×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/novyy-etap-v-razvitii-otnosheniy-polshi-s-belorussiey/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Новый этап в развитии отношений Польши с Белоруссией
16:52, 13 октября 2009  
75
0

Отдел Белоруссии Института стран СНГ

В течение последних лет произошел значительный рост политической активности Польши в отношении Белоруссии. Особое внимание Варшава уделяет сегодня западным областям республики. Причем речь идет не просто о культурной и экономической поддержке польского меньшинства, проживающего в Белоруссии, а о воплощении программы, направленной на достижение радикального изменения геополитической конфигурации в регионе.

Претензии Польши на региональное лидерство, с одной стороны, могут быть признаны необоснованными, поскольку РП не является передовой, высокоразвитой европейской страной. Доля ВВП в расчете на душу населения не дотягивает до 30% от среднего показателя в целом по Евросоюзу. Но с другой стороны, польский опыт проведения системных, структурных реформ, несмотря на временные спады и кризисные явления, которые сопровождали этот процесс и время от времени потрясали национальную экономику, несет позитивный заряд, а технологии, формы и методы реформирования способны стать объектом экспорта, в том числе и в Белоруссию. Ну, например, заслуживают внимания проведенные после «Великого перелома» 1989 г. приватизация, либерализация экономики, преобразования в фискальной сфере и в области внутренней торговли, а также развитие рынков капиталов и труда.

В то же время польской стороне не удалось разрешить всех острых проблем в процессе модернизации сельского хозяйства (хотя от ЕС на эти цели были получены десятки млрд. долларов), системы образования, преобразований в сырьевой промышленности, транспортной инфраструктуре и органах правопорядка. Показательны массовые крестьянские протесты, и то, что 2 млн. поляков предпочли стать трудовыми мигрантами (объяснить это лишь мобильностью, склонностью жителей страны к переменам места работы нельзя). Выиграли от проведения реформ жители больших городов продуктивного возраста, работники крупных субъектов хозяйствования РП. Проиграли все остальные категории населения, прежде всего проживающие в местечках или не имеющие достаточного образовательного ценза, профессиональной подготовки.

Не все так однозначно и с членством Польши в Европейском союзе, где она пытается при нынешнем политическом руководстве занимать особую позицию, где ведущей линией выступает евроскептицизм с элементами изоляционизма. Напомним в этой связи, что Польша была единственной страной-членом ЕС, которая под флагом защиты интересов малых государств выступила против формулы «двойного большинства» при принятии решений в Совете министров Евросоюза. РП настаивала и на признании «христианских корней Европы как основополагающего принципа». Польша как активный проводник политики НАТО в Европе, нередко, объективно входит в противоречия с интересами других государств ЕС, что болезненно воспринимается многими высшими функционерами ЕС, поскольку финансовые вливания Евросоюза в РП на порядок превышают валютную составляющую военного содействия Польше со стороны НАТО.

Самое главное – Польша настойчиво проводит антироссийскую политику, блокировала, например, в разгар «мясной войны» подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Евросоюза с Россией, пытается в рамках ЕС поддерживать высокий градус «антирусского пафоса», решать через структуры ЕС свои двусторонние проблемы с Российской Федерацией. Польша вместе со Швецией, напомним, была инициатором создания, по сути антироссийской, программы ЕС «Восточное партнерство» с участием Белоруссии. Именно Варшава обратила внимание Евросоюза на то, что в момент, когда ЕС предлагает Белоруссии «Восточное партнерство», последняя на своей территории совместно с российскими ВС провела заключительную фазу военных учений «Запад-2009».

Польская сторона попыталась добиться от руководства Евросоюза и НАТО принятия некого документа, свидетельствующего о негативной реакции этих МПО по поводу совместных российско-белорусских учений «Запад-2009». Министр обороны Польши Богдан Клих заявил, что эти военные маневры носят не только наступательный, но даже агрессивный характер. При этом руководитель польского военного ведомства словно забыл, что параллельно с российско-белорусскими учениями Североатлантический альянс провел в Дании, СК и прибалтийских государствах, непосредственно граничащих с Россией и Белоруссией, учения «Болд эвенджер-2009», а президенты России и РБ специально подчеркнули оборонительный характер учений «Запад-2009».

В Варшаве убеждены в высокой миссии Польши по привлечению внимания политической элиты Европейского союза к белорусским делам. Об этом, например, прямо заявил глава делегации по делам Беларуси в Европарламенте Яцек Протасевич (РП): «Получилось сделать из темы свободной демократичной Беларуси важную для Европейского парламента и всего Евросоюза. На протяжении многих лет Беларусь как сосед Европейского союза была менее важна, нежели дела на Кубе или в Зимбабве и Шри-Ланке. И у европарламентариев, в первую очередь западных, было такое ошибочное мнение, что Беларусь – это де-факто часть России. А поэтому Евросоюзу будто и нечего лезть в белорусские дела. Удалось такую позицию изменить» (интервью «Еврорадио», 03.10.09). Польские европарламентарии упорно проводят линию на инициирование дальнейшего сотрудничества ЕС с Белоруссией с тем, чтобы уверить правящий класс РБ в том, что западный путь является отличным решением и не несет угрозы для его власти.

Начиная с момента принятия Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете, политика Польши в отношении Белоруссии подчинена во многом одной сверхзадаче – достижению антироссийского исторического и геополитического реванша, результатом которого должен стать безвозвратный отрыв Белоруссии от России и прочное втягивание Белоруссии в сферу влияния Варшавы. Это вполне соответствует и пресловутой идее воссоздания Речи Посполитой «от моря до моря» в современной редакции. Эта идея сейчас воспринята как национальная и разделяется большей частью польского общества. Можно сколь угодно критиковать и скептически относиться к подобным стратегическим конструкциям, но они служат единению и консолидации нации, без оглядки на государственные границы проживания ее представителей. Для сравнения, в России общественное мнение пока так и не поднялось до осознания того очевидного факта, что ее современные границы даже хуже тех, которые сложились после национальной катастрофы — позорного Брестского мира (03.03.1918), условия которого были продиктованы кайзеровской Германией. Нет и востребованной социумом концепции национально-государственных интересов России, а соответственно не выработаны и инструменты ее отстаивания.

Следует подчеркнуть в этой связи, что в мае 2006 года правительством Польши было объявлено о начале выполнения программы строительства Четвертой Речи Посплитой, которая предполагает не только глобальную консолидацию польской нации, но и последовательное формирование в местах компактного проживания польских меньшинств (Гродненская, Брестская области и запад Минской и Витебской областей Белоруссии) национально-культурного ландшафта. Внедрено понятие «Малой Польщизны», под которым на деле скрывается стремление сформировать на указанных территориях культурно-религиозную среду с преобладанием польского римско-католического влияния над восточнославянским православным. Это неизбежно приведет к тому, что православные белорусы и великороссы, проживающие в западных регионах Белоруссии, будут ощущать себя национально-религиозным меньшинством.

В решении упомянутой масштабной задачи Варшава опирается на три столпа – созданный в феврале 1994 года при посольстве Республики Польши в Республике Беларусь Польский институт в Минске, два ныне существующих Союза поляков в Белоруссии и нарастающее в Белоруссии влияние римско-католической церкви.

О серьезности геополитических намерений Варшавы свидетельствует не только принятие упомянутой программы, но и системный подход, применяемый польской стороной при ее осуществлении. При этом учитывается и то обстоятельство, что объем торгово-экономических отношений между Белоруссией и Польшей достаточно скромен. Поэтому говорить в настоящее время о какой-то реальной перспективе формирования в Белоруссии экономической базы, на которую можно было бы опираться при воплощении упомянутой польской стратегии пока преждевременно. Хотя в последнее время, особенно после вхождения Республики Беларусь в проект Евросоюза «Восточное партнерство», представители польских деловых кругов неоднократно высказывали заинтересованность в приватизации белорусских промышленных и торговых предприятий.

Поэтому экспансия польского влияния в Белоруссии вынужденно сосредоточивается в гуманитарной сфере. Для управления этим процессом еще в феврале 1994 года министерством иностранных дел РП было принято решение о создании в Минске Польского института (ПИ). Это учреждение имеет дипломатический статус и уже в течение 15 лет активно действует как в Минске, так и в регионах республики. Директором Польского института в настоящее время является советник посольства Польши в Белоруссии Петр Казакевич. Целями Польского института, по официальной версии, являются распространение польской культуры и научных достижений в области гуманитарных наук, расширение знаний о польской культуре и истории среди белорусского населения, налаживание связей между польскими и белорусскими учеными, деятелями искусства, кино, театра и музыки. На деле в сферу интересов Польского института входят чиновники и парламентарии Республики Беларусь.

Деятельность Польского института в Минске направлена, прежде всего, на формирование и укрепление в среде белорусской интеллигенции, управленцев, принимающих участие в выработке и проведении государственной политики, пропольских настроений и симпатий к Западной Европе.

За время своего функционирования Польский институт наладил тесное сотрудничество с министерствами культуры, образования, спорта и туризма, обороны Республики Беларусь. Были установлены тесные партнерские связи с Белорусским государственным университетом, Белорусским государственным университетом культуры, Белорусской государственной академией искусств, Белоруской государственной академией музыки, Белорусским государственным педагогическим университетом им. М. Танка и другими учебными заведениями, творческими союзами, общественными объединениями и политическими партиями прозападной ориентации.

В Белорусском институте правоведения на правах факультета действует «Польская высшая гуманитарная школа», занимающаяся не только соответствующей подготовкой белорусских студентов, но и развитием белорусско-польских связей на уровне профессорско-преподавательского состава. Партнерами БИПа является ряд польских высших учебных заведений, оказывающих всестороннее содействие преподавателям и студентам, симпатизирующим Польше. И поэтому не удивительно, что студенческие стенгазеты в данном вузе выходят на польском языке, в которых в самом положительном свете подается деятельность диктатора второй Речи Посполитой Польской Юзефа Пилсудского, а также времена нахождения западнобелорусских земель в составе польского государства.

Программы и проекты Польского института специализированы: предпочтение отдается тем районам Гродненской, Брестской, Витебской и Минской областей, где проживает большое количество этнических поляков либо белорусов-католиков. Осуществляется интенсивная деятельность, направленная на продвижение польской культуры, различных направлений искусства и польского взгляда на историю. При этом особое внимание уделяется «общему культурному и историческому наследию» Польши и Белоруссии первой и второй Речи Посполитой, положительное отношение к которому необходимо, по мнению сотрудников Польского института, прививать белорусскому населению. Навязывается позитивная оценка правлению и внешней политике Ю.Пилсудского в межвоенный период. И приходится констатировать, что на этом поприще сделано уже немало.

К примеру, настоящее время в Белоруссии буквально насаждается культ польско-литовских князей Радзивиллов. На государственном уровне принимаются потомки этого магнатского рода, государственные и негосударственные СМИ широко и восторженно освещают их поездки по бывшим владениям их предков, создаются теле- и радиопрограммы о «просветительской и гуманитарной деятельности» этих «белорусских» магнатов, организуются художественные выставки «Из наследия Радзивиллов». Стоит, например, процитировать государственное Белорусское телеграфное агентство: «Семейство Радзивиллов для Средней Европы сыграло ту же роль, что для Западной — Медичи, Висконти. Радзивиллы вошли в историю не только огромной властью и богатством, которыми они обладали, но и своим покровительством культуре, искусству, многим светлым начинаниям для Речи Посполитой» (БЕЛТА, 02.12.2008 г.). Дошло до того, что в ближайшее время планируется создать Единый информационный центр (республиканский?) изучения наследия Радзивиллов с соответствующим антуражем.

Складывается впечатление, что белорусские власти вознамерились окончательно порвать с историческим прошлым своего народа. Ведь магнатский род Радзивиллов не только вел роскошную жизнь и собирал произведения искусства, но и оставил мрачный и кровавый след на Белой Руси. Многочисленные исторические факты свидетельствуют, что Радзивиллы отличались особым изуверством и жестокостью при подавлении выступлений западнорусского (белорусского) народа за освобождение от власти Речи Посполитой. Георгий Радзивилл, например, как и магнаты Мацеевский и Гроховский, расходовал огромные средства на поиски и приобретение русских книг и рукописей, которые затем сжигались. «Прославились» они и тем, что разрушали русские типографии. Януш Радзивилл в отместку за то, что население Белой Руси выступило в защиту Православия и поддержало восстание Богдана Хмельницкого, организовал карательную экспедицию, в ходе которой с неслыханной жестокостью в 1648 году было вырезано поголовно все население Пинска и других городов Южной Белоруссии.

Однако белорусские чиновников в контексте активизации транзита в Западную Европу истинное историческое лицо Радзивиллов совсем не смущает (о нем они вообще предпочитают не вспоминать). В известной степени они бессознательно повторяют путь большинства постсоциалистических стран, в которые в 90-е годы прошлого века наблюдался всплеск позитивизма в отношении таких политических фигур, как царь Борис в Болгарии, И.Тиссо и А. Глинка в Словакии, король Михай и маршал И.Антонеску в Румынии, Т.Масарик в Чехии, регент адмирал М. Хорти в Венгрии.

Продвижение и популяризация «польщизны» Польским институтом не ограничивается конференциями, концертами и прочими традиционными мероприятиями. Предпочтение, зачастую, отдается организации уличных и кукольных театров, театрализованных шествий и фестивалей «грюнвальдских рыцарей». Поддержка оказывается и белорусским фольклорным коллективам, имеющим соответствующий задачам ПИ репертуар.

Польский институт в Минске довольно виртуозно обходит вопросы, связанные с анализом политики коммунистического режима времен СССР, историю советско-польских связей. Функционеры ПИ вполне отдают себе отчет в том, что антикоммунизм потерял свою актуальность, с одной стороны, а с другой – не встречает понимания и симпатий в правящей элите, в белорусском обществе. Ведь утопические экономические и социальные эксперименты свойственны и режиму Лукашенко. Более привлекательной и, как выяснилось, востребованной является идеология русофобии (пусть и латентная, завуалированная). Белоруссия не является исключением и, увы, стоит в одном ряду с некоторыми другими славянскими государствами, где русофобия, в значительной степени инициируемая властью, набирает силу. Исторических и этнокультурных корней этого явления было бы напрасно искать в прошлом. Элементы русофобии лежат в плоскости современной политики республиканского руководства и являются объективными свидетельствами необходимых с его стороны процедур по идеологическому обоснованию смены внешнеполитических, а по большому счету и культурно-цивилизационных, религиозных ориентиров.

Приходится констатировать, что, несмотря на острейшую необходимость, со стороны России в течение длительного времени даже не предпринимались шаги по созданию в Республике Беларусь российского учреждения подобного Польскому институту. В последние два года посольство Российской Федерации в Белоруссии занимается вопросом открытия в Минске Российского центра культуры и науки, но белорусские власти фактически саботируют данное начинание.

По данным переписи населения 1999 года в Белоруссии проживает порядка 400 тысяч поляков. Однако польская сторона называет иные, значительно превышающие данные белорусской статистики цифры. По мнению Варшавы в Белоруссии проживают не менее миллиона этнических поляков. Такую разность в цифрах польская сторона объясняет советским прошлым, когда многие поляки (а это действительно имело место) из-за боязни репрессий со стороны советских властей и карьерных соображений официально «переписывались» в белорусы. Показательным примером в этом отношении является бывший председатель Верховного Совета Республики Беларусь (в 1994 — 1996 гг.), генерал-лейтенант милиции Мечислав Гриб, который будучи этническим поляком (уроженец Дятловского района Гродненской области) с определенного времени с целью занятия высоких государственных постов стал определять себя в качестве белоруса. Польские корни имеет и не безызвестный Станислав Шушкевич, также считающий себя белорусом.

Для расширения польского этнического представительства в Белоруссии, а задача стоит в доведении официального количества этнических поляков в РБ до цифр, соотносимых с количеством русских (великороссов), польской стороной осуществляется целый комплекс соответствующих мер, в число которых входит и распространение среди белорусских граждан т.н. «карты поляка». Она выдается посольством Польши в РБ с 31 марта 2008 года и является официальным документом (по сути, этническим удостоверением), подтверждающим принадлежность гражданина другого государства (все республики бывшего СССР) к польскому народу. В соответствии с действующим польским законодательством понятие поляк трактуется довольно широко, что предоставляет дополнительные возможности в получении документа, а владельцам «карты» — значительные льготы в области образования, предпринимательской деятельности и прочих сферах.

Обладатель «карты», например, получает право на долгосрочную многократную визу на пребывание в Польше, легальную (без специального разрешения) работу на территории Польши, занятие предпринимательской деятельностью наравне с польскими гражданами. Кроме того, он может в первоочередном порядке претендовать на финансовые средства, выделяемые на поддержку поляков за границей Польши из государственного и местного бюджетов, а также 37% скидку на проезд по железной дороге.

«Карту» может получить лицо, владеющее польским языком на базовом уровне, имеющее в родстве поляка либо того, кто имел в прошлом польское гражданство (отец, мать, дедушка, бабушка, прабабушка, прадедушка). Кроме того, «карту поляка» может получить и лицо, которое не может предоставить хоть какие-то документальные свидетельства о своих польских предках. Для этого ему необходимо стать активистом, поддерживаемого правительством Польши Союза поляков в Белоруссии (председатель – Анжелика Борис) и получить рекомендацию от этой организации. «Карта» действительна десять лет со дня выдачи и при соответствующем заявлении продлевается на следующие десять лет. За прошедший год «карту поляка» уже получили чуть менее 10-ти тысяч человек.

По большому счету, «карта поляка» способна охватить помимо собственно поляков и большие массы непосредственно белорусского населения с размытым национальным сознанием (чему способствует и отсутствие графы национальность в современном паспорте гражданина РБ), чьи ближайшие родственники (отцы, деды и прадеды) являлись до сентября 1939 года подданными довоенной Польши. Практически, «карта поляка» предлагается всем жителям Белоруссии, фамилии, имена и отчества которых носят польский оттенок. Основная роль в агитационной кампании за «карту поляка» отводится католической церкви (ксендзам и католическому активу) и польским общественным организациям.

И можно быть уверенным, что те белорусские граждане, которые, даже не являясь этническими поляками, сумеют получить названную «карту», станут в число сторонников польского самоопределения. Причем, такая позиция большой группы населения РБ не будет вступать в противоречие с белорусским законодательством, которое запрещает требовать от граждан указывать свою национальную принадлежность в обязательном порядке, никак не может негативно повлиять на карьеру, служебное положение или предпринимательскую деятельность новоиспеченных поляков.

По мнению же аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, «белорус» в настоящее время является понятием не этническим как в советское время, а гражданско-политическим. Таким образом, белорусские власти называют «белорусами» всех граждан республики независимо от их национальной принадлежности. Насколько такой подход оправдан, судить трудно, но он значительно облегчает реализацию ближайших планов Польши по существенному (в два и более раз) наращиванию польского этнического присутствия в Белоруссии.

По представлениям польской стороны все белорусы-католики однозначно относятся к категории «кресовых» (окраинных) поляков. Такая постановка вопроса вполне уместна, так как белорусы-католики в большинстве своем полагают своими духовно-культурными центрами Варшаву, Краков и Рим, в этом смысле полностью ориентированы на западную католическую цивилизацию. При этом значительная их часть считает себя поляками, хотя при переписи населения (по официальным данным) они, зачастую, обозначали себя как белорусы.

В целом же польского и пропольского населения в Белоруссии проживает, по оценке, в настоящее время от 12 до 15%, и при этом в последние годы наблюдается неуклонный рост его влияния в экономической, культурной, а, следовательно, и политической областях жизни республики. Результатом этого является участие Минска в инициированном Польшей антироссийском геополитическом проекте «Восточное партнерство», а также нежелание руководства Республики Беларусь, несмотря на требование белоруской общественности, установить 17 сентября в честь Освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию (сентябрь 1939 года) государственную памятную дату – День воссоединения белорусского народа.

В этот же ряд необходимо поставить и состоявшуюся 4-5 сентября 2009 года в Бресте трехстороннюю встречу начальников генеральных штабов вооруженных сил Польши, Белоруссии и Украины, в ходе которой (как сообщил начальник пресс-службы министерства обороны РБ Вячеслав Ременчик) было принято решение о создании «совместной системы безопасности воздушного пространства». При этом договорились, что данное мероприятие будет оформлено отдельным документом и станет осуществляться на постоянной основе. Следующие подобные встречи запланированы в Киеве и Варшаве соответственно. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как эти действия официального Минска согласуются с Единой региональной системой ПВО Союзного государства и, вообще, с построением единого оборонного пространства Белоруссии и Российской Федерации, особенно в свете намерения Киева рассматривать Россию в качестве вероятного противника?

Польша отводит значительную роль польскому этническому присутствию в Белоруссии и в вопросах торможения белорусско-российской интеграции и окончательного срыва строительства Союзного государства. Как заявил по этому поводу председатель правления фонда «Помощь поляка на Востоке»: «Независимость Белоруссии для поляков – огромная ценность и мы готов всячески поддерживать и защищать ее без оглядки на то, кто руководит в Белоруссии» («Народная воля», 26.06.2008 г.)

Сам Фонд «Помощь полякам на Востоке (Fundacja Pomoc Polakom na Wschodzie), действует с 1992 года при содействии Казначейства Республики Польша, польского МИД, Сената и Министерства культуры. Среди официально заявленных целях фигурируют: поддержка польской диаспоры «кресовых» территорий, развитие польского языка и культуры, сохранение польского духа и польского самосознания, создание в обществе благоприятного климата для осуществления польских политических проектов, поиск организаций польских соотечественников на Западе с целью их привлечения к совместной деятельности с «кресовыми» польскими организациями и группами. В совет фонда входят: Радослав Сикорский – министр иностранных дел, его заместитель Михал Дворчик, Эжбета Смулкова – первый посол Польши в Белоруссии, Ян Малицкий – декан факультета изучения восточных территорий Варшавского университета и другие.

Фонд выполняет программы, позволяющие расширять польское присутствие и влияние на местах. Выделяются средства на деятельность радио- и телеканалов, газет и журналов, обеспечивается доступ к информации о проблемах поляков, проживающих на «кресовых» землях, подшефные фонду организации и группы содействуют обучению детей дошкольного и школьного возраста, а также студентов польскому языку и культуре. В местах компактного проживания лиц польского происхождения Фонд организует изучение истории и традиций с целью сохранения и укрепления польского национального самосознания, возрождения польской интеллигенции для влияния на интеллектуальные слои населения на данной территории.

Кроме того, посредством поддержки культурных проектов фонд старается повысить экономический и административный статус польской диаспоры, подготавливая её представителей к взаимодействию с деловыми кругами Польши для осуществления экономических проектов.

Среди польских организаций, работающие на белорусском направлении, выделяется Институт Средней и Восточной Европы (Instytut Europy Sredno-Wschodnej), открытый в 1991 году решением польского МИДа для проведения исторических и политологических исследований относительно стран Центральной и Восточной Европы. Учредители: Люблинский католический университет и Университет им. Марии Кюри-Склодовской. ( Люблин). Финансирование института частично осуществляется ЮНЕСКО, а частично – польским МИДом, министерством образования и комитетом научных исследований. Институт выступил инициатором создания международной федерации институтов Средней и Восточной Европы как сети НПО в регионе.

Главным направлением деятельности института является сотрудничество с МИДом Польши, проведение для него экспертных оценок, организация и проведение встреч с зарубежными аналитиками и экспертами, специализирующимися на данной проблеме в других странах.

Действует на территории РБ и Фонд «Semper Polonia», учреждённый в 1997 году. Почётный опекун фонда — президент Польши. Организация осуществляет свою деятельность совместно с МИДом, сенатом, министерством культуры и министерством туризма и спорта РП. Цель фонда – поддержка польской диаспоры за рубежом и продвижение польских интересов в местах проживания лиц польской национальности, а также работа над положительным образом Республики Польша в странах, где имеются польские общины. Выплачивает стипендии наиболее успешным студентам польского происхождения.

Другая организация — Фонд «Через границы». Учреждён польскими членами римско-католического монашеского ордена доминиканцев. Официальная цель – поиск взаимопонимания между польским, украинским, русским, белорусским, немецким и словацким народами. Фонд занимается продвижением «польщизны» и интересов римско-католической церкви, в том числе и в Белоруссии.

Восточный институт создан в 1993 году для продвижения общественных образовательных программ и сотрудничества на восточных территориях. Основные формы работы: семинары для чиновников различного уровня Белоруссии и Украины, стажировки для представителей национальных СМИ, обучение представителей НПО Белоруссии и Украины.

В 1990-е гг. был особо активен Центр изучения Востока (Osrodek Studiow Wschodnich), созданный для изучения политической, экономической и социальной обстановки в Восточной Европе, Центральной Азии и на Балканах. Поддержку его деятельности осуществляют МИД и канцелярия президента Польши.

В отличие от него Польско-американский фонд свободы был основан в США, с 2000 года имеет представительство в Польше. Деятельность направлена на поддержку преобразований в странах Восточной Европы и бывшего Союза ССР. В совет директоров фонда входят Збигнев Бжезинский, Марек Белка – бывший премьер Польши, Ежи Кожминский – бывший посол Польши в США. Фонд финансируется польско-американским фондом предпринимательства. Главное направление деятельности — сотрудничество с НПО и местной политической элитой, ориентирующейся на западные ценности.

Стоит упомянуть и проект «Стипендия им. Лэйна Киркленда» на 2009-2010 годы для представителей Украины, Белоруссии, РФ, Армении, Грузии, Азербайджана, Казахстана. Его цель – распространение польского опыта преобразования общества в эти государства. В проект вовлекаются лидеры НПО, политики, эксперты, сотрудники госучреждений и академические круги. В данном проекте соучаствует фонд Фулбрайта (США).

Фонд сотрудничества сосредоточен на вовлечение максимально широких слоёв населения в интеграционные проекты объединённой Европы, поддержки проевропейских НПО и СМИ. Фондом осуществляется трансграничный проект «Польша – Белоруссия – Украина 2007-2013 годы». Он направлен на расширение сетевого сотрудничества проевропейских НПО на «кресовых» землях и развитие возможностей для местных трансграничных связей.

В последнее время резко возросла активность католического клира по привлечению белорусских граждан в римско-католическое вероисповедание с последующим формированием у них и польского национального самосознания.

Примечательно, что два бывших главных конкурента А.Лукашенко в президентской кампании 2006 г. – Александр Козулин и Александр Милинкевич – римо-католики. Но это никак не повлияло на намерение высшей белорусской власти идти на максимальное сближение с Ватиканом, в котором официальный Минск хотел бы видеть не только одну из опор своей пресловутой многовекторной внешней политики, но и влиятельного гаранта суверенитета Республики Беларусь. Так во время встречи в Минске с государственным секретарем Ватикана кардиналом Торчизио Бертоне, визит которого в Белоруссию состоялся 18-22 июня 2008 года, Александр Лукашенко не только пригласил римского папу Бенедикта XVI посетить Республику Беларусь, но и выразил уверенность, что «митрополит Кондрусевич будет бороться за независимость и суверенитет нашего государства». Итогом встречи Бертоне с Лукашенко стала и достигнутая договоренность о строительстве новых римско-католических костелов в Минске и других, в том числе и восточных, регионах Белоруссии.

Интересно, что Тадеуш Кондрусевич родился в Гродненской области в 1946 г., этнический поляк. 21 сентября 2007 г. Кондрусевич назначен папой Бенедиктом XVI архиепископом Митрополитом Минско-Могилёвским РКЦ.

В ходе посещения Александром Лукашенко с младшим сыном Николаем Ватикана и встречи с римским папой Бенедиктом XVI в конце апреля 2009 года было достигнуто принципиальное согласие о заключение в ближайшем будущем договора о сотрудничестве (конкордата) между Апостольской Столицей и Республикой Беларусь. Если такой договор действительно будет подписан, то это, несомненно, значительно повысит римско-католическое, а, следовательно, и польское религиозно-культурное влияние на различные сферы жизни Белоруссии, в том числе и политическую. Планируется, что конкордат будет иметь статус международного договора, в то время как действующее соглашение о сотрудничестве между Белорусским Экзархатом Русской Православной Церкви и правительством РБ имеет более низкий статус, носит характер внутриреспубликанского документа.

Начало новейшей экспансии католицизма в Белоруссии пришлось на 1990-е годы. Однако отправной точкой нынешней волны «католизации» можно считать визит президента СССР Михаила Горбачева к римскому папе Иоанну Павлу II в 1989 году, после чего в БССР, а затем и в РБ началась массовая передача римско-католической церкви бывших костелов и фактически заявительная регистрация новых католических приходов. Так, в 1988-1997 годах белорусскими властями было передано РКЦ порядка двухсот культовых зданий. Кроме того, республиканские власти стали лояльно относится к массовому въезду в Белоруссию польских католических миссионеров и священнослужителей. И если в середине 1980-х годов в БССР осуществляли свою деятельность около 40 ксендзов, то одним только решением Совмина СССР от 9 января 1990 года было дано разрешение на въезд из Польши 50 ксендзов для работы в приходах Белоруссии.

В целом, до 1996 года в РБ какая-либо внятная политика государства в делах религиозных отношений практически отсутствовала, работа госорганов отвечающих за это направление заключалась в формальной выдаче разрешений на деятельность религиозных организаций и самоустранении от регулирования этноконфессиональных вопросов. В результате возникали многочисленные эксцессы, связанные с вывешиванием польских государственных флагов и открытой пропольской пропагандой в костелах. К концу 1990-х годов усилиями госорганов подобную практику удалось если и не изжить полностью, то значительно ограничить. Польские флаги в настоящее время открыто не вывешивают, а прямая пропаганда в пользу польской государственности сменилась распространением и популяризацией наследия «золотой польщизны».

Господствующим языком в богослужебной и миссионерской деятельности является польский язык. Причем это связано не только с тем, что подавляющее большинство католических священнослужителей в Белоруссии являются этническими поляками, но и с тем обстоятельством, что прихожане костелов во многих случаях активно противодействуют использованию белорусской «мовы» в богослужебной практике. И если в Минске богослужение на белорусской «мове» (с сильными польскими вкраплениями и акцентом) частично используется в некоторых костелах, то, например, в Гродненской области подобное явление практически отсутствует.

В католических учебных заведениях картина несколько иная, хотя это только внешне, так как в них строго выдерживается приверженность «польщизне». Например, основанная в 1990 году Высшая духовная римско-католическая семинария (г. Гродно) в течение 18 лет вела делопроизводство и осуществляла подготовку ксендзов исключительно на польском языке и лишь к 2008 году стала частично практиковать белорусский язык в процессе обучения. В 2001 году в Пинске открылась Межъепархиальная Высшая духовная семинария имени святого Фомы Аквинского, где также частично используется (впрочем, сильно полонизированный) белорусский язык.

В настоящее время большая часть изданий римско-католической церкви в РБ (журналов, газет, сайтов и т.д.) используют белорусский язык. В то же время, поток католических печатных изданий на польском языке остается на высоком уровне. При этом надо понимать, что использование белорусского языка римско-католической церковью определяется не внутренней потребностью данной конфессии, а является преимущественно политическим шагом, выражающим заинтересованность РКЦ в максимальном отрыве РБ от России.

Римско-католическая церковь обладает в Белоруссии внушительными возможностями для проведения политики прозелитизма (после заключения конкордата эти возможности возрастут на порядок), в том числе и среди православно ориентированного населения. На территории Республики Беларусь действуют Конференция римско-католических епископов, 4 римско-католические епархии, 9 миссий, 9 монастырей и 2 духовных учебных заведения, а также 467 религиозных общин римско-католического вероисповедания, из которых почти треть – в Гродненской области. Всего за последние 10 лет число римско-католических общин в Белоруссии выросло более чем на 12%, а за последние 20 лет – в четыре раза. На территории Белоруссии служат 407 священнослужителей римско-католической церкви, двое из которых отмечены премией президента РБ «За духовное возрождение». Из общего числа римско-католических священнослужителей почти половину (168 чел.) составляют иностранцы (в т.ч. 161 — граждане Республики Польша).

В Белоруссии действующими являются более 400 костелов, большинство из которых расположено в западных районах Белоруссии. Ведется широкое храмовое строительство. По мнению самих католиков и религиоведов, уровень обеспеченности общин РКЦ культовыми зданиями составляет более 96% и является самым высоким среди всех зарегистрированных конфессий.

Для сравнения: из почти полутора тысяч православных священнослужителей (почти 1473 общины) лишь 4 – иностранцы. Белорусский Экзархат Русской Православной церкви осуществляет свою деятельность в 1274 культовых зданиях, РКЦ – 451 (219 – в Гродненской обл.).

Данные 2009 года говорят о том, что общины католиков в РБ в меньшей степени, нежели православные и протестанты сталкиваются с проблемами функционирования культовых зданий. Сохраняется определяющая роль зарубежной миссионерской помощи, в первую очередь, польской, в распространении римско-католического вероисповедания. Также справедливо утверждать, что Гродненская область – самая «польская», самая римско-католическая из всех шести областей РБ и испытывает особо сильное влияние со стороны Польши.

Согласно данным аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей (находится в подчинении Совета министров РБ), в настоящее время в Белоруссии католики составляют около 10% от общего числа верующих. В свою очередь, клирики римско-католической церкви оценивает численность своих последователей в РБ примерно в 5-7% процентов, указывая, что только «практикующий» католик может называть себя таковым, а не формально крещенный или посещающий костел.

При этом практически все религиоведы отмечают большую сплоченность и активность католиков по сравнению с православными. Значительное влияние на распространение католицизма в Белоруссии оказало массовое приглашение в РБ польских римско-католических миссионеров, в результате чего РКЦ стала однозначно ассоциироваться с ксендзами – этническими поляками. «Польские службы» (т.е. богослужения на польском языке) – обыденное явление в белорусских костелах.

Белорусские власти постоянно подчеркивают, что Республика Беларусь – многоконфессиональная и многонациональная страна. Лишь около половины граждан республики считают себя верующими. Тем не менее, значительные даты православного и римско-католического календарей в равной степени внесены в перечень официальных выходных дней и праздников. В то же самое время в Польше, где количество православных сопоставимо с числом католиков в Белоруссии, выходные и праздничные дни не учитывают православного календаря.

Белорусское государство активно поддерживает РКЦ (в т.ч. и материально) взамен на предполагаемую политическую лояльность. Однако подобные надежды вряд ли до конца обоснованы. Так, накануне президентской кампании 2006 года в ряде римско-католических костелов (в частности, в минском кафедральном костеле Пресвятой Девы Марии) ксендзы неоднократно резко отрицательно высказывались об этноконфессиональной обстановке в РБ и ратовали за поддержку лозунгов политических противников Лукашенко. Вообще для польских ксендзов и миссионеров характерно широкое привлечение к достижению социально-политических целей не только СМИ, христианских политических партий, но и организаций формально мирских, молодежных, находящихся под неусыпным контролем РКЦ. Так что лояльность римской курии к нынешней белорусской власти понятие весьма условное.

Польское население крайне неравномерно распределено по Белоруссии и в основном сосредоточено в Гродненской области, на западе Витебской и Минской областей, а также севере Брестской области. При этом в 9 из 16 районов Гродненской области поляки составляют от 21 до 51% населения, а в Вороновском районе Гродненской области поляков абсолютное большинство. В 5 западных районах Витебской области польское население составляет около 20%, а в Браславском районе Витебской области – порядка 50 процентов. Приведем и количество поляков (в процентах) по другим регионам: поляков среди жителей Пружанского, Барановичского и Ляховичского районов Брестской области – от 6 до 21%, Дзержинского, Несвижского, Воложинского и районов Минской области – от 6 до 20%( в Столбцовском – 51%). Поэтому основное внимание в вопросе формирования «Малой Польщизны» как Варшава, так и белорусские польские общественные организации уделяют западным регионам Белоруссии.

В настоящее время интересы польского населения выражают две организации с одинаковым наименованием – Союз поляков в Беларуси (СПБ) – которые до марта 2005 года были одним очень крупным (30 тысяч членов) по белорусским меркам польским национальным общественным объединением. В марте 2005 года председателем СПБ была избрана радикально пропольски настроенная Анжелика Борис, являвшаяся активной сторонницей единого кандидата в президенты от оппозиции «почетного поляка» Александра Милинкевича. Естественно, что такой разворот событий очень обеспокоил власти, так как в распоряжении Милинкевича могло оказаться разветвленное и хорошо организованное многочисленное общественное объединение. С учетом национальной сплоченности поляков и тогдашнего резко отрицательного отношения Варшавы к Лукашенко на западе Белоруссии могло сложиться угрожающее для действующего президента положение. Поэтому власти, в первую очередь, администрация президента РБ, предприняли самые жесткие меры, приведшие в итоге к расколу СПБ на две организации.

На том этапе это был успех власти, но будет ли он долговременным – большой вопрос. «Союз поляков Анжелики Борис» поддерживается Варшавой, а именно Польша играет заметную роль в развитии программы ЕС «Восточное партнерство» и привлечении к ней Белоруссии. Поэтому Лукашенко, чтобы нормализовать отношения с Польшей, возможно, придется признавать «Союз поляков Анжелики Борис».

Новейшая же история польского национального движения в Белоруссии такова. В 1988 году в Гродно было создано Польское общественно-культурное объединение имени Адама Мицкевича, которое в 1990 году было преобразовано в республиканское общественное объединение Союз поляков в Беларуси, деятельность которого при поддержке Варшавы и самом благожелательном отношении белорусских властей достигла большого размаха.

В течение всего времени своего существования СПБ совместно с местными властями Гродненской области и Уполномоченным по делам религий и национальностей РБ при финансовой поддержке правительства Польши проводится обширная постоянно действующая культурно-пропагандистская кампания. Во всех районных центрах и крупных населенных пунктах Гродненской области, а также в ряде мест Брестской и Минской областей, где хотя бы частично проживает польское население, систематически (практически каждое воскресенье) проходят праздники польского слова, фестивали и дни польской культуры. Кроме того, ежегодно в Гродненской области проводятся Всебелорусский фестиваль польской песни и международный фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов» (в 2009 году проводился в девятый раз), фестиваль полонеза в Слониме (прошло пять фестивалей). Последние два мероприятия проходили с участием официальных представителей Белоруссии, Польши и Литвы с целью пропаганды «золотого наследства Речи Посполитой».

Союз поляков в Беларуси с самого начала своего существования пользовался широкой поддержкой со стороны польских властей различного уровня. Польской стороной не только финансировались различные программы (образовательные, обучающие, культурные, информационные, экономические и др.), направленные на укрепление польского влияния в Белоруссии, но и приобреталось имущество, недвижимость, технические средства для СПБ и других польских организаций. Практически в каждом населенном пункте западных районов Белоруссии, где имелись отделы СПБ, на средства, предоставленные Польшей, были приобретены или построены Дома Польские, являющиеся (наряду с костелами) опорными пунктами по расширению и укреплению польского влияния в Западной Белоруссии (на «кресах всходних» по польской терминологии).

Активная пропольская культурная политика на западе Белоруссии, проводимая как местными и центральными белорусскими властями, так и правительством Польши, привела к стремительному росту польских творческих коллективов на Гроднинщине, а также в «польских» районах Минской, Брестской и Витебской областей. Так, если в 1990 году в Белоруссии был только один польский хор, то в настоящее время в республике работают более сотни польских творческих коллективов (и их количество продолжает расти), которые совместно с католическим костелом играют центральную роль в консолидации польского населения Белоруссии на принципах приверженности «Малой Польщизне».

Широкое распространение, в первую очередь, на западе Белоруссии получили различные формы обучения польскому языку. В настоящее время только в Гродненской области польский язык изучается в 104 школах. В общей же сложности по республике польский язык на систематической основе изучают 20 тысяч школьников и студентов. Ставится вопрос о создании на одном из республиканских государственных телеканалов (их в РБ четыре) постоянных программ на польском языке. При этом нельзя исключать, что в обозримом будущем польский язык может получить статус официального, по крайней мере, на территории Гродненской области. Тем более что имеется исторический пример, когда в довоенной БССР статус государственного имели четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.

Как уже упоминалось, в настоящее время в Белоруссии действуют два Союза поляков. Один из них в оппозиционных кругах именуется «провластным» (председатель до 12 сентября 2009 г. – Юзеф Лучник, с 12 сентября – Станислав Семашко), другой – «независимый» (председатель – Анжелика Борис). В то же время, несмотря на определенные противоречия существующие между руководством двух союзов, и «провластный» и «независимый» Союзы поляков в Беларуси своими главными задачами видят возрождение и распространение польского языка и культуры, традиций «польщизны» и Речи Посполитой среди польского и католически ориентированного населения Белоруссии. И в этом их цели полностью совпадают.

До раскола в марте 2005 года СПБ имел в своем составе 133 действующих отдела. В сентябре 2009 года «провластный» Союз имеет в своем составе 72 отдела и является владельцем 17 Домов Польских. Оставшиеся отделы или входят в «независимый» СПБ, или, в большинстве своем, временно пребывают в неопределенном состоянии. При этом «Союз поляков Анжелики Борис» пользуется прямой поддержкой Варшавы и обладает правом при необходимости давать рекомендации на получение «карты поляка».

Изначально в рамках Союза поляков в Беларуси действовал целый ряд специализированных обществ, союзов и комитетов: Польское общество врачей, Общество польских художников, Союз польских ветеранов, Союз бывших солдат Армии Краёвой, Союз поляков – жертв политических репрессий, Общество польской молодежи, Союз среднего и младшего медперсонала, Комитет памяти Элизы Ожешко, Польское научное общество, Республиканское общественное объединение «Харцерство» и другие. О том, как эти формирования перераспределились после раскола СПБ до конца пока не ясно (возможно, что часть их них стали самостоятельными организациями), но можно быть уверенными, что свою деятельность на ниве «польщизны» они не прекратили.

Выходят в Гродненской области и польские периодические издания. Наиболее крупными из них являются близкие «Союзу поляков Анжелики Борис» газета «Glos znad Niemna» и журнал «Magazyn Polski», в которых практически неприкрыто ведется пропаганда «территориального наследия второй Речи Посполитой».

Фактически можно говорить о создании в западных областях Белоруссии обширной инфраструктуры польского влияния, которая при определенных условиях может стать основой для моделирования в этих регионах религиозно-этнического конфликта по «косовскому варианту» или более мягкому. Такие предположения, в принципе, не являются беспочвенными, т.к. в тех западных районах Белоруссии (Браславский и Поставский районы Витебской области, Вороновский, Свислочский, Щучинский и другие районы Гродненской области), где польское население составляет порядка 40-60%, руководящие должности в органах государственной власти и внутренних дел занимают этнические поляки или лица прокатолической ориентации. Они непосредственно способствуют распространению в западных районах (и не только) Белоруссии «польщизны», католицизма и «романтических воспоминаний» о Речи Посполитой.

Торгово-экономические отношения Белоруссии и Польши пока не имеют определяющего значения для экономики Республики Беларусь. В 2008 г. товарооборот с Польшей составил около 4% от общего объема внешней торговли Республики Беларусь(5-е место, после России, Нидерландов, Украины и Германии). По данным министерства иностранных дел РБ основные поставляемые Белоруссией в 2008 году в Польшу товары: нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, калийные удобрения, полуфабрикаты из нелегированной стали, провода и кабели, казеин, электроэнергия, лесоматериалы, ациклические спирты, медные отходы и лом.

Основные импортируемые Республикой Беларусь в 2008 году из Польши товары: древесностружечные плиты, санитарно-гигиенические изделия, свинина, оборудование для термической обработки материалов, электротехника, бытовая химия, фрукты, арматура и крепления для мебели и дверей, медная проволока, оборудование для обработки и переработки молока, легковые автомобили, лекарственные средства, трубки и шланги из пластмассы.

По итогам 2008 года общий объем привлеченных польских инвестиций в Белоруссию составил 21,7 млн. долларов.

По итогам девяти месяцев текущего года белорусско-польский товарооборот резко снизился. Уже в январе-марте было отмечено значительное падение белорусского экспорта в Польшу (158,3 млн. долларов, т.е. 50,6% к уровню 2008 г.). Правда, по данному вопросу существуют противоречивые оценки белорусской и польской сторон. Так, по сведениям Минска, белорусско-польский товарооборот в январе-июне текущего года составил 736,4 млн. долларов, что на 48,1 процентов меньше, чем в аналогичном периоде 2008 года. При этом белорусский экспорт в Польшу составил 393,7 млн. долларов (сокращение на 56,3%), импорт — 342,7 млн. долларов (сокращение на 34%). По данным же Варшавы по итогам первого полугодия польский экспорт в Белоруссию снизился примерно на 13-15%. Кто и с какой целью искажает реальную картину двустороннего торгово-экономического сотрудничества двух соседних стран – вопрос второй. Важен общий уровень отношений и основные направления взаимодействия, порядок цифр товарооборота.

По данным Национального статистического комитета РБ, объем привлеченных польских инвестиций в экономику Беларуси за первое полугодие 2009 года составил около 11 млн. долларов, в том числе прямых инвестиций — 9,7 млн. долларов. По состоянию на 1 января 2009 года в Белоруссии зарегистрировано 321 предприятие с польским капиталом, в том числе 200 совместных.

В качестве движителей белорусско-польских экономических отношений рассматриваются два инвестиционных проекта. Один из них предполагает строительство в Гродненской области двух угольных электростанций (Зельва и Лельчицы) ориентировочной мощностью по 400 МВт. Данный проект будет осуществляться в рамках Меморандума о сотрудничестве в области энергетики между Республикой Беларусь и Польшей, подписанного в ходе визита в Гданьск главы правительства РБ Сергея Сидорского 1-2 сентября 2009 года. С белорусской стороны документ подписан министром энергетики РБ Александром Озерцом, с польской — заместителем премьер-министра, министром экономики Вальдемаром Павляком.

В вопросе строительства угольных электростанций польская сторона выступает основным инвестором (1,5-2 млрд. долларов), поставщиком оборудования и, главное, угля, белорусская — обязуется продавать вырабатываемое электричество в Евросоюз, т.е. в Польшу и Литву (это связано и с проблемой закрытия Игналинской АЭС). Осуществление проектов по строительству угольных электростанций возложено на польскую компанию «Кульчик холдинг».

Таким образом, руководство РБ предоставляет территорию Гродненской области для размещения на ней экологически сомнительных энергетических объектов и за счет снижения экологической безопасности Белоруссии идет на уменьшение рисков для энергетической безопасности ЕС. Кроме того, ставится преграда поставкам более качественного и дешевого российского угля для новых белорусских электростанций.

Помимо этого польская компания «Электробудова» выразила большую заинтересованность в капиталовложениях в организацию производства автоматических систем управления для ГПО «Белэнерго». По мнению сторон, продукция этого предприятия и внедряемые на нем технологические решения могут быть в последующем использованы при модернизации действующих и строительстве новых генерирующих мощностей в Белоруссии, таких как будущие угольные электростанции и Белорусская АЭС.

При этом АО «Электробудова» готово рассмотреть любой приемлемый для белорусской стороны вариант сотрудничества в области энергетики: создание нового производства или совместного предприятия, кооперацию с белорусскими заводами и другие. Со своей стороны ГПО «Белэнерго» подтвердило готовность к участию в сотрудничестве с польским предприятием. Стоимость контрактов по данному направлению сотрудничества обсуждаются.

Вторым перспективным проектом выступает предполагаемая реконструкция водного пути Днепр-Висла-Одер (стоимость проекта оценивается в 150– 200 млн. долларов), в ходе которой (по словам директора департамента морского и речного транспорта министерства транспорта и коммуникаций Бронислава Говоровского) главная доля финансирования будет производиться Евросоюзом (до 90%). Основные средства Евросоюза будут направлены на польскую часть проекта, которая предполагает строительство на реке Буг гидроузлов с судоходными шлюзами, так как в настоящее время Буг практически несудоходен. Белорусская сторона рассчитывает получить средства на сооружение пограничного шлюза и реконструкцию действующих шлюзовых сооружений на Днепро-Бугском и, в меньшей степени, Августовском каналах. В настоящее время уже ведутся ремонтные работы на Днепро-Бугском канале. По сведениям министерства транспорта и коммуникаций РБ в настоящее время возможности пропуска грузов по этому речному пути составляют 4 миллиона тонн, которые после реконструкции возрастут в два раза – до 8 миллионов тонн. По мнению экспертов Евросоюза, белорусской и польской сторон данный проект будет способствовать значительному усилению экономических связей в направлении Польши и Прибалтики. Послужит он и развитию водного историко-краеведческого туризма, направленного на знакомство с наследием Речи Посполитой.

В ходе упомянутого визита Сидорского в Польшу состоялись переговоры главы белорусского правительства с руководством польской компании «Фамур», производящей горношахтное оборудование. Речь шла о создании совместного предприятия для обеспечения нужд ПО «Беларуськалий». До 2001 года оборудование АО «Фамур» (комбайны и проходческая техника) поставлялось на «Беларуськалий». Однако с 2000 года в Белоруссии начала внедряться программа по импортозамещению техники, оборудования и материалов для ПО «Беларуськалий». В настоящее время в этой программе участвуют 17 белорусских предприятий, которые выпускают более 150 наименований оборудования. Тем не менее, существует ряд необходимого ПО «Беларуськалий» оборудования, выпуск которого белорусские предприятия не могут освоить самостоятельно.

В связи с объявленным президентом РБ курсом на либерализацию экономической жизни польский капитал все больше стал проявлять заинтересованность в участии в приватизации белорусских предприятий. Польским инвесторам в РБ интересны банковская сфера, страхование, телекоммуникации, энергетика. Тесные отношения по поводу польского опыта приватизации и привлечения инвестиций установились между Министерством экономики Польши и Госкомимуществом РБ.

Так, польская компания AKJ Investments изъявила желание выступить консультантом по приватизации белорусских предприятий и банков. Эти вопросы обсуждались на встрече премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского с руководством этой компании. AKJ Investments предлагает создать в Белоруссии совместно с ОАО «АСБ Беларусбанк» (крупнейший государственный банк РБ) консалтингово-инвестиционную компанию для обеспечения процесса приватизации белорусских предприятий.

При рассмотрении белорусско-польских торгово-экономических отношений необходимо отметить, что экспортируемая из Белоруссии в Польшу продукция характеризуется низкой технологичностью и невысокой добавочной стоимостью. Наибольшим спросом на польском рынке пользуются такие белорусские товары, как изделия из металла, продукты нефтехимии (искусственные и синтетические нити), а также древесина, грибы и ягоды.

Белоруссия за последние годы значительно нарастила товарооборот с Польшей и увеличила ввоз польских стройматериалов, мебели, электроприборов, продуктов питания, выработанных из белорусского сырья и полуфабрикатов. К примеру на белорусском рынке широко представлена польская плодоовощная продукция – овощные, фруктовые и грибные полуфабрикаты глубокой заморозки, прочие продукты питания. В то же время, не располагая документацией производителей, можно с большой долей уверенности полагать, что польский джем и польские консервированные лисички в белорусских продмагах приготовлены из белорусского сырья.

Белорусский экспорт вне СНГ характеризуется незначительным удельным весом в 1,5-3,5 процента высокотехнологичных товаров (определено белорусскими учеными по собственным методикам) и львиной долей сырья и полуфабрикатов в общем объеме вывозимой продукции. В то же время в польском экспорте в РБ преобладают среднетехнологичные товары.

Значительную долю белорусского рынка уверенно заняли китайские товары, произведенные для польских заказчиков с целью сбыта в СНГ. Т.е. Польша давно стала тем «трамплином» для КНР, роль которого в мечтах правящего класса РБ должна была играть Белоруссия.

Нельзя не отметить и некоторые изменения в области трудовой миграции. Безработица и нищета 1990-х годов вынудила многих поляков массово мигрировать в ЕС с целью нелегального или полулегального трудоустройства. По тем же причинам белорусские граждане в массовом порядке выезжали на польские стройки и фермы, а также в Москву, Подмосковье и сибирские города. Создавалась парадоксальное положение, когда польская медсестра выезжала на суточные дежурства в Германию, а на ее место приезжала медсестра из Белоруссии.

С вступлением Польши в Евросоюз поток трудовых мигрантов из Белоруссии и Украины в Польшу сильно сократился. Однако и в настоящее время из 600-800 тысяч белорусских граждан трудоспособного возраста, чьи источники доходов в 2008 году были «непрозрачны» для Министерства по налогам и сборам РБ, заметная часть представлена белорусскими гастарбайтерами в Польше и Литве. Например, белорусские «дальнобойщики» массово перевели свое дело в Литву, уплачивая налоги в этой прибалтийской республике. Поток квалифицированной белорусской рабочей силы, после введения «дорогого «шенгена», сосредоточился на Московском направлении. К слову, данное обстоятельство сыграло не последнюю роль в мотивации польского правительства активно ходатайствовать перед официальным Брюсселем о снижении стоимости виз для белорусов и украинцев.

Впрочем, и сегодня трудовые ресурсы РБ продолжают (уже в меньшем объеме) обслуживать польскую экономику, решая ряд социальных проблем. Особенно это касается приграничной Гродненской области, где проживают сотни тысяч белорусских поляков, сильны позиции РКЦ, а польский капитал в совместных и иностранных предприятиях определяет ряд ведущих макроэкономических показателей региона.

Из видов деятельности наиболее востребованными польским капиталом являются торгово-посредническая деятельность (по большей части связанная с экспортно-импортными операциями) и переработка местного сырья в Свободных экономических зонах (СЭЗ). Несомненно: польская диаспора в РБ активно способствует экономической экспансии польских товаров и услуг на белорусский рынок, попутно продвигая западноевропейские экономические интересы и усиливая давление западных ТНК на белорусскую экономику.

Акцент на торгово-посреднической деятельности во взаимной торговле делают и польская, и белорусская стороны. Данным обстоятельством обусловлен ряд социальных проблем и перекосов экономического сотрудничества. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики по-прежнему обходят стороной Белоруссию, о чем неоднократно заявлялось на белорусско-польских переговорах. Такое положение вещей обусловлено не только мотивацией польского инвестора, ориентированного на максимизацию прибыли и быстрый оборот капитала (в сфере услуг он в разы больше, чем в промышленности), но и противоречивой внутренней экономической политикой белорусского руководства. Общим местом критики последнего являются:

1) отсутствие четкой стратегии экономического развития, противоречия деклараций с практическими шагами;

2) забюрократизированность экономической жизни;

3) волюнтаризм и безответственность чиновничьего аппарата;

4) отсутствие действенных гарантий прав собственности и прочих экономических свобод.

Однако ключевой проблемой является первая из вышеупомянутых, наглядно продемонстрировавшая противоречивость внутренней политики за последний год. Заявленная либерализация в контексте постсоветской плановой экономики (декларируемая «социально ориентированная рыночная модель») привела к рассогласованности принимаемых решений и неожиданному для правительства эффекту. Так, например, предпринятые белорусским правительством меры по импортозамещению привели к массовому сокращению работников и объемов производства на предприятиях СЭЗ «Брест». В частности, в крайне тяжелое положение было поставлено СП с высоким процентом польского капитала «Инко-Фуд» — региональный лидер мясопереработки. Получив предписание переориентироваться с польской (по некоторым сведениям – реэкспортированной из Польши аргентинской) свинины на белорусскую, предприятие сократило персонал и объемы производства. На данном примере видно, чего стоят декларации правительства о либерализации, привлечении прямых иностранных инвестиций и новых технологий, очевиден уровень компетентности вертикали органов власти в решении социальных проблем.

Немалый вклад в такое положение вещей вносят откровенно коррупционные схемы, возникающие как следствие государственной монополии на ряд ключевых видов деятельности. Так, жесткое квотирование и лицензирование предприятий рыбной отрасли привели не только к росту внутренних цен, но и послужили поводом для «рыбного скандала» (после «молочной войны») лета 2009 года.

Как следует из ранее сказанного, Польша в своей восточной политике стремится активно взаимодействовать с польским населением в сопредельных государствах, в том числе, и в Белоруссии. Причем в последнем случае речь идет не просто о действиях направленных на сохранение польского самосознания у «кресовых» поляков и расширение ареала распространения польской культуры, а о формировании у местного польского населения, в первую очередь у интеллигенции и деловых кругов, активного желания продвигать интересы «польщизны» в стране проживания с последующим созданием благоприятных условий для осуществления программы строительства четвертой Речи Посполитой.

В отличие от Российской Федерации, которая все годы существования суверенной Белоруссии довольно слабо занималась поддержкой и формированием ориентированного на единство с Россией гражданского общества, Польша не теряла времени даром и, имея с Республикой Беларусь незначительные торгово-экономические отношения, сумела добиться несопоставимого с ними общественно-культурного влияния в Белоруссии, особенно, в ее западных регионах.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Взаимный товарооборот между Россией и Беларусью за последние пять лет увеличился в 1,8 раза, сообщила председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. На встрече с руководителями государственных органов обеих стран она отметила, что прошлогодний рекордный объем торговли составил 4,6 трлн руб. «Мы …

24 июня 2025

В «дорожную карту» развития евразийской экономической интеграции до 2030 года и далее планируется включить около 400 мероприятий. Об этом заявил министр экономики Белоруссии Юрий Чеботарь. По его словам, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вместе с государствами-членами ЕАЭС разрабатывает план мероприятий по …

20 июня 2025

 Минск и Москва в рамках Союзного государства делают ставку на реализацию совместных программ в сфере промышленной кооперации. Об этом было завялено во время встречи министра экономики Белоруссии Юрия Чеботаря с замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрием Вольвачем и госсекретарем Союзного государства Сергеем …


Ваш браузер устарел! Обновите его.