С 1 января 2015 г. начал работу Евразийский экономический союз (ЕАЭС), первым председателем которого стала Республика Беларусь. О том, с каким багажом вошла Белоруссия в новую геополитическую реальность «Материку» рассказывает белорусский политолог, кандидат политических наук Г.Ю. Волков.
— Глеб Юрьевич, как вы оцениваете готовность Белоруссии к полноценному участию в таком серьезном проекте?
Первое что хотелось бы отметить, это странное, и до боли знакомое, игнорирование темы белорусской стороной. Странное потому, что создание ЕАЭС – событие, безусловно, знаковое в судьбе каждого из государств-участников проекта, но особенно для Белоруссии, как страны переживающей системный экономический кризис и не имеющей (в отличие от России и Казахстана) собственных резервов. Не говоря уже об исторической справедливости, состоящей в воссоединении Русского мира.
Если бы белорусское руководство искренне желало данного союза, оно должно было позаботиться о соответствующем праздничном сопровождении начала работы ЕАЭС. Между тем, все протекает буднично, и я уверен, если сегодня провести на улицах опрос, то окажется, что мало кто из белорусов вообще знают о новых судьбоносных веяниях. Что касается «до боли знакомого», то ведь нечто похожее мы уже наблюдали в связи с образованием Союзного государства России и Белоруссии, которое, по сути, низведено на уровень виртуального. Я уверен, если бы не экономические проблемы, президент Белоруссии вообще не пошел бы на союз с Россией. Тем более не стоит заблуждаться по поводу полноценного участия Белоруссии в ЕАЭС.
— Чем вызвано такое поведение главы Республики Беларусь?
Опасениями лишиться суверенного статуса. Я обращаю внимание на то, что речь идет только о страхах президента А. Лукашенко за личную авторитарную власть. Обычные белорусские граждане едва ли видят себя отдельно от России. То есть в 90-х, когда белорусские государственные СМИ преподносили Россию как страну криминальную и вечно воюющую, граждане Белоруссии действительно предпочитали дистанцироваться от Москвы. Но со временем люди разобрались в истинном положении вещей. Сегодня сотни тысяч белорусов регулярно ездят в Россию на заработки и своими глазами видят, что она собой представляет. Так что за исключением малого числа людей престарелого возраста и молодежи поколения 90-х, уже никто не заблуждается о реалиях современной России.
Надо пояснить, что позиция первых объясняется консерватизмом их мировоззрения, сформированного под влиянием Великой Отечественной войны. Для людей, переживших ужасы той трагедии, послевоенные разруху и разгул бандитизма, наличие в доме уже только хлеба (в прямом смысле слова) и спокойствия на улицах является счастьем. И, к сожалению, А. Лукашенко этим цинично пользуется, всякий раз, в преддверии очередного кризиса апеллируя к указанным ценностям. Но большую часть белоруccких граждан такие доводы, конечно, не устраивают. Ведь в нынешенем году мы будем праздновать семидесятилетний (!) юбилей окончания Великой Отечественной войны – потребности людей значительно выросли и это естественно. Тем более, что сама белорусская правящая элита не может служить примером аскетизма.
Молодежь же поколения 90-х это тема для особого разговора. В виду того, что белорусское руководство до сих пор не определилось с государственной идеологией, молодежь стала жить по своим законам, с присущей этому общественному слою легкостью увлекаясь всякого рода авантюрами, сулящими приключения и остроту ощущений. Чем заканчивается такой поиск, хорошо видно на примере Украины, где террорист и убийца Степан Бандера стал национальным героем и кумиром для большого количества молодых украинских граждан.
— Как можно объяснить сложность формирования идеологии белорусской республики?
Дело в том, что проект под названием «белорусское суверенное государство» не имеет исторической платформы, т.е. он искусственно созданный. Все мы помним историческую фразу Б. Ельцина «берите суверенитета сколько унесете». Когда независимость является не следствием национальной борьбы, а нежданно свалившимся подарком, правящей элите сложно сформировать «самостийную» систему ценностей и внятно сформулировать цель своей политической программы. По заказу властей написано много учебников по идеологии белорусского государства, но их содержание, как и суть выступлений белорусских управленцев – сплошное пустословие. Стремление к материальному благополучию, которое просматривается в этих посылах, естественно само по себе и потому оно не может служить национальной идеей. Тем более что на практике мы видим скорее движение в обратную сторону – к всеобщей бедности.
Ирония в том, что само «суверенное» белорусское руководство ностальгирует по СССР, так как президент и его команда вышли из советской идеологической системы. В результате получился некий карикатурный симбиоз. Однажды Лукашенко спросили о его отношении к религии, и он определил себя как «православный атеист». Тот же сумбур наблюдается и в политических убеждениях белорусских управленцев. Врожденное общерусское (восточнославянское) сознание переплелось с местечковым образом мыслей, приобретенным в условиях суверенного правления, подкрепляемого материальными льготами. Это же своего рода политическая шизофрения!
— Вы обратили внимание на кризисном положении белорусской экономики. Но, под конец 2014 г. Лукашенко произвел кадровые перестановки в правительстве. Получившие должности управленцы были представлены обществу как «экономическая команда» для новых условий. Насколько подобные утверждения справедливы?
Так называемые новые кадры, о которых вы говорите, не нацелены на решение задач, связанных с выправлением внутриэкономических проблем, ни тем более с наращиванием экономической и политической взаимосвязи с Россией. К примеру, новый глава администрации белорусского президента А. Косинец, насколько мне известно, планировался на эту должность еще года три назад. То есть это человек, давно толкавшийся в очереди у резиденции А. Лукашенко в ожидании плановой кооптации. Будучи главой самой отсталой в экономическом плане Витебской области Косинец может поставить себе в заслугу разве что резкое увеличение потока информационных сообщений о Витебщине. Причем информация, как правило, не обладала оригинальностью, и создавалось впечатление, что подбиралась по принципу «лишь бы быть на слуху». Очевидно, в преддверии президентских выборов глава Белоруссии увидел в Косинце полезного в такое время специалиста по пиару. В паре с новым главой национального статистического комитета они определенно сделают «пятилетку в четыре года».
В этом же ключе показательно назначение помощником президента А. Радькова, возглавлявшего в 2010 г. предвыборный штаб Лукашенко. Новый премьер-министр А. Кобяков в прежних должностях никак себя не проявил, и, думаю, вряд ли стоит ожидать от него чего-то прорывного в нынешней роли. Иными словами, ключевые назначения президент провел под выборы, остальные два десятка пошли, что называется «за кампанию». Как видно, экономические аспекты, тем более вопросы евразийской интеграции, глава Белоруссии не относит к числу главенствующих.
— Выборы являются важным событием для каждого президента, но, почему не назначить на должности в правительстве профессионалов с современным мышлением?
Во-первых, Лукашенко всегда испытывал острый дефицит кадров. Он стал президентом, не имея собственной команды. Те, кто окружал президента в 1994 году в первые же месяцы после выборов перешли в оппозицию. В итоге глава республики стал подбирать себе кадры по принципу личной преданности, преимущественно выходцев из сельской местности. Если проанализировать состав кабинета министров любого периода, то в нем едва ли найдется хоть один коренной минчанин. Понятно, что такая кадровая политика не могла не сказаться на качестве принимаемых управленческих решений. Притом надо учесть, что за двадцать лет своего единоличного правления Лукашенко основательно оторвался от действительности, а его окружение не особенно усердствует в том, чтобы донести своему лидеру правду. В результате между руководством страны и народом образовался огромный вакуумный буфер.
Во-вторых, политика устойчивого финансового патернализма Москвы в отношении Минска породила у белорусского руководства иждивенческие настроения. Зачем проводить экономические реформы, а соответственно и подбирать грамотные кадры, если из России регулярно поступают миллиардные субсидии. Своей традиционной щедростью Россия оказала медвежью услугу не только Белоруссии, но и себе. Можно заметить, что Минск настолько привык получать российские дотации, что малейший намек на их прекращение или даже снижение их объемов, воспринимается белорусским руководством как объявление войны. В этом нет никакого преувеличения. Вспомните, когда между государствами возникли расхождения по цене на российский газ, Александр Лукашенко заявил о готовности белорусов, если понадобиться, «идти в окопы». Да и в минувшем году в связи с украинскими событиями президент буквально «поднял под ружье» всю армию, и, судя по его риторике, демонстрация силы предназначалась отнюдь не украинским экстремистам, а России. Едва ли, испытывая подозрения и скрытую неприязнь к российскому руководству, Лукашенко станет углублять интеграционный процесс и привлекать в свою администрацию и правительство кадры с общерусским мировоззрением.
— Такое поведение весьма напоминает политику экс-президента Украины В. Януковича, Вам не кажется?
Совершенно верно, и, зная к чему привела близорукость В.Януковича, не хотелось бы повторения ситуации в Белоруссии. Не считаясь с действительностью, Лукашенко продолжает политику, которой он придерживался последние двадцать лет, т.е. пытается усидеть на двух стульях. Но при нынешних обстоятельствах, когда Запад оказывает жесткое давление на возрождающуюся Россию, эта тактика крайне опасна. Всякий, кто не выполняет своих союзнических обязательств перед Россией, станет инструментом в руках ее противников.
Президент Белоруссии часто клянется в верности России, но эти слова не имеют практического подтверждения. Во всяком случае, пока Москва не видела поддержки от своего союзника ни в одном остром вопросе внешнеполитического характера. Скорее даже наоборот. Давайте вспомним позицию Минска по вопросу независимости Абхазии и Южной Осетии. Или период обострения российско-грузинских отношений, когда белорусское руководство подчеркнуто демонстрировало свои симпатии грузинскому президенту Саакашвили.
А вот более свежие примеры. Россия вводит ответные меры на санкции, введенные против неё рядом стран Запада, а президент Белоруссии публично призывает своих министров использовать возможности Таможенного союза (т.е. открытой границы) для получения сверхбарышей. Российские контролирующие органы до сих пор задерживают сотни тонн контрабандного европейского товара, следующего через Белоруссию.
Если же взять позицию Минска по Украине, то она откровенно вызывающа. Президент Белоруссии одним из первых установил контакт с новыми киевскими властями. Итогом последнего визита Лукашенко в Киев стала договоренность о начале вещания украинского телевидения на Белоруссию и о создании совместного ТВ-канала. Памятно и заверение Лукашенко оказать своему украинскому коллеге любую помощь в течение суток. К слову, в последнее время белорусские предприятия торговли оказались буквально наводнены «рошеновскими» кондитерскими изделиями. И это при том что наши белорусские производители не только способны закрыть потребности республики в этой продукции, но и успешно конкурировать с украинскими.
— Однако Москва пока смотрит на такую позицию Минска снисходительно. Чем это вызвано?
Это мудрая политика сильного государства – сверхдержавы. Президенты приходят и уходят. Белорусский народ является неотъемлемой, исконной частью Русского мира и он не должен отвечать за ошибки правящей элиты. А потому проблемы, которые я предвижу для Белоруссии, грядут, конечно, не со стороны России. На Западе видят фобии белорусского президента и непременно используют их, чтобы глубже вбить клин раздора между Белоруссией и Россией. Так как они это уж провернули с Украиной.
Подготовка западного плана дестабилизации идет полным ходом, но белорусское руководство потворствует этим шагам, теша свое местечковое честолюбие. Стоило только Вашингтону заметить о якобы наметившемся потеплении в белорусско-американских отношениях, как Минск изъявляет желание открыть сразу два почетных консульства на территории США. Еще более скорыми темпами идет дипломатический обмен любезностями с Польшей, которая к весне намерена открыть визовые пункты в каждой белорусской области. Не говоря уже о льготах, предоставляемых белорусским гражданам в рамках т.н. «карты поляка».
Национальный театр оперы и балета ставит постановку «Витовт», но вместо вопроса о целесообразности выбора темы, по итогам 2014 года его коллектив становится лауреатом президентской премии «За духовное возрождение» (?!). Надо напомнить, что литовский князь Витовт трижды крестился в католическую, православную и снова в католическую веру, в зависимости от конъюнктуры. Подобные примеры можно перечислять долго. В отдельности каждый из них может быть и не выглядит таким уж настораживающим, но в совокупности картина вырисовывается довольно тревожная.