×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/novye-integracionnye-iniciativy-nazarbaeva/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября

Президент Нурсултан Назарбаев 11 марта обнародовал идею создания новой валюты для стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). «Внутри интеграционного объединения может быть введена своя собственная единая межгосударственная наднациональная расчетно-платежная безналичная единица. Ее курс не должен зависеть от колебания мировых валют, – заявил Назарбаев в Астане на II экономическом форуме «Экономическая безопасность Евразии в системе глобальных рисков». – Эта платежная единица могла бы называться «евраз» или «евразия», раньше я предлагал «алтын». Для этого, по словам Назарбаева, необходимо создать рабочую группу по обсуждению конкретных вопросов разработки развития валютно-финансового объединения. «Мы готовы принять такую группу у нас в Казахстане и создать все условия для продуктивной работы», – сказал Назарбаев, пояснив, что новая валютная система позволит вести «стабильное, долгосрочное инфраструктурное инвестирование». «Она должна обеспечить также устойчивые и ритмичные безналичные транзакции между государственными субъектами, юридическими и физическими лицами внутри и между странами ЕврАзЭС», – уточнил президент Казахстана.

Вновь озвученная президентом Казахстана идея использовать рубль в качестве региональной резервной валюты или создать единую региональную валюту была неоднократно высмеяна и подвергнута вполне аргументированной критике, но оттого не стала менее привлекательной, даже наоборот. Предложения о создании новых «эксклюзивных» валютных отношений между отдельными странами в последнее время возникают с завидным постоянством. И дело не в том, что доллар в глазах местных участников внешнеэкономической деятельности утрачивает свою привлекательность, а рубль становится краше. Речь идет о стремлении к суверенитету, к свободе выбора модели экономического развития, монетарной политики, торговых партнеров. Но доллар, а также работа Международного валютного фонда, да и вся основанная на долларе система мировой торговли препятствуют этому.

Введение единой валюты будет закономерным этапом развития Таможенного союза, если тот будет развиваться в направлении дальнейшего углубления интеграции. Оно, вероятно, будет проходить в несколько этапов, включающих индексирование курса валют, введение условной расчетной единицы, а затем и реальной единой валюты. Причем общий тренд к торгово-экономическому объединению стран определяется не простой суммой плюсов и минусов, то есть преимуществ или ущерба, полученных конкретными сегментами интегрирующихся экономик. Он является результатом взаимодействия комплекса политических, социальных, экономических и этических факторов.

Если страны–члены ЕврАзЭС, равно как и участники других региональных союзов, будут полагаться исключительно на рыночные механизмы, то они будут объективно заинтересованы в сильном долларе. И не на развитие региональных проектов будут направлять свои усилия, а на укрепление доллара. Поскольку рынок на стороне доллара, то решение о переходе к использованию какой-то иной валюты в качестве региональной или созданию новой единой валюты на практике придется принимать на основе политического императива. Это позволит странам объединить ресурсы в борьбе с кризисом, но именно России придется стать спонсором этого процесса.

Стоит отметить то, что превалирование политической целесообразности над экономической, отнюдь не означает того, что проект будет провальным. История Евросоюза дает тому немало примеров. Но проблема в том, что по оценке одного из ведущих казахстанских экспертов Н.Кузьмина «доллар находится под защитой Вашингтона, а Вашингтон – под защитой доллара».

Сам проект Таможенного союза воспринимается за рубежом как проект восстановления Советского Союза, каким он, наряду с другими интеграционными структурами постсоветского пространства, в известной степени и является. Разумеется, США и Запад в целом не заинтересованы в возрождении геополитического конкурента, поэтому всеми способами будут препятствовать этому. Есть опасность того, что их усилиями развитие объединительных процессов в Евразии, включая и введение единой валюты, будет заморожено на уровне деклараций.

Если неприятие доллара возьмет верх над неприятием рубля, в итоге в рамках Таможенного союза будет создана некая условная расчетная единица, которая так или иначе будет привязанной к рублю. Если нет – интеграционный процесс в рамках Таможенного союза остановится – «общевалютная проблема» может вызвать лавину мелких проблем и взаимных претензий, которая погребет под собой стремление вырваться из долларового плена.

Вероятнее всего, Россия поддержит идею общерегиональной валюты, даже если ей придется отчасти спонсировать макроэкономическую стабильность в этих странах. Единая валюта, безусловно, обеспечит стабильность и устойчивость остальных стран ЕврАзЭС, отчасти за счет устойчивости и стабильности российских государственных финансов. И она же закрепит за РФ доминирующие позиции, как минимум, на постсоветском пространстве. Именно это уже и вызвало массу негативных комментариев «очередной назарбаевской идеи» в западных и близких им по духу российских СМИ.

Безусловно, для Казахстана новое предложение является, во многом имиджевым (президенту-интегратору следует соответствовать сложившемуся образу) и просто вынужденным шагом.

Рост ВВП в республике в 2008 году упал больше, чем у его соседей и составил всего 2,7%. Доля убыточных предприятий (по фискальной отчетности) составила 36%. Котировки национального рынка акций (KASE) в 2008 году упали на 66%. Исчезло то, чем так гордился президент Назарбаев – инвестиционная привлекательность Казахстана: международные рейтинговые агентства из месяца в месяц снижают рейтинги казахстанских кампаний и банков. Резервы страны тают и уже не могут покрыть гигантский внешний долг страны, а крупнейшие банки страны оказались на грани банкротства. Золотовалютные резервы (ЗВР) Казахстана, включая резервы Нацбанка и средства, аккумулированные в Национальном фонде республики, в феврале снизились на 9,2% – до 42 млрд. долл. При этом, по состоянию на 12 января валовый внешний долг страны составлял около 106 млрд. долл., увеличившись за минувший год примерно на 10%. В том числе государственный и гарантированный государством долг вырос на 4% – до 2,5 млрд. долл., а долг частного сектора увеличился на 4,6% – до 103,5 млрд. долл. Обязательства компаний перед иностранными ассоциированными предприятиями составляет почти 35 млрд. долл., или 33% от ВВП страны. Отток капитала из Казахстана с начала 2008 г. составляет около 10 миллиардов долларов – огромная для РК цифра. Руководитель Торгово-промышленной палаты Казахстана уже заявил, что около 70% МСБ в республике близко к банкротству. К концу 2008 года численность безработных достигла 6,7% от экономически активного населения (примерно 560 тысяч человек).

Все это — расплата за политику, проводившуюся руководством страны в предшествующие годы, когда до 80% роста ВВП обеспечивалось внешними займами. Когда же цены на нефть и металлы – основные позиции экспорта Казахстана резко упали, а займы перестали давать, ситуация стала стремительно ухудшаться. Казахстан пока является единственной республикой Центральной Азии, девальвировавшей свою национальную валюту (в начале февраля 2009 года), что вызвало одномоментный скачок цен на 20-30%. И хотя Правительство, Нацбанк и президент не устают повторять, что второго «пике» нацвалюты не будет, тем не менее, представляется что девальвация тенге далеко не закончилась – после резкого обесценения казахстанской валюты последует более плавное снижение курса. К лету или в течение ближайших трех месяцев справедливый курс тенге к доллару потребует нового витка в 10-15% к текущему курсу.

Это заставляет руководство Казахстана прибегать к мерам, отказом от которых оно так гордилось в предшествующий период. Государство фактически стало национализировать системообразующие коммерческие банки. В двух из них – Казкоммерцбанке и Народном банке государство получило пакет из 25% акций, а БТА и «Альянс» были фактически национализированы. Квоты на использование иностранной рабочей силы, были сокращены вдвое. Правительство вынудило руководство крупных частных компаний подписать меморандумы «о социальной ответственности», предусматривающие обязательства бизнеса ориентироваться на сохранение рабочих мест. На борьбу с кризисом уже выделено более 10 млрд. долларов. Бюджет на 2009 год был принят с дефицитом в 4,76 миллиарда долларов и, вероятнее всего, до конца года вновь будет пересматриваться в связи с ожидаемой дальнейшей девальвацией тенге.

На сегодня в Казахстане (как и в других республиках региона) продолжается «борьба с экономическим кризисом» без четкого видения перспектив и с использованием двух основных методик: перекладывания экономического бремени проблем на население и дальнейшего транзита экономик по пути их все большего «огосударствления». «Многие приходят к необходимости «ручного управления» экономикой, и регулирование становится важнейшим делом выхода из этого кризиса», – заявил недавно президент Назарбаев в своем последнем Ежегодном Послании. Разумное вмешательство государства в экономическую сферу необходимо, но имеется несколько вопросов: как же быть с хвалеными казахстанскими «успехами по экономическому развитию»? Значит, оно не самодостаточно и саморегулируемо? Что это за экономика, которой нужно управлять из кабинета чиновника? И, главное, у какого из элитных кланов в руках окажется «ручник», кто будет представлять государство в этой новой экзотической казахстанской экономической системе? Вопросов больше чем ответов.

Впрочем, даже если движение в сторону создания общерегиональной валюты до конца не будет пройден, само движение к единой валюте может оказать укрепляющий эффект для экономик стран ЕврАзЭС. Институциональное развитие и выполнение стандартов, необходимых для введения стабильной единой валюты, будут способствовать большей макроэкономической стабильности и устойчивости к внешнеэкономическим шокам.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

5 ноября 2024

Российская сторона не подталкивает Ереван и Баку к поспешному заключению мирного договора, заявил РИА Новости глава МИД РФ Сергей Лавров. «Приветствуем существенный прогресс, достигнутый в рамках азербайджано-армянского мирного процесса. С учетом многолетней вражды, военных действий, жертв с обеих сторон понимаем, …

31 октября 2024

Армянский коньяк нужно называть армянским бренди и никак иначе, считает премьер-министр республики Никол Пашинян. На заседании правительства в четверг он напомнил, что коньяк, как и шампанское, изначально был названием не напитка, а региона. Таким образом название коньяк является нематериальной ценностью Франции, и …

31 октября 2024

Власти Армении не считают международное признание геноцида армян в Османской империи своим главным приоритетом, следует из заявления министра иностранных дел Арарата Мирзояна на фоне налаживания отношений с Турцией. «Международное признание геноцида <…> не является нашим приоритетом номер один. Изучение трагических …


Ваш браузер устарел! Обновите его.