×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/o-nyneshney-vnutripoliticheskoy-situacii-v-moldove/
Новости
15 мая
14 мая
13 мая
8 мая
7 мая
6 мая
3 мая
О нынешней внутриполитической ситуации в Молдове
11:57, 11 марта 2010  
55
0

Внутриполитическая ситуация в Молдове сегодня по-прежнему характеризуется непрекращающейся борьбой между объединенной правящей коалицией в составе правых либеральных партий (Либеральная, Либерально-демократическая партии и Альянс «Наша Молдова») и примкнувшей к ним Демократической партии, пропагандирующей себя как левоцентристскую, с одной стороны, и Партией коммунистов Республики Молдова, с другой, потерявшей власть после парламентских выборов 29 июля 2009 года.

Если в ходе этих выборов и на этапе избрания трех высших государственных должностных лиц и создания либерально-демократического правительства главной целью коалиции было, во чтобы то ни стало, отобрать у коммунистов власть, то, завладев всеми властными структурами, такой целью становится не преодоление экономического и финансового кризиса в стране, не стремление продолжить выполнение социальных обязательств государства перед населением, а исключить любую возможность участия самой крупной и влиятельной в Молдове партии в управлении государством и уж тем более ее возвращения к власти.

В дело пошли все средства. Вряд ли найдется в мире страна, пишет на страницах газеты «Независимая Молдова» журналист А.Тоницой,где карликовые партии, объединившись после выборов в альянс и создав незначительное большинство в парламенте (на тот момент — 53 против 48), отстранили бы полностью оппозиционную мажоритарную фракцию от управления страной. Для начала либералы не дали коммунистам даже поста вице-спикера в законодательном собрании, несмотря на то, что на парламентских выборах в июле их поддержала почти половина молдавских избирателей. Правящая коалиция в лице Альянса «за евроинтеграцию», правда, обещала предоставить им этот пост, а также должности председателей Центризбиркома и Счетной палаты, взамен голосов фракции ПКРМ в пользу кандидатуры альянса на пост президента страны. Но как либералы собирались юридически оформить свое обещание, чтобы оно не было пустым звуком, оставалось неясным. А у коммунистов оснований верить либералам на слово не было.

Интересно, что, призывая Компартию отдать им недостающие голоса, либералы одновременно, формируя высшие органы власти и госаппарат, полностью игнорировали интересы коммунистов.

В парламенте, если коммунисты и вошли в некоторые парламентские комиссии, так это, скорее, потому, у либералов не хватало депутатов, чтобы самим заполнить все места.

На руководящих постах в правительстве Молдовы сегодня нет ни одного представителя ПКРМ. Новый режим сменил все руководство в силовых, финансовых структурах и государственных средствах массовой информации, где также не осталось коммунистов или их сторонников. Во всех министерствах и ведомствах новыми заместителями министров и руководителей ведомств стали только члены или явные сторонники либерально-демократического альянса. Правящая коалиция заменила также всех послов и старших дипломатов Молдовы, назначенных до ее прихода к власти.

К настоящему времени завершена кадровая чистка и в среднем звене госаппарата, которое полностью освобождено от коммунистов и им сочувствующих.

Власти продолжают проводить тактику «устрашения» и предпринимателей, которые поддерживали коммунистов в годы их правления, начав проверку приватизационных сделок, проведенных за последние восемь лет, на основанииякобы «многочисленных обращений… по поводу незаконных операций, имевших место в период 2000-2009 гг., касающихся приватизации собственности, принадлежащей государству или административно-территориальным единицам».

В прокуратуру и в Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией на допрос вызывали и сына бывшего президента В.Воронина, которого пытаются обвинить в неуплате налогов, отмывании денег, рейдерстве и т.п. Вместе с тем, известно, что акционерный «Финкомбанк», который является основным активом О.Воронина, был учрежден им еще в начале 90-х гг., задолго до того, как его отец стал главой государства.

Министерство внутренних дел, со своей стороны, пыталось посеять среди молодых коммунистов и комсомольцев неуверенность и беспокойство за свое будущее, организовав их допросы в полиции и обыски у них на дому в связи с расследованием дела о взрыве гранаты на одной из центральных площадей Кишинева во время празднования Дня города. Ряд журналистов прямо расценили эту акцию полиции как попытку запугать молодых коммунистов, заставить их отстраниться от партии и, таким образом, скомпрометировать ее.

Вызывают много вопросов и действия властей в связи с расследованием ими событий 6-7 апреля 2009 года в Кишинёве, когда организованные либералами демонстрации протеста против результатов парламентских выборов переросли в массовые беспорядки, разгром и поджог зданий администрации президента и парламента.

Генпрокуратура РМ начала уголовное преследование экс-министра внутренних дел страны Г.Папука и бывшего генерального комиссара полиции Кишинева В.Ботнаря, которым предъявлено обвинение по статье Уголовного кодекса — служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия. Это первые обвинения, предъявленные нынешними властями официальным лицам прежнего правительства, которые якобы допустили такое развитие упомянутых выше событий, не применив в отношении организаторов беспорядков силовых действий.

Интересно, что самих организаторов и исполнителей погромов и поджогов генпрокуратура не торопится привлекать к суду. В то же время с ее подачи к уголовной и административной ответственности уже привлечены полицейские, которые пытались остановить погромщиков. Кстати, более 300 из них получили тяжёлые травмы и увечья.

Все делается для того, чтобы сделать виноватыми за события 7 апреля в Кишиневе коммунистов, что называется «с больной головы да на здоровую».

Дальше – больше. Власти уже решили поставить участникам погромных манифестаций памятник, когда, заметим, фактически еще нет результатов расследования апрельских событий.

Муниципальный совет Кишинева во исполнение решения правительства принял постановление о «возведении памятника, посвященного антикоммунистическим протестам молодежи и памяти жертв пыток в апреле 2009 года». Монумент будет установлен перед зданием парламента и напротив канцелярии президента.

По словам министра культуры РМ Б.Фокши, он будет символизировать «память павшим за свободу 7 апреля 2009 года, а также жертвенность молдавского народа в борьбе за общечеловеческие ценности». Правда, в последний момент, чтобы как-то закамуфлировать явную тенденциозность властей, монумент решено было назвать памятником Свободы.

Известно также, что уже принято решение о переименовании улицы С. Лазо в улицу 7 апреля 2009 года.

Еще одно средство борьбы против Компартии правящий альянс, прежде всего, Либеральная партия и ее лидер М.Гимпу, решили найти в «анналах истории».

Согласно указу и.о. президента, все того же Гимпу, создана специальная комиссия для изучения и оценки тоталитарного коммунистического режима в Молдове. Хотя главный либерал ссылается на резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы от 1996 и 2006 гг. о мерах по ликвидации наследия бывших коммунистических тоталитарных систем и осуждению преступлений некоторых коммунистических режимов, на самом деле, и это отмечают многие местные и иностранные политические обозреватели, речь идет об очередной акции в борьбе с Партией коммунистов. Нынешняя правящая либерально-демократическая коалиция, считают они, несмотря на то, что у нее в руках все административные, бюджетные и государственные информационные ресурсы по-прежнему, опасается возвращения коммунистов к власти, чей рейтинг постепенно растет.

Известный молдавский политолог Б.Цырдя видит суть «гимповского» проекта в стремлении «…найти основания для того, чтобы потребовать запрета коммунистических символов, а также осудить и предать анафеме «тоталитарный коммунизм», вследствие чего левый электорат якобы должен в массовом порядке отказаться от поддержки на выборах ПКРМ.

А не менее видный аналитик и журналист Д.Чубашенко (проходил кандидатом в депутаты парламента по списку ЛДПМ) полагает, что тема борьбы с тоталитарным коммунистическим прошлым превратилась в настоящий фарс, ибо осуждение истории коммунизма поручено бывшим историкам этого коммунизма и активным членам КПСС…. Забавно и то, продолжает он, что Гимпу ходит с букетами цветов поздравлять с юбилеями Петра Лучинского и Мирчу Снегура, которые были не последними руководителями «тоталитарного коммунистического режима» в Советской Молдавии.

Историк С.Раца, со своей стороны, задается вопросом, «почему записного проповедника «европейских гуманитарных ценностей» Михая Гимпу и его соратников не волнует тот факт, что в годы войны на территории между Прутом и Бугом фашистским режимом румынского кондукатора Иона Антонеску было истреблено более полумиллиона мирных жителей — стариков, женщин и детей».

Ответим на этот вопрос так: Гимпу не волнуют преступления румынских фашистов, совершенные в Молдавии, потому, что они, как он считает, боролись за освобождение Бессарабии. Это не волнует и члена комиссии А.Петренко, поскольку, по его мнению, Антонеску, «вполне справедливо» истребил этих людей «за сотрудничество с советским оккупационным режимом». Упомянутый выше С.Раца в своей статье «Молдова: суд над коммунистическим режимом. А судьи кто?» пишет, что в течение долгих лет тот же Петренко сотрудничал с «преступным советским режимом» и с гордостью говорил в газете «Lитература ши Aрта» о своей принадлежности к КПСС.

Не волнуют массовые убийства румынами во время войны сотен тысяч жителей Молдавии и председателя гимповской комиссии Г.Кожокару, который в послесоветское время стал главным фальсификатором событий 1918 года, а ведь в 1990 году, напоминает С.Раца, он яростно клеймил «подлых румынских оккупантов», преступно захвативших советскую землю — Бессарабию и поработивших свободолюбивый молдавский народ.

Характеризуя членов комиссии «перевертышей», автор статьи говорит: «А теперь они едут на совсем другом «возу», исполняют совсем другие «песни», которые им заказывает новый «возница». Он также утверждает, что все они ныне придерживаются одного политического направления – румыно-унионистского, не является сторонниками сохранения и упрочения молдавской независимой государственности, отрицают существование молдаван и молдавского языка, считают неизбежным аншлюс Молдовы соседней Румынией, а поэтому ни о какой научной объективности данной комиссии не может быть и речи.

Так, что целью создания комиссии были совсем иные мотивы. Ее определил сам М.Гимпу еще до подписания своего указа. «Рекомендации этой комиссии могут привести к запрету названия Партии коммунистов, а также ее символики», заявил он. Добавим, что незадолго до его высказывания запретить символику коммунистов и саму Компартию уже предлагал видный член руководства Демократической партии О.Серебряну, ранее возглавлявший Социал-либеральную партию Молдовы.

Хотелось бы в этой связи заметить, что, согласно данным последнего социологического опроса «Барометр общественного мнения», проведенного в ноябре 2009 года, больше половины населения Молдовы (56,9%) считают, что уровень жизни в период до 1991 года был лучше, чем нынешний (как раз в тот период времени, который хотят либералы осудить), а более 40% опрошенных даже высказывались за воссоздание СССР.

Есть в Молдове еще одно суждение относительно возможных последствий борьбы правящего альянса с коммунистами. Фактически узурпировав власть, либералы не устают повторять, что они возрождают страну и демократию после тоталитарного режима коммунистов. Однако намерение уничтожить главную оппозиционную партию Молдовы – ПКРМ, и есть попрание основополагающих европейских принципов демократии, а без оппозиции демократия сама превращается в тоталитаризм.

Кардинальной же акцией, которая, как думают в правящей коалиции, сыграет главную роль в воспрепятствовании возвращения коммунистов к власти, должна стать конституционная реформа. Но для начала либералы реформаторы решили оттянуть, насколько это возможно, проведение досрочных парламентских выборов. По Конституции РМ, в случае, если депутатам не удается избрать президента страны, исполняющий обязанности главы государства объявляет о роспуске законодательного собрания и назначает новые его выборы. Так и должно было произойти, когда после нескольких попыток молдавского парламента, избранного 29 июля 2009 года, выборы президента Молдовы завершились ничем. Пост президента остался вакантным. В.Воронин сложил с себя полномочия, хотя законодательство позволяло ему продолжать исполнять президентские функции. Некоторые полагают, что этот шаг лидера коммунистов был преждевременным, и явился ошибкой, которой тут же воспользовался Альянс «За европейскую интеграцию» и назначил временно исполняющим обязанности президента «своего человека» – председателя Либеральной партии М.Гимпу, к этому времени уже ставшего спикером парламента. Интересно, что его кандидатура на высший в стране государственный пост первоначально даже не рассматривалась.

У либералов было много самых различных предложений и идей относительно того, как отложить выборы парламента. Но в рамках действующей Конституции и существовавших на тот момент официальных толкований ее соответствующих статей Конституционным судом, сделать это было невозможно. Однако либерально-демократическое большинство в парламенте навязало оппозиции и обществу свое толкование этих статей. Поскольку в течение года парламент не мог быть распущен дважды, все ждали, что это произойдет в первом квартале 2010 года, но коалиция решила распустить депутатский корпус через 12 месяцев после роспуска парламента прежнего созыва, то есть после 16 июня 2010 года. Странно, что Конституционный суд практически устранился от оценки такого нововведения. Мнения членов суда на этот счет разделились поровну, и решение парламента, оспоренное фракцией ПКРМ, таким образом, осталось в силе. Впрочем, Конституционный суд точно также утвердил избрание президентом Молдовы М.Гимпу, хотя его кандидатура не отвечала и не отвечает всем требованиям Конституции. В частности, Гимпу является гражданином соседней Румынии и давал в свое время присягу на верность этой стране, поклялся защищать ее национальные интересы. Судьи решили, что раз Гимпу избран на пост главы государства временно, то и конституционные нормы его в данном случае не касаются. Не исключено, что у членов суда также имеется второе гражданство, и они также поклялись защищать интересы страны, это гражданство им предоставившей.

Как бы там не было, сегодня «рулит» страной Гимпу, который очень не хотел бы проведения парламентских выборов, по крайней мере, в этом 2010 году. Надо сказать, что у других участников Альянса «За европейскую интеграцию» эта точка зрения также преобладала.

Например, по мнению председателя альянса «Наша Молдова» С.Урекяна, высказанного на одной из пресс-конференций в середине января, выборы могут состояться и через три года и 364 дня. В Конституции четко не прописано, когда следует распускать парламент и объявлять дату проведения внеочередных выборов. «…Все зависит от консенсуса, к которому мы придем в АЕИ по этому вопросу», — сказал он.

Лидер Демократической партии М.Лупу вторит своему коллеге, надеясь, что в Альянсе изыщут решение, чтобы избежать в 2010 г. досрочных выборов. По его словам, «рассматривает несколько возможностей, одной из которых является одновременное проведение в 2011 г. досрочных парламентских выборов с местными выборами, или избрание президента нынешним парламентом в 2010 г., что позволит избежать роспуска парламента и досрочных парламентских выборов».

Лидер парламентской фракции Либерал-демократической партии М.Годя уверен в том, что Комиссия по конституционной реформе найдет решение, чтобы избежать новых выборов в парламент.

Что касается Либеральной партии, то ее позиция практически остается неизменной. Лидер ЛП, и.о. президента и спикер М.Гимпу, в частности, заявил, что он сделает «все возможное, чтобы …парламентские выборы были организованы через четыре года».

Он неоднократно говорил, что молдавская Конституция должна быть изменена таким образом, чтобы можно было избежать досрочных выборов. Мол, Конституция в новой редакции может быть принята простым парламентским большинством (50 + 1 голос), а затем представлена на национальный референдум, который может пройти до 16 июня, то есть до того, как президенту нужно будет принимать решение о роспуске нынешнего парламента….

Как видно, особенно стараются не допустить новых выборов либералы, И это понятно. По мнению многих молдавских и зарубежных экспертов, они настаивает на замене нынешней Конституции другим Основным законом, чтобы сохранить свою партию у власти и не потерять занимаемые ими сегодня руководящие посты в государстве. Так считает, например, занимающийся молдавско-приднестровскими проблемами известный западный аналитик румынского происхождения В.Сокор.

Он подчеркивает, что «ЛП добивается изменения Конституции не в интересах страны, а в своих собственных интересах…».

Точно также и лидер АНМ С.Урекян, по мнению политолога, не хотел бы досрочных выборов, понимая, что в ситуации, в которой оказался альянс, особенно после выхода из него первых заместителей председателя В.Унтилэ и Ю.Колесник и ряда районных организаций, шансы пройти в новый парламент у «Нашей Молдовы» не велики.

Либеральные демократы пока не определились окончательно, нужны им досрочные парламентские выборы или не нужны, рейтинг их председателя В.Филата, по сравнению с лидерами ЛП и АНМ, и так заметно вырос. Хотя, как полагают некоторые местные наблюдатели, в результате выборов ЛДПМ еще больше укрепит свои позиции и станет первой по значимости партией страны. В любом случае, как неоднократно подчеркивал главный либерал-демократ, он намерен действовать, исходя из согласованной позиции всех членов АЕИ.

Сам Филат в своем кругу не скрывает, что он хотел бы стать президентом, либо остаться премьер-министром с измененной Конституцией, но которая давала бы главе правительства больше полномочий, чем те, которыми он наделен сегодня.

На недавнем съезде своей партии премьер выразил уверенность в том, что на следующих выборах ЛДПМ станет их победительницей, несмотря на серьезную конкуренцию, которую может составить ей только Компартия, и никакая другая партия.

Однозначно выборы нужны молдавским коммунистам. Они не потеряли надежды взять на парламентских выборах реванш в противостоянии с объединенными либералами. Демократов почему-то ПКРМ в расчет не принимает, хотя ряды их пополнились, в том числе и бывшими ее членами. В руководстве партии есть понимание того, что затягивание с проведением выборов может дать правящей либеральной команде время для преодоления с помощью Запада переживаемых страной экономических и финансовых трудностей, и наблюдающееся сегодня недовольство населения пойдет на спад.

Это понимают и западные спонсоры нынешних властей. В результате и отдельные страны, и международные и европейские финансовые структуры продолжают оказывать Молдове дополнительную помощь.

Исполнительный совет МВФ 1 февраля утвердил новое соглашение с Молдавией, предусматривающее выделение ей около 369,6 млн. специальных прав заимствования (СПЗ), или примерно 574,4 млн. долл. США.

О предоставлении помощи Молдове объявили в феврале Швейцария и Австрия (7 млн. долл. США), Польша (кредит в 15 млн. долл.), Европейский банк реконструкции и развития (кредит в 10 млн. евро), Европейский инвестиционный банк (10 млн. евро), Инвестиционной фонд программы европейского соседства (грант в 10 млн. евро), Румыния (кредит 100 млн. долл.). США увеличат техническую помощь с 15 млн. долл. в 2009 г. до 20 млн. долл. в 2010 г.), не считая выделенных Вашингтоном ранее других субсидий, например, помощи в размере 262 млн. долларов по линии фонда Корпорации «Вызовы тысячелетия», и т.д.

Общий объем иностранной помощи в ближайшие три года оценивается примерно в один миллиард долларов, в среднем по 28 млн. в месяц.

Тем не менее, недовольство населения в Молдове продолжает нарастать, прежде всего, социально-экономической политикой, проводимой новыми властями. И в первую очередь, простые молдаване недовольны повышением тарифов на тепло, газ, электроэнергию и воду, задержкой выплат пенсий и заработной платы. Хотя министр финансов В.Негруца заявил в начале марта, что на данный момент у правительства нет долгов ни по зарплате, ни по пенсиям, молдавские СМИ считают, что задолженность по зарплате все же имеется. На январь 2010 года, по их расчетам, она составляла 153,5 млн. леев (12 млн. долл. США).

В конце февраля с.г. возле Дома правительства прошла новая акция протеста. Митингующие требовали разъяснений по поводу катастрофической ситуации, сложившейся у социально уязвимых слоев населения страны.

По заявлениям организаторов акции, они намерены проводить протестные манифестации до тех пор, пока исполнительная власть не исполнит требования митингующих. В их числе — повышение в два раза минимального прожиточного минимума: с нынешней суммы в 1450 леев до 3000 леев; снижение тарифов на тепло- и электроэнергию до 20% от доходов семьи, либо повышение пенсий и компенсаций социально уязвимым слоям общества.

По мнению председателя общественно-политического движения «Равноправие» В.Клименко, к весне 2010 года в Молдове может произойти социальный взрыв, связанный с невозможностью начала посевных работ.

«В этом году ни одного литра горючего в госрезерве нет. Крестьяне бедны, фермерам сегодня сеять нечем и не на что», — отметил политик, добавив, что на фоне дальнейшего повышения цен на дизтопливо, угроза того, что поля останутся незасеянными, становится очевидной.

А в Меморандуме МВФ о предоставлении кредита Молдове предусматривается также увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо, а также снижение субсидирования аграрного сектора страны на 450 млн. леев (1 долл. США – 12,76 MЛ). Таким образом, если в 2009 г., субсидии в сельское хозяйство составили 750 млн. леев, то на 2010 год Кабинет министров обеспечит не более 300 млн. леев.

Как заявил депутат молдавского парламента от ПКРМ Д.Тодорогло, из-за созданных правительством условий порядка 80% сельхозпроизводителей не смогут получить субсидии от государства, так как они уже имеют просроченные платежи.

Понимая, что достаточных аргументов, чтобы оправдать свои действия в области социальной политики у правительства не достаточно, новые власти, что уже стало обычным явлением, всю вину за создавшееся положение возложили на коммунистов.

В частности, за то, что дефицит бюджета по итогам года составил якобы порядка 8 млрд. леев. Однако 24 февраля на последнем заседании Кабинета министров главный финансист РМ В.Негруцэ признал, что дефицит госбюджета страны на конец 2009 г. составил 3,6 млрд. леев.

В этой связи бывший замминистра экономики и торговли, депутат парламента Ю.Мунтян отметил, что коалиционному правительству был оставлен бюджет с покрытым дефицитом: 2,2 млрд. леев были покрыты фондами, которые правительство Гречаной получило от МВФ 7 августа 2009 г., а что касается оставшихся менее чем 3 млрд., то они были покрыты внутренними резервами». «На самом деле, дефицита никогда не было», — подчеркнул экс-министр экономики и торговли.

Политическая ситуация, как полагают некоторые сторонники нынешнего режима, для правящего альянса складывается довольно трудная. И они уже начинают опасаться за будущее либерально-демократической коалиции.

«Падение уровня жизни, вызывающее массовое разочарование людей, — главная головная боль любой власти, пишет упоминавшийся выше Д.Чубашенко в статье «Хроника объявленного реванша», и виновных в росте цен, как бы они это ни объясняли, избиратели обязательно наказывают на выборах. В сочетании с грядущей «унирей» (объединение с Румынией, за что, в принципе, ратуют либералы – прим. автора), реванш ПКРМ приобретает более чем реальные очертания».

В этой связи бывший народный демократ сетует на недостаточную помощь со стороны Запада. Мол, она оказалась не такой массированной, как ожидалось. «И, если на прошлых выборах очень многие поверили в то, что новая власть займется экономикой, юстицией, социальной сферой, а не системной подготовкой к растворению в соседнем государстве, …на следующих выборах, считает Д.Чубашенко, будут голосовать по-другому или вообще не пойдут на выборы.

Учитывая складывающуюся в Молдове обстановку, которая может привести к неожиданным и негативным, в том числе и для Европы, последствиям, в дело по преодолению политического кризиса в стране подключилась и Комиссия Совета Европы «За демократию через право» (Венецианская комиссия) во главе с ее председателем Джанни Букиккио. Делегация дважды посетила Кишинев (в начале и в конце февраля с.г.).

Прибыв в столицу Молдовы, он заявил, что СЕ заинтересован в установлении в Молдове долгосрочной стабильности и поможет ей преодолеть конституционный кризис, возникший из-за невозможности избрать нового президента после досрочных парламентских выборов 29 июля 2009 г. По мнению Д.Букиккио, в Конституции РМ необходимо изменить главу об избрании президента республики для преодоления конституционного кризиса и избрания нового главы государства (Статья 78 Конституции РМ).

Представитель Совета Европы пришел к выводу, что после встреч с представителями политических партий Молдовы появилась «перспектива разработки и заключения соглашения между политическими силами для преодоления кризиса». Он полагает, что «другие предлагаемые молдавскими властями поправки и изменения в Основной закон страны могут подождать».

Однако выяснилось, что и.о. президента М.Гимпу и его ближайшее окружение не намерены прислушиваться к рекомендациям европейских экспертов, и делегация СЕ вынуждена была вернуться в штаб-квартиру в Страсбург для консультаций.

В конце февраля Д.Букиккио вновь приезжает в Молдову с целью все-таки побудить политические силы страны к нахождению компромисса по процедуре избрания главы государства на базе рекомендаций Венецианской комиссии, чтобы в рамках действующей Конституции найти выход из затянувшегося политического кризиса.

И на этот раз он провел переговоры с представителями представленных в парламенте партий. Позиция Д.Букиккио относительно того, что в Конституции на данный момент следует изменить лишь статью о президенте, осталась неизменной. Говоря о позиции коммунистов по этому вопросу, председатель комиссии сообщил, что они проявили большую гибкость и готовы к диалогу по конституционной реформе, прежде всего, по изменению статьи 78 Конституции. Он выразил уверенность, что остальные политические партии также будут в состоянии вести конструктивный диалог в интересах государства, и выразил надежду на то, что …будет найдено адекватное решение с соблюдением конституционных норм. Как выяснилось позже, он глубоко заблуждался.

Многие молдавские политологи также считают, что остальные изменения можно будет обсудить позднее, если в этом будет необходимость. В отличие от приближенных к новой власти юристов, они утверждают, что в Молдове не конституционный кризис, а политический. По мнению молдавского политолога А.Тулбуре, в стране «современная, нормальная Конституция», в которой «менять особо нечего», и при наличии определенной политической культуры, при способности к диалогу, к компромиссу в рамках этой Конституции можно прекрасно управлять страной и преодолевать различного рода проблемы».

Однако представители Альянса продолжали говорить о необходимости конституционной реформы, хотя среди них до последнего времени не было полного единодушия.

И.о. президента М.Гимпу, инициировавший процесс по изменению Конституции, настаивает на том, что следует поменять 69 статей Основного закона страны, и только затем проводить парламентские выборы. А что касается рекомендаций Венецианской комиссии, он вновь заявляет о том, что они «не являются обязательными», и высказывается за проведение референдума, так как в парламенте, по его мнению, решить вопрос о реформировании Основного закона не удастся из-за отсутствия у АЕИ необходимого для этого большинства.

Коммунисты же утверждают, что статья 78 Конституции может быть исправлена нынешним парламентом, после чего надо будет распустить высший законодательный орган страны и организовать досрочные выборы. Партия коммунистов Молдовы, как заявил депутат от ПКРМ Г.Петренко, поддержит предложение об избрании президента 50%+1 голосов депутатов в третьем туре выборов. Интересно, что и М.Гимпу недавно также выступал за то, чтобы в третьей попытке выборов президента кандидату на этот пост для победы достаточно было бы набрать 51 голос, если в первых двух попытках главу государства избрать не удастся.

Лидер либерал-демократов В.Филат считает, что в процессе законодательных изменений надо следовать рекомендациям Венецианской комиссии, но руководствуясь национальными интересами. Такого же мнения придерживался и другой лидер Альянса — М.Лупу. В этом же ключе высказался недавно и председатель АНМ С.Урекян.

А чтобы политические лидеры Молдовы на этот раз более «вдумчиво» отнеслись к предложениям возглавляемой им комиссии, Д.Букиккио на пресс-конференции по итогам своего визита в Кишинев отметил, что сама «комиссия не применяет никаких мер воздействия в случае отказа следовать ее рекомендациям, за исключением, разве что, морального, в то время как Совет Европы через ПАСЕ может осуществить определенный политический прессинг на молдавские власти».

Со своей стороны,и спецпредставитель ЕС в РМ К.Мижеибыл болеекатегоричен, чем ранее.Он заявил, что трудно понять, каким образом можно избежать досрочных парламентских выборов в Молдове, хотя пока не ясно, когда они могут пройти. По его словам, изменение Конституции страны не должно происходить всякий раз, когда кто-то приходит к власти и желает создать себе удобства для достижения тех или иных сиюминутных целей.

Но, видимо, кроме Венецианской комиссии, есть и другие игроки на поле Молдовы, в том числе и за ее пределами, мнение которых для нынешнего режима и не менее, если не более, весомое.

И вот, когда большинство местных наблюдателей были уверены, что досрочные выборы все же состоятся, и начали оценивать шансы на этих выборах основных политических партий и их возможных союзников, лидеры Альянса «За европейскую интеграцию» приняли вечером 9 марта консолидированное решение принять новую Конституцию Республики Молдова путем вынесения ее национальный референдум. Причем до 16 июня, то есть до того, как наступит время роспуска парламента. На пресс-конференции лидеры партий, составляющих правящую коалицию, заявили, что досрочных выборов не будет, а нынешний парламент исполнит свой мандат до конца. Надо полагать, речь идет о четырехлетнем мандате. «Круто», как говорит нынешняя молодежь.

И.о. президента страны, главный либерал М.Гимпу уточнил, что принятие новой Конституции пройдет в два этапа. По его словам, на первом этапе будет утвержден закон о принятии новой Конституции, а на втором – будет проходить голосование Конституции постатейно в парламенте.

М.Гимпу уверен, что подготовленный конституционной комиссией вариант Основного закона «будет принят населением».

Лидер ЛДПМ, он же премьер В.Филат отметил, что, хотя долгое время у членов АЕИ были разные взгляды на конституционную реформу, принятие этого решения поможет справиться с множеством проблем, с которыми сталкивается общество.

Еще хотелось бы заметить, что основными участниками общения с журналистами 9 марта были Гимпу и Филат. Председатель Демпартии М.Лупу и здесь, по сути, был статистом. Единственное, о чем он сказал, как бы в свое оправдание и к тому же невнятно, так то, что конституционные изменения не означают полного пересмотра нынешней Конституции, а только приведение ее в соответствие с целями АЕИ. Интересно, с какими?

Итак, либеральные правители свое решение приняли. Но как они проведут свой план через законодательное собрание, не ясно. Тот же Гимпу буквально на днях заявлял, что это невозможно в силу отсутствия у коалиции необходимого числа голосов.

Поясним. Парламент может выступить с инициативой о внесении изменений в Конституции или ее пересмотра. Для этого достаточно, чтобы инициативу поддержала одна треть депутатов, и эта треть у Альянса уже есть с запасом. Но принять закон о внесении изменений в Конституцию можно только двумя третями голосов депутатов, которых у либералов с демократами не имеется, даже, если к ним присоединятся четыре бывших членов фракции ПКРМ. Следует отметить также, что Конституция говорит о возможности принятия такого закона не ранее шести месяцев после представления соответствующего предложения. Здесь, как видим, также есть «загвоздка». Кроме того, проекты конституционных законов представляются парламенту только вместе с заключением Конституционного суда, принятым не менее чем четырьмя судьями.

Однако, если судить по прежним решениям этого Суда, о которых говорилось выше, не исключено, что и на этот раз он будет действовать в интересах правящей коалиции.

То, что либералы и примкнувшие к ним демократы проигнорировали рекомендации Венецианской комиссии – это факт. Но страх перед коммунистами пересилил боязнь прослыть не демократами

Дело в том, что прогнозы молдавских политологов, включая и некоторых сторонников нынешнего режима в Молдове, относительно шансов Партии коммунистов на будущих выборах, были настолько неутешительны для либеральных партий, что они решили не рисковать и попытаться провести референдум, чтобы избежать выборов. А там, через четыре года, как в притче у Ходжи Насреддина насчет эмира, ишака и хозяина этой животины.

А вывод, который сделали эксперты, таков — ПКРМ, безусловно, по-прежнему остается первой партией страны, как по численности, так и по влиянию, несмотря на то, что объединенные в Альянс «За евроинтеграцию» либералы и демократы получили в парламенте большинство и взяли в свои руки все рычаги власти.

На республиканском активе коммунистов, прошедшем в феврале с.г., председатель партии В.Воронин заявил о том, что партия переходит из состояния стратегической обороны в решительное наступление. В этой связи он заявил, что «Гимпу с Филатом пытаются уклониться от демократических выборов, трусливо скрывая и время роспуска парламента, и саму дату народного волеизъявления». «Эта игра в прятки пусть остается на их совести. Мы с вами знаем, что выборы происходят не в день выборов, а каждый день. Каждый день – либо мы склоняем голову перед этим режимом, либо мы доказываем, что наш народ достоин свободы и способен ее отстаивать. Пользуясь всеми своими демократическими правами, опираясь на закон и наши ценности, с этого дня мы заявляем: ни шагу назад! Ни шагу назад в нашей независимости! В нашей демократии! Ни шагу назад в социальной защите!», — заявил В.Воронин.

Эта решимость у коммунистов побороться за власть с прорумынской и, как они считают, антинародной коалицией также напугала либералов.

До этого были, конечно, разговоры о наличии у партии необходимых для победы на выборах ресурсов. Говорили, что разрыв с партией Цуркана, Степанюка, Гузнака и примкнувшей к ним Бельченковой нанес урон ПКРМ, что после этого партию стали покидать некоторые ее члены. Директор Социал-демократического института Молдовы Б.Цырдя привел прямо таки анекдотичный пример с первичными организациями ПКРМ в Сороках, решивших сблизиться с не с кем-нибудь, а с антикоммунистической ЛДПМ. Началось брожение и среди сочувствующих коммунистам.

Но массового ухода из партии за пределами Кишинева не наблюдалось, что признают и сторонники либералов.

Конечно, писал в одной из своих статей В.Андриевский, внутренние противоречия плюс ожесточенный прессинг со стороны либеральной власти ослабляют Компартию, уменьшают её шансы на победу на выборах, но …сбрасывать со счетов эту партию нельзя. Она самая серьезная оппозиционная сила и у неё есть шансы на реванш, хотя, на его взгляд, и не очень значительные.

Думается, что В.Андриевский, говоря о шансах коммунистов, выдавал желаемое за действительное. Напомним в этой связи результаты выборов 29 июля, когда за ПКРМ проголосовало более 700 тыс. избирателей (44,7%), за ЛДПМ – 262 тыс. (16,7%), за ЛП — 232 тыс. голосов (14,7%), за ДПМ — 198 тыс. голосов (12,5%), за АМН — 116 тыс. голосов (7,3%).

У ПКРМ очень устойчивый и идейный электорат, считает упоминавшийся нами журналист Д.Чубашенко. На каждого формального члена этой партии приходится по 25 голосов избирателей. Другие формирования могут об этом только мечтать. Предел роста всех правоцентристских партий — это 40%. Как он образно выразился: «Они могут бороться между собой внутри этого электорального «бассейна», но, в общем, они не могут выпрыгнуть за его пределы».

А если в предстоящих выборах примут участие партии, которые по своей значимости уступают ведущим партиям Молдовы, но все же имеют определенный вес в обществе и достаточное число своих сторонников? В таком случае, часть избирателей, голосовавших в прошлом году за другие политические формирования по причине неучастия их партий в выборах, теперь будет голосовать за «своих», в результате, либералы и демократы могут не досчитаться нужных им голосов. Следовательно, они могут получить меньше депутатских мандатов, чем они имеют сейчас, и оказаться в меньшинстве.

Видимо, правы те эксперты, которые считают, что у коммунистов достаточно сил и средств, чтобы рассчитывать на победу в досрочных выборах. А если к этому добавить последние однозначно не популярные решения либеральных властей о переименовании праздника Дня Победы в День окончания Второй мировой войны, о награждении в Молдове одной медалью ветеранов Великой Отечественной войны и молдавских ветеранов румынской армии, воевавших на стороне фашистской Германии, о всемерном сближении с Румынией, отрицающей самобытность молдавской нации, ее культуры и существование молдавского языка и посягающей на суверенитет Молдовы и т.д., то быть уверенным в том, что население их поймет и тем более рассчитывать на рост симпатий с его стороны Альянс уже явно не мог. Ясно было также и то, что либералы будут делать все возможное, чтобы исключить такое развитие событий.

Теперь стало окончательно ясно, что правящая в Молдове коалиция, приняв решение о проведении референдума по изменению Конституции, уже приступила к конкретным шагам по выполнению этого плана.

Удастся ли его осуществить до конца. На этот счет есть серьезные сомнения.

Компартия заявила, что начинает призывать к общенациональному референдуму о вотуме недоверия нынешней власти

В ее заявлении, принятом 10 марта, говорится, что решение лидеров Альянса «За европейскую интеграцию» об отмене досрочных парламентских выборов и фактическом отказе от ныне действующей Конституции не может рассматриваться иначе, как попытка узурпации государственной власти.

По мнению авторов документа, «Партия коммунистов убеждена, что только силами общенационального референдума можно остановить ползучую хунту, представленную лидерами так называемого Альянса за европейскую интеграцию. Только путем референдума можно вновь сплотить молдавское общество, вернуть его на путь демократического развития».

Партия объявила, что с 10 марта начинает полный бойкот своего участия в заседаниях парламента XVIII созыва, а ее фракция начинает активную политическую работу среди избирателей по разъяснению сути проходящего в стране антиконституционного переворота.

Ряд молдавских политиков, которых нельзя упрекнуть в симпатиях к ПКРМ, еще раньше предупреждали о том, что в стране появились первые признаки «узурпации власти». Ныне у них появились веские аргументы в пользу такого утверждения.

Бывший министр обороны А.Плугару заявил, что решение АЕИ представляет собой «абсолютный юридический нигилизм, невиданный в Европе», поскольку оно было принято без учета мнения ПКРМ. «Партии, чье представительство в парламенте составляет 5-10% населения, с правом голоса, не учли мнения партии, которая представляет более 700 тыс. избирателей», — сказал он, и назвал «антидемократическим и антинародным игнорирование мнения такого количества населения страны…».

Юрист М.Петраке, который придерживается аналогичных взглядов, считает, что после того, как лидеры Альянса за евроинтеграцию решили провести референдум по принятию новой Конституции «…в Молдове наметилась тенденция установления диктатуры меньшинства».

И А.Плугару, и М.Петраке уверены, что население будет бойкотировать референдум, а коммунисты организуют массовые акции протеста, играя, таким образом, на руку лидеру ПКРМ В.Воронину.

После высказанных рекомендаций со стороны Венецианской комиссии, напряженность в стране, как многие надеялись, пойдет на спад, однако налицо новое обострение внутриполитической ситуации, и ответственность за это падает на правящую коалицию.

Можно предположить, что обстановка в Молдове еще долго будет оставаться неспокойной. К чему это приведет, посмотрим.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

3 мая 2024

«Подобно тому, как Западная Европа получила экономическую помощь после Второй мировой войны через американский план Маршалла, Молдова и Украина нуждаются в эквиваленте этого плана в 21 веке со стороны ЕС», — заявила президент Молдовы Майя Санду.

26 апреля 2024

Лидер оппозиционной в Молдавии парламентской Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон заявил сегодня, 26 апреля, что вместе с соратниками примет участие в акции «Бессмертный полк» 9 мая, которую организует в Кишиневе комитет «Победы». Экс-президент пообещал надеть запрещенную проевропейскими властями георгиевскую ленту, за ношение которой можно получить крупный штраф. …

24 апреля 2024

Попшой отметил, что экономические агенты из приднестровского региона и правобережья Днестра получат одинаковые преимущества в процессе вступления в ЕС. Приднестровский регион не станет препятствием в процессе вступления Республики Молдова в Европейский Союз, но в то же время власти Кишинева приложат …


Ваш браузер устарел! Обновите его.