×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/na-ukraine-gotovitsya-bolshoy-diriban-transha-mvf/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
На Украине готовится «большой дирибан» транша МВФ
11:08, 1 июня 2009  
60
0

На Украине готовится большой «дирибан» транша МВФ

Сегодня практически уже любому понятно, что Украина как государство летит в пропасть. Внутриполитический кризис все более и более усиливается, причем происходит это на фоне усугубления экономических проблем. А олигархи и связанные с ними чиновники, как в последний день, продолжают разворовывать остатки государственного богатства, созданного трудом всего украинского народа.

События последнего времени все больше наводят на мысль что украинские национал-либералы и их лидеры, как, впрочем, и часть их оппонентов, не просто согласны, а горят желанием сдать реальный суверенитет Украины в обмен на внешнюю финансовую поддержку.

Вот почему шла столь ожесточенная борьба за получение очередного транша Международного Валютного Фонда (МВФ). Вопрос только в том, кто в этом процессе будет главным.

С другой стороны, эксперты хорошо понимают, что МВФ выдаст Украине деньги лишь для того, чтобы помочь австрийским, немецким, американским, итальянским банкам, которые являются материнскими и имеют здесь «дочек».

Кроме того, получение этих денег обставлено рядом очень жестких требований.

Так в «Рекомендациях относительно экономических и социальных реформ – 2009», презентованных экспертным проектом «Голубая лента» (ООН), содержится 170 ключевых советов на тему преодоления экономической отсталости Украины и выхода из кризиса.

Основные из этих рекомендаций следующие:

* Отмена моратория на продажу сельскохозяйственных земель, отсутствие коммерческого оборота которых не дает сельскому хозяйству развиваться. Эксперты считают, что оживление рынка земли даст ощутимые результаты уже в ближайшей перспективе, и Украина будет способна увеличить производство сельскохозяйственной продукции в 2-3 раза.

Для создания цивилизованного рынка земли украинцам рекомендуют в срочном порядке принять три закона – «О земельном кадастре», «О рынке земли», «О выкупе частных участков для общественных и социальных нужд».

* Также рекомендуется привести коммунальные тарифы в соответствие с рыночными ценами, в первую очередь, цены на газ для населения, которые правительство сейчас субсидирует из бюджета.

На сегодняшний день на Украине существует система перекрестного субсидирования, когда тарифы на энергию для предприятий значительно выше, чем для населения, что ранее позволяло субсидировать ЖКХ за счет машиностроения и металлургии, которые активно потребляли ресурсы, и из-за высокой рентабельности могли оплачивать энергоресурсы по любым тарифам. Теперь же, в условиях кризиса, когда значительно сокращено производство в указанных отраслях, а соответственно и потребление энергии, полученных средств уже не хватает на субсидирование населения, которое не собирается сокращать потребление (меньше стирать, гладить и пользоваться микроволновками).

* Самый больной вопрос как для населения, так и для политиков – пенсионная реформа, которая может стать для украинцев «шоковой терапией». ООН настоятельно рекомендует постепенно поднимать пенсионный возраст для украинцев, а именно выровнять пенсионный возраст мужчин и женщин, что позволит в будущем значительно уменьшить общее количество пенсионеров.

Сегодня на выплату пенсий идет 50% госбюджета Украины, а если ничего не менять, то эта цифра может еще более возрасти, отмечается в пресс-релизе «Голубой ленты». В числе других мер по сбалансированию пенсионного фонда предлагается сокращение категорий граждан, имеющих право досрочно выходить на пенсию (шахтеры, военнослужащие, работники СБУ, милиции, балерины и др.), введение индивидуальных накопительных пенсионных счетов (это позволит гражданину контролировать и регулировать будущую пенсию), создание частных пенсионных фондов.

В этой связи следует отметить, что Юлия Тимошенко неоднократно заявляла, что не приемлет рекомендаций по повышению пенсионного возраста. Не звучат такие предложения и от оппозиции.

Что касается предлагаемых ООН реформ, то вице-премьер нынешнего правительства Григорий Немыря обвинил в отсутствии реформ президента и несовершенство украинской Конституции, а министр экономики теневого правительства Ирина Акимова заявила, что главная проблема в том, что в обществе нет доверия к институтам власти, и прежде всего, к этому правительству, намекая на необходимость новых парламентских выборов.

Судя по всему, готовится большой дирибан очередного транша МВФ. Известно, что одной из ключевых целей, под которую МФВ дает Украине деньги — это рефинансирование банковской системы.

Однако процесс рекапитализации банков может превратиться в самую масштабную государственную аферу.

Ряд аналитиков считают явно не случайным отсутствие четкой процедуры докапитализации банков и промедление с финансовой помощью проблемным финучреждениям. Причем, это связано не только с нехваткой необходимых на то средств в казне.

Некоторые из владельцев финучреждений, которые сегодня фигурируют в списке претендентов на государственную помощь, обратились к НБУ лишь после того, как сумели «вытрясти» из своих банков все до копейки. Примером может служить банк «Надра», который очень оперативно «истратил» не только собственные деньги, но и более 7 млрд. грн., которые Нацбанк выделил как рефинансирование.

Поэтому есть все основания предполагать, что получение денег от МВФ откроет новые возможности для масштабных валютных спекуляций, как это уже было после получения в ноябре первого транша кредита МВФ (почти 4,5 млрд. дол.).

Тогда, как сообщала премьер Юлия Тимошенко, за предоставление рефинансирования чиновники НБУ получали откаты в размере от 3 до 7% от суммы кредита. Львиная доля полученных средств сразу же переводились банкирами в СКВ. Причем покупали ее по хорошему курсу, сбывая впоследствии втридорога. Именно после этого, в декабре прошлого года состоялся первый мощный скачок курса доллара — с 7,4-7,6 грн./дол. он почти достиг 10 грн./дол. Не исключено, что данный сценарий в ближайшее время могут и повторить.

Возможно, чиновники и дальше затягивали бы со стартом процесса рекапитализации, позволяя банкирам вымывать средства из финучреждений, если бы не неотложная необходимость выполнять требования МВФ.

По подсчетам НБУ, на сегодня необходимым критериям для проведения рекапитализации соответствуют 26 банков. Но рассчитывать на поддержку правительства сможет лишь каждый четвертый из них.

Глава НБУ В.Стельмах сообщил, что в списке претендентов на получение помощи из средств МВФ лидируют Надра Банк и Укргазбанк. О своем желании получить средства из госказны заявляли также банки «Киев», «Финансы и Кредит», Укрпромбанк, Родовид Банк и одесский Имэксбанк.

Однако денег на всех может и не хватить. Так по расчетам на поддержку банков государством из госказны должно быть выделено 44 млрд. грн. А объемы необходимых вливаний только в Надра Банк и Укрпромбанк оценивается экспертами в четвертую часть этой суммы — 8,5-12 млрд. грн.

Сбивает с толку и отсутствие четких критериев, в соответствии с которыми будут определяться претенденты на получение средств, что дает большое поле для коррупции.

«Не исключено, что отсутствие полного перечня претендентов на капитализацию за счет государства отсутствует до сих пор именно потому, что в НБУ поджидают других кандидатов, которые сейчас сбрасывают активы в надежде потом получить государственные вливания», — предположил заместитель председателя правления одного из украинских финучреждений.

Пока чиновники и финансисты готовятся делить кредит МВФ, Украина и дальше скатывается в экономическую пропасть. Так украинские компании перестают платить по своим долгам. Согласно подсчетам экспертов, к началу апреля количество дефолтов по корпоративным облигациям уже достигло 90 и продолжает увеличиваться.

По данным агентства «Кредит-Рейтинг», которое присваивает рейтинги долговым бумагам, в первом квартале 2009 г. уже было зафиксировано 16 случаев технических дефолтов: девять из них пришлось на строительный сектор, и они были связаны со срывом сроков сдачи новой недвижимости в эксплуатацию, а семь — на корпоративный сектор.

«Если посчитать все случаи отказов эмитентов от своевременных выплат по купонам, офертам или погашениям бумаг, то получится, что у нас более 50% рынка облигаций в дефолте», — прокомментировал ситуацию начальник отдела анализа финансовых рынков ING Bank (Украина) Александр Печерицын.

В ближайшее время прогнозируется ухудшение финансового состояния эмитентов и как следствие — очередной виток реструктуризаций задолженностей, выкупа облигаций с дисконтами и обмена проблемных бумаг на ликвидные активы.

«К концу 2009 г. наступит срок погашений по бумагам приблизительно на 14 млрд. грн., к оферте может быть представлено ЦБ почти на 7 млрд. грн.», — рассказала г-жа Сливинская из Dragon Capital.

Примечательно, что сегодня прогнозируется увеличение количества не только технических, но и полноценных дефолтов: по оптимистическим оценкам, во втором полугодии последних будет три-четыре, пессимистическим — порядка 8-10.

Возрождение рынка корпоративных облигаций эксперты прогнозируют не ранее второго квартала 2010 г. Предполагается, что поначалу инвесторы будут решаться на покупку бумаг, обеспеченных залогами и предусматривающих «короткую» оферту — право инвестора требовать выкупа ЦБ через три-шесть месяцев после размещения.

Таким образом, можно сделать вывод, что нынешняя украинская элита уже доказала, что неспособна управлять страной. Единственно в чем расходятся заклятые оппоненты, так это в том кому сдаваться: США и ЕС или России.

Однако на сегодня ни России, ни прагматичным Соединенным Штатам с Европой новые нахлебники не нужны, зато нужна «банановая республика» как поставщик ценных ресурсов: дешевых белых работников, металла и продукции сельского хозяйства.

При этом соседи внимательно проследят не только за возвратом выданных кредитов, но и за выплатой «политических», либо «коммерческих» дивидендов.

Показательным в этом отношении выглядит недавнее заявление Всемирного банка, поймавшего «на горячем» украинских народных депутатов, которые пытались с помощью принятия поправок к проекту закона о госзакупках возродить злоупотребления Тендерной палаты.

Руководство ВБ недвусмысленно указало, что ВРУ должна принять именно ту версию законопроекта, которую разработала экспертная комиссия банка, а не «доработанную» украинскими умельцами.

Похожая ситуация сложилась и с законом о пенсионном обеспечении, с той лишь разницей, что давление на правительство и депутатов теперь оказывает МВФ.

В такой ситуации среди народа всегда возрастает популярность радикальных идей, в том числе, и идеи «твердой руки». Вся модель либеральной демократии, точнее, ее уродливая пародия, существующая сегодня на Украине, уже до чертиков надоела многим.

Однако переложить всю тяжесть кризиса на население и мелкий бизнес вряд ли удастся — они не только не будут платить, но и поднимут бунт.

Лучше всего на роль «козлов отпущения» подходят украинские олигархи, не успевшие вывести свои активы из страны. Однако заставить их делиться может только диктаторский, авторитарный режим, где воля правителя, поддержанного широкими массами, стоит выше формальных законов.

Оба предыдущих сценария требуют осмысленных и решительных действий либо от отдельных влиятельных представителей западной элиты, либо от наиболее харизматичных украинских лидеров.

Но и те и другие в случае реализации неизбежно столкнутся с противодействием внутри европейских структур или внутри самой Украины, что с большой вероятностью приведет к отказу от «большой» игры и сохранению статус-кво.

В таком случае, украинский кризис будет углубляться до тех пор, пока не породит стихийные акции социального протеста и гражданского неповиновения во всех регионах страны.

Люди будут требовать только одного — обеспечить им приемлемый уровень жизни, причем обращаться они будут не к далекой и бесполезной киевской власти, а к своему мэру, областному совету и его депутатам.

Последние окажутся почти в безвыходном положении — не располагая финансовыми ресурсами и реальной властью (их давно забрал национальный центр) они должны будут самостоятельно успокоить либо возглавить народные протесты. В противном случае – лишиться власти, а может, и пострадать от физического насилия.

В такой ситуации у местных властей останется только один выход — взять власть в свои руки. Это означает: прекратить или существенно сократить отчисление денег в центр, заставить предприятия платить по месту их нахождения и приступить к решению всех местных проблем самостоятельно, не обращаясь к услугам прогнившего центрального бюрократического аппарата: судам, прокуратуре, МВД и другим министерствам.

Роль катализатора, спускового крючка цепной реакции предполагаемых событий могут сыграть предстоящие президентские, а затем и парламентские выборы. Они обречены на то, чтобы расколоть народ и власть на два непримиримых и не доверяющих друг другу лагеря.

Массовые увольнения, наметившиеся в ближайшее время, по оценкам экспертов, свидетельствуют о том, что экономика пока еще не достигла кризисного дна — негативные явления будут усугубляться. Объясняется это тем, что владельцы предприятий не видят никаких позитивных изменений и увольняют сотрудников, чтобы избежать дополнительных расходов.

«Пока нельзя говорить, что началась вторая волна увольнений, — считает директор экономических программ Центра им. А.Разумкова Василий Юрчишин. — Но и свидетельств того, что экономика достигла дна, тоже нет».

Более радикальной позиции придерживается директор Института трансформации общества Олег Соскин. Он полагает, что вторая волна сокращений уже началась. «Кроме «Богдана», о них заявил также ЗАЗ, и это только начало. Учитывая экономическую ситуацию, это не последняя волна».

Уже в мае-июне, по мнению Соскина, возможны массовые протесты бывших работников машиностроения, металлургии, автоперевозчиков, других отраслей: «У них сильные профсоюзы и вполне вероятно, что протестами на местах они не ограничатся, пойдут на Киев». Он уверен в силовом исходе таких протестов: «Процесс уже запущен. У нашей власти атрофировались инстинкты самосохранения».

В последнем эфире «Свободы слова» спикер ВР Владимир Литвин заявил о разработке сценариев силового «перехвата» власти в стране: «Я считаю, что (возможен) силовой перехват власти, когда поделят страну и скажут, что никаких выборов не будет. Это силовое узаконивание своего господства».

Однако когда в стране бушует экономический кризис, сценарий по «перехвату власти» может пойти совсем по другому пути – по пути развития абсолютно неконтролируемого хаоса, спровоцированного именно политическими «разборками». Если кто-то из политиков (не важно — Ющенко, Тимошенко или Янукович) начнет реализовывать силовой сценарий или просто вариант с организацией акций протеста а-ля «стенка на стенку», то далеко не факт, что они рассчитают свои возможности контроля над ситуацией.В случае же потери контроля придется забыть не только о выборах, но и о нормальной жизни в стране.

Этот вариант чуть было не произошел зимой 2004 г. во время так называемой «оранжевой» революции.

Однако сейчас, когда все ведущие геополитические игроки увлечены проблемой борьбы с кризисом в пределах своих границ, на Украину они будут обращать очень мало внимания. Следовательно, искушение разыграть карту силового сценария на Украине довольно-таки велико для всех элитных групп страны.

В то же время сценарий сговора элит здесь маловероятен — для этого им нужно приблизительно одинаковое понимание того, что они хотели бы получить от стравливания представителей электората одной политической силы с другой.

Более вероятен именно хаотичный вариант того же сценария, когда каждая группа действует исключительно в своих интересах, прорываясь к абсолютной власти на Украине. Тогда становятся понятны ситуативные союзы между группами элит, имеющими абсолютно разное понимание ситуации, иррациональные до комизма и распадающиеся сразу после достижения цели.

Парадоксально, но раскол страны в этих условиях все равно будет работать: реальное объединение всей элиты без немедленных антикризисных мероприятий только спровоцирует одних избирателей на разочарование, других заставит испытать ненависть к «предателям» и лишь малую часть способно мобилизовать.

Вполне реально, что на фоне всеобщего неудовольствия поведением политической элиты, какая-то ее часть может попытаться сначала спровоцировать волну всеобщего протеста, чтобы потом ее оседлать и выиграть гонку за властью, вытеснив всех противников из политики, а то и за пределы государства. И ей будет все равно, какой ценой это будет достигнуто — электорат для многих представителей элиты — лишь «биомасса», сырье, с потерями которого принято считаться только тогда, когда его к себе переманивает оппонент.

Вот только от Украины после этого мало что останется.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

22 ноября 2024

На Украине продолжаются веерные отключения после того, как российская армия нанесла в прошлое воскресенье ответный удар. В МАГАТЭ заявили, что серьезное повреждение получили ключевые подстанции, связанные с поставками электроэнергии с украинских АЭС. «В ночь с 16 на 17 ноября четыре …

22 ноября 2024

Украина встречает одиннадцатую годовщину Евромайдана в такой реальной ситуации, что даже самые оголтелые его сторонники не могут отрицать полное крушение всех «евронадежд». Такое мнение высказал в пятницу, 22 ноября в своем Telegram-канале бывший украинский премьер-министр Николай Азаров. «11 лет назад …

21 ноября 2024

 Сенат США не поддержал рассмотрение резолюции против списания с Украины долга в размере $4,65 млрд — половины кредита на $9,3 млрд, выделенного Киеву в качестве экономической помощи. Списать эти средства предлагала администрация президента США Джо Байдена. Сенатор-республиканец Рэнд Пол, неоднократно …


Ваш браузер устарел! Обновите его.