×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/nacionalnyy-vopros-v-rossiyskoy-obshchestvenno-politicheskoy-jizni/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
«Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни»

В Общественной палате Российской Федерации 19 сентября прошли слушания, в работе которых мне выпала честь поучаствовать в качестве советника муфтия «Московского Муфтията» ЦДУМ России и заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ и где было представлено на обсуждение социологическое исследование «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни».

Оно было проведено Агентством социальных технологий «Политех» при содействии Института этнологии и антропологии РАН.

Директор «Политеха» Михаил Романов представил основные результаты и выводы социсследования. Было опрошено более 4000 человек в 400 городах всех субъектов страны. Как отметил эксперт, разные народы смотрят на вопросы, касающиеся национальных отношений по-разному, поэтому акцент в исследовании был сделан на опрос титульных народов национальных республик, русского населения в этих республиках и русского населения в столичных регионах.

«То, что одни считают правильным, другие считают недопустимым», — сказал Романов. Например, 54% русских хотели бы вернуть графу «национальность» в паспорт, против чаще всего высказывались титульные народы Чечни, Ингушетии, Дагестана. То же самое наблюдается и в ответе на вопрос, можно ли указывать национальность преступника в СМИ. 51% считает, что можно: среди них 61% русские в столичных регионах. Против упоминания национальности преступника в СМИ — 40%, среди них 67% — титульные народы в Республиках Северного Кавказа.

72% россиян высказались за введение визового режима со странами Средней Азии. Единственное исключение из этого правила составили титульные жители Чечни, Ингушетии и Дагестана, среди которых за введение виз со Средней Азией высказались чуть больше 40%. «Чаще всего, высказываясь за введение визового режима, респонденты говорили о том, что массовый приток иноэтничного населения приводит к изменению этнического состава населения России», — говорится в исследовании.

37% русских чувствуют, что находятся в униженном положении. В столичных регионах (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область) число таких граждан доходит до 46%. В республиках Северного Кавказа их 42%, Сибири и Поволжья — по 30%. Авторы опроса объясняют это тем, что «межэтнические отношения в России носят конфликтогенный характер», а «русские проигрывают в противостоянии со сплоченными мигрантскими сообществами».

Однако идею закрепить за русскими особый статус поддержали всего 29% (в их числе 33% русских респондентов в столичных регионах, 29% — в областях и краях, 25% — в республиках Сибири, 22% — Северного Кавказа и 17% — Поволжья). Против особого статуса русских высказалось большинство (от 82% до 87%) титульных народов в субъектах РФ.

Главу региона по национальному признаку избрали бы 47% респондентов. В столичных регионах националистически настроенных граждан оказалось больше: здесь за русского проголосовали бы 55%, в национальных республиках доля готовых голосовать за кандидата своей национальности колеблется от 26% в Бурятии до 39% в Чечне.

Если говорить о национальной составляющей в управленческой элите республик, на Северном Кавказе русских нет среди глав регионов, председателей правительства и мэров. Исключение составляет Ингушетия — 11% русских находятся на управленческих должностях, при том, что русских в республике менее 1%.

Из предложенного участникам опроса списка возможных партий для голосования на выборах в Госдуму партию русских националистов выбрали 6% граждан (28% не ответили на вопрос, из чего авторы сделали вывод, что их будет не меньше 10-12%). За партию, которая обязуется защищать интересы людей той или иной национальности, проголосовали бы 44%: 46% русских (в столичных регионах — 49%), 42% представителей титульных национальностей в республиках Сибири, 39% — Северного Кавказа, 35% — Поволжья. За православную партию проголосовали бы 53% русских и около 45% исповедующих православие титульных народов Поволжья и Сибири. За исламскую партию — 44-49% респондентов в республиках с распространением ислама, в Чечне и Ингушетии — 68%.

«На выборах в Госдуму за исламскую партию проголосовали бы 1,1% опрошенных. Но на региональных выборах она могла бы стать серьезной политической силой», — говорится в документе (создание партий по религиозному признаку в РФ запрещено законом). Авторы опроса резюмируют, что в РФ растет национализм, «некоторые республики можно уже сегодня назвать исламскими», а «жители столичных регионов и Северного Кавказа занимают по многим вопросам диаметрально противоположные позиции».

У участников опроса также интересовались тем, как они относятся к ношению хиджабов в школе, многоженству, лезгинке на улицах и др.

«Пора бросить попытки успокоить общество увещеваниями о том, что у нас в многонациональном государстве нет противоречий. У нас земля горит под ногами, и это надо понимать, — заявил член ОП, протоиерей Всеволод Чаплин. — Разговоры о том, что национальные и религиозные различия и чувства уходят в прошлое — это протухшее клише. Они усиливаются. Придется признать, что у нас никогда не будет единого закона и образа жизни и надо позволить разным народам жить по-разному, но, конечно, нужен межнациональный диалог», — уверен о.Всеволод.

По словам члена ОП, для решения проблем «нужно переходить от приятных разговоров к принятию обществом и государством самых решительных мер, основанных на голосе народа, а не на чьих-то внешних рекомендациях. Так, стоит подумать о жестком пресечении действий, нарушающих общественную нравственность. Это и оскорбления по национальному признаку, и разжигание национальной вражды, но одновременно — и вызывающее поведение в общественных местах, нарушение этических правил поведения в том или ином городе, селе, регионе».

Вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган поддержал мнение о социально-экономических причинах национальных конфликтов. Особенно остро, по его мнению, относятся к национальным вопросам в молодежной среде. «Взрослые люди нормально переносят бациллы ненависти, а вот молодежь они ослепляют. Ненависть высушивает их души, и они, как сухая трава, могут вспыхнуть в любой момент», — сказал он.

В свою очередь директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский тоже озвучил несколько рекомендаций. «Государство должно всерьез подходить к пресечению нарушений закона, связанных с ксенофобными эмоциями и националистическими убеждениями. Вне зависимости от того, кто их допускает. Хотя спрос с чиновников должен быть выше: рядовой гражданин может себе позволить быть ксенофобом, хотя это и неприлично, а чиновник за любую вольность в этом роде должен быть немедленно и громко уволен. Это следует прописать в законодательстве о госслужбе», — считает Верховский. Кроме того, не должно быть никаких безумных кампаний по ловле мигрантов. «Это откровенное подстрекательство к ксенофобии в обществе», — сказал он.

Весьма примечательным и заслуживающим внимания, на мой взгляд был вопрос, прозвучавший из уст заведующего группой этносоциологических исследований Института этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая Юрия Арутюняна. Он, в частности, поинтересовался у организатора исследований Михаила Романова почему в них не представлены опросы различных групп россиян относительно их «интернациональных» устремлений или желания интегрироваться?

Обсуждаемое исследование содержит не только голые цифры, выкладки, диаграммы и графики, а также их пояснения, но и самые различные в том числе и явно противоположные по смыслу и посылу высказывания известных политиков, религиозных деятелей и экспертов, что само по себе делает его весьма ценным и примечательным.

Так мне, как заведующиму отделом исламских исследований было небезынтересно прочитать следующие высказывания:

«Сейчас, особенно после Норд-оста, у многих людей женщина, одетая по мусульманским обычаям, ассоциируется с так называемыми шахидками. Это вина не националистов, и не журналистов. Это вина террористов, которые выступают от имени ислама. Пока традиционные мусульмане с этой проблемой не справятся, так оно и будет дальше» (Р.А. Силантьев, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора).

«То, что для верующего человека эти установления являются высшим авторитетом, современное общество должно понять. Но в то же время всегда есть возможности для договоренностей и компромиссов. Сейчас возникают вопросы о том, нужно ли обязательно мусульманке носить никаб (покрывало, полностью закрывающее лицо, с прорезью для глаз) или достаточно носить хиджаб в форме легкого платка, который, кстати, носят и многие девушки в православных семьях. <…> Можно ли было бы разработать такой вариант региональной или общероссийской школьной формы, который бы одновременно ориентировался на деловой стиль и допускал ношение легкого платка или, например, иудейских особенностей одежды?» (Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества).

«Складывается очень странная ситуация. Появление на улицах городов и сел практически обнаженных девиц, звучащую по радио и с экранов пошлую речь, нецензурщину, сцены, мягко говоря, занятия в публичных местах любовными потехами, воспринимаются нормально. Говорят, что это характерные черты демократического общества. Хотя все это грубо противоречит нормам исламской и христианской морали. Да и нормам морали человека вообще. <…>

Стоит только где-то девочке из мусульманской семьи прийти в школу в платке, из этого раздувают скандал мирового значения. Выпуски новостей начинаются с них. Я до сих пор ни от одного человека не получал ответа на вопрос, какие законы, морально-этические нормы нарушает ношение платка в школе, институте в ином общественном месте». (Р.А. Кадыров, глава Чеченской Республики)

В заключение модератор слушаний известная писательница Алла Гербер отметила, что решение проблем кроется в соблюдении вечных ценностей, которые почитаются всеми религиями: и христианами, и мусульманами, и буддистами, и иудеями и другими. Она выразила сожаление, что на обсуждении такого болезненного вопроса для нашей страны не присутствовали представители органов власти. «Мы в ближайшие дни всем органам власти направим это исследование. Это не те знания, которыми можно пренебрегать», — заявила она.

С полным текстом исследования «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни» можно ознакомиться здесь





Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.