×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/nachalo-integracii-ili-prodolzhenie-ko/
Новости
3 мая
2 мая
27 апреля
26 апреля
trend.az
Начало интеграции или продолжение конфронтации в Нагорном Карабахе?

С 12 декабря с.г. в Нагорном Карабахе начался очередной виток кризиса в связи блокированием со стороны Азербайджана Лачинского коридора – единственной дороги жизни, связывающий Карабах с Арменией (а через нее и с внешним миром). При этом Баку на сей раз решил сменить артиллерию на «экологию», т.е. под видом экоактивистов перерезал дорогу в Карабах, сопроводив эту акцию в течение нескольких дней еще и прекращением подачи газа карабахским армянам.

Формальный повод данной провокации азербайджанская сторона мотивирует необходимостью проведения мониторинга месторождения золотого рудника в Мартакертском районе (Кашен и Дрмбон). В реальности же Баку преследует более весомые политические и экономические цели. При этом российские миротворцы оказались в затруднительном положении.

С одной стороны, РМК в соответствии с положениями трехстороннего онлайн-заявления от 9 ноября 2020 г. несет прямую ответственность за бесперебойное функционирование и контроль Лачинского коридора, а Азербайджан обязался обеспечить безопасность данной коммуникации. Соответственно, русские миротворцы вроде должны пресечь всеми возможными (включая и военными) средствами нарушение названного заявления.

С другой же – Россия так и не получила подпись дружественного Азербайджана по определению статуса самих миротворцев в Карабахе. Новообъявленный стратегический союзник России фактически не намерен считаться со статусом РМК в карабахской зоне. Руководство России строго исключает любое применение силы против дружественного Азербайджана (фактически закрывает глаза на неоднократные факты агрессивных акций Баку против формального военного союзника Армении в 2021–2022 гг., а также непосредственно против армянского Карабаха за период с декабря 2020 г. по декабрь 2022 г.). Если же командующий РМК не имеет мандата в зоне формальной ответственности, более того, получает строгий приказ Москвы не применять силовой вариант разблокировки Лачинского коридора, то что же остается делать генералу Волкову, как не выходить ни на какой контакт с участниками провокации и молча терпеть очередные унижения русского солдата со стороны азербайджанских союзников?.. Зачем же боевому генералу повторять неудачный опыт эмоционального сотрудника МГИМО Александра Михайлова, которого администрация дипломатического вуза (видимо, по команде того же Кремля и Смоленской площади) скоропалительно уволила с работы за его личное мнение по теме того же Азербайджана?

Получается, что РМК вроде и есть в Карабахе, а вроде и нет их там. Чего стоит растиражированное 21 декабря с.г. в сети видео, где русский военнослужащий упорно просит азербайджанских протестующих пропустить колонну с грузом для самих миротворцев, но получает отказ и вынужденно разворачивает колонну обратно. Получается, что вместе с карабахскими армянами и русские миротворцы оказались в блокаде. Такого сюжета очевидно мировая миротворческая практика и не знает.

Именно поэтому премьер-министр Армении Никол Пашинян на очередном заседании правительства РА заявил, что РМК де-факто не выполняет обязательство по контролю за Лачинским коридором вследствие незаконных действий Азербайджана. Хотя сути это не меняет, ибо от кого должны миротворцы защитить тех же карабахских армян, если не от Азербайджана? Официальный представитель МИД России Мария Захарова не принимает данное обвинение армянского премьера, поскольку РМК играют в Карабахе стабилизирующую роль и сохраняют мир. Получается, что разрешение «дорожного кризиса» не находится в компетенции РМК, ибо они вынуждены выступать в роли внешнего наблюдателя.

Россия надеется на мирное разрешение очередного этапа кризиса, говорит о серьезных переговорах с противостоящими сторонами. Иными словами, следует полагать, что Россия скорее согласится на удовлетворение ультимативных требований Азербайджана, оформленных «экологами». Правда, Совет безопасности ООН провел обсуждение данного вопроса и однозначно потребовал от Азербайджана прекратить транспортную и гуманитарную блокаду Нагорного Карабаха.

Если же Россия не справляется с функциями миротворцев, то вряд ли уже не то что СБ ООН или ОБСЕ не согласятся предоставить РМК международный мандат, но и сами армяне в этом разочаруются. К тому же, дружественный Азербайджан устами своих «экологов» прямо обвинил РМК в блокаде Карабаха (мол, они наоборот готовы открыть дорогу для экстренной помощи и гуманитарных грузов армянам Азербайджана, а в блокаде виновны сами русские).

Конечно, Россия сегодня в сложной ситуации в связи с проводимой СВО на Украине. России крайне не нужны новые фазы «горячих конфликтов» вблизи своих границ, она сама сегодня нуждается в мобилизации экономических и людских ресурсов. Вместе с тем, сама же Россия написала текст онлайн-заявления от 9 ноября 2020 г., сама же Россия претендует на лидерство в Закавказье, сама же Россия заявляет о недопустимости расширения НАТО на Восток. Хотя сама же Россия потворствовала вхождению члена НАТО Турции в ту же зону карабахского конфликта, а глава военного ведомства Турции Хулуси Акар уже официально заявляет об объединении турецкой и азербайджанской армии к 2025 г., то есть к моменту завершения срока РМК в том же Карабахе. Тем не менее, Россия не может сослаться на занятость по Украине или еще где-либо и отвернуться от проблем в Закавказье.

Россия прекрасно понимает, что если ее миссия в Карабахе провалится, то и в Армении ей не останется места. Подобная тенденция приведет к потере всего Закавказья в пользу натовской Турции. В таком случае способна ли будет Россия провести очередную СВО против Армении? Теоретически все в этом мире возможно, надежда на местную агентуру и идею смены режима тоже никто не отменял. Вся проблема в том, что политическое поле в подобной ситуации может резко сократиться, а фланговые входы в Армению через Грузию и Азербайджан вряд ли состоятельны. Просто в Грузии установился жесткий американский надзор и контроль, а Азербайджан не станет идти против интересов Турции и стратегии Турана по выдавливанию России из Закавказья и Средней Азии.

На крайней встрече тройки лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи стало очевидно, что, несмотря на согласие армянской стороны на отложенный вариант Москвы по урегулированию карабахского вопроса, Азербайджан будет решительным противником.

Баку устами своего президента И. Алиева неоднократно заявлял, что победа Азербайджана в осенней военной кампании 2020 г. сняла с азербайджанской повестки карабахский вопрос. Алиев утверждает, что Карабах – это Азербайджан. К тому же, в Азербайджане уже нет понятия Нагорный Карабах, ибо Алиев упразднил данное географическое наименование, заменив его на Карабахский экономический регион Восточного Зангезура. С таким подходом Алиеву остается издать очередной указ об отсутствии и самих карабахских армян (в принципе, он уже по собственному усмотрению занижает численность местных армян до 50–20 тыс. чел., утверждает, что это население есть армянское этническое меньшинство Азербайджана, а не коренные жители края).

В итоге Россия устами министра иностранных дел С.В. Лаврова фактически обвинила Армению в нежелании принимать российский вариант разрешения карабахского вопроса в будущем, ибо Ереван в Праге якобы подписал западный вариант урегулирования данной проблемы. В частности, Армения признала территориальную целостность Азербайджана в советских границах по Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. (т.е. по факту образования СНГ). Однако: во-первых, глава МИД РФ не может пока представить подписанный мирный договор между Арменией и Азербайджаном по кальке Праги или Брюсселя; во-вторых, сама Россия неоднократно и настоятельно рекомендовала и продолжает говорить о необходимости подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном, но при этом прекрасно понимает позицию официального Баку; в-третьих, Армения по Алма-Атинской декларации 1991 г. признала Азербайджан по советским границам, но без Нагорного Карабаха; в-четвертых, Армения не выдвигала территориальных претензий Азербайджану, не считает карабахский вопрос территориальным спором, а полагает карабахскую тему проблемой прав и безопасности местных армян с опорой на принцип самоопределения; в-пятых, все варианты не исключаются, если восстановится баланс сил между Арменией и Азербайджаном, соответственно, между Россией и Турцией.

Если же Россия повторяет опыт 1920–1921 гг. в судьбе Армении и Нагорного Карабаха, то это в очередной раз приведет к сделке с Турцией и Азербайджаном за счет и против интересов Армении и армян Карабаха. Весной 1920 г. Красная Армия, войдя в Карабах, обещала выступить объективным арбитром в разрешении территориальной принадлежности того самого Карабаха. Но спустя год Россия подписала мирный договор с Турцией и передала решением своего регионального партийного органа (пленум Кавбюро РКП (б) от 5 июля 1921 г.) на 97% армянонаселенный край в состав Азербайджана.

И сегодня Россия может согласиться на поэтапную реинтеграцию Нагорного Карабаха с Азербайджаном, включая прекращение Лачинского коридора, установление на ней азербайджанских КПП и таможни, восстановление экономического и финансового контроля Баку над краем, разоружение Армии обороны НКР, депортация немалой части карабахских армян (кому будет угрожать азербайджанская фемида с обвинениями в сепаратизме, терроризме, национализме и еще черт знает в каких -измах).

Что же взамен получит от такой перспективы Россия? Потерю Армении и армянского фактора в своей региональной политике. А может надежду на очередной раздел Армении с Турцией и Азербайджаном с взаимным признанием свершившегося факта аннексии (как подобную идею предложил небезызвестный И.И. Гиркин по теме раздела Украины между Россией и Польшей в 2014 г.)? Во всяком случае, подобная печальная перспектива и прямая угроза для армянской стороны приведет к системным трансформациям в регионе и в мировой истории. Правда, вряд ли с этим согласится Запад, Индия и Иран, что скорее приблизит угрозу мировой катастрофы, чем беспредел в региональной географии.

Баку в свою очередь рассчитывает именно на поэтапную интеграцию не существующего по их представлениям Нагорного Карабаха с Карабахским экономическим регионом Восточного Зангезура Азербайджана. Провокация в Лачинском коридоре есть проявление тактики гибридной войны, нацеленная на:

1) оказание давления на Армению в плане согласия предоставления зеркального Лачинскому коридору варианта Мегринского (Зангезурского) коридора, где возможно на первых порах русские пограничники будут обеспечивать бесперебойный контроль и безопасность потока грузов и пассажиров из материкового Азербайджана в Нахичеванский анклав и Турцию (точнее до момента прокладки через Мегринский коридор нового газопровода из Туркменистана через Азербайджан и далее в Турцию и Европу, ибо газопровод гораздо лучше справится с функциями погранконтроля исходя из обоюдных интересов некогда конфликтующих сторон);

2) установление экономического контроля над природными  и производственными ресурсами Карабаха (включая золотой рудник в Мартакертском районе, который уже передан одной из британских горнорудных компаний, владельцем которой является некий перс), а фактически начало производственной и финансовой интеграции края с Азербайджаном;

3) подписание мирного договора с Арменией на условиях Азербайджана с признанием Карабаха частью АР;

4) формирование трансграничной коммуникационной транспортной и энергетической артерии через армянский Мегри в Турцию и Европу к 2025 г.;

5) создание международного союза «Туран» с превращением Турции в новую империю Востока.

Такова перспектива успеха одной стратегии при условии отсутствия альтернативы. Выбор Армении зависит от ряда факторов, включая и от России. Если Москва смирится с подобной перспективой победы Турции и надеется на транзит своих товаров через Мегринский коридор, то ее надежды будут недолгосрочными, ибо Запад и ряд стран Азии скорее нивелируют русское участие в мегатранзите. Армения же вынуждена будет в подобной ситуации пойти на союз с Турцией под контролем Запада.

В ином подходе Москвы Армения сохранит свою роль в региональной стратегии России на Южном Кавказе. Так что судьба Карабаха в части интеграции или конфронтации между различными центрами силы пока не определилась.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

26 апреля 2024

МИД Азербайджана назвал необоснованной и искажающей ситуацию в стране резолюцию Европарламента, в которой выдвигается требование ввести санкции в отношении Баку на фоне так называемых нарушений прав человека в республике. Накануне ЕП сообщил о принятии резолюции, в которой требует Еврокомиссию рассмотреть …

25 апреля 2024

Армения готова обсуждать вопрос закупки газа у Азербайджана, считает это позитивным, заявил спикер армянского парламента Ален Симонян. «Отношусь очень положительно, считаю, что это хорошо. Считаю, что мы должны обсудить этот вопрос», – заявил Симонян журналистам в четверг. По его словам, …

23 апреля 2024

Азербайджан и Армения имеют общее понимание того, как должно выглядеть мирное соглашение между двумя странами, нужно лишь проработать детали. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на международной конференции в Университете АДА в Баку. «Теперь у нас есть общее …


Ваш браузер устарел! Обновите его.