Анонсируя Конференцию, организаторы на сайте РСМД постарались обосновать необходимость данного мероприятия. По их мнению, в настоящее время наблюдается беспрецедентный рост транснациональных миграций. Причиной его, с одной стороны, является неравномерность экономического развития различных регионов и стран, заставляющая людей искать возможности улучшения условий жизни, с другой — рост количества конфликтов, очагов международной напряженности, политических кризисов.
В этих условиях повседневной практикой становится массовый переток людей через границы государств и даже регионов. При этом существующие национальные и международные системы управления миграциями не всегда способны адекватно реагировать на происходящие изменения.
Сложилось два основных подхода к проблеме регулирования миграции: условно «охранительный», демонстрирующий стремление отдельных государств или группы государств отгородиться от потока мигрантов; и условно «либеральный», отражающий готовность стран адаптироваться к новой реальности и действовать на опережение в выработке новых практик и правил общежития в условиях резкого увеличения инородного населения.
Таким образом, в текущий момент четко прослеживается наличие глобального вызова и отсутствие глобального ответа на него, неспособность международного сообщества выработать глобальные механизмы управления миграцией.
Каким образом осуществлять кооперацию в области миграционного регулирования в рамках международных организаций и наднациональных структур?
В каких форматах регулирования международной миграции участвует Россия в настоящее время?
Какие международные практики миграционного регулирования целесообразно использовать в России?
Миграции — вызов международной безопасности?
Как миграция воспринимается аналитиками и экспертами различных стран?
Каким образом транснациональная миграция влияет на экономику принимающих и отдающих государств?
Как диаспоры могут влиять на принятие политических решений на локальном, региональном, национальном и международном уровнях?
Вот та основная часть вопросов ставших предметом обсуждения участников конференции, в которой приняли участие более 100 ведущих российских и зарубежных экспертов по вопросам миграции, человеческого капитала и безопасности, представителей российских министерств и ведомств, международных организаций. В том числе и ваш покорный слуга.
В первый день работы конференции обсуждались проблемы связи вопросов миграции и международной безопасности, вопросы социальных и экономических аспектов транснациональных сетей мигрантов и возможности влияния диаспор на международную политику.
Во второй день — практические вопросы механизмов международной кооперации в вопросах регулирования миграционных процессов, перспектив участия России в международном регулировании миграционных процессов, а также прошла пленарная сессия конференции.
Большинство выступивших считает, что одним из негативных последствий миграционного кризиса и притока беженцев стало развитие тенденции к «секьюритизации» миграции, нарастанию восприятия миграции как угрозы для безопасности принимающего общества, фактора, способствующего распространению терроризма и радикализма.
Что в этих условиях делать России? Основная дилемма заключается в том, что Россия нуждается в дополнительной рабочей силе, но вместе с тем ощущает нарастающие риски в сфере безопасности. В интересах России — не только встраиваться в глобальные процессы регулирования миграции, но и инициировать их, с тем чтобы миграционные процессы отвечали задачам ее развития, а не представляли угрозу. В этом смысле у России и ее зарубежных партнеров есть общие интересы в формировании международных механизмов регулирования миграции. Деполитизация проблематики миграции может способствовать налаживанию международного сотрудничества в данной сфере.
Россия на сегодняшний день уже участвует в процессе международного регулирования миграции. Подтверждением тому служит большое количество международных договоров с участием России, членство в международных организациях, сотрудничество с МОМ, УВКБ ООН, МККК и др. Однако множество проблем (вопросы реадмисии, обмена информацией, сбора данных о путях и потоках миграции, вопросы пограничного контроля, предоставления статуса беженца и др.) еще остаются нерешенными и требуют совместного решения с другими государствами.
Большое внимание в ходе конференции уделялось проблемам международного сотрудничества в области миграционной политики. Подробно обсуждалось законодательное регулирование миграции в рамках ЕАЭС и те эффекты в сфере трудовой миграции, которых удалось достичь за период с 1 января 2015 г. Участники отмечали, что довольно обширный ряд вопросов, относящихся к сфере социального обеспечения, предоставления мигрантам услуг в сфере здравоохранения и образования, по-прежнему требуют решения.
В рамках отдельной сессии, организованной РСМД совместно с Международным Комитетом Красного Креста (МККК) участники смогли обсудить гуманитарные аспекты международных миграционных процессов: основные факторы уязвимости мигрантов, ключевые механизмы и инструменты оказания помощи мигрантам, необходимость «гуманизации» миграции и индивидуализации подхода к проблемам мигрантов.
На пленарной сессии конференции выступили программный директор РСМД Иван Тимофеев, глава Представительства Европейского союза в России Вигаудас Ушацкас, представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев в России Владимир Цюрко, глава Региональной делегации Международного Комитета Красного Креста в РФ, Беларуси и Молдове Магнэ Барт, глава регионального представительства Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Даврон Мухамадиев и заместитель начальника Управления национальной политики и межрегиональных связей, начальник отдела национальной политики Правительства г. Москвы Илья Шершнев.
По итогам конференции планируется подготовить аналитическую записку для профильных ведомств, а также сборник докладов конференции. Видеозапись и презентации будут опубликованы на портале РСМД.
В публикации использованы материалы сайта Российского совета по международным делам.