Стремительное развитие интеграционных процессов между партнерами Киргизстана по СНГ порождают потребность в новой парадигме внешнеэкономической политики республики. Осмысленная концепция позволила бы ей конкретизировать свою позицию не только в вопросах декларации желания быть членом Таможенного союза, а в перспективе и Евразийского экономического пространства, но и определить цели и критерии экономической интеграции страны с учетом собственного потенциала преодоления последствий и получения эффектов роста от участия в этих союзах. Именно отсутствие внятной концепции экономического развития, внешнеэкономической политики создали благоприятную почву для бесконечных дискуссий о необходимости или преждевременности вступления Киргизстана в ТС, о пользе или угрозах этого членства для национальной экономики республики.
Кризисная ситуация в национальной экономической системе, жесточайший дефицит финансовых ресурсов на всех уровнях, высокий уровень инфляции, крайне низкий уровень благосостояния населения, социальное неравенство, низкая степень социальной защищенности, а самое главное низкая эффективность национальной экономики толкают правительство страны к активному поиску внешних источников экономических ресурсов. Естественно, что обращение к традиционным партерам является обоснованным и оправданным не только с точки зрения наработанного опыта сотрудничества, социо-культурной, религиозной и цивилизационной общности, но рядом экономических факторов: наличием торговых и хозяйственных связей, общностью технологий, взаимодополняемостью ресурсной базы, уровнем развития экономических отношений и развитостью рыночных механизмов, и т.п. Немаловажным аргументом вступления в ТС является потребность в экономической интеграции с целью мобилизации ресурсов и противостояния конкурентным поглощениям в условиях глобализации мировых рынков. Более того, вопрос членства в интеграционном клубе ТС и ЕЭП предопределен членством Киргизстана в ЕврАзЭС, целью которого и была подготовка почвы для более глубокой экономической интеграции. Перечисленные факторы и предопределили политическое решение правительства КР о подаче заявки на вступление в ТС весной 2011 года, а в октябре этого же года решением глав правительств ЕврАзЭС данная заявка была одобрена. Таким образом, принятое решение поставило точку в дебатах по вопросам целесообразности членства в ТС и вывело на повестку дня другой вопрос – выработку такой экономической политики, которая бы минимизировала отрицательные эффекты от членства в ТС, максимизируя синергетический эффект от мобилизации ресурсов и кооперации потенциала стран интеграционной группировки. Без решения этого вопроса невозможна ни выработка приемлемых и обоснованных условий вхождения Киргизстана в ТС, ни выработка программы адаптации национальной экономики к условиям ТС для минимизации потерь, ни формирование сколько-нибудь эффективной внешней и внутренней экономической стратегии развития республики, ни удовлетворение потребности общественности в сопричастности к принятию управленческих решений, ради которых и осуществлялись «революционные» преобразования государственной власти.
Более года общественность, эксперты и представители власти полемизируют по вопросам возможного членства республики в ТС, пугая население мрачными прогнозами потери единственной прибыльной отрасли – сферы торговли и посредничества, основанной на реэкспорте продукции, ростом безработицы и инфляции, захватом национального рынка российскими и казахстанскими товарами, потерей части суверенитета и т.п. На самом деле необходимо определиться, какими же будут положительные и отрицательные последствия членства Киргизстана в ТС, что является обязательным условием для согласования нормативно-правой базы, процедур, механизмов и базовых параметров интеграционного вливания КР в ТС.
Безусловно, экономическая интеграция стимулирует экономический рост, его ускорение, но воспринимать членство в ТС как панацею мгновенного преодоления кризиса экономической системы Киргизстана не следует. Говоря о преимуществах вступления Киргизстана в ТС, прежде всего, стоит отметить тот факт, что практически все положительные эффекты для киргизской экономики будут ощутимы лишь в средне- и долгосрочной перспективе. Что же касается негативных эффектов, то их проявление будет ощущаться сразу же после вступления КР в ТС, т.е. в краткосрочном периоде. Следовательно у властей должен быть определенный запас финансовой прочности, который может позволить снять социальное напряжение вызванное негативными последствиями членства в ТС.
Несомненно, что членство Киргизстана в ТС обеспечит главное и безусловное преимущество – возможность открытого доступа к экономическому потенциалу России, Беларуси и Казахстана.[1] К преимуществам членства Киргизстана в ТС также можно отнести:
Формирование перечисленных преимуществ для Киргизстана возможно лишь при условии минимизации потерь на начальных этапах членства в ТС, что требует не только высокоэффективной системы менеджмента на микро и макроуровнях, но и комфортных условий этого членства, включающих адаптационный период с учетом всех негативных последствий вступления республики в ТС. Страна не может бесконечно заниматься реэкспортом. Членство в ТС может стать мощным катализатором развития индустриального производства, что может способствовать формированию конкурентоспособности во многих секторах экономики, как минимум на просторах СНГ.
К рискам и негативным последствиям членства в ТС для Киргизстана можно отнести:
Камнем преткновения принято считать членство Киргизстана в ВТО, которое предопределяет низкий уровень таможенных пошлин (5,1% средневзвешенная ставка), либеральный рынок.[3] По мнению киргизских экспертных кругов, тариф Таможенного союза составляет 10,6 процента, что предполагает двукратное увеличение национального таможенного тарифа. Повышение таможенных пошлин приведет к повышению цен на все импортные товары. Цены на импортные товары вырастут от 10% до 100%. Таможенная очистка автомобилей повысится от 2 до 4 раз — в зависимости от года и объема двигателя. Повышение цен на товары может привести к гиперинфляции. Результатом станет заметное снижение уровня жизни населения и рост бедности. Кроме того, Кыргызстану при вступлении в ТС придется выплатить «компенсационные изменения» ведущим с ним торговлю государствам-участникам ВТО (по предварительным оценкам эти выплаты могут составить от 1,5 до 2 млрд долл.). Однако, по словам Глазьева С.Ю. риск повышения цен в республике после вступления в ТС «явно преувеличен, потому что единый таможенный тариф подразумевает повышение тарифа всего на 3%, что существенно меньше колебания курсов валют». «С точки зрения статистической значимости присоединение Киргизстана к ТС инфляционных рисков не несет», — сказал Глазьев.
Одной из существенных проблем сейчас является техническое оснащение пунктов пропуска на границах Киргизии и налаживание информационного обмена.
Увеличение таможенных пошлин на китайскую продукцию с 28 центов за килограмм до 4 евро приведет к существенному росту цен на импортную продукцию. Снижение реэкспорта может способствовать падению доходов и без того дефицитного государственного бюджета. Справедливости ради следует отметить, что эти потери могут быть компенсированы поступлениями от сборов по таможенным платежам по общим квотам распределения доходов между странами ТС, как это случилось в Казахстане.[4]
75 процентов киргизского импорта из Китая реэкспортируется в соседние страны, при этом большая часть поступает в Россию и Казахстан. Сегодня поступающие из КНР товары на сумму 10 миллиардов долларов могут сократиться до 70 — 80 миллионов долларов. Сокращение реэкспорта затронет 300 тысяч человек, занимающихся предпринимательством на рынках Кыргызстана. 170 тысяч из них работают на крупнейшем в Центральной Азии рынке Дордой, при этом лишь 56 тысяч человек трудятся официально.
Таким образом, краткосрочные экономические потери и риски достаточно ощутимы и более изучены. Они подталкивают экспертное мнение к концепции фритрейдерства и дальнейшей либерализации экономики, особенно в вопросах внешнеэкономической политики, мотивируя свою позицию различиями в экономическом укладе стран ТС и Киргизстана. Аргументами противников ТС являются негативные краткосрочные эффекты, отсутствие эффективной системы государственного регулирования экономического развития в КР, протекционистский характер тарифной политики стран ТС противоречит политике минимизации входных барьеров в КР, различия в источниках бюджетообразующих видов экономической деятельности.[6] Все эти и другие аргументы требуют крайне осторожного подхода к выработке процедур и условий вхождения в ТС, но отнюдь не отказ от данного интеграционного сотрудничества. Особенно актуально интеграция в рамках ТС с учетом перспектив функционирования ЕЭП, в рамках которого в большей степени станут действовать положительные эффекты, рассмотренные выше. Тем не менее, риски для киргизской экономики слишком велики. Поэтому условия вступления КР в ТС должны включать в себя разноскоростную интеграцию и дифференцированный подход в регулировании отдельных отраслей. Безусловно, Киргизстану необходим адаптационный период с льготным поэтапным повышением таможенных тарифов, параллельность ужесточения нетарифного регулирования по мере создания и развития на внутреннем рынке новых производств на базе инвестиционного капитала и технологического потенциала стран ТС. Что устранит экономическую зависимость и создаст условия экономического партнерства между сильными и слабыми игроками ТС. Также необходимо сохранение низких тарифных ставок для сырья и ресурсов, используемых в швейной отрасли. Это позволит местным производителям не только выстоять, но помочь в решение социальных проблем и снижению безработицы. Особого внимания также потребует решение проблем урегулирования противоречий с ВТО, унификации национального законодательства, принятия техрегламентов ТС. Таким образом, процедуры вступления Киргизстана в ТС потребуют достаточно длительного времени (от 1 года до пяти лет), которое республика должна использовать максимально эффективно для подготовки своей экономики к участию в данном союзе. Для этого необходимо провести структурные изменения в сторону увеличения экспорта собственного продукции, тем самым, переориентировав торгово-посреднический комплекс на производство продукции, создание рабочих мест, обеспечить защиту интересов частной собственности, улучшить инвестиционный климат и привлекательность страны. Но самое главное продолжать работу в направлении развития интеграционного партнерства, помня, что оно эффективно лишь при обоюдовыгодных условиях, требующих здоровой конкуренции и разумных компромиссов между всеми участниками экономического сотрудничества.
[1] Открытие огромного рынка сбыта и легализация теневых потоков финансовых средств. Общий эффект — более чем в 400 млрд. долларов для России и по 16-18 млрд. дол. для Беларуси и Казахстана. Население союза составляет ок.180 млн. человек, т.е.60 процентов населения СНГ. Совокупный промышленный потенциал трех стран оценивается в 600 млрд. долларов, резервы нефти составляют 90 млрд. баррелей, объем сельскохозяйственного производства 112 млрд. долларов. На территории государств-участников производится более 85 процентов ВВП всего постсоветского пространства и его общий объем превышает 2 трлн. долларов. Прирост к 2015 году прогнозируется в пределах 15-18 процентов. Прирост к 2015 году прогнозируется в пределах 15-18 процентов. Все это позволяет ТС претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений, достойное место в мировой экономической системе координат.
[2] Из выступления ответственного секретаря Комиссии ТС Глазьева С.Ю. на международной конференции: «Таможенный союз: риски и возможности»
[3] Киргизия с 1998 года состоит во Всемирной торговой организации (ВТО)
[4] К сожалению, расчетов по суммам платежей невозможно представить из-за отсутствия квот по КР.
[5] На содержание комиссии ТС необходимо порядка 267 млн. рублей в год. Распределение голосов в комиссии следующее: Россия — 57 голосов (долевой взнос 152,19 млн. рублей), оставшиеся 43 голоса поровну распределены между остальными участниками Союза (по 57,4 млн. рублей). Решающий голос при принятии решений всегда будет у России. Если Кыргызстан вступит в Таможенный Союз, он получит 14,3 голоса и его взнос составит 38,18 млн. рублей, или 58,03 млн. сомов в год. Эти средства необходимо будет предусмотреть в государственном бюджете.
[6] Страны ТС формируют свои бюджеты в основном за счет внутренних налогов, а в КР за счет таможенных платежей, хотя еще раз повторюсь никто из них не просчитывал объем поступлений. Не исключено, что они будут гораздо выше с учетом многократного увеличения внешнеторгового оборота ТС.