Отдел Белоруссии Института стран СНГ
В то время как официальный Минск наводит мосты с Ватиканом, пытаясь заполучить благосклонность Запада, белорусская православная общественность не склонна забывать трагические уроки взаимоотношений православия с католицизмом и исламом. Конечно, последние шестьдесят послевоенных лет отношения между православными и католиками в Белоруссии были вполне мирные. Но является ли это заслугой Ватикана? Очевидно, что нет.
В советское время любая религиозная деятельность находилась под жестким контролем властей, а после 1991 года взоры римско-католической церкви в славянском мире были в основном прикованы к Украине и бывшей Югославии, где во всей красе проявилась нетерпимость римо-католиков к православным христианам. Так что игры белорусских властей с Ватиканом могут иметь совсем не те последствия, на которые рассчитывают несведущие в конфессиональных тонкостях чиновники. А ведь уроки истории надо учитывать, особенно тем, от кого зависят судьбы государств и народов.
Но, к счастью, не все на Белой Руси впали в беспамятство. Вот что сказал по поводу роли католицизма в белорусской истории во времена Речи Посполитой (которую официоз нередко представляет в качестве чуть ли не белорусского государства) клирик минского Свято-Духова кафедрального собора протоиерей Сергей Гордун: «Немирными они были (имеются ввиду отношения между православными и католиками – авт.) в XVII — XVIII веках, когда в Речи Посполитой жестоко преследовалось Православие. Польские католики, вдохновляемые Римом, хотели попросту уничтожить Православие. Это отнюдь не преувеличение. Это исторический факт. Тогда была реальная угроза для существования белорусского народа. Агрессивная экспансия католицизма на нашей земле сопровождалась процессом денационализации белорусов, его полонизацией. Насильственное окатоличивание и ополячивание – это был единый процесс. Рим в союзе с Польшей едва не погубил тогда белорусский народ. И спасло нас Православие».
Православным сейчас требуются особенная душевная стойкость, активная позиция, направленная на единение всех православных славянских народов. И вдохновенным образцом служения Православию и своему народу является беспримерное мужество наших славянских православных братьев – косовских сербов, подлинным духовным вождем которых является епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохиевский Сербской Православной Церкви Артемий.
Владыка Артемий, который находился с визитом в Белоруссии, вместе с сопровождавшими его послом Сербии в РБ Сречко Джукичем, председателем Общественного благотворительного проекта «Белая Русь – сестре Сербии» Иваном Чаротой и участником проекта – главным редактором журнала «Белорусская думка» Вадимом Гигиным был принят 29 апреля в Комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Выступая перед белорусскими парламентариями, владыка Артемий выразил уверенность в конечном торжестве правды и справедливости: «Косово оккупировано. Тысячи случаев нападения на христиан-сербов — вот истинная картина террора под покровительством ООН и Евросоюза. Но мы верим, что оккупация пройдет. Сила меча берется силой Духа».
В этот же день епископ Артемий встретился со студентами Белорусского государственного университета, где рассказал о трагедии и мужественной борьбе косовских сербов за свою родную землю. Далее мы приводим текст выступления владыки Артемия, а также дополнения посла Республики Сербия в РБ Сречко Джукича
Косово и Метохия: десять лет спустя
Выступление епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохиевского Сербской Православной Церкви Артемия перед студентами Белорусского государственного университета (Минск), 29 апреля 2009 г.
История Косова и Метохии – это история сербского народа. Косово является зеркалом, в котором отражается его прошлое, настоящее и будущее. Не будь этого зеркала, то сербы, возможно, не удержались бы на исторической сцене, и вихри истории давно бы стерли сербов с лица земли. Поэтому душа и корни каждого серба непосредственно связаны с Косово.
История этого края скорбна и кровава, косовская трагедия продолжается без малого 620 лет. Она началась со знаменитой Косовской битвы и до сих пор не завершена. В сей долгой истории было мало радостных и мирных дней, всего-то каких-то пару десятилетий с 1918 по 1941 год. Все столетия прошли во мраке рабства и на кресте страдания. Причем, каждый последующий период истории был более тяжелым, многострадальным и кровавым, чем предшествующие.
Чтобы убедиться в этом достаточно взять книгу «Плач старой Сербии» Ионикия Поповича описывающую последние сто лет под турецким владычеством. И хотя это было еще турецкое иго, но главными насильниками над сербами и сербскими святынями в то время были «арбанасы» (балканские мусульмане-нетурки – авт.). Когда читаешь эту книгу и следишь за развитием событий в наши дни, то создается впечатление, что для сербов история в той или иной степени постоянно повторяется.
И во время войны 1941-1945 годов, и во времена коммунизма и «титоизма» Косово проходило сквозь огонь, страдания, насилие, грабежи, убийства и гонения. Но последние десять лет превосходят своей жестокостью все ранее происходившее и записанное в истории. Косово на кресте.
Но если Спаситель, будучи распят на кресте молился о своих мучителях: «Отче! Прости их, бо не ведают, что творят», то мы в Косово и Метохии не решаемся повторить эти святые слова, ибо наши мучители очень хорошо знают, что делают и почему так поступают.
Уже целых десять лет шиптары (одно из названий косовских албанцев – авт.) безнаказанно совершают свои преступные деяния в присутствии и при попустительстве сил КФОР, ЕС и ООН. Всему этому разгулу бандитизма и насилия международные силы не только не препятствуют, но даже напротив, весьма благосклонно относятся к албанским террористам.
Несмотря на то, что в Косово и Метохии номинально присутствует власть ООН, в крае совершенно свободно себя чувствуют сотни и тысячи албанских террористов и уголовных преступников, многие из которых состоят на службе в учреждениях такого новоявленного незаконного и уродливого образования как так называемое «независимое Косово».
Обо всех этих ужасных явлениях мы в течение многих лет говорим международному сообществу в многочисленных докладах, публикациях в печати и книгах. Особенно красноречивыми являются свидетельства, собранные в издании Рашко-Призренской и Косово-Метохийской епархии Сербской Православной Церкви «Распятое Косово», вышедшее тремя изданиями на сербском, английском французском, итальянском, греческом и русском языках и распространенном по миру в десятках тысяч экземпляров.
В 2003 году вышел в свет Меморандум о Косово и Метохии Священного Архирейского Собора Сербской Православной Церкви. Документ включает в себя исторический очерк о Косово и Метохии со времен первых упоминаний до 1999 года, многочисленные данные о 250-ти тысячах изгнанных из края сербов, убитых и похищенных сербах и других неалбанцев, а также списки уничтоженных и разрушенных на то время православных церквей и монастырей.
Меморандум издан на сербском и английском языках. Так что он доступен для всех сторон, вовлеченных в решение судьбы Косова и Метохии. Но особого упоминания требует книга «Мартовский погром», изданная в 2004 году в Белграде совместными усилиями министерства культуры Республики Сербия и временно территориально перенесенного музея в Приштине, в которой рассказано о варварских антисербских погромах, учиненных в течение всего двух дней – 17 и 18 марта 2004 года – албанскими боевиками при полном попустительстве международных сил КФОР.
Вообще о трагедии сербского народа на Западе наворочены горы лжи и измышлений. Однако и там остались еще честные писатели и журналисты. В этом отношении показательна книга ирландского автора Изольды Генри «Сокрытие геноцида в Косово и Метохии. Преступление против Бога и человечества», в котором она как объективный свидетель и очевидец раскрывает неблаговидную роль западных «миротворческих» сил по сокрытию, совершенных на их глазах албанскими боевиками преступлений против сербов. В этой работе автор показывает все ужасы ада, которые прошли и продолжают испытывать косовские сербы.
Хотелось бы отметить и такого немецкого писателя и журналиста как Юрген Экзесер. Этот беспристрастный исследователь в своих произведениях, посвященных как распаду несчастной Югославии, так и событиям в Косово и Метохии, рассказывает не только о тех бедах и страданиях, которые обрушились на сербский народ, но и показывает всю бесстыдную клевету и ложь западных средств массовой информации относительно событий в Косово, так как истину ставит выше чьих бы то ни было корыстных политических интересов.
Совершенно очевидно, что все произошедшее и продолжающее происходить в Косово и Метохии представляет собой преднамеренную и спланированную операцию по уничтожению сербского исторического, духовного и культурного пространства, имеющего исключительное значение для сербского народа, его государственности и церкви.
При этом целенаправленно решается задача по созданию этнически однородного государства в Косово предназначенного исключительно для албанцев. Но для достижения этой чудовищной цели необходимо было не только уничтожить с помощью убийств, этнических чисток и угнетения сербов в Косово как народ, но и стереть с лица земли все следы тысячелетнего сербского присутствия в этом крае. Карательные меры против сербов, весьма изощренные и разнообразные, направлены на изгнание сербского населения из собственных домов, уничтожение православных святынь и памятников сербской культуры, вплоть до стирания с лица земли кладбищ, ибо даже мертвым нет пощады.
Но и этого оккупантам недостаточно. Их лжеученые при прямой поддержке Запада начали извращать историю и называть сербские святыни византийскими, косовскими, албанскими пусть даже и православными, но только не тем, чем они являются на самом деле.
Бесстыдная фальсификация истории присутствует на каждом шагу, равно как развалины и пепелища наших уничтоженных святынь. Албанские исказители истории договорились до того, что сербская царская династия Неманичей называется албанской, а древние сербские храмы по их утверждению были якобы оправославлены, а до этого относились к албанской римско-католической традиции. Эта лжетеория уже «узаконена» и преподается в школах в Косово.
Все преступления и варварство, творящиеся в Косово направлены на полное растождествление этого края с сербами и превращение этой исконно христианской православной области в новую исламскую джимахирию в сердце Балкан и Европы.
Целенаправленная исламизация Косова – не просто чьи-то разговоры, а жестокая реальность, которую мы, православные христиане края, ощущаем на себе уже целых десять лет. Речь идет не просто об исламизации, которая в разное время имела место в различных частях света в прошлые столетия, а о насильственном искоренении христианского сербского народа на его духовной родине.
С июня 1999 года произошло коренное изменение этнического состава Косова и Метохии, из края изгнано 2/3 сербского населения, разрушено и полностью уничтожено более 150 церквей и монастырей, многие из которых были воздвигнуты в XIII и XIV веках и являлись жемчужинами средневековой сербской православной культуры. В то же время с помощью Саудовской Аравии и других исламских государств Персидского залива в крае построено более четырехсот новых мечетей.
В Косово в течение десяти лет под властью и при покровительстве ООН и Евросоюза проводится политика террора и этнических чисток против сербского народа. Политика снисходительного отношения со стороны Запада ко всем этим преступлениям сама является преступной. Просто немыслимо, как США и их союзники из Европейского союза могут вести борьбу против терроризма по всему свету (Ирак, Афганистан, Ближний Восток и т.д.), а в Косово и Метохии точно такой же джихадский терроризм не только терпят, но и поддерживают.
Складывается впечатление, что Европейский союз не отдает себе отчета, что, допуская насильственную исламизацию Косова и Метохии, где создается база для военизированного газавата, собственноручно рушит все те основы, на которых зиждется Евросоюз, ибо джихад не знает границ. Его действие из Косова неизбежно и скоро почувствует и сама Европа, а также вероятно и Америка.
Мы долго надеялись (особенно во время поиска статуса Косова и Метохии), что правительства западных стран серьезно воспримут эту проблему и помогут ее решить на принципах соблюдения норм международного права, Хельсинкского соглашения и резолюции Совета Безопасности ООН № 1244, по которой Косово является составной и неотчуждаемой частью территории демократического государства Сербии.
К сожалению, наши надежды не оправдались. США и Европейский союз всеми силами старались поддержать албанских террористов, их односторонние и незаконные действия и противоправное провозглашение 17 февраля 2008 года второго албанского государства на Балканах под названием «независимое Косово». США и некоторые их союзники поспешили признать это так называемое государство. Тем не менее, 2/3 стран мира не одобрили этих незаконных и насильственных действий и, несмотря на сильнейшее давление, не признают этого уродливого образования на Балканах.
Множество людей по всему миру знают, что на основании международного права единственно законным может быть решение, основанное на территориальной целостности Сербии, при наделении албанских жителей автономного края Косова всеми правами национальных меньшинств.
Мы уверены, что Косово и Метохия ни при каких условиях не могут быть отторгнуты из государственно-правовой системы Сербии и быть чем-то иным, кроме как частью Сербии. Какое бы то ни было навязанное извне решение никогда не будет принято сербским народом и Сербией.
Провозглашение так называемого «независимого Косова» никогда не было бы возможно, кроме как под оккупацией и насильственным образом, основанным на временной расстановке сил. А из истории мы знаем, что всякая оккупация временна и преходяща и что силой берется, то силой и отнимается. Это знают и те, кто присвоил себе право наводить порядок в чужом доме по своему усмотрению.
Сейчас самое главное выдержать, остаться сербами в Косово и Метохии. Пока сербы живут в крае, он будет сербский. Если бы, не дай Бог, все сербы ушли из Косова и Метохии, то тогда все было бы потеряно на все времена. Нынешнее положение дел в Косово – это вид оккупации. Но каждая оккупация – временное явление и не является окончательным решением.
Сербия никогда не признает отторжение Косова и таким образом будет иметь историческое право на возврат этого исконного сербского края в лоно сербской государственности. Когда это будет я не могу сказать, это уже в руках самого Бога.
Но история меняется. Сегодня есть Европейский союз, а завтра его не будет. Уже сейчас видны трещины, проходящие через это образование. На наших глазах США начинают терять свою силу и мощь. Что останется завтра от безбожной и мощной Америки? Мы не знаем. Так что события в дальнейшем вполне могут развиваться так, что станет возможным справедливое разрешение этого вопроса. Косово – это сердце Сербии, без которого не может существовать ни сербское государство, ни сербский народ. Поэтому сербы никогда не согласятся с потерей Косова и Метохии. Сейчас в Косово живет 130 тысяч сербов, но если даже и один серб будет жить в Косово, Косово будет сербское.
Вместе с усилиями, направленными на выживание сербского народа в Косово и Метохии, Рашко-Призренская епархия нашла возможность подготовить и издать в 2008 году ценнейшую книгу, основанную на сохранившихся в епархиальном архиве документах. Книга называется «Шиптарский геноцид сербов в XX веке». Издание является свидетельством непрерывного геноцида преступлений, который шиптары-албанцы столетиями совершают в отношении нашего народа, действуя под защитой оккупантов и завоевателей – турок, немцев, коммунистов или теперь международного сообщества в лице КФОР, Евросоюза и т.д. Книга была дважды представлена в Белграде в октябре и декабре 2008 года и в Косово и Метохии в сербском православном монастыре в Грачанице 25 января 2009 года. На презентациях этой новой книги неоднократно подчеркивалось, что на бесчеловечных злодеяниях против сербского народа, на невинных жертвах, на развалинах кладбищ и святынь ни для кого нельзя построить уверенного будущего. Это должны помнить и творящие преступления, и их наставники, и их покровители на Западе. И чем раньше они поймут эту простую истину, тем будет лучше для всех. Пребываю надеждой.
Дополнения посла Республики Сербия в Республике Беларусь Сречко Джукича
Владыка Артемий – удивительный человек, который вносит неоценимый вклад в сербское будущее Косова и Метохии . Ведь до тех пор, пока существуют сербские православные церкви, монастыри, священники и владыка, Косово будет частью Сербии.
В Косово на совсем небольшой территории в 10 тысяч кв. км имеется православных 1300 церквей и монастырей. Какое уникальное духовное и историческое наследие! Кому-то может показаться, что сербы смирились с потерей Косова. Но это не так.
Хочу обратить внимание на то, что наши столкновения с США в течение последних двадцати лет происходили тогда, когда сила и мощь США достигли вершины, пик мощи США – это 1999 год, когда бомбили Югославию. Это была американская война, там было 80 процентов американских самолетов, а Европа только соучаствовала в этом международном разбое.
В то время никто не мог сопротивляться Америке, включая Россию и Китай. Но все заканчивается. В 2008 году, когда провозглашалась независимость Косово, был еще однополярный мир, но уже текущий 2009 год значительно отличается от предыдущего.
Сегодня мы имеем глобальный кризис, не только экономический, но и политический. США уже не могут в одиночку возглавлять мир. Мир меняется. И неизбежно придет время, когда мы вернем Косово. И поэтому очень важно, чтобы в Косово были сербы, были православные церкви и монастыри. Это будет длительная борьба, но время работает на Сербию и сербский народ и нынешняя бесчеловечная оккупация неизбежно закончится.