Последние полгода МИД Украины не только не имел полноценного руководителя, но и его деятельность определялась различными политическими центрами тяжести во многом хаотично и разрозненно. По-сути, внешняя политика Украины чем-то напоминала басню Крылова «Лебедь, рак и щука» в образах Ющенко, Тимошенко и Януковича где каждый из тройки формулировал «внешний курс» страны по-своему, чаще всего исходя из предвыборной конъюнктуры. И если Ющенко, действительно, допевает свою лебединую песню (с действующим президентом Украины демонстративно не пожелал встретиться не только Дмитрий Медведев, но и Барак Обама на ежегодном саммите ООН, что красноречиво говорит о реноме Виктора Ющенко на международной арене), то внешнеполитические предпочтения Юлии Тимошенко и Виктора Януковича по-прежнему вызывают интерес накануне предстоящих выборов. В этой связи назначение Петра Порошенко, совсем недавно бывшего персоной нон-грата в России, министром иностранных дел Украины видится, по крайней мере, интригующим для всех сторон политического процесса.
Похоже, в администрации Ющенко происходит медленное отрезвление, а с ним и открытие сермяжной истины – второй раз нынешнему хозяину Банковой не переизбраться, а потому внесение президентом Петра Порошенко на пост главы МИДа видится как переход с линии перманентного конфликта на линию торга. Не стоит судить о Порошенко однобоко, исключительно через призму его конфликта с Юлией Тимошенко в 2005 году, результатом которого стало их обоюдное увольнение (Тимошенко с поста премьер министра, Порошенко с председателя Совбеза) поспешно осуществленное президентом Ющенко тогда еще имевшем фактически неограниченные полномочия. За последние четыре года утекло много воды, Петр Порошенко значительно удалился от своего кума-президента и как результат не попал даже в депутатский список на внеочередных парламентских выборах в 2007 году. Одновременно, в том же 2007 году между Порошенко и нынешним премьер-министром произошло явное потепление отношений, о чем свидетельствует хотя бы поддержка фракцией БЮТ во время голосования в Раде по кандидатуре своего бывшего кровного оппонента на пост главы МИДа. Другое дело, что не стоит это потепление связывать с традиционной бесхребетностью всего состава Кабмина, который полностью зависит от воли одного человека – Юлии Тимошенко. Во-первых, внешняя политика находится в поле деятельности президента страны, и Порошенко как раз прошел по квоте Ющенко. Это не значит, что теперь он неприкасаем, его предшественник Владимир Огрызко, а также министр обороны (который назначается также по квоте президента) Юрий Ехануров были сняты без видимых проблем. Но Порошенко всегда пытался позиционировать себя как самодостаточного политика способного в одиночку организовать действенный политический проект, а потому Тимошенко в определенных вопросах придется считаться с новым главой МИДа. Во-вторых, с приходом Порошенко ожидается значительное ослабление самостоятельного внешнеполитического курса Кабмина, рупором и де-факто теневым министром иностранных дел, которого стал Григорий Немыря. А это снова таки, не большое, но ослабление позиций Юлии Тимошенко на международной арене.
Однако изменится ли как-то внешняя политика Украины? Скорее всего, абсолютно нет. Курс внешней политики государства на Украине определяет президент страны, в данном случае Виктор Ющенко и за пять лет этот курс можно определить двумя словами – тотальное русофобство. Однозначно можно сказать, что Порошенко не будет в переговорах с российскими дипломатами пользоваться услугами переводчика, быть может, не будет инициировать открытие в стране очередного музея «советской оккупации» и исключительно из протокольной необходимости он будет вынужден заявлять об очередных «раскрытых фактах» голодомора. Но какой-либо самостоятельной свободы в принятии решений у министра нет, и не будет априори. Порошенко вынужден будет лавировать между президентом и премьером, каждый из которых может при острой необходимости его уволить.
Впрочем, равная удаленность нового главы МИДа от Ющенко и Тимошенко на первом этапе (а, по сути, на весь период избирательной кампании) позволит Порошенко использовать одно из ключевых по статусу министерств страны в своих личных интересах. На сегодняшний день Петр Порошенко совершенно не фигурирует в разнообразных социологических рейтингах электоральной поддержки, что говорит только о его теневой влиятельности. Кресло министра позволит ему войти в ранг публичных политиков и попытаться сколотить первичную электоральную базу, как, например, до него делали на этом же посту Арсений Яценюк и Борис Тарасюк. Не факт, что это может у него получиться (в 2005 году Порошенко в рейтинге самых непопулярных политиков занимал первую строчку), но то, что он попытается это сделать, бесспорно. Порошенко также сможет в значительной степени развить сеть деловых знакомств за границами Украины, в частности в России, где у него есть вполне конкретные бизнес-интересы. Наконец, роль Порошенко может значительно подняться после 17 января, когда по результатам первого тура президентских выборов будут известны предварительные расклады и именно глава МИДа будет в значительной степени репрезентировать на международной арене легитимность того или иного кандидата (на данный момент безальтернативной парой видится Тимошенко – Янукович). Стоит отметить, что «правильный» выбор главы МИДа в большей степени нужен будет Виктору Януковичу, который способен победить на выборах, но пока что ни разу так и не сумевший удержать свою победу. В этой связи для Москвы до января весьма важно будет найти с Порошенко как соприкасающиеся стороны (например, тот же кондитерский и автобизнес, на который у теперешнего главы МИДа имеются конкретные интересы), так и болевые точки. С уверенностью можно утверждать только одно – у Порошенко не осталось никаких иллюзий относительно верности к Ющенко, который уже неоднократно бросал и предавал свое ближайшее окружение (и фактически перед важнейшей избирательной кампанией остался совершенно один), а потому уже зимой новый министр сделает или прямой выбор между двумя вероятными кандидатами или же займет выжидательную позицию невмешательства. Правда, во втором случае вероятность весенней отставки Порошенко будет почти неизбежной.
Позиция же Москвы на данном этапе должна оставаться максимально прагматичной. Порошенко, при всей своей нестандартности, остается креатурой Виктора Ющенко, а значит, он является исполнителем политики русофобства на международной арене. И даже серия толерантных и доброжелательных заявлений, которые, безусловно, посыплются из уст новоназначенного министра иностранных дел в адрес своего восточного соседа, не смогут по объективным причинам выйти за рамки словоблудия. А потому все ждут – Киев нового президента, Москва кого угодно, кроме Ющенко, а Порошенко нового босса, а с ним и способности к адаптации в новых политических реалиях.