8% и банки – 2%. Первое место по объему торгов заняло ОАО O‘zkimyosanoatloyiha с суммарным объемом 548,1 тысяч долларов. На втором месте – ОАО Shodlik Group с 286,4 тысячи долларов. Тройку лидеров замыкает ОАО Qizilqumsement с 86 тысячами долларов. Самая крупная сделка за месяц была заключена на валютной площадке 9 марта, в результате которой реализованы акции O‘zkimyosanoatloyiha на сумму 548,1 тысячи долларов. В наибольшем количестве торговых дней по сравнению с другими компаниями участвовали акции ОАО Hamkor Bank – четыре торговых дня. Общий объем торгов составил 16,3 тысячи долларов при последней цене в 100 сумов (0,06 доллара) за акцию.[23]

23. Президент утвердил Программу мер по дальнейшей капитализации и усилению инвестиционной активности коммерческих банков на 2010-2012 годы. Президент Узбекистана Ислам Каримов постановлением «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости и усилению инвестиционной активности банковской системы» утвердил Программу мер по дальнейшей капитализации и усилению инвестиционной активности коммерческих банков на 2010-2012 годы. Документом предусмотрено увеличение совокупного капитала коммерческих банков до конца 2010 года до 3,6 трлн сумов, в том числе за счет дополнительного выпуска акций коммерческих банков в текущем году на общую сумму 490 млрд сумов и обеспечение дальнейшего роста капитализации не мене чем 20% ежегодно. Программой также определено, что объемы долгосрочных депозитов банков будут увеличены в текущем году на 1,6 трлн сумов с дальнейшим приростом в объеме не менее 20%. Финансовые структуры дополнительно должны увеличить долгосрочные кредитования экономики за счет внутренних источников с выделением в течение текущего года кредитных ресурсов в сумме 3,2 трлн сумов. Программа мер предусматривает и расширение объемов кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства с их ростом в 2010 году не менее чем в 1,4 раза, а микрокредитов – в 1,3 раза. Кроме того, с 1 января 2011 года минимально допустимый размер вновь создаваемых коммерческих банков устанавливается в размере, эквивалентном 10 млн евро, а для частных банков – 5 млн евро. В постановлении Центробанку дано указание совместно с действующими банками довести, при необходимости, в течение 2010 года размеры уставных капиталов в соответствие с указанными требованиями.[24]

24. В Узбекистане будет создан Фонд поддержки небанковских кредитных организаций. Проект данной инициативы был представлен 7 апреля на ежегодном собрании членов Национальной ассоциации микрофинансовых организаций и кредитных союзов Узбекистана (НАМОиКС).[25]

Национальная ассоциация микрофинансовых организаций и кредитных союзов сегодня включает в себя 22 кредитных союза и 21 микрокредитную организацию.

Совокупный размер активов всех членов ассоциации на 1 января составил 52,2 млрд сумов, из которых на долю кредитных союзов приходится 47,8 млрд сумов, микрокредитных организаций – 4,4 млрд сумов. На конец 2008 года совокупные активы составляли 27,9 млрд сумов (рост за год составил 87%).

Общий размер собственного капитала членов ассоциации на конец 2009 года составил 12,8 млрд сумов против 6,5 млрд сумов по итогам предыдущего года (+97%).

Размер кредитного портфеля кредитных союзов и микрокредитных организаций-членов ассоциации в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 84% до 46,1 млрд сумов. Совокупный размер депозитного портфеля кредитных союзов составил 35,3 млрд сумов, тогда как на конец 2008 года этот показатель составлял всего 19 млрд сумов.

По мнению экспертов, микрофинансовые институты начали играть значимую роль в жизни общества, являясь альтернативным источником финансирования. Выдавая микрозаймы, микрокредиты, предоставляя услуги микролизинга, кредитные союзы и микрокредитные организации помогают гражданам начать предпринимательскую деятельность, а фермерам и землевладельцам – эффективно использовать финансовые ресурсы.


Приложение 1

— Руководитель временного народного правительства Роза

Отунбаева сообщила СМИ положение декрета «О переходе власти к временному

правительству и порядке исполнения Конституции КР».[26]


Документ состоит из 10 пунктов:

1. Государственная власть в Кыргызстане от имени народа переходит к

временному народному правительству.

2. В стране до принятия новой редакции Конституции сохраняет действие

Конституция, принятая народным референдумом, с изменениями, определяемыми

пунктом 3 данного постановления, а также всех действующих законов.

3. Полномочия, определённые в Конституции для президента и правительства,

временно берет на себя временное народное правительство.

4. Жогорку Кенеш, избранный в результате выборов, проведенного с

нарушением закона, распускается.

5. В соответствии с Конституцией и настоящим постановлением, полномочия

парламента на период до новых выборов Жогорку Кенеша осуществляет

временное народное правительство.

6. Деятельность ЦИК приостанавливается до принятия нового Кодекса о выборах.

7. Временно сохраняется существующая структура правительственных органов.

8. Государственные органы, созданные и работавшие при президенте Бакиеве,

переходят в введение временного народного правительства до принятия

решения о новой структуре правительства.

9. Все руководители государственных органов, а также руководители местных

органов, диппредставительства продолжают исполнять свои обязанности до

решения временного народного правительства.

10. Секретариат ЦАРИИ и управление делами Президента упраздняются.

Приложение 2

ИА «24.kg» представляет читателям декреты, постановления и распоряжения, подписанные председателем временного правительства Кыргызстана Розой Отунбаевой по состоянию на 10 апреля 2010 года. Стоит отметить, что во всех этих документах используется официальная формулировка «временное правительство» вместо ранее заявленного оппозицией «правительство народного доверия».

Декрет № 1 от 7 апреля «В целях создания действенной системы государственного управления от имени народа Кыргызстана временное правительство принимает настоящий декрет: власть переходит к временному правительству; до принятия новой редакции Конституции, Конституция, принятая референдумом 21 октября 2007 года сохраняет свою юридическую силу; Жогорку Кенеш распускается настоящим декретом; деятельность Центризбиркома приостанавливается до принятия нового Кодекса о выборах; временно сохраняется структура правительства, утвержденная Законом КР «Об утверждении структуры правительства» от 22 октября 2009 года; полномочия и функции аппаратов правительства и ЖК КР возлагаются на аппарат временного правительства; сотрудникам этих аппаратов, не привлеченных к работе аппарата временного правительства, предоставляются трудовые отпуска, а в последствии отпуска без сохранения оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством КР; государственные органы за исключением аппарата президента, секретариата президента, ЦАРИИ, службы государственного советника по вопросам обороны, безопасности и правопорядка, президентское совещание, совет развития, а также государственный министр иностранных дел, передаются в ведение временного правительства; руководители местных государственных администраций и органов местного самоуправления, главы дипломатических представительств в иностранных государствах, государственных учреждений и предприятий продолжают исполнять свои обязанности до соответствующего решения временного правительства; руководителю аппарата временного правительства образовать ликвидационную комиссию, которой в установленном порядке произвести прием-передачу документов и материальных ресурсов упраздняемых структур аппарату временного правительства; назначения и освобождения на должности, предусмотренных Конституцией осуществляется декретами временного правительства; назначение выборов в Жогорку Кенеш осуществляется декретом временного правительства; судьи всех судов КР, поведение которых является небезупречным и в отношении которых возбуждены уголовные дела, могут быть досрочно освобождены от должности декретом. Настоящий декрет вступает в силу с момента подписания и действует в течение переходного периода до принятия временным правительством соответствующего решения. Председатель временного правительства КР Роза Отунбаева».

Постановление № 1 от 8 апреля 2010 года. «Об оказании единовременной материальной помощи»: «В целях оказания единовременной материальной помощи семьям погибших и пострадавшим гражданам КР в результате событий, произошедших 6-7 апреля 2010 года, временное правительство постановляет: министерству здравоохранения, Государственной регистрационное службе в однодневный срок предоставить в Министерство финансов и Государственное агентство социального обеспечения списки погибших и пострадавших; Министерству финансов изыскать и выделить Государственному агентству социального обеспечения необходимые средства из республиканского бюджета на выплату единовременной материальной помощи: семьям погибших по 1 миллиону сомов; пострадавшим, получившим тяжелые телесные повреждения — по 100 тысяч сомов; пострадавшим, получившим менее тяжкие телесные повреждения — по 50 тысяч сомов; контроль за исполнением декрета возложить на министра финансов Темира Сариева. 8 апреля 2010 год».

Распоряжение № 1 «Об отставке премьер-министра Кыргызской Республики Данияра Усенова»: В соответствии с пунктом 2 декрета № 1 от 7 апреля 2010 г. временного правительства принять отставку премьер-министра КР Данияра Токтогуловича Усенова».

Распоряжение № 2 от 7 апреля 2010-го «Об освобождении от должности премьер-министра КР Данияра Усенова»: «В соответствии с поданным заявлением освободить Усенова Данияра Токтогуловича Усенова от должности премьер-министра».

Распоряжение № 3 «О Конгантиеве М.Т., Калыеве Б.Т., Суталинове М.А»: «На основании декрета № 1 временного правительства КР от 7 апреля 2010 г. освободить от занимаемых должностей — Конгантиева Молдомусу Ташболотовича, министра внутренних дел; Калыева Бактыбека Торогуловича, министра обороны; Суталинова Мурата Абдыбековича, председателя Государственной службы национальной безопасности».

Распоряжение № 4 от 7 апреля 2010-го «О назначении заместителей председателя временного правительства»: назначить Атамбаева Алмазбека Шаршеновича первым заместителем председателя временного правительства; Бекназарова Азимбека Анаркуловича — заместителем председателя временного правительства; Сариева Темира Аргенбаевича — заместителем председателя временного правительства; Текебаева Омурбека Чиркешовича — заместителем председателя временного правительства».

Распоряжение № 5 «О назначении Исакова И.И на должность министра обороны КР».

Распоряжение № 6 «назначении министром внутренних дел Шерниязова Б.Э».

Распоряжение № 7 «О назначении Душебаева К.А. на должность председателя Государственной службы национальной безопасности».

Распоряжение № 8 «О назначении Каптагаева Э.С. членом временного правительства — руководителем аппарат временного правительства».

Распоряжение № 9 «Об Аттокурове Р.А.»: освободить Аттокурова Раимкула Арзимаматовича от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла КР в Российской Федерации».

Распоряжение № 10 «Об Сыдыково З.Б»: Освободить Сыдыкову Замиру Бексултановну от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла КР в США».

Распоряжение № 11 «Об Бакиеве М.С»: Освободить Бакиева Марата Салиевича от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла КР в ФРГ».

Распоряжение № 12 «Жумагулове Т.Р»: Освободить Жумагулова Ташбо Рахманбердиевича от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла КР в Турецкой Республике».



[1] Курсивом выделены комментарии автора А.А.Мигранян

[2] Источник — Zpress.kg, постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1270714920

[3] URL: http://www.24.kg/sport/70903-v-stolicu-kyrgyzstana-dlya-provedeniya-master.html

[4] URL: http://www.24.kg/politic/71776-rossiya-predostavit-kyrgyzstanu-laquosolidnyj.html

[5] Источник BFM.RU

[6] URL: http://www.24.kg/politic/71770-dekrety-postanovleniya-i-rasporyazheniya.html

[7] Источник пресс-служба Национального банка КР

[8] URL: http://www.24.kg/economics/71796-temir-sariev-v-kazne-kyrgyzstana-okolo-50.html

[9] URL: http://www.24.kg/economics/71796-temir-sariev-v-kazne-kyrgyzstana-okolo-50.html

[10] Источник Министерстве финансов КР

[11] Курсивом выделены комментарии автора А.А. Мигранян

[12] Источник: КазТАГ

[13] По итогам встречи президентов США и Казахстана Барака Обамы и Нурсултана Назарбаева, в ходе которой лидеры обсудили ряд международных и двусторонних вопросов, а также заявили, что довольны отношениями США и Казахстана. Темами переговоров стали нераспространение, председательство Казахстана в ОБСЕ, Афганистан и экономическое сотрудничество. Источники КазТАГ

[14] Источник: КазТАГ

[15] Источник: ИА Новости-Казахстан

[16] Источник: ИА Новости-Казахстан

[17] Источник: ИА Новости-Казахстан

[18] Источник пресс-служба министерства сельского хозяйства РК

[19] Источник: КазТАГ

[20] Источник: КазТАГ

[21] Источник пресс-служба НБТ

[22] IFAD входит в структуру ООН. Структура была создана в 1974 году со штаб-квартирой в Риме и включает в себя порядка 140 стран.

Фонд специализируется на предоставлении финансовых ресурсов развивающимся странам на льготных условиях в целях развития сельского хозяйства, направленного на расширение производства продовольствия. В частности, фонд предоставляет беспроцентные льготные займы сроком до 50 лет, включая 10-летний льготный период, и оплатой услуг в размере 1%.

[23] http://www.gazeta.uz/2010/04/05/rfb/

[24] До настоящего времени расчет минимального размера уставных банков Узбекистана был установлен в размере 5 млн евро для коммерческих банков и 2,5 млн евро для частных банков, уставный капитал которых, согласно законодательству, должен быть сформирован не менее чем на 50% за счет средств физических лиц. Сегодня банковская система Узбекистана представлена 30 коммерческими банками, в том числе 3 государственными, 5 – с участием иностранного капитала, 11 акционерными и 11 частными. Совокупный капитал коммерческих банков Узбекистана в 2009 году увеличился на 43% до 3,01 трлн сумов. Совокупные активы выросли до 15,703 трлн сумов (+30,2%), кредитный портфель – до 8,559 трлн сумов (+34,3%). http://www.gazeta.uz/2010/04/08/banks/

[25] Основная цель фонда – развитие социальных проектов по финансовой поддержке различных слоев населения, содействие микрофинансовым институтам и обеспечение гарантий по вкладам граждан в кредитных союзах. Фонд будет стимулировать расширение совместных проектов ассоциации и общественных фондов Узбекистана, включая программы развития семейного предпринимательства, малого бизнеса и фермерства, повышения благосостояния и социальной защиты женщин, вовлечения сельской молодежи в предпринимательскую деятельность. http://www.gazeta.uz/2010/04/08/fund/

[26] Источник АКИpress.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Астана и Москва подготовили проект межправительственного соглашения о строительстве АЭС на территории Казахстана. Казахстанские власти хотят подписать договор до конца 2025 года, сообщил председатель Агентства по атомной энергии страны Алмасадам Саткалиев. По его словам, такая станция стоит как минимум $14 …

24 июня 2025

Национальная компания «КазМунайГаз» объявила о заключении соглашения с китайской CNOOC о совместной геологоразведке и добыче углеводородов на проекте «Жылыой», который находится в транзитной зоне северо-восточной части Каспийского моря. Об этом сообщает «Спутник». «Это событие знаменует собой важный этап в развитии …

20 июня 2025

«Росатом» утвердил с Казахстаном дорожную карту строительства первой АЭС в стране. Ранее госкорпорация выиграла конкурс на лидерство в консорциуме по осуществлению проекта. «В ходе встречи была утверждена Индикативная дорожная карта, предусматривающая этапы подготовки и реализации проекта, включая проведение инженерно-изыскательских работ, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.