Обзор экономической жизни республик Средней Азии и Казахстана 1-17 мая 2010 г.
На прошлой неделе в Казахстане занимались оценкой своих возможностей экономического роста, реализацией различных программ экономического развития и поиском новых организационных способов повышения эффективности отечественных предпринимателей.[1]
1. Казахстан имеет достаточно внутренних ресурсов для преодоления последствий мирового кризиса. В национальном фонде РК сегодня сосредоточено около 52 млрд. долларов США. Меры, предпринятые Правительством РК в целях преодоления мирового экономического кризиса, принесли свои позитивные результаты. На это было направлено около 10 млрд. долларов США из Национального фонда. Более 2500 предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) получили поддержку государства в виде льготных кредитов и их субсидирования. Создано более 4700 новых рабочих мест. ВВП на душу населения в последние годы выросло и равно 6685 долларов США. С 2001 года в страну привлечено около 108 млрд. долларов прямых инвестиций. «Сегодня Правительство заинтересовано в перераспределении этих инвестиций в перерабатывающие секторы. Закон об инвестициях создает равные условия для внутренних и внешних инвесторов, для вложения их средств в недобывающие секторы экономики. Предпринимаются все меры по снятию административных барьеров для бизнеса».[2]
2. Суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного союза (ТС), измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 году составит 400 миллиардов долларов, считает генеральный секретарь ЕврАзЭс Таир Мансуров.[3]
«Согласно расчетам ученых института народного хозяйства и прогнозирования российской Академии наук, суммарный интеграционный эффект (от создания ТС), измеряемый дополнительным производством ВВП к 2015 году составит 400 млиллиардов долларов», — говорится в приветствии Мансурова участникам Трансазиатского парламентского форума «Евразийское измерение ОБСЕ», которое в субботу огласил на форуме заместитель генсекретаря ЕврАзЭс Мурат Мусатаев.
«Государства Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно более 15% прироста своего ВВП», — отмечается в документе.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал работать в 2010 году с введением в силу единого таможенного тарифа.
С 1 июля 2010 года планируется ввести в действие Таможенный кодекс Союза, к этому же сроку предполагается завершить перенос контрольных функций на внешние границы Белоруссии и существенно облегчить контроль на российско-казахстанском участке границы. Ликвидация таможенной границы с Казахстаном предполагается с 2011 года.
В пятницу президиум правительства также планировал рассмотреть ряд соглашений между тремя странами, запланированных к подписанию в рамках создания Таможенного союза трех государств.
Среди ключевых документов — соглашение об установлении и о применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных пошлин. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин устанавливаются в следующих размерах: Белоруссия — 4,7%, Казахстан — 7,33%, Россия — 87,97%.
3. 14 мая 2010 года в отеле «RIXOS President Astana», состоялась официальная церемония подписания Соглашений о сотрудничестве по субсидированию ставки вознаграждения по кредитам субъектов частного предпринимательства и Соглашения по гарантированию в рамках реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» между Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан, АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», банками второго уровня, Акиматами всех областей Казахстана и Ассоциацией финансистов Казахстана. Ключевыми исполнителями программы являются Министерство экономического развития и торговли, Региональные координационные Советы, местные исполнительные органы, Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» и Банки второго уровня.[4]
Предприятия, соответствующие требованиям Программы, могут получить одновременно все виды поддержки. Также очень серьезную поддержку в виде субсидирования процентной ставки, как по имеющимся кредитам, так и новым направлениям, получат, прежде всего, экспортеры. В 2010 году при ставке вознаграждения 12%, экспортер будет выплачивать 4%, а государство компенсирует 8%.
В 2010 году на реализацию программы «Дорожная карта бизнеса — 2020» в республиканском бюджете предусмотрено 30 миллиардов тенге. Средства будут распределяться по трем направлениям:
• для поддержки новых бизнес-инициатив выделяется 12 млрд тенге,
• на оздоровление предпринимательского сектора в этом году запланировано 16 млрд тенге,
• на поддержку экспортоориентированных производств в 2010 году будет выделено 2 млрд тенге.[5]
4. АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEХ» преобразовано в АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST». Основной целью вновь созданного органа, помимо развития и продвижения экспорта, является также привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана. В функции национального агентства входит взаимодействие с ведущими транснациональными компаниями для создания на территории Казахстана совместных производств в обрабатывающих секторах экономики. Для иностранных инвесторов, которые готовы вкладывать в не сырьевые сектора экономики страны, АО «KAZNEX INVEST» будет предоставлять услуги по принципу единого окна. По аналогии с такими мировыми агентствами, как «Корейское агентство по содействию торговле и инвестициям» KOTRA, «Японская внешнеторговая организация» JETRA, «Австралийская торговая комиссия» Austrade, принято решение о наделении АО «KAZNEX INVEST» дополнительными полномочиями по привлечению инвестиций. «Это позволит привлекать в проекты, запланированные государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития, иностранных инвесторов и содействовать экспорту их продукции на внешние рынки», — подчеркивается в пресс-релизе.[6]
Экономическая ситуация в Киргизии на прошлой неделестала накаляться до предела. Деловые круги трубили и все громче просили помощи у государства по вопросам открытия границ, прекращения или введения прозрачности в процедуры поиска и привлечения к ответственности аффилированных с бывшим руководством компаний (см. приложение 1). Нерешенные проблемы с финансовыми структурами создали большой дефицит кредитных средств (наибольшего драматизма достигли проблемы сельскохозяйственного сектора, которые усугубляются нехваткой ГСМ). Эти проблемы приводят к срыву весенней посевной компании и создают угрозу продовольственной безопасности страны, что отражается в СМИ (см. приложение 2) и усиливает недовольство граждан эффективностью ВП. На фоне этого недовольства в стране прошли очередные выступления, организаторы которых используют сложное экономическое положение для дестабилизации ситуации (с 12-14 мая на юге республики была попытка захвата власти). Но показательными с точки зрения оценки остроты нерешенных экономических проблем все явились вполне цивилизованные митинги в г.Бишкек, которые в основном содержали взвешенные требования по улучшению бизнес среды. Кроме того, бизнесмены активно используют прессу для привлечения внимания к экономике страны. Основным тезисом всех выступлений являются требования по приданию приоритетности экономических вопросов над политическими.
5. Проблемы с ГСМ есть только в некоторых отдаленных районах Кыргызстана. Это связано с отсутствием там АЗС «Газпром нефть Азия», через которые власти распределяют горючее крестьянам. Однако выход найден. Нефтебазы компании «Газпром нефть Азия» в Балыкчы и Канте используются для обеспечения крестьян из отдаленных районов забирают дизтопливо самовывозом. Таким образом, уже объединились для доставки дизтоплива фермеры Джумгальского и Ак-Талинского районов Нарынской области. Всего же для завершения посевной Кыргызстану необходимо около 40 тысяч тонн дизельного топлива. Из этого объема около 30 тонн уже реализовано фермерам.[7]
6. Наличность на руках у населения Кыргызстана продолжает расти. На прошлой неделе объем денег вне банков увеличился на 291,7 миллиона сомов.[8] Объем денег вне банков к концу прошлой недели составил 34 миллиарда 754,7 миллиона сомов. Семью днями ранее он равнялся 34 миллиардам 463 миллионам сомов. На этом фоне произошло значительное сокращение резервов коммерческих банков. За неделю их объем снизился на 830,2 миллиона сомов и составил 5 миллиардов 374,6 миллиона сомов. В целом денежная база в республике на прошлой неделе сократилась на 538,5 миллиона сомов. Она составила 40 миллиардов 129,3 миллиона сомов.
7. Кыргызстан выплатил Узбекистану $1 миллион в качестве долга за потребленный газ, общая сумма долга до начала выплат составляла $1,8 миллиона. В результате Узбекистан на 50 процентов ограничил поставки природного газа на юг республики. После погашения долга газоснабжение в Ошской области в течение суток восстановлено в полном объеме. Учитывая жесткую политику республики Узбекистан, и.о. министра потребовал от ОАО «Кыргызгаз» обеспечить своевременный сбор абонентской платы и сократить потери газа, а также отключать злостных неплательщиков.[9]
8. Временное правительство Кыргызстана подписало декрет об ограничении проверок предпринимателей.[10]
В условиях нестабильной экономической ситуации, когда одни бизнесмены еще не восстановились от апрельских погромов, а другие вынуждены останавливать производство по причине закрытых границ. Бизнес-сообщество давно просило временное правительство если не наложить мораторий на проверки, то хотя бы частично ограничить вмешательство проверяющих органов в деятельность предпринимателей.
Впервые эту идею озвучил зампред ВП КР, и.о. министра финансов Темир Сариев еще 26 апреля 2010 года. «Мы должны отказаться от коррумпированной схемы сбора денег. ГСНБ прошу в экономические вопросы не заходить, МВД тоже прошу проводить работу только в случаях должностных преступлений», — заявил он тогда.
В декрете «Об ограничении проверок, проводимых правоохранительными, налоговыми и другими уполномоченными органами, имеющими право на проведение проверок субъектов предпринимательства» говорится, что мораторий на проверки субъектов предпринимательства, пострадавших во время беспорядков 6-7 апреля 2010 года, будет действовать с 13 мая по 31 декабря 2010 года. Исключение составляют «проверки, проводимые в рамках уголовного, административного и гражданского судопроизводства, документально подтвержденные факты сокрытия налогов, а также проверки налоговой службы, связанные с уплатой налогов путем приобретения обязательного или добровольного патентов, и проверки по заявлениям физических и юридических лиц по фактам, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и окружающей среде».
Налоговым и другим уполномоченным органам, имеющим право на проведение проверок субъектов предпринимательства, предписывается сократить их количество на треть по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Министерству экономического регулирования совместно с налоговыми и другими органами, имеющими право на проверки, дано указание оптимизировать контрольно-надзорную сферу и улучшить процедуру проведения проверок предпринимателей.
В Таджикистане на этой неделе развитие экономической сферы республики протекает в прежнем вялом режиме, особое внимание как всегда уделяется сбору средств от продажи акций Рогунской ГЭС.
9. По оперативным данным Министерства финансов Республики Таджикистан, на счета строительства Рогунской ГЭС за счет продажи акций и сертификатов акций ОАО «Рогунская ГЭС», а также с учетом оказания финансовой помощи по состоянию на 10 мая 2010 года поступило 817 172 252 сомони, в том числе остатки на счетах: ГСБ «Амонатбонк» 35 605 102 сомони; ОАО «Ориёнбонк» 154 746 600 сомони; ОАО «Агроинвестбонк» 118 026 500 сомони; ЗАО «Таджпромбонк» 11 076 200 сомони; ОАО «Точиксодиротбонк» 19 805 400 сомони; ЗАО «Банк развития Таджикистана» 2 773 400 сомони; ЗАО «Фононбонк» 3 025 000 сомони; ОАО «Банк Эсхата» 4 223 600 сомони и в казначействе Министерства финансов Республики Таджикистан 467 890 450 сомони.[11]
10. Антимонопольная служба приняла решение о приостановлении толлингового механизма управления дорожной инфраструктурой дороги Душанбе-Чанак, которую осуществляет компания «Innovative Road Solution». Соответствующее уведомление было направлено руководству компании «Innovative Road Solution» (IRS). КОПИИ уведомления получили также министерство транспорта и коммуникаций РТ и председатель Варзобского района. с 1 мая IRS уже не имела законного права взимать плату за использование автодорожной инфраструктуры Душанбе-Чанак, IRS согласовала тарифы с антимонопольной службой лишь на месячный срок: с 1 апреля до 1 мая этого года. По договоренности с антимонопольным органом тарифы через месяц, после всестороннего анализа, могут быть пересмотрены. Однако, IRS отказывается предоставлять антимонопольному органу финансово-экономические данные для полного и ясного определения тарифных услуг, утверждая что эта информация относится к категории коммерческой тайны.[12]
Иностранную компанию уведомили о приостановлении оказания платных услуг, пока тарифы не будут согласованы с антимонопольным органом. Компания должна в недельный срок предоставить антимонопольному органу финансово-экономический отчет, а также новые тарифы по использованию этой дороги для их дальнейшего согласования. В противном случае, к ней будут предприняты соответствующие санкции.
В Узбекистане на прошлой неделе вновь обратились к развитию финансового сектора и к поиску средств для расширения инвестиционной базы.
11. Исламский банк развития и правительство Узбекистана подписали соглашение о предоставлении финансовых средств в размере 35,4 млн долларов на модернизацию канализационной системы Ташкента. Средства банка будут направлены на реконструкцию двух станций аэрации, канализационных очистных сооружений одного из районов столицы, строительство разгрузочного коллектора с комплексом насосных станций перекачки, а также закупку специальной техники и оборудования. Реализация проекта рассчитана на два года. Финансирование проекта стоимостью 38,8 млн долларов помимо средств ИБР будет осуществляться за счет вклада узбекской стороны в размере 3,4 млн долларов. Общая протяженность канализационных сетей и коллекторов Ташкента превышает 2,6 тысячи км. Суммарная мощность очистных сооружений Ташкента составляет 2,3 миллиона кубометров воды в сутки.[13]
12. Зарубежные компании в 2010-2015 годах инвестируют в геологоразведку нефти и газа в Узбекистане до 1,9 млрд долларов. Доля промышленного прироста запасов углеводородов за счет проведения геологоразведки иностранными инвесторами к 2016 году может увеличиться до 50% против 39% по итогам 2009 года.
Такие цифры в ходе международной выставки и конференции OilGazUzbekistan 2010 привел Гайбулла Абдуллаев, директор ОАО «Институт геологии и разведки нефтяных и газовых месторождении» («ИГИРНИГМ») холдинга «Узбекнефтегаз». По данным института, в период 2006-2009 годов объем привлеченных иностранных инвестиций в проведение геологоразведочных работ на нефть и газ в республике составил около 1,2 млрд долларов. Из 47 инвестиционных блоков, выделенных «Узбекнефтегазом» на территории страны, в настоящее время 26 блоков уже переданы иностранным инвесторам, на 2 блоках осуществляется совместное изучение, а по 6 блокам ведутся переговоры с потенциальными партнерами. Суммарная площадь перспективных участков недр, переданных иностранным компаниям, составляет на сегодняшний день около 64% от общей площади с прогнозными ресурсами углеводородов в объеме 4,06 млрд тонн условного топлива (52,5% от общего объема прогнозных ресурсов). За последнее время с участием иностранных компаний в республике было открыто 15 перспективных месторождений.[14]
13. Средняя процентная ставка по срочным депозитам в сумах в банках Узбекистана в мае составила 16,45% годовых, повысившись по сравнению с апрелем на 1,74 пункта. Средняя процентная ставка по вкладам до востребования составила 3,2% годовых (снижение на 0,23 пункта), по вкладам на три месяца – 15,9% (+1,79), на полгода – 16,1% (+1,65), на год – 17,16% (+2,86). Средняя ставка по срочным депозитам в долларах США в мае составила 6,45%, снизившись по сравнению с апрелем на 0,09 пункта. Ставка по срочным депозитам в евро составила 4,71%, показав рост на 0,34 пункта. Изменение ставок по сумовым депозитам вызвано введением новых вкладов и повышением процентных ставок в ряде банков Узбекистана. Среди лидеров по изменению ставок – «Ипотекабанк», «Туркистонбанк» и «Универсалбанк». Наибольший рост продемонстрировали ставки в сегменте «срочный на 12 месяцев», рост у лидеров составил 10-11 процентных пунктов. Изменения ставок по валютным вкладам были незначительными и связаны с отменой ряда депозитов и введением новых.[15]
Приложение 1
Наиболее интересные публикации
Двигатель экономики заглох?[16]
Спустя месяц после революции бизнес в Кыргызстане практически впал в коматозное состояние. Спад товарооборота, который в целом по республике снизился на 55 процентов, у отдельных предпринимателей дошел до 80 процентов. К проблемам, возникающим из-за закрытых границ, добавилось волнение крупных иностранных инвесторов, связанное с рейдерскими захватами и объявленной национализацией. Экономические последствия весенних волнений страна будет расхлебывать еще долго.
Миллиардом меньше
Сегодня на грани провала не только туристический сезон, результаты которого по осени считают, но и выращивание хлеба насущного. Под угрозой посевная кампания, начавшаяся с большим опозданием. Минсельхоз в лице и.о. министра сельского хозяйства Кубата Касенова объясняет задержку весенними заморозками. Однако нельзя сбрасывать со счетов проблемы из-за дефицита ГСМ и неясность с получением кредитов.
Двигатель экономики — банковский сектор — сейчас переживает, мягко говоря, не лучшие времена. Из коммерческих банков, на чью деятельность НБ КР 8 апреля 2010 года ввел ряд ограничений, после возобновления выдачи депозитов отток капиталов составил 1 миллиард сомов. «Наблюдалось некоторое сокращение депозитной базы в семи банках, деятельность которых была частично приостановлена, однако отток капиталов физических и юридических лиц в настоящее время приостановился, не достигнув критического уровня», — сказал на совещании в Национальном банке, которое проходило 27 апреля, и.о. председателя НБ КР Заир Чокоев. Он отметил, что в целом ситуация в этих финансовых учреждениях стабильная и Нацбанк сконцентрировался на работе по восстановлению их деятельности.
Из банков — в банки, чулки, под матрацы
Вопреки этим заверениям представители самой финансовой сферы говорят о параличе банковской системы. «Произошел значительный отток депозитов, что повлияло на работу всей банковской сферы, — говорит председатель правления финансовой группы «Компаньон» Уланбек Термечиков. — Часть средств сейчас ушла «под матрасы» и «в чулки». Это обстоятельство и определяет сложившуюся ситуацию. Банковская система парализована».
По данным НБ КР, объем депозитов в коммерческих банках республики только за первую неделю мая уменьшился на 467,5 миллиона сомов и составил 29 миллиардов 808,4 миллиона сомов. Более всего сократились депозиты в иностранной валюте — их объем снизился на 617,2 миллиона сомов, составив 14 миллиардов 963 миллиона сомов.
При этом в Нацбанке и Минфине не склонны драматизировать ситуацию. «По данным временных управляющих банков, исходя из анализа сумм оттока можно сделать вывод, что вкладчики забрали в основном накопившиеся проценты, оставив в полном объеме вклады. На данный момент ажиотаж с выводом денег спал. Большую роль в этом процессе сыграл закон о защите банковских депозитов, по которому государство обязуется вернуть вкладчикам их вклады до 100 тысяч сомов», — пояснили в пресс-службе Минфина.
Но, следуя простой житейской логике, если есть вероятность того, что банк лопнет, безопаснее не ограничиваться снятием процентов, а вывести из него все деньги.
Громкое молчание
Минфин утверждает, что в семи банках, где введено временное управление, все стабилизировалось. «Сами банки в состоянии продолжать полноценную деятельность, запасы ликвидности активов покрывают их долговые обязательства. В ряде банков возникает вопрос о сомнительном залоговом обеспечении некоторых выданных кредитов», — поясняют в пресс-службе Минфина.
В четырех из них, возможно, ситуация нормализовалась, так как временное управление в них снято. Но ситуация с АУБом угрожает выйти из под контроля, если это уже не произошло. «Из банка выведено около $170 миллионов, и велика вероятность того, что это были деньги клиентов. Банк находится в ситуации, когда активы есть только на бумаге, фактически же он ничем не располагает. Возможно, реальными активами как раз и были те $170 миллионов», — сказал бывший сотрудник отдела НБ КР по операциям с иностранной валютой и ценными бумагами, пожелавший остаться неизвестным.
Если это так, то вопрос о том, насколько АУБ сможет выполнить свои обязательства перед клиентами, становится главным на повестке дня.
По словам эксперта, уровень подготовки специалистов Нацбанка не позволяет быстро разобраться в сложной бухгалтерии АУБа. «По моей информации, они разобрались только со структурой физических лиц, и здесь есть уверенность, что их вкладам ничего не угрожает, но по юридическим лицам полной картины нет», — продолжает он.
Кроме того, ситуация осложняется тем, что основными ликвидными активами АУБа были средства Соцфонда, а часть этих денег уже перевели в «РСК Банк». Поучается, что ликвидная часть активов «АзияУниверсалБанка» тает на глазах.
Не прибавляют уверенности клиентам банков и действия правоохранительных органов по поиску денег семьи Бакиевых и приближенных к ним лиц. Все понимают эту необходимость, но показать то, что спрятано от всех в банковской ячейке, как-то боязно.
Бороться и искать, найти и перепрятать
«Сначала прокуратура, а потом финполиция в рамках возбужденного уголовного дела опечатали помещение депозитария, проводили выемку содержимого ячеек у определенных лиц. Теперь дошла очередь и до простых клиентов. Чтобы воспользоваться своей ячейкой, надо обратиться либо в финполицию, либо в прокуратуру, — негодует один из клиентов банка Анатолий М. (имя изменено). — Со слов самих сотрудников этих ведомств, на все ячейки наложен арест, и чтобы его снять, всем клиентам надо предъявить содержимое ячейки».
По словам Анатолия, в присутствии понятых производится опись содержимого ячейки, и если ничего подозрительного у этого клиента банка нет, временный арест на ячейку снимается. «Можно и дальше пользоваться своей ячейкой, хотя это возможно лишь тогда, когда снимут арест на все ячейки, а значит, их надо просмотреть все. Вот тебе и тайна вклада», — говорит Анатолий.
Впрочем, и.о. заместителя председателя временного правительства Азимбек Бекназаров утверждает, что все происходит в рамах закона — в присутствии понятых, представителей финполиции и прокуратуры, банковских служащих, а поднимают шумиху как раз те, кому есть что скрывать.
Вместо заключения
Кто прав и кто виноват в текущей ситуации, покажут время и результаты расследования правоохранительных органов. Одно ясно уже сейчас: доверия банковской системе нет, и это прямо отражается и на ресурсной базе, которой оперируют банки, и на росте цен на государственные казначейские векселя. «С января ставки по годовым векселям удвоились. Это говорит о том, что, во-первых, у банков и других участников нет лишних средств для инвестирования, а во-вторых, государственным векселям доверия больше», — говорит председатель правления финансовой группы «Компаньон».
Пропорционально уменьшению резервов коммерческих банков растет объем наличности вне банков. В последних числах апреля он увеличился на 244,2 миллиона сомов и составил 34 миллиарда 463 миллиона сомов. В резервах комбанков еще неделю назад было 6 миллиардов 657,1 миллиона сомов, а сейчас — 6 миллиардов 204,8 миллиона сомов. Сокращение депозитной базы влечет за собой снижение кредитования, отсутствие возможности финансирования госбюджета и замедление экономического роста страны.
Приложение 2
Зрелищ хватит, дайте хлеба[17]
Микрофинансовые компании (МФК), традиционно покрывающие спрос сельского населения на кредиты, поставлены на грань выживания. Действия Нацбанка пока не приносят ожидаемых результатов, а времени на раздумья все меньше…
План перевыполнен, а дальше…
Первые микрофинансовые институты в Кыргызстане стали открываться при поддержке международных доноров в середине 1990-х. В 1995 году на рынке появилась ФИНКА, в 1997-м — Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация, начали работать кредитные союзы и Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов. За короткое время МФК успели сделать то, чего так и не сумели добиться банки — охватить население «от южных гор до северных морей», проникнув практически в каждое село и отдаленный айыл.
К началу 2006 года в республике насчитывалось 597 небанковских финансово-кредитных учреждений, объем кредитного портфеля которых составлял 3 миллиарда 893 миллиона сомов. Установленные стратегией целевые ориентиры до 2010 года фактически достигнуты уже в конце 2007-го. Кредитный портфель МФО дорос до 10,4 миллиарда сомов, а число заемщиков перевалило за 230 тысяч. В 2008-м по уровню финансового проникновения небанковских микрофинансовых кредитных учреждений (НФКУ) Кыргызстан упорно держал лидерство в Центральной Азии. По данным Нацбанка, в КР кредитный портфель НФКУ по отношению к ВВП составлял 3,2 процента, в Таджикистане — 1 процент, Казахстане — 0,3, в Узбекистане — 0,2 процента.
Основным источником финансирования самих микрофинансовых компаний были международные финансовые институты. И сейчас зарубежные доноры выделяют деньги, но в иностранной валюте, а кыргызстанские МФО, понимая риск колебаний курса, хеджируют заемные средства в местных коммерческих банках. «Условно говоря, мы закладывали определенную часть валюты, получая взамен сомы на определенный срок, и уже сомы шли на кредитование населения», — рассказывает председатель правления финансовой группы «Компаньон» Уланбек Термечиков.
Бумажные солдаты
В свете революционных событий и последовавших за ними экономических ограничений этот механизм перестал работать. Меж тем сезонная потребность в финансировании села возросла. «Последнее время происходила «максимизация» банковской деятельности. И все операции, связанные с валютными рисками, МФО вынуждены были проводить с «АзияУниверсалБанком», поскольку 60 процентов активов банковского сектора было аффилировано с АУБом», — говорит Уланбек Термечиков.
В жаркую пору поиска аффилированных предприятий и составления черных списков семейных компаний пытаться доказать властям непричастность к семье бывшего президента — дело весьма хлопотное. Занятые принятием политических решений и написанием очередной Конституции временные власти экономические проблемы зачастую решают декларативно. Многие декреты просто не работают. Бизнесмены же продолжают стучать во все двери, пытаясь напомнить ВП КР, что страна на грани катастрофы.
«Если через две недели весенне-полевые работы в Кыргызстане не завершатся, урожая в 2010 году не будет», — заявил президент компании «Вита Люцерна» Юруслан Тойчубеков. По его данным, в 2009-м в Кыргызстане незасеянными остались 100 тысяч гектаров земли, в 2010-м их площадь увеличится более чем в два раза.
Мертвый закон
«У нас есть валютные средства, но мы не можем довести их до населения, поскольку не можем превратить их в сомы. В этой ситуации Нацбанк должен взять ситуацию в свои руки и действовать более активно», — считает Уланбек Термечиков.
И, в общем, это в силах нацбанка. При нем 8 января 2009 года указом президента создан специализированный фонд рефинансирования банков с уставным капиталом в 4 миллиарда сомов. Главная цель — содействие стабильности и надежности банковской системы путем выделения кредитов финансовым организациям для последующего кредитования хозяйствующих субъектов. И когда как не теперь ему заработать бы в полную силу, обеспечивая ликвидность финансовой сферы, пока ситуация с банками не прояснится. Но есть ряд ограничений, связанных с длительными бюрократическими процедурами.
«Необходимо открыть окно через фонд рефинансирования для микрофинансовых организаций, чтобы мы могли обеспечить нормальную жизнедеятельность всей страны, — уверен Уланбек Термечиков. — Необходимо изменить эти законодательные акты, чтобы село могло начать работать, а к осени мы получили бы хоть какой-то урожай».
Представители МФО предлагают, чтобы фонд рефинансирования начал выдавать сомовые кредиты микрофинансовым организациям, которые соответствуют определенным критериям по платежеспособности. Идеальный для МФО вариант — это беззалоговые кредиты, поскольку лидирующая четверка микрофинансовых организаций уже получила от доноров огромный кредит доверия и оперирует кредитами от международных организаций без кого-либо залога.
Но, возможно, в текущей ситуации не хватает политической воли, чтобы принять решение и оживить сектор микрофинансирования, где сейчас уже более 250 тысяч клиентов находятся в подвешенном состоянии.
Судьба «АУБ-Агро»
Временное правительство видит выход из этой тупиковой ситуации в финансовой поддержке проекта «АУБ-Агро». И.о. министра финансов Темир Сариев озвучил идею о выделении этой организации к уже розданным ею 80 миллионам сомов еще 150 миллионов, объясняя сумму наличием заявок от фермеров. «С самого начала проект «АУБ-Агро» был направлен на дальнейшую монополизацию и получение доходов в сфере экономики, — говорит Уланбек Термечиков. — Микрокредитная компания «АУБ-Агро» выдавала кредиты под 23 процента годовых, в то время как получала ресурсы под 4 процента. Речь не шла о помощи нуждающимся. Там каждый имел свою долю от кредита».
По словам гендиректора ФГ «Компаньон», проектом «АУБ-Агро» убивался государственный «Айыл Банк» и создавалась некая фантомная организация без фактической структуры. Этакое личностно-семейное финансовое учреждение, существующее на базе уже построенной структуры АУБ.
Муссируемая тема о награбленном у народа семьей Бакиевых в самом народе породила похожие настроения. «Деньги «АУБ-Агро» — это деньги Масима Бакиева. Зачем их возвращать, если его самого нет?», — так, по словам Уланбека Термечикова, рассуждают большинство тех, кто уже взял кредиты в «АУБ-Агро». На фоне этих настроений предложения членов правления НБ КР и ВП КР о выделении МФО дополнительных средств звучат не очень разумно.
«Как можно финансировать учреждение, которое с самого начала было непрозрачным? Что за революционный подход? — негодует гендиректор микрофинансовой компании. — Мы ставим вопрос о том, чтобы «АУБ-Агро» не имела привилегированного доступа к ресурсам, прямых дотаций или исключительных условий работы, а существовала наравне с другими МФО».
Чистилище
На встрече с руководством Нацбанка Темир Сариев особо подчеркнул, что «необходимо сохранить все банки и сделать так, чтобы они перестали быть «прачечными» для капиталов сомнительного, а порой и откровенно нелегального происхождения». «После процедуры оздоровления все банки должны вновь заработать в полную силу: без нормальной банковской системы мы не сможем поднять экономику», — считает он.
Заявление важное и своевременное, а главное — вполне выполнимое. Не очень верится, что в НБ КР не знали о тех схемах, по которым деньги утекали из того же АУБ за пределы республики. «Все эти вещи Нацбанк видел и знал, но ему не хватало политического веса, независимости, чтобы бороться с этим, хотя на самом деле устранить порочные схемы очень легко», — говорит бывший сотрудник Национального банка. До появления в Кыргызстане финансовой разведки отслеживанием операций с иностранной валютой и ценными бумагами занимался спецотдел НБ КР. «Мы отслеживали схемы АУБа. Какие там шли деньги! И в какой-то момент эта финансовая группа стала над государством, поскольку их влияние на уровне финансовых ресурсов было просто безграничным. Они могли договориться с любым», — говорит интервьюер.
Выходит, что при нормальной прозрачной бухгалтерии, поставленной отчетности можно пресечь на корню любую схему отмывания денег. По мнению экспертов финансового рынка, процедура очищения от «прачечных» оздоровила бы всю финансовую систему. Поскольку до сих пор многие банки изначально создавались не для того, чтобы кредитовать реальный сектор и способствовать экономическому прогрессу, а для отмывания капиталов сомнительного происхождения.
И если поставить банки в такие условия, когда они должны будут выполнять свои основные функции, они или будут работать, или просто вымрут.
[1] Курсивом выделены комментарии автора А.А. Мигранян
[2] Заявление министра экономического развития и торговли РК Ж. Айтжанова в Алматы на Трансазиатском парламентском форуме «Евразийское измерение ОБСЕ». Источник: КАЗИНФОРМ
[3] Источник: ИА Новости-Казахстан
[4] Проект Постановления по реализации Программы, в котором регламентируются условия и механизмы предоставления мер государственной поддержки, а также порядок взаимодействия между участниками Программы, закреплены их права и обязанности утвержден 11 мая 2010 года. Такая регламентация взаимоотношений позволит обеспечить единый подход ко всем участникам программы, а также прозрачность и транспарентность принятия решений по предоставлению мер государственной поддержки.
Программа нацелена на то, чтобы ускорить индустриализацию страны, обеспечить устойчивый и сбалансированный рост регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Приоритетными секторами экономики для потенциальных участников программы являются агропромышленный комплекс, производство промышленной продукции, строительных материалов, легкая промышленность, технические услуги в области горнодобывающей промышленности, металлургия, деятельность в области здравоохранения и образования и прочие виды услуги для населения.
[5] Источник: Пресс-служба Министерства экономического развития и торговли РК
[6] АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX» было создано 20 февраля 2008 года с целью продвижения не сырьевого экспорта. Подобные организации существуют в 119 странах мира и призваны содействовать продвижению экспорта и привлечению инвестиций. За два года при содействии АО «KAZNEX» заключены экспортные контракты на общую сумму 120 миллионов долларов. Оказана сервисная поддержка казахстанским производителям при выходе на внешние рынки. Источник: ИА Новости-Казахстан
[7] URL: http://www.24.kg/economics/72791-bazarbaj-mambetov-rossiya-predyavila-kyrgyzstanu.html
[8] Источник пресс-служба НБ КР.
[9] URL: http://www.24.kg/politic/71832-uzbekskij-nacionalno-kulturnyj-centr-kyrgyzstana.html
[10] Об этом сообщает пресс-центр ВП КР.
[11] Источник НИАТ «Ховар»
[13] Узбекистан стал членом ИБР в 2003 году. За это время банк предоставил республике средства на сумму более 200 млн долларов. http://www.gazeta.uz/2010/05/10/idb/
[14] «Узбекнефтегазом» на период 2004-2020 годов была разработана программа по обеспечению прироста запасов сырья в размере от 75 до 112 млн тонн условного топлива ежегодно за счет дальнейшего увеличения объемов глубокого поисково-разведочного и параметрического бурения. В частности, запасы природного газа по промышленным категориям будут наращиваться от 60 до 85 млрд кубометров ежегодно, что позволит увеличить сырьевую базу и экспорт газа. По данным холдинговой компании, в Узбекистане освоено около 25% от общего объема ресурсов углеводородного сырья, в том числе в Бухаро-Хивинском регионе – 75%, в Юго-Западно-Гиссарском – 35%, в Сурхандарьинском – 12%, в Ферганском – 22% и в Устюртском – 15%.
Мощности «Узбекнефтегаза» позволяют обеспечивать добычу природного газа в объеме порядка 70 млрд кубометров и жидких углеводородов в объеме 8 млн тонн в год. На 1 января 2010 года в Узбекистане было открыто 228 месторождений углеводородного сырья. Из них на 179 месторождениях имеются залежи свободного газа, на 112 – нефти, на 142 – газового конденсата. http://www.gazeta.uz/2010/05/12/ogu/
[15] Данные ежемесячного обзора компании AFS-Research «Узбекистан: Ставки банковских депозитов» за май. Сбор информации проводится аналитиками AFS-Research по 27 основным коммерческим банкам Узбекистана на основе данных, публикуемых в СМИ, а также в результате прямого взаимодействия. AFS-Research – инвестиционная компания, предоставляющая широкий спектр услуг для работы на рынках капитала. Главные направления деятельности: инвестиционная аналитика, инвестиционно-банковские услуги и инвестиционный консалтинг. http://www.gazeta.uz/2010/05/14/deposits/
[16] ИА «24.kg», Ирина ДУДКА
[17] URL: http://www.24.kg/economics/73692-zrelishh-xvatit-dajte-xleba.html