Его Превосходительству Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н. А.
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Мы, представители православной общественности, с огромным уважением относимся к Вам как к политику, последовательно отстаивающему принципы реинтеграции наших республик, укрепления дружбы наших народов: Россия, Белоруссия и Казахстан заключили Таможенный Союз, создают Единое экономическое пространство. В этом есть Ваша личная огромная заслуга. Премьер- министр России Владимир Путин провозгласил создание Евразийского Союза наших народов. Убеждены – и в этом великом проекте , воистину святом деле на Вас можно и нужно положиться.
Естественно, реинтеграция наших государств призвана сплотить наши народы, в том числе четырехмилионную коренную для Казахстана, русскую общину, исповедующую Православие.
На этом фоне у нас вызвало недоумение принятие Закона о религиях Республики Казахстан, согласно седьмой статье которого всем религиозным конфессиям запрещается иметь храмы в государственных учреждениях, в первую очередь, больницах и тюрьмах. Таким образом, будут закрыты 64 православных больничных и тюремных храма. Закон принят во имя борьбы с тоталитарными, в первую очередь, ваххабитскими сектами. Ведь борются с ваххабитами и сектантами отнюдь не путем закрытия почти семидесяти православных храмов в больницах и тюрьмах, где они очень нужны. Более того, государство должно понимать, что силовых методов борьбы с сектантством и экстремизмом недостаточно. А опора на тотальную секуляризацию вообще контрпродуктивна -ведь именно духовный вакуум является почвой для ваххабизма и прочего сектантства. Поэтому противопоставить ему нужно не мертвое безбожие и контрэффективный принцип «уравниловки», а опору на традиционные религиозные институты. Что самое печальное? Что искусственное ограничение деятельности Русской Православной Церкви в Казахстане происходит именно тогда, когда наконец- то выстраивается эффективная система Митрополичьего округа в Казахстане, создаются новые епархии.
Думаем, что пресловутая «седьмая статья» — это результат не злонамеренных действий, а ошибки, в основе которой лежит уравнительный принцип в отношении всех религиозных организаций, будь то традиционные религии или тоталитарные и экстремистские секты.
Между тем, многие правовые и демократические государства давно ушли от этого лжедемократического принципа. Во многих европейских государствах тоталитарные секты поставлены вне закона,а с традиционными религиозными институциями государством заключены Соглашения о социальном партнерстве.
Мы убеждены, что аналогичные принципы должны быть положены и в основу законодательства о религии государств создающегося Евразийского Союза. Примером может служить братская, союзная Белоруссия, где подписано Соглашение о социальном партнерстве и сотрудничестве между Белорусским Экзархатом Русской Православной Церкви и Республикой Беларусь. Убеждены, что разработка и заключение такого соглашения между Казахстаном и Русской Православной Церковью стало бы весомым, цивилизационным, интеграционным шагом по претворению в жизнь проекта «Евразийского Союза», провозглашенного Владимиром Путиным. Подобные соглашения между государством и традиционным конфессиями Казахстна нанесли бы удар и о тоталитарному сектантсту, развязали бы государству руки в борьбе с экстремизмом и позволили бы власти опереться на огромный созидательный потенциал традиционных религиозных институтов. Без сотрудничества Церкви и государства невозможна ни эффективная борьба с экстремизмом, ни укрепление института семьи, ни оздоровления морально-нравственного климата в обществе, ни успешной борьбы с наркотизацией и алкоголизацией народа.
Уважаемый Нурсултан Абишевич! Тему «Соглашения о социальном партнерстве» между государством и традиционными религиозными институтами Казахстана мы предлагаем Вам для обсуждения и рассмотрения в качестве полезной, важной, дискуссионной. Но мы очень просим Вас о сохранении действующих и строительстве новых православных храмов больницах и тюрьмах Казахстана, где людям так нужно духовное утешение. Мы просим Вас о пересмотре седьмой статьи закона о религиях и понимания того, что без опоры на традиционные религиозные института борьба с экстремизмом не может быть успешной
С уважением, Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов