Александр Лукашенко уже более 16 лет находится у власти в Белоруссии, и практически все это время он ставит перед гуманитарным сообществом вопрос о формировании идеологии белорусского государства. Но ничего внятного до сих пор так и не создано, хотя из бюджета были потрачены немалые деньги на разработку концепции государственной идеологии, написание соответствующих учебников и введение в систему образования РБ учебных программ. А все потому, что все предложенные государству идеологические конструкции не имеют под собой прочного исторического и мировоззренческого фундамента.
Если бы высокопоставленные чиновники от идеологии были более образованными и менее «завернутыми» на пресловутом суверенитете, то они смогли бы увидеть то, что в Белоруссии имеется великолепная и не прерывавшаяся (несмотря на гонения в советское время) мировоззренческая традиция – западнорусизм. Она могла бы стать краеугольным камнем идеологических основ современной белорусской государственности. Ведь главная мысль западнорусизма состоит в том, что Белоруссия как Западная Русь является неотъемлемой частью Русского мира, и этот постулат как раз и призван лечь в основу государственной идеологии Республики Беларусь.
Одним из столпов западнорусской идеи был выдающийся славист, языковед и этнограф, академик Санкт-Петербургской, Российской, Чешской академий наук и Академии наук СССР Евфимий Федорович Карский. Он является автором более 700 научных трудов. В начале XX столетия свет увидела его уникальная трехтомная монография «Белорусы», которую нередко называют подлинной энциклопедией белорусоведения. И это действительно так. Но значение «Белорусов» и всего творчества Е.Ф.Карского значительно шире и носит как общерусский, так и общеславянский характер. В работах ученого на основании огромного этнографического и языковедческого материала не только показана исконная принадлежность белорусов русскому народу, поскольку они являются его западной ветвью, но и содержатся глубокие исследования по русской культуре, обширные сведения по истории и этнографии Руси, России и славянства в целом.
Но творчество Карского представляет не только исторический интерес, но и чрезвычайно важно для современного мыслящего человека. После краха советской идеологической системы, догмы которой отрицали право белорусов относиться к русскому народу, перед белорусским обществом, с его довольно сильно искаженным национальным самосознанием, ребром встал и стоит до сих пор вопрос: кто мы и откуда?
И вот здесь со всей неприглядностью сказалась проводимая в течение всего советского периода «ленинская национальная политика», одной из главных целей которой в Белоруссии была «непримиримая борьба со все еще распространенным наследием великодержавного шовинизма». Советские догмы ушли, и образовавшуюся идейную пустоту стали заполнять не менее надуманные и лживые идеологические конструкции местечкового национализма, которые при всем их внешнем отличии от «ленинского интернационализма» сходились с ним в главном: и те, и другие крайне враждебно относятся даже к мысли о национальном единстве белорусов и великороссов.
В итоге Республика Беларусь за двадцать лет своего суверенного существования так до конца и не определилась, по крайней мере на официальном уровне, со своей цивилизационной принадлежностью. Отсюда вся эта пресловутая многовекторность во внешней политике, политические фантазии на тему «возвращения Беларуси в Европу» и соответствующие фальсификации в учебных книгах и программах по истории. Поэтому сейчас как никогда злободневно звучат следующие слова Е.Ф. Карского: «Следует всегда исходить из фактов, а не подгонять факты к предвзятой теории. Здесь очень возможны всякие злоупотребления» (Е.Ф. Карский, «Белорусы», т.1 – Мн.: БелЭн, 2006).
Но нынешние белорусские власть имущие и деятели т.н. гуманитарной элиты чтением трудов классиков себя не обременяют и поэтому никак не могут взять в толк, почему, к примеру, белорусское население в большинстве своем не воспринимает антироссийскую и антирусскую пропаганду прозападных оппозиционных СМИ, а в последние годы и государственной идеологической машины, и не собирается отказываться от русского языка и русской культуры.
Но это, кстати, не означает, что у белорусской «мовы» в Белоруссии нет будущего. Белорусы знают и любят белорусский язык в качестве выражения особенностей местной культуры и воспринимают его (в отличие от т.н. националистов) как естественное дополнение к русскому, а точнее общерусскому языку, который является национально-культурным достоянием и великороссов, и белорусов, и малороссов.
Данное утверждение относится к разряду давно известных исторических фактов. Однако подобное положение дел никак не устраивает разделителей русского народа, которые и в советские, и в постсоветские времена пытались и пытаются его оспаривать.
Однако традиции защиты русского языка, а значит и русскости, в Белоруссии чрезвычайно глубоки и уходят истоками в смутные времена господства Речи Посполитой. Вот что пишет об этом Е.Ф. Карский в своей работе «Главнейшие течения в русском литературном языке»: «Благодаря усилиям среднего и низшего классов общества, а также вследствие природной живучести русского языка удалось спасти его в Западной Руси от окончательного поглощения польским».
Вообще же противопоставление русского языка и белорусской «мовы» было заложено еще в советские время, когда последней «профессорами от большевизма» был надуманно присвоен статус хоть и близкородственной, но отдельной от русского языка. Все это абсолютно противоречило историческим реалиям и данным языкознания, но радетелей за мировую революцию это нисколько не смущало, а несогласных с линией партии в национальном вопросе подвергали репрессиям. Не избежал подобной участи и академик Карский. Как только решением ЦК партии большевиков 1 января 1919 года было объявлено о создании Белорусской ССР, ученого изгнали с должности профессора Минского педагогического института и арестовали.
На самом же деле между общерусским и белорусским языками не может быть никакого противостояния, так как белорусский язык является (нравится это кому-то или нет) имеющей литературную форму разновидностью или наречием русского языка. Кроме того, белорусы всегда были носителями русского самосознания, в том числе и в районах их совместного проживания с поляками на территории собственно Польши. И эти обстоятельства подробно отражены Е.Ф.Карским в «Белорусах»: «все это население называет себя племенем Русь, употребляя белорусское наречие».
Так как научный авторитет академика Карского до сих пор очень высок, и замолчать его труды по белорусоведению просто невозможно, то вначале советские, а сейчас постсоветские официозные комментаторы и толкователи наследия ученого избрали привычный для них путь фальсификаций и искажения смысла взглядов Е.Ф. Карского. К примеру, в органе Союза писателей Белоруссии журнале «Неман» (№ 9, 2010) утверждается, что Е.Ф. Карский едва ли не боролся с понятием западнорусское наречие, и что одна из главных заслуг академика – это «постепенное изменение старой научной терминологии на более правильную (надо понимать на партийно-суверенизаторскую – авт.), близкую к современной».
Но ведь это откровенная подтасовка. Вот что пишет сам Карский в «Белорусах»: «Взгляды мои на значение белорусского наречия выражены в следующих тезисах. Вот они:
– Белорусская речь среди других наречий русского языка преимущественно заслуживает обстоятельного изучения вследствие того, что она лежала в основе литературного языка западной Руси в XV-XVII ст., да и в настоящее время сохраняет массу старинных особенностей.
– Белорусская речь есть одно из великорусских наречий, равносильное северновеликорусскому и южновеликорусскому.
– Белорусское наречие представляет собой говоры, иногда очень близкие к соседним великорусским и малорусским».
Таким образом, Е.Ф. Карский со своими «Белорусами» по-прежнему, как и в советское время, остается носителем крайне неудобной для правящей ныне «суверенной элиты» истины. Очевидно поэтому 150-летний юбилей великого ученого-западноруса в Республике Беларусь на официальном уровне никак не отмечался. А вот белорусская общественность не забыла «неудобного» светоча русской науки. В канун новогодних праздников в Минске по инициативе общественного научно-просветительского проекта «Западная Русь» состоялась открытая конференция, посвященная научной деятельности Е.Ф. Карского. Участники конференции приняли обращение к властям Минска с предложением «в знак уважения к памяти великого ученого, к его неоценимому вкладу в науку присвоить имя академика Карского одной из центральный улиц или площадей белорусской столицы, одному из учебных заведений Минска, а также разместить мемориальную доску в его честь на фасаде Белорусского государственного педагогического университета (б. Минский педагогический институт), профессором которого он был».