Общеизвестно, что на юге Азербайджана проживает ираноязычный народ — Талыши, который является коренным этносом южнокавказского государства. После вступления Азербайджана в 2001 г. в Совет Европы в СМИ особую актуальность приобрели вопросы, связанные с проживанием в республике национальных меньшинств. Это обусловлено активизацией деятельности ряда правозащитных организаций и НПО из США и европейских государств, а также важным геополитическим положением Азербайджанской Республики (АР) в Каспийском регионе. При этом выяснилось, что информация по талышам крайне неоднородна и порой носит спорный характер.
Талыши – это древний народ Закавказья (Южного Кавказа), который исторически населяет горную (Талышские горы) и предгорную области, расположенные на юго-западном побережье Каспийского моря (Ленкоранская низменность). Территории проживания этого этноса в настоящее время входят в состав Азербайджана и северо-западные области Исламской Республики Иран (ИРИ). Талыши расселены на территории Ленкоранского, Масаллинского, Ярдымлинского Астаринского, Лерикского районов Азербайджана. Следует заметить, что население в указанных районах смешанное, также как и в селениях, расположенных в приграничной полосе с Ираном.
Талыши в ИРИ населяют четыре шахрестана (области) остана (провинции) Гилан: Астара, Талыш, Резваншахр и Масал. По другим данным этническое талышское население проживает дополнительно в шахрестанах Фуман, Соумесара, Халхал, Шефт и Намин. В провинции Мазандаран и несколько поселений талышей находится вблизи Ардебиля.
К истории вопроса о численности талышей
С середины XVIII в. в составе персидского государства существовало Талышское ханство, которое в 1809 г., после штурма Ленкорани в ходе русско-персидской войны 1804-1813 гг., заняли русские войска. Историки отмечают, что юридически Талышское ханство переходит под протекторат России еще в 1802 г., когда был подписан союзный договор между представителями российского императора Александра I и уполномоченными ряда влиятельных представителей земель, расположенных на территориях современного Дагестана и Азербайджана, которые вступили под протекторат российского государства.
По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. северная часть Талышского ханства была включена в состав Российской империи, а Туркманчайский мирный договор 1828 г. окончательно зафиксировал его включение в состав Российской империи. С 1840 г. Талышское ханство стало именоваться Ленкоранским уездом Каспийской области, с 1846 г. входивший в состав Шемахинской губернии, а затем с 1859 г. – Бакинской губернии.
Вопрос о численности населения талышей является предметом споров многих экспертов. По архивным данным 1859-1864 гг., в Ленкоранском уезде проживало свыше 34 тыс. талышей. В 1886 г. их численность увеличилась до 47 тыс. чел. Но в конце XIX в., по результатам первой переписи населения (1897 г.), оказалось, что талышей всего 35 тыс. чел., так как значительная часть талышей по языковому признаку была причислена к тюркам.
Стоит отметить, что в 80-х годах XIX в. произошло событие, изменившее численность талышей. Дело в том, до присоединения Закавказья к России, Талышское ханство (Муганская степь) предоставляло зимние пастбища шахсеванским племенам, взимая с них налы – «чепбашы». В исторических источниках шахсеваны почти всегда упоминаются как полукочевые тюркские племена. Но это не совсем верно, так как значительную часть шахсеванов составляли талыши. В 1880-1885 гг. царское правительство провело политику переселения шахсеванов-талышей в Иран, оставив тем самым шахсеванов-тюрок. Позднее часть талышей вернулась на свою историческую родину. Как следствие, по Всероссийской переписи населения 1897 г в Российской империи проживало 35,3 тыс. талышей.
В 1914 г. Бакинско-Дагестанским Управлением земледелия и государственных имуществ был издан «Очерк сельского и лесного хозяйства Ленкоранского уезда», по данным которого в указанном уезде насчитывалось 77 тыс. талышей и 63 тыс. тюрок. В 1921 г. была проведена сельскохозяйственная перепись, по согласно которой в том же уезде проживало 66 тыс. талышей и 78 тыс. представителей тюркского происхождения.
Профессор-талышевед Б.В. Миллер (1925 г.) отмечал, что в Ленкоранском уезде тогда было переписано всего 46 сельских обществ, так как эта перепись осуществлялась в период Гражданской войны. При этом 44 селения остались неохваченными этим процессом. По данным же переписи 1926 г. в СССР проживало 77,3 тыс. талышей.
Через 10 лет (25 ноября 1936 г.) И.В. Сталин произнес на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов исторический доклад «О проекте Конституции Союза ССР», который стал поворотным моментом в истории численности талышей. В результате, к 1939 г в Советском Азербайджане их было зарегистрировано всего 87,5 тыс. чел., то есть существенно меньше реальной численности. По данным же переписи 1959 г. в Азербайджане проживало 100 тыс. талышей.
В последующих советских переписях талыши вообще исчезли из поля наблюдения. И лишь в 1989 г. на волне «перестройки» они вновь появились в количестве 21,2 тыс. чел. Удивительно, но в 1999 г. их насчитывалось уже 76,8 тыс., что не могло быть объяснено естественным приростом населения. Такой разброс в показателях численности талышей свидетельствует о чрезвычайно высокой политизированности этого вопроса.
Согласно официальным данным Азербайджанского государственного комитета по статистике (АзГосКомСтат), на 2009 г. в республике проживало 112 тыс. талышей. Такого же показателя придерживается европейская организация по правам человека Human Rights Without Frontiers Int’l («Права человека без границ»). Но существуют и другие точки зрения. Так, некоторые зарубежные эксперты считают, что по самому пессимистическому прогнозу в Азербайджане должно проживать 200-300 тыс. талышей, а по оптимистическому прогнозу – примерно 500 тыс. чел. Талышские активисты, как, например, политолог Ф. Абосзода, полагает, что общая численность талышей в Азербайджане составляет 1,5 млн. чел.
Об истории вопроса о сецессии (выхода из состава государства)
В 1918 г. жители Ленкоранского уезда, где значительную часть населения составляли русские колонисты, отказались подчиниться протурецким властям Азербайджанской Республики. 4 августа 1918 г. была создана Временная военная диктатура Мугани («Муганская диктатура»), которая первоначально признала власть ростовского правительства генерала Деникина. В конце 1918 г. она подчинилась Кавказско-Каспийскому правительству войскового старшины Бичерахова в Порт-Петровске (Махачкала).
В конце этого же года русским населением Ленкорани было принято решение об автономии Муганского края в составе России с парламентом (Краевой Совет) и правительством (Краевая Управа). Но 24 апреля 1919 г. белое правительство было свергнуто и установлена советская власть. После этого в Ленкорани на съезде советов Мугани (15-18 мая 1919 г.) была провозглашена Муганская Советская Республика в составе РСФСР. Но 23-25 июля 1919 г. Ленкорань была взята азербайджанскими войсками. Муганская Советская Республика была ликвидирована, а ее территория включена в состав Азербайджана. В советское время эти территории автономии так и не получили.
Распад СССР и связанный с ним приход к власти протурецких националистических политических сил способствовал процессу сецессионных настроений внутри бывших советских республик. Уже в конце 80-х годов была основана нелегальная талышская организация «Талышская национальная партия возрождения». Основной целью этой партии, по мнению ее активиста И. Мамедова, являлась защита национальных прав талышей на государственном уровне и в будущем борьба за создание автономии на территории семи районов, входящих в состав Талышско-Муганского региона Азербайджана.
После восстановления независимости Азербайджана в июне 1992 г. состоялся первый съезд указанной партии, которая была переименована в «Талышскую народную партию» (ТНП). Ее лидером стал Г. Мамедов. Главной целью партии была идея об автономии талышей в составе Азербайджана. В Министерстве юстиции АР 12 марта 1993 г. была зарегистрирована «Партия равенства народов Азербайджана» (ПРНА), поскольку с предыдущим названием ТНП в регистрации отказали. В уставе этой партии было указано, что она строит свою деятельность на основе международных правовых норм и на принципах самоопределения народов, а также на основе республиканского законодательства. При этом ПРНА не стремилась искусственно ускорить ход событий и боролась за создание благоприятных условий политического, экономического и психологического характера для создания автономии.
Однако все сложилось иначе. В июне 1993 г. полковник С. Гусейнов совершил в Азербайджане государственный переворот. В результате, президент А. Эльчибей бежал из Баку, и вся власть в стране перешла к Г. Алиеву, который ранее находился в Нахичеванской Автономной Республике.
На фоне происходивших событий, 21 июня 1993 г. в Ленкорани группой офицеров азербайджанской армии талышской национальности во главе с полковником А. Гумматзода была провозглашена Талыш-Муганская Автономная Республика. Были сформированы местные органы власти и созвано учредительное собрание — Национальный Меджлис. Такая деятельность не получила значительной поддержки со стороны талышского населения. Как следствие, после двух месяцев существования и безуспешных переговоров, указанная республика была «ликвидирована», а ее президент А. Гумматзода был арестован. В 2004 г., после помилования президентом Азербайджана И. Алиевым, он эмигрировал в Нидерланды. В следующем году со штаб-квартирой в Гааге было создано Талышское Национальное Движение.
Современная ситуация
За 10 лет существования Талышского Национального Движения его лидеры неоднократно говорили о мирном характере своей деятельности, которая не подразумевает вооруженной борьбы. Вместе с тем, на территории Азербайджанской Республики произошли два события, которые получили резонанс в СМИ. Первое, как впрочем, как и второе, связано с арестом редакторов талышской газеты «Толыши Сядо» Н. Мамедова в 2007 г. и Г. Мамедова, который был осужден в сентябре 2013 г. В связи с этим весной 2009 г. на территории России была создана политическая организация «Движение за возрождение Талыша», лидером которой стал талышский активист Ф. Абосзода. Многие же талышские активисты стремятся к созданию независимого государства.
С 2013 г из г. Шуши (Нагорный Карабах) проводит вещание радиостанция «Голос Талышистана», а с декабря 2014 г. начало работу Национальное телевидение Талышистана (НТТ), которое направлено, по мнению Ф. Абосзода, на повышение самосознания талышей и развитие их духовного потенциала.
Тема этнических меньшинств в многонациональной республике остается актуальной и в настоящее время. Особый интерес она представляет для Европейского союза ввиду эмиграции активистов национальных меньшинств АР в европейские страны. Так, 16 октября 2014 г. в Европарламенте прошла конференция, посвященная национальным меньшинствам в Азербайджане. На ней правозащитники отметили, что смешанные браки между представителями этнических групп приводят к стиранию национальных границ.
Скорее всего, современная ситуация для талышей обусловлена двумя составляющими. Первая (немногочисленная) политически ориентированная составляющая связана с перманентной борьбой ее лидеров, которые по большей части были вынуждены стать политическими эмигрантами. Оставшихся ее активистов считают «домашними талышами».
Вторая (многочисленная) – это народ, который исконно живет на своей земле и принимает политические реалии, как они есть. Так, в школах южных регионов Азербайджана преподают талышский язык по два часа в неделю в начальных классах. В республике талыши представлены такими общественными объединениями как «Азери-Талыш» (председатель М. Сафаров), «Талышский культурный центр», «Международная талышская ассоциация «Мада», «Талышская ассоциация «Авеста», а также Талышским филологическим институтом. Их деятельность в основном направлена на выполнение культурно-просветительской миссии.
Особенность проживания талышей и всех национальных меньшинств Азербайджана заключается в том, что они существуют в централизованном унитарном государстве автократического типа, где в провинциях власть сосредоточена в руках руководителей районных администраций, назначаемых по рекомендации президента республики. При этом местные муниципалитеты не играют существенной роли в общественной жизни.
Примечательно и то, что высшее звено в талышских районах назначается, как правило, из не талышей, что порой повторяет советскую систему управления. Вопросы же связанные с национальной идентификацией в последние годы занимают важное место во внутренней политике Азербайджанской Республики, и поэтому характеризуются высоким градусом эмоциональной напряженности. Учитывая, что политика государства направлена на консолидацию всех национальностей перед вызовами и угрозами, исходящими от стран Ближнего и Среднего Востока. В первую очередь, это угроза со стороны исламизма. Серьезную проблему представляет и украинский кризис, вследствие которого произошло создание де-факто независимых образований в Донбассе. Все это ставит руководство АР в новые условия действительности, когда нахождение диалога и консенсуса между национальными меньшинствами становится жизненно необходимым.