Говоря о политике России в Молдове и Приднестровье необходимо в первую очередь отметить, что хотя она и имела определённую динамику, но так и не привела к достижению стратегических целей, под которыми следует понимать интеграцию Молдовы в экономическое, политическое, культурное и информационное пространство Русского мира, а также окончательное решение приднестровского вопроса.
В отношении Молдовы политика России в целом была направлена на укрепление экономически, политических и гуманитарных связей. Это, несмотря на то, что, начиная с конца 1980-х гг. в молдавских СМИ велась активная антироссийская пропаганда. Согласно социологическим исследованиям материалов молдавских СМИ в период президентства Мирчи Снегура Россия подавалась как «империя зла» и Приднестровье как анклав «империи зла». Главный тезис: Россия – страна-оккупант. Россия обвинялась в организации голода и репрессий конца 40-х – начала 50-х гг. ХХ в.; в уничтожении молдавского языка, культуры и самобытности; в эксплуатации человеческого и экономического потенциала Молдовы в ущерб коренным жителям; в экологической и демографической катастрофах; в создании «пятой колонны» в лице русскоязычного населения. Вот что, например, говорил Мирчи Снегур 27 августа 1991 г. на чрезвычайном заседании парламента по случаю провозглашения независимости РМ: «Кремлевский фарс 2 августа 1940 года с образованием Молдавской ССР был полностью лишен юридических оснований и является бессовестным попранием воли народа. Эпоха социализма началась для молдаван захватом территорий, организованным голодом, насильственной коллективизацией, а ложь, демагогия, двойные стандарты подорвали национальные ценности. Стимулировались процессы ассимиляции, направляемой миграции, преследовавшие цели национального и демографического изменения на этих землях… Провозглашение независимости стало настоятельной потребностью».
На таком политическом фоне жители левобережья Днестра, которое до 1940 г, а фактически до 1944 г., никогда не входило в состав Молдовы, путём проведения соответствующих процедур провозгласили собственную государственность — Приднестровскую Молдавскую Республику. 2 марта 1992 г. Республика Молдова получает статус страны-члена Организации Объединенных Наций. Это послужило сигналом для руководства Молдовы к проведению военной операции в Приднестровье весной-летом 1992 года, остановленного благодаря вмешательству 14 российской армии. Со стороны Приднестровья погибло 284 военнослужащих (с учётом умерших от ранений — 364) и более 600 мирных жителей. Молдавия данные о своих потерях не публиковала.
В августе 1992 г. на основании Соглашения между президентами России и Молдовы от 21.07.1992 г. «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта» началось проведение миротворческой операции в Приднестровье, которая продолжается, и по сей день. Были созданы смешанные миротворческие силы из российского, приднестровского и молдавского батальонов общей численностью 1800 человек. Их разместили в Зоне безопасности – территории разъединения между сторонами конфликта. Впервые в практике миротворчества в состав миротворческого контингента вошли представители сторон конфликта – Молдовы и Приднестровья. Формирование Объединённой Контрольной Комиссии (ОКК), Объединённого Военного Командования (ОВК), института военных наблюдателей было принято осуществлять на паритетной основе тремя сторонами. В качестве военных наблюдателей, помимо России, Молдовы и Приднестровья в Зоне безопасности участвуют также представители Украины. Это создало необходимые условия для ведения переговорного процесса, в результате чего образовался пятисторонний переговорный формат, в следующем составе: Приднестровье, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина и ОБСЕ. В 2006 г. США и ЕС присоединились к переговорам в качестве наблюдателей. При этом Российская Федерация и Украина выступили в качестве стран-посредников и гарантов достигнутых договорённостей, а ОБСЕ стала посредником в переговорном процессе.
В ноябре-декабре 1996 г. в Молдове проводятся всеобщие выборы главы государства. Новым президентом РМ избран бывший спикер Петр Лучинский (1996-2000 гг.). 25 февраля 2001 г. проходят досрочные парламентские выборы, где подавляющее большинство получила Партия коммунистов республики Молдова (ПКРМ) (71 место из 101). Парламент избирает на пост главы государства председателя Партии коммунистов Владимира Воронина. До 2002 года внешняя политика Молдовы имела двойной вектор. Так, Петр Лучинский подчёркивал, что «для нас Европа, это не только Германия и Франция, но и Украина и Россия». ПКРМ шла на выборы в 2001 г. под лозунгами: рассмотреть вопрос о присоединении Молдовы к союзному государству России и Белоруссии и о предании русскому языку статуса второго государственного языка. С февраля 2002 гг. интеграция Республики Молдова в Европейский союз была заявлена в качестве национального приоритета.
6 марта 2005 г. в Молдове проводятся очередные парламентские выборы. Большинство голосов (46,1 %) и мест в парламенте (56 из 101) второй раз подряд получили коммунисты, выигрывающие вторые выборы подряд. На этот раз лидер ПКРМ заявил о том, что будет ориентироваться на вступление в Евросоюз, а партию намерен преобразовать в «европейскую партию нового типа».
Отметим, что Молдова участвует в реализации Плана действий, подписанного 22 февраля 2005 года Евросоюзом и Молдовой, а также в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы и Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе. Совет ЕС принял решение о назначении специального представителя Евросоюза в Республике Молдова, ЕС также участвует в качестве наблюдателя в процессе переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. ЕС и НАТО высказываются за скорейшую реализацию т.н. «стамбульских договоренностей» по урегулированию конфликта в Приднестровье и настаивают на скорейшем выводе остающихся в Приднестровье российских боеприпасов и военного оборудования. Между Молдовой и НАТО существует индивидуальный план двустороннего партнерства. В мае 2009 г. Молдова получила приглашение со стороны ЕС участвовать в Восточном партнёрстве.
В Молдове активно работают многочисленные иностранные НПО, в том числе Фонд «Soros Moldova», кишиневское представительство которого было открыто в 1992 году и Фонд «Евразия», который реализует программу предоставления грантов посредством механизма «открытые двери» и целевые инициативы. Следует отметить, что действующие в Молдове западные НПО и получающие от них финансовую и методологическую помощь молдавские НПО являются не только проводниками определённой идеологии западных ценностей демократии, но и непосредственно влияют на принятие управленческих решений в политическом процессе. Так, в апреле 2007 г. был обнародован «Независимый доклад» 13 молдавских НПО, среди которых фонд Soros-Moldova, Ассоциация демократии участия ADEPT, Ассоциация независимой прессы, Независимый центр журналистики, Contact (Национальный центр по поддержке и информированию общественных организаций Республики Молдова «Контакт»), Expert-Grup, IDIS-Viitorul и другие, в котором предлагается ЕС включить приднестровский вопрос в двустороннюю повестку переговоров с Россией. В нём также содержатся предложения для ЕС убедить Украину ввести ограничения на передвижение лидеров Приднестровья на своей территории, а также запретить иметь счета в украинских банках. Кроме того, молдавские НПО считают, что ЕС должен заключить соглашение с Молдавией и Россией о замене миротворцев в регионе на полицейский контингент ЕС. Данное Соглашение, по их мнению, может автоматически аннулировать молдавско-российское соглашение 1992 г. о прекращении огня, в силу которого были образованы Объединенная контрольная комиссия, Зона безопасности, а также введены части «миротворцев» конфликтующих сторон. В документе также отмечается, что ЕС и США должны включиться в процесс посредничества в урегулировании приднестровского конфликта в качестве полноправных членов.
В феврале 2006 г. несколько неправительственных организаций Молдавии, Румынии и Украины разработали собственный трехсторонний план приднестровского урегулирования. В нём предлагают привлечь Румынию в качестве участника приднестровского урегулирования и расширить формат переговоров «5+2» (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ плюс наблюдатели от США и Европейского союза) до восьми полноправных участников, включив в него Румынию. План урегулирования предполагает отказ Молдавии от нейтралитета и ее вступление в НАТО. План разработан при финансовой поддержке Фонда Сороса, фонда «Возрождение» на Украине и Фонда Открытого общества Румынии.
Ряд программ финансируются напрямую правительством США. В настоящее время в Молдове реализуется программа Правительства США по академическому, профессиональному и культурному обмену (U.S. Government Academic, Professional, and Cultural Exchange Programs). Программа ежегодно финансируется Конгрессом США через Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США по всему миру на основании законодательных актов Mutual Educational and Cultural Exchange Act от 1961 г. и FREEDOM Support Act, объединённым в Foreign Relations Authorization Act от 1992-1993 гг. Посольство США в Кишинёве либо напрямую руководит этими программами в Молдове, либо через уполномоченные организации.
Из анализа приведённых программ видно, что они нацелены, прежде всего, на формирование интеллектуальной элиты молдавского общества в духе лояльности к политике США и западным ценностям. Ещё более показательным является сотрудничество Молдавской Академии Наук с НАТО. В середине 90-х гг. сотрудники кишинёвского института физики в составе АН РМ напрямую получали зарплату в среднем в размере 500 ам. долларов от НАТО, что в то время в Молдове считалось солидными деньгами, и работали над её программами и проектами. В настоящее время достигнута договорённость между руководством РМ и НАТО о модернизации военного института для подготовки офицеров для военного ведомства. Стоимость проекта составляет 20 млн. евро. Столь многоплановая деятельность в Молдове западных НПО, молдавских НПО, получающих западные гранты, молдавских СМИ, ориентированных на западные источники финансирования и политическую поддержку, присутствие западных программ и проектов в государственных организациях, бизнес-структурах и высших учебных заведениях объясняется, безусловно, не только их собственной активностью. Дело в том, что в официальную внешнеполитическую доктрину РМ входят такие позиции, как: разрешение приднестровской проблемы на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова; вывод войск и вооружения Российской Федерации с территории РМ; внедрение Индивидуального плана Действий партнерства Республика Молдова – НАТО (IPAP); европейская интеграция в качестве абсолютного приоритета для внешней политики РМ, в том числе через развитие двусторонних отношений со странами членами ЕС — Германией, Францией, Италией, Голландией, Великобританией, Польшей, прибалтийскими странами, Чехией и др.; и, естественно, приоритетные отношения с США. В этом плане развитие всесторонних контактов, программ и проектов по линии западных НПО укладывается в общую политическую доктрину РМ по евроинтеграции и получает всемерную поддержку на государственном уровне. Не случайно на проходившем с 8 по 10 февраля 2008 года в молдавском городе Вадул-Луй-Водэ семинаре «Приднестровские диалоги» председатель парламента Молдавии Мариан Лупу в своём выступлении заявил, что нужно развивать НПО, дабы власть и общество были партнерами. Кстати, именно Марианна Лупу Партия коммунистов Молдавии выдвигает кандидатом на пост премьер-министра страны как заявил спикер парламента и действующий президент Владимир Воронин по итогам состоявшегося майского пленума 2009 г. ЦК ПКРМ.
Вместе с тем, в феврале 2008 г. на неформальном саммите глав государств СНГ Владимир Воронин сделал заявление о нейтральном статусе Молдавии. В отношении СНГ Молдова проводит активную, хотя и непоследовательную политику. Молдова по прежнему весьма сильно зависит от экономического сотрудничества со странами СНГ, прежде всего с Россией. С начала 2008 года Россия снова стала самым крупным импортером молдавской винодельческой продукции, потребляя свыше 30% всего молдавского экспорта винодельческой продукции. Имеется так же ряд совместных российско-молдавских экономических проектов, в частности, в области энергетики, действует межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. За рубежом трудится около 350 тысяч граждан, переводы которых в совокупности составляют около трети ВВП Молдовы. Из них свыше 100 тыс. чел. работают в России. Хотя, в период нынешнего кризиса, число молдавских гостарбайтеров в России и в других станах заметно сокращается.
Из основных политических инициатив России, помимо уже названного Соглашения между президентами России и Молдовы от 21.07.1992 г. «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта», следует выделить московский Меморандум от 8 мая 1997 года «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем». Он был подписан президентами Российской Федерации, Украины, Молдовы, Приднестровья и председателем ОБСЕ. В ст.3 московского Меморандума зафиксировано, что «Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях». Политические перспективы приднестровского урегулирования, согласно Меморандуму, заключаются в построении общего государства Молдовы и Приднестровья.
В процессе дальнейших переговоров Кишинев и Тирасполь допускали возможность общего государства, однако по-разному видели его структуру. Кишинев видел в нем унитарную, территориально целостную республику, в которой Приднестровскому региону предоставлен особый автономный статус. Тирасполь же выступил за “равносубъектность” Приднестровья и Молдавии в общем молдавском государстве.
В ноябре 2003 году руководство Приднестровья согласилось на асимметричную федерацию по так называемому «плану Козака», который предусматривал существование в Молдавии двух автономных республик — Приднестровья и Гагаузии, имеющих квоты представительства в федеральной власти и гарантии сохранения автономии. Публикация документа вызвала активное недовольство США, ЕС, молдавской оппозиции. Их не устраивала идея федерализации Молдовы и то, что документ предусматривал сохранение военного присутствия России — не более 2 тыс. человек на переходный период, который должен был закончиться не позднее 2020 года. Под давлением западных дипломатов и митингов оппозиции накануне даты подписания документа в Кишинёве с участием российского президента Владимира Путина, В. Воронин отказался от меморандума. После этого началось заметное охлаждение российско-молдавских отношений, возникла пауза в переговорном процессе.
На фоне кризиса в переговорном процессе президент Украина Виктор Ющенко в апреле-мае 2005 года выдвинул инициативу «К урегулированию через демократию», представив об этом официальное коммюнике 16 мая 2005 г. в г. Винница. По плану Украины, единственным субъектом международного права должна оставаться Молдавия, а Приднестровье должно стать республикой в ее составе со своей Конституцией, символикой, тремя официальными языками — молдавским, украинским и русским, — правом устанавливать внешние контакты в экономической и гуманитарной сфере. Следует отметить: в плане В. Ющенко нет упоминания о федеративном статусе Молдавии; план Д. Козака включал в себя право Приднестровья выйти из состава Молдавии, если она решит присоединиться к другому государству (имеется в виду, прежде всего, Румыния). У автономии такого права не будет. В плане В. Ющенко предлагается трансформировать формат миротворческой операции в международный механизм военных и гражданских наблюдателей. Идею изменения формата миротворческой операции, как и весь план В. Ющенко, с энтузиазмом поддержали в НАТО, увидев возможность радикально ослабить влияние России в регионе.
Необходимо упомянуть, что сотрудничество Молдовы и Украины на тот момент было дополнено Совместным заявлением украинского и молдавского премьер министров от 30 декабря 2005 г., в соответствие с которым Украина обязалась признавать только молдавские таможенные печати, а Молдова содействовать регистрации приднестровских предприятий в Кишинёве. Фактически это означало прямое нарушение московского Меморандума 1997 года, дававшее право приднестровским экономическим агентам вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Учитывая, что экономика Приднестровья ориентирована на экспортно-импортные операции, руководством и населением ПМР данная ситуация была воспринята как экономическая блокада с целью ликвидации приднестровской государственности. Приднестровские предприятия стали нести серьёзные убытки. В свою очередь Россия, по решению Санитарных служб, закрыла свой рынок для молдавской алкогольной продукции. При этом под запрет попали и приднестровские экспортёры (прежде всего продукция тираспольского завода «Квинт»). Закрытие российского рынка больно ударило по молдавской экономике, так как в 2004 году, например, совокупный объем продаж молдавского вина в основном приходящегося на Россию достиг почти 1 млрд. долларов за год.
23 мая 2006 г. в Москве состоялась рабочая встреча Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова с Президентом Приднестровья И.Н. Смирновым. По итогам встречи был подписан протокол, который назван «дорожной картой» российско-приднестровского торгово-экономического сотрудничества. Протокол стал рамочным документом, на основании которого открылась возможность непосредственного взаимодействия российских и приднестровских хозяйствующих субъектов на основе соответствующих контрактов; развития производственной кооперации; привлечения инвестиций; участия российского бизнеса в приватизации собственности и т.д.
17 сентября 2006 года в Приднестровье прошёл референдум. На нём за поддержание курса на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации проголосовали 97,1%, против — 2,3%. Против возможного отказа от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова проголосовали 94,6%, за — 3,4%. Не определили свое мнение 2% приднестровцев. Всего по республике проголосовали 78,6% граждан. Государственная Дума России приняла заявление «Об итогах референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года». Документ поддержали единогласно 419 депутатов. В заявлении отмечается, что референдум в Приднестровской Молдавской республике (ПМР) прошел в полном соответствии с международно-правовыми нормами и законодательством ПМР. «Итоги референдума в Приднестровье, — говорится в заявлении, — должны быть в полной мере учтены международным сообществом ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в данном регионе и справедливого разрешения приднестровского конфликта. Госдума полагает, что РФ должна выстраивать свою политику с учетом свободного волеизъявления народа Приднестровья».
В 2007 году негативное влияние на приднестровскую экономику оказала беспрецедентная летняя засуха. В результате погиб урожай на 35% посевных площадей. Руководство Российской Федерации приняло решение о выделении Приднестровью гуманитарной помощи в размере 640 млн. российских руб. (27 млн. долл. США). Контроль над расходованием средств возложен на депутатов Верховного Совета ПМР. В 2008 г,. в связи с обращением парламента Приднестровья к руководству Государственной Думы РФ, по ходатайству «Единой России», была выделена Приднестровью гуманитарная финансовая помощь, которая пошла на дополнительные выплаты пенсионерам, улучшение питания в домах-интернатах, специализированных лечебных учреждениях и детских садах и школах для детей из малообеспеченных семей, а также на кредитование в агропромышленном комплексе Приднестровья. И в 2009 году руководством России было принято решение вновь выделить гуманитарную помощь для направления на те же цели, и, более того, увеличить сумму, которую планируют направить на доплаты к пенсиям в полтора раза.
26 ноября 2007 г.в Москве Республиканская партия «Обновление» и Всероссийская политическая партия «Единая Россия» подписали Соглашение о сотрудничестве. На прошедших 2 декабря 2007 выборах в Государственную Думу РФ партия «Обновление» поддержало «Единую Россию». В Приднестровье в поддержку «Единой России» отдали свои голоса 84% приднестровцев. Активное участие приняли российские граждане, проживающие в Приднестровье, и на выборах Президента Российской Федерации 26 марта 2008 г. На территории Приднестровья действовали 23 избирательных участка, на которых проголосовало 46 тысяч избирателей. Для сравнения, в Молдове было открыто только два избирательных участка.
В связи с дипломатическим признанием Косово со стороны государств Евросоюза в начале 2008 г., снова актуализировался вопрос о ситуации вокруг Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. В Заявлении Государственной Думы «О политике России в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья» от 21 марта 2008 года отмечается, что, «после одностороннего провозглашения независимости Косово для РФ возникла необходимость корректировать свою политику в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья исходя из волеизъявления, проживающего там населения. Государственная Дума уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии и Молдавии в рамках их международно признанных границ. Вместе с тем депутаты Государственной думы считают, что начавшийся процесс признания Косово идет вразрез с нормами международного права. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, построившие за годы своей фактической независимости демократические государства со всеми атрибутами власти, имеют гораздо больше оснований претендовать на международное признание, чем Косово»… «Государственная Дума заявляет о необходимости сохранения существующего формата присутствия миротворческих сил в Приднестровье и в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов до их урегулирования на основе взаимоприемлемых договоренностей. Вывод российских миротворцев может привести к катастрофическим последствиям для гражданского населения, дестабилизации обстановки в этих регионах», отмечается в Заявлении Государственной Думы.
После вооружённого конфликта в Южной Осетии, который повлёк за собой дипломатическое признание со стороны Российской Федерации Абхазии и Южной Осетии на основании Указа Президента РФ Дмитрия Медведева от 26 августа 2008 г., кабинет министров Республики Молдова 29 августа 2008 г. выступил с заявлением. В заявлении подчёркивается, что «правительство Молдавии не видит каких-либо связей и параллелей между ситуацией в Грузии и в «приднестровском регионе»… «Мы считаем контрпродуктивными интерпретации, согласно которым эти события могли бы нанести урон процессу приднестровского урегулирования, для завершения которого создались крайне благоприятные предпосылки и есть политическая воля всех участников этого процесса»,- говорится в заявлении.
24 декабря 2008 г. в Тирасполе состоялась встреча президента Молдавии Владимира Воронина и лидера Приднестровья Игоря Смирнова. Главным ее результатом стала договоренность продолжить консультации в формате «2+1″(Молдавия, Приднестровье и Россия) с последующим выходом на формат «5+2» и обещание провести новую встречу двух лидеров в марте 2009 года.
18 марта 2009 г. в Москве прошла встреча президента России Дмитрия Медведева с президентами Молдавии Владимиром Ворониным и Приднестровья Игорем Смирновым, на которой обсуждалась ситуация, сложившаяся в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, а также шаги, направленные на нормализацию отношений Тирасполя и Кишинева. По итогам встречи главы трех государств приняли совместное заявление, в соответствие с которым «стороны продолжат прямые контакты в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию приднестровского конфликта» и «активизируют работу экспертных групп по выработке мер доверия и развитию взаимодействия на Днестре в социально-экономической и гуманитарной областях». В частности, была достигнута договорённость о встрече 25 марта В.Воронина и И. Смирнова в Тирасполе с целью «дать оценку деятельности восьми рабочих групп, разрабатывающих меры доверия в социально-экономической и гуманитарной областях».
Однако, запланированная в развитии московских договорённостей встреча не состоялась. По сообщениям некоторых СМИ, вечером 24 марта у президента РМ В.Воронина состоялся разговор с Брюсселем, в котором ему было высказана «нежелательность» решения так называемого «приднестровского конфликта» без участия Соединенных Штатов и Европейского Союза. От имени президента РМ министерство реинтеграции заявило: «В создавшейся обстановке президент РМ Владимир Воронин воздерживается от участия в запланированной на 25 марта встрече в Тирасполе».
Встречу в Москве В.Воронина, И.Смирнова и Д. Медведева, присутствие В.Воронина на интронизации 1 февраля 2009 г. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и его новую встречу с Патриархом Московским и всея Руси 18 марта 2009 г. в Патриаршей резиденции надо рассматривать не только в контексте урегулирования приднестровской проблемы и ситуации противостояния Румынской и Молдавской Православных церквей. Это явно проходило также в контексте ведения избирательной кампании со стороны ПКРМ с целью привлечения православного и русскоязычного электората на парламентских выборах в Молдове 5 апреля 2009 г.
После объявления предварительных результатов состоявшихся 5 апреля выборов в парламент Молдавии оппозиция потребовала пересчета голосов. 7 апреля акции протеста оппозиции в Кишиневе переросли в беспорядки и погромы правительственных зданий. Как говорится в Заявлении Государственной Думы от 9 апреля 2009 г. «О событиях в Республике Молдова», «особую тревогу депутатов Государственной Думы вызывает проведение провокационных акций под флагами Румынии и Европейского союза, что является прямым вызовом государственности и суверенитету Республики Молдова». В.Воронин обратился в Конституционный суд с просьбой о повторном подсчете голосов, которая была удовлетворена. Пересчет голосов подтвердил итоги выборов. Партия коммунистов получила в парламенте 60 голосов из 101, Либеральная и Либерально-демократическая партии — по 15 голосов, Альянс «Наша Молдова» — 11 голосов. Новым председателем парламента страны стал лидер Партии коммунистов Владимир Воронин. Однако для избрания главы государства необходимы голоса 61 парламентария (две трети состава парламента), в то время как ПКРМ имеет в парламент 60 голосов. Оппозиционные фракции объявили, что не будут участвовать в выборах президента и продолжат добиваться досрочных парламентских выборов при соблюдении трех основных условий: обеспечения доступа к СМИ, в частности — к общественному телевидению; проверки списков избирателей; внесения изменений в Избирательный кодекс, чтобы обеспечить право участия в голосовании граждан Молдовы за рубежом.
Дальнейшее развитие политической ситуации в Молдове будет протекать по сценарию расколотой страны. С одной стороны – коммунисты Молдовы и все, кто разделяет принципы «молдовенизма», с другой стороны – «либералы-румынисты» различной окраски. Различие между этими двумя политическими векторами сводится, главным образом, по методам и способам интеграции Молдовы в европейские структуры. Молдовенисты хотят интегрироваться через Брюссель и удержать свои властные полномочия. Коммунисты и их союзники, несмотря на наличие Договора «О дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова» от 19 ноября 2001 г., на уровне политических деклараций, на уровне внешнеполитических концепций и в своих практических действиях ориентируются в политических приоритетах на запад ещё с 2002-2003 гг. Сотрудничество с Россией для ПКРМ в основном ограничивается экономической сферой. Россия для Молдовы является крупным рынком трудовых ресурсов и сбыта продукции агропромышленного комплекса. Кроме того, экономике Молдовы нужны российские энергоносители.
Особенно отметим, что за 90-ые гг. и первое десятилетие 2000-х гг. в Молдове построено этнократическое государство, где основные государственные должности, а также основные управленческие позиции в сфере бизнеса, науки и образования являются прерогативой титульного населения. Русскому населению Молдовы привит комплекс неполноценности как народу ответственному за оккупацию, и оно, как показывают социологические исследования, при первой возможности из страны уезжает.
Что касается политических сил оппозиционных коммунистам, то они открыто выступают с антироссийских позиций и это является частью их идеологии. Впрочем, можно прогнозировать, что в случае прихода к власти нынешняя молдавская оппозиция будет вынуждена учитывать социально-экономические реалии и поддерживать с Москвой конструктивные отношения. Внутриполитические противоречия между ПКРМ и её оппонентами весьма велики и для Молдовы это означает вступление в период политической нестабильности. При этом, похоже, коммунистам не удаётся найти в молдавском обществе влиятельных союзников.
Сложно сказать, насколько России сегодня есть смысл однозначно поддерживать ПКРМ. Ответных бонусов ни в экономическом, ни во внешнеполитическом плане с этой стороны не будет, а прорумынские силы, опирающиеся не только на поддержку Румынии, но и на поддержку Евросоюза в целом, постоянно усиливаются и в обозримой перспективе придут к власти. На мой взгляд, во внутриполитическом конфликте в Молдове российскому руководству разумно занимать нейтральную, равноудалённую позицию.
Этот политический контекст событий создаёт новую ситуацию в приднестровском урегулировании. Мантра, которую повторяют некоторые российские чиновники и политики о территориальной целостности Молдовы, логично приведёт к тому, что Молдова вступит в НАТО вместе с Приднестровьем. Не принципиально, произойдёт это через объединение Молдовы с Румынией или в результате самостоятельного акта. В пользу такого сценария говорит и тезис о возможном изменении формата миротворческой операции путём передачи этой функции ЕС, который содержится в ряде подписанных российско-молдавских деклараций. Совершенно непонятно, что может удержать натовцев от проведения «гуманитарной» интервенции в Приднестровье по примеру Югославии после вывода оттуда или изменения командования российских миротворцев.
Между тем, конфликт в Южной Осетии и дипломатическое признание государственности Абхазии и Южной Осетии со стороны Российской Федерации актуализировал вопрос о международной легитимации Приднестровской Молдавской Республики. На фоне примеров Тайваня, Северного Кипра, Косово, Абхазии и Южной Осетии, а также других прецедентных регионов, у Москвы сейчас нет международно-правовых препятствий для установления дипломатических отношений с Тирасполем. Более того, с точки зрения институционального и функционального подходов или, как ещё говорят, с точки зрения наличия «эффективного правительства» Приднестровье имеет все основания для признания. Такие основные атрибуты самостоятельного государства как — наличие территории, власти и населения; экономическая самодостаточность; эффективность органов гос.управления; соблюдение демократических процедур выборов; наличие современной правовой и политической систем, в том числе институтов гражданского общества; обеспечение условий безопасности для внешнего мира; соблюдение современных экологических стандартов; наличие современной системы образования; информационная открытость общества и другие характеристики в Приднестровской Молдавской Республики несомненно присутствуют. Поэтому решение о дипломатическом признании ПМР на сегодняшний день со стороны России и других государств лежит в чисто политической плоскости. Понятны трудности связанные с тем, что Приднестровье, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, не имеет прямой границы с Россией, и отношения между Москвой и Кишинёвом сейчас не так конфликтны как отношения между Москвой и Тбилиси в 2005-2008 гг. Однако, единственно реальная возможность защитить интересы российских граждан в Приднестровье при нестабильности молдавской государственности и упрочить геополитические позиции России в регионе состоит в том, чтобы гарантировать долговременное существование приднестровской государственности и обеспечить постоянное присутствие России в Приднестровье во всех возможных формах. В этих условиях единственно логичным и отвечающим национальным российским интересам является дипломатическое признание ПМР.