Вокруг авиабазы США Манас в столичном аэропорте Бишкека сохраняется серьезная неопределенность, свидетельствующая о продолжении серьезной геополитической интриги. Интриги, практически являющейся на сегодня основной для всего региона Центральной Азии. Вопрос ее наличия/отсутствия (либо значительной трансформации) очень сложен и, понятно, что интересы собственные самой Киргизии, в нем хотя и присутствуют, но не являются определяющими.
При этом, 4 марта Курманбек Бакиев, если верить Би-би-си, заявил: «Решение о выводе американской авиабазы принято, и в августе этого года последний американский солдат должен будет покинуть киргизскую землю». И затем добавил, отвечая на вопрос о наличии на сегодняшний день «варианта того, что эта база может быть не закрыта»: «В настоящее время переговоры не ведутся, но я хочу сказать, что двери не закрыты, и мы готовы рассмотреть все варианты, которые сегодня может предложить правительство Соединенных Штатов по урегулированию ситуации в Афганистане. В каком это будет виде, в каком это будет формате, для этого надо вести переговоры. Я думаю, что раз правительство Соединенных Штатов готово к такому разговору, то у Кыргызстана дверь открыта. Мы готовы разговор вести». Но этот разговор, как подчеркнул К.Бакиев, конечно, не может вестись на прежних условиях, приведших, в частности, к решению о денонсации соглашения с США по авиабазе Манас. «Никаких политических противоречий между Кырзыстаном и Соединенными Штатами нет и не было, — сказал он. — Вопрос упирался именно в экономическую составляющую, что является первой причиной, вторая, конечно, то, что военнослужащие контингента коалиционных сил, имея статус неприкосновенности, совершали различные действия, за которые мы не могли их привлечь к ответственности по нашему законодательству».
Некоторые западные (и близкие им российские) наблюдатели сразу поспешили заявить, что тем самым президент Киргизии якобы продемонстрировал готовность возобновить переговоры не только с НАТО, но даже с США. А ведь не далее как в феврале Киргизия указала американцам на дверь. И вот, якобы, разворот на 180 градусов, «предательство Бакиева». Послышались традиционные стоны о «коварстве» наших союзников, о том, что киргизские власти водят Россию за нос, намереваясь любым способом сохранить натовскую базу. До того как официально объявить об этом они хотят дождаться поступления российской антикризисной помощи, а пока просто торгуются с США и их союзниками. Ну и, естественно, делались выводы о том, что не с теми Кремлю надо дружить и не тем давать деньги.
Впрочем, радость оказалась недолгой…
Пресс-секретарь киргизского президента Алмас Турдумаматов вчера прокомментировал Интерфаксу слова своего шефа и пояснил, что никакого обещания вернуться к переговорам с Вашингтоном по аренде Манаса Бакиев не давал, а слова главы республики следует понимать так: «Двери для переговоров открыты, и Кыргызстан, как член ОДКБ, сделает все возможное для урегулирования ситуации в Афганистане». Т. е. речь шла о переговорах по ситуации в Афганистане в целом, а не о продлении аренды базы. «Для стабилизации обстановки (в Афганистане) необходимы другие, не военные методы», – считает Бакиев.
И далее, как известно, кроме соглашения с США по авиабазе Манас, Киргизия имеет аналогичные договоренности еще с 11 странами – участницами антитеррористической коалиции. Сегодня стало известно, что парламент Киргизии окончательно одобрил проекты законов о денонсации соглашений по авиабазе Манас. Депутаты проголосовали за то, чтобы разорвать договоренности со странами антитеррористической коалиции. Вопрос с юридическим оформлением «вылета» американцев и их партнеров из Манаса закрыт.
Безусловно, в Бишкеке все еще многие рассчитывают на то, что в русле идущих сейчас подковерных и очень серьезных договоренностей по будущему партнерству в Центральной Азии между Россией и Соединенными Штатами, Киргизия тоже сумеет сыграть свою роль, тоже сумеет получить свои дивиденды. Тем более это актуально в связи с общими мировыми кризисными явлениями и предстоящими либо в конце текущего, либо в начале будущего года (точная дата пока не определена) президентскими выборами в Киргизии. Республика, несмотря на ту помощь, которая сейчас начинает идти в Киргизию из России, испытывает множественные экономические, социальные проблемы.
Но основным содержанием того, что сейчас процесс вывода американской базы продолжается (и, де-факто, уже завершен), все же являются не киргизо-американские и не киргизо-европейские отношения, а отношения, которые складываются сейчас между руководством Российской Федерации и новой администрацией Соединенных Штатов. Очевидно, что появляющиеся разговоры о каких-то спецпосланниках, каких-то письмах, которые из Соединенных Штатов идут в Россию, касаются большого круга вопросов, и возможно, что, в том числе и возможность США в какой-то новой, видоизмененной форме сохранить свою присутствие на авиабазе в Манасе.
Возможно, этот объект перестанет носить статус военной базы, возможно, он станет неким совестным логистическим узлом невоенного свойства, в котором первую роль будут играть европейские партнеры Соединенных Штатов. Не исключено, что при этом на этой «новой базе» будут активно работать и российские интересы, и, собственно, киргизские. Многое, кстати, прояснится после предстоящей в ближайшем будущем международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС. Интересы наших китайских друзей в вопросе о базе традиционно находятся «в тени», но для КНР данный вопрос имеет очень серьезную важность.
Сейчас идет неформальное обсуждение будущего статуса «объекта Манас», того, насколько он способен сыграть свою роль в крайне непростом для нового американского президента решении о ситуации в Афганистане. Конечно, Соединенные Штаты сильное государство, теоретически способное решить вопросы усиления своего военного присутствия на афганской территории и без Манаса, но это будет гораздо труднее и, главное, гораздо дороже.
Сама Москва в последнее время довольно существенно меняет свой подход к сотрудничеству с «антитеррористической коалицией» по Афганистану. Известно что до последнего момента Россия предоставляла странам коалиции возможность транзита через свою территорию в Афганистан лишь грузов невоенного характера. Но 3 марта президент РФ Медведев в Мадриде намекнул, а министр обороны Сердюков в Москве (в ходе переговоров со своим германским коллегой) прямо заявил, что Россия готова предоставить свою территорию для транзита в Афганистан в т. ч. для грузов военного характера. Все страны-союзницы Киргизии по ОДКБ включились в процесс обеспечения транзита невоенных (а в случае достижения общей платформы между США и РФ – возможно и военных) грузов в Афганистан и в самой России наверняка с пониманием отнесутся к стремлению киргизских властей также поучаствовать в «северном пути». Свою «часть пути» и Россия и Киргизия уже прошли, а американское руководство все еще «мнется», очевидно считая, что базы и транзит они смогут получить «чисто на халяву». Не думаю, что таким ожиданиям в наше прагматичное время суждено оправдаться…