×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/neizbejnost-voyny-ili-spravedlivoe-uregulirovanie-nagorno-karabahskogo-konflikta/
Новости
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
Неизбежность войны или справедливое урегулирование нагорно-карабахского конфликта?

Похоже, ситуация, связанная с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, прочно обосновалась в неразрешимом тупике противоречий, и вряд ли какое-либо грандиозное событие, связанное с его разрешением, будет способно вывести его оттуда. При схожести подходов сторон в деле мирного разрешения, согласно которому, «силовой вариант урегулирования конфликта неприемлем и чреват непредсказуемыми последствиями», конфликтующие, с завидным упорством отстаивая свои позиции, создают реальную платформу для возобновления вооруженных столкновений. Между тем, уже долгие годы попытки, предпринимаемые МГ ОБСЕ, не дают ощутимого результата. Сопредседатели Минской Группы ОБСЕ находятся в лихорадочном поиске путей, устраивающих Армению, Азербайджан и, собственно, руководство и народ Арцаха.

23-24 марта, сопредседатели Минской Группы ОБСЕ, проинформировали Генерального секретаря ОБСЕ Марка Перрена де Бришамбо о сложившейся ситуации в зоне конфликта, которая на их взгляд не вызывает особого оптимизма. В то же время, они не сомневаются в том, что «только мирное урегулирование на основе переговоров может принести перспективу лучшего». Однако, к сожалению, добиться «мирного урегулирования» пока не удалось.

Как, например, урегулировать конфликт, когда представители международных организации, в частности НАТО, рассуждая на тему разрешения конфликта, высказываются несколько неопределённо. В этом смысле, заявление Роберта Симмонса, который до декабря 2010 года являлся спецпредставителем Генерального секретаря НАТО, примечательно. По его словам территориальная целостность важна для НАТО, но по карабахской тематике, позиция Североатлантического альянса однозначна. «Мы находим, что проблема должна быть урегулирована на основе принципов территориальной целостности, права наций на самоопределение и неприемлемости военного решения конфликта», — заявил Роберт Симмонс. Впрочем, альянс ничего нового в этом вопросе не раскрыл, в НАТО придерживаются той же позиции, что и сопредседатели МГ ОБСЕ.

Между тем, как подсказывает международный опыт, подобного рода конфликты, мирным путем, с учетом вышеназванных принципов во взаимосвязи, как представляется, разрешить практически невозможно. Очевидно, одно, избранный «витиеватый» путь урегулирования, вряд ли, позволит разрешить конфликт в ближайшей перспективе.

Возможно, посредствующим в деле урегулирования конфликта, следовало бы подумать о нахождении иного пути. Уже, давно ясно, что урегулирование конфликтов, связанных с территориальной целостностью и правом народа на самоопределение, путём совмещения двух основополагающих принципов международного права – по меньшей мере тупик.

В свою очередь, Ереван и Баку полагают, что их «справедливая позиция поддерживается на мировом уровне». Власти Азербайджана уверены, что международное сообщество в лице МГ ОБСЕ выступает за территориальную целостность страны, руководство же Армении, не сомневается в том, что международные структуры придерживаются, в данном случае, принципа права народа на самоопределение. Впрочем, они возможно правы. Ещё никто официально не заявлял, что конфликт будет регулироваться с использованием одного из принципов.

Между тем напряженье в зоне конфликта возрастает. Ситуация в любой момент может выйти из-под контроля. «Риск возобновления войны» становится всё явнее. По сообщениям, поступающим с мест, режим прекращения огня, на линии разделения конфликта повсеместно нарушается. Об этом регулярно докладывают официальные источники сторон.

Все громче звучит воинственная риторика, сопровождающаяся активным вооружением и проведением военных учении.

Военный бюджет Азербайджана, практический сравнялся с госбюджетом Армении. Согласно утвержденному, основному финансовому закону страны, министерство обороны Азербайджана в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, удвоило свои военные расходы. В 2011 году военный бюджет республики составил $3,1 млрд, а это приблизительно 20% госбюджета страны, тогда как в 2010 году военный бюджет составлял 10,7%. «Около $1.4 млрд будет израсходовано на модернизацию азербайджанской армии – на пополнение арсенала новейшей военной техникой»,- заявил министр Азербайджана Самир Шарифов.

Активное строительство азербайджанской армии и нескончаемое его накачивание вооружением вызывает беспокойство «некоторых зарубежных кругов», не оставляя у них сомнений в том, что руководство Азербайджана готовится к худшему варианту развития событий. Кроме того, Баку освоил выпуск многих видов легкого вооружения и боеприпасов, а также в Азербайджане налажено производство беспилотных самолетов Orbitеr-2M и Aerostar.

В то же время, президент Азербайджана Ильхам Алиев, в своих выступлениях, не раз подчеркивал, что он за мирный путь урегулирования. 19 марта, выступая на церемонии по случаю праздника Новруз Байрам в Баку, Ильхам Алиев отметил: «Если вопрос будет решен мирным путем, то, конечно же, о военном варианте не может быть и речи». Однако, угрожающие нотки в его заявлениях, не перестают звучать. Там же, Ильхам Алиев подчеркнул: «Усиливающийся сегодня Азербайджан абсолютно уверен в том, что этот вопрос может быть решен любым путем». Вместе с тем, представители Азербайджана, пытаются оказать давление и в отношении стран-членов Минской группы ОБСЕ. В частности, заведующий отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанова заявил: «Либо они разрешают данный вопрос путем оказания основательного давления на сторону, нарушающую международно-правовые нормы, либо Азербайджан в соответствии с международным правом использует все свои ресурсы для освобождения собственных территорий».

Кроме того, в последнее время в Баку заговорили о создании беспилотной зоны над Нагорным Карабахом. Директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов, в связи с предполагаемым открытием, 9 мая, Степанакертского аэропорта, заявил, что Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту Степанакерт (Ханкенди) в Нагорном Карабахе. Между тем, посол США в Азербайджане Мэтью Брайза заявил, что считает неприемлемым угрозы Азербайджана сбивать армянские самолеты над Карабахом. «Несмотря на то, что каждая из сторон считает себя правой, в любом случае сбивать самолеты неприемлемо», — сказал Брайза. В свою очередь, резидент-координатор ООН в Азербайджане Фикрет Акчура уверен в том, что,только Международная организация гражданской авиации (ICAO) может принять решение об открытии нового коридора для осуществления полетов между Арменией и Нагорным Карабахом.»Без их разрешения осуществление подобных полетов невозможно», — сказал Акчура.

Очевидно очередной очаг напряженности во взаимоотношениях между сторонами «не за горами».

Между тем, расходы госбюджета Армении на 2011 год, на сферу обороны республики, куда скромнее и запланированы в размере 139,1 миллиарда драмов (около 395,8 миллиона долларов), из которых 134,6 миллиарда драмов (около 373,3 миллиона долларов) составят расходы на военные нужды. Но несмотря на это, глава Армении Серж Саргсян, не сомневается в готовности своей страны и НКР к отражению любой атаки. Несмотря на стремительную модернизацию азербайджанской армии, уровень подготовки армянской армии и Армии обороны НКР, как представляется, выглядит предпочтительнее. В последнее время Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики активизировала проведение военных учений. В феврале 2011 года были проведены широкомасштабные командно-штабные учения, с вовлечением всех силовых структур и здравоохранительных учреждений военного значения. Ранее, в октябре 2010 года, проведены тактические военные учения Армии обороны Карабаха «максимально приближенные к реальности». По итогам проведенных учений, президенты Армении и Нагорного Карабаха, на совместной встрече «высоко оценили итоги учений Армии обороны, подчеркнув, что они в очередной раз продемонстрировали эффективное сохранение армянскими сторонами военно-политического равновесия в регионе». В конце октября в Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики прошли «двухстепенные штабные учения на тему действий управлений армейских соединений и частей при отражении атаки противника в оборонительном воздушном бою и принятия решения о контрнаступлении». Как видим, нагорно-карабахская армия, не без помощи армии Армении, ведёт основательную подготовку к предполагаемым широкомасштабным военным действиям. Кроме того, в 2010 году, Армения подписывает соглашение о продлении срока дислокации российской военной базы до 49 лет и о поставках Россией зенитно-ракетного комплекса С-300.

Вместе с тем, внутриполитическая напряженность, как и в Азербайджане, так и в Армении, многократно увеличивает шансы возобновления военных действий. Наверняка, внутриполитический фактор, диктующий свои «правила игры» способствует резким, провоцирующим заявлениям и действиям властей, как Азербайджана, так и Армении.

В последнее время в Азербайджане активизировались оппозиционные силы. Противостояние в азербайджанском обществе усиливается. Нарастает социальная напряженность. Вместе с тем, по мнению европейцев, нынешняя власть в Азербайджане не может быть признана вполне легитимной.

11 марта, в Баку активная часть азербайджанской молодёжи проводит акцию протеста. Чуть ранее, 9 марта, правозащитная организация Freedom House выразила беспокойство в связи с арестами молодежных активистов и обратилась к правительству Азербайджана с призывом проявить терпимость и уважать право на собрания. 12 марта, оппозиционной партией Мусават, предпринимается попыткапровести митинг в центре Баку.

2 апреля состоялась массовая антиправительственная манифестация оппозиционного объединения «Общественная палата», которая была разогнана проправительственными силами. Однако, на данном этапе, вряд ли следует ожидать от азербайджанских оппозиционеров, более действенных шагов. Их слабость и разрозненность позволяет сегодня властям удерживать ситуацию под контролем. Между тем, следует отметить, что любые насильственные изменения в стране, также, в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта, могут привести к непредсказуемым последствиям.

Бесспорно, складывающаяся непростая ситуация во взаимоотношениях Баку и Еревана, явно не на пользу не только противоборствующим сторонам, все соседи по региону, с настороженностью наблюдают за существующим шатким положением. В случае, возобновления военных действий, соседствующие с Арменией и Азербайджаном страны, так или иначе, косвенно или же прямо, окажутся вовлечёнными в нагорно-карабахский конфликт. Регион в целом, уже является его заложником.

Грузия, граничащая с Арменией и Азербайджаном, в проекте нового варианта Концепции национальной безопасности, упомянув нагорно-карабахский конфликт, обозначила его, как одну из угроз национальной безопасности страны. Грузинские власти осознают, что в случае возобновления военных действий, страна, столкнётся с серьёзными проблемами различного свойства, начиная с социально-экономических, внутриполитических, завершая этническим. Напомним, в Грузии проживает немалое количество армян и азербайджанцев, и исключать сценарий их прямого столкновения совершенно не стоит. Вместе с тем, социально-экономическая ситуация в Грузии, как страны по большей части транзитной, находится под серьёзным влиянием бесперебойных поставок нефти и газа из Азербайджана, в третьи страны. Грузинские власти, не забывают, что нынешнее благосостояние страны во многом зависит от нефтепровода (Баку-Тбилиси-Джейхан) и газопровода (Грузия получает часть газа в рамках проекта газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум бесплатно), проходящих по территории страны. Наверняка, наличие всяких транзитных возможностей, позволяет сегодня, руководству Грузии, управлять страной, методом не соответствующим демократическим принципа и нормам, которые являются основополагающими в «горячо любимом», Михаилом Саакашвили, Западе. В то же время, у представителей оппозиции республики, в связи с возможным ухудшением социально-экономической ситуации, появится очередной шанс на смещение власти.

Между тем, официальный Тбилиси, во взаимоотношениях с Баку и Ереваном, старается открыто не демонстрировать свои предпочтения кому-либо из них.

В свою очередь, Турции – ближайшему союзнику Азербайджана, в случае активных военных действий, остаться в стороне вряд ли удастся. Напомним, 16 августа 2010 года между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Турции Абдуллой Гюлем был подписан «Договор о стратегическом сотрудничестве и взаимной помощи между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой». В начале марта документ был ратифицирован Генеральной ассамблеей Великого национального собрания Турции (ВНСТ). Соглашение подтверждает курс на развитие всестороннего сотрудничества между двумя странами, налаживание масштабного, многоуровневого взаимодействия и отражает исторически сложившиеся тесные связи между турецким и азербайджанским народами. Хотя нет всеобъемлющего соглашения о военно-стратегическом сотрудничестве, существуют отдельные договоры в военной области, что, вероятнее всего позволит Анкаре в какой-либо форме, поддержать Баку в случае вооруженного противостояния. Между тем, Анкара, впрочем, как и Тбилиси опасается открытого вооруженного конфликта. По признанию руководителя Центра стратегических исследований при министерстве иностранных дел Турции Бюлента Араса «война — это нежелательный вариант».

Что касается Ирана, ныне, пребывающего в весьма щепетильном положении, он, как представляется, склонен отдавать предпочтение Армении. Отношения Тегерана и Еревана, на данном этапе находятся на высоком уровне. Президент Армении Серж Саргсян, 27 марта, выступая на торжественном мероприятии, посвященном празднику Новруз в Тегеране, заявил: «Добрососедские отношения между Арменией и Ираном являются поистине образцовыми. Наша дружба, присутствие цветущей армянской общины в иранской среде, являются хорошим примером сотрудничества и взаимного обогащения христианской и исламской цивилизаций. Сотрудничество между Арменией и Ираном является историей дружбы, терпимости, взаимоуважения и культурного диалога». В то же время, отношения Баку и Тегерана, выстраиваются несколько иначе. Несмотря на то, что взаимоотношения Ирана и Азербайджана близкие, иранский лидер Махмуд Ахмадинеджад, не забывает, о том, что у Ирана: «с Арменией также имеются хорошие отношения». А на данном этапе ощущается, наступившее охлаждение во взаимоотношениях Баку и Тегерана. Баку не скрывает своего недовольства существующим уровнем взаимоотношений Армении и Ирана. В основном это касается армяно-иранского сотрудничества в сфере энергетики, объём которого оценивается в $ 450 млн., а также успешно развивающегося сотрудничества между странами в области транспорта, культуры.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, приглашенный в Иран на ежегодный саммит в честь праздника Новруз, узнав о том, что его армянский коллега, также будет присутствовать там, воздержался от поездки в Тегеран и направил туда вместо себя вице-премьера правительства Эльчина Эфендиева. В то же время, официальный Баку не перестает предпринимать действия, направленные на установление прочных взаимоотношений с Тегераном. 9 марта глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, будучи в столице Ирана, на встрече с президентом страны Махмудом Ахмадинежадом заявил, что Иран и Азербайджан, как две соседние мусульманские страны, должны сотрудничать друг с другом. Однако позиция Тегерана в этом вопросе не вполне соответствует интересам Азербайджана. Ранее, посол Ирана в Армении Сеид Али Сагаян, 9 февраля, выступая на пресс-конференции в Ереване, отметил, что Иран против того чтобы «нагорно-карабахский конфликт получил религиозный характер, и об этом знают также в Азербайджане».

Кроме того, вопрос южных Азербайджанцев Ирана, никто с повестки не снимал.

Вместе с тем, небезынтересно мнение Тегерана, относительно вопросов, связанных с взаимоотношением принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение. По убеждению посла Ирана в Армении Сеида Али Сагаяна, при всей равнозначности обоих принципов, «вопросы, касающиеся прав человека, являются более приоритетными и нельзя игнорировать право человека распоряжаться своей судьбой». На взгляд дипломата, в этом вопросе, не должно быть применения двойных стандартов.

Между тем, ближайший союзник Азербайджана Турция, в марте 2011 года, дважды, в принудительном порядке, сажала » в турецком Диярбекире, иранские самолеты, летевшие в Сирию». Очевидно действия Анкары, не вызывают восторга в Тегеране.

Иран, как другие соседние страны, в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, занимает однозначную позицию, которая заключается в мирном пути разрешения конфликта. Об этом, будучи в Баку, 18 ноября, заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад.

Что касается России, то её позиция давно известна. Помимо того, что она является сопредседателем МГ ОБСЕ, Москва неоднократно предпринимала самостоятельные шаги в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Российский президент Дмитрий Медведев, за последние годы несколько раз, с целью нахождения взаимоприемлемых решений, организовывал трехсторонние встречи с президентами Азербайджана и Армении. Последняя такая встреча, состоялась 5 марта в Сочи, на которой было принято совместное заявление. Согласно, принятому документу была достигнута договоренность завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными, а также проводить расследования возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской Группы ОБСЕ и при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ.

Кроме того, президент России Дмитрий Медведев, вплотную занимающийся проблемами урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в перерывах, налаживает двусторонние взаимоотношения. Напомним, в 2010 году состоялись два, принципиальных важных, официальных визита российского лидера в Армению и Азербайджан. Бесспорно, Кремль, придаёт особое значение взаимоотношениям с этими республиками и соответственно в деле урегулирования конфликта, Москва занимает, нейтральную позицию. Об этом не раз заявляли и президент России, и глава внешнеполитического ведомства страны. А в заинтересованности России в стабилизации и безопасности региона, в преддверии предстоящих зимних Олимпийских игр в Сочи сомневаться не приходится, кроме того, Москву не может не беспокоить её собственная безопасность.

К сожалению, усилий и попыток, предпринимаемых руководством России в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта, недостаточно. Очевидно, что, многолетний конфликт, вряд ли удастся самостоятельно решить отдельно взятой стране. Однако, действия Москвы, пусть минимально, но всё же, оказывают своё, позитивное влияние. По мнению действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Литвы Аудронюса Ажубалиса, после трехсторонней встречи президентов Армении, Азербайджана, России в Сочи, в процессе карабахского урегулирования, «появилось определённое пространство для подвижек». «Минская группа работает, несмотря на то, что ее сопредседателей часто критикуют, а критикуют потому, что не владеют информацией о ее деятельности. То, что они предлагают сторонам при посредничестве президента России, я думаю, является серьезной базой для подвижек»,- заявил Ажубалис.

В свою очередь, в этой, весьма непростой и напряженной ситуации, Международная кризисная группа, созданная в 1995 году, занимающаяся анализом ситуаций в различных странах мира, 8 февраля 2011 года, опубликовала очередной доклад, связанный с ситуацией в Нагорном Карабахе. Как заявила директор Европейских программ МКГ Сабина Фрейзер, основной тема доклада «Армения и Азербайджан: предотвращая войну», «является возможность новой войны между Азербайджаном и Арменией». Доклад 2011 года, являющийся продолжением предыдущих, по большей части тревожный. Впрочем, такая тенденция не нова, та же тревога выражалась и в докладах 2007 и 2009 годов.

Стороны, однозначно, поддержав озабоченность, проявленную Международной Кризисной Группой, высказали своё мнение в отношении самого документа. Если армянская сторона и руководство Арцаха критический отнеслись к докладу, то Баку воздержался от каких-либо комментариев, что очевидно говорит о его положительной отношении к документу.

Пресс-служба МИД НКР, комментируя доклад МКГ, отмечает, что документ «был написан исключительно с целью убедить Армению «смягчить» позиции в переговорном процессе, в частности, в вопросе окончательного статуса Нагорного Карабаха». В связи с этим, возникает вполне резонный вопрос, связанный с объективностью самого доклада. Структура внешнеполитического ведомства НКР в своём комментарии, задаётся вопросом: «насколько объективен доклад, который пишется за тысячи километров от Нагорного Карабаха, а его авторы ни разу не посещали НКР, хотя бы для приличия? Не говоря уже о том, что в последнее время директор европейской программы «Международной кризисной группы» Сабина Фрейзер обосновалась в Стамбуле, где, беря за основу публикации в СМИ и часто оторванные от реалий данные, дает рекомендации сторонам конфликта. А ведь и за один визит в НКР не только можно разобраться в сути конфликта, но и убедиться в состоятельности и жизнеспособности республики». Принимая во внимание вышеизложенное, подобная постановка вопроса, отнюдь не лишена оснований. Более того, рассматривая список учредителей и членов Международной Кризисной Группы, как представляется, об объективности можно и забыть. В список основателей и членов Группы, входят лица в основном лоббирующие интересы одного из участников конфликта.

Среди них: Мортон Абрамовиц – бывший посол США в Турции, бывший помощник госсекретаря США, активный лоббист интересов США в Турции, Стефен Соларц — вице-президент МКГ, один из самых влиятельных лоббистов в США, активно лоббирует турецкие интересы, член Исполкома МКГ, в то же время, депутат парламента Турции Эрсин Ариоглу, Ута Запф – председатель подкомитета Бундестага Германии по Турции в члены ЕС, кроме того, она является сторонницей и лоббисткой принятия Турции в члены ЕС, Эмма Бонино также является активной лоббисткой за принятие Турции в ЕС. А также, небезызвестный Збигнев Бжезински, бывший советник президента США по вопросам нацбезопасности, член Почетного Совета консультантов Американо-азербайджанской торговой палаты (ААСС) — организации, созданной под крылышком Американо-турецкого совета (American Turkish Council). Кроме того, Бжезинский, один из тех кто посещал Азербайджан в качестве эмиссара президента США по вопросам строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В состав Группы, также входят, члены «независимой» комиссии ЕС по Турции, активные протурецкие лоббисты Пат Кокс, Бронислав Геремек, а также председатель этой самой комиссии Марти Ахтисаари.

На первый взгляд, аналитические выводы МКГ, казалось бы, соответствуют действительности. Однако наличие стольких лоббистов в одной организации, неизбежно наталкивает на мысль, что их позиция не заключается в справедливом урегулировании конфликта. Вероятно, нефте-газовые ресурсы Азербайджана, превалируют, не исключено, что позже это может сыграть свою отрицательную роль.

Что касается непосредственно урегулирования конфликта, совершенно очевидно, что общая формула, будущих договоренностей по Нагорному Карабаху, будет непростой. Возможно, мировое сообщество, в очередной раз, как и в случае с Косово, пойдет на беспрецедентные шаги, которые впоследствии позволят окончательно разрубить, существующий «гордиев узел».



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 августа 2025

 По решению властей в сентябре МККК прекратит свое присутствие в Азербайджане Международный Комитет Красного Креста (МККК) прекратит свое присутствие в Азербайджане в сентябре 2025 года по решению властей, диалог с Баку продолжается, заявил РИА Новости официальный представитель МККК Ашил Депре. …

22 июля 2025

На фоне недавнего медиа-форума в Азербайджане и комплиментарных заявлений в адрес президента Ильхама Алиева со стороны некоторых представителей российского экспертного сообщества, в отечественном медиапространстве разгорелась острая дискуссия. Центральный вопрос — характер и масштабы влияния Баку на российских политических комментаторов и …

2 июля 2025

 Москва задействует все имеющиеся средства для защиты интересов российских граждан, которые накануне были задержаны в Азербайджане. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Мы будем защищать законные интересы наших граждан по дипломатическим каналам, будем использовать для этого все имеющиеся …


Ваш браузер устарел! Обновите его.