В последние дни весенней сессии Госдума активно голосовала законопроекты, касающиеся вопросов гражданства для детей соотечественников и участников Госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников, а Правительство активно готовит к внесению в Госдуму законопроект об упрощенной процедуре приема в гражданство тех бывших граждан СССР, кто приедет жить в Россию. Проект вывешен на сайте: (http://regulation.gov.ru/project/2352.html). До 28 июля можно высказать свои замечания и предложения. Спешите!
Еще одна важная новость: 3 июля в Госдуму внесен законопроект о денонсации Соглашения с Туркменией об урегулировании вопросов двойного гражданства. Россия выйдет из Соглашения при условии признания Туркменией права на двойное гражданство у всех, кто его имеет, независимо от даты получения второго паспорта. Рассмотрение законопроекта состоится после летних каникул.
Законопроект по детям
21 июня Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который, став законом, даст возможность родителю-гражданину России оформить гражданство ребенка, проживающего за рубежом, не спрашивая согласия другого родителя — иностранца, что уже давно делается, если ребенок проживает в России. Аналогичный законопроект вносил, в бытность депутатом Госдумы, К.Ф.Затулин в 2010 и 2011 годах, но его отклонили. В третий раз законопроект этого содержания был внесен в апреле прошлого года Президентом России, долежал до января, был принят во втором чтении, но после этого началась вокруг него суета – испугались, что дети станут бипатридами. Действительно, такой ребенок часто приобретает гражданство по рождению, которое ему дает страна, где он родился или страна гражданства одного из родителей (не россиянина), тогда российское гражданство будет у него вторым. Ничего противозаконного в этом нет. Конституция не запрещает иметь два паспорта. И мы знаем, что российское гражданство дают иностранцам, особо отличившимся в заслугах перед Россией. Последний известный пример – Депардье. (Правда, в чем его заслуги перед нашей Родиной, большой вопрос, думаю, не только для меня).
Спешно подготовлены были поправки (мы писали об этом http://www.materik.ru/nationals/smi/problem/detail.php?ID=16234), законопроект вернули ко второму чтению и приняли новый вариант закона, который 21июня принят в третьем чтении и направлен для поддержки в Совет Федерации.
Заковыка в том, что перед детьми из смешанных семей, которые получат российское наряду с иным гражданством, поставили проблему выбора гражданства в 18 лет. Т.е. он должен будет отказаться от одного из гражданств: российского или другого. Если же человек не напишет соответствующего заявления об отказе от нероссийского гражданства, то в день его двадцатилетия он будет лишен российского гражданства. Известно, что в 20 лет молодым людям выдают новый паспорт, так вот таким «неотказникам» российский паспорт не дадут. Это грубейшим образом попирает Конституцию России, которая запрещает лишать гражданина его гражданства без выраженной на то воли. Кроме того, возникает (недопустимое по Конституции) неравенство в гражданстве в зависимости от способа его приобретения. Например, такие же дети, у которых оба родителя – граждане России, где бы они не родились за границей, получают по рождению гражданство РФ. При этом не имеет значения, дает ли им страна рождения свое гражданство. Если да – то будут жить с двумя паспортами и никто не заставит их выбирать одно из гражданств. Также не стоит вопрос о выборе гражданства перед теми детьми-иностранцами, которые получили российский паспорт при усыновлении или по опеке над ними. А вот дети наших соотечественников, вступивших в брак с иностранцами, должны будут лишиться одного из гражданств. Такое вот «временное гражданство» придумали наши законодатели.
Однако, есть надежда, что сенаторы, которые не одобрили этот закон и вернули его в Госдуму для согласительной процедуры, не сдадутся и не позволят Госдуме принять антиконституционный закон. Может, отдохнув на каникулах, многие думцы тоже одумаются, прислушаются и к МИДу, который поддерживает сенаторов, и примут все-таки первоначальную редакцию закона – без «временного гражданства» для детей из смешанных семей. Да и Президент – гарант Конституции, не должен бы пропустить такой закон. Надежда еще есть. Подождем до осени.
Закон в отношении участников Госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников, который внес поправки в законы о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан.
21 июня с.г. Госдума приняла закон, который несколько изменяет текст ч. 7 ст.14 Федерального закона «О гражданстве РФ», не касаясь сути процедуры приобретения гражданства участниками Госпрограммы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членами их семей. Главное, чего ожидали – отмена требования иметь регистрацию по месту жительства — не произошло.
Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у этого гражданина права пользования жилым помещением, т.е.наличие собственного жилья либо договора аренды, либо разрешение собственника на проживание (временное или постоянное). При отсутствии фонда временного жилья для переселенцев решить вопрос нелегко. В некоторых регионах переселенцев регистрировали по административным адресам или люди «покупали» прописку, а проживали в съемном жилье, где не было регистрации. Однако эти «выходы из положения» станут еще более проблематичными после введения ответственности за проживание не по месту регистрации (Закон «о резиновых квартирах», проект которого находится в Госдуме).
Несколько лет назад депутаты Облсовета Калуги вносили поправки в данную норму. Зная о мытарствах участников программы переселения, они предлагали дать возможность подать документы на гражданство по прибытии в регион вселения сразу после постановки на миграционный учет. Однако эти поправки были отклонены.
Принятая редакция части 7 статьи 14 закона о гражданстве, касающейся участников Госпрограммы, отличается и от первоначального предложения, внесенного Правительством. Предлагалось заменить требование иметь регистрацию по месту жительства на проживание на территории субъекта Российской Федерации, однако законодатели решили оставить «регистрацию», как условие для подачи документов на гражданство.
Сравнить действовавшую редакцию части 7 статьи 14, с предложением Правительства и принятую Госдумой можно в следующей таблице.
ФЗ «О гражданстве РФ», часть 7 статьи 14 (упрощенный порядок для участников Госпрограммы) |
||
Редакция, действовавшая до 21.06.2013 |
Редакция, предложенная Правительством РФ (проект № 171071-6 от 12.11.2012) |
Редакция, принятая 21.06.2013 |
Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. |
Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, проживающие на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. |
В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семейимеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, онимогут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. |
Когда законопроект с этой поправкой был внесен в Госдуму, а потом был принят в первом чтении (в январе этого года) на телевидении, в прессе трубили об этом, как о прорыве в решении вопроса о гражданстве для соотечественников. В частности, утверждалось, что, наконец-то от них не будут требовать пятилетнего срока проживания в России для того, чтобы подать документы на гражданство. Эта шумиха посеяла иллюзию решения вопроса у многих соотечественников, хотя поправка касается только участников Госпрограммы, а для них требование пятилетнего срока проживания после получения вида на жительство было снято еще в 2008 году, когда была введена часть 7 в статью 14 закона о гражданстве.
Ничего нового для получения гражданства соотечественниками с принятием этого законопроекта не произошло. Появились только новые основания для аннулирования РВП и Вида на жительство у участников Госпрограммы, которые внесены в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан. РВП и вид на жительство могут быть аннулированы в тех же случаях, когда отказывают в их выдаче.
Законопроект об упрощенном порядке принятия в гражданство России российских соотечественников, проживающих за рубежом
Президент В.В.Путин поручил Правительству «Разработать и внести в Госдуму (до 15 сентября с.г.) проект закона, предусматривающий упрощение процедур и сокращение сроков рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ от соотечественников — носителей русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации и СССР, при условии их переезда на постоянное место жительства в РФ и отказа от гражданства иностранного государства».
Сразу же обращаю внимание заинтересованных читателей, что Президент говорит только о тех соотечественниках, кто переедет жить в Россию.
Председатель Правительства обещал выполнить поручение до августа. И 25 июня вариант законопроекта уже предложен, обсужден и одобрен на Правительственной комиссии по миграционной политике. Он вывешен на государственном портале обсуждения актов (http://regulation.gov.ru/project/2352.html) для «всенародного обсуждения», которое продлится до 28 июля.
СПЕШИТЕ выразить свое мнение!!!
Чем «знаменателен» предложенный проект?
1. В нем нет понятия «соотечественник». Проект касается тех, кто: «а) имели гражданство СССР, РСФСР, Российской Республики, подданство Российской империи, либо имеют (имели) родственников по прямой восходящей линии, относящихся к этим категориям лиц;». Этим лицам и предлагается дать право на «упрощенку», если они переедут в Россию, откажутся от иного гражданства, сдадут экзамен на знание русского языка, будут обеспечены средствами, получат вид на жительство (единственное послабление — им не надо будет после получения вида на жительство ждать 5 лет – в этом и есть упрощение процедуры).
Т.е. путь к гражданству открывают всем потомкам Российской Империи, СССР и т.д., а не только соотечественникам — носителям русского языка, как поручил Президент. Зовут всех и отовсюду: узбеков, таджиков, черкесов и пр. пр. При этом тех, кто родился на территории РСФСР (т.е. граждан РФ по рождению), уравнивают со всеми прочими. И соотечественников (кто по определению – находятся в русле русской культуры, а значит, знают русский язык) никак не выделяют, на них навешивают и экзамен по русскому, и получение вида на жительство – такое вот «облегчение».
Создатели законопроекта не упоминают понятие «соотечественник», хотя есть Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», где дано следующее определение: (пункт «3» статьи 1) «Соотечественниками … признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства».
Также есть важное уточнение в статье 3: «Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией».
Для меня остается загадкой, почему разработчики проекта не хотят сослаться на специальный закон о соотечественниках. Как бы не критиковали данное в нем определение, но оно выделяет из всех бывших граждан СССР, подданных Российской Империи и их потомков тех, кто активно связан с Россией и русской культурой. Конечно, среди них люди разной этнической принадлежности, но одной культурной ментальности. И для них не нужно было бы «накручивать» требование об экзамене по русскому языку, нелепое для тех, кто признается соотечественниками.
2. Существенно ужесточаются требования по отказу от иного гражданства. Предлагается новая редакция пункта «г» части 1 статьи 13, регламентирующая процедуру выхода из иного гражданства при подаче заявления на российское гражданство.
Если сейчас – достаточно направить заявление о выходе из иного гражданства перед обращением за российским, и предоставить соответствующие копии, то предлагают – еще до принятия решения о российском гражданстве иметь подтверждение о выходе из иного гражданства. В случае невозможности отказаться по независящим от лица обстоятельствам – ему предстоит очень сложная процедура доказательства этой невозможности – вплоть до суда.
Новые требования будут касаться всех, кто принимает гражданство в общем порядке или по облегченной процедуре, в том числе, и участников Госпрограммы переселения.
Эта новация, на наш взгляд, не согласуется с обязательством России о ликвидации безгражданства среди соотечественников (ст.11.1 ФЗ «О госполитике в отношении соотечественников»).
3. Из части 1 статьи 14 закона о гражданстве исключаются пункты «б» и «в». Тем самым изымается право на упрощенный порядок приобретения российского гражданства у бывших граждан СССР, которые остались лицами без гражданства, а также у выпускников (после 2002 года) российских вузов. Сейчас они могут принимать гражданство РФ без обязательного переезда в РФ. Таким образом, резко сокращается возможности стать гражданином РФ за рубежом.
4. Идет игра со сроками приема в гражданство. Сейчас при получении гражданства в упрощенном порядке – от подачи документов до принятия решения о гражданстве — срок 6 месяцев. Предлагают саму процедуру приема документов разбить на две стадии. Сначала подаются все необходимые документы, кроме справки об отказе от иного гражданства. 3 месяца отводится на то, чтобы проверить саму возможность получить российское гражданство. Если установят, что гражданство РФ можно дать, соискателю об этом сообщат, и прежде, чем будет решаться вопрос о приеме в граждане России, он должен оформить выход из иного гражданства. Только став лицом без гражданства можно будет продолжить процедуру приобретения российского гражданства, которая еще продлиться 3 месяца. Т.е. фактические сроки получения российского гражданства значительно увеличиваются: 3 месяца + 3 месяца = 6 месяцев + срок на процедуру получения отказа от иного гражданства.
Так что сроки получения гражданства России затягиваются для всех, в том числе — и на участников Госпрограммы переселения. Так кто же тогда сюда поедет?
Перечисленные выше в пунктах 2, 3, 4 новации изменяют закон в сторону отмены права соотечественников на российское гражданство или ужесточения его реализации. Это,на наш взгляд, не согласуется с конституционной нормой (ст.55, ч.2) о том, что «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
Видно, что разработчики проекта «придумали» все эти «навороты» из-за опасений перед возможностью возникновения второго гражданства у соотечественников. Причины патологического страха мне, например, непонятны. Безопасность страны не пострадает, если кто-то из соотечественников и будет иметь два паспорта. Кто захочет служить в ФСБ или стать депутатом Госдумы – откажется от иностранного гражданства. Но это не для большинства. Фактически, та же самая ситуация, как в вопросе о принятии в гражданство России детей соотечественников из смешанных семей.
Для того, чтобы лучше ориентироваться в поправках в закон о гражданстве, которые предлагает Правительство, приводим ниже сравнительную таблицу.
ФЗ «О гражданстве РФ» |
|
Ст. 13, ч.1 п. «г» |
предлагается редакция |
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: … г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; |
г) обязуются отказаться от имеющегося у них иного гражданства и представить в период рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации либо в срок до двух лет после получения уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации один из следующих документов: — о выходе из иного гражданства либо его прекращении (утрате) по иным основаниям; — о том, что вследствие приема в гражданство Российской Федерации иное гражданство прекращено либо будет прекращено; — о том, что заявление об отказе от имеющегося иного гражданства принято к рассмотрению полномочным органом иностранного государства и к истечению указанного двухлетнего срока по нему не принято решение, либо согласно декларации заявителя, решение полномочного органа до него не доведено; — решение суда об установлении в соответствии с законодательством Российской Федерации факта невозможности исполнения данного обязательства в силу не зависящих от лица причин. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо выход из иного гражданства не предусмотрен законодательством иностранного государства. |
Ст. 14, ч.1 п. «б» и «в» |
предлагается редакция |
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года. |
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.
п.п. «б» и «в» исключаются |
Ст. 14, ч.2 п. «а» |
предлагается редакция |
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; |
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) имели гражданство СССР, РСФСР, Российской Республики, подданство Российской империи, либо имеют (имели) родственников по прямой восходящей линии, относящихся к этим категориям лиц; |
Ст. 14, ч.3, ч.4 |
предлагается исключить части 3 и 4
|
3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство. 4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. |
|
Ст. 16 |
предлагается редакция |
1. Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые: |
(ч.1 ст. 16 дополняется п. «к») к) не исполнили обязательство, предусмотренное пунктом «г» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. (т.е. не отказались от иного гражданства) |
Ст. 35 |
предлагается редакция |
1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. 2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. 3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой и шестой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации. 4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. 5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия. |
1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. 2. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью шестой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19, частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации. 3. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. В случае необходимости исполнения заявителем обязательства, установленного пунктом «г» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при установлении в результате рассмотрения заявления отсутствия оснований для его отклонения, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона, иностранному гражданину выдается в срок до трех месяцев со дня подачи заявления уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации после представления им одного из документов, указанных в пункте «г» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Со дня представления заявителем документа, подтверждающего исполнение обязательства, решение о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке принимается в срок до шести месяцев. Форма такого уведомления и порядок его выдачи (направления) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. 4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. В случае необходимости исполнения заявителем обязательства, установленного пунктом «г» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, дипломатическим представительством и консульским учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, при установлении в результате рассмотрения заявления отсутствия оснований для его отклонения, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона, иностранному гражданину выдается в срок до трех месяцев со дня подачи заявления уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации после представления им одного из документов, указанных в пункте «г» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Со дня представления заявителем документа, подтверждающего исполнение обязательства, решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимается в срок до трех месяцев. Форма такого уведомления и порядок его выдачи (направления) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. 5. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. 6. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия. |
Двойное гражданство с Туркменией
3 июля Президент России внёс в Госдуму на ратификацию Протокол о прекращении действия Соглашения между Россией и Туркменией об урегулировании вопросов двойного гражданства. Этот Протокол был подписан президентами России (В.Путиным) и Туркмении (С.Ниязовым) в 10 апреля 2003 года. В 2003-м, Ашхабад в одностороннем порядке, не дожидаясь ратификации протокола Россией, вышел из Соглашения и ультимативно потребовал от двоеграждан определиться до 22 июня 2003 года, какое из гражданств они хотят оставить.
Россия продолжала считать Соглашение действующим и продолжала выдавать туркменским гражданам российские паспорта без выхода из туркменского гражданства. Завтра, 10 июля, наступает день, после которого для тех, кто живет в Туркмении и имеет два паспорта, нужно было бы сделать однозначный выбор гражданства. Тем, кто не откажется от российского, грозились туркменский паспорт не выдать, тем самым, фактически, лишить туркменского гражданства.
Известно, что вся весна этого года была периодом напряженной работы нашего МИДа, который стремился урегулировать вопрос так, чтобы защитить права наших соотечественников-бипатридов. И вот, наконец, достигнута договоренность между президентами наших стран. Как следует из пояснительной записки к законопроекту о ратификации Протокола, внесенному в Госдуму, условие денонсации Соглашения – признание туркменской стороной права на двойное гражданство у всех, кто приобрел его вплоть до выхода России из Соглашения, т.е. до дня ратификации Протокола в российской Думе.
Поскольку Депутаты ушли на летние каникулы, вопрос ратификации Протокола отложен до осени. Как себя поведет туркменская сторона? Российский Президент свое обязательство выполнил: отдал Протокол на ратификацию. А туркменский? …
Пока же видно, что «игра» на нервах наших соотечественников, проживающих в Туркмении, продолжается. В тот же день, 3 июля, когда наш Президент внес Протокол на ратификацию, во всех отделения туркменской миграционной службы вывешены объявления о том, что паспорта граждан Туркмении нового образца будут выдаваться только тем из «двойных» граждан, кто имел два гражданства до 22 июля 2003 года.
Так что за нашими туркменскими партнерами «нужен глаз да глаз». Нельзя ратифицировать Протокол, пока право на сохранение двойного гражданства всем, кто его получил на сегодняшний день, не будет закреплено в Туркмении нормативным документом. Известно, что «слово дал – слово взял», а вот то, что «написано пером – не вырубишь топором».
Распоряжением Президента России его официальным представителем при рассмотрении палатами Федерального Собрания вопроса о ратификации Протокола назначен статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасин. Будем надеяться, что МИД не подведет наших соотечественников и добьется письменных гарантий соблюдения их прав.