Не знаем, числится ли г-н Бахрам Батыев среди больших начальников в городе Баку, но заголовок одного из его писаний иначе как указанием азербайджанским дипломатам в Москве не назовёшь: «Посольству Азербайджана следует подать в суд на российский телеканал за откровенные оскорбления». Так сильно г-ну Батыеву не понравилось недавнее выступление по Армении Директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина в телепрограмме «Русский вопрос».
У нас с г-ном Батыевым принципиальные расхождения во взглядах. Он исходит из того, что искромсать безоружного человека ударами топора – вовсе не дикость, это акт героизма. И вовсе не дикость – чествовать такого героя. И позор тем, кто скрыл от российской общественности благородство офицера азербайджанской армии Рамиля Сафарова. Ведь тот зашёл в своём великодушии настолько далеко, что не стал рубить топором спящего, свидетельствует г-н Батыев, а, представьте себе, зажёг свет в его комнате. Так что «армянский офицер проснулся и даже хотел подняться с постели». У нас, в отличие от нашего критика, никак не получается углядеть чего бы то ни было возвышенного в этом топорном смертоубийстве. Неважно, в темноте ли его совершал Сафаров или при свете он разъярился от стекающей с лезвия крови и нанёс 16 ударов по лежащему в постели человеку. Мы, более того, убеждены, что прославленный такими как г-н Батыев азербайджанский офицер – варвар, каких и в дремучем прошлом надо поискать: средневековый палач в капюшоне и маске покажется гуманистом рядом с Сафаровым.
Наш критик приводит как победный довод сравнение Сафарова с Виталием Калоевым, уверенный, что речь идёт о случаях одного порядка. Не вдаваясь в детали, констатируем: Калоев лишил жизни диспетчера авиакомпании Skyguide, виновного в гибели большого числа людей. Сафаров же убил невиновного. Для Калоева не имело значения, какой национальности авиадиспетчер. Напротив, для Сафарова обвинительным приговором Гургену Маргаряну служила его национальность. Маргарян был убит потому, что он армянин. Какими завитушками лицемерных объяснений ни обрамляют в Азербайджане совершённое зверство, факт остаётся фактом: речь идёт о преступлении на расовой почве. Тому свидетельством и яро антиармянский смысл, приданный в Азербайджане героизации офицера-убийцы. Сафаров – яркий пример расиста, и те, кто его восхваляют, знают они об этом или нет, – типичные расисты. Вот почему мы говорим о дикости.
Отдельно подчеркнём: мы ни в коем случае не формулируем обвинений в адрес азербайджанского народа. В Азербайджане, как и везде, есть разные люди. Честь Азербайджана спасают такие из них, кто как народный писатель Акрам Айлисли, открыто выступают за дружбу между армянами и азербайджанцами, за покаяние со стороны тех, кто среди соотечественников разжигал вражду. Его повесть «Каменные сны» как раз об этом, она не случайно опубликована в журнале с красноречивым наименованием – «Дружба народов». Но ведь кампания против Айлисли – факт. По этому поводу у нас с г-ном Батыевым тоже расхождения. Он статьями, вроде нынешней, тоже участвует в травле писателя. Как и подавляющее большинство тех, кто, даже не читая повести Айлисли, грозит ему расправой. В наше время это тоже дикость: «Мы не читали, но знаем».
В Институте стран СНГ все хотят нормальных дружественных отношений России с Азербайджаном. Хорошо, что они в целом таковыми и являются. Помеха тут – такие как г-н Батыев и его единомышленники, претендующие на то, чтобы за дружбу с Азербайджаном платили снисхождением к проявлениям варварства и дикарства