Обзор экономической жизни республик Средней Азии и Казахстана 03-10 мая 2010 г.
На прошлой праздничной неделе экономика Казахстана сохраняла тенденции роста и приступила к активной фазе выхода на рынок международных инвестиций, посредством размещения государственных ценных бумаг. Однако, учитывая тот факт, что европейский и американский рынки находятся в зоне падения, размещение ЦБ начато на внутреннем рынке.[1]
1. В торговой системе Казахстанской фондовой биржи (KASE) 12 мая состоятся специализированные торги по размещению государственных среднесрочных казначейских обязательств министерства финансов (МЕОКАМ). Объявленный объем размещения – 14 миллиардов тенге, срок обращения бумаг, номинал которых составляет одна тысяча тенге, – четыре года, выплата купона осуществляется дважды в год.[2]
2. На 1 января 2010 года международные резервы Казахстана включая деньги Национального фонда ($24,4 млрд.) составили $47,6, что на 1,9 % больше, чем на 1 января 2009 года. На 1 января 2010 года кредитные вложения банков второго уровня (БВУ) в отрасли экономики составили 7,6 трлн. тенге, что на 2,5 % больше, чем на 1 января 2009 года. Объем депозитов в банковской системе на 1 января 2010 года составил 6,4 трлн. тенге, что на 19,7 % больше, чем на 1 января 2009 года. Депозиты населения возросли на 28,5 % и составили 1,8 трлн. тенге. На начало 2010 года внешний долг банковского сектора Казахстана сократился с $46 млрд. в 2007 году до $28,4 млрд. При этом данный показатель еще существенно сократится (порядка на $10 млрд.) после завершения проводимой в настоящее время реструктуризации долгов казахстанских банков, в частности, АО «Альянс Банк», АО «БТА Банк» и его дочернего АО «Темирбанк». Официальный обменный курс тенге к $1 в 2009 году составил 147,5 тенге (в 2008 году — 120,3 тенге), к евро — 205,7 тенге (в 2008 году -177,0 тенге).[3]
3. Активы Национального фонда Казахстана на 1 апреля 2010 года увеличились и составили 7,9 млн. тенге, что на 14% больше показателя в декабре 2009 года. Чистые международные резервы увеличились на 25% с 3,4 млн. тенге в декабре 2009 года до 4,2 млн. тенге на начало апреля 2010 года. Валовые международные активы, СКВ на начало апреля составили 4,3 млн. тенге, что на 24% больше показателя на начало декабря прошлого года (3,4%). В конечном счете, чистые внешние активы выросли на 14% и составили 7,9%. Пассивы Нацфонда в апреле 2010 года составили 2,7 млн. тенге, что на 3% больше показателя в декабре 2010 года и на 4% меньше предыдущего месяца. Резервные деньги возросли по сравнению с декабрем 2009 года на 8% и составили 2,6 млн. тенге. По сравнению с прошлым месяцем этот показатель уменьшился на 4%.[4]
4. Нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» выполнил контракт, спустив на воду в субботу третий танкер для казахской Национальной морской судоходной компании «Казмортраснфлот».[5] Новое судно получило имя «Орал» в честь старейшего города Казахстана. Теперь танкер отправится на ходовые испытания, после чего будет передан заказчику. «Красное Сормово» и «Казмортрансфлот» в апреле 2009 года подписали контракт на строительство трех нефтеналивных танкеров. Общая стоимость контракта — 66,45 миллиона долларов. Первый танкер «Атырау» был передан заказчику в сентябре 2009 года, второй танкер «Актобе» успешно прошел ходовые испытания в апреле 2010 года. Максимальная длина судна — 150 метров, ширина — 17,30 метров, осадка — 7 метров, дедвейт — 13 тысяч тонн. Танкер способен перевозить до трех сортов нефтепродуктов, имеет двойную обшивку, предотвращающую разлив нефти в случае аварии, 12 грузовых танков общим объемом 14,77 тысячи кубометров, два отстойных танка и балластные отсеки в двойных бортах и двойном дне.
Ранее сообщалось, что танкеры, которые строит для заказчика «Красное Сормово», — самые крупные на сегодня нефтеналивные суда, эксплуатирующиеся на Каспии, они предназначены для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. Дедвейт около 13 тысяч тонн оптимален для Каспийского бассейна с его умеренными глубинами. Проектно-конструкторские работы выполнены Волго-Каспийским ПКБ.
Экономическая ситуация в Киргизии остаетсянапряженной. На прошлой неделе бизнес структуры республики активно демонстрировали свои протестные настроения, связанные с убытками, которые продолжали расти из-за закрытых границ (по заверениям Т. Сариева границы должны открыться 11.05.10). Еще одной причиной недовольства бизнес структур республики является деятельность правоохранительных органов республики по закрытию так называемых аффилированных с семьей Бакиевых предприятий (данный процесс сопровождается закрытием счетов этих предприятий и привлечением их владельцев к административной и уголовной ответственности). Недовольство обусловлено также отсутствием прозрачности деятельности правоохранительных органов ВП и неясности критериев отбора предприятий в «черный список». Подобные действия приводят к росту рисков и неопределенности бизнес среды Киргизии.
5. За один месяц экономика Кыргызстана потеряла миллиарды сомов, товарооборот упал на 55 процентов», — заявил президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергей Пономарев.[6] По его словам, бизнес-сообщество реально озабочено ситуацией с закрытыми границами. «Экономика Кыргызстана впадает в коматозное состояние, впоследствии это может привести к экономическому и социальному кризису», — сказал Сергей Пономарев. Для преодоления данной ситуации бизнес-сообщество республики уже подключило своих партнеров из Казахстана — Национальную экономическую палату Казахстана, Союз «Ата-Мекен», Форум предпринимателей РК, Ассоциацию рынков Казахстана. Направлено официальное письмо президенту Нурсултану Назарбаеву, состоялась встреча с руководством таможенных постов «Кордай» и «Ак-Жол». «Но вопрос закрытых границ, который сегодня грозит стагнацией отечественной экономике, — политический, — считает Сергей Пономарев. — Соответственно, для его решения необходимы действия со стороны временного правительства Кыргызстана».
6. Представители деловых кругов Кыргызстана обсудили с казахской стороной вопросы противодействия коррупции на таможенных постах. Представители Национального альянса бизнес-ассоциаций Кыргызстана встретились с начальником таможенного поста «Кордай» Талгатом Нурмановым и начальником таможенного поста «Ак Жол» Болсунбеком Тургунбековым. Основанием для рандеву стала информация о случаях коррупции на этих постах. Для ее предотвращения и оперативного решения системных вопросов, связанных с прохождением таможенного контроля, исполнительный директор Бишкекского делового клуба Улук Кыдырбаев предложил организовать трехстороннее партнерство по схеме «бизнес + казахская таможня + кыргызская таможня». Предложение поддержано. Стороны договорились встречаться раз в квартал, а за месяц до встречи направлять руководству таможни Казахстана вопросы от деловых кругов из Кыргызстана с тем, чтобы в ходе трехсторонних встреч были предоставлены разъяснения или информация о решении тех или иных проблем.[7]
7. Ситуация на крупнейшем рынке Кыргызстана «Дордой» крайне тяжелая. Не легче обстоит дело и на рынке в Кара-Суу, что на юге Кыргызстана. Эти два рынка представляют 45 тысяч предпринимателей. Поскольку оптовиков нет, то и продавать некому. «В начале апреля мы с пониманием отнеслись к решению руководителей Казахстана и Узбекистана закрыть границы, однако теперь недоумеваем. И как ни согласиться с теми политологами, кто называет ситуацию экономической блокадой?».[8] Если ситуация не прояснится и дальше, то «социальная напряженность в Кыргызстане только возрастет, а это явно не в интересах наших ближайших соседей».
8. В черный список аффилированных компаний попали многие честные предприниматели Кыргызстана. Бизнесу непонятно, по каким признакам и на каком основании отбирались компании, попавшие в черный список. «Мы бы хотели участвовать в акции по вопросу изучения компаний, аффилированных с предыдущим режимом, — отметил исполнительный директор Бишкекского делового клуба. — Обращаем внимание на то, что необходимо осудить критерии отбора, а также основания, на котором компании заносили в черный список».[9] Бишкекский деловой клуб подготовит свой список честных предпринимателей, который опубликует в СМИ, а также передаст временному правительству. «При такой «охоте на ведьм» есть опасения, что данную ситуацию могут использовать конкуренты: тот, кто ближе к кому-то находится, может подавать неправильную информацию и таким образом сводить счеты с компанией-конкурентом». Процедура принятия решения должна быть прозрачной.
Понимание сложности взаимоотношений с бизнесом ВП КР пытается компенсировать тактические ошибки стратегическим партнерством с бизнес структурами республики.
9. Вопросы социально-экономического развития Кыргызстана временное правительство будет решать совместно с бизнесменами, для этого создан координационный совет. Национальный альянс бизнес-ассоциаций (НАБА) предложил временному правительству создать некую транспарентную площадку, чтобы бизнес мог оказывать помощь ВП в сфере восстановления благоприятной деловой среды. В результате и создан координационный совет. Он будет вырабатывать основную стратегию развития по таким направлениям как налоговая, фискальная, таможенная политика, инвестиционная привлекательность и оптимизация регуляторных функций, в рамках координационного совета будут активно работать все бизнес-ассоциации. «Мы увидели, что правительство доверяет бизнесу, значит, и бизнес должен доверять ему. Мы надеемся на реальный результат и улучшение экономического состояния», — отметил исполнительный директор Бишкекского делового клуба Улук Кыдырбаев.[10]
10. Демократия стоит дорого, мы должны обосновать перед донорами необходимость Кыргызстана в помощи», — заявил сегодня на пресс-конференции заместитель председателя ВП КР, и.о. министра финансов Темир Сариев. Сумма поддержки, которую АБР готов выделить Кыргызстану, увеличена с $40 до $70 миллионов. Помощь оказана на грантовой основе. Из этой суммы $40 миллионов пойдет на поддержку бюджета, $30 миллионов — на развитие инвестиционных проектов. Кроме этого 20 мая 2010 года в Кыргызстан прибудет миссия МВФ по оценке экономической ситуации. По итогам поездки в Вашингтоне будет срочный совет директоров по обсуждению ситуации с бюджетом Кыргызстана.[11]
11. Бюджет Кыргызстана в апреле выполнен на 97,7 процента, при плане в 4 миллиарда 432 миллиона сомов государство смогло профинансировать затраты на сумму 4 миллиарда 240 миллионов сомов. При этом полностью профинансированы защищенные статьи. Статьи по расходам МЧС и ремонту дорог выполнены на 100 процентов. На завершение работ по строительству ГЭС «Камбар-Ата-2» перечислено 200 миллионов сомов, на выплату внешнего долга — 375 миллионов сомов. Покрыт внутренний долг в размере 521 миллион сомов, в бюджет поступило 5 миллиардов 105 миллионов сомов, из которых 900 миллионов сомов — деньги российского кредита, а 204 миллиона сомов — возвращенные средства, которые предполагалось потратить на покупку президентского самолета.[12]
В Таджикистане на этой неделе главным событием стал запрет Роспотребнадзора на ввоз сухофруктов из Таджикистана в Россию из-за вспышки полиомиелита на юге республики (подробнее см. приложений 1). Развитие экономики самой республики протекает в прежнем режиме, особо выделяется сбору средств от продажи акций Рогунской ГЭС.
12. По данным Министерства финансов Республики Таджикистан, на счета строительства Рогунской ГЭС за счет продажи акций и сертификатов акций ОАО «Рогунская ГЭС», а также с учетом оказания финансовой помощи по состоянию на 30 апреля 2010 года поступило 816 285 245 сомони, в том числе остатки на счетах: ГСБ «Амонатбонк» — 35 753 242 сомони; ОАО «Ориёнбонк» — 510 400 сомони; ОАО «Агроинвестбонк» — 117 970 500 сомони; ЗАО «Таджпромбонк» — 11 046 200 сомони; ОАО «Точиксодиротбонк» — 19 671 400 сомони; ЗАО «Банк развития Таджикистана» — 2 773 400 сомони; ЗАО «Фононбонк» — 3 024 900 сомони; ОАО «Банк Эсхата» — 4 164 100 сомони; в казначейство Министерства финансов Республики Таджикистан поступило — 467 371 103 сомони.[13]
13. Средний курс доллара США на наличном рынке республики с 30 апреля до 4 апреля остался на уровне 4,3932-4,4050 сомони. Вместе с тем, 4 мая этот курс, который был сравнительно высоким в городе Душанбе, немного понизился и в среднем составил 4,4050 сомони. Источник также отметил, что средние курсы 10 российских рублей и 1 евро также сравнительно снизились и составили 1,4760-1,4880 сомони и 5,8080-5,8700 сомони, соответственно.[14]
Узбекистан на этой неделе продолжал свое поступательное развитие в области индустриализации экономики и развития рыночных институтов.
14. Узбекское-немецкое СП MAN Auto-Uzbekistan планирует увеличить мощности по сборке грузовиков в Самарканде к 2013 году до 1000 единиц в год. До конца текущего года на совместном предприятии планируется собрать 700 грузовиков, в 2011 году – 800, а в 2012 году – 1000 единиц. С сентября прошлого года по настоящее время на заводе собрано порядка 100 грузовиков модификации TGA, которые лидируют в объемах продаж не только на рынках стран СНГ, но и по всему миру. В июне MAN Auto-Uzbekistan планирует приступить к сборке грузовиков модификации CLE, которые в настоящее время производятся в Индии. Таким образом, Узбекистан станет первым производителем этой модификации в СНГ.[15]
15. Aral Sea Operating Company получила промышленный приток газа на контрактной территории в западной части узбекской акватории Аральского моря. При бурении первой разведочной скважины получены положительные результаты по газу, есть определенные результаты по запасам газа на этом участке. В 2009 году на контрактной территории были завершены сейсморазведочные работы и выявлены четыре перспективных объекта. В ближайшее время на этом западном участке начнется бурение второй разведочной скважины, которая позволит дать более точные прогнозы по запасам газа. В августе 2006 года правительство Узбекистана и международный консорциум в составе «Узбекнефтегаза», российской «Лукойл Оверсиз», малазийской Petronas, корейской KNOC и китайской CNPC подписали СРП по данному проекту сроком на 35 лет. По условиям соглашения, участникам консорциума на первоначальном этапе будет принадлежать по 10% добываемой продукции, минимальная доля Узбекистана – 50%. СРП вступило в силу в январе 2007 года. Для реализации проекта создана компания-оператор Aral Sea Operating Company. На сегодняшний день в проект инвестировано порядка 75 млн долларов. В 2010 году в соответствии с государственной инвестпрограммой планируется освоить 17 млн долларов. За последние несколько лет в Устюртском регионе, частью которого является контрактный участок, были открыты 10 газоконденсатных месторождений.[16]
16. Международная финансовая корпорация (член группы Всемирного банка) вошла в состав акционеров «Хамкорбанка», выкупив 14,5% акций банка. МФК вошла в состав акционеров за счет приобретения части допэмиссии банка. Из общего объема эмиссии на 6 млрд сумов, состоящей из 60 млн обыкновенных акций номиналом 100 сумов каждая, МФК приобрела 30.536.250 штук акций за 3 млн долларов. В конце 2009 года акционеры «Хамкорбанка» приняли решение увеличить уставной капитал банка на 40% до 21 млрд сумов за счет выпуска допэмиссии в размере 6 млрд сумов. После размещения выпуска уставный капитал банка будет состоять из 203,575 млн штук обыкновенных и 16,425 млн штук привилегированных акций номиналом 100 сумов каждая. Одновременно с инвестициями в капитал МФК предоставила «Хамкорбанку» кредитную линию в объеме 2 млн долларов для кредитования микро- и малых предприятий.[17]
17. Daimler AG и «Узавтосаноат» подписали соглашение о создании СП по выпуску туристических, междугородних, городских автобусов и мидибусов. СП будет производить туристические, междугородние, городские автобусы и мидибусы для рынка Узбекистана, а также экспорта в сопредельные страны. Завершение сделки по соглашению намечено на третий квартал 2010 года. В результате в Узбекистане будут созданы новые мощности по выпуску современных и высококачественных автобусов большой пассажировместимости. Наряду с освоением новых моделей автобусов, совместно с нашими партнерами будет проведен ряд мероприятий по углублению локализации производства комплектующих частей в Узбекистане, что также будет способствовать развитию отрасли в целом. 51-процентная доля в новом СП будет принадлежать дочернему предприятию Daimler AG компании Mercedes-Benz Buses Central Asia GmbH, оставшиеся 49% акций – «Узавтосаноат». Уставный фонд СП составит 8 млн долларов США. «Узавтосаноат» предоставит предприятию производственные площади. Daimler Buses будет поставлять шасси Mercedes-Benz, а кузова будут производиться в сотрудничестве с многолетним партнером Mercedes-Benz – компанией Manufacturing Commercial Vehicles (MCV). Создаваемые производственные мощности позволят выпускать при полномасштабном цикле производства минимум 600 автобусов ежегодно, с возможностью поэтапного увеличения объемов. Сборка первой партии автобусов намечена на сентябрь текущего года. Manufacturing Buses Central Asia будет выпускать под брендом Mercedes-Benz туристические автобусы повышенной комфортности, междугородние автобусы, а также низкопольные городские автобусы и мидибусы. Все автобусы отвечают требованиям по эмиссии Евро-3, которые вступили в силу в Узбекистане с января 2010 года. Предусматривается, что совместное предприятие внедрит передовые технологии производства и осуществит локализацию производства автокомпонентов. Участники соглашения будут оказывать содействие СП в создании собственной сети продаж и послепродажного обслуживания. Для поддержки экспорта продукции предусматривается использование имеющейся дистрибьюторской сети Daimler и «Узавтосаноат» в сопредельных странах. К настоящему времени Daimler Buses реализовала около 1000 автобусов в Ташкенте. Все городские автобусы большой пассажировместимости, реализованные за последние несколько лет, являются автобусами Mercedes-Benz Conecto, что позволило бренду занять 100% рынка городских автобусов в сегменте длиной более 12 м.[18]
18. Китайский нефтегазовый концерн China National Offshore Oil Corp. (CNOOC) объявил о проведении тендера между иностранными компаниями на участие в разработке 13 шельфовых месторождений в Южно-Китайском море. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные компании. Общая площадь нефтегазовых месторождений, находящихся на глубине от 18 до 300 метров, достигает 41,713 тысячи квадратных километров. На некоторых месторождениях уже имеются разведывательные скважины. Совместно с иностранными партнерами CNOOC планирует создать предприятия по разработке новых месторождений. При этом доля китайской компании в возможных консорциумах составит 51 процент. CNOOC входит в тройку крупнейших нефтяных государственных компаний КНР. В 2009 году выручка концерна сократилась на 33 процента по сравнению с показателем 2008 года до 29,49 миллиарда юаней (4,32 миллиарда долларов).[19]
Приложение 1
Наиболее интересные публикации
Кыргызстан живет в условиях вынужденной экономической блокады уже месяц. Убытки измеряются миллиардами сомов. Временное правительство уверяет, что проблема обсуждается на самом высоком уровне. Кыргызстанские бизнесмены через своих торговых партнеров ведут переписку с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым. Но казахские власти продолжают хранить гордое молчание, теперь уже на фоне укрепленной колючей проволокой границы с Кыргызстаном. О том, как в таких условиях выживают бизнесмены и что ждет республику, ИА «24.kg» расспросило президента Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергея Пономарева.[20]
— Как живет крупнейший в Кыргызстане вещевой рынок «Дордой» в ситуации, когда Кыргызстан фактически оказался в экономической блокаде?
— Со времени закрытия границ с Казахстаном и Узбекистаном прошло уже около месяца. Ситуация на крупнейшем рынке Кыргызстана «Дордой» крайне тяжелая. Не легче обстоит дело и в Кара-Суу, что на юге Кыргызстана. Эти два рынка представляют 45 тысяч предпринимателей. Поскольку оптовиков нет, то и продавать некому. За месяц у некоторых предпринимателей товарооборот упал на 70-80 процентов, это касается тех, кто работает на «Дордое» и «Кара-Суу». У некоторых — на 20 процентов. В целом же товарооборот сократился на 55 процентов.
— Каковы убытки предпринимателей «Дордоя»?
— Мы не можем сегодня назвать точную цифру. Но нынешний простой может привести к тому, что у наших предпринимателей будут ограничены средства для приобретения товаров летнего ассортимента.
— Какие отрасли наиболее пострадали в связи с закрытием границ?
— Встали швейные и перерабатывающие предприятия. Как сказал один из руководителей завода по переработке молока, «пошло большое молоко». Буренок ведь не попросишь подождать, пока границы отроются. Излишки молока перерабатывают в сыр, масло и другие молочные продукты, но в таких количествах рынок Кыргызстана их не сможет потребить. Как следствие цены на оптовых рынках молочных продуктов пошли вниз. Некоторые производители еще распродают продукцию по старым ценам, но те, кто затоваривался по новым, снизили стоимость процентов на 15.
Сильно сократили производство швейники. Их продукция уходила в Казахстан и Россию. Транзитом она и сейчас проходит через Казахстан — это факт, но нет самих оптовиков. Мировые СМИ показали Кыргызстан как очаг нестабильности, и многие оптовики из России просто не рискуют ехать сюда. Есть, конечно, те, кто приезжает по железной дороге, но в целом можно сказать, что тот щедрый поток оптовиков из РФ, который был раньше, сейчас превратился в скудный ручеек. Единственный сегмент, который остался открытым, — это Таджикистан. Но он никогда не был основным направлением сбыта.
— Не испытывает ли сейчас Кыргызстан экономический голод? Какова вероятность дефицита товаров повседневного спроса, импортируемых в республику?
— По стратегическим товарам (сахар, мука, зерно) мы пока держимся, но запасы ведь небезграничны. Велик риск подорожания ГСМ в связи с его нехваткой в республике, а вслед за ними поползут и остальные цены.
Экономически сложилось так, что ряд товаров, в том числе и продовольственных, поставляется к нам из Казахстана, и не всегда по железной дороге. Логистика, которая у нас пока не развита, не может оптимизировать мелкие грузы в один большой поток, и доставкой мелких партий товара у нас занимались автотранспортные компании. Сейчас ситуация с закрытыми границами приводит к тому, что есть проблемы с импортными продуктами, комплектующими, от которых чрезвычайно зависим малый и средний бизнес.
— Раз есть взаимные интересы, то и трудности должны были ударить по обеим сторонам. Насколько в последний месяц пострадала экономика Казахстана?
— Поскольку Казахстан зависим от поставок продуктов из Кыргызстана, то проблемы там есть. По последним данным, цены на товары народного потребления, которые поставлялись туда из Кыргызстана, уже пошли вверх.
— Какие настроения среди предпринимателей «Дордоя»?
— Плохие, хотя я не знаю, какое слово подобрать точнее. У многих ситуация осложняется необходимостью погашать кредиты. Они боятся потерять не только бизнес, но и крышу над головой, поскольку без залога кредиты не дают, а залогом, как правило, является недвижимость. Есть большое число тех, кто работает под консигнацию с турецкими и китайскими поставщиками и производителями.
У всех одна надежда, что в ближайшее время границу откроют, а у временного правительства хватит сил контролировать ситуацию во избежание провокаций. Потому что 19 апреля границу открыли, но произошли события в Маевке, и ее опять закрыли. Не было ли это спровоцировано специально?
— Сколько бизнес и экономика Кыргызстана в целом смогут продержаться при худшем сценарии развития событий?
— Мы уже на грани. Еще немного, и начнется необратимый процесс, при котором экономика посыплется по принципу домино: не будет поступлений в бюджет, предприниматели не смогут выплачивать заработную плату, а наши сельхозпроизводители будут продавать продукцию неизвестно кому и по какой цене. Это приведет к экономическому коллапсу, и тогда в конце года Кыргызстан вынужден будет признать себя банкротом и объявить дефолт.
Чтобы такого не произошло, первоочередная задача временного правительства — это экономика. У нас многие занимаются политикой, а надо экономикой. Без открытия границ нет смысла говорить, что экономика Кыргызстана будет развиваться. Мы не можем вариться в собственном котле.
Кыргызстан живет в условиях вынужденной экономической блокады уже месяц. Убытки измеряются миллиардами сомов. Временное правительство уверяет, что проблема обсуждается на самом высоком уровне. Кыргызстанские бизнесмены через своих торговых партнеров ведут переписку с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым. Но казахские власти продолжают хранить гордое молчание, теперь уже на фоне укрепленной колючей проволокой границы с Кыргызстаном. О том, как в таких условиях выживают бизнесмены и что ждет республику, ИА «24.kg» расспросило президента Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергея Пономарева.
— Как живет крупнейший в Кыргызстане вещевой рынок «Дордой» в ситуации, когда Кыргызстан фактически оказался в экономической блокаде?
— Со времени закрытия границ с Казахстаном и Узбекистаном прошло уже около месяца. Ситуация на крупнейшем рынке Кыргызстана «Дордой» крайне тяжелая. Не легче обстоит дело и в Кара-Суу, что на юге Кыргызстана. Эти два рынка представляют 45 тысяч предпринимателей. Поскольку оптовиков нет, то и продавать некому. За месяц у некоторых предпринимателей товарооборот упал на 70-80 процентов, это касается тех, кто работает на «Дордое» и «Кара-Суу». У некоторых — на 20 процентов. В целом же товарооборот сократился на 55 процентов.
— Каковы убытки предпринимателей «Дордоя»?
— Мы не можем сегодня назвать точную цифру. Но нынешний простой может привести к тому, что у наших предпринимателей будут ограничены средства для приобретения товаров летнего ассортимента.
— Какие отрасли наиболее пострадали в связи с закрытием границ?
— Встали швейные и перерабатывающие предприятия. Как сказал один из руководителей завода по переработке молока, «пошло большое молоко». Буренок ведь не попросишь подождать, пока границы отроются. Излишки молока перерабатывают в сыр, масло и другие молочные продукты, но в таких количествах рынок Кыргызстана их не сможет потребить. Как следствие цены на оптовых рынках молочных продуктов пошли вниз. Некоторые производители еще распродают продукцию по старым ценам, но те, кто затоваривался по новым, снизили стоимость процентов на 15.
Сильно сократили производство швейники. Их продукция уходила в Казахстан и Россию. Транзитом она и сейчас проходит через Казахстан — это факт, но нет самих оптовиков. Мировые СМИ показали Кыргызстан как очаг нестабильности, и многие оптовики из России просто не рискуют ехать сюда. Есть, конечно, те, кто приезжает по железной дороге, но в целом можно сказать, что тот щедрый поток оптовиков из РФ, который был раньше, сейчас превратился в скудный ручеек. Единственный сегмент, который остался открытым, — это Таджикистан. Но он никогда не был основным направлением сбыта.
— Не испытывает ли сейчас Кыргызстан экономический голод? Какова вероятность дефицита товаров повседневного спроса, импортируемых в республику?
— По стратегическим товарам (сахар, мука, зерно) мы пока держимся, но запасы ведь небезграничны. Велик риск подорожания ГСМ в связи с его нехваткой в республике, а вслед за ними поползут и остальные цены.
Экономически сложилось так, что ряд товаров, в том числе и продовольственных, поставляется к нам из Казахстана, и не всегда по железной дороге. Логистика, которая у нас пока не развита, не может оптимизировать мелкие грузы в один большой поток, и доставкой мелких партий товара у нас занимались автотранспортные компании. Сейчас ситуация с закрытыми границами приводит к тому, что есть проблемы с импортными продуктами, комплектующими, от которых чрезвычайно зависим малый и средний бизнес.
— Раз есть взаимные интересы, то и трудности должны были ударить по обеим сторонам. Насколько в последний месяц пострадала экономика Казахстана?
— Поскольку Казахстан зависим от поставок продуктов из Кыргызстана, то проблемы там есть. По последним данным, цены на товары народного потребления, которые поставлялись туда из Кыргызстана, уже пошли вверх.
— Какие настроения среди предпринимателей «Дордоя»?
— Плохие, хотя я не знаю, какое слово подобрать точнее. У многих ситуация осложняется необходимостью погашать кредиты. Они боятся потерять не только бизнес, но и крышу над головой, поскольку без залога кредиты не дают, а залогом, как правило, является недвижимость. Есть большое число тех, кто работает под консигнацию с турецкими и китайскими поставщиками и производителями.
У всех одна надежда, что в ближайшее время границу откроют, а у временного правительства хватит сил контролировать ситуацию во избежание провокаций. Потому что 19 апреля границу открыли, но произошли события в Маевке, и ее опять закрыли. Не было ли это спровоцировано специально?
— Сколько бизнес и экономика Кыргызстана в целом смогут продержаться при худшем сценарии развития событий?
— Мы уже на грани. Еще немного, и начнется необратимый процесс, при котором экономика посыплется по принципу домино: не будет поступлений в бюджет, предприниматели не смогут выплачивать заработную плату, а наши сельхозпроизводители будут продавать продукцию неизвестно кому и по какой цене. Это приведет к экономическому коллапсу, и тогда в конце года Кыргызстан вынужден будет признать себя банкротом и объявить дефолт.
Чтобы такого не произошло, первоочередная задача временного правительства — это экономика. У нас многие занимаются политикой, а надо экономикой. Без открытия границ нет смысла говорить, что экономика Кыргызстана будет развиваться. Мы не можем вариться в собственном котле.
Приложение 2
В Таджикистане считают поспешным решение Роспотребнадзора, запрещающее ввоз сухофруктов из Таджикистана в Россию из-за вспышки полиомиелита на юге республики.[21]
Напомним, руководитель Федеральной службы по России надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко направил руководителям подведомственных управлений письмо о недопущении ввоза сухофруктов из Республики Таджикистан. В письме под №01/6728-0-23 от 02.05.2010 «О недопущении ввоза сухофруктов из Республики Таджикистан», опубликованное на сайте Роспотребнадзора, такой шаг обосновывается вспышкой детского полиомиелита в Таджикистане. В рамках данного указа с реализации будут сняты все сухофрукты, страной производства которых указан Таджикистан.
Заместитель начальника государственного центра по санитарному и эпидемиологическому надзору Согдийской области Насибджон Икромов заявил корреспонденту «Ферганы.Ру»: «Сухофрукты, выращенные в Таджикистане, никогда не являлись носителями вирусов, в частности, вируса полиомиелита. Полиомиелит передается, в основном, воздушно-капельным путем, а не через пищу или продукты. К сухофруктам полиомиелит однозначно не имеет никакого отношения».
— Хочу заметить, что в Северном Таджикистане в течение последних восьми-девяти лет не зафиксировано ни одного случая заболевания полиомиелитом, в том числе среди детей, — продолжает Насибджон Икромов. – На 6 мая в области не зафиксировано ни одного случая этого заболевания. Но мы продолжаем прививать от полиомиелита всех детей до шести лет. Вакцинация началась 1 мая и продолжится до 5 июня текущего года.
— Я слышала о запрете на ввоз сухофруктов из Таджикистана в Россию, — говорит начальник отдела экспертизы Торгово-промышленной палаты Согдийской области Пемпие Сейдумирова. — Наша организация оформляет и выдает сертификаты качества на сухофрукты, и мы пока не получали официального письма о запрете экспорта сухофруктов в Россию. Мы продолжаем работать в обычном режиме.
Сухофрукты как способ выжить
— В 2009 году из Северного Таджикистана вывезено 78,485 тонн сухофруктов на общую сумму около 24,5 миллиона долларов, — сообщили в пресс-центре Согдийского зонального таможенного управления. – За три месяца текущего года с территории Северного Таджикистана вывезено 23120 тонн сухофруктов на общую сумму около 8 миллионов долларов.
Как сказал корреспонденту «Ферганы.Ру» заместитель начальника Управления сельского хозяйства Согдийской области Рустамджон Рахимов, информацию о запрете ввоза сухофруктов из Таджикистана он воспринял с огорчением и разочарованием.
— Эта новость не может обрадовать ни одного таджикистанца, — говорит Рустамджон Рахимов. — Ведь абсолютное большинство населения так или иначе связано с выращиванием фруктов. По моим данным, из двух миллионов жителей Северного Таджикистана более миллиона занимается садоводством. И этот запрет особенно бьет по карману тех простых граждан, для которых выращивание фруктов – основной, а часто и единственный источник дохода.
В 2009 году из Таджикистана было экспортировано более 100 тысяч тонн сухофруктов, причем около 90 тысяч тонн были произведены в Согдийской области.
В настоящее время в Северном Таджикистане садовые плантации составляют около 48 тысяч гектаров земли, из них более 27 тысяч гектаров расположены на плодородных землях. На 38.5 тысячи гектаров расположены абрикосовые плантации, что составляет 12.8 процента всех абрикосовых плантаций в мире (всего же под абрикосовые деревья в мире отдано около 300 тысяч гектаров). В Таджикистане выращивают более 200 видов абрикосов.
-Такие сорта абрикоса, как мирсанджали, бобои, кандак, субхони, шифо, серхосил, фестивальный известны во всем мире, на нескольких международных выставках они занимали первые места и были отмечены медалями, — говорит Рустамджон Рахимов. – Наши абрикосы отмечены за экологическую чистоту, высокую сахаристость, калорийность, лечебные свойства. И я не верю, что теперь вдруг эти фрукты оказались вредны…
Заметим, что недавно американские предприниматели закупили и отправили в США 11 тонн таджикских сушеных абрикосов высокого качества.
Где Онищенко – там политика?
Запреты Роспотребнадзора всегда «шли в ногу» с общим вектором российской внешней политики, будь то запрет на белорусское молоко или молдавские и грузинские вина. Поэтому нет ничего удивительного, что таджикские эксперты не верят в простые соображения безопасности, которыми руководствовался при вводе запрета Геннадий Онищенко. Так, по словам местного эксперта Мараима Абдуманофова, решение Роспотребнадзора о запрете ввоза и реализации сухофруктов, производимых в Таджикистане, имеет политическую подоплеку и является одним из способов давления России на Таджикистан. Речь идет, по мнению эксперта, прежде всего о достройке Рогунской ГЭС. Видимо, после недавнего визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву Россия изменила свое отношение к достройке Рогуна и теперь, как и Ташкент, не желает полного завершения строительства этого жизненно важного для Таджикистана объекта.
— Разве вспышки инфекционных болезней не были зафиксированы в других странах Центральной Азии, где тоже выращивают сухофрукты и поставляют их в Россию? — с удивлением спрашивает эксперт. — Почему под запретом оказались только сухофрукты из Таджикистана? Такой шаг, предпринятый главным санитарным врачом России Онищенко, является предупреждением Таджикистану о других, более серьезных шагах «стратегического партнера», которые, видимо, будут приняты в скором будущем. Таджикистану пора принять адекватные ответные шаги и пересмотреть свою позицию в отношении «стратегического партнера» – России, — заключает эксперт.
[1] Курсивом выделены комментарии автора А.А. Мигранян
[2] Заявки для участия в специализированных торгах могут быть поданы только членами KASE категории «член фондового рынка» (с правом участия в торгах ценными бумагами, допущенными к обращению (торговле) на KASE), выступающими в качестве первичных дилеров. Инвесторы могут подать заявки через этих юридических лиц.
Источник: ИА Новости-Казахстан
[3] Источник: Business Resource
[4] Данные Национального Банка РК
[5] «Казмортрансфлот» — национальный морской оператор. Компания создана в 1998 году с целью организации конкурентоспособного морского торгового флота Казахстана с собственной базой по обслуживанию морских судов и терминалами по обработке грузов на уровне мировых стандартов. Основной род деятельности — перевозка всех видов грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов, генеральных грузов, контейнеров и прочего, строительство, эксплуатация, ремонт всех видов судов, а также сдача внаем и лизинг судов. Источник: ИА Новости-Казахстан
[6] Источник информационно-аналитический портал «Финанс».
[7] URL: http://www.24.kg/economics/69754-daniyar-usenov-kyrgyzstan-vstupit-v-tamozhennyj.
[8] Заявление президента Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР С. Пономарева.
[9] URL: http://www.24.kg/politic/73209-vremennomu-pravitelstvu-kyrgyzstana-predlozhili.html
[10] URL: http://www.24.kg/politic/73209-vremennomu-pravitelstvu-kyrgyzstana-predlozhili.html
[12] URL: http://www.24.kg/economics/73483-temir-sariev-za-schet-optimizacii.html
[13] Источник НИАТ «Ховар»
[14] По данным Национального банка Таджикистана (НБТ)
[15] Ранее руководство германской компании заявляло, что будет использовать производственные мощности СП для экспорта грузовиков MAN, в частности, в СНГ и Афганистан, с чем связаны планы по увеличению мощности СП. MAN Nutzfahrzeuge AG и «Узавтосаноат» создали СП MAN Auto-Uzbekistan по сборке автомобильной техники в Самарканде с уставным фондом 3 млн евро в прошлом году. Доля «Узавтопрома» в СП составила 51%, доля MAN Nutzfahrzeuge – 49%. В сентябре СП приступило к производству грузовиков MAN семейства TGA грузоподъемностью от 15 до 50 тонн на производственных площадях ООО «Самаркандский автомобильный завод» («СамАвто»).
«СамАвто», образованное в ноябре 2006 года на базе признанного банкротом узбекско-турецкого СП «СамКочАвто», выпускает грузовые автомобили грузоподъемностью от 4 до 18 тонн и автобусы вместимостью 37 человек на базе шасси Isuzu.
По итогам 2009 года на «СамАвто» было собрано 1317 автобусов (минус 15,3% по сравнению с 2008 годом) и 722 грузовика (рост в 1,62 раза). http://www.gazeta.uz/2010/05/04/man/
[16] Прирост промышленных запасов углеводородов в Устюртском нефтегазовом регионе Узбекистана в 2005-2020 годах составит 620,4 млн тонн условного топлива. http://www.gazeta.uz/2010/05/06/gas/
[17] Открытый акционерно-коммерческий частный «Хамкорбанк» был образован в 1991 году. Головной офис банка расположен в Андижане. Банк имеет представительство в Ташкенте, 26 филиалов и 126 мини-банков. Основным направлением бизнеса является кредитование малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей.
С 2002 года банк привлек у МФК и Европейского банка реконструкции и развития кредиты на общую сумму 17 млн долларов.
МФК с 1994 года предоставила в виде кредитов и инвестиций на развитие частного сектора Узбекистана около 65 млн долларов.
МФК является также соучредителем и акционером лизинговой компании «Узбек Лизинг Интернэшнл А.О.» с долей 15% в уставном фонде и акционером Royal Bank of Scotland O’zbekiston MB – 11,8%. http://www.gazeta.uz/2010/05/06/ifc/
[18] АК «Узавтосаноат» была создана 17 марта 1994 года. Компания объединяет более 30 крупных и средних предприятий и компаний, включающих в себя предприятия с участием иностранного капитала и технологий из Южной Кореи, Турции, Италии, Германии и США.
Предприятия «Узавтопрома» выпускают легковые автомобили, автобусы, грузовики и комплектующие части. Численность работников на предприятиях отрасли превышает 16 тысяч человек, из которых более 5000 прошли обучение на ведущих промышленных предприятиях мира.
Концерн Daimler AG с подразделениями Mercedes-Benz Cars, Daimler Trucks, Mercedes-Benz Vans, Daimler Buses и Daimler Financial Services является одним из крупнейших производителей автомобилей премиум-класса и самым крупным производителем коммерческого автотранспорта в мире.
Daimler продает сво По данным Национального банка Таджикистана (НБТ)ю продукцию и оказывает услуги практически во всех странах мира и имеет производственные мощности на пяти континентах. В дополнение к автомобильному бренду Mercedes-Benz концерн Daimler владеет марками Smart, Maybach, Freightliner, Western Star, Fuso, Setra, Orion и Thomas Built Buses.
В 2009 году группа Daimler реализовала 1,6 миллиона автомобилей, доход составил 78,9 млрд евро. Общее количество сотрудников концерна составляет 256 тысяч человек.
[19] Источник: www.lenta.ru
[20] URL: http://www.24.kg/economics/73479-sergej-ponomarev-bez-otkrytiya-granic-net-smysla.html
[21] Тилав Расул-заде. Источник — Фергана.Ру