×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/novoe-okno-vo-vneshney-politike-belorussii-evropa-stala-razgovarivat-s-batkoy/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Новое окно во внешней политике Белоруссии: Европа стала разговаривать с «батькой»
13:24, 27 марта 2009  
64
0

Сохранение «двойной лояльности» в отношениях с РФ

18-19 марта Россию с рабочим визитом по приглашению Дмитрия Медведева посетил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Целью очередного приезда белорусского лидера в Москву было обсуждение возможности предоставления Минску нового кредита в размере 100 млрд. рублей. Сохранение неблагоприятной экономической конъюнктуры заставило белорусское руководство снова попросить РФ об экономической помощи.

Тем не менее, добиться необходимого результата Минску не удалось. Россия отказалась от очередных финансовых преференций в силу расширения «двойной лояльности» своего союзника. В пользу этого свидетельствует заявление вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, отметившего по итогам переговоров, что «вопрос предоставления Белоруссии кредита изучается». Такая позиция связана не только с интенсивными переговорами по линии Минск — Брюссель (проходили на протяжении февраля-марта), но и включением Белоруссии в программу Европейского союза «Восточное партнерство». На фоне активной демонстрации режимом Лукашенко своего намерения усилить ориентированность на Европу РФ предпочла ограничить степень экономических уступок белорусской стороне.

Вполне вероятно, что линия балансирования между интересами РФ и ЕС, все более активно используемая Минском, вызывает недвусмысленную реакцию Москвы, что и продемонстрировали переговоры 19 марта. Такое поведение руководства РБ укладывается в политику т.н. двойного шантажа, в рамках которой Лукашенко пытается получить максимально возможные преференции со стороны и Москвы и Брюсселя, играя на амбициях обоих субъектов. С точки зрения Минска такой курс позволяет относительно успешно обеспечивать национальные интересы страны как по военно-политическому и экономическому (с РФ), так и экономическому и политическому (с ЕС) трекам. Однако и Россией и Евросоюзом белорусское балансирование может быть воспринято как демонстрация чрезмерной «двойной лояльности», которая не может стать залогом стабильных двусторонних отношений. Сигналом для Москвы стало включение Белоруссии в программу «Восточное партнерство». Для ЕС таким «звонком» может оказаться признание парламентом РБ независимости Южной Осетии и Абхазии (этот вопрос будет рассмотрен 2 апреля).

Стремление «усидеть на двух стульях», демонстрируемое режимом Лукашенко, может лишить Минск политического авторитета и одновременно негативно повлиять на оба стратегических трека международной активности страны. При этом следует особо учитывать, что особых возможностей для маневра у Белоруссии нет. Расширение связей с ЕС выгодно лишь в имиджевом контексте, так как никакой серьезной финансовой помощи, равно как инвестиций, от Брюсселя ждать не приходится. Диалог с Евросоюзом — демонстрация повышения международного статуса Минска, но никак не шаг в сторону укрепления его экономической и политической стабильности. На этом фоне отношения с Москвой — куда более предметны. Помимо этого, партнерство с РФ является ключевым залогом обеспечения национальной безопасности Белоруссии.

Скорее всего, понимание такого соотношения сил у белорусского политического руководства существует. В пользу этого свидетельствует тот факт, что наряду с диалогом по европейскому треку в феврале 2009 года Минск активно развивал партнерство с Россией, которое концентрировалось не в области обещаний, а затрагивало вполне практические сферы. Содержательный аспект взаимодействия поднимался и на переговорах 19 марта. Речь, в частности, шла о расширении присутствия ОАО «Газпром» на территории республики (в том числе и за счет развития связей с ОАО «Белтрансгаз»), а также об участии российских компаний в строительстве АЭС в Белоруссии. Помимо этого стороны продолжают подготовку двустороннего соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Соглашение должно закрепить стратегическое присутствие Москвы в сфере белорусской атомной энергетики (энергетический трек отношений с Минском курируется заместителем председателя правительства России Игорем Сечиным).

Нельзя исключать, что ряд вопросов, поднятых 19 марта, может быть использован Белоруссией в качестве уступок РФ с целью получения очередного кредита. Такой шаг, а вместе с ним и признание независимости Южной Осетии и Абхазии не только в состоянии ограничить «двойную лояльность» режима Лукашенко, но и вернуть российско-белорусское взаимодействие в контролируемое Москвой русло.

Белорусская тематика активно используется в столкновении интересов между РФ и ЕС

Сохранению актуальности белорусского трека во внешней политике РФ объясняется и активным использованием темы связей с Минском в столкновении интересов с ЕС. Делая ставку на расширение контактов с режимом Лукашенко, Брюссель в то же время старается увязать их с темой непризнания суверенности бывших грузинских автономий. Для ЕС важно, чтобы Минск отказался пойти по предложенному Москвой сценарию и установить полноценные дипломатические контакты с Сухумом и Цхинвалом. Тем самым, Евросоюз (военно-политический потенциал которого ограничен) заставляет белорусское руководство действовать в рамках выгодной только для себя повестки дня. Для России подобная линия дает возможность открыто критиковать ЕС за политику неприкрытого давления на Белоруссию, что негативно сказывается на морализаторских амбициях Брюсселя, стремящегося преподносить свои инициативы на мировой арене как «справедливые» и отвечающие интересам всего международного сообщества. На очевидные «двойные стандарты» такой политики в очередной раз указал министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на Брюссельском форуме 21 марта. Он, в частности, отметил, что увязывание закавказского трека с темой расширения партнерства между ЕС и Белоруссией является откровенным шантажом.

Следование подобной линии позволяет Москве не только наносить весьма серьезные удары по имиджу Евросоюза, но и корректировать позицию Минска. Весьма вероятно, что прямое указание на двойственность линии Брюсселя может стать одним из важных доводов в пользу свертывания белорусским руководством линии по расширению партнерских отношений с Европой.

Выводы и прогнозы: Перспективы реализации Белоруссией политики «двойной лояльности» будут зависеть от степени реальной готовности ЕС оказать финансово-инвестиционную помощь. В случае, если ожидания Минска окажутся нивелированы предметным содержанием линии взаимоотношений в рамках программы «Восточного партнерства», белорусское руководство с большей долей вероятности пойдет на свертывание текущего формата диалога с Брюсселем.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

22 ноября 2024

 Президент Белорусии Александр Лукашенко заявил, что если протесты 2020 года состоятся и во время предстоящих в январе 2025-го президентских выборов, он отключит интернет «вообще». После прошедших четыре года назад выборов проблемы с доступом к сети возникали у жителей по всей …

22 ноября 2024

 В Белоруссию прибыла очередная батарея зенитных ракетных комплексов «Тор-М2». Об этом сегодня, 21 ноября, сообщили в Минобороны республики. «Зенитный ракетный комплекс „Тор-М2“ обеспечивает эффективную противовоздушную оборону назначенных объектов. Комплекс способен выполнять боевые задачи в любых климатических условиях. Батарея ЗРК „Тор-М2“ …

20 ноября 2024

Плановые инспекции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) проходят на Белорусской АЭС и в научном учреждении «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны». Об этом сегодня, 20 ноября, сообщили в Госатомнадзоре Белоруссии. Отмечается, что данные мероприятия предусмотрены Соглашением о …


Ваш браузер устарел! Обновите его.