Единственная (помимо приходов Русской Православной Церкви в российских воинских частях) каноническая православная церковная структура в Абхазии возглавляемая протоиереем Виссарионом Аплиаа выступила с обращением к Московскому и Грузинскому Патриархатам с просьбой о возрождении Абхазской Православной Церкви, древнего Пицундского Католикосата.
В обращении не уточняется, будет ли Абхазская Церковь автокефальной или автономной, эта разумная и гибкая позиция важна в расчёте на долгие переговоры, авторы обращения понимают, что эта проблема не решится скоро, но главное — обозначить принципиальную и строго православную, каноническую позицию. Авторы обращения обращают внимания на тот факт, что мерило Православия — святой Патриарх Тихон считал Абхазию канонической территорией Русской Православной Церкви, а самопровозглашение автокефалии Грузинской Церкви после падения православной монархической власти России — расколом.
Грузинская Церковь получила законную автокефалию от Русской Церкви в 1943-м году, и Абхазия считается ее канонической территорией по умолчанию, а не некоему историческому соборному акту, так как решения абхазского духовенства и Русской Церкви о принадлежности Абхазии к Московскому Патриархату никто не отменял.
Принципиально важно то, что авторы обращения обращают внимание на факт канонической ничтожности «Томоса» Константинопольского Патриархата 1992 года об автокефалии Грузинской Православной Церкви, который включил в нее Абхазию.
Поэтому цели данного обращения канонической структуры о. Виссариона Аплиаа:
1. Напомнить историю Православия в Абхазии, позицию святого Патриарха Тихона, деструктивную позицию ересиарха Варфоломея.
Патриарх Илия это понимает, он благосклонно отнёсся к обращению и пригласил о. Виссариона на переговоры.
О. Виссарион не потому не поехал на переговоры в Грузинский Патриархат, что он их отвергает. Вовсе нет. Он по сути, предложил Московскому и Грузинскому Патриархату начать диалог о судьбе канонического Православия в Абхазии, когда два Патриархата не допустят на Кавказ ересиарха и расколоучителя Варфоломея, чей фактический подчинённый архимандрит Дорофей (Дбар) захватил Новоафонский монастырь в Абхазии.
Одним из вариантов временного решения проблемы Православия в Абхазии может быть канонический статус епархии, управляемой о. Виссарионом, как Подворья Русской Церкви при Грузинском Патриархе, аналогичному Подворью Грузинской Церкви в Москве, которое может объединить все грузинские приходы России.
Главное, что отступивший от Православия Константинопольский Патриархат лишний и на всей Русской Земле Великой, Малой и Белой России, и на землях Абхазии, Южной Осетии и Грузии.