Актуальность продолжения работы по привлечению в Россию соотечественников зафиксирована в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. При этом в ней обозначена целесообразность реализации Государственной программы на бессрочной основе. Новая редакция Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее Государственная программа) вступила в силу 31 декабря 2012 года.
В этой связи, в начале января этого года были опубликованы ряд поручений и законопроектов Президента, а так же Постановление и Распоряжение Правительства России.
С 3 по 15 января 2013года, Владимир Путин подписал ряд Федеральных законов связанных с миграцией[1]:
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в области адресно-справочного учёта граждан Российской Федерации и миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства.
Федеральным законом вносятся в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие регистрацию и снятие с регистрационного учёта граждан Российской Федерации, осуждённых к принудительным работам по месту их пребывания, а также постановку на миграционный учёт и снятие с миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства, осуждённых к принудительным работам по месту их пребывания, в соответствующих учреждениях уголовно-исполнительной системы. Кроме того, Федеральным законом устраняется пробел в законодательстве Российской Федерации в части, касающейся регистрации или постановки на миграционный учёт по месту пребывания лиц, осуждённых к лишению свободы.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
направлен на совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в части, касающейся правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
В этих целях Федеральным законом вносятся в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменения, согласно которым разрешительные документы на привлечение и использование иностранных работников могут оформляться и направляться иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также работодателями и заказчиками работ (услуг) в Федеральную миграционную службу и её территориальные органы в форме электронных документов.
Кроме того, Федеральным законом предоставляется право работодателям и заказчикам работ (услуг) привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных работников, временно проживающих в Российской Федерации, без наличия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Одновременно указанной категории иностранных граждан предоставляется право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу.
3. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» направлен на совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в части, касающейся вопросов предупреждения и пресечения незаконной миграции, а также иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Федеральным законом вносится изменение в статью 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которому устанавливается возможность запрета на въезд в Российскую Федерацию в течение трёх лет для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности своевременно покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным данным Федеральным законом.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации» направлен на усиление уголовной ответственности за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается увеличение размеров и сроков наказаний за организацию незаконной миграции и, таким образом, отнесение указанного деяния к преступлениям средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков – к тяжким преступлениям.
Реализация Федерального закона позволит повысить эффективность мер по противодействию незаконной миграции и будет способствовать укреплению правопорядка в обществе и национальной безопасности Российской Федерации.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» принят в целях обеспечения социально-бытовых гарантий трудовым мигрантам и установления административной ответственности приглашающей стороны за непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашённого иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции в части, касающейся уточнения правового статуса беженца.
В этих целях Федеральным законом вносятся в Федеральный закон «О беженцах» изменения, предусматривающие, что ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации, заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации не могут быть поданы иностранным гражданином в форме электронного документа.
Кроме того, Федеральным законом устанавливаются ограничения в выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, проездного документа для выезда лица, признанного беженцем, и членов его семьи за пределы территории Российской Федерации, а также свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в форме электронного документа.[2]
Президентом РФ Владимиром Путиным подписан Указ от 15 января 2013 года №30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы».
Согласно документу руководитель ФМС России будет осуществлять свою деятельность в ранге федерального министра. Данная мера, в частности, принята с целью оптимизации взаимодействия ФМС России с МВД России по вопросам миграции.
Помимо этого, в указе закреплен ряд других положений в части совместного указанных органов исполнительной власти (например, установлена численность сотрудников МВД России прикомандированных к ФМС России).
По мнению Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Ирины Яровой, принятие данного указа свидетельствует о том, что государство будет уделять повышенное внимание миграционной политике.
«Отнесение ФМС к уровню федерального министерства предполагает качественно новый уровень решения вопросов миграции, в том числе, в противодействии незаконной миграции», – отметила она.
По мнению Яровой, в новом статусе служба сможет обеспечить системное взаимодействие с другими министерствами и ведомствами по прогнозированию рынка труда, квотированию рабочих мест.
Указ вступил в силу со дня подписания.
Как сообщается на сайте Президента России, Владимир Путин дал поручение правительству Российской Федерации подготовить и представить предложения об упрощении процедур и сокращении сроков рассмотрения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации. Предложения должны быть подготовлены к 30 марта 2013 г.
Заявления будут приниматься от соотечественников – носителей русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской империи и СССР, при условии их переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и отказа от гражданства иностранного государства.
Президент также дал поручение провести переговоры с правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств (за исключением государств, входящих в Таможенный союз и Единое экономическое пространство) об обеспечении не позднее чем к 2015 году режима въезда граждан этих государств в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации по заграничным паспортам.
Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, усиливающий вплоть до уголовной ответственность за нарушение правил регистрационного учета граждан РФ по месту жительства или по месту пребывания и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, сообщили РИА Новости в среду в аппарате нижней палаты парламента.
Согласно документу, под фиктивной регистрацией понимается регистрация граждан на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов.
За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или месту жительства, а равно фиктивную регистрацию иностранного гражданина либо лица без гражданства предлагается наказывать штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Аналогичные санкции предусматриваются и за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания.
В Кодекс об административных правонарушениях РФ предлагается ввести дополнительную статью, предусматривающую наказание за проживание гражданина РФ в квартире без регистрации либо допущение такого проживания собственником жилья свыше установленных законом сроков.
Такое нарушение предлагается наказывать штрафом для граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, для собственников жилья — от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, для юрлиц — от 250 тысяч до 750 тысяч рублей.
Кроме того, документ дополняет закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» определениями, в частности, таких понятий, как «регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», «регистрация гражданина РФ по мету пребывания», «регистрация гражданина РФ по месту жительства», «снятие гражданина с регистрационного учета».
Согласно информации портала Правительства России от 5 и 11января 2013 года, в конце декабря 2012 года, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года №1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Кабинет министров утвердил типовую программу субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению и определил территории приоритетного вселения для участников госпрограммы.
27декабря 2012года Дмитрий Медведев подписал распоряжение за № 2570-р «Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Распоряжением утверждается типовая программа субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – типовая программа).
Необходимость утверждения Правительством Российской Федерации новой типовой программы обусловлена уточнением требований, которые должны быть отражены при разработке субъектом Российской Федерации региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
Указанные требования определены пунктом 52 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года №1289 (Государственная программа в новой редакции вступила в силу с 31 декабря 2012 года).
Как считают разработчики, Распоряжение позволит субъектам Российской Федерации при составлении региональных программ переселения соотечественников более полно отразить в них содержащиеся в новой редакции Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, мероприятия по стимулированию переезда соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Отразят – то они, отразят, только это затянет исполнение новой редакции Госпрограммы, как минимум ещё на полгода. Уже сегодня поступает информация о том, что Временные группы ФМС в Казахстане прекратили приём документов до принятия Правительственных постановлений по льготам и утверждения региональных программ переселения.
30 декабря 2012 года Правительство России приняло Постановление №1486 «О порядке присвоения территориям Российской Федерации статуса территории приоритетного заселения в целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»
Постановлением утверждены правила присвоения российским территориям статуса территории приоритетного заселения. В правилах определено, что к территориям приоритетного заселения относятся преимущественно приграничные регионы страны, имеющие стратегическое значение и характеризующиеся сокращением численности населения.
В качестве основания для отнесения территорий Российской Федерации к территориям с вышеназванным статусом, в частности, утверждены такие условия, как расположение на Дальнем Востоке или в Байкальском регионе, наличие границы с иностранным государством, реализация экономических и инвестиционных проектов, имеющих общенациональное значение.
Наличие данного статуса позволяет соответствующим субъектам Российской Федерации использовать дополнительные стимулы для привлечения соотечественников–участников государственной программы. Лицам, переселяющимся на такие территории, государственные гарантии и социальная поддержка будут оказываться, в отличие от других регионов переселения, в полном объёме, включая выплату ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности.
Как сказано в тексте документа, постановление позволит субъектам Российской Федерации, имеющим стратегически важное значение и испытывающим недостаток трудовых ресурсов.
Проекты Постановления и Распоряжения были подготовлены Минрегионом России.
Примечание: Информация подготовлена на основании материалов, опубликованных на портале Президента России и Правительства России.
О том, как экспертное сообщество оценивает принятые и предложенные к рассмотрению законы можно прочитать в статье Анны Семенец «Кнут и пряник» миграционного законодательства».
[1] 3.01.2013, http://president.kremlin.ru/acts/17281
[2] Перечисленные Федеральные законы приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации во второй половине декабря 2012 года